Биология 8 класс первая помощь при ушибах таблица

Урок биологии в 8 классе по теме  

«Оказание первой помощи при различных видах травм опорно-двигательного аппарата».

Михайлова Елена Алексеевна,

учитель биологии

МАОУ «СОШ № 10» Великого Новгорода

Цели:

Обучающие умеют:

1. называть основные виды и признаки травм опорно-двигательного аппарата: ушиба, открытого и закрытого переломов, растяжения, вывиха;

2. применить  приемы оказания первой доврачебной  помощи при различных видах травм опорно-двигательного аппарата в учебной ситуации;

3. дать определение понятию.

Содержание: типы и  виды травм, признаки ушиба, открытого и закрытого переломов, растяжения, вывиха;  основные приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах.

Демонстрационный материал:  

  1. Презентация:

Приложение №1 к уроку

Раздаточный материал:  

  1. Карточки с ситуационными задачами.

Ситуационная задача № 1.

При автомобильной катастрофе пострадавший извлечен из автомобиля, но подняться на ноги не может. Состояние тяжелое, бледен, жалуется на сильную боль в области правого бедра. Раны нет. Имеется деформация бедра, укорочение правой ноги.

Задание. Какой вид травмы у пострадавшего? Какую помощь требуется оказать пострадавшему?

Ситуационная задача №2.

Молодая женщина случайно подвернула стопу, возникла сильная боль. При осмотре: припухлость в области голеностопного сустава, умеренная болезненность при пальпации. Толчкообразная нагрузка на область пятки безболезненна.

Задание. Какое повреждение можно предположить? Какую помощь требуется оказать пострадавшей, какие средства оказания помощи вы будете использовать из представленных на демонстрационном столе.

Ситуационная задача №3.

Спортсмен-лыжник упал, спускаясь по горной трассе. Встать не может. Жалуется на боль в левой ноге в области голени, в ране видны отломки костей, кровотечение умеренное.

Задание. Каков вид травмы у лыжника? Какова последовательность действий при оказании первой доврачебной помощи.

Ситуационная задача №4.

Задание. Какое повреждение можно предположить? Перечислите очередность оказания первой доврачебной помощи.

  1. Карточка с заданиями.

Задание  1.

Определите по картинкам на слайдах виды травм опорно-двигательного аппарата (Слайд №20,21)

Задание 2. (Слайд №24)

1. Допишите предложение:
А – Перелом — это
Б —  Вывих – это

В – Растяжение – это

Г – Ушиб — это

Задание 3.  Напишите цифры по порядку действий оказания первой помощи при:

—  открытом переломе бедренной кости

1. Наложить жгут. 2. Обработать рану. 3. Остановить кровотечение.

 4. Наложить шину, зафиксировав соседние суставы. 5. Наложить стерильную повязку. 6. Дать обезболивающий препарат. 7.Вызвать скорую помощь

— при вывихе плечевого сустава

1. Приложить холод. 2. Транспортировать в мед. учреждение 3. Зафиксировать конечность. 4. Дать обезболивающий препарат. 5. Согнуть руку.

Оборудование: мультимедийное оборудование, перевязочный материал, жгуты, импровизированные шины, скелет человека, муляжи конечностей, учебник «Биология»  авторы: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев, «Дрофа» 2016,  8 класс.

Технология:  Деятельностный метод Л.Г.Петерсон.

Ход урока.

  1. Постановка учебной задачи.

— Ребята, а что такое доврачебная помощь? (это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего). 

— Может ли пострадавшему помочь любой человек? (нет, может помочь только тот, кто знает, как это можно сделать)

— А что должен знать человек, оказывающий первую доврачебную помощь? (уметь освободить пострадавшего от действия опасных и вредных факторов, оценить состояние пострадавшего, определить последовательность применяемых приемов первой доврачебной помощи, при необходимости использовать подручные средства при оказании помощи и транспортировке пострадавшего)

— А какой главный принцип должен знать соблюдать человек, оказывающий помощь? (не навреди пострадавшему)

Я предлагаю вам побывать в роли экспертов,  которые знают, как оказать первую помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.  Перед вами ситуационные задачи, которые нужно решить. Работать вы будете в парах.

 Обучающие выполняют задание.

— Ребята, вы можете сказать, что 100% справились с заданием? (нет)

— Обсудите в парах, а в чем было затруднение при выполнении данного задания? В части определения вида травм или в части оказания первой доврачебной помощи? (и травмы не все понятны по описанию и правила оказания помощи)

— Каких знаний, а может быть умений, вам не хватает? (мы не знаем характеристик травм и их различий, не знаем правил оказания первой доврачебной помощи при различных травмах)

— Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. («Оказание первой помощи при различных видах травм опорно-двигательного аппарата»). Слайд №1..

— С темой урока мы определились, а что мы еще должны сделать, чтобы продолжить урок? (определить цель урока).

— Обсудите в парах «Чему мы сегодня научимся на уроке?» Предложите формулировку. (Научиться определять типы травм и оказывать первую доврачебную помощь при разных травмах опорно-двигательного аппарата.)

— Что мы должны сегодня изучить на уроке, чтобы научиться оказывать первую доврачебную помощь? (спланировать работу на уроке)

— Предлагаю составить план  вашей дальнейшей работы. Вы определили цель урока, какие задачи согласно поставленной цели вы будем решать на уроке? (Обсуждение задач по достижению цели урока). Слайд№2.

Цель: Научиться определять виды травм и оказывать первую доврачебную помощь при разных видах травмах опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

1. Узнать основные типы и виды  травм опорно-двигательного аппарата и их отличительные признаки.

2. Узнать алгоритм оказания первой доврачебной помощи при разных видах травм.

3. Узнать приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

II.        «Открытие» детьми нового знания.

— Какую первую задачу решаем? (Узнать основные типы травм опорно-двигательного аппарата.) Слайд №3,4

Для решения этой задачи предлагаю выполнить задание, используя учебник.

Задание. Используя текст учебника (стр. 76-79), определите основные типы травм опорно-двигательного аппарата и их отличительные признаки.

Результаты оформите в первом, втором и третьем столбце таблицы № 1. Слайд №5

Таблица 1.

Типы травм

Характер повреждения,

симптомы

Первая доврачебная помощь

— Вы определили виды травм, предложенные в тексте учебника, записали данные в таблицу, а теперь сформулируйте общее определение понятию, что представляет собой травма.

Травма – это …

— Все верно Слайд №6 (травма – это повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникающее в результате внешнего воздействия).

 — Давайте проверим, удалось ли вам правильно определить признаки основных травм опорно-двигательного аппарата. Сверьте записи в своих таблицах с представленным эталоном на слайде. Слайд№7

— Все верно, молодцы. 

— Вы дали определение понятию травма и определили виды травм. Для того чтобы различать травмы, что нужно знать? (знать их существенные признаки.)

— Вы знаете виды травм их признаки, предлагаю вернуться к вашим ситуационным задачам и определить виды представленных в них травм (растяжение, открытый и закрытый переломы, вывих)  Сопоставьте текст с представленными рисунками. Выполнят задания (сверяют с эталоном Слайд №8-11)

— Какую первую задачу мы выполнили.  (Узнали типы травм и их признаки.)

— Какую задачу будем решать дальше? (Узнаем  алгоритм оказания первой доврачебной помощи при разных видах травм.)

— Для решения этой задачи предлагаю, следующее задание, которое перед вами на слайде №12. Сопоставьте виды травм с приемами оказания первой помощи. Можете ли вы составить правильный алгоритм оказания первой помощи при травмах?

— Обсудите в парах – в чем затруднение? Каких знаний, умений не хватает? (Мы не знаем, как правильно наложить шины и жгут при кровотечении.  Мы не знаем правильный  алгоритм оказания помощи).

— Для решения этой задачи предлагаю выполнить следующее задание. Задание: Прочитайте текст учебника (стр. 76-79), определите алгоритм оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Результаты оформите в третьем столбце таблицы.

Читайте также:  Вывихи ушибы на ноге

— Сверьте записи в своих таблицах с представленным эталоном на слайде №13

 — Ребята, у вас все получилось? Вы можете с уверенностью приступить к оказанию первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата? Слайд №14 (Нет, потому что, мы узнали и записали общий алгоритм оказания первой помощи).

— В таком случае, каких знаний, умений вам не хватает? В парах обсудите, в чем затруднение? (Переломы, вывихи могут быть в разных местах скелета, Мы не знаем какую помощь нужно оказывать при разных видах травм опорно-двигательного аппарата).

— Для решения этой задачи выполните следующее задание.

Задание: Прочитайте текст учебника (стр.76-79) и заполните таблицу №2 Слайд 15

Вид травмы

Алгоритм оказания первой  помощи

— Давайте проверим, удалось ли вам правильно выполнить задание. Сверим с эталоном – Слайд №15.

— Теперь вернёмся к заданию, которое вы не смогли выполнить (слайд № 13 и определим, каков алгоритм оказания первой помощи при переломе позвоночника, ребер  и вывихе тазобедренного сустава? (Учащиеся проговаривают алгоритм).

— Почему Вы считаете, что правильно выполнили задание? (Перечислили существенные признаки травм и назвали правильный алгоритм оказания первой помощи.) Слайд №17

Физкультминутка для глаз Слайд № 18

— Какую вторую задачу мы выполнили.  (Узнали алгоритм оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.)

— Грамотно оказанная первая помощь при травмах  – залог сохранения жизни и здоровья человека. Ребята, а может случиться так, что пострадавшему оказали первую доврачебную помощь, но он остался при этом инвалидом и врачи уже не смогут ему помочь? Или, что еще страшнее, случился летальный исход.  (Да, конечно, может)

— Подумайте, а что может быть причиной? (Причин может быть много, например, неправильно транспортировали, вправили вывих, наложили жгут и тд.)

Предлагаю выполнить следующее задание: используя текст учебника, напишите в памятку по оказанию первой доврачебной помощи, что НЕДОПУСТИМО  делать, оказывая помощь?

— Давайте проверим ваши результаты, сравнивая с эталоном. Слайд 19. 

— Какую задачу выполнили на этом этапе урока? (Изучили, что недопустимо  делать при оказании первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата).

Памятки по оказанию первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата,  раздаются каждому учащемуся класса.

III.Первичное закрепление (с комментированием).

— Для того чтобы оказать первую доврачебную помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, что нужно знать?  (Характер травмы и приёмы оказания первой доврачебной помощи)

— Этого достаточно?  (Нет, надо ещё уметь правильно её оказать).

— Какую следующую  задачу нужно выполнить? (Потренироваться применять приемы оказания первой доврачебной помощи при разных видах травм на практике.)

— Для этого, я вам предлагаю закрепить полученные знания на практике в парах.

Задание: пользуясь раздаточным материалом, окажите первую доврачебную помощь друг другу при ушибе пальца, растяжении связок лучезапястного сустава, при закрытом переломе локтевой кости и открытом переломе плечевой кости, проговаривая вслух свои действия, сверяя их с эталоном. (Учащиеся по очереди оказывают друг другу помощь, комментируя выполняемые действия, сверяя их с эталоном)

IV.        Самостоятельная работа с проверкой в классе.

— Вы учились применять приемы оказания первой доврачебной помощи при различных видах травм опорно-двигательного аппарата в парах, а сейчас, чтобы проверить и оценить насколько, вы научились это делать,  выполните  задания самостоятельно.

Задание: На муляжах конечностей окажите первую доврачебную помощь при ушибе предплечья, растяжении связок лучезапястного сустава, при закрытом переломе локтевой кости и открытом переломе плечевой кости.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

— А сейчас проверьте и оцените,  научились ли вы применять приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

К доске вызываются 4 учащихся, для демонстрации приемов оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Каждая демонстрация сопровождается комментариями учащихся (объяснение последовательности действий, сверка с эталоном)

Остальные проверяют и оценивают свои действия, сравнивая с тем, что демонстрируется и эталоном, делают вывод, совпали ваши действия с эталоном или нет.

— Кому удалось выполнить действия в соответствии с правилами? (….) .

— У кого были затруднения, какие?  (……) .

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какая была цель урока? (Научиться оказывать первую доврачебную помощь при разных травмах опорно-двигательного аппарата)

— Почему вы считаете, что мы достигли цели урока?  (Мы без ошибок выполнили задания, работая в парах и индивидуально. Мы научились, работая в парах и самостоятельно оказывать первую доврачебную помощь при разных видах травм).

— Какие задачи мы ставили перед собой? (Узнать типы и виды травм опорно-двигательного аппарата; определять их отличительные признаки,  узнать приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах, тренироваться в применении приемов оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата).

— Какие затруднения при решении этих задач вы испытывали? (…….)

— Выполните задания на Слайд №19,21

Учащиеся выполняют задания.

— Давайте проверим. Сравните результат  с образцом. Слайд 22,23.

— Молодцы, с видами травм вы справились. А теперь проверим, как вы усвоили алгоритм оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

— Выполните задания на карточке. Р1 Слайд №24

Учащиеся выполняют задания.

— Давайте проверим. Сравните результат  с образцом. Слайд 25

— У кого были ошибки, и остались затруднения? Учащиеся, неправильно выполнившие задания, высказывают свои затруднения.

– Над чем ещё вам  надо будет поработать? (Отработать приемы оказания первой доврачебной помощи)

— Домашнее задание. Слайд №26 Прочитайте параграф 16, устно ответьте на вопросы к параграфу.  Решите ситуационные задачи (выдаются каждому учащемуся) по алгоритму оказания первой доврачебной помощи при разных видах травм опорно-двигательного аппарата.

— Спасибо за урок!

Источник

Опорно-двигательная система человека подвержена травмам, вызванным действием факторов внешней среды.

Относительно небольшие повреждения тканей, происходящие без нарушения целостности кожи, называют ушибами.

При лёгких ушибах возникают небольшие кровоизлияния в ткани (синяки).

При сильных ударах могут пострадать внутренние органы: почки, селезёнка, печень.

Особенно внимательно нужно следить за пострадавшим при ушибе головы. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга, и больного надо доставить в медицинское учреждение на носилках.

Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов

У человека при осуществлении неловких движений в быту или спорте, при ударах и больших нагрузках, при падении может возникнуть растяжение связки, соединяющей сустав, или даже её разрыв.

При растяжении возникает отёчность, болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.

Первая помощь при растяжении должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Местное охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отёка, уменьшает внутреннее кровотечение. При растяжении связок необходимо наложить тугую фиксирующую повязку.

При более сильном воздействии на сустав может случиться вывих — суставная головка выходит из суставной впадины.

Повреждённый сустав отекает, возникает сильная боль. Иногда появляется кровоподтёк (синяк).

Первая помощь: сделать холодный компресс и туго забинтовать место травмы (чтобы ослабить боль и уменьшить подвижность сустава) и осторожно доставить к врачу.

Вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность нельзя. После получения первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.

При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться, т. е. могут произойти переломы костей.

Читайте также:  Какая мазь эффективна при сильных ушибах

Чаще происходят переломы костей конечностей.

Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым.

При открытом переломе, возникают раны, и может произойти попадание болезнетворных микроорганизмов во внутреннюю среду организма.

На место перелома костей конечностей накладывают шину — рейки, трубки или дощечки из какого-нибудь негибкого материала. Их туго прибинтовывают к повреждённой конечности так, чтобы сломанные кости не сместились (чтобы обеспечить неподвижность сустава выше и ниже перелома) и тем самым обездвижить место травмы. Чтобы шина не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если на месте происшествия невозможно найти материал для шины, рекомендуется сломанную ногу прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу.

Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.

При открытых переломах сначала нужно остановить кровотечение и обработать рану. Самостоятельно пытаться вернуть сломанную кость в исходное положение нельзя, так как при этом острые концы в месте перелома могут повредить мышцы и сосуды.

При переломе рёбер наложение шины невозможно, а первая помощь направлена на то, чтобы уменьшить движение рёбер. Для этого пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох и грудную клетку туго перевязывают полотенцем. После такой перетяжки дыхание должно быть спокойным.

При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, голову слегка приподнимают во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызывают врача. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.

При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность (щит) лицом вниз и вызывают скорую помощь.

Перевозят пострадавшего только в лежачем положении, так как при перевозке в сидячем положении позвонки могут сдвинуться и повредить спинной мозг.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Источник

Урок в 8 классе

по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.

Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.

Задачи:

  • Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
  • определить цели доврачебной помощи;
  • продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление, творческие способности  с помощью проблемных ситуаций;  
  • развивать умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
  • формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
  • обеспечить смену видов деятельности

     Тип урока: комбинированный

Оборудование: тест, компьютеры, бинты, шины (картон), косынка, презентация.

Запись на доске: «Кто предупрежден, тот вооружен!»

Понятия: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение связок, вывих.

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

— Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рад приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится!

— Сегодня мы будем работать в группах. Сначала проверим, как вы усвоили домашнее задание.

  1. Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.

— Вам необходимо отметить у себя на карточках правильные суждения. (Приложение 1)

Время выполнения 3 мин. Карточки после сдаем для получения оценок.

Тест.  Выпишите номера правильных суждений. (слайд 2)

1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.

2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.

3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.

4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.

5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.

6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.

7.Сустав это подвижное соединение костей.

8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.

9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость

10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.

11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.

13.Кости образованы соединительной тканью.

14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.

15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.

Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.

  1. Актуализация опорных знаний (игра «Горячий стул») (3 мин) Слайды 3 -12.

—  А сейчас поиграем в игру «Горячий стул». Для начала выберем одного желающего

 Ребята выбудете говорить определения, а участник должен сказать, о чем идет речь. Кто желает?

(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на презентации выводит понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость, сколиоз и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)

— Хорошо, молодец.

  1. Изучение новой темы

Вы знаете, что в  различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг», Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»

Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача,  фельдшера,  медицинскую сестру…  А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.

-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

( О травмах опорно-двигательной системы, симптомах различных повреждений, оказании доврачебной  помощи, обосновывая каждое действие).

-Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)

— Итак, как выдумаете, скажите какова тема урока?

(Запись темы урока на доске и в тетради.) Слайд 13. Озвучивание цели урока. Слайд 14.

-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?

(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).

— А теперь, ребята, давайте, вместе с вами выполним задание № 1. (Слайд 15-16) Оно лежит у вас на столе. Дома вам было задано найти определение следующих понятий:

  1. Травма 
  1. Травматология 
  1. Хирургия 
  1. Ортопедия 
  1. Рентгенография
  1. Ампутация
  1. Перелом
  1. Вывих

— Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)

Задание 1

Найдите соответствие цифры и буквы

  1. Травма (от греческого trauma – рана)

А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.

  1. Травматология (от травма и логия)

Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

  1. Хирургия (от греческого cheir – рука, и ergon – работа)

В) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.

  1. Ортопедия (от греческого ortos – прямой, правильный)

Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.

  1. Рентгенография

Д) нарушение целостности кости

  1. Ампутация (от латинского amputatio – отсечение)

Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей

  1. Перелом

Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.

  1. Вывих

З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием

Читайте также:  Как определит ушиб кисти

Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е

 — Закончили. Хорошо, а теперь проверим.

Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы совместно в группах должны заполнить, используя текст учебника. (Слайд 17-18)  Учащиеся, работая с материалами учебника, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение).  В таблицах изображены виды повреждений, им необходимо: 1. определить вид повреждения. 2. описать симптомы. 3. написать ПМП. Та группа которая справится быстрее остальных поднимает руку. Время выполнения 5 минут. Используя  текст учебника (параграф 16),  заполните таблицу.

Задание 2

Схематическое изображение травмы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Тип травмы

Симптомы травмы

Меры первой помощи

Противопаказания

Схематическое изображение травмы

Тип травмы

Растяжение связок

Перелом

Вывих

ушиб

Симптомы травмы

Боль. Быстро растущий, иногда синюшний отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний.

Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений или появление подвижности в тех местах, где ее не дожно бытьНарушение формы и длины (если это конечность), искривление. При открытом переломе кровотечение, видны костные обломки.

Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движений в суставе (сразу после травмы)

Боль.

повреждении сосудов возможно развитие гематомы — ограниченного скопления крови в пространстве между слоями тканей. Основные признаки – это наличие очага покраснения, а затем синюшности в месте приложения травмирующего объекта, отёка и боли.

Меры первой помощи

Накладывают тугую фиксирующую повязку, прикладывают холод.

Пострадавшей части тела придать неподвижность, используя шину, косынку или подручные средства-дощечки, картон(шина). Доставить пострадавшего в травпункт.

Зафиксировать конечности(шина).

Чтобы уменьшить боль, можно дать пострадавшему анальгин или ибупрофен. Нередко при вывихах образуются кровоподтеки. Обработайте повреждение спиртом или перекисью водорода.

При ушибе мягких тканей в первые сутки показано применение холода с целью остановки излияния крови внутри тканей. Для этого используют пузыри со льдом, грелки с холодной водой. На область ушиба накладывают давящую повязку со свинцовой примочкой. При сильной боли может потребоваться назначение анальгетиков.

В случаях образования обширной подкожной гематомы или при наличии гемартроза показано проведение пункции для удаления крови.

Противопоказания

Нельзя травмировать движениями.

Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, т. к. отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв.

Нельзя самому вправлять кости, вышедшие из сустава.

нельзя активно двигать ушибленной конечностью, если появилась гематома, нельзя её вскрывать  
-массаж, тепловые процедуры, горячие ванны и компрессы противопоказаны ! в течение 4—5 дней, не прикладывать лед на голое тело (только на специальный бинтик или полотенце)

Учитель после выполнения задания поправляет учащихся, если допущены ошибки.

— Хорошо, молодцы.

— Ребята, а какие виды переломов вы знаете? (учащиеся отвечают)

-Правильно есть два вида переломов : открытый и закрытый.  Чем же они отличаются? (учащиеся отвечают)

— Молодцы!

— Вы устали? Давайте проведем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 19)  (2 мин) упражнение «Росток» (для повышения активности организма) Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.

— Отдохнули? Поехали дальше.

Работа в группах. Разбор ситуации.  (Приложение 3)  Слайд 20.

-Что необходимо сделать, если повреждение произошло?  (ответы учащихся)

НЕОБХОДИМО! (Слайд 21).

  1. Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
  2. Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.

Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!

—  У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой группы. Вы должны определить вид повреждения и что какую помощь нужно оказать в подобных случаях? Используя знания, полученные вами на уроке и текст учебника, проанализируйте ситуации.  Время выполнения 5 мин.

1 группа.

Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы. 
Ситуация  2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы. 

2 группа.

Ситуация  1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.

Ситуация  2.Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои. 
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Ни кто из ребят не знал, что делать. Определите вид травмы.

3 группа.

Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по — этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».

Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.

Ситуация  2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и посколь