Биология первая помощь при ушибах переломах костей и вывихах суставов
Тема: Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
Цель: разъяснить значимость оказания доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; дать элементарные сведения о травмах костно-мышечной системы и методах первой помощи.
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Слайд 2 – Каждый человек обязан уметь оказать пострадавшему первую доврачебную помощь. Это позволит кому-то сохранить жизнь, свести к минимуму возможные последствия происшествия, способствовать быстрому выздоровлению.
Слайд 3 – Травма (от греч. trauma – рана) – это нарушение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним воздействием.
Виды травм: ушибы, переломы, вывихи, растяжение связок.
Слайд 4 – Травмы, в зависимости от способа воздействия на организм человека, могут быть механические, тепловые, холодовые, химические, радиационные.
Слайд 5 – Ушибы – повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи. В зависимости от силы удара различают ушибы легкие, средние и тяжелые. При легких ушибах возникает небольшое кровоизлияние с образованием синяков. При средних ушибах бывают более значительные кровоизлияния с образованием кровоподтека. При сильных ушибах могут быть опасные для жизни внутренние кровотечения.
Слайд 6 – При ушибе могут пострадать не только поверхностные ткани, но и внутренние органы – печень, почки и др. Особенно опасно сотрясение головного мозга. Даже кратковременная потеря сознания при падении или рвота после него требует немедленного обращения к врачу. Ходьба такому больному противопоказана, его лучше доставить в травмпункт на носилках.
Меры первой помощи при ушибе направлены, прежде всего, на уменьшение боли и внутреннего кровотечения. С этой целью применяют холод. Пузырь с холодной водой или льдом не рекомендуют прикладывать прямо к телу: его надо обернуть материей.
Слайд 7 – Перелом – полное или частичное нарушение целостности кости.
Если кожные покровы и мышцы при этом не нарушены, переломы относят к закрытым, а если нарушены – к открытым.
Слайд 8 – Переломы классифицируются на полный и неполный по полноте разрыва кости, со смещением и без смещения по позиции обломков друг по отношению к другу, открытый и закрытый по наличию повреждения кожи.
Слайд 9 – Признаки закрытого перелома:
— сильная боль при движении и при нагрузке на конечность;
— деформация и отёк конечности;
— синюшный цвет кожи.
Признаки открытого перелома:
— видны костные обломки;
— деформация и отёк конечности;
— наличие раны, часто с кровотечением.
Слайд 10 – Отличить закрытый перелом от ушиба бывает достаточно сложно. Признаки, указывающие на наличие перелома, следующие: острая боль при попытках изменить положение поврежденной части тела, появление подвижности в тех местах, где ее не должно быть.
Слайд 11 – ПМП при закрытых переломах. При закрытом переломе следует обеспечить покой повреждённой конечности, для чего накладывают специальную шину, затем дают обезболивающее средство, после чего обязательно доставляют пострадавшего к врачу, где сделают рентгеновский снимок и окажут всю необходимую помощь.
Слайды 12-13 – ПМП при открытых переломах. При определении открытого перелома вначале надо остановить кровотечение и обработать рану, наложить повязку. Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, так как отломанные концы могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносные сосуды, повредить нерв. Пострадавшей части тела надо придать неподвижность, то есть зафиксировать ее.
Перед применением лекарственного средства необходимо выяснить, нет ли у пострадавшего непереносимости к каким-либо препаратам. Если таковая имеется, то медикаментов не давать.
Слайд 14 – Основной способ оказания первой помощи пострадавшему при переломах –
наложение шинной повязки. При наложении шины должны фиксироваться два ближайших сустава: один — выше места перелома, другой — ниже.
Слайд 15 — Для этого используют либо специальные медицинские шины, либо подручные средства – дощечки, картон. Шина должна захватывать не менее двух соседних суставов. Шину накладывают со стороны нетравмированных участков тканей. Под шиной должна быть мягкая ткань – вата или одежда. Накладывать шину на голое тело нельзя. Прибинтовывается шина не очень плотно: она не должна давить на поврежденные поверхности.
Слайд 16 – При переломе костей плеча, предплечья и кисти целесообразно руку согнуть у локте и помимо шины зафиксировать руку косынкой. Можно концы косынки обвязать вокруг шеи и положить в нее руку с шиной. Если нет косынки, можно полу пиджака со стороны пораженной руки прикрепить булавкой лацкану пиджака и в образовавшуюся складку положить руку.
Слайд 17 – При переломе бедра или костей голени накладывают шину вдоль вытянутой ноги. В крайнем случае, можно прибинтовать больную ногу к здоровой.
Слайд 18 – При переломе грудной клетки шину накладывать нельзя. Пострадавшему предлагают задержать дыхание на фазе выдоха и наложить тугую повязку. После этого ему разрешают дышать, но не глубоко и доставляют в травмпункт.
Слайд 19 — При травмах позвоночника пострадавшего кладут на ровный настил лицом вниз. Сажать, а тем более перевозит ли переносить пострадавшего в сидячем положении нельзя.
При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину. Голову фиксируют валиком из одежды или одеяла. Валик укладывают в виде подковы, чтобы голова была неподвижной. Лицо пострадавшего должно быть повернуто в сторону, на случай рвоты. Класть голову не подушку нельзя. Однако, при подозрениях на травмы позвоночника или головы, лучше обеспечить неподвижность пострадавшего и дождаться специалистов-медиков.
Слайды 20-21 – Вывих суставов. Вывихом называют стойкое смещение суставных костей, при котором головка одной кости выходит из суставной ямки другой. Если выход головки неполный, то такая травма называется подвывихом.
Слайд 22 – При вывихе наблюдаются: отечность, изменение формы сустава, неестественное положение конечности, изменение её длины, сильная боль в суставе и невозможность движения.
Слайд 23 — При вывихе необходимо обеспечить покой вывихнутому суставу, дать обезболивающее средство пострадавшему и без промедления обратиться к врачу-травматологу.
Слайд 24 – Итак, при оказании первой помощи нужно закрепить пострадавшую конечность так, чтобы не изменить положения вывихнутого сустава. Для этого наложить фиксирующую повязку типа косынка или шину; можно прибинтовать руку к туловищу. К месту вывиха нужно приложить грелку с холодной водой или льдом, либо смоченное холодной водой полотенце. Вывих должен быть немедленно вправлен, поэтому пострадавшего нужно доставить в ближайшую больницу.
Слайд 25 – Вправление вывихов производят в основном ручными приемами, но для выполнения их нужны специальные знания и навыки, неумелые попытки могут лишь увеличить тяжесть повреждения.
Слайд 26 – Растяжение связок. Если в результате неосторожного движения подвернулась стопа, вывернулись пальцы рук, при падении пострадала кисть в лучезапястном суставе, можно предположить растяжение связок.
Растяжение и разрыв связок происходит, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Во время травмы чаще всего повреждаются суставные мышцы, сухожилия и связки. При растяжении происходит разрыв подкожной клетчатки, нередко повреждается также чувствительная суставная капсула.
Слайд 27 – Симптомы растяжения связок и мышц сходны, хотя некоторые признаки могут отличать одну травму от другой.
Слайд 28 – Основные симптомы растяжения связок это сильная боль в области сустава. Часто бывает так, что сразу после травмы пострадавший не чувствует боли и может совершать движения в поврежденном суставе.
Слайд 29 — При оказании первой помощи накладывают тугую фиксирующую повязку и к пораженном месту прикладывают холод. При растяжении нельзя нагружать поврежденный сустав.
Слайд 30 – При разрыве связок наблюдается сильная боль, отёк сустава, синюшность кожи в районе травмы.
При подозрении на разрыв связок надо наложить шину из подручных средств.
При появлении кровоподтеков необходимо придать конечности возвышенное положение, чтобы предупредить нарастание отека околосуставных тканей
Слайд 31 — Если подвернулась нога, стопу ставят перпендикулярно к голени и в этом положении накладывают фиксирующую повязку. Бинтуют восьмеркой, то есть после очередного хода бинт переворачивают на другую сторону и накладывают его попеременно то на стопу, то на голень. Стопа должна быть фиксирована перпендикулярно голени.
Слайд 32 – Подведем итог! При оказании первой помощи необходимо:
Быстро оценить ситуацию
Вызвать скорую медицинскую помощь.
Определить причину травмы
Остановить кровотечение
Предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования ран
Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела
Использовать холод
Наложить шину, повязку
Подготовить пострадавшего к транспортировке в травмпункт
Слайд 33 – Эффективная программа физической подготовки (бег, ходьба, аэробика, велоспорт, плавание, лыжи) способствуют укреплению организма и профилактике травм.
Закрепление изученного материала
Слайд 34 — Ответьте на вопросы:
Почему при повреждении бедренной кости под поясницу подкладывают валик из одежды? (Чтобы исключить движение туловища относительно бедра)
Почему косынка, поддерживающая травмированную руку, должна держаться на шее, а не на плече? (В последнем случае она легко спадает)
Почему при травме позвоночника необходимо особенно быть аккуратным при оказании помощи и транспортировать пострадавшего, положив его на живот? (Для избегания защемления спинного мозга, уменьшение нагрузки на позвоночник)
Слайд 35 — Практическая работа в малых группах
Оборудование: перевязочный материал, шины из различного материала.
Задание: Окажите первую помощь…
1 группа – Человеку с закрытым переломом предплечья.
2 группа – Человеку с вывихом в локтевом суставе.
3 группа – Человеку с вывихом в плечевом суставе.
4 группа – Человеку с закрытым переломом большого пальца руки.
5 группа – Человеку с вывихом большого пальца руки.
/По окончании работы группы демонстрируют результат/
Подведение итога урока. Рефлексия.
Слайд 36 — Домашнее задание: изучить § 16. Повторить изученный материал раздела к контрольной работе.
Источник
Урок в 8 классе
по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.
Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.
Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.
Задачи:
- Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
- определить цели доврачебной помощи;
- продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
- развивать логическое мышление, творческие способности с помощью проблемных ситуаций;
- развивать умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
- формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
- обеспечить смену видов деятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: тест, компьютеры, бинты, шины (картон), косынка, презентация.
Запись на доске: «Кто предупрежден, тот вооружен!»
Понятия: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение связок, вывих.
Ход урока
- Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
— Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рад приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится!
— Сегодня мы будем работать в группах. Сначала проверим, как вы усвоили домашнее задание.
- Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.
— Вам необходимо отметить у себя на карточках правильные суждения. (Приложение 1)
Время выполнения 3 мин. Карточки после сдаем для получения оценок.
Тест. Выпишите номера правильных суждений. (слайд 2)
1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.
2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.
3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.
4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.
6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.
7.Сустав это подвижное соединение костей.
8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость
10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.
11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.
12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
13.Кости образованы соединительной тканью.
14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.
Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.
- Актуализация опорных знаний (игра «Горячий стул») (3 мин) Слайды 3 -12.
— А сейчас поиграем в игру «Горячий стул». Для начала выберем одного желающего
Ребята выбудете говорить определения, а участник должен сказать, о чем идет речь. Кто желает?
(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на презентации выводит понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость, сколиоз и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)
— Хорошо, молодец.
- Изучение новой темы
Вы знаете, что в различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг», Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»
Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача, фельдшера, медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.
-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
( О травмах опорно-двигательной системы, симптомах различных повреждений, оказании доврачебной помощи, обосновывая каждое действие).
-Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)
— Итак, как выдумаете, скажите какова тема урока?
(Запись темы урока на доске и в тетради.) Слайд 13. Озвучивание цели урока. Слайд 14.
-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?
(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).
— А теперь, ребята, давайте, вместе с вами выполним задание № 1. (Слайд 15-16) Оно лежит у вас на столе. Дома вам было задано найти определение следующих понятий:
|
|
|
|
|
|
|
|
— Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)
Задание 1
Найдите соответствие цифры и буквы
| А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения. |
| Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата. |
| В) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение. |
| Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале. |
| Д) нарушение целостности кости |
| Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей |
| Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция. |
| З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием |
Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е
— Закончили. Хорошо, а теперь проверим.
Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы совместно в группах должны заполнить, используя текст учебника. (Слайд 17-18) Учащиеся, работая с материалами учебника, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение). В таблицах изображены виды повреждений, им необходимо: 1. определить вид повреждения. 2. описать симптомы. 3. написать ПМП. Та группа которая справится быстрее остальных поднимает руку. Время выполнения 5 минут. Используя текст учебника (параграф 16), заполните таблицу.
Задание 2
Схематическое изображение травмы | ||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Тип травмы | ||||
Симптомы травмы | ||||
Меры первой помощи | ||||
Противопаказания |
Схематическое изображение травмы | ||||
Тип травмы | Растяжение связок | Перелом | Вывих | ушиб |
Симптомы травмы | Боль. Быстро растущий, иногда синюшний отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний. | Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений или появление подвижности в тех местах, где ее не дожно бытьНарушение формы и длины (если это конечность), искривление. При открытом переломе кровотечение, видны костные обломки. | Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движений в суставе (сразу после травмы) | Боль. повреждении сосудов возможно развитие гематомы — ограниченного скопления крови в пространстве между слоями тканей. Основные признаки – это наличие очага покраснения, а затем синюшности в месте приложения травмирующего объекта, отёка и боли. |
Меры первой помощи | Накладывают тугую фиксирующую повязку, прикладывают холод. | Пострадавшей части тела придать неподвижность, используя шину, косынку или подручные средства-дощечки, картон(шина). Доставить пострадавшего в травпункт. | Зафиксировать конечности(шина). Чтобы уменьшить боль, можно дать пострадавшему анальгин или ибупрофен. Нередко при вывихах образуются кровоподтеки. Обработайте повреждение спиртом или перекисью водорода. | При ушибе мягких тканей в первые сутки показано применение холода с целью остановки излияния крови внутри тканей. Для этого используют пузыри со льдом, грелки с холодной водой. На область ушиба накладывают давящую повязку со свинцовой примочкой. При сильной боли может потребоваться назначение анальгетиков. В случаях образования обширной подкожной гематомы или при наличии гемартроза показано проведение пункции для удаления крови. |
Противопоказания | Нельзя травмировать движениями. | Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, т. к. отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв. | Нельзя самому вправлять кости, вышедшие из сустава. | нельзя активно двигать ушибленной конечностью, если появилась гематома, нельзя её вскрывать |
Учитель после выполнения задания поправляет учащихся, если допущены ошибки.
— Хорошо, молодцы.
— Ребята, а какие виды переломов вы знаете? (учащиеся отвечают)
-Правильно есть два вида переломов : открытый и закрытый. Чем же они отличаются? (учащиеся отвечают)
— Молодцы!
— Вы устали? Давайте проведем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 19) (2 мин) упражнение «Росток» (для повышения активности организма) Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
— Отдохнули? Поехали дальше.
Работа в группах. Разбор ситуации. (Приложение 3) Слайд 20.
-Что необходимо сделать, если повреждение произошло? (ответы учащихся)
НЕОБХОДИМО! (Слайд 21).
- Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
- Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!
— У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой группы. Вы должны определить вид повреждения и что какую помощь нужно оказать в подобных случаях? Используя знания, полученные вами на уроке и текст учебника, проанализируйте ситуации. Время выполнения 5 мин.
1 группа.
Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы.
Ситуация 2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.
2 группа.
Ситуация 1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.
Ситуация 2.Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои.
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Ни кто из ребят не знал, что делать. Определите вид травмы.
3 группа.
Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по — этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».
Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.
Ситуация 2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. Определите вид травмы.
4 группа
Ситуация 1. Выпал первый снег и ребята после урока решили покататься с горки. Николай с веселым криком: «Смотрите, как я могу!» — покатился вниз на двух ногах, но не удержав равновесие, упал. Встав, Николай почувствовал сильную боль в коленном суставе, сгибать и ходить, с трудом, он мог. Как помочь Николаю? Определите вид травмы.
Ситуация 2. Шёл дождь. Ребята играли в футбол. Саша принял пас и уже было хотел ударить по воротам, но поскользнулся и упал. Все ребята подбежали и помогли ему встать. После Саша почувствовал ноющую боль в районе щиколотки, идти он мог, но сильно прихрамывал. Как помочь Саше? Определите вид травмы.
Проверка выполненного задания.
Учащиеся высказывают свои мнения.
— Хорошо, теперь вы знаете, что диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавление – перелом рёбер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т.д
-Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Мы можем только оказать доврачебную помощь. (Слайд 22-23)
5. Закрепление изученного материала. (5 мин) Слайд 24.
Практическая работа «Оказание первой помощи» (работа в группах). Используя бинты, шину(картон) учащиеся должны попробовать оказать ПМП пострадавшему. Каждая группа делится на пары: 1 пострадавший и 1-2 учащихся, оказывающие ему помощь. Закончившие поднимают руку.
Цель: научить правильному оказанию первой помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок.
1 группа: окажите первую помощь человеку, у которого сломан палец руки.
2 группа: окажите первую помощь человеку, у которого растяжение связок голеностопного сустава.
3 группа: окажите первую помощь человеку, у которого вывих в локтевом суставе.
4 группа: окажите первую помощь человеку, у которого перелом костей предплечья.
Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и поправляет учащихся, если это нужно.
— Закончили, хорошо.
6. Рефлексия. (Слайд 25).
Оценивание результатов на уроке.
-Что нового вы узнали и чему научились на уроке? (ответы учащихся)
— Что лично вам дала такая работа? (ответы учащихся)
— Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Оценки!
И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
По типу незаконченное предложение:
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я почувствовал(а), что…
я приобрел(а)…
я научился(лась)…
я попробую…
Напишите свои впечатления на листочках.
Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.
Задание на дом.
§ 16, ответить на вопросы, выучить понятия.
Приготовить памятки — Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
Дополнительно (в оставшееся время):
— В оставшееся время хотелось бы узнать – знаете ли вы о видах травм?
Учащиеся встают и отвечают:
— Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором – уличный, на третьем – школьный.
Первая причина детского травматизма – повышенная двигательная активность, которая свойственна не только детям, но и всем детёнышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни. Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте – это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперёд, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью.
Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлёкшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечён игрой и ничего не видит вокруг.
Третья причина – пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя.
Источник