Альбом помоги себе сам об элементарной помощи при царапинах ушибах и т д
Ольга Максимова
Валеологический центр в группе, как средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни
Приоритетным направлением в дошкольном образовании является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, и т. д., способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.
Важной составляющей процесса формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью и навыков здоровьесберегающего поведения является грамотно организованная предметно-развивающая среда группы.
«Валеологический центр» («Центр здоровья», «Уголок здоровья») является одним из средств воспитания культуры здоровья дошкольников.
Подбор оборудования осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и включает следующие объекты: познавательные, поисково-экспериментальные, наглядный материал об организме человека, правилах личной и общественной гигиены, безопасного поведения (энциклопедии, художественная литература, иллюстрации, развивающие игры, оборудование для опытов и т. д.).
Пополнять содержимое уголка можно практическими результатами проектной деятельности, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных мероприятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.
Примерный перечень оборудования для оснащения валеологического центра в возрастных группах
II младшая группа
Дидактические игры:
«Моё настроение»;
«Составь фигуру девочки (мальчика)»;
Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении);
Набор лиц человека, изображённых с разной мимикой (для фланелеграфа);
Сюжетные картинки с изображением движений ребёнка;
Серии последовательных картинок на формирование культурно-гигиенических навыков;
Шаблоны фигурок детей, взрослого человека;
Дидактическая развивающая кукла Мойдодыр, Доктор Айболит или девочка Чистюля.
Практические результаты детско-родительских проектов:
принесенные из дома полезные для здоровья предметы, которые являются частью коллекции предметов здоровья в группе;
рисунки и поделки по мотивам потешек и стихотворений, раскрывающих детям необходимость соблюдения личной гигиены, режима дня и правил безопасного поведения,
иллюстрации простейших загадок и отгадки к ним.
Средняя группа
Дидактические игры:
«Угадай настроение»;
«Зоркий глаз»;
«Мой организм»;
«Какую пользу приносят?» (значение частей тела для человека);
«Режим дня»;
«Уши мыть или не мыть»;
«Витамины»;
Серии последовательных картинок на формирование культурно-гигиенических навыков.
Наглядно-дидактические пособия:
Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» (о пользе движений, гигиенических процедур, закаливания для здоровья).
Схема: «Как правильно чистить зубы».
Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.).
Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций:
«Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) не будут умываться, спать, гулять, делать зарядку?»,
«Приведи пример того, что полезно для здоровья, а что вредит нашему здоровью»,
«Что будет с куклой (твоим любимым игровым персонажем, если она будет/не будет соблюдать правила личной гигиены.» и т. д.
Практические результаты детско-родительских проектов:
принесенные из дома полезные для здоровья предметы, которые являются частью коллекции предметов здоровья в группе;
рисунки и поделки по мотивам и литературных произведений, раскрывающих детям необходимость соблюдения личной гигиены, режима дня и правил безопасного поведения,
иллюстрации загадок и отгадки к ним.
Фотографии детей, членов семьи в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры.
Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Больница», «Поликлиника».
Старшая группа
Дидактические игры:
«Собери фигуру человека»;
«Найди правильную осанку и опиши её»;
«Удивительное лицо» (умение определять настроение другого человека);
«Если ты поранился»;
«Что полезнее?» (о полезных и вредных продуктах);
«Пальчики оближешь» (полезные свойства продуктов);
«Чтобы уши не болели» (правила ухода за ушами, моделирование)и т. д.
Наглядно-дидактические пособия:
Папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах».
Ширмы по темам: «Можно — нельзя», «Полезное — вредное».
Демонстрационные таблицы: «Как устроен наш организм», «Доктора природы», «Витамины – наши друзья» и т. п.
Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций:
«Составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестренки и нарисуй);
«Как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже и т. д».
Практические результаты проектной деятельности: «Создаем азбуку здоровья», «Кто помогает нам быть здоровым?», иллюстрированная реклама полезных для здоровья продуктов, плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», иллюстрированные загадки на тему здоровья.
Аптечка с предметами для оказания первой помощи.
Подготовительная группа
Дидактические игры:
«Полезные и вредные продукты для твоего здоровья»
«Приятного аппетита» (знание о разнообразии пищи — что нужно есть на завтрак, обед, ужин).
Ребусы, кроссворды валеологического содержания.
Наглядно-дидактические пособия:
Плакаты – сигналы «Запомни эти номера телефонов: 01, 02, 03»;
Схемы, иллюстрации по темам «Полезные упражнения для сердца (лёгких)»;
«Помоги себе сам, окажи помощь другим»;
Папка с иллюстрациями «Человек и его организм».
Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций: как оказать первую помощь, как заботиться о своем организме и т. д.
Практические результаты проектной деятельности: модели, плакаты, макеты, коллажи, позволяющие закрепить представления об основах здорового образа жизни. Настольно-печатные игры, изготовленные совместно с воспитателем на тему путешествия по Стране здоровья. В рамках длительных проектов — полезные подарки для детей других групп детского сада («Чудесная книга здоровья», «Кладовая витаминов»). Коллекции детские или подготовленные с родителями: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств). Они могут быть выставлены и в приемной группы.
Аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах.
Литература:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. Деркунская В. А., Коршунова М. Г. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста//Детский сад теория и практика. 2011. №10.
3. Деркунская В. А, Никонец И. И. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников//Детский сад теория и практика. 2011. №10.
Источник
Содержание уголков здоровья.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Дидактические игры:
«Я собираюсь на прогулку»
Цель: умение детей одеваться в соответствии с временами года.
«Моё настроение»
Цель: ознакомление детей с такими понятиями, как настроение, противоположные эмоции на нашем лице (мимика); развитие внимания, памяти.
«Угадай, кто это?»
Цель: упражнять детей угадывать по частям лица мальчика, девочку, тётю, дядю.
«Составь фигуру девочки (мальчика)»
Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении);
Набор лиц человека, изображённых с разной мимикой (для фланелеграфа);
Сюжетные картинки с изображением движений ребёнка;
Шаблоны фигурок детей, взрослого человека;
Блокнот с набором пословиц, поговорок, загадок, стихов о человеке, о здоровье и т. д..
Источник:
Т. А. Тарасова, Л. С. Власова «Здоровый образ жизни»
Содержание уголков здоровья
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Дидактические игры:
«Составь портрет»
Цель: развитие умения подбирать черты лица и писывать их.
«Узнай на ощупь»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
«Какую пользу приносят?»
Цель: знание детей о значении частей тела для человека.
«Оденься по погоде»
Цель: умение детей подбирать одежду, соответствующую погодным условиям, сезону.
«Угадай настроение»
Цель: воспитание у детей внимательного отношения к настроению других людей.
«Умные ушки»
Цель: узнавание детьми предметов по издаваемому звуку.
«Зоркий глаз»
Цель: умение находить предметы по указанному признаку.
Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливания для здоровья)
Схема: «Как правильно чистить зубы»
Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.)
Содержание уголков здоровья
СТАРШАЯ ГРУППА
Дидактические игры:
«Собери фигуру человека»
Цель: закрепление знаний ребёнка о строении тела; развитие пространственных представлений о строении человека.
«Найди правильную осанку и опиши её»
Цель: представление детей о необходимости соблюдать правильную осанку, о значении осанки для здоровья человека.
«Удивительное лицо» (мимика)
Цель: закрепление знаний детей о мимике человека; развитие умения видеть настроение другого человека.
«Если ты поранился»
Цель: ознакомление детей с элементарными приёмами оказывания первой медицинской помощи.
«Какие мы разные»
Цель: умение составлять связный рассказ о другом человеке (имя, возраст, рост, цвет волос, глаз ит. д.)
«Что полезнее?»
Цель: закрепление знаний детей о полезных и вредных продуктах, а также о таких, которые не приносят вреда, но не являются полезными, необходимыми для здоровья.
«Пальчики оближешь»
Цель: знание детей о полезных свойствах продуктов.
«Чтобы ушки не болели»
Цель: знание детьми правил ухода за ушами (моделирование).
Папка (альбом) с иллюстрациями:
«Человек и его организм», «Первая помощь при травмах».
Ширмы по темам «Можно — нельзя», «Полезное — вредное».
Аптечка с предметами для оказания первой помощи.
Содержание уголков здоровья
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Дидактические игры:
«Полезные и вредные продукты для твоего здоровья»
Цель: закрепление знаний детей о влиянии продуктов на организм; умение различать вредные и полезные продукты для жизнедеятельности человека.
«Фоторобот»
Цель: закрепление умения детей составлять фоторобот из частей тела, лица, движений человека.
«Приятного аппетита»
Цель: закрепление знаний о разнообразии пищи (что нужно есть на завтрак, обед, ужин).
Плакаты – сигналы «Запомни эти номера телефонов: 01, 02, 03, 04»
Схема, иллюстрации по темам «Полезные упражнения для сердца (лёгких)», «Помоги себе сам, окажи помощь другим».
Папка с иллюстрациями «Человек и его организм»
Аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах.
Источник
Татьяна Попова
Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе.
«Предметно – развивающая среда» — это система условий, обеспечивающая развитие ребенка.
Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к личности дошкольника информационную функцию, является средством передачи социального опыта. Предметы расширяют «технический кругозор», обеспечивают художественное восприятие, открывают мир музыки и искусства. Мир предметного окружения – это источник познания мира взрослого, его деловых качеств.
При построении развивающей пространства в группе я учитывала требования к развивающей предметно-развивающей среде согласно ФГОС ДО:
-насыщенность в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием Программы;
-трансформируемость пространства;
-полифункциональность материалов;
-вариативность среды;
— доступность среды;
— безопасность предметно-пространственной среды.
Все групповоепространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы. Мебель и оборудование установлены так,чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ УГОЛКОВ:
Физкультурный уголок «Здоровейка»и уголок здоровья
Задачи:Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
Оснащение:
— дидактические игры;
— книги;
— схемы, иллюстрации на тему здоровья;
— альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.);
— ростомер, «Стена здоровья» ;
— кольцеброс;
— картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
— картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания;
— картотеки гимнастики- спортивный инвентарь.
Уголок конструирования «Строим сами»
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Оснащение:
-модели, схемы, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т. п, картонные дома.
— наборы конструкторов: крупногабаритный (переносной, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;- мозаики крупные, средние, мелкие;- пазлы;- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;- игрушки для обыгрывания построек;
Игровые уголки «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Оснащение:
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
— наборы игрушек и предметов,помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
— предметы-заместители;
— модуль «Помощница», набор для парикмахерской и больницы, игровой материал для игры «Магазин»-продукты, касса, весы, корзинка для продуктов.
Уголок книги «В гостях у книжки»
Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
Оснащение:
— детские книги по программе;- любимые книги детей (книги по интересам);- сезонная литература;- тематические альбомы;- портреты детских писателей- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки,- стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик;- магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)
Уголок природы
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Оснащение:
— дидактические игры;
— альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,
— подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
— рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
— живые объекты: комнатные растения и пр.
— инвентарь для посадки семян и рассады
— паспорт уголка природы;
— календарь природы;
— набор игрушек — дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды
Уголок творчества «Умелые руки»
Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Оснащение:
— схемы последовательного рисования предмета;
— книжки-раскраски с образцами;
— картотека тематических книжек-раскрасок;
— альбомы для рассматривания ;
— дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
— репродукции картин разных жанров искусства
— материалы для рисования
— пластилин, наборы для детского творчества;
-инструменты для творчества;
— клеенчатые салфетки, банки, подставки.
Патриотический уголок «Мое Оренбуржье»
Задачи:
расширять представления детей о родном крае; формировать гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа; воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, а также воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Оснащение:
— образец пухового платка;
— дидактические игры;
— демонстрационный материал «Хлеб всему голова», «Расскажи про свой детский сад»;
— фотоальбом с фотографиями семей воспитанников;
— иллюстрации города Оренбурга, его достопримечательностей;
— атлас природного наследия Оренбургской области;
— флаг г. Оренбурга;
— флаг России.
Уголок «Безопасности»
Задачи: формировать у детей представление о безопасном поведении в окружающем мире, знакомить с правилами дорожной и пожарной безопасности.
Оснащение:
— служебные автомобили среднего размера (машина скорой помощи, пожарная машина, инкассаторская машина, полицейская машина);
— дидактические игры по правилам дорожного движения и безопасности;
— плакат по правилам безопасности;
Театральный уголок
Задачи: пробуждать интерес к театрализованной игре. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Оснащение:
— набор наручных кукол би-ба-бо:
— набор пальчиковых кукол би-ба-бо: семья;
— набор масок ;
— ширма для театрализации.
Гендерный уголок
Задачи: помочь овладению мальчиками/девочками гендерным репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений.
Оснащение:
— куклы средние (в том числе — девочки и мальчики, разных рас);
— схемы действий, карточек-символов, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;
— иллюстрированный альбомы: «Мужские и женские профессии», «Мужская и женская одежда» и т. п. ;
— дидактическая игра «Я-мальчик. Я-девочка»;
— костюмы-накидки для ролевых игр по профессиям (военный, пожарный, врач, полицейский и пр.);
— игровой модуль «Мастерская» (соразмерная ребенку) с инструментами ;
— игровой модуль «Кухня» (соразмерный ребенку) с плитой и аксессуарами ;
— набор косметических принадлежностей (расчески, зеркало, фен и т. д.)
Уголок познавательного развития
Задачи: развивать познавательный интерес у детей, математические способности у детей, расширение и активизация словарного запаса детей, развитие выразительности речи, с использованием вербальных и невербальных средств.
Оснащение:
настольно -печатные иглы развитие различных способностей
Уголок дежурства
Задачи: прививать ребенку любовь к труду; помочь ребенку почувствовать себя членом коллектива и осознать полезность своего труда.
Оснащение:
— фартуки, колпаки;
— салфетницы;
— хлебницы;
— карточки с картинками «Виды дежурства»
Музыкальный уголок:
Задачи: воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Оснащение:
— детские музыкальные инструменты: ;
— набор шумовых музыкальных инструментов;
— декоративный ящик или короб для мелких детских музыкальных инструментов;
— магнитофон;
— комплект CD ;
— музыкально – дидактические игры;
— набор иллюстраций, фотографий, открыток, репродукций, портретов композиторов в соответствии с музыкальными произведениями программы.
Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе отвечает потребностям обоих участников организации образовательного процесса — педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свободной деятельности детей.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Оборудование меняется в соответствии с тематикой, праздниками, временем года. Обновляются дидактические игры, сделанные своими руками.Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Источник