Физическая реабилитация при переломах костей
СТАЦИОНАРНЫЙ (ИММОБИЛИЗАЦИОННЫЙ) этап – длится до момента консолидации перелома или формирования соединительнотканного рубца, имеющего достаточную механическую прочность.
Место проведения комплексной реабилитации – Травматологическое отделение больницы/травматологический стационар.
Цель– Обеспечить условия для максимально возможной двигательной активности больного и сохранения функций поврежденной конечности.
Задачи:
1) Активизация кровообращения в поврежденной конечности
2) Поддержание тонуса мышц поврежденной конечности
3) Сохранение подвижности в свободных от иммобилизации суставах
Форма реабилитационных мероприятий:
1 — Общеразвивающие упражнения для здоровых конечностей и туловища
2 — Лечение положением (возвышенное положение для поврежденного сегмента)
3 — Изометрические напряжения отдельных мышц (мышечных групп) только при условии сопоставления костных отломков (т. к. в период репозиции длительное и интенсивное напряжение мышц может препятствовать проводимой для сопоставления отломков тракции и вызывать травматизацию мягких тканей костными отломками, а после сопоставления взаимодавление костных отломков способствует формированию костной мозоли).
4 — Идеомоторные упражнения (воображаемые)
5 — Дыхательные упражнения
6 — Обучение ходьбе с помощью костылей
· Упражнения выполняются индивидуально, в медленном темпе. Количество повторений 6-8 раз.
· В течение дня занятия лечебной гимнастикой проводится 1 раз под руководством инструктора ЛФК и 3 – 4 раза самостоятельно.
· Продолжительность занятий 15 – 25 минут (в зависимости от возраста пациента, сопутствующих заболеваний)
7 — Физиотерапия
· Диадинамотерапия (токи Бериара) в области перелома – для снятия болевого синдрома (воздействие двумя постоянными низкочастотными импульсными токами полусинусоидальной формы с частотой 50 и 100 Гц, применяемых раздельно или в различных комбинациях);
· УВЧ (переменное электрическое поле ультразвуковой частоты), магнитотерапия (воздействие постоянными или переменными магнитными полями) –для улучшения трофики поврежденных тканей.
8 — Массаж – ограничивается применением прерывистой вибрации в области перелома поверх гипсовой повязки (постукивание деревянным молоточком, пальцем).
В первый период в занятия включают статические и динамические ДУ и ОРУ для всех мышечных групп. Для неповрежденной ноги широко используют активные движения пальцами стопы, тыльное и подошвенное сгибание стопы, круговые движения стопой, сгибание и разгибание в коленном суставе, отведение и приведение ноги, сгибание и разгибание в тазобедренном суставе, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, статическое удержание конечности в течение нескольких секунд, имитация ходьбы по плоскости постели, осевое давление стопой о подстопник различной плотности, захватывание и удержание пальцами стопы различных легких предметов.
С помощью инструктора, поддерживающего бедро и голень поврежденной ноги, больной поднимает и опускает выпрямленную ногу, сгибает и разгибает ее в коленном и тазобедренном суставе с небольшой амплитудой (30—40°). С 4-5-го дня после операции больному разрешается сгибать и разгибать оперированную ногу в коленном и тазобедренном суставе, скользя стопой по плоскости постели, сидеть и опускать ногу. Через 2-3 недели больного ставят на костыли. Сроки нагрузки на травмированную конечность индивидуальные (от 1,5 до 5-6 месяцев). Больного обучают ходьбе на костылях по ровному полу, лестнице, затем с одним костылем и палкой.
Во второй период на фоне ОРУ и ДУ выполняются всевозможные упражнения для всех суставов поврежденной ноги, во всех направлениях в разных исходных положениях. Гвоздь удаляют через 1,5-2 года, а у некоторых больных он остается в шейке бедренный кости пожизненно.
Правильное обучение ходьбе с костылями:
— при ходьбе по ровным поверхностям костыли с поврежденной ногой переносят вперед, не опираясь на нее или приступая, здоровая нога остается сзади (по принципу равностороннего треугольника), затем приставляют здоровую ногу. Поворот делают только в сторону поврежденной ноги, переступая здоровой ногой на месте.
— при ходьбе с одним костылем (палкой) опираются на него с поврежденной стороны таким образом, чтобы костыль (палка) стоял у края стопы. Больную ногу, костыль (палку) одновременно передвигают вперед, затем присоединяют к ним здоровую ногу. Поворот с одним костылем (палкой), как и с двумя, выполняют в сторону поврежденной ноги, не отодвигая его от стопы.
— при спуске с лестницы костыли опускают одновременно с поврежденной ногой, не наступая на нее или слегка приступая, затем приставляют здоровую ногу;
— при подъеме на лестницу здоровую ногу ставят на верхнюю ступеньку. Затем подтягивают к ней костыли и поврежденную ногу.
— при спуске с лестницы без перил одновременно опускают поврежденную ногу и костыль (палку), приставляя к ним здоровую ногу; при подъеме на лестницу ставят на верхнюю ступеньку здоровую ногу и к ней подтягивают одновременно поврежденную ногу и костыль.
Сращение внесуставных латеральных переломов происходит гораздо быстрее, чем медиальных (2,5—3 месяца), поэтому основной метод лечения — консервативный.
Ногу помещают на шину Белера и накладывают скелетное вытяжение за бугристость болынеберцовой кости.
В период иммобилизации с первых дней больные выполняют ДУ в сочетании с наклонами, поворотами головы и туловища, активными движениями в суставах здоровых конечностей, активным присаживанием в постели, придерживаясь за балканскую раму. Для больной ноги рекомендуются активные движения пальцами стопы, тыльные подошвенные сгибания стопы, круговые движения стопой, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, идеомоторные упражнения. Через 2—3 недели больные начинают выполнять активные движения в коленном суставе сломанной конечности для предупреждения тугоподвижности. Для этого гамачок стандартной шины заменяют съемным, уменьшают тягу вытяжения, благодаря чему больной может проводить сгибательно-разгибательные движения в коленном суставе сначала с помощью инструктора, а затем — шнура, перекинутого через блок шины и прикрепленного к стопе.
Включают упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса и верхних конечностей (динамические и с незначительным мышечным напряжением). Для поддержания нормального тонуса мышц здоровой ноги занятия дополняют упражнениями с сопротивлением, отягощением (в виде манжеток с грузом, фиксированных в области голеностопного сустава).
Источник
В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.
I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.
Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.
Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.
Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.
Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:
1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).
2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).
3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).
4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).
5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.
6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.
7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.
II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.
Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.
К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.
Специальные упражнения II периода:
1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).
2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).
3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.
4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).
5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).
6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.
III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.
Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).
Средства ЛФК третьего периода:
1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.
2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.
3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.
5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.
Источник
Ìåòîäèêà è òàêòèêà ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèé ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ìûùåëêîâ áåäðà è êîñòåé ãîëåíè; ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ñâÿçîê êîëåííîãî ñóñòàâà; ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ìåíèñêîâ, ïåðåëîìàõ ãîëåíè. Âîîñòàíîâëåíèå íàðóøåíûõ ôóíêöèé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
11
ÐÅÔÅÐÀÒ
ïî äèñöèïëèíå: Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ â òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè
ÒÅÌÀ:
«Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ãîëåíè »
Äîíåöê 2009
Ïëàí
1. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ìûùåëêîâ áåäðà è êîñòåé ãîëåíè
2. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ñâÿçîê êîëåííîãî ñóñòàâà
3. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ìåíèñêîâ
4. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè
1. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿïðè ïåðåëîìàõ ìûùåëêîâ áåäðà è êîñòåé ãîëåíè
Ïåðåëîìû ìûùåëêîâ áåäðà è áîëüøåáåðöîâîé êîñòè ÿâëÿþòñÿ âíóòðèñóñòàâíûìè. Âñòðå÷àþòñÿ èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìû îäíîãî è îáîèõ (Ò- è Ó-îáðàçíûå) ìûùåëêîâ. Ïðè èçîëèðîâàííûõ ïåðåëîìàõ ìûùåëêîâ ëå÷åíèå ñîñòîèò â ðåïîçèöèè îòëîìêîâ ñ ïîñëåäóþùåé ãèïñîâîé ïîâÿçêîé â òå÷åíèå 4 íåäåëü. Íàãðóçêà íà êîíå÷íîñòü ðàçðåøàåòñÿ ÷åðåç 2-2,5 ìåñÿöà. Ïðè îïåðàòèâíîì ëå÷åíèè îñòåîñèíòåç ïðîèçâîäèòñÿ ñ ïîìîùüþ áîëòà, øóðóïîâ èëè äâóõëîïàñòíîãî ãâîçäÿ. Îñåâàÿ íàãðóçêà òàêæå äîïóñòèìà ÷åðåç 2-2,5 ìåñÿöà.
Ïðè ïåðåëîìàõ îáîèõ ìûùåëêîâ ïðèáåãàþò ê ñêåëåòíîìó âûòÿæåíèþ ñðîêîì îò 4 äî 6 íåäåëü ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì ãèïñîâîé ïîâÿçêè íà 3-4 íåäåëè. Ìîæåò ïðîèçâîäèòüñÿ è îñòåîñèíòåç ñ ïîñëåäóþùåé èììîáèëèçàöèåé ãèïñîâîé ïîâÿçêîé íà 4 íåäåëè. Ïîëíàÿ îñåâàÿ íàãðóçêà ðàçðåøàåòñÿ ÷åðåç 3-4 ìåñÿöà.
 ïåðâûé ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè ËÔÊ íàïðàâëåíà íà óñêîðåíèå ðàññàñûâàíèÿ êðîâîèçëèÿíèÿ â ïîëîñòè ñóñòàâà, ñòèìóëÿöèþ ðåïàðàòèâíûõ ïðîöåññîâ â ïîâðåæäåííûõ òêàíÿõ, ïðîôèëàêòèêó âíóòðèñóñòàâíûõ ñïàåê, ìûøå÷íîé ãèïîòðîôèè è êîíòðàêòóðû êîëåííîãî ñóñòàâà. Ìåòîäèêà è òàêòèêà ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèé Ëà òà æå, ÷òî è ïîñëå îïåðàöèè âîññòàíîâëåíèÿ êðåñòîîáðàçíûõ ñâÿçîê.
Âî âòîðîé ïåðèîä ïîäâèæíîñòü â êîëåííîì ñóñòàâ âîññòàíàâëèâàåòñÿ çà ñ÷åò àêòèâíûõ äâèæåíèé, âûïîëíÿåìûõ â îáëåã÷åííûõ óñëîâèÿõ ëåæà íà ñïèíå, íà áîêó, íà æèâîòå, ñèäÿ íà êóøåòêå. Óïðàæíåíèÿ ìîæíî âûïîëíÿòü ñ ïîìîùüþ ðóê èëè çäîðîâîé íîãè. Øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ çàíÿòèÿ â ëå÷åáíîì áàññåéíå.  òå÷åíèå ýòîãî ïåðèîäà áîëüíîé ïðîäîëæàåò õîäèòü ñ ïîìîùüþ êîñòûëåé, íå íàãðóæàÿ êîíå÷íîñòü.
ËÔÊ òðåòüåãî ïåðèîäà íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå îïîðíî-äâèãàòåëüíîé ôóíêöèè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.  ïðîöåññå îáó÷åíèÿ õîäüáå öåëåñîîáðàçíî èñïîëüçîâàòü íàêëîííûé ùèò èëè äðóãèå ïðèñïîñîáëåíèÿ, ïîçâîëÿþùèå äîçèðîâàòü íàãðóçêó íà íèæíèå êîíå÷íîñòè, à òàêæå ïðîâîäèòü çàíÿòèÿ â ëå÷åáíîì áàññåéíå. Ïðè íåïîëíîé àìïëèòóäå äâèæåíèé â êîëåííîì ñóñòàâå íàçíà÷àþò êóðñ ìåõàíîòåðàïèè, ïðîöåäóðû êîòîðîé öåëåñîîáðàçíî ïðîâîäèòü ïîñëå ïàðàôèíîâûõ, îçîêåðèòîâûõ èëè ãðÿçåâûõ àïïëèêàöèé, à òàêæå ïîñëå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè èëè çàíÿòèé â áàññåéíå.
2. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿïðè ïîâðåæäåíèÿõ ñâÿçîê êîëåííîãî ñóñòàâà
Òðàâìû êîëåííîãî ñóñòàâà âåñüìà ìíîãîîáðàçíû: îò ïîâðåæäåíèÿ ñâÿçî÷íî-ñóõîæèëüíîãî àïïàðàòà è êàïñóëû ñóñòàâà, íàäêîëåííèêà, äî ïîâðåæäåíèÿ ìåíèñêîâ è ïåðåëîìîâ ñóñòàâíûõ êîíöîâ áåäðà è áîëüøåáåðöîâîé êîñòè. Íåðåäêî, îñîáåííî ó ñïîðòñìåíîâ è àðòèñòîâ áàëåòà è öèðêà, âñòðå÷àþòñÿ òðàâìû áîêîâûõ ñâÿçîê êîëåííîãî ñóñòàâà, à òàêæå ÷àñòè÷íûé è ïîëíûé ðàçðûâ áîêîâîé ñâÿçêè. ×àùå òðàâìèðóåòñÿ âíóòðåííÿÿ áîêîâàÿ ñâÿçêà, ïîâðåæäàþùàÿñÿ ïðè ðåçêîì îòêëîíåíèè ãîëåíè êíàðóæè.
Ïðè ÷àñòè÷íîì ðàçðûâå áîêîâûõ ñâÿçîê íàêëàäûâàåòñÿ íà 3-4 íåäåëè ãëóáîêàÿ çàäíÿÿ ëîíãåòà. Ïðè ïîëíîì ðàçðûâå ïîêàçàíî îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå, ïîñëå êîòîðîãî íàêëàäûâàåòñÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà äî ñðåäíåé òðåòè áåäðà íà 2-3 íåäåëè. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ êëàññè÷åñêèìè òðåìÿ ïåðèîäàìè.
Ïîâðåæäåíèå êðåñòîîáðàçíûõ ñâÿçîê îòíîñèòñÿ ê áîëåå òÿæåëûì òðàâìàì êîëåííîãî ñóñòàâà, ñóùåñòâåííî íàðóøàþùèì åãî ôóíêöèþ. Ïðè íåïîëíîì ðàçðûâå êðåñòîîáðàçíûõ ñâÿçîê íàêëàäûâàåòñÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà äî ñðåäíåé òðåòè áåäðà íà 3-5 íåäåëü. Ïðè ïîëíîì ðàçðûâå êðåñòîîáðàçíûõ ñâÿçîê ïðîâîäèòñÿ èõ îïåðàòèâíàÿ çàìåíà ëàâñàíîâîé ëåíòîé èëè äðóãèì ìàòåðèàëîì.
 ïåðâûé ïåðèîä çàíÿòèÿ Ëà íà÷èíàþò ÷åðåç 1-2 äíÿ ïîñëå îïåðàöèè. Êðîìå óïðàæíåíèé äëÿ çäîðîâîé íîãè, ïðîâîäÿò óïðàæíåíèÿ äëÿ îïåðèðîâàííîé êîíå÷íîñòè: äâèæåíèÿ ïàëüöàìè íîã, â ãîëåíîñòîïíîì è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, èçîìåòðè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ ìûøö áåäðà è ãîëåíè (îò 4-6 äî 16-20), êîòîðûå áîëüíûå äîëæíû âûïîëíÿòü ñàìîñòîÿòåëüíî ÷åðåç êàæäûé ÷àñ. ×àñòè÷íàÿ íàãðóçêà íà íîãó ðàçðåøàåòñÿ ÷åðåç 3-4 íåäåëè ïîñëå îïåðàöèè.
ËÔÊ âî âòîðîé ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå ïîëíîé àìïëèòóäû äâèæåíèé â êîëåííîì ñóñòàâå, íîðìàëèçàöèþ ôóíêöèè íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà è âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé õîäüáû. Âíà÷àëå óïðàæíåíèÿ ñëåäóåò âûïîëíÿòü ëåæàëà ñïèíå, à ïîñëåäóþùèå — íà áîêó, æèâîòå è ñèäÿ, ÷òîáû íå âûçâàòü ðàñòÿæåíèÿ âîññòàíîâëåííîé ñâÿçêè. Äëÿ óâåëè÷åíèÿ àìïëèòóäû äâèæåíèè â êîëåííîì ñóñòàâå ñëåäóåò ïðîâîäèòü ëå÷åíèå ïîëîæåíèåì èëè èñïîëüçóÿ íåáîëüøóþ òÿãó íà áëî÷íîì òðåíàæåðå: áîëüíîé ëîæèòñÿ íà æèâîò è ñ ïîìîùüþ áëî÷íîãî àïïàðàòà ïðîèçâîäèò ñãèáàíèå ãîëåíè. Íà áëî÷íûõ èëè äðóãèõ òðåíàæåðàõ ïðîèçâîäÿòñÿ òðåíèðîâêè äëÿ óâåëè÷åíèÿ ñèëû è âûíîñëèâîñòè ìûøö òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè. Çàòåì äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ àìïëèòóäû äâèæåíèÿ â êîëåííîì ñóñòàâå èñïîëüçóþò òðåíèðîâêè íà âåëîýðãîìåòðå è õîäüáó ïî ðîâíîìó ïîëó, ïåðåøàãèâàíèå ÷åðåç ïðåäìåòû (íàáèâíûå ìÿ÷è, çàáîð÷èêè) è õîäüáó ïî ëåñòíèöå.
 òðåòèé ïåðèîä (ñïóñòÿ 3-4 ìåñÿöà ïîñëå îïåðàöèè) ðåøàþòñÿ çàäà÷è ïîëíîãî âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèè êîëåííîãî ñóñòàâà è íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà.
3. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ìåíèñêîâ
Ïîâðåæäåíèÿ ìåíèñêîâ êîëåííîãî ñóñòàâà (ÊÑ) çàíèìàþò çíà÷èòåëüíîå ìåñòî ñðåäè òðàâì îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, îñîáåííî ó ñïîðòñìåíîâ (21,4% âñåé ïàòîëîãèè ÎÄÀ).  17,2% ïîâðåæäåíèÿ ìåíèñêîâ (÷àùå âíóòðåííåãî) ñî÷åòàþòñÿ ñ ïîâðåæäåíèåì ñóñòàâíîãî õðÿùà. Ïîâðåæäåíèÿ ìåíèñêîâ òðåáóþò îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ è ïîñëåäóþùåãî äëèòåëüíîãî ïåðèîäà, ðåàáèëèòàöèÿ — äî 4-5 ìåñÿöåâ
Çàäà÷àìè ðåàáèëèòàöèè ïåðâîãî ðàííåãî ïîñëåîïåðàöèîííîãî ïåðèîäà (äî 3-4 íåäåëü ïîñëå îïåðàöèè) ÿâëÿåòñÿ íîðìàëèçàöèÿ òðîôèêè êîëåííîãî ñóñòàâà (ÊÑ), ïîñòåïåííîå óñòðàíåíèå êîíòðàêòóðû, ñòèìóëÿöèÿ ñîêðàòèòåëüíîé ñïîñîáíîñòè ìûøö áåäðà, ïîääåðæàíèå îáùåé ðàáîòîñïîñîáíîñòè.  ýòî âðåìÿ áîëüíîìó íàçíà÷àåòñÿ ïîñòåëüíûé ðåæèì, îïåðèðîâàííàÿ êîíå÷íîñòü óêëàäûâàåòñÿ â ñðåäíåôèçèîëîãè÷åñêîì ïîëîæåíèè. Ïðè ðåöèäèâèðóþùåì ñèíîâèòå íà ñðîê äî 10 äíåé íàêëàäûâàåòñÿ ãèïñîâàÿ ëîíãåòà, ïðîâîäèòñÿ ÓÂ×-òåðàïèÿ (5-7 ïðîöåäóð), à ïîñëå óìåíüøåíèÿ ñèíîâèàëüíîé ðåàêöèè — ìàãíèòîòåðàïèÿ (10-15 ïðîöåäóð). Ñî 2-ãî äíÿ ïîñëå îïåðàöèè ïðîâîäèòñÿ ËÃ, âíà÷àëå â ïàëàòå (20-30 ìèí), ñ 7-10-ãî äíÿ â çàëå ËÔÊ (45-60 ìèí), ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ ïðè áåçëîíãåòíîì âåäåíèè áîëüíîãî íå ïðèìåíÿþòñÿ. Ñ Ç-4-ãî äíÿ ïîñëå îïåðàöèè ðàçðåøàåòñÿ õîäüáà ñ êîñòûëÿìè â òóàëåò, íà ïåðåâÿçêè, íî áåç îïîðû íà îïåðèðîâàííóþ íîãó (3-4 íåäåëè). Ñî 2-ãî äíÿ ïîñëå îïåðàöèè âûïîëíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ äëÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, à ñ 3-5-ãî — äëÿ òàçîáåäðåííîãî (ïîäíèìàíèå íîãè). Ñ 6-7-ãî äíÿ îïåðèðîâàííàÿ êîíå÷íîñòü íåñêîëüêî ðàç â äåíü óêëàäûâàåòñÿ â ïîëîæåíèå ðàçãèáàíèÿ, äëÿ ÷åãî ïîä ïÿòêó ïîäêëàäûâàåòñÿ âàëèê. Ýêñïîçèöèÿ ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàåòñÿ ñ 3-5 äî 7-10 ìèí. Åñëè çà 5-7 äíåé íå óäàåòñÿ ïîëíîñòüþ âîññòàíîâèòü ðàçãèáàíèå, óêëàäêè ïðîäîëæàþòñÿ óæå ñ ãðóçîì îò 1 äî 3 êã (ìåøîê ñ ñîëüþ, ïåñêîì è äð.).
Áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ âîññòàíîâëåíèþ ñîêðàòèòåëüíîé ñïîñîáíîñòè ÷åòûðåõãëàâîé ìûøöû áåäðà, äëÿ ÷åãî ïðèìåíÿåòñÿ óæå îïèñàííàÿ ìåòîäèêà èçîìåòðè÷åñêèõ íàïðÿæåíèé.  êàæäîì ñëó÷àå ïîÿâëåíèÿ ñèíîâèòà ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ îòìåíÿþòñÿ è â ñóñòàâ ââîäÿòñÿ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ïðåïàðàòû (Êåíàëîã-40, ãèäðîêîðòèçîí àöåòàò è äð.), íàçíà÷àþòñÿ ÓÂ× èëè êîìïðåññû ñ ìàçüþ Âèøíåâñêîãî è äð. Ïðè íàëè÷èè áàññåéíà çàíÿòèÿ â íåì ïðîâîäÿòñÿ ñ 10-12-ãî äíÿ ïîñëå îïåðàöèè, èõ äëèòåëüíîñòü 30 ìèí, òåìïåðàòóðà âîäû 30-32 ãðàäóñà Öåëüñèÿ.
Âòîðîé ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè (îò 3-4 íåäåëü äî 2-2,5 ìåñÿöåâ ïîñëå îïåðàöèè) õàðàêòåðèçóåòñÿ ëèêâèäàöèåé Ïîñëåîïåðàöèîííîãî ñèíîâèòà ñ îñòàòî÷íîé êîíòðàêòóðîé ÊÑ è âûðàæåííîé ãèïîòðîôèåé ìûøö. Çàäà÷àìè ðåàáèëèòàöèè ÿâëÿåòñÿ ïîëíàÿ ëèêâèäàöèÿ êîíòðàêòóð â ÊÑ, âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé ïîõîäêè è àäàïòàöèÿ ê äëèòåëüíîé õîäüáå, òðåíèðîâêà ñèëîâîé âûíîñëèâîñòè ìûøö áåäðà, âîññòàíîâëåíèå îáùåé ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Ãëàâíûì ñîäåðæàíèåì êîìïëåêñíîé ðåàáèëèòàöèè ñïîðòñìåíîâ ÿâëÿåòñÿ êèíåçî- è ãèäðîêèíåçîòåðàïèÿ, êîòîðûå äîïîëíÿþòñÿ ìàññàæåì è ôèçèîëå÷åíèåì.
Ñ íà÷àëà 4-5-é íåäåëè ïîñëå îïåðàöèè ïàöèåíòû íà÷èíàþò ïðè õîäüáå íà êîñòûëÿõ ëåãêî ïðèñòóïàòü íà îïåðèðîâàííóþ íîãó. Ïðè îòñóòñòâèè áîëè è ñèíîâèòà áîëüíûå íà÷èíàþò õîäèòü áåç êîñòûëåé. Ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ íîðìàëüíîé ïîõîäêè âûïîëíÿþòñÿ ïåðåä çåðêàëîì. Ïîñëå âîññòàíîâëåíèÿ íîðìàëüíîé ïîõîäêè ïàöèåíò ïðèñòóïàåò ê òðåíèðîâêå â õîäüáå.  òå÷åíèå 1-1,5 íåäåëü äëèòåëüíîñòü õîäüáû äîâîäèòñÿ äî 45-60 ìèí, à òåìï åå âîçðàñòàåò ñ 80 äî 100 øàãîâ â ìèíóòó.
Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ñîêðàòèòåëüíîé ñïîñîáíîñòè ìûøö áåäðà ïðîâîäèòñÿ èõ ýëåêòðîñòèìóëÿöèÿ è ðó÷íîé ìàññàæ êóðñàìè ïî 10 ïðîöåäóð ñ íåäåëüíûìè ïåðåðûâàìè íà ïðîòÿæåíèè âñåãî âòîðîãî ïåðèîäà.
Çàíÿòèÿ â çàëå ËÔÊ äëÿ ñïîðòñìåíîâ ïðîâîäÿòñÿ 2 ðàçà â äåíü ïî 1-1,5 ÷, ãäå îíè âûïîëíÿþò îáùåðàçâèâàþùèå è ñèëîâûå óïðàæíåíèÿ äîñòàòî÷íî áîëüøîé èíòåíñèâíîñòè (ïóëüñ äî 140-150 óä/ìèí), öåëüþ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ âîññòàíîâëåíèå îáùåé ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Äëÿ áîðüáû ñ ðàçãèáàòåëüíîé êîíòðàêòóðîé ÊÑ èñïîëüçóþòñÿ óïðàæíåíèÿ ìàÿòíèêîîáðàçíîãî õàðàêòåðà, ëåãêèå ïàññèâíî-àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ, óêëàäêè íà ñãèáàíèå ÊÑ ñ ãðóçîì 3-5 êã â ñî÷åòàíèè ñ òåïëîâûìè ïðîöåäóðàìè. Ïðîäîëæàþò èñïîëüçîâàòüñÿ èçîìåòðè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ, êîòîðûå ïîñòåïåííî çàìåíÿþòñÿ äèíàìè÷åñêèìè äâèæåíèÿìè ñ îòÿãîùåíèÿìè. Òðåíèðîâêó íà âåëîòðåíàæåðå íà÷èíàþò, êîãäà äîñòèãíóòûé ìàêñèìóì àêòèâíûõ äâèæåíèé â ÊÑ ïðåâûøàåò «ðàáî÷óþ» àìïëèòóäó äâèæåíèé ïðè âåëîýðãîìåòðèè (ñãèáàíèå — 75°, ðàçãèáàíèå — 175°). Äëèòåëüíîñòü è ìîùíîñòü òðåíèðîâîê íà âåëîòðåíàæåðå ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþò îò Ç-5 äî 20-25 ìèí è îò 50-75 Âò äî 150-200 Âò.
Íà ïðîòÿæåíèè âñåãî âòîðîãî ïåðèîäà ñîõðàíÿþòñÿ òðåíèðîâêè â áàññåéíå äëèòåëüíîñòüþ äî 45 ìèí. Ïðè áûñòðîì ïëàâàíèè êðîëåì è áðàññîì ê êîíöó ïåðèîäà íà÷èíàþò ïðèìåíÿòü ëàñòû, âûïîëíÿþòñÿ ðàçëè÷íûå óïðàæíåíèÿ è õîäüáà â áàññåéíå.
Òðåòèé ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè (òðåíèðîâî÷íî-âîññòàíîâèòåëüíûé) — îò 2-2,5 ìåñÿöåâ äî 4-5 ìåñÿöåâ ïîñëå îïåðàöèè). Çàäà÷è ðåàáèëèòàöèè íà ýòîì ýòàïå — àäàïòàöèÿ ê ìåäëåííîìó áåãó, âîññòàíîâëåíèå ìàêñèìàëüíîé ñèëû ìûøö áåäðà, ÷àñòè÷íîå âîññòàíîâëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ ñïîðòñìåíà. Ìåòîäèêà çàíÿòèé ïðèíöèïèàëüíî íå îòëè÷àåòñÿ îò òîé, êîòîðàÿ âûøå ïðèâîäèëàñü äëÿ òðåòüåãî ïåðèîäà ðåàáèëèòàöèè ïîñëå îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ ïðèâû÷íîãî âûâèõà ïëå÷à.  ýòîò ïåðèîä èñïîëüçóåòñÿ òàêæå ðó÷íîé è âèáðàöèîííûé ìàññàæ è ýëåêòðîñòèìóëÿöèÿ ìûøö, ôèçèîòåðàïèÿ — äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ òðîôèêè ÊÑ (ìàãíèòîòåðàïèÿ, ñåðîâîäîðîäíûå è ðîäîíîâûå âàííû è äð.), à òàêæå äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïåðåãðóçî÷íûõ îñëîæíåíèé (ôîíîôàðåç ñ ãèäðîêîðòèçîíîì, àíàëüãèíîì è äð.).
Íà÷èíàÿ ñî 2-ãî ìåñÿöà ïîñëå îïåðàöèè ñïîðòñìåí òðåíèðóåòñÿ â áûñòðîé õîäüáå. Çà 1-2 íåäåëè äèñòàíöèÿ õîäüáû óâåëè÷èâàåòñÿ äî 5 êì. Çàòåì âêëþ÷àåòñÿ â òðåíèðîâêè ìåäëåííûé áåã. Äëèòåëüíîñòü ìåäëåííîãî áåãà â òå÷åíèå 7-10 äíåé ñ 1-2 ìèí äîâîäèòñÿ äî 10-15 ìèí, ïîñòåïåííî ïîâûøàåòñÿ ñêîðîñòü áåãà.
Ïðèçíàêàìè õîðîøåãî êëèíèêî-ôóíêöèîíàëüíîãî âîññòàíîâëåíèÿ ÿâëÿåòñÿ âûïîëíåíèå ñëåäóþùèõ äâèãàòåëüíûõ òåñòîâ:
1. Ïðèñåäàíèÿ ñ ïîëíîé àìïëèòóäîé.
2. Õîäüáà â ïîëíîì ïðèñåäå («ãóñèíàÿ õîäüáà»).
3. Ïðèñåäàíèÿ íà îïåðèðîâàííîé íîãå — (75% îò êîëè÷åñòâà ïðèñåäàíèé íà çäîðîâîé íîãå ïðèçíàåòñÿ õîðîøèì ðåçóëüòàòîì).
4. Áåã â òå÷åíèå 30 ìèí, íå âûçûâàþùèé áîëåé è ñèíîâèòà.
5. Ñïîñîáíîñòü âûïîëíÿòü èìèòàöèîííûå è ñïåöèàëüíûå ïîäãîòîâèòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.
4. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè
Ïåðåëîìû ãîëåíè ëå÷àò òàê æå, êàê è ïåðåëîìû áåäðà: êîíñåðâàòèâíî — âûòÿæåíèåì (ïåðåëîì ñî ñìåùåíèåì) çà ïÿòî÷íóþ êîñòü, ÷åðåç 2-3 íåäåëè íàêëàäûâàþò ãëóõóþ ãèïñîâóþ ïîâÿçêó îò ïàëüöåâ äî âåðõíåé òðåòè áåäðà; îïåðàòèâíî íàêëàäûâàþò àïïàðàò Èëèçàðîâà èëè ïðîèçâîäÿò ìåòàëëîîñòåîñèíòåç ãâîçäåì èëè ìåòàëëè÷åñêîé ïëàñòèíîé. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðîâîäèòñÿ ïî òîé æå ìåòîäèêå, ÷òî è ïðè ïåðåëîìå áåäðà, â çàâèñèìîñòè îò âûáðàííîãî ìåòîäà ëå÷åíèÿ.
Ïåðåëîìû â íèæíåé òðåòè ãîëåíè — íàðóæíîé èëè âíóòðåííåé ëîäûæêè, îäíîâðåìåííî îáåèõ ëîäûæåê ñ îòðûâîì êðàÿ áîëüøåáåðöîâîé êîñòè — ÷àñòî áûâàþò ñî ñìåùåíèåì è íåðåäêî ñîïðîâîæäàþòñÿ âûâèõîì ñòîïû. Ïðè ïåðåëîìàõ áåç Ñìåùåíèÿ íàêëàäûâàþò ãèïñîâûé ñàïîæîê ñ êàáëóêîì èëè ñî ñòðåìåíåì. Ïîñëå åãî çàòâåðäåâàíèÿ áîëüíîé ìîæåò ïåðåäâèãàòüñÿ ñ ïîìîùüþ êîñòûëåé, ïðèñòóïàÿ íà ñòðåìÿ èëè êàáëóê.
 ïåðèîä èììîáèëèçàöèè äûõàòåëüíûå è îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ÷åðåäóþòñÿ ñî ñïåöèàëüíûìè: àêòèâíûå äâèæåíèÿ ïàëüöàìè ñòîïû, â êîëåííîì è òàçîáåäðåííîì ñóñòàâàõ, èçîìåòðè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö áåäðà, ãîëåíè, èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà. Äëÿ óëó÷øåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ è óìåíüøåíèÿ îòåêà áîëüíûì ðåêîìåíäóåòñÿ ïåðèîäè÷åñêè îïóñêàòü ïîâðåæäåííóþ íîãó ñ êðîâàòè, ïðèäàâàÿ åé çàòåì âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå. ×åðåç 3-5 äíåé ïîñëå òðàâìû ðàçðåøàåòñÿ ïåðåäâèãàòüñÿ â ïðåäåëàõ ïàëàòû, à çàòåì è îòäåëåíèÿ ñ ïîìîùüþ êîñòûëåé.
Âî âòîðîé ïåðèîä (ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà) çàäà÷àìè ËÔÊ ÿâëÿþòñÿ: âîññòàíîâëåíèå äâèæåíèé â ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå, áîðüáà ñ îòå÷íîñòüþ ïîâðåæäåííîé íîãè, ïðîôèëàêòèêà òðàâìàòè÷åñêîãî ïëîñêîñòîïèÿ, ðàçâèòèÿ äåôîðìàöèè ñòîïû, ðàçðàñòàíèÿ «øïîð» (÷àùå âñåãî ïÿòî÷íûõ), èñêðèâëåíèÿ ïàëüöåâ.
Ñ ýòîé öåëüþ ñðàçó æå ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà â îáóâü âêëàäûâàþò ñïåöèàëüíî ñäåëàííûé ñóïèíàòîð.
 çàíÿòèÿ íàðÿäó ñ îáùåðàçâèâàþùèìè óïðàæíåíèÿìè, îõâàòûâàþùèìè âñå ãðóïïû ìûøö, âêëþ÷àþò ñïåöèàëüíûå: àêòèâíåå äâèæåíèÿ ïàëüöàìè ñòîïû — çàõâàòûâàíèå ìåëêèõ ïðåäìåòîâ, èõ óäåðæàíèå, äâèæåíèÿ ñòîïîé, òûëüíîå ïîäîøâåííîå ñãèáàíèå, ñóïèíàöèÿ è ïðîíàöèÿ, ïåðåêàòûâàíèå íîãîé òåííèñíîãî ìÿ÷à. Âûïîëíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ â ðàçëè÷íûõ âàðèàíòàõ õîäüáû: íà íîñêàõ, íà ïÿòêàõ, íà íàðóæíîì èëè âíóòðåííåì ñâîäå ñòîï, âïåðåä, ñïèíîé, áîêîì, ñêðåñòíûì øàãîì, â ïîëóïðèñåäå è äð.; óïðàæíåíèÿ ñ îïîðîé ñòîïû íà ïåðåêëàäèíó, íà âåëîòðåíàæåðå.
Ïðè ïåðåëîìå ëîäûæåê â ëþáîì ìåñòå ìîæåò ïðîèñõîäèòü îòåê ñòîïû, äëÿ áîðüáû ñ êîòîðûì ðåêîìåíäóåòñÿ ëåæàòü ïî 10-15 ìèí 3-4 ðàçà â äåíü ïðèïîäíÿâ íîãè ïîä óãëîì 120- 130° â òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, ïîñëå ÷åãî âûïîëíÿòü ñëåäóþùèå ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ:
· ñîêðàùåíèå ÷åòûðåõãëàâûõ ìûøö áåäðà (20-30 ðàç). Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;
· ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ñòîï (10-20 ðàç). Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;
· ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ (10-20 ðàç). Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå. Ïàóçà 1-2 ìèí;
· ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ (10-20 ðàç). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå. Ïàóçà 1-2 ìèí;
· êðóãîâûå äâèæåíèÿ ñòîïàìè (ïî 10 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;
· ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ñòîï ñ ìàêñèìàëüíîé àìïëèòóäîé (10-20 ðàç). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;
· ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå íîã ê æèâîòó (íîñêè «íà ñåáÿ») (10 ðàç êàæäîé íîãîé). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;
· ðàçâåäåíèå è ñâåäåíèå íîñêîâ íîã ñ ìàêñèìàëüíîé ðîòàöèåé âñåé íîãè (10 ðàç). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;
· ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå ïðÿìûõ íîã äî óãëà 90° â òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ (íîñêè «íà ñåáÿ») (10 ðàç êàæäîé íîãîé). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;
· ñîêðàùåíèå ÷åòûðåõãëàâûõ ìûøö áåäðà (20-30 ðàç). Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå:
· ïîäíèìàíèå ïðÿìîé ïîâðåæäåííîé íîãè äî óãëà 90° â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå ñ îäíîâðåìåííûì ñãèáàíèåì è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ è ñòîïû íà âåñó (10 ðàç). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;
· îòäûõ â ïîëîæåíèè ëåæà ñ ïîäíÿòûìè íîãàìè (5-10 ìèí).
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Áåðåçêèíà Ê.Â. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà ïðè çàáîëåâàíèÿõ â îðòîïåäèè è òðàâìàòîëîãèè. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1986. — 220 ñ.
2. Êàïòåëèí À.Ô., Ëàññêàÿ Ë.À.Òðóäîâàÿ òåðàïèÿ â òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1979. — 176 ñ.
3. Êàïòåëèí À.Ô. Ãèäðîêèíåçîòåðàïèÿ â îðòîïåäèè è òðàâìàòîëîãèè.— Ì.: Ìåäèöèíà, 1985.—223 ñ.
4. Êëÿ÷êèí Ë.Ì. Âèíîãðàäîâà Ì.Í. Ôèçèîòåðàïèÿ.— Ì.: Ìåäèöèíà, 1982. — 272 ñ.
5. Ìóõ³í Â.Ì. Ô³çè÷íà ðåàá³ë³òàö³ÿ. — Ê.: Îë³ìï³éñüêà ë³òåðàòóðà, 2000. — 424 ñ.
6. Ðóêîâîäñòâî ïî êèíåçèòåðàïèè / Ïîä ðåä. Ë. Áîíåâà, Ï. Ñëûí÷åâà è Ñò. Áàíêîâà. — Ñîôèÿ: Ìåäèöèíà è ôèçêóëüòóðà, 1978. — 357 ñ.
7. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ àêàäåìèé è èíñòèòóòîâ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû / Ïîä îáùåé ðåä. ïðîô. Ñ.Í. Ïîïîâà. — Ðîñòîâ í / Ä: èçä-âî «Ôåíèêñ», 1999. — 608 ñ.
Источник