Доврачебная помощь при ушибах и растяжениях связок конспект
Тема урока: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов
Цель: расширить представления об опорно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при травмах.
Задачи: закрепить знания учащихся о строении сустава и познакомить с возможными функциональными изменениями, вызванными травмами;
Познакомить со способами оказания первой помощи при травмах;
Научить распознавать виды травм (растяжение, вывих, ушиб) по внешним и болевым признакам;
Развивать у учащихся внимание и наблюдательность;
Воспитывать навыки работы в группе и взаимопомощи.
Ход урока
Организационный момент.
на сегодняшнем уроке мы проверим материал прошлого урока и изучим новую тему. За правильный ответ – получаете жетон, по количеству которого в конце урока вы получаете оценку вот по этим критериям. Слайд №1.
Проверка домашнего задания.
Слайд №2 назовите названия отделов и костей верхней конечности.
Слайд №3 из каких трёх отделов состоит нога человека?
Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.
Беседа по вопросам.
Вспомните, как соединяются между собой кости скелета.
Рассказ учителя с элементами беседы с использованием наглядного материала.
— Давайте посмотрим на слайде №4 строение сустава. Головка одной кости соединена с впадиной другой кости связками. Сверху соединение покрыто суставной сумкой, защищающей сустав от повреждений. При неосторожных или неловких движениях, падении может произойти травма – повреждение сустава.
Подумайте и назовите сами тему нашего урока. Слайд №5
А теперь подумайте, чему мы должны научиться на уроке?
IV. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы с демонстрацией наглядного материала и проведением наблюдений.
— итак, кости сустава соединены связками. При сильном, резком движении эти связки могут растянуться. Такая травма называется растяжением. Слайд №6. Очень часто растяжение связок возникает при подвёртывании стопы (например, при игре в футбол или беге). Повреждённое место начинает сильно болеть, появляется припухлость. Эти явления называются симптомами травмы.
— Какую же помощь мы можем оказать в этом случае человеку? В первую очередь необходимо приложить холод.
— Как вы думаете, для чего? (Демонстрация рисунка «Оказание первой помощи при растяжении») Слайд №7.
После охлаждения необходимо наложить тугую повязку, чтобы зафиксировать травмированное место.
— Почему важно неподвижное положение повреждённого сустава?
Далее необходимо помочь пострадавшему добраться до больницы, где врач назначит правильное лечение. (На доске)
Растяжение
Резкая боль Отёк
Наложить холод, тугую повязку
— Слайд №8 давайте ещё раз посмотрим на строение сустава. Головка одной кости прилегает к впадине другой. Бывает, что при травме головка кости выпадает из впадины другой кости. (Демонстрация рисунка «Вывих плечевого сустава».) Такой вид травмы называется вывихом.
Наложить холод
Зафиксировать сустав в неподвижном положении
Резкая сильная боль
Невозможность движения
Вывих
— если не зафиксировать сустав в неподвижном положении, то кость в свободном положении может порвать суставную сумку и усилить повреждение. Чтобы зафиксировать травмированный сустав, необходимо наложить повязку. У медиков есть специальное приспособление для фиксации сустава. Она называется шина. (Демонстрация рисунка «Наложение шины и «косыночной» повязки при вывихе».) Слайд №9
V. Обобщение материала.
— глядя на рисунок, мы попробуем зафиксировать плечевой сустав при вывихе с помощью обычной косынки или платка. (Демонстрация «косыночной» повязки на учащемся.)
Далее учащиеся работают в парах (тренируются в наложении повязки).
VI. Закрепление знаний.
1. Заполнение таблицы на доске. Давайте вспомним какие бывают виды травм? А симптомы и помощь при травме предлагаю вам определить самостоятельно. А остальные запишите какие бывают виды травм.
Вид травмы
Симптомы
Помощь при травме
Выполнение заданий 33-34 на с. 22-23 в рабочей тетради.
Если останется время
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 56-57. Читайте внимательно. И запоминайте о какой травме идёт речь, чтобы могли о ней рассказать.
Беседа по вопросам.
Почему нельзя самим вправлять вывих?
Какие бывают ушибы? Назовите их симптомы.
Какую помощь можно оказать при ушибе?
VII. Подведение итогов урока.
Итак, какая была у нас цель на уроке? Поднимите руку, кто научился оказывать первую помощь при травмах. Теперь подсчитайте жетоны и оцените свою работу на уроке по критериям. Слайд №10.
VIII. Домашнее задание. Слайд №11.
Выполнить в рабочей тетради задание 35 на с. 23.
Источник
Тема урока: «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей».
Цель урока: Ознакомление с видами повреждений опорно-двигательного аппарата.
Освоить технологии оказания первой помощи при переломах костей,
вывихах, растяжениях.
Задачи урока:
• образовательные: охарактеризовать различные виды травм.
• развивающие: научить оказывать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей; ознакомить с мерами предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата.
• воспитательные: продолжить формирование знаний и умений о здоровье человека, о бережном отношении к нему. Средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации, шины, бинты, дощечки, косынки; на каждый стол – задания в конвертах для работы.
Ход урока
I. Оргмомент
Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится! А я сделаю все возможное, чтобы вы приобрели сегодня на уроке необходимые знания и навыки.
II. Актуализация знаний и практических и умственных умений
1. Игра “Горячий стул”. К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель выводит на экран понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
(Череп, позвоночник, свободная нижняя конечность.)
2. Из предложенного списка костей выберите те, которые образуют скелет верхней конечности: грудная кость, кости кисти, тазовая, локтевая, бедренная, лучевая, плечевая, малая берцовая.
3. Определите, каким отделам скелета соответствуют кости. (Задания раздаются в конвертах для каждой группы. После завершения обсуждения, представитель от каждой группы дает устный ответ.)
1-я группа
Грудина. (Грудная клетка.)
Теменная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Лобная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Ребро. (Грудная клетка.)
2-я группа
Шейный позвонок. (Шейный отдел позвоночника.)
Скуловая кость. (Лицевой отдел черепа.)
Затылочная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Нижнечелюстная кость. (Лицевой отдел черепа.)
3-я группа
Носовая кость. (Лицевой отдел черепа.)
Поясничный позвонок. (Позвоночник.)
Фаланги пальцев кисти. (Скелет свободной верхней конечности.)
Кости предплечья. (Скелет свободной верхней конечности.)
III. Изучение нового материала.
Учитель. В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача. А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, в школе. Надежда только на тех людей, которые оказались по близости. Мы сегодня поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы.
ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия. Травмы бывают, химические, психические, механические.
— Какие виды повреждений опорной системы вы знаете? Учащиеся перечисляют виды травм: это ушибы, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.
РАСТЯЖЕНИЕ — это повреждение связок, соединяющих кость. Симптомы — боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов. Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц. Возникают при неловких движениях, ушибах.
Первая помощь-
- наложение тугой повязки
- создать суставу покой
- Холод
Ситуации при которых могут быть растяжения. примеры Как избежать.
ВЫВИХ-это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможноть движений.
Виды вывихов:
- вывих плечевого сустава
- Вывих локтевого сустава
- Вывих голеностопного сустава
Ни в коем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность — это может привести к повреждению связок. Вправлять сустав может только врач.
Оказание первой помощи:
- покой суставу
- Мягкая давящая повязка
- Косыночная повязка
- Холод
ПЕРЕЛОМ- это повреждение костей.
Бывают открытые и закрытые.
Могут быть простые без смещения, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.
Простой перелом – это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломков.
— Чем вызваны переломы?
Не прямым воздействием
При падении на руку приводит к перелому ключицы.
Прямым воздействием
Прямой удар в грудь – перелом ребра.
Как распознать перелом.
Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота.
Оказание первой помощи:
1. Полный покой сустава. Приложить холод.
2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки. Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).
Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг.
При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу. Доврачебная помощь при травмах:
1. Остановить кровотечение с помощью давящей повязки.
2. Защитить рану от инфицирования, предупредить возможность дальнейшего травмирования.
3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела (т.е. наложить шину или любой прикладной материал, либо зафиксировать прямо к здоровой ноге (руку к туловищу), обездвижив в двух суставах по обе стороны от повреждения). Между шиной и телом проложить мягкую ткань.
4. Пострадавшего по необходимости транспортировать в травмпункт.
Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный.
ПРИЧИНЫ:
- повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам — удар об угол подоконника –ушиб головы или перелом конечностей. При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
- Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
- Пренебрежение правилами техники безопасности.
ЛЕЧЕНИЕ травм — это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.
Учебно-тренировочные задания.
Учащиеся выполняют задание, используя подручный материал и шины (металлические, фанерные), перевязочный материал.
Задание для 1-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если при падении была сильно сдавлена грудная клетка. Свои действия обоснуйте.
Задание для 2-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если сломана лучевая кость. Свои действия обоснуйте.
Задание для 3-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если сломана ключица. Свои действия обоснуйте.
Оценки за урок.
Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.
Источник
5.4. Первая помощь при ушибах, растяжениях и переломах
Ушиб – закрытое повреждение тканей и органов без существенного нарушения их структуры. Обычно возникает в результате удара тупым предметом или при падении. Чаще повреждаются поверхностно расположенные ткани (кожа, подкожная клетчатка, мышцы и надкостница). Особенно страдают при сильном ударе мягкие ткани, придавливаемые в момент травмы к костям. В результате ушиба голени в области передневнутренней ее поверхности, где кожа и подкожная клетчатка прилежат к кости, возможно омертвение кожи и ее последующее отторжение. При ударах по малозащищенным мягкими тканями костям наступают не только очень болезненные ушибы надкостницы с ее отслоением, но и повреждения костей (трещины и переломы).
Первая помощь. При оказании первой помощи пострадавшим с ушибами, если есть хоть малейшее подозрение на более тяжелую травму (перелом, вывих, повреждение внутренних органов и т.п.), ее объем должен соответствовать тяжести предполагаемого повреждения.
При нарушении целости кожи накладывают стерильную повязку. В случаях отслоения кожи, при множественных ушибах, ушибах суставов, внутренних органов проводят транспортную иммобилизацию и доставляют пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. При нарушении функции дыхания и сердечной деятельности безотлагательно на месте происшествия начинают искусственное дыхание и массаж сердца. Одновременно вызывают скорую медицинскую помощь.
Уменьшению боли при небольших ушибах мягких тканей способствует местное применение холода: на поврежденное место направляют струю холодной воды, прикладывают к нему пузырь или грелку со льдом или делают холодные примочки. Рекомендуется сразу после травмы наложить давящую повязку на место ушиба и создать покой, например при ушибе руки ее покой можно обеспечить с помощью косыночной повязки. При ушибах ноги ей придают возвышенное положение, в течение нескольких дней соблюдают щадящий режим нагрузки, а затем, по мере уменьшения боли и отека, постепенно его расширяют. Рассасыванию кровоподтека способствуют тепловые процедуры (грелка с теплой водой, теплые ванны и т.п.), согревающие компрессы, активные движения с нарастающей амплитудой в суставах, расположенных рядом с поврежденным местом, к которым можно приступать только через несколько дней после травмы.
Растяжения и разрывы связок, сухожилий, мышц относятся к часто встречающимся повреждениям опорно-двигательного аппарата. Характерным признаком разрыва или растяжения является нарушение двигательной функции сустава, который укрепляется соответствующей связкой, или мышцы, если повреждается она сама либо ее сухожилие.
При повреждении связки страдают расположенные рядом с ней питающие кровеносные сосуды. В результате этого образуется большее или меньшее кровоизлияние в окружающие ткани.
Первая помощь. При растяжении, разрыве связок поврежденному суставу прежде всего необходимо обеспечить покой, наложить тугую повязку и для уменьшения боли прикладывать холодный компресс (рис. 4.1.) на протяжении 12-24 часов, затем перейти на тепло и согревающие компрессы.
Рис. 4.1. Полиэтиленовый пакет со льдом, наложенный на голеностопный сустав при растяжении связок
Вывих – стойкое смещение суставных концов костей, которое вызывает нарушение функции сустава.
В большинстве случаев вывих является тяжелой травмой, которая иногда угрожает жизни пострадавшего. Так, при вывихе в шейном отделе позвоночника в результате сдавления спинного мозга возможны паралич мышц рук, ног и туловища, расстройства дыхания и сердечной деятельности.
Основные признаки травматического вывиха: резкая боль, изменение формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение.
Первая помощь. Оказывая первую помощь пострадавшему на месте происшествия, нельзя пытаться вправлять вывих, т.к. это часто вызывает дополнительную травму. Необходимо обеспечить покой поврежденному суставу путем его обездвиживания. Необходимо приложить к нему холод (пузырь со льдом или холодной водой). При открытом вывихе на рану предварительно накладывают стерильную повязку. Нельзя применять согревающие компрессы. Вправить вывих должен врач в первые часы после травмы.
Рис. 4.2. Иммобилизация верхней конечности при повреждении (вывихе) плечевого сустава с помощью косынки: а, б — этапы иммобилизации.
Переломы – повреждения костей, которые сопровождаются нарушением ее целости. При переломах одновременно с повреждением кости нарушается целость окружающих мягких тканей, могут травмироваться расположенные рядом мышцы, сосуды, нервы и др. При сопутствующем перелому повреждении кожи и наличии раны перелом называют открытым, а если кожа цела – закрытым.
Первая помощь. При оказании первой помощи ни в коем случае не следует пытаться сопоставить отломки кости – устранить изменение формы конечности (искривление) при закрытом переломе или вправить вышедшую наружу кость при открытом переломе.
Пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в лечебное учреждение. Осуществить транспортную иммобилизацию с обязательной фиксацией двух соседних суставов. При отсутствии специальных шин можно использовать подручные средства, а при открытом переломе еще и наложить на рану стерильную повязку. В случае сильного кровотечения необходимо принять меры к его остановке, например с помощью жгута кровоостанавливающего.
Рис. 4.3. Иммобилизация пострадавшего при ранении в грудь.
Если на период транспортировки нужно утеплить пострадавшего, то желательно поврежденную конечность просто укутать или оставить под наброшенной сверху одеждой (руку под пальто и т.п.). При необходимости раздеть пострадавшего (это можно делать только в тех случаях, когда нет опасности сместить отломки), сначала снимают одежду со здоровой стороны, а затем на стороне повреждения; одевают в обратной последовательности. Переносить пострадавшего с переломом можно только на небольшие расстояния и лучше на носилках.
Источник
Конспект
открытого урока по оказанию первой помощи,
в рамках регионального проекта «Научись спасать жизнь».
«Ушибы, растяжения, переломы, транспортировка пострадавшего».
Здравствуйте, дети!
Я, преподаватель – организатор ОБЖ МКОУ «СШ №1»
Зубкова Оксана Алексеевна.
(Сл.1)
Сегодня мы проводим открытый урок по оказанию первой помощи, в рамках регионального проекта «Научись спасать жизнь».
Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, давайте просмотрим на слайд (сл.2)
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
— Вы правы.
(Сл.3) Тема нашего урока «Ушибы, растяжения, переломы, транспортировка пострадавшего».
Цели урока.
1. Раскрыть роль доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, переломах.
2. Научить отличать виды повреждений друг от друга.
3. Вспомнить о видах переломов и правилах оказания первой помощи.
4. Научить оказывать первую доврачебную помощь при растяжении, ушибах и других травмах.
5. Научит правильно делать иммобилизацию.
6. Запомнить простейшие способы транспортировки постродавшего.
Задачи урока.
Образовательные
сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
Развивающие
развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Воспитательные
воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.
Оборудование: лед, йод, бинты, шины разных размеров, платки, мягкие носилки.
(Сл.4) Сегодня мы с вами разберем:
признаки ушиба, растяжения, перелома;
первая помощь при ушибах, растяжении, переломах;
иммобилизация и транспортировка пострадавших.
Ключевые понятия темы:
ушиб;
растяжение;
перелом;
иммобилизация.
(Сл.5) Учитель: Ушибы, растяжения, переломы относятся к наиболее часто встречающимся видам травм. Восстановление травмированной части тела зависит от вида и характера повреждения, а также своевременной первой помощи.
И так ушибы, вывихи, растяжения – это закрытые травмы, полученные в результате механического воздействия.
Учитель: первым рассмотрим, что такое ушиб?
(Сл.6) Ушиб – это повреждение мягких тканей вследствие удара или падения. При ушибах, как правило, повреждаются кровеносные и лимфатические сосуды. Чаще всего это ушибы конечностей. Это лёгкая форма.
Признаки ушиба: боль, отёк (припухлость), кровоподтёк (синяк) в травмированном месте.
Первая помощь: оказания экстренной помощи не требуется. Необходим холод для уменьшения боли и отека. В случае тяжелого ушиба конечностей требуется тугое бинтование.
(Сл.7) Однако существуют более сложные ушибы, к которым нужно относиться достаточно серьезно: ушиб головы, ушиб грудной клетки, живота.
ушиб мозга; (Сл.8)
в первые моменты после травмы головы трудно определить повреждение мозга, поэтому пострадавший с симптомами сотрясения мозга должен быть доставлен в больницу.
основные симптомы:
оглушение, может быть кратковременная потеря сознания;
утрата пострадавшим способности вспомнить, что было с ним до травмы;
головная боль, головокружение;
тошнота; рвота;
звон и шум в ушах;
нарушение координации движения;
приливы крови к лицу, потливость;
быстро проходящие расстройства дыхания;
изменения пульса (кратковременное учащение или замедление).
Первая помощь – пострадавшего необходимо уложить. Если пострадавший в коме, необходимо придать вынужденное положение на боку, чтобы не захлебнулся слюной или непроизвольными рвотными массами. Если имеется рана – бинтуем. Транспортировка строго на носилках.
ушиб грудной клетки; (Сл.9)
Ушиб грудной клетки — один из наиболее распространенных и опасных разновидностей травм. Опасность состоит в том, что, несмотря на возможное отсутствие видимых невооруженным глазом повреждений (синяков, отеков и т.п.), последствия таких травм, в большинстве случаев, сопровождаются нарушением нормального функционирования жизненно важных органов. Они могут быть тяжелыми, вплоть до летального исхода. Под ушибом грудной клетки подразумевается не только повреждение мягких тканей и образование местной гематомы, болезненной на ощупь, но и повреждение легких (ушиб легкого), перелом ребер и т.д.
Основные симптомы соответствуют характеру повреждения. Если это просто ушиб мягких тканей – болезненная гематома. Если перелом ребер – боль при поворотах туловища, а также усиление боли при сжатии грудной клетки с боков, невозможность дышать полной грудью.
Если это ушиб легкого, то нарушение дыхания (дыхание частое поверхностное), одышка вплоть до полной остановки дыхания вследствие спазма легкого.
Пострадавших с признаками тяжелого ушиба грудной клетки транспортируют в положении сидя.
Первая помощь: снять стесняющую одежду, для улучшения доступа кислорода, пострадавшего необходимо усадить в положение полусидя. ВСЕ!!! Ждем скорую или везем сами!!!!
ушиб живота (Сл.10)
ушиб живота — серьезная травма, повреждение брюшной полости, которая сопровождается не только ушибом мягких тканей передней брюшной стенки, но и разрывом внутренних органов, таких как печень, селезенка.
Поэтому повреждение брюшной полости бывает двух видов: открытое и закрытое
основные симптомы:
главный симптом открытой травмы живота — нарушение целостности кожных покровов брюшной области.
Симптомы закрытой травмы многочисленны:
Резкая и сильная боль в брюшной полости.
Снижение артериального давления и учащение пульса.
Гематома, ссадины или синяки.
При этом наблюдается симптоматика острой кровопотери – холодный липкий пот, бледность кожных покровов, потеря сознания, боль в животе.
Первая помощь :
Первая помощь заключается в придании пострадавшему положения, лежа на спине, необходим холод на область живота для уменьшения кровотечения и боли, вызов скорой помощи. Транспортировка строго в положении лежа на носилках или волокушах.
(Сл.11) Транспортировка пострадавшего осуществляется:
— при ушибе головы– лёжа ( потеря сознания- ноги в приподнятом положении, при наличии кровотечения –в приподнятом положении голова);
— при ушибе груди – полусидя;
— при ушибе живота – лёжа на спине.
Часто все выше перечисленные травмы получаются во время драки, аварии, при падении, занятий спортом, подвижных игр и т. д.
(Сл.12)
Перелом – это нарушение целостности кости.
Различают переломы:
— закрытые переломы (нет рваной раны);
— открытые переломы (рана в месте перелома и угроза инфицирования).
Признаки перелома: резкая боль в конечности, нарушение её функций, отёчность, неподвижность или ненормальное её положение. При открытых переломах в ране могут быть видны осколки костей, возможен травматический шок. (ТШ- нарушается кровообращение за счёт повреждения крупных сосудов, следовательно давление падает, пострадавший может возбудиться, может выступить холодный пот. Он может совершать необдуманные поступки, через час может впасть в кому).
Первая помощь при переломах:
остановить кровотечение в случае повреждения крупных сосудов;
наложить на рану стерильную повязку;
можно приложить к больному месту холод;
провести иммобилизацию повреждённой части тела;
как можно быстрее доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
НЕЛЬЗЯ ВПРАВЛЯТЬ ИЛИ ВЫТАСКИВАТЬ ОБЛОМКИ КОСТИ ИЗ РАНЫ!
(Сл.13) Растяжение – это частичный или полный разрыв мышц или связок (соединительных волокон, укрепляющих суставы). Обычно это происходит при большой физической нагрузке, которая непропорциональна возможностям человека. Кроме того проблема может возникнуть при неловких или очень активных движениях, нагрузках на не разогретые мышцы.
Растяжение нередко случается у детей, спортсменов и у людей, ведущих активную физическую деятельность. Чаще всего наблюдается растяжение связок локтевого, коленного и голеностопного суставов.
Признаки растяжения: боль, усиливающаяся при движении, мышечная слабость, синяк и отек. Отек возникает вследствие повреждения стенок кровеносных сосудов.
Первая помощь при растяжении связок:
уложить или усадить пострадавшего, обеспечить ему покой;
если повреждена конечность, наложить на травмированное место тугую повязку, придать конечности приподнятое положение;
на место повреждения положить лёд или холодный компресс;
при необходимости дать обезболивающее средство;
помочь пострадавшему добраться до медицинского учреждения.
Растяжение связок и закрытый перелом по признакам мало отличаются. Разобраться может только рентген!!! Поэтому помощь может быть одинаковой при переломе и растяжении!
Учитель: есть вопросы……..
Учитель: когда мы с вами ознакомились с различными видами травм, самое время познакомиться со словом иммобилизация, которое я упоминала выше. (Сл.14)
Иммобилизация – обеспечение неподвижности повреждённой конечности – осуществляют наложением шин или подручных средств. Иммобилизацию мы рассмотрим с вами транспортную (т. е. временная, на период транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение).
Учитель: а теперь я познакомлю вас с правилами транспортной иммобилизации конечности (наложение шины). Шины бывает медицинскими или из подручных средств.
(Сл.15) Практика
(Сл. 16)
Иммобилизация предплечья.
(Дощечка, косынка).
Плечо – валик в подмышечную впадину, подвешиваем на косынку и прибинтовываем руку к туловищу
(Сл.17)
Голень – две шины (захватываем коленный и голеностопный сустав), между суставом и шиной прокладываем ткань. Или к здоровой ноге (в этом случае прокладываем валики между суставами)
Бедро – длинные шины от подмышечной впадины до пятки и от паха до пятки. Фиксируем бинтами. Не забываем валики на суставах. Или бинтуем к здоровой ноге
(Сл.18) Учитель: когда мы с вами можем определить вид травмы, оказать первую помощь, наложить шину. Самое время рассмотреть простейшие способы переноса пострадавших, которые вам могут пригодиться и понадобиться.
(Сл.19) 1.При переломах верхних конечностей больной может передвигаться самостоятельно, в случае возможной потери сознания, больного необходимо придерживать
(Сл.20) 2. В случае перелома костей голени или стопы – транспортировка на сцепке из рук.
(Сл.21) 3.При переломе костей таза или бедра транспортировка строго на носилках, т.к. состояние больного требует полного покоя в виду возможного развития травматического шока и в последующем комы.
(Сл.22) ЗАПОМНИТЕ!!!
Выбор способа переноски потерпевшего во многом зависит от характера полученных повреждений.
Учитель есть вопросы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Источник