Фото рентгена переломов рук

Рентгенографическое исследование костей и суставов является наиболее востребованным диагностическим методом при анализе нарушений травматологического и ортопедического характера. Благодаря возможностям лучевой диагностики можно изучать строение, функциональные и топографические особенности костно-суставного аппарата человеческого организма, не повредив целостности тканей.

Чрезвычайно ценной представляется информация, которую можно получить путем динамического наблюдения за состоянием, структурой и скоростью восстановления (особенно при оценке проводимой терапии) костных структур. Однако наличие негативного влияния на организм ионизирующего излучения, используемого в рентгене, вынуждает строго регламентировать количество диагностических сеансов.

Гораздо проще дело обстоит с исследованием, проводимым на конечностях, так как на момент выполнения снимка, тело можно защитить свинцовым фартуком или пластиной. Такая возможность позволяет не ограничивать количество снимков и делать их в том количестве, какое необходимо для получения максимально развернутой информации. Например, для выявления последствий травмы или патологических изменений в суставной или костной ткани верхней конечности, рентген руки выполняют в нескольких проекциях, что обусловлено довольно сложным строением ее костного аппарата.

Рентгеноанатомия верхней конечности

Основной задачей рентгеноанатомии является применение знаний анатомических особенностей строения человеческого тела с целью правильного прочтения результатов рентгенологического исследования. В связи с тем, что изображение костей руки на рентгеновском снимке можно получить лишь в двухмерном изображении, в то время как сама рука является трехмерным объектом, то в результате неизбежно возникает эффект наслоения различных структур, затрудняющих расшифровку результатов.

Для получения обзорных снимков фрагментов верхней конечности делают рентгенографию в передне-задней и боковой проекциях. При этом хорошо визуализируется ключица, в виде затемнения в форме линии (на снимке белая линия), сужающаяся на концах и утолщающаяся в центре, лопатка, клювовидный и акромиальный отросток.

Кости предплечья и локтевой сустав, также хорошо видны на передне-задних снимках, при повороте руки ладонями вверх или вперед. Плотная структура трубчатой кости дает на снимках интенсивное затемнение (белый цвет), а губчатое наполнение – просветление вдоль ее центра. Закругленные окончания костей, образующие сустав (эпифизы) покрыты хрящом, который прозрачен для рентгеновских лучей и образует затемнение в виде полосы, толщина которой зависит от объема хрящевой ткани.

Структурный анализ рентгеновских снимков позволяет судить о состоянии костей и суставов, их соответствии возрасту человека, наличии возрастной оссификации (замещения хрящевой ткани костной). Следует учитывать, что если процесс окостенения хрящей у детей – это нормальное явление, так как до 5 лет эпифизы локтевого сустава, угол лопатки, клювовидный и акромиальный отростки состоят из хряща, то у взрослых это свидетельствует о развитии синостоза, что приводит к потере подвижности сустава.

Рентген локтевого сустава
Рентгеновский снимок локтевого сустава позволяет оценить состояние структурных элементов

Рентген кисти руки делают в проекции сзади, с ладонной стороны. Такой ракурс позволяет рассмотреть все кости, составляющие кисть. У взрослого человека они видны хорошо, но у новорожденного ребенка, кости запястья состоят из хряща, поэтому при рентгенографии их рассмотреть нельзя. Первые признаки формирования костей можно разглядеть в первый год жизни, а окончательное формирование происходит к 10 годам.

Травмы

Травматические повреждения руки имеют тесную взаимосвязь между возрастом пациента, его профессией и характером перелома. Каждое повреждение костей имеет характерные проявления при выполнении рентгеновского снимка.

Лопатка

Перелом лопатки встречается нечасто. К наиболее распространенным случаям травмирования можно отнести:

  • перелом под лопаточной остью;
  • перелом отростков (случается чрезвычайно редко);
  • отрыв плечевого сустава (наблюдается при вывихе плеча).

В случаях перелома, на рентгеновском снимке отчетливо видно линию, пересекающую основание суставного отростка и отделяющую головку плечевого сустава от тела лопатки.

Ключица

Рентгенологическая диагностика перелома ключицы не представляет затруднений, так как повреждение обнаруживается чрезвычайно просто. Линия перелома, в большинстве случаев, пересекает ключицу поперек и в редких случаях может иметь место косая линия. Рентгеновский снимок отображает две сместившиеся навстречу друг другу части ключицы: грудинный конец отгибается внутрь и вверх, а противоположный – наружу и вниз и одновременно обе части по направлению друг к другу.

Плечо

Все переломы плеча можно разделить на 2 вида:

  • произошедшие над большим бугорком плечевой кости;
  • произошедшие под большим бугорком плечевой кости.

К первому случаю относятся внутрисуставные повреждения, диагностика которых чрезвычайно затруднена вследствие преобладания внутри сустава хрящевой ткани, не отражающейся на рентгеновских изображениях. В некоторых случаях можно разглядеть небольшой фрагмент линии перелома, затрагивающий основную кость. Характерным рентгенологическим проявлением такой травмы является резкое изменение структуры сустава, приобретающего вид пораженного остеоартрозом.

Ко второму типу относятся переломы, непосредственно, большого бугорка, хирургической шейки и, непосредственно, плечевой кости. Если при повреждении хирургической шейки или плечевой кости, имело место смещение, а, как правило, плечевая кость смещается кнаружи, под небольшим углом, то затруднений с обнаружением повреждения не возникает.

Если смещения не происходит, то при выполнении снимка в передне-задней проекции линии перелома не будет видно. Для выполнения диагностики потребуется выполнить рентгенографию в боковой проекции, поскольку полную картину полученной травмы можно получить, только просканировав руку во взаимно перпендикулярных направлениях. Не бывает смещения и при переломах большого бугорка. Именно этот факт становится причиной просмотра травмы, что впоследствии может привести к некрозу или бурситу.

Важно! Характерным явлением, наблюдаемым при переломах без смещения – это отсутствие следов на рентгенографическом снимке на момент травмы и появление явно выраженной линии по прошествии некоторого количества времени.

перелом правой плечевой кости
Рентген руки с переломом правой плечевой кости со смещением

Предплечье

При диагностике травм предплечья необходимо выполнять снимки минимум в двух проекциях (передне-задней и боковой), так как наиболее распространенные переломы: венечного отростка локтевой кости и головки лучевой кости, часто наблюдаются в комбинации, но они видны на снимках, выполненных под разными углами. Нередки случаи раздробления головки лучевой кости на несколько фрагментов, которые удерживаются в исходном состоянии благодаря суставным связкам.

Часто такая травма остается нераспознанной. Перелом лучевой кости между бугристостью и головкой в большинстве случаев происходит со смещением, которое легко распознается на рентгене. Самостоятельные вывихи и вывихи, сопутствующие переломам, распознаются на рентгене независимо от типа смещения (вперед или кзади). Переломы трубчатых костей предплечья, обычно происходят на одном уровне, но в редких случаях на разной высоте. Не исключены случаи повреждения лучевой кости при сохранении целостности локтевой. В этом случае здоровая кость впоследствии служит шиной для поврежденной.

Запястье

При целенаправленном физическом воздействии сломана, может быть, любая кость запястья. Случайные переломы случаются только с трехгранной костью, ладьевидной и полулунной. Часто наблюдаются сочетанные травмы:

  • вывих сломанной половины ладьевидной и полный вывих полулунной кости;
  • полный вывих кисти;
  • вывих ладьевидной;
  • разнонаправленные вывихи трехгранной.

Перелом ладьевидной кости представляет собой серьезную травму, от характера повреждения которой зависит своевременность ее распознавания и вероятность развития осложнений. Трещина может проходить посередине кости, а может отсекать какой-либо ее полюс, но при любом варианте самостоятельного восстановления повреждения не произойдет. Основным препятствием для сращения обломков, является окружающий их хрящ и синовиальная жидкость, затекающая в щель.

Важно! Попытки самостоятельно лечения сломанной ладьевидной кости, как правило, заканчиваются обезображивающим остеоартрозом.

Через некоторое время после травмы, с двух сторон от трещины начинается рассасывание кости, отображающееся на рентгенограмме в виде круглых просветлений, напоминающих воспалительный инфильтрат.

Для получения максимального количества информации о состоянии костей кисти рук, необходимо сделать 4 рентгенограммы:

  • кисть, со слегка согнутыми пальцами укладывают на кассету, ладонью вниз (верхняя проекция);
  • руку укладывают таким образом, чтобы локтевая кость находилась на одной линии с лучевой (боковая проекция);
  • руку поворачивают ладонью назад (боковая проекция);
  • руку поворачивают ладонью вперед (боковая проекция).

Рентген кисти
Рентген руки с переломом ладьевидной кости и хирургическое восстановление с помощью титанового штифта

Скол куска трехгранной или полулунной кости без особенных сложностей можно обнаружить на рентгене. Как правило, травма не сопровождается серьезными осложнениями. Пальцевые фаланги и пястные кости. Переломы фаланг и пястных костей довольно распространенное явление. Как правило, чаще всего травмируются 2, 4 и 5 пястные кости.

Трещина может быть самой разнообразной формы, находится в любом месте кости и всегда хорошо заметна на рентгене. Типичной травмой фаланги, является скол края ногтевого отростка большого пальца, при ударе молотком. Характер травм фаланги ничем не отличается от аналогичных травм других костей, и могут затрагивать различные ее отделы (суставы, кость, диафиз).

Обращение к врачу при травме руки не является определяющим фактором благополучного обнаружения и лечения повреждения. Нередки случаи шаблонного подхода, со стороны травматолога, к рентгенологическому обследованию. Принимая во внимание сложность строения костного аппарата верхней конечности, при распознавании травмы, нельзя опираться только на анализ симптомов и снимки, выполненные в стандартных проекциях.

Нередко линию перелома удается обнаружить в косом направлении излучения, сместив рентгеновскую трубку в сторону. Поэтому решение, где делать рентгенографию, должно опираться, в первую очередь, на репутацию врача-рентгенолога, а во вторую – на наличие в клинике современного рентгенологического оборудования.

Источник

  • Фотографии
  • Векторы
  • Редакционные
  • Видео
  • Иллюстрации
  • Живой чат
  • Для бизнеса
  • Наши планы и цены

Фотографии

  • Все изображения
  • Фотографии
  • Векторы
  • Видео
  • Иллюстрации
  • Войти
  • Зарегистрироваться

Видео перелом запястья

Топовая коллекция перелом запястья

Пакет: Пейзажи

перелом

перелом костей

перелом голеностопа

перелом шейки бедра

перелом локоть

забинтованная рука

рентген

Лучший выбор

  • Сортировать
  • Лучший выбор
  • Свежайшие
  • Популярные
  • Лучший выбор
  • Свежайшие
  • Популярные

Предыдущая

Дальше

1-100 из 3,036

At doctor ‘s
Перелом локтевой кости (кость предплечья): (вид спереди и сбоку
)
Осколочный перелом локтевой кости
Медицинские услуги
Мужчина носит поддерживающий браслет на запястье и руке
Боль в запястье
Медицинские услуги
At doctor ‘s
Рентген нескольких переломов костей (палец, позвоночник, запястье, бедро, нога, ключица, лодыжка, локоть, рука, нога
)
Рентген эпифизического лучевого перелома, уменьшенный постоянными синтетическими средствами
Женщина со сломанной рукой и ее сиделка
Сбор переломов костей
Мужской физиотерапевт осматривает запястье пожилой женщины
Мужской физиотерапевт осматривает запястье пожилой женщины
Доктор обертывает травмированное запястье девушки бинтом.
Люди, страдающие от боли в руке
Девушка с поврежденной рукой сидит на носилках кровати
Человек с гипсом
Рентген нескольких переломов костей (палец, позвоночник, запястье, бедро, нога, ключица, лодыжка, локоть, рука, нога
)
Врач перевязывает руку пациенту
Рентген множественной части взрослых и детей и заболеваний (туберкулез легких Инсульт камень в почках остеоартрит перелом кости обструкция кишечника спондилолистез спондилолистез опухоли головного мозга и т.д.
)
Белая медицинская повязка
Рентген нескольких переломов костей (палец, позвоночник, запястье, бедро, нога, ключица, лодыжка, локоть, рука, нога
)
Рентген руки
Молодая раненая женщина посещает врача-травматолога
Рентген предплечья показывает операцию правого предплечья с пластиной и винтом
.
Иксрэй рук и пальцев
Женщина-врач закрепляет браслет на руке пожилых пациентов
Перелом обеих костей предплечья. Работала и внутренне фиксировалась с помощью пластины и винта (левое изображение: перед операцией, правое изображение: после операции
)
Иксрэй рук и пальцев
Женщина со сломанной рукой на гипсе
Коллаж многих рентгеновских лучей очень хорошего качества
.
Запястье травмы и расстройства
Рентген нескольких переломов костей (палец, позвоночник, запястье, бедро, нога, ключица, лодыжка, локоть, рука, нога
)
Молодая раненая женщина посещает врача-травматолога
Физиотерапевт делает упражнения на руках
Мужской физиотерапевт осматривает запястье мужчины
Рентгеновский перелом запястья: дистальный лучевой перелом (предплечья)
Пациентка на ортопедическом медицинском осмотре на предмет травмы запястья
Реабилитация после травмы запястья
Доктор бинтовал женскую руку
Человек на пляже с повязкой на запястье
Рентген запястья рук. Медицина
Сломанная рука
Физиотерапевт осматривает запястье пожилой женщины
Молодые медики смотрят на рентген руки
Перелом запястья и хроническая инфекция. Он был прооперирован и интерн
At doctor ‘s
Перелом обеих костей предплечья. Работала и внутренне фиксировалась с помощью пластины и винта (левое изображение: перед операцией, правое изображение: после операции
)
Перелом дистального радиуса (кость предплечья
)
Врач осматривает запястье пациентов
Мужской физиотерапевт осматривает запястье пожилой женщины
Перелом дистального радиуса (кость предплечья
)
Рентгеновский перелом запястья: дистальный лучевой перелом (предплечья)
Педиатр осматривает молодую девушку с поврежденным запястьем
Доктор осматривает мужское запястье
Боль в запястье
Перевязанный палец на тёмном фоне
Рентгенограмма
Человек носит поддерживающий браслет запястья в студии
Рентген множественной части взрослых и детей и заболеваний (туберкулез легких Инсульт камень в почках остеоартрит перелом кости обструкция кишечника спондилолистез спондилолистез опухоли головного мозга и т.д.
)
Иксрэй рук и пальцев
Рентген руки
Крупный план мужского доктора, обвязывающего женскую руку. Ортопед в белом халате накладывает повязку на конечность пациента в клинике. Больной человек с болезненным растяжением запястья при назначении к врачу
Доктор завязывает повязку девушке на запястье
Плечом к плечу с Мбаппе
Молодая женщина врач бинты женщина рука
Рентген множественной части взрослых и детей и заболеваний (туберкулез легких Инсульт камень в почках остеоартрит перелом кости обструкция кишечника спондилолистез спондилолистез опухоли головного мозга и т.д.
)
Плечом к плечу с Мбаппе
Врач применяет стабилизатор
Медицинские услуги
Раненая рука с бинтом
Рентген множественной части взрослых и детей и заболеваний (туберкулез легких Инсульт камень в почках остеоартрит перелом кости обструкция кишечника спондилолистез спондилолистез опухоли головного мозга и т.д.
)
Грустный пациент
Молодая раненая женщина посещает врача-травматолога
Портрет пожилой женщины с ручкой на запястье
Женщина со сломанной рукой
Травма руки, напряжение запястья, растяжение в белой повязке
Травма ладони, травма запястья
Подросток в защитном шлеме со сломанной рукой. Метафора страхования
.
Перелом лучевой и локтевой костей, рентгеновская пленка
Человек с гипсом
Молодой студент с травмой руки готовится к экзаменам
Человек с гипсом
Молодая раненая женщина посещает врача-травматолога
Травмированный врач
Сломанная рука
Боль в запястье
Травмированный врач
Портрет 70-летней пожилой женщины с поврежденной рукой
Врач-педиатр перевязывает девушке руку
Женщина чувствует боль в запястье на белом фоне
Связанная рука изолирована на белом
Сломанная рука
Молодая деловая женщина, страдающая от боли в запястье в офисе
Привязывая возраст к возрасту
В ролях: Гетти
Иксрэй рук и пальцев
Человек с гибким запястьем
Девушка со сломанной рукой

Следующая страница

Предыдущая

Дальше

Перелом кисти снимок — фото и фотографииПохожий поиск изображений:

  • перелом руки
  • перелом руки женщина
  • перелом предплечья
  • рука в гипсе
  • бинт медицинский
  • предплечье
  • кости запястья картинки
  • фото забинтованной ноги

Источник

Ñåãîäíÿ â ñðåäñòâàõ ìàññîâîé èíôîðìàöèè äîñòàòî÷íî ÷àñòî âñïëûâàþò âîïðîñû î áûòîâîé ðàäèàöèè, çàäàâàåìûå ëþáîïûòíûìè îáûâàòåëÿìè. Êàê ïðàâèëî, âñå îíè òîíóò ïîä âîëíîé ñêó÷íîâàòûõ ýêñïåðòíûõ ìíåíèé è íóäíîâàòûõ ïðîôåññèîíàëüíûõ îáçîðîâ, íî èíîãäà íà ñâåò âûõîäÿò è ëþáîïûòíûå äåòàëè. Åñëè, íàïðèìåð, òî, ÷òî äåëàòü ôëþîðîãðàôèþ ðàç â ïîëãîäà ýòî îê, âàì ñêàæåò ëþáàÿ áàáóøêà â î÷åðåäè, òî ÷òî íàñ÷¸ò ÊÒ èëè ìàììîãðàôèè? Ñåãîäíÿ è òî è äðóãîå äàâíî âîøëî â øèðîêîå ïðèìåíåíèå, à âðåìÿ îáëó÷åíèÿ òàì â ðàçû áîëüøå. Ïîä àïïàðàòîì ÊÒ ìîæíî ïðîâåñòè è ïÿòü ìèíóò, è äåñÿòü. Ýòî âîîáùå îïàñíî èëè íåò? À ÷òî íàñ÷¸ò äîñìîòðà ñóìîê è áàãàæà? Íó ëàäíî, âû ñàìè íà ëåíòó íå çàëåçàåòå, íî îïåðàòîð ñèäèò çà ìîíèòîðîì ðÿäîì ñ ýòîé øòóêîé êàæäûé äåíü — îí êàê âîîáùå, æèòü áóäåò? Êàê óñòðîåíà ðåíòãåíîãðàôèÿ è ÷òî èçìåíèëîñü ñî âðåìåí Êîíðàäà Âèëüãåëüìà Ðåíòãåíà, ðàçáèðàåòñÿ âàø ScientaeVulgaris.

Âèäèìàÿ óãðîçà.

Ðåíòãåíîâñêîå èçëó÷åíèå íå ÿâëÿåòñÿ ÷åì-òî íåîáû÷íûì, è åãî ìîæíî êðàòêî îáúÿñíèòü ïàðîé çíàêîìûõ ñðàâíåíèé. Íàïðèìåð, îíî ïîõîæå íà ñâåò. À ñâåòó ïðèñóù êîðïóñêóëÿðíî-âîëíîâîé äóàëèçì — ýòî êîãäà ôîòîíû âåäóò ñåáÿ è êàê ÷àñòèöû, è êàê âîëíû. Èç âñåõ âèäîâ ýëåêòðîìàãíèòíûõ âîëí ìû âèäèì òîëüêî åãî, ñâåò, ïðè÷¸ì óçêîãî äèàïàçîíà. Íî ïî÷åìó ýòîò òèï èçëó÷åíèÿ ìû âèäèì, à äðóãèå íåò? Âñÿ ðàçíèöà â ÷àñòîòå è ÷àñòèöàõ. Ïîìèìî âîëí ðåíòãåíîâñêîå èçëó÷åíèå ìîæíî è íóæíî ñðàâíèòü èìåííî ñ ïîòîêàìè ÷àñòèö. À îíè áûâàþò ñàìûå ðàçíûå. ×àñòèöû ñ íèçêîé ýíåðãèåé íå ïðîíèêàþò ãëóáîêî, è îò, íàïðèìåð, àëüôà-÷àñòèö ìîæíî çàùèòèòüñÿ ëèñòêîì áóìàãè, à âîò ãàììà-÷àñòèöû ïðîéäóò ÷åðåç âàñ ëåãêî è íåïðèíóæäåííî âìåñòå ñ áóìàæíîé îáåðòêîé è àëþìèíèåâîé øàïî÷êîé. ÓÔ-èçëó÷åíèå îáëàäàåò íèçêîé ïðîíèêàþùåé ñïîñîáíîñòüþ, íî õîðîøî ïðîíèêàåò ñêâîçü âîäó è ñòåíêè êëåòîê, ãäå ïîãëîùàåòñÿ èõ âíóòðåííèìè ñòðóêòóðàìè íà ìîëåêóëÿðíîì óðîâíå. Ðåíòãåíîâñêîå èçëó÷åíèå íàõîäèòñÿ ãäå-òî ìåæäó óëüòðàôèîëåòîì è ãàììà-èçëó÷åíèåì. Ïðîíèêàòü ÷åðåç âàñ îíî ìîæåò, è òîëñòûå äæèíñû ïîâåðõ áåëüÿ ñ íà÷åñîì èì íå ïîìåõà. Íî ïëîòíûå ñòðóêòóðû, âðîäå æåëåçîáåòîííûõ ñòåí è óòîëùåííîãî êîðïóñà èì íå ïðîéòè.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Îñîáåííîñòü äëèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ òàêîãî èçëó÷åíèÿ è ðàäèàöèè â öåëîì â òîì, ÷òî ïîâðåæäàþòñÿ íå òêàíè íåïîñðåäñòâåííî, à öåïî÷êè ÄÍÊ. Âàøè êëåòêè âîññòàíàâëèâàþò áîëüøóþ ÷àñòü ïîâðåæäåíèé, íî èíîãäà, åñëè ïîâðåæäåíèé ñëèøêîì ìíîãî, îíè âûïîëíÿþò ñâîþ ðàáîòó íå òàê íåýôôåêòèâíî, îñòàâëÿÿ íåáîëüøèå ó÷àñòêè «íåïðàâèëüíîãî ðåìîíòà». Ðåçóëüòàòîì ÿâëÿþòñÿ ìóòàöèè ÄÍÊ, êîòîðûå ìîãóò âûçâàòü ñìåðòü êëåòîê èëè ðîñò íåïðàâèëüíî îòðåìîíòèðîâàííûõ, âûçûâàÿ ðàê ñïóñòÿ ãîäû. Èíòåíñèâíûå äîçû ðàäèàöèè â ïåðâóþ î÷åðåäü âûâîäÿò èç ñòðîÿ òå êëåòêè, ãäå ÷àùå âñåãî è áûñòðåå âñåãî ïðîèñõîäèò äåëåíèå. Äëÿ ÷åëîâå÷åñêîé òóøêè ýòî ïðîöåññ êðîâåòâîðåíèÿ, ïîýòîìó ðàäèàöèÿ îïàñíåå âñåãî äëÿ êëåòîê êðîâè è ñïèííîãî ìîçãà.  íèõ îáëó÷åíèå áüåò ïî ñàìîìó áîëüíîìó — ÄÍÊ â ïðîöåññå ñáîðêè. À ñáîðêà êëåòîê êðîâè èäåò ïîñòîÿííî. Íîâûå êëåòêè íå óñïåâàþò ñôîðìèðîâàòüñÿ â çäîðîâûå è õîòÿ áû íà÷àòü ðåìîíò. Èç-çà ýòîãî, êñòàòè, òàðàêàíû õîðîøî ïåðåíîñÿò ðàäèàöèþ — ó âçðîñëûõ îñîáåé ïî÷òè ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóåò ïðîèçâîäñòâî íîâûõ êëåòîê. Îíè ñòàòè÷íû, à ïîòîìó ïðè âûñîêèõ äîçàõ îáëó÷åíèÿ ñòðàäàþò òîëüêî ðàáîòîñïîñîáíûå ñôîðìèðîâàííûå êëåòêè, êîòîðûå â ñîñòîÿíèè âîññòàíîâèòñÿ.

Ðàäèàöèÿ ïîâñþäó.

Íà ñàìîì äåëå, ìû ïîñòîÿííî ïîäâåðãàåìñÿ âîçäåéñòâèþ ìàëûõ äîç èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ îò ïðèðîäíûõ èñòî÷íèêîâ, â ÷àñòíîñòè, îò êîñìè÷åñêîãî èçëó÷åíèÿ, ãëàâíûì îáðàçîì îò ñîëíöà è ðàäîíà — ðàäèîàêòèâíîãî ãàçà, êîòîðûé îáðàçóåòñÿ â ðåçóëüòàòå åñòåñòâåííîãî ðàñïàäà óðàíà. Äîáàâëÿåò îãîíüêó è íàëè÷èå íà íàøåé ïëàíåòå äîëãîæèâóùèõ ðàäèîíóêëèäîâ, ðàäèîàêòèâíàÿ òðîèöà: ðàäèé-226, òîðèé-232 è êàëèé-40. Èíîãäà ê íèì äîáàâëÿåòñÿ öåçèé-137. Âñ¸ ýòî åñòü, â ïðèíöèïå, âîêðóã íàñ, è îò ýòîãî íèêóäà íå äåòüñÿ. Ñêîëüêî èç ýòîãî òàê íàçûâàåìîãî ôîíîâîãî èçëó÷åíèÿ âû èñïûòûâàåòå, çàâèñèò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ, âêëþ÷àÿ âûñîòó ìåñòíîñòè, â êîòîðîé âû æèâåòå, è äîìàøíþþ âåíòèëÿöèþ. ×åì áîëüøå ïûëè, òåì áîëüøå âàø êâàðòèðíûé ôîí. Îäèí ýíòóçèàñò íàóêè, íàïðèìåð, âïîëíå íàó÷íûì ýêñïåðèìåíòîì äîêàçàë, ÷òî ñîáðàòü ðàäèàöèþ â ìàñòåðñêîé èëè ïîäâàëå çàâîäà ìîæíî îáû÷íûì ïûëåñîñîì.  îáùåì, ôîí åñòü âñåãäà.  ñðåäíåì, ó÷åíûå ãîâîðÿò, ýòî îêîëî 3 ìèëëèçèâåðò (ìÇâ) â ãîä.

Êàêèå òàêèå çèâåðòû? Îáû÷íî ïðè ñëîâå “ðàäèàöèÿ” áîëüøèíñòâî âñïîìèíàþò êëàññè÷åñêèé ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà ñ åãî ôèðìåííûì òðåñêîì. Íî ñ÷¸ò÷èêè Ãåéãåðà îïðåäåëÿþò òîëüêî èíòåíñèâíîñòü èçëó÷åíèÿ. Åñëè òî÷íåå, îí ñ÷èòàåò êîëè÷åñòâî ïîïàâøèõ â íåãî èîíèçèðóþùèõ ÷àñòèö. Äîñòàòî÷íî îäíèì ãëàçêîì âçãëÿíóòü íà åãî óñòðîéñòâî, ÷òîáû ïîíÿòü, ÷òî îí îñîáî íè÷åãî íå èçìåðÿåò. Ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà — ýòî ñòåêëÿííàÿ òðóáêà ñ àíîäîì è êàòîäîì, íà êîòîðûå ïîäà¸òñÿ íàïðÿæåíèå. Åñëè â òðóáó âëåòàåò çàðÿæåííàÿ ÷àñòèöà, îíà èîíèçèðóåò àòîìû íàõîäÿùåãîñÿ â íåé èíåðòíîãî ãàçà, è â íåé ïðîñêàêèâàåò èñêðà. Ðàçðÿä âûâåäåí ê äèíàìèêó, è âû ñëûøèòå õàðàêòåðíîå “òûð”. Åñëè âû, ñîáèðàÿ ãðèáû, íàøëè çàáðîøåííóþ óðàíîâóþ øàõòó, òî ÷àñòèö â òðóáó âëåòàåò áîëüøå, è “òûð-òûð-òûð” íà÷èíàåò ñëèâàåòñÿ â ìîíîòîííûé ãóë. Íî êàêèå ÷àñòèöû âàñ àòàêóþò, êóäà ëåòÿò, êàê ñèëüíî øìÿêíóòñÿ, è ÷òî ñ âàìè ïðè âñòðå÷å ñäåëàþò — ÷¸ðò åãî çíàåò.

Èçìåðèòü ñðàçó âëèÿíèå êîíêðåòíîãî èçëó÷åíèÿ íà òêàíè è çäîðîâüå ÷åëîâåêà ñëîæíåå. Âîò òóò è ïîÿâëÿþòñÿ çèâåðò (Çâ) è ìèëëèçèâåðò (ìÇâ). Îíè ó÷èòûâàþò áèîëîãè÷åñêèé ýôôåêò èçëó÷åíèÿ, êîòîðûé çàâèñèò îò òèïà èçëó÷åíèÿ è óÿçâèìîñòè ïîñòðàäàâøåãî. Èíà÷å ãîâîðÿ, èõ íàçûâàþò «ýêâèâàëåíòíîé äîçîé». Ýòî êàê ïîïàñòü ïîä äîæäü: ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà áû òóïî ñ÷èòàë êàïëè, ãîâîðÿ ñêîëüêî ðåíòãåí â ÷àñ ìèìî âàñ ïðîëåòèò, à çèâåðòû áû ãîâîðèëè, êàê áûñòðî íàìîêíóò ÷àñòè âàøåãî òåëà, ó÷èòûâàÿ èõ îáúåì è ïëîòíîñòü.

Çèâåðò, ñ òî÷êè çðåíèÿ ôèçèêè, ýòî êîëè÷åñòâî ýíåðãèè, ïîãëîùåííîå êèëîãðàììîì áèîëîãè÷åñêîé òêàíè, ðàâíîå ïî âîçäåéñòâèþ ïîãëîùåííîé äîçå ãàììà-èçëó÷åíèÿ â 1 Ãðåé. À îäèí Ãðåé — ýòî îäèí Äæîóëü ýíåðãèè â ðàñ÷¸òå íà îäèí êèëîãðàìì ìàññû. Òî åñòü, ýòî êàê ðàç è åñòü ñàìîå âàæíîå — êàêàÿ ýíåðãèÿ íà âàñ âîçäåéñòâóåò. Êàêèå èìåííî ÷àñòèöû, êóäà, êàê è ñ êàêîé ñèëîé ëåòÿò.

Âîçäåéñòâèå èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ îò åñòåñòâåííûõ èëè ôîíîâûõ èñòî÷íèêîâ íå èçìåíÿåòñÿ ïðèìåðíî ñ 1980 ãîäà, íî îáùàÿ äîçà îáëó÷åíèÿ çà ïîñëåäíèå 30 ëåò íà äóøó íàñåëåíèÿ ïî÷òè óäâîèëîñü, è ýêñïåðòû ñ÷èòàþò, ÷òî îñíîâíîé ïðè÷èíîé ÿâëÿåòñÿ áîëåå øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå ìåäèöèíñêîãî îáîðóäîâàíèÿ è íàøà ñòðàñòü ê âèçóàëèçàöèè îðãàíèçìà. Äîëÿ îáùåãî îáëó÷åíèÿ îò ìåäèöèíñêèõ èñòî÷íèêîâ âûðîñëà ñ íà÷àëà 1980-õ ãîäîâ äî 2010 ãã. ïî÷òè â 4 ðàçà. Ñîãëàñíî îò÷åòó, îïóáëèêîâàííîìó â ìàðòå 2009 ãîäà Íàöèîíàëüíûì ñîâåòîì ïî ðàäèàöèîííîé çàùèòå è èçìåðåíèÿì â ÑØÀ, íà îäíî òîëüêî ÊÒ ïðèõîäèòñÿ 24% âñåãî îáëó÷åíèÿ. Òàê ÷òî ñî âðåì¸í ñòàðîé äîáðîé ôëþîðîãðàôèè ðàç â ãîä âñ¸ ñèëüíî ïîìåíÿëîñü. Íî êàê ïîëó÷èëîñü, ÷òî ìû äîáðîâîëüíî ñòàëè ïîäâåðãàòü ñåáÿ âîçäåéñòâèþ èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ, åñëè îíî ìîæåò íàñ óáèòü? Êòî ýòî ïðèäóìàë è çà÷åì?

Ôèçèêà òåëåâèçîðà.

 ñåðåäèíå 19 âåêà îïûòû ñ ýëåêòðè÷åñòâîì áûëè ó ó÷¸íûõ â ìîäå. Íå çàíèìàëèñü èìè òîëüêî ðàäèêàëüíûå îòùåïåíöû íàóêè, âñå îñòàëüíûå ïûòàëèñü ïðèìåíèòü íîâóþ ýíåðãèþ âåçäå — îò ãàëüâàíèçìà â áèîëîãèè äî ïñèõèàòðèè è õèìèè. Âîñêðåøàëè ì¸ðòâûõ, ëå÷èëè æèâûõ, òâîðèëè íåïîòðåáíîå.  1854 ãîäó íà÷àëèñü ýêñïåðèìåíòû ñ âûñîêèì íàïðÿæåíèåì â ðàçðåæåííîì âîçäóõå. Äîâîëüíî áûñòðî óäàëîñü çàìåòèòü, ÷òî èñêðû ïðîáåãàþò çàìåòíî áîëüøåå ðàññòîÿíèå, åñëè äàòü èì âîçìîæíîñòü äåëàòü ýòî â âàêóóìå, à íå â îáû÷íûõ óñëîâèÿõ.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Ðàáîòàåò ýòî ïî÷òè êàê ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà — ýòî òîæå òðóáêà ñ êàòîäîì. Êàòîä ñîçäàåò ïîòîê ýëåêòðîíîâ, êîòîðûå èñõîäÿò ñ åãî íàãðåòîé ïîâåðõíîñòè âñëåäñòâèå òåðìîýëåêòðîííîé ýìèññèè. Ýòî òàêîé ýôôåêò, êîãäà ãîðÿ÷èé ìåòàëë íà÷èíàåò îòäàâàòü ýëåêòðîíû, èñïóñêàÿ èõ ïîòîêîì â ñòîðîíó àíîäà. Òàêîé ïîòîê íàçâàëè êàòîäíûå ëó÷è. Ýòîò ýôôåêò âïîñëåäñòâèè ëÿæåò â îñíîâó âñåãî ýëåêòðîííî ëó÷åâîãî — îò êèíåñêîïîâ äî äèîäîâ è òðèîäîâ.

Êàê ýòî âûÿñíèëè? Ñìîòðåëè íà èñêðû â âàêóóìå. È ïûòàëèñü ïðèäóìàòü, ÷òî ìîæíî ñ íèìè èíòåðåñíîãî ñäåëàòü. Âî-ïåðâûõ, ïîä äåéñòâèåì ìàãíèòà èëè ýëåêòðè÷åñêîãî ïîëÿ êàòîäíûå ëó÷è îòêëîíÿþòñÿ. Âî-âòîðûõ, åñëè ðÿäîì íàõîäÿòñÿ ëþìèíîôîðíûå ìèíåðàëû, îíè âäðóã íà÷èíàþò ñâåòèòüñÿ.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Âñå äåëî â òîì, ÷òî èç-çà áîëüøîé ðàçíîñòè ïîòåíöèàëîâ ìåæäó êàòîäîì è àíîäîì (äåñÿòêè — ñîòíè êèëîâîëüò), ïîòîê ýëåêòðîíîâ óñêîðÿåòñÿ è ïðèîáðåòàåò áîëüøóþ ýíåðãèþ. Ïîëó÷åííûé óñêîðåííûé ïó÷îê ýëåêòðîíîâ ïîïàäàåò íà ïîëîæèòåëüíî çàðÿæåííûé àíîä. Äîñòèãàÿ àíîäà, ýëåêòðîíû èñïûòûâàþò ðåçêîå òîðìîæåíèå, ìîìåíòàëüíî òåðÿÿ áîëüøóþ ÷àñòü ïðèîáðåòåííîé ýíåðãèè. Ïðè ýòîì, òàê êàê îíè ðàçîãíàëèñü, à çàòåì âðåçàëèñü â ñòåíó, â ðàçíûå ñòîðîíû îòëåòàþò ðàçíûå îøì¸òêè è âîçíèêàåò òîðìîçíîå èçëó÷åíèå ðåíòãåíîâñêîãî äèàïàçîíà.

×òîáû èç ýòîé øòóêîâèíû ñäåëàòü, íàïðèìåð, êèíåñêîï ïðèäåòñÿ äîáàâèòü ìîäóëÿòîð — ñòàêàí, êîòîðûé íàêðîåò êàòîä è íà÷íåò ôîðìèðîâàòü èç ïîòîêà ýëåêòðîíîâ, ëåòÿùèõ âî âñå ñòîðîíû, ïó÷îê (íåñóùàÿ äèàôðàãìà) — à òàêæå óñêîðÿþùèé ýëåêòðîä (÷òîáû åù¸ áûñòðåé ëåòåëè) è ïàðó ëèíç. À äàëüøå, ðåãóëèðóÿ ñêîðîñòü è èíòåíñèâíîñòü ïîòîêà, ìîæíî çàñòàâèòü ñâåòèòüñÿ âñ¸ â òîì ïîðÿäêå, â êàêîì âàì íóæíî, ÷òîáû ïîñìîòðåòü “Âåëèêèé äèêòàòîð” ñ íåñðàâíåííûì ×àðëè ×àïëèíîì.

Ïÿòíèöà, âå÷åð, ëàáîðàòîðèÿ.

×óäåñíûì ïÿòíè÷íûì âå÷åðîì íåêòî Êîíðàä Âèëüãåëüì, ôèçèê è ó÷åíûé, çàäåðæàëñÿ íà ðàáîòå. Áûëî ýòî 8 íîÿáðÿ 1895 ãîäà. Êîíðàä áûë îäíèì èç òåõ ó÷åíûõ, êîòîðûå çàâîðîæåííî èçó÷àëè ýëåêòðè÷åñòâî â öåëîì è ýëåêòðè÷åñòâî â âàêóóìå â ÷àñòíîñòè. Òîêè êàòîäíûõ òðóáîê, êàê ñêàçàë áû ñàì Êîíðàä. Ðàáîòàë îí â ñîáñòâåííîé ëàáîðàòîðèè ïðè ïîääåðæêå íåñêîëüêèõ íàíÿòûõ àññèñòåíòîâ.  ñôåðó èíòåðåñîâ ó÷åíîãî âõîäèëè íå òîëüêî òðóáêè, íî è ðàçíûå òèïû èçëó÷åíèÿ, â òîì ÷èñëå óëüòðàôèîëåòîâîå è èîíèçèðóþùåå. “Íó è ÷òî” — ñêàæåòå âû. À âîò ÷òî. Èìåííî íàëè÷èå ðÿäîì ñ ó÷¸íûì êëî÷êà áóìàãè, íà êîòîðûé áûë íàìàçàí ïëàòèíîöèàíèñòûé áàðèé äëÿ èçó÷åíèÿ óëüòðàôèîëåòà è èîíèçàöèè, ñûãðàëî îäíó èíòåðåñíóþ øóòêó. Ñîâåðøåííî ñëó÷àéíî Êîíðàä çàìåòèë, ÷òî áàðèåâûé ýêðàí ðÿäîì ñ âêëþ÷åííîé êàòîäíîé òðóáêîé ñâåòèòñÿ æåëòîâàòî-çåë¸íûì öâåòîì, êàê åñëè áû íà íåãî ïîïàäàë óëüòðàôèîëåò.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Ó÷¸íûé âûêëþ÷èë òîê — ñâå÷åíèå òóò æå ïðåêðàòèëîñü. Ó÷¸íûé âêëþ÷èë òîê. Ýêðàí, ðàñïîëîæåííûé íà ðàññòîÿíèè îò òðóáêè è íèêàê ñ íåé íå ñâÿçàííûé, çàñâåòèëñÿ ñíîâà. Êîíðàä ïîä¸ðãàë ðóáèëüíèê åù¸ ïàðó ðàç, ïðåæäå ÷åì îêîí÷àòåëüíî ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî èç òðóáêè èñõîäèò íåèçâåñòíîå èçëó÷åíèå. Èçëó÷åíèå ó÷¸íûé ðåøèë íàçâàòü “ëó÷àìè Èêñ”. Íî â èñòîðèþ îíè âîéäóò èñêëþ÷èòåëüíî ïîä åãî ôàìèëèåé. Ýêñïåðèìåíòû Ðåíòãåíà ïîêàçàëè, ÷òî “èêñ-ëó÷è” âîçíèêàþò â ìåñòå ñòîëêíîâåíèÿ êàòîäíûõ ëó÷åé ñ ïðåãðàäîé âíóòðè êàòîäíîé òðóáêè (òî ñàìîå òîðìîçíîå èçëó÷åíèå óñêîðåííûõ ýëåêòðîíîâ). Ó÷¸íûé ðåøèë óñîâåðøåíñòâîâàòü êîíñòðóêöèþ òàê, ÷òîáû ëó÷è ñâåòèëè ñèëüíåå. Îí ñäåëàë òðóáêó ñïåöèàëüíîé êîíñòðóêöèè: àíîä áûë ïëîñêèì, ÷òî îáåñïå÷èâàëî áîëåå ðåçêîå òîðìîæåíèå ýëåêòðîíîâ è áîëåå èíòåíñèâíîå èçëó÷åíèå.

Ñëåäóþùèå ïàðó íåäåëü Êîíðàä ïûòàëñÿ ñâåòèòü íåâèäèìûìè ëó÷àìè íà âñ¸, ÷òî ñìîã íàéòè â îêðóãå. Ïîìèìî ïëàòèíîöèàíèñòîãî áàðèÿ îíî çàñòàâèëî ôëóîðåñöèðîâàòü êàëüöèò è óðàíîâîå ñòåêëî. Èçëó÷åíèå íå îòêëîíÿëîñü ìàãíèòíûì ïîëåì è ìîãëî ñâåòèòü ñêâîçü ðàçíûå âåùè. Ïðîçðà÷íîñòü âåùåñòâ ïî îòíîøåíèþ ê ëó÷àì ìåíÿëàñü íå òîëüêî â çàâèñèìîñòè îò òîëùèíû, íî è îò ìàòåðèàëà. Îäíîðîäíûå êíèãè çàêðûâàëè ôëóîðåñöåíòíûé ýêðàí, â òî âðåìÿ êàê íåîäíîðîäíûå ïðåäìåòû äàâàëè ðàçíîîáðàçíûå òåíè â çàâèñèìîñòè îò ñîñòàâà. Ïîïûòêè óâèäåòü ñàìè ëó÷è íè â òåìíîòå, íè ñ ðàçíûìè êðèñòàëëàìè ðåçóëüòàòîâ íå äàëè. Íî âîò ïîïûòêè ñôîòîãðàôèðîâàòü èõ îòêðûëè åù¸ îäèí íþàíñ. Ëó÷è, òàê æå êàê è ñîëíå÷íûé ñâåò, ìîãëè çàñâå÷èâàòü ñíèìêè. Êîíðàä Ðåíòãåí ñîîáùèë î ñâîåì îòêðûòèè ìèðó â äåêàáðå 1895 ãîäà, îñòîðîæíî ïðåäïîëîæèâ, ÷òî ýòè ëó÷è åñòü ñóòü ïðîäîëüíûõ êîëåáàíèé ýôèðà, êîòîðûé ïî òîãäàøíèì ìåðêàì ÿâëÿëñÿ ñîñòàâëÿþùåé âñåãî íåèçâåñòíîãî è íåâèäèìîãî.

Ïåðâûå îïûòû.

Òî÷íûé ìîìåíò, êîãäà ëþáîïûòñòâî òîëêíóëî ó÷¸íîãî íà îáëó÷åíèå ñîáñòâåííûõ êîíå÷íîñòåé, íåèçâåñòåí, íî ýôôåêò áûñòðî ðàçîøåëñÿ ïî ìèðó. Ëó÷è, íàïðàâëåííûå íà êîíå÷íîñòü, êîãäà çà íåé ñòîèò ôëóîðåñöèðóþùàÿ ïàíåëü, ïîêàçûâàþò âíóòðåííþþ ñòðóêòóðó ðóêè ñîãëàñíî åå ïëîòíîñòè. Ïåðâûå ôëþîðîñêîïû áûëè íå î÷åíü óäîáíûìè. ×òîáû ïî íàñòîÿùåìó ÷òî-òî ðàçãëÿäåòü, íóæíî áûëî äåëàòü ýòî â ïîëíîé òåìíîòå. Òàê ÷òî òàêèå ôîòîãðàôèè, ñêîðåå, ïîñòàíîâî÷íûå ñöåíû äëÿ íàó÷íûõ ñòàòåé è íåáëàãîäàðíûõ ïîòîìêîâ.  íàñòîÿùåé èíñòðóêöèè ê ïåðâûì ôëþîðîñêîïàì âîîáùå ñîâåòîâàëè äîêòîðó ïðîâåñòè 10-15 ìèíóò â ïîëíîé òåìíîòå, ïðåæäå ÷åì ïûòàòüñÿ ðàññìîòðåòü ñëàáûå îòñâåòû íà ýêðàíå. Îò÷åãî æå ñðàçó íå ñòàëè ôîòîãðàôèðîâàòü? Ôîòîãðàôèè áûëè äåëîì óæàñíî äîðîãèì è ðåäêèì, è òðàòèòü åäèíè÷íûå ýêçåìïëÿðû ïëàñòèíîê íà ïåðåëîìû è ôîòî êîñòåé áûëî íå ðàöèîíàëüíî. À ÷òî íàñ÷åò ðàäèàöèè? Íó å¸ òîãäà, ñ÷èòàéòå, ÷òî íå áûëî. 23 ìàðòà 1896 ãîäà Àíðè Áåêêåðåëü ïðîäåìîíñòðèðîâàë òàêîé æå çàñâåò ôîòîãðàôèè, òîëüêî íå ëó÷àìè, à óðàíîì. È ýòî áûë îäèí èç ïåðâîîòêðûâàòåëåé ðàäèîàêòèâíîñòè, çà êîòîðûì íîãà â íîãó øëè Ìàðèÿ è Ïüåð Êþðè. Òàê ÷òî äî ìîìåíòà, êîãäà ÷åëîâå÷åñòâî ïîéìåò, ÷òî ðåíòãåíîâñêóþ òðóáêó ëó÷øå âêëþ÷åííîé â ðóêàõ íå äåðæàòü, åù¸ ëåò äåñÿòü.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Ïåðâûå ôëþîðîñêîïû íàïîìèíàëè ñîâðåìåííûå î÷êè äîïîëíåííîé ðåàëüíîñòè.  êîìíàòå âêëþ÷àëè ìîùíûé èñòî÷íèê ðåíòãåíîâñêîãî èçëó÷åíèÿ, ïàöèåíò ïîäíîñèë ê íåìó áîëüíóþ êîíå÷íîñòü, à äîêòîð â ñâåòîíåïðîíèöàåìîì øëåìå, âíóòðè êîòîðîãî áûëà êàðòîíêà ñ íàíåñåííûì íà íå¸ ðàñòâîðîì, ïûòàëñÿ ðàçãëÿäåòü, ÷òî ó áîëüíîãî ïîøëî íå òàê. Ïîëó÷àåìîå òàêèì îáðàçîì ðåíòãåíîñêîïè÷åñêîå èçîáðàæåíèå áûëî äîâîëüíî òóñêëûì.  äîïîëíåíèå êî âñåìó, ïîñòîÿííîå íàõîæäåíèå ðåíòãåíîëîãà ïåðåä ýêðàíîì íå äîáàâëÿëî åìó çäîðîâüÿ.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

 êîíöå 1890-õ ãîäîâ Òîìàñ Ýäèñîí íà÷àë èññëåäîâàíèÿ ôëþîðîñêîïîâ è ôëóîðåñöåíòíûõ ìàòåðèàëîâ, íàäåÿñü ñîçäàòü êîììåð÷åñêóþ ìîäåëü ñ äîñòàòî÷íî ìîùíûì èñòî÷íèêîì è ÷èñòîé êàðòèíêîé, ÷òîáû êàæäûé æåëàþùèé ìîã äåðæàòü äîìà ÷óäî òåõíèêè, íåçàìåíèìîå â áûòó, õîçÿéñòâå è ìåäèöèíå. Åìó ýòî áîëåå ìåíåå óäàëîñü ïðè ïîìîùè âîëüôðàìàòà êàëüöèÿ, êîòîðûé äåéñòâèòåëüíî ñâåòèëñÿ ÿð÷å äðóãèõ. Íî â 1902 ãîäó ñëàâà Êþðè è Áåêêåðåëü ãðåìèò ïî âñåìó ìèðó.  ÿíâàðå òîãî ãîäà Ðåçåðôîðä íàïèøåò “çà ïîñëåäíèå íåñêîëüêî ëåò ñóïðóãè Êþðè ïðîäåëàëè îãðîìíóþ ðàáîòó è äîáèëèñü âàæíûõ ðåçóëüòàòîâ â èçó÷åíèè ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ”. Ê 1903 ãîäó ðàáîòû Êþðè äîõîäÿò è äî Ýäèñîíà, è îí áðîñàåò âñå èññëåäîâàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ Èêñ ëó÷àìè.