Что следует делать при ушибе на физкультуре
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при травмах на уроке физкультуры
2 слайд
Описание слайда:
Занимаясь спортом, даже, казалось бы, самым безопасным, мы не застрахованы от травм. Так или иначе, мы можем оказаться в ситуации, когда человеку нужно оказать первую медицинскую помощь при травмах до приезда врачей. Рассмотрим травмы, с которыми мы можем столкнуться в повседневной жизни Во всех видах лёгкой атлетики чаще всего встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрыв связочного аппарата, разрывы и надрывы сухожилий (ахиллова сухожилия), реже мышц (задней группы бедра, спины, поясничного отдела позвоночника).
3 слайд
Описание слайда:
Во всех видах лёгкой атлетики чаще всего встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрыв связочного аппарата, разрывы и надрывы сухожилий (ахиллова сухожилия), реже мышц (задней группы бедра, спины, поясничного отдела позвоночника). . Наблюдается также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда встречается гравитационный шок – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега, прекращение действия «мышечного насоса», кислородное голодание головного мозга.
4 слайд
Описание слайда:
Классификация и виды травм Все травмы можно разделить на две группы: • открытые (поврежден покров организма); • закрытые (внутренние травмы, при которых кожные покровы остаются целыми). По характеру повреждения травмы могут быть: • одиночные (когда поврежден один орган); • множественные (ряд однотипных повреждений); • сочетанные (повреждение одновременно опорно-двигательного аппарата и внутренних органов); • комбинированные (повреждения от двух и более травмирующих факторов). По степени тяжести травмы делятся на: • легкие (ушибы, растяжения); • средние (вывихи, переломы); • тяжелые (сотрясение мозга).
5 слайд
Описание слайда:
Профессионально мы занимаемся спортом или нет, но рано или поздно мы столкнемся со спортивными травмами. Такие травмы возникают вследствие чрезмерной физической нагрузки, что приводит к повреждению мышечной и соединительной ткани. Это ушибы, растяжения, вывихи, разрывы связок, переломы костей, травма сустава.
6 слайд
Описание слайда:
При таких травмах могут лопаться капилляры, образовываться воспалительные процессы, сопровождающиеся опухолью и отечностью в местах повреждения. Поэтому своевременная и грамотная первая помощь при травмах помогает избежать тяжелых последствий травм, ведь они могут оказаться достаточно серьезными.
7 слайд
Описание слайда:
Оказание первой помощи при травмах Общие принципы оказания помощи • устранить воздействие на организм повреждающих факторов, оценить состояние пострадавшего; • определить характер и тяжесть травмы, наибольшую угрозу и последовательность оказания помощи; • выполнить мероприятия по оказанию помощи пострадавшему в порядке срочности; . • вызвать скорую медицинскую помощь, если нужно
8 слайд
Описание слайда:
Основные принципы оказания первой помощи • при ушибах накладывают давящую повязку, применяют холод, создают покой; • при травмах головы применяется «холод» на голову и создается полный покой пострадавшему до приезда врачей; • при травме позвоночника аккуратно (чтобы тело не сгибалось) повернуть пострадавшего лицом вниз, в таком же положении транспортировать пострадавшего в больницу;
9 слайд
Описание слайда:
• при вывихе конечностей, необходимо обеспечить неподвижность поврежденной конечности до приезда врачей; • при растяжении связок (чаще всего в голеностопном и лучезапястном суставах) помощь заключается в тугом бинтовании, обеспечении покоя и прикладывании холода. Поврежденная конечность должна быть приподнята; • при переломах стоит обеспечить неподвижность костей в месте перелома с помощью специальных шин или подручных средств;
10 слайд
Описание слайда:
• при травмах сустава необходимо обеспечить полную неподвижность сустава до приезда врача; • при порезе раны нужно промыть перекисью водорода и обработать вокруг йодом.
11 слайд
Описание слайда:
• При обмороке уложить на ровную поверхность, желательно голову опустить ниже относительно туловища, а ноги поднять немного выше (это обеспечивает приток крови к голове); обеспечить дополнительный доступ свежего воздуха (открыть окно, если пострадавший находится в душном помещении); расстегнуть стесняющую одежду (воротник, пояс); обрызнуть лицо прохладной водой или протереть полотенцем, смоченное в холодной воде дать вдохнуть пары нашатырного спирта (для этого необходимо слегка смочить ватку нашатырным спиртом и на расстоянии 1-2 см от носа пострадавшего подержать ватку).
12 слайд
Описание слайда:
Здоровье – это ценность и богатство, Здоровьем людям надо дорожить! Есть правильно и спортом заниматься, И закалятся, и с зарядкою дружить.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель физической культуры
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДA-035630
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Важные правила, которые помогут быстро снять боль и избежать осложнений.
Что такое ушиб
Строго говоря, ушиб не является медицинским диагнозом в общем виде. Этот термин обозначает механизм возникновения травмы — при ушибе мягкие ткани получают удар (сильно и быстро сдавливаются), но кожа остаётся условно целой, возможно, лишь слегка поцарапанной.
Чаще всего ушибы безопасны. Вот только их тяжело отличить от более серьёзных травм — вывиха, разрыва связок, перелома.
Когда надо как можно быстрее обращаться к врачу
При столкновении с твёрдым предметом ткани сдавливаются, капилляры в них лопаются — так возникает синяк. Как правило, именно он является основным симптомом поверхностного ушиба. Также популярными признаками являются болезненность и поцарапанный при ударе верхний слой кожи.
Если вы наблюдаете и другие симптомы, значит, речь идёт о более серьёзных вещах. Как можно быстрее обращайтесь в травмпункт или даже вызывайте скорую, если:
- Вы ушиблись головой и теперь вас подташнивает, присутствуют слабость и головокружение. В этом случае речь может идти о сотрясении мозга.
- После удара в живот появились резкая слабость, бледность, шум в ушах, выступил холодный пот. Возможно, у вас внутреннее кровотечение, вызванное повреждением жизненно важных органов.
- Вы ударились спиной и чувствуете, что руки и ноги перестают вас слушаться. Или появилась одышка, кашель с кровью. Это говорит о возможном повреждении спинного мозга или ушибе лёгкого.
- Удар был в грудную клетку, и теперь с сердцебиением что-то не то. Это чревато остановкой сердца.
- Вы ушибли конечность — например, неудачно упали на колено, запястье, задели локтем стену — и, помимо боли, замечаете сильный отёк, не можете согнуть руку или ногу в суставе. Так нередко выглядят перелом, вывих или разрыв связок.
Любой из симптомов, перечисленных выше, требует консультации врача. Ни в коем случае нельзя надеяться, что это просто поверхностный ушиб: пропустив опасное состояние, можно лишиться здоровья, а то и жизни.
Как оказать первую помощь при ушибе
Если опасных симптомов нет и вы на все сто уверены, что просто ушиблись, дело значительно упрощается. Ушибы не требуют какого-либо специфического лечения. Достаточно элементарной так называемой RICE-терапии.
- R — Rest. Постарайтесь обеспечить ушибленной области покой. Если речь о суставе, поменьше им двигайте.
- I — Ice. Чтобы уменьшить боль, приложите к повреждённому месту что-то холодное. Например, обёрнутый в тонкое полотенце пакет со льдом или замороженными овощами, грелку, наполненную ледяной водой, или хотя бы охлаждённую стальную ложку.
- C — Compress. Можно (но не обязательно) наложить на место ушиба тугую повязку — к примеру, надеть компрессионные гольфы. Это поможет снять отёк.
- E — Elevate. Сразу после травмы постарайтесь хотя бы на несколько минут поднять пострадавший участок выше уровня сердца. Эта процедура уменьшит размеры возможной гематомы.
Если при ушибе на коже появилась ссадина, о ней тоже надо позаботиться. Промойте ранку чистой водой (идеально — мыльной). При необходимости остановите кровотечение: для этого достаточно на пару минут прижать к ране чистый носовой платок или салфетку.
Теперь осталось только ждать. В большинстве случаев ушибы проходят без следа за 1–2 недели.
Источник
Марина Браткова
Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению
Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны, подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Травмы бывают открытые – с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение органов и тканей происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.
По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней тяжести и легкие.
Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящие к потере учебной и спортивной деятельности сроком выше 30 дней.
Травмы средней тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30дней.
Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительные нарушения в организме и потери общей и спортивной трудоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжения 1-й степени и др., при которых травмированному оказывается первая врачебная помощь, а также возможно сочетание назначенного врачом лечения сроком до 10 дней с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.
Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.
Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора. Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.
Существует еще один вид травмы – микротравмы. Это повреждения, полученные клетками тканей в результате однократного (или чаще повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающие нарушение их функций и структуры.
Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в футболе, хоккее, боксе, борьбе, конькобежном спорте, спортивных играх.
Повреждения мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой, гимнастикой.
Растяжение связок – преимущественно при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми и боксом.
Переломы костей относительно часто встречаются у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов.
Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей.
Сотрясения мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.
По локализации повреждений у физкультурников и спортсменов чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм средней и тяжелой степени.
Каковы же причины спортивного травматизма на занятиях по физической культуре?
Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведении занятий по физической культуре, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил, неправильное размещение участников. При проведении занятий: неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу, многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении упражнениями или видами спорта, неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя и т. п.
Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности детей.
Причинами травмы является также пренебрежительное отношение к подготовительной части занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок.
К травмам также может привести недостаточное материально-техническое оснащение занятий, плохое снаряжение (ненадежное крепление спортивного оборудования и инвентаря, невыявленные дефекты спортивных снарядов, несоответствие их возрасту занимающихся, неправильно подобранная трасса и т. п., неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок, отсутствие медицинского контроля.
Причинами травм могут стать допуск к занятиям воспитанников или учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний или травм, по ограничению интенсивности нагрузок.
Существуют и внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, перерывы в занятиях.
Подводя итог причинам травматизма, можно выделить следующие группы:
Причины методического характера:
• неправильная организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;
• выполнение сложных, незнакомых упражнений;
• занятия без разминки или недостаточная разминка;
• отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
Причины организационного характера:
• отсутствие должной квалификации у преподавателя;
• проведение занятий без преподавателя;
• нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
• неудовлетворительная воспитательная работа с обучаемыми;
• нарушение правил врачебного контроля;
• неблагоприятные метеорологические условия при проведении занятий или соревнований.
Зная причины возникновения повреждений и травматизма на занятиях физкультурой и спортом, необходимо разработать меры по их предупреждению.
Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом.
Предупреждение травматизма основано на принципах профилактики повреждений на занятиях физкультурой и спортом.
Общие требования безопасности.
Настоящие требования являются обязательными для преподавателей и обучаемых при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту.
Преподаватель по физической культуре несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся.
Преподаватель по физической культуре должен:
— проходить курсы по охране труда не реже 1 раза в пять лет;
— принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;
— вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;
— организовывать изучение воспитанниками правил безопасности на занятиях по физической культуре.
Преподаватель должен знать:
— подготовленность и функциональные возможности каждого воспитанника;
— медицинскую группу, к которой отнесены воспитанники по результатам медосмотра;
— воспитанников, освобожденных врачом от физических занятий после болезни;
Требования безопасности перед началом проведения занятий.
Преподаватель по физической культуре должен:
— проветрить спортивный зал, проверить исправность и надежность установки и крепления спортивного инвентаря и оборудования, провести тщательный осмотр места проведения занятий;
— при недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;
— убедиться, что все воспитанники переоделись в спортивную форму;
— обеспечить безопасное проведение образовательного процесса;
— проверить готовность воспитанников к занятию и сделать опрос о состоянии здоровья.
Требования безопасности во время проведения занятий.
Преподаватель по физической культуре должен:
— соблюдать принцип доступности, последовательности при обучении воспитанников, индивидуально подбирать упражнения и физическую нагрузку;
— снизить нагрузку при появлении у обучаемых признаков утомления;
— обеспечить страховку при выполнении сложных технических элементов;
— следить за соблюдением обучаемыми инструкций, правил поведения на занятиях, точного выполнения команд преподавателя, принимать решения об отстранении воспитанников от участия в образовательном процессе при грубом и систематическом нарушении правил безопасности на занятиях по физической культуре;
— выполнять правила по охране труда, технике безопасности, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
Преподаватель по физической культуре должен:
— при жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить воспитанника к врачу;
— в случае получения воспитанником травмы принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказать первую помощь пострадавшему, если требуется, направить его в ближайшее медицинское учреждение, доложить об этом заведующему детским садом, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.
— при возникновении неисправности в работе спортивного оборудования или его поломки прекратить занятия, сообщить об этом администрации. Занятия продолжить только после устранения неисправности.
— при возникновении пожара срочно эвакуировать детей из физкультурного зала, доложить о пожаре администрации детского сада, в пожарную охрану и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (при отсутствии опасности для жизни и здоровья людей).
Требования безопасности по окончании занятий.
— организованно вывести воспитанников с места проведения занятий;
— проветрить физкультурный зал, закрыть окна, форточки;
— привести в порядок рабочее место, убрать физкультурный инвентарь в отведенное для него место.
— выключить электроосвещение, электроаппаратуру, закрыть помещение;
— обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить администрации.
Источник