Физическая культура при переломах ноги
Министерство образования РФ
Кафедра «физической культуры»
Реферат
На тему «Лечебная физическая культура при переломах нижних конечностей»
Автор:
Руководитель:
Хабаровск 2004
Оглавление.
1. Введение ………………………………………….………………..3
2. История развития ЛФК ………………………………………..….4
3. Общие основы лечебной физкультуры …………………….……7
3.1. Классификация физических упражнений ……………………8
4. Формы и методы лечебной физкультуры ……………….………13
5. Лечебная физкультура при травмах и некоторых заболеваниях аппарата движения ……………………………….16
6. ЛФК при переломах нижних конечностей …………………..…19
6.1. Примерные комплексы лечебной гимнастики ………………22
6.1.1. Упражнения для голеностопного сустава и суставов стопы ……………………………………………22
6.1.2. Упражнения для коленного сустава ……………………23
6.1.3. Упражнение для всех суставов нижних конечностей …24
6.1.4. Некоторые упражнения в гипсовых иммобилизирующих повязках; упражнения, подготавливающие к ходьбе …………………………….24
6.2. Механотерапия …………………………………………………25
7. Список литературы ………………………………………………..30
1. Введение.
Лечебная физкультура — самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.
Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.
Лечебная физкультура:
1. естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;
2. метод неспецифической терапии, но в то же время отдельные виды упражнений могут влиять на определенные функции организма;
3. метод патогенетической терапии, в связи с возможностью физических упражнений влиять на реактивность организма;
4. метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;
5. метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;
6. метод восстановительной терапии в комплексном лечений больных.
7. Характерной особенностью ЛФК является процесс тренировки больных физическими упражнениями.
Различают общую и специальную тренировку:
1. общая тренировка направлена на оздоровление, укрепление организма больного с помощью общеукрепляющих упражнений;
2. специальная тренировка осуществляется упражнениями, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.
Массаж — метод лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воздействия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать методику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния центральной и нервной системы (ЦНС), характера влияния различных приемов на организм.
ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с другими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хронических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последствиях перелома костей и др.
ЛФК находит применение в до- и послеродовом периодах. Массаж и. физические упражнения способствуют более совершенному психофизическому развитию здоровых детей и используются в яслях, детских садах, домашних условиях.
2. История развития ЛФК.
Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) осветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.
В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н. И. Пирогов (1810-1881), С. П. Боткин (1831-1889), Г. А.Захарьин (1829-1897), А. А. Остроумов . (1844—1908), придавали важное значение применению физических упражнений в практике лечения.
Труды П. Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857—1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека.
Открытия великих физиологов — И. М. Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (1849-1936), Н. Е. Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, — повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение.
Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах. В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н. Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).
Учебники по лечебной физкультуре И. М. Саркизова-Серазини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физкультурной службы принадлежит Б.А. Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей.
В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е. Ф. Древинг, М. А. Минкевич и др.).
В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.
В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения, занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.
В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии — в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР — возглавил член-корреспондент АМН СССР В. Н. Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.
В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э. Ф. Андреев, Н. М. Бадридзе, И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Егаиранов, О. Ф. Кузнецов, Б. А. Поляев, С. Д. Поляков, Н. Н. Прокопьев, В. А. Силуянова, 3. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С. В. Хрущев, А. В. Чоговадзе и многие другие).
В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском государственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стоматологическом университете (зав. кафедрой В. А. Епифанов), Российской медицинской академии последипломного образования (зав. кафедрой К. П. Левченко) и других медицинских высших учебных заведениях России.
В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международных конференций, научных контактов с зарубежными специалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент С. В. Хрущев). Ассоциация ежегодно проводит международные конференции по актуальным проблемам специальности.
3. Общие основы лечебной физкультуры.
Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.
Источник
Перелом — нарушение целости кости под влиянием одномоментного действия травмирующей силы.
Переломы бедра.. Лечат переломы наложением скелетного вытяжения, гипсовой повязкой, путем остеосинтеза .Медиальные переломы шейки бедра плохо срастаются вследствие плохого кровоснабжения области шейки и головки бедра, отсутствия на шейке бедра надкостницы. Основным методом лечения при медиальных переломах шейки бедра является оперативный: в область перелома вводят трехлопастный металлический гвоздь.
Период иммобилизации. Занятия лечебной гимнастикой назначают на 2-3-й день после операции. В течение первых 5-7 дней после операции конечность находится на стандартной шине. Упражнения выполняются лежа на спине. В занятия включают общеразвивающие и дыхательные упражнения: движения во всех суставах верхних конечностей, повороты, наклоны головы, приподнимание туловища и таза. Для создания опороспособности неповрежденной ноги в занятиях необходимо использовать: активные движения пальцами стопы, тыльное и подошвенное сгибание стопы, круговые движения стопой, сгибание и разгибание в коленном суставе, отведение и приведение конечности, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, статическое удержание конечности (с экспозицией 5-7 с), захватывание и удержание пальцами стопы различных легких предметов и др. Из специальных упражнений для оперированной конечности показаны упражнения для пальцев стопы (сгибание и разгибание), тыльное и подошвенное сгибание стопы и ротационные движения в голеностопном суставе, изометрическое напряжение мышц бедра и голени. С 4-5-го дня после операции рекомендуют активные движения в коленном суставе (при разгрузке конечности): сгибать и разгибать оперированную ногу в коленном и тазобедренном суставе, скользя стопой по плоскости постели; разрешается сидеть и опускать ноги. В этот период еще противопоказаны изолированные движения для тазобедренного сустава. При переходе больного в вертикальное положение необходимо соблюдать определенную последовательность действий с тем, чтобы не вызвать у него ортостатической реакции (головокружение, обморок.
С 6-7-го дня после операции занятия лечебной гимнастикой проводятся с целью восстановления движения в суставах и укрепления мышц оперированной ноги, обучения больных навыкам передвижения с помощью костылей. В занятия включают те же упражнения, что и в первые дни после операции, но каждое упражнения повторяют большее число раз. Стандартную шину удаляют, и конечность переводят на плоскость постели, но еще несколько дней рекомендуется выполнять специальные движения из облегченных исходных положений (с целью разгрузки области тазобедренного сустава): лежа на спине, на животе, на боку, сидя.
На 10-12-й день после операции при удовлетворительном состоянии больного можно разрешить ему вставать с помощью костылей и пользоваться ими при ходьбе.
Во втором периоде на фоне общеразвивающих и дыхательных упражнений выполняются упражнения для всех суставов поврежденной ноги, во всех направлениях, в разных исходных положения. Значительное место в занятиях отводится обучению больного ходьбе на костылях: по ровному полу, лестнице, затем с одним костылем и палкой. Необходимо следить за осанкой, включать в занятия специальные упражнения на формирование правильной осанки
В третьем периоде увеличивается нагрузка на оперированную конечность за счет включения дозированного отягощения, упражнений с сопротивлением, с гимнастическими предметами и на снарядах. Сроки нагрузки на травмированную конечность индивидуальные (в среднем к концу 4-6-го месяца). Трехлопастный гвоздь удаляют через 1,5-2 года, а у некоторых больных он остается в шейке бедренной кости пожизненно.
Переломы костей голени. Повреждения костей голени делят на переломы большеберцовой кости, переломы малоберцовой кости, переломы обеих костей голени и переломы лодыжек. При диафизарных переломах костей голени без смещения или с незначительным расхождением отломков, не требующих репозици, лечение осуществляется гипсовой повязкой от кончиков пальцев до середины бедра. Переломы со смещением отломков лечат одновременным вправлением и фиксацией гипсовой повязкой без вытяжения или со скелетным вытяжением за пяточную кость. Если не удается сопоставить отломки одномоментно или путем скелетного вытяжения, прибегают к оперативному вмешательству – отломки фиксируют с помощью компрессионного аппарата Илизарова, металлосинтеза гвоздем, стержнем, винтами, пластиной. ЛФК проводится по той же методике, что и при переломах бедра, в зависимости от выбранного метода лечения.
В первом периоде в занятия лечебной гимнастикой включают общеразвивающие и дыхательные упражнения (статического и динамического характера), упражнения, способствующие тренировке вестибулярного аппарата, упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и верхних конечностей, упражнения для сохранения опороспособности здоровой нижней конечности, которые чередуют со специальными. Для поврежденной конечности рекомендуются активные движения пальцами стопы, изометрические напряжения мышц бедра и голени, активные движения в тазобедренном суставе, идеомоторные упражнения для голеностопного сустава. Для улучшения кровообращения и уменьшения отека необходимо периодически опускать поврежденную ногу с кровати, придавая ей затем возвышенное положение. Через 3-5 дней после травмы разрешается передвигаться в пределах палаты, а затем и в отделении с помощью костылей.
Во втором периоде физические упражнения применяются с целью восстановления движения в голеностопном суставе, рессорной функции стопы, борьбы с отечностью поврежденной конечности, профилактики травматического плоскостопия и искривления пальцев, овладения навыками самостоятельного передвижения. В занятия наряду с дыхательными и общеразвивающими упражнениями, охватывающими все группы мышц, включают специальные. В первые дни все специальные упражнения выполняют в облегченных условиях (под ногу подводят скользящую плоскость, используют роликовые тележки, блочные установки, специальные качалки, лямки). Рекомендуются активные движения пальцами стопы и в голеностопном и коленном суставах (захватывание мелких предметов, их удержание, движение стопой, тыльное и подошвенное сгибание, супинация и пронация, перекатывание ногой теннисного мяча и др.). Постепенно амплитуда движений увеличивается. Упражнения, связанные с мышечным напряжением, чередуют с расслаблением мышц. Упражнения выполняют в исходных положениях лежа на спине, на животе, на боку, стоя на четвереньках, сидя. Желательно выполнение упражнений в теплой воде.
В дальнейшем включают в процедуру лечебной гимнастики маховые движения конечностью, упражнения с отягощением и сопротивлением, у гимнастической стенки, с гимнастическими предметами. Значительное место в восстановительном периоде уделяется упражнениям в различных вариантах ходьбы: на носках, на пятках, на наружном своде стопы, вперед, спиной, боком, скрестным шагом, в полуприседе; упражнения с опорой стопы на рейку гимнастической стенки, на велотренажере и др.
Переломы костей стопы. Одним из повреждений в области стопы являются переломы ее костей: предплюсны (таранной и пяточной), плюсны и пальцев. Лечение переломов костей стопы без смещения отломков осуществляется наложением гипсовой повязки до коленного сустава сроков в среднем от 4 до 8 недель. Стопа в анатомическом и функциональном отношении представляет собой сложный орган, образованный множеством костей и суставов, соединенных между собой большим числом связок и мышц. Выполняя функцию опоры и движения, стопа играет исключительно важную роль в статико-динамическом равновесии тела человека. Одновременно она осуществляет функцию рессорного аппарата, способствующего мягкому отталкиванию во время ходьбы, бега, прыжков, оберегающего от резких толчков и сотрясений внутренние органы, костно-суставные образования нижних конечностей, таза, позвоночного столба и т.д. В связи с этим при лечении переломов в области стопы чрезвычайно важное значение имеют не только восстановление анатомической целостности и формы поврежденных тканей, но и нормализации рессорной функции и функции опоры стопы и всей конечности в целом, которая не всегда восстанавливается с достаточной полнотой. Это требует при лечении травм стопы обязательного выполнения комплекса лечебных мероприятий, среди которых значительное место на всех этапах лечения занимает ЛФК.
В первом периоде занятий лечебной гимнастикой большинство упражнений направлено на улучшение кровоснабжение стопы и регенеративных процессов. Необходимо систематически выполнять движения пальцами, упражнения с давлением на подошвенную поверхность, а также движения в коленном и тазобедренном суставах. Для сохранения тонуса мышц сводов стопы постоянно следует проводить под гипсовой повязкой сокращения коротких мышц подошвенной поверхности. Во время ходьбы с костылем большое значение имеют правильная постановка стопы и выполнение всех компонентов нормального шага.
Во втором периоде основное внимание должно быть уделено восстановлению опорно-рессорной функции стопы. При этом очень важным является нормализация подвижности во всех суставах стопы и укрепление мышц, поддерживающих ее своды. Учитывая, что составляющие стопу элементы в биомеханическом отношении являются единым целым и в различных видах движений принимают участие все ее суставы и мышцы, следует широко использовать упражнения, вовлекающие в движения межфаланговые, плюснефаланговые, подтаранные и голеностопные суставы. Особый смысл это приобретает при повреждении того или иного сустава или в том случае, когда травма произошла в непосредственной близости от него. Если восстановить подвижность в отдельном суставе не удается, следует формировать компенсации за счет дистальных или проксимальных суставов стопы и конечности в целом. Во втором периоде необходимо постоянно акцентировать внимание больного на восстановление правильного механизма ходьбы.
К третьему периоду можно переходить после того, как больной стал хорошо и самостоятельно передвигаться. Основными задачами ЛФК в это время являются: отработка правильного шага, тренировка в беге, прыжках, выработка выносливости и возвращение пострадавшего к его основному виду деятельности. Из показанных упражнений составляют индивидуальные комплексы с учетом характера и локализации повреждения, течения регенеративных процессов, состояния функции суставов и мышц поврежденной стопы, а также профессиональной занятости больного.
В целях нормализации функции нервно-мышечного аппарата поврежденной стопы необходимо, начиная со второго периода, обеспечить систематическую и длительную тренировку ее мышц. К активным фиксаторам стопы относятся подошвенные мышцы, обладающие большой сократительной силой и выносливостью к нагрузкам. Эти мышцы участвуют в удержании сводов стопы и придают ей рессорность. Из мышц голени большое значение для опорно-двигательной функции стопы имеют задняя большеберцовая, длинный сгибатель первого пальца и длинный сгибатель пальцев, которые осуществляют сгибание стопы и фаланг пальцев. В комплекс упражнений включают разнообразные упражнения в супинации и пронации стопы, удержание пальцами различных мелких предметов. Захваты стопами набивных мячей, цилиндров, разновидности ходьбы и др.
Источник