Галлюцинации при ушибе мозга
Психические расстройства при черепно-мозговых травмах принято соотносить
соответствующими этапами развития травматического заболевая:
- 1) психические
нарушения начального периода, проявляющиеся преимущественно расстройствами
сознания (оглушение, сопор, кома) и последующей астенией; - 2) подострые или
затяжные психозы, возникающие непосредственно после травмы головного мола в
начальный и острый периоды; - 3) подострые или затяжные травматические психозы,
являющиеся продолжением острых психозов или впервые появляющиеся спустя
несколко месяцев после травмы; - 4) психические нарушения отдаленного периода
черепно-мозговой травмы (отдаленные, или резидуальные последствия),
появляющиеся впервые спустя несколько лет или же вытекающие из более ранних
психических расстройств.
Симптомы и течение.
Психичесие нарушения, возникающие во время травмы или
сразу после нее, обычно проявляются той или иной степенью выключения созния
(оглушение, сопор, кома), что соответствует тяжести черепно-мозговой травмы.
Утрата сознания наблюдается обычно при сотрясении и ушибе головного мозга. При
возвращении сознания у больного отмечается выпадение из памяти определенного
отрезка времени — следующего за травмой, а нередко — — и предшествующего
травме. Длительность этого периода различна — от нескольких минут до
нескольких месяцев. Воспоминания о событиях восстанавливается не сразу и не
полно а в ряде случаев — лишь в результате лечения. После каждой травмы с
нарушением сознания отмечается посттравматическая астения с преобладанием
либо раздражительности, либо истощаемости. При первом варианте больные
становятся легки возбудимыми, чувствительными к различным раздражителям, с
жалобами на поверхностный сон с кошмарными сновидениями. Второй вариант
характеризуется снижением желаний, активности, работоспособности, вялостью.
Часто бывают жалобы на головную боль, тошноту, рвоту, головокружение, шаткость
походки, а также колебания АД, сердцебиение, потливость, слюнотечение,
очаговые неврологические нарушения.
Острые травматические психозы развиваются в первые дни после перенесенной
закрытой черепно-мозговой травмы, чаще при ушибах, чем при сотрясениях мозга.
По клинической картине эти психозы сходны с таковыми при соматических болезнях
(см.) и проявляются, главным образом, синдромами помрачения сознания, а также
расстройствами памяти и вестибулярными нарушениями. Наиболее частой формой
травматических психозов является сумеречное помрачение сознания,
продолжительность которого может быть от нескольких часов до нескольких дней и
даже недель. Возникает, как правило, после кратковременного периода прояснения
сознания и действия дополнительных вредностей (прием алкоголя, преждевременная
транспортировка и др.). Клиническая картина сумеречного помрачения сознания
различна. В одних случаях больной полностью дезориентирован, возбужден,
куда-то стремится, мечется, на вопросы не отвечает. Речь отрывочная,
непоследовательная, состоит из отдельных слов и выкриков. При галлюцинациях и
бреде больной становится злым, агрессивным, может нападать на окружающих. В
поведении может отмечаться некоторая детскость и нарочитость. Состояние может
протекать с нарушением ориентировки, но без возбуждения Оно проявляется в виде
особой стойкой сонливости, из которой можно на некоторое время вывести
больного, но как только раздражитель прекращает действовать, больной опять
погружается в сон. Описаны сумеречные состояния с внешне упорядоченным
поведением больных, которые совершали побеги, правонарушения и в дальнейшем
совершенно не помнили о своих действиях.
Второй по частоте формой помрачения сознания является делирий, который
развивается через несколько дней после восстановления сознания при воздействии
дополнительных вредностей (существует мнение, что делирий обычно возникает у
лиц, злоупотребляющих алкоголем). Состояние обычно ухудшается вечером и ночью,
а днем появляется ориентировка в месте и времени и даже критическое отношение
к своему состоянию (светлые промежутки). Длительность психоза от нескольких
дней до 2 недель. Ведущими в клинической картине являются зрительные
галлюцинации — надвигающиеся толпы людей, крупные животные, машины. Больной в
тревоге, страхе, пытается бежать, спасаться или предпринимает оборонительные
действия, нападает. Воспоминания о пережитом фрагментарны. Психоз либо
закапчивается выздоровлением после длительного сна, либо переходит в другое
состояние с грубыми нарушениями памяти — Корсаковский синдром.
Онейроидное состояние встречается сравнительно редко. Онейроид развивается
обычно в первые дни острого периода на фоне сонливости и обездвиженности.
Больные наблюдают галлюцинаторные сцены, в которых фантастические события
перемежаются с обыденными. Выражение лица либо застывшее, отсутствующее, либо
восторженное, отражающее переполнение счастьем. Довольно часто наблюдаются
расстройства ощущений типа резкого ускорения или, наоборот, замедления течения
времени. Воспоминания о пережитом состоянии сохраняются в большей степени, чем
при делирий. По выходе из психоза больные рассказывают о содержании своих
переживаний.
Корсаковский синдром — затяжная форма острого травматического психоза,
возникает обычно вследствие тяжелых черепно-мозговых травм либо после периода
оглушения, либо после делириозного или сумеречного помрачения сознания.
Длительность Корсаковского синдрома от нескольких дней до нескольких месяцев.
Тяжелее и длительнее он протекает у лиц, злоупотребляющих алкоголем (см.
Корсаковский психоз). Основным содержанием этого синдрома являются нарушения
памяти, в частности, нарушения запоминания, фиксации текущих событий. Поэтому
больной не может назвать дату, месяц, год, день недели. Не знает, где он
находится, кто его врач. Пробелы в памяти замещает вымышленными событиями или
имевшими место ранее. Сознание при этом не нарушено. Больной доступен
контакту, но критика к своему состоянию резко снижена.
Аффективные психозы встречаются реже, чем помрачение сознания, и продолжаются
обычно в течение 1-2 недель после травмы. Настроение чаще бывает приподнятым,
эйфоричным с болтливостью, беспечностью, непродуктивным возбуждением.
Повышенное настроение также может сопровождаться вялостью и бездеятельностью.
В такие периоды сознание может быть несколько измененным, из-за чего больные
не полностью воспроизводят в памяти события этих дней.
Депрессивные состояния наблюдаются реже, чем возбуждение. Сниженное настроение
обычно имеет оттенок недовольства, раздражительности, мрачности или сочетается
с тревогой, страхом и фиксацией на своем здоровье.
Пароксизмальные расстройства (приступы) чаще развиваются при ушибах мозга и
открытых черепно-мозговых травмах. Преобладают припадки с потерей сознания и
судорогами, разной тяжести и продолжительности (от нескольких секунд до 3
минут). Встречаются также симптомы «уже виденного» (при попадании в незнакомое
место кажется, что здесь уже был, все знакомо) и наоборот, «никогда не
виденного» (в хорошо знакомом месте больной чувствует себя как в совершенно
незнакомом, невиденном прежде). Клиническая картина пароксизмов зависит от
локализации очага повреждения головного мозга и его величины.
Отдаленные последствия черепно-мозговых травм возникают тогда, когда после
перенесенной травмы не наступает полного выздоровления. Это зависит от многих
факторов: тяжести травмы, возраста больного в тот момент, состояния его
здоровья, особенностей характера, эффективности проводимого лечения и
воздействия дополнительных факторов, например, алкоголизации.
Травматическая энцефалопатия- самая распространенная форма психических
расстройств в период отдаленных последствий травмы головного мозга. Выделяют
несколько ее вариантов.
Травматическая астения (церебрастения) выражается, в основном, в
раздражительности и истощаемости. Больные становятся несдержанными,
вспыльчивыми, нетерпеливыми, неуступчивыми, сварливыми. Легко вступают в
конфликт, потом раскаиваются в содеянном. Наряду с этим для больных характерна
быстрая утомляемость, нерешительность, неверие в собственные силы и
возможности. Больные жалуются на рассеянность, забывчивость, невозможность
сосредоточиться, нарушения сна, а также головные боли, головокружения,
усиливающиеся при «плохой» погоде, перемене атмосферного давления.
Травматическая апатия проявляется в сочетании повышенной истощаемости с
вялостью, заторможенностью, снижением активности. Интересы ограничиваются
узким кругом забот о собственном здоровье и необходимых условиях
существования. Память обычно нарушена.
Травматическая энцефалопатия с психопатизацией чаще формируется улиц с
патологическими чертами характера в преморбиде (до болезни) и выражается в
истерических формах поведения и эксплозивных (взрывчатых) реакциях. У больного
с истерическими особенностями личности выражена демонстративность в поведении,
эгоизм и эгоцентризм: считает, что все силы близких должны быть направлены на
лечение и уход за ним, настаивает, чтобы выполнялись все его желания и
прихоти, так как он тяжело болен. У личностей с преимущественно возбудимыми
чертами характера отмечаются грубость, конфликтность, злость, агрессивность,
нарушения влечений. Такие больные склонны к злоупотреблению алкоголем,
наркотиками. В состоянии опьянения устраивают драки, погромы, потом не могут
воспроизвести в памяти содеянное.
Циклотимоподобные расстройства сочетаются либо с астенией, либо с
психопатоподобными нарушениями и характеризуются колебаниями настроения в виде
невыраженных депрессий и маний (субдепрессий и гипоманий). Пониженное
настроение обычно сопровождается плаксивостью, жалостью к себе, опасениями за
собственное здоровье и упорным стремлением лечиться. Повышенное настроение
отличается восторженностью, умиленностью со склонностью к слабодушию. Иногда
отмечаются сверхценные идеи переоценки собственной личности и склонность к
написанию жалоб в разные инстанции.
Травматическая эпилепсия возникает обычно через несколько лет после травмы.
Встречаются большие и малые припадки, абсансы, сумеречное помрачение сознания,
нарушения настроения в виде дисфории. При длительном течении болезни
формируются эпилептические изменения личности (см. Эпилепсия).
Травматические психозы в период отдаленных последствий черепно-мозговой травмы
нередко являются продолжением острых травматических психозов.
Аффективные психозы проявляются в виде периодически возникающих депрессий и
маний (продолжительностью 1-3 месяца). Маниакальные приступы бывают чаще
депрессивных и встречаются преимущественно у женщин. Депрессии сопровождаются
слезливостью или мрачно-злобным настроением, вегетативно-сосудистыми
пароксизмами и ипохондрической фиксацией на своем здоровье. Депрессия с
тревогой и страхом часто сочетается с помраченным сознанием (легким
оглушением, делириозными явлениями). Если депрессии часто предшествует
психическая травма, то маниакальное состояние провоцируется приемом алкоголя.
Приподнятое настроение то принимает вид эйфории и благодушия, то возбуждения с
гневливостью, то дурашливости с напускным слабоумием и детским поведением. При
тяжелом течении психоза возникает помрачение сознания типа сумеречного или
аментивного (см. Соматогенные психозы), что прогностически менее благоприятно.
Приступы психозов обычно похожи один на другой по своей клинической картине,
как и другие пароксизмальные расстройства, и склонны к повторяемости.
Галлюцинаторно-бредовой психоз чаще встречается у мужчин после 40 лет, много
лет спустя после травмы. Начало его обычно провоцируется оперативным
вмешательством, приемом больших доз спиртного. Развивается остро, начинается с
помрачения сознания, а затем ведущими становятся обманы слуха («голоса») и
бредовые идеи. Острый психоз обычно переходит в хронический.
Паранойяльный психоз формируется, в отличие от предыдущего, постепенно, в
течение многих лет и выражается в бредовой трактовке обстоятельств Получения
травмы и последующих событий. Могут развиваться идеи отравления,
преследования. У ряда лиц, особенно злоупотребляющих алкоголем, формируется
бред ревности. Течение хроническое (непрерывное, либо с частыми обострениями).
Травматическое слабоумие возникает примерно у 5 % лиц, перенесших
черепномозговую травму. Чаще наблюдается как следствие тяжелых открытых
черепно-мозговых травм с поражением лобных и височных долей. Травмы в детском
и позднем возрасте вызывают более выраженные дефекты интеллекта. Способствуют
развитию слабоумия повторные травмы, частые психозы, присоединяющиеся
сосудистые поражения головного мозга, злоупотребление спиртными напитками.
Основными признаками слабоумия являются нарушения памяти, снижение интересов и
активности, расторможенность влечений, отсутствие критической оценки
собственного состояния, назойливость и недопонимание ситуации, переоценка
собственных возможностей.
Лечение.
В остром периоде травматические нарушения лечат нейрохирурги,
невропатологи, отоларингологи, офтальмологи, в зависимости от характера и
тяжести травмы (см. соответствующие разделы). Психиатры, в свою очередь,
вмешиваются в процесс лечения в случае возникновения психических нарушений как
в остром периоде, так и Ь стадии отдаленных последствий. Терапия назначается
комплексно с учетом состояния и возможных осложнений. В остром периоде травмы
необходим постельный режим, полноценное питание и заботливый уход. С целью
снижения внутричерепного давления назначают мочегонные препараты (лазикс,
мочевину, маннитол), вводят внутривенно сернокислую магнезию (курсовое
лечение), в случае необходимости проводят люмбальную пункцию (в области
поясницы) и выводят спинномозговую жидкость. Рекомендуется применение
поочередно метаболических препаратов (церебролизина, ноотропов), а также
средств, улучшающих циркуляцию крови (трентал, стугерон, кавинтон). При
выраженных вегетативно-сосудистых нарушениях используют транквилизаторы
(седуксен, феназепам), пирроксан, малые дозы нейролептиков (этаперазин). При
сильном возбуждении применяют нейролептики в виде внутримышечных инъекций
(аминазин, тизерцин). При галлюцинациях и бреде используют галоперидол,
трифтазин и др. При наличии припадков и других эпилептических расстройств
необходимо применение противосудорожных средств (фенобарбитал, финлепсин,
бензонал и др.). Парадельно с лекарственными методами воздействия назначают
физиотерапию, иглорефлексотерапию, различные методы психотерапии. В случаях
тяжелых травм и длительного восстановительного периода необходима кропотливая
работа по восстановлению трудоспособности и проведению профессиональной
реабилитации.
Профилактика
психических нарушений при черепно-мозговых травмах заключается в
ранней и правильной диагностике травмы, своевременном и адекватном лечении как
острых явлений, так и возможных последствий и осложнений.
См.также:
Психические расстройства при поражении сосудов головного мозга
В эту группу
объединяются психические нарушения, возникающие при различных формах
сосудистой патологии (атеросклероз, гипертоническая болезнь и их последствия
— инсульт, инфаркт и др. ). Эти заболевания могут протекать и без выраженных
психических нарушений, с преобладанием общесоматических и неврологических
расстройств…
Психоэндокринные расстройства
Психоэндокринные расстройства — разновидность психосоматических заболеваний. С одной стороны, возникновение эндокринных заболеваний часто провоцируется
воздействием психогенных факторов (диабет, тиреотоксикоз). С другой стороны,
любая эндокринная патология сопровождается отклонениями в психической сфере,
которые составляют психоэндокринный синдpoм или эндокринный психосиндром…
Источник
îÁÒÕÛÅÎÉÑ ÐÓÉÈÉËÉ ÎÁÒÑÄÕ Ó ÒÁÚÎÏÏÂÒÁÚÎÏÊ ÓÏÍÁÔÏÎÅ×ÒÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉËÏÊ — ÓÕÝÅÓÔ×ÅÎÎÁÑ ÞÁÓÔØ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒÔÉÎÙ ÞÅÒÅÐÎÏ-ÍÏÚÇÏ×ÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ, ÚÁ×ÉÓÑÔ ÏÔ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ É ÔÑÖÅÓÔÉ ÔÒÁ×ÍÙ, ÓÏÐÕÔÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ É ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ, Á ÔÁËÖÅ ÏÔ ÔÉÐÁ ×ÙÓÛÅÊ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ É ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÅÊ ÐÒÅÍÏÒÂÉÄÎÏÊ ÌÉÞÎÏÓÔÉ ÐÏÓÔÒÁÄÁ×ÛÅÇÏ. üÔÉ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÉÍÅÀÔ ×ÅÓØÍÁ ÂÏÌØÛÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ ÄÌÑ ÄÉÁÇÎÏÚÁ, ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÑ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ É ÓÔÁÄÉÉ ÔÅÞÅÎÉÑ ÂÏÌÅÚÎÉ, ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÑ ÌÅÞÅÎÉÑ É ×ÙÂÏÒÁ ÍÅÒÏÐÒÉÑÔÉÊ ÐÏ ÓÏÃÉÁÌØÎÏ-ÔÒÕÄÏ×ÏÊ ÒÅÁÄÁÐÔÁÃÉÉ ÂÏÌØÎÙÈ.
ðÓÉÈÉÞÅÓËÉÅ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÐÒÉ ÞÅÒÅÐÎÏ-ÍÏÚÇÏ×ÙÈ ÔÒÁ×ÍÁÈ ÐÒÉÎÑÔÏ ÓÏÏÔÎÏÓÉÔØ Ó ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÝÉÍÉ ÜÔÁÐÁÍÉ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ:
- ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÎÁÞÁÌØÎÏÇÏ ÐÅÒÉÏÄÁ, ÐÒÏÑ×ÌÑÀÝÉÅÓÑ ÐÒÅÉÍÕÝÅÓÔ×ÅÎÎÏ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×ÁÍÉ ÓÏÚÎÁÎÉÑ (ÏÇÌÕÛÅÎÉÅ, ÓÏÐÏÒ, ËÏÍÁ) É ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÅÊ ÁÓÔÅÎÉÅÊ;
- ÏÓÔÒÙÅ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÉÅ ÐÓÉÈÏÚÙ, ×ÏÚÎÉËÁÀÝÉÅ ÎÅÐÏÓÒÅÄÓÔ×ÅÎÎÏ ÐÏÓÌÅ ÔÒÁ×ÍÙ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ × ÎÁÞÁÌØÎÙÊ É ÏÓÔÒÙÊ ÐÅÒÉÏÄÙ;
- ÐÏÄÏÓÔÒÙÅ ÉÌÉ ÚÁÔÑÖÎÙÅ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÉÅ ÐÓÉÈÏÚÙ, Ñ×ÌÑÀÝÉÅÓÑ ÐÒÏÄÏÌÖÅÎÉÅÍ ÏÓÔÒÙÈ ÐÓÉÈÏÚÏ× ÉÌÉ ×ÐÅÒ×ÙÅ ÐÏÑ×ÌÑÀÝÉÅÓÑ ÓÐÕÓÔÑ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÍÅÓÑÃÅ× ÐÏÓÌÅ ÔÒÁ×ÍÙ;
- ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÏÔÄÁÌÅÎÎÏÇÏ ÐÅÒÉÏÄÁ ÞÅÒÅÐÎÏ-ÍÏÚÇÏ×ÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ (ÏÔÄÁÌÅÎÎÙÅ, ÉÌÉ ÒÅÚÉÄÕÁÌØÎÙÅ ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÑ), ÐÏÑ×ÌÑÀÝÉÅÓÑ ×ÐÅÒ×ÙÅ ÓÐÕÓÔÑ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÌÅÔ ÉÌÉ ÖÅ ×ÙÔÅËÁÀÝÉÅ ÉÚ ÂÏÌÅÅ ÒÁÎÎÉÈ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×.
óÉÍÐÔÏÍÙ É ÔÅÞÅÎÉÅ:
ðÓÉÈÉÞÅÓËÉÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ, ×ÏÚÎÉËÁÀÝÉÅ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÔÒÁ×ÍÙ ÉÌÉ ÓÒÁÚÕ ÐÏÓÌÅ ÎÅÅ, ÏÂÙÞÎÏ ÐÒÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ ÔÏÊ ÉÌÉ ÉÎÏÊ ÓÔÅÐÅÎØÀ ×ÙËÌÀÞÅÎÉÑ ÓÏÚÎÁÎÉÑ (ÏÇÌÕÛÅÎÉÅ, ÓÏÐÏÒ, ËÏÍÁ), ÞÔÏ ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÅÔ ÔÑÖÅÓÔÉ ÞÅÒÅÐÎÏ-ÍÏÚÇÏ×ÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ. õÔÒÁÔÁ ÓÏÚÎÁÎÉÑ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÏÂÙÞÎÏ ÐÒÉ ÓÏÔÒÑÓÅÎÉÉ É ÕÛÉÂÅ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ.
ðÒÉ ×ÏÚ×ÒÁÝÅÎÉÉ ÓÏÚÎÁÎÉÑ Õ ÂÏÌØÎÏÇÏ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ×ÙÐÁÄÅÎÉÅ ÉÚ ÐÁÍÑÔÉ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÏÇÏ ÏÔÒÅÚËÁ ×ÒÅÍÅÎÉ — ÓÌÅÄÕÀÝÅÇÏ ÚÁ ÔÒÁ×ÍÏÊ, Á ÎÅÒÅÄËÏ — É ÐÒÅÄÛÅÓÔ×ÕÀÝÅÇÏ ÔÒÁ×ÍÅ. äÌÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ÜÔÏÇÏ ÐÅÒÉÏÄÁ ÒÁÚÌÉÞÎÁ — ÏÔ ÎÅÓËÏÌØËÉÈ ÍÉÎÕÔ ÄÏ ÎÅÓËÏÌØËÉÈ ÍÅÓÑÃÅ×. ÷ÏÓÐÏÍÉÎÁÎÉÑ Ï ÓÏÂÙÔÉÑÈ ×ÏÓÓÔÁÎÁ×ÌÉ×ÁÀÔÓÑ ÎÅ ÓÒÁÚÕ É ÎÅ ÐÏÌÎÏ, Á × ÒÑÄÅ ÓÌÕÞÁÅ× — ÌÉÛØ × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÌÅÞÅÎÉÑ.
ðÏÓÌÅ ËÁÖÄÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ Ó ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÓÏÚÎÁÎÉÑ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÐÏÓÔÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÁÑ ÁÓÔÅÎÉÑ Ó ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÎÉÅÍ ÌÉÂÏ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÌÉÂÏ ÉÓÔÏÝÁÅÍÏÓÔÉ. ðÒÉ ÐÅÒ×ÏÍ ×ÁÒÉÁÎÔÅ ÂÏÌØÎÙÅ ÓÔÁÎÏ×ÑÔÓÑ ÌÅÇËÏ ×ÏÚÂÕÄÉÍÙÍÉ, ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÙÍÉ Ë ÒÁÚÌÉÞÎÙÍ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÑÍ, Ó ÖÁÌÏÂÁÍÉ ÎÁ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÎÙÊ ÓÏÎ Ó ËÏÛÍÁÒÎÙÍÉ ÓÎÏ×ÉÄÅÎÉÑÍÉ. ÷ÔÏÒÏÊ ×ÁÒÉÁÎÔ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÓÎÉÖÅÎÉÅÍ ÖÅÌÁÎÉÊ, ÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ, ÒÁÂÏÔÏÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔÉ, ×ÑÌÏÓÔØÀ. þÁÓÔÏ ÂÙ×ÁÀÔ ÖÁÌÏÂÙ ÎÁ ÇÏÌÏ×ÎÕÀ ÂÏÌØ, ÔÏÛÎÏÔÕ, Ò×ÏÔÕ, ÇÏÌÏ×ÏËÒÕÖÅÎÉÅ, ÛÁÔËÏÓÔØ ÐÏÈÏÄËÉ, Á ÔÁËÖÅ ËÏÌÅÂÁÎÉÑ áä, ÓÅÒÄÃÅÂÉÅÎÉÅ, ÐÏÔÌÉ×ÏÓÔØ, ÓÌÀÎÏÔÅÞÅÎÉÅ, ÏÞÁÇÏ×ÙÅ ÎÅ×ÒÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ.
ìÅÞÅÎÉÅ:
÷ ÏÓÔÒÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÉÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÌÅÞÁÔ ÎÅÊÒÏÈÉÒÕÒÇÉ, ÎÅ×ÒÏÐÁÔÏÌÏÇÉ, ÏÔÏÌÁÒÉÎÇÏÌÏÇÉ, ÏÆÔÁÌØÍÏÌÏÇÉ, × ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ É ÔÑÖÅÓÔÉ ÔÒÁ×ÍÙ. ðÓÉÈÉÁÔÒÙ, × Ó×ÏÀ ÏÞÅÒÅÄØ, ×ÍÅÛÉ×ÁÀÔÓÑ × ÐÒÏÃÅÓÓ ÌÅÞÅÎÉÑ × ÓÌÕÞÁÅ ×ÏÚÎÉËÎÏ×ÅÎÉÑ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ ËÁË × ÏÓÔÒÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ, ÔÁË É × ÓÔÁÄÉÉ ÏÔÄÁÌÅÎÎÙÈ ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÊ.
ôÅÒÁÐÉÑ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ËÏÍÐÌÅËÓÎÏ Ó ÕÞÅÔÏÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ É ×ÏÚÍÏÖÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ. ÷ ÏÓÔÒÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÔÒÁ×ÍÙ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍ ÐÏÓÔÅÌØÎÙÊ ÒÅÖÉÍ, ÐÏÌÎÏÃÅÎÎÏÅ ÐÉÔÁÎÉÅ É ÚÁÂÏÔÌÉ×ÙÊ ÕÈÏÄ. ó ÃÅÌØÀ ÓÎÉÖÅÎÉÑ ×ÎÕÔÒÉÞÅÒÅÐÎÏÇÏ ÄÁ×ÌÅÎÉÑ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÍÏÞÅÇÏÎÎÙÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ (ÌÁÚÉËÓ, ÍÏÞÅ×ÉÎÕ, ÍÁÎÎÉÔÏÌ), ××ÏÄÑÔ ×ÎÕÔÒÉ×ÅÎÎÏ ÓÅÒÎÏËÉÓÌÕÀ ÍÁÇÎÅÚÉÀ (ËÕÒÓÏ×ÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ), × ÓÌÕÞÁÅ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÌÀÍÂÁÌØÎÕÀ ÐÕÎËÃÉÀ (× ÏÂÌÁÓÔÉ ÐÏÑÓÎÉÃÙ) É ×Ù×ÏÄÑÔ ÓÐÉÎÎÏÍÏÚÇÏ×ÕÀ ÖÉÄËÏÓÔØ.
òÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÅ ÐÏÏÞÅÒÅÄÎÏ ÍÅÔÁÂÏÌÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ× (ÃÅÒÅÂÒÏÌÉÚÉÎÁ, ÎÏÏÔÒÏÐÏ×), Á ÔÁËÖÅ ÓÒÅÄÓÔ×, ÕÌÕÞÛÁÀÝÉÈ ÃÉÒËÕÌÑÃÉÀ ËÒÏ×É (ÔÒÅÎÔÁÌ, ÓÔÕÇÅÒÏÎ, ËÁ×ÉÎÔÏÎ). ðÒÉ ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÈ ×ÅÇÅÔÁÔÉ×ÎÏ-ÓÏÓÕÄÉÓÔÙÈ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑÈ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÔÒÁÎË×ÉÌÉÚÁÔÏÒÙ (ÓÅÄÕËÓÅÎ, ÆÅÎÁÚÅÐÁÍ, ÐÉÒÒÏËÓÁÎ), ÍÁÌÙÅ ÄÏÚÙ ÎÅÊÒÏÌÅÐÔÉËÏ× (ÜÔÁÐÅÒÁÚÉÎ).
ðÒÉ ÓÉÌØÎÏÍ ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÉ ÐÒÉÍÅÎÑÀÔ ÎÅÊÒÏÌÅÐÔÉËÉ × ×ÉÄÅ ×ÎÕÔÒÉÍÙÛÅÞÎÙÈ ÉÎßÅËÃÉÊ (ÁÍÉÎÁÚÉÎ, ÔÉÚÅÒÃÉÎ). ðÒÉ ÇÁÌÌÀÃÉÎÁÃÉÑÈ É ÂÒÅÄÅ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÇÁÌÏÐÅÒÉÄÏÌ, ÔÒÉÆÔÁÚÉÎ É ÄÒ. ðÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÐÒÉÐÁÄËÏ× É ÄÒÕÇÉÈ ÜÐÉÌÅÐÔÉÞÅÓËÉÈ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ× ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÅ ÐÒÏÔÉ×ÏÓÕÄÏÒÏÖÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ× (ÆÅÎÏÂÁÒÂÉÔÁÌ, ÆÉÎÌÅÐÓÉÎ, ÂÅÎÚÏÎÁÌ É ÄÒ.).
ðÁÒÁÌÅÌØÎÏ Ó ÌÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÙÍÉ ÍÅÔÏÄÁÍÉ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÉÀ, ÉÇÌÏÒÅÆÌÅËÓÏÔÅÒÁÐÉÀ, ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ÍÅÔÏÄÙ ÐÓÉÈÏÔÅÒÁÐÉÉ. ÷ ÓÌÕÞÁÑÈ ÔÑÖÅÌÙÈ ÔÒÁ×Í É ÄÌÉÔÅÌØÎÏÇÏ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÉÔÅÌØÎÏÇÏ ÐÅÒÉÏÄÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÁ ËÒÏÐÏÔÌÉ×ÁÑ ÒÁÂÏÔÁ ÐÏ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÀ ÔÒÕÄÏÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔÉ É ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÀ ÐÒÏÆÅÓÓÉÏÎÁÌØÎÏÊ ÒÅÁÂÉÌÉÔÁÃÉÉ.
ðÒÏÆÉÌÁËÔÉËÁ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ ÐÒÉ ÞÅÒÅÐÎÏ-ÍÏÚÇÏ×ÙÈ ÔÒÁ×ÍÁÈ ÚÁËÌÀÞÁÅÔÓÑ × ÒÁÎÎÅÊ É ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÊ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉËÅ ÔÒÁ×ÍÙ, Ó×ÏÅ×ÒÅÍÅÎÎÏÍ É ÁÄÅË×ÁÔÎÏÍ ÌÅÞÅÎÉÉ ËÁË ÏÓÔÒÙÈ Ñ×ÌÅÎÉÊ, ÔÁË É ×ÏÚÍÏÖÎÙÈ ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÊ É ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ.
ïÓÔÒÙÅ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÉÅ ÐÓÉÈÏÚÙ
ïÓÔÒÙÅ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÉÅ ÐÓÉÈÏÚÙ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ × ÐÅÒ×ÙÅ ÄÎÉ ÐÏÓÌÅ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÏÊ ÚÁËÒÙÔÏÊ ÞÅÒÅÐÎÏ-ÍÏÚÇÏ×ÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ, ÞÁÝÅ ÐÒÉ ÕÛÉÂÁÈ, ÞÅÍ ÐÒÉ ÓÏÔÒÑÓÅÎÉÑÈ ÍÏÚÇÁ. ðÏ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒÔÉÎÅ ÜÔÉ ÐÓÉÈÏÚÙ ÓÈÏÄÎÙ Ó ÔÁËÏ×ÙÍÉ ÐÒÉ ÓÏÍÁÔÉÞÅÓËÉÈ ÂÏÌÅÚÎÑÈ É ÐÒÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ, ÇÌÁ×ÎÙÍ ÏÂÒÁÚÏÍ, ÓÉÎÄÒÏÍÁÍÉ ÐÏÍÒÁÞÅÎÉÑ ÓÏÚÎÁÎÉÑ, Á ÔÁËÖÅ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×ÁÍÉ ÐÁÍÑÔÉ É ×ÅÓÔÉÂÕÌÑÒÎÙÍÉ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑÍÉ.
îÁÉÂÏÌÅÅ ÞÁÓÔÏÊ ÆÏÒÍÏÊ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÉÈ ÐÓÉÈÏÚÏ× Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÓÕÍÅÒÅÞÎÏÅ ÐÏÍÒÁÞÅÎÉÅ ÓÏÚÎÁÎÉÑ, ÐÒÏÄÏÌÖÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ËÏÔÏÒÏÇÏ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÏÔ ÎÅÓËÏÌØËÉÈ ÞÁÓÏ× ÄÏ ÎÅÓËÏÌØËÉÈ ÄÎÅÊ É ÄÁÖÅ ÎÅÄÅÌØ. ÷ÏÚÎÉËÁÅÔ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÐÏÓÌÅ ËÒÁÔËÏ×ÒÅÍÅÎÎÏÇÏ ÐÅÒÉÏÄÁ ÐÒÏÑÓÎÅÎÉÑ ÓÏÚÎÁÎÉÑ É ÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÙÈ ×ÒÅÄÎÏÓÔÅÊ (ÐÒÉÅÍ ÁÌËÏÇÏÌÑ, ÐÒÅÖÄÅ×ÒÅÍÅÎÎÁÑ ÔÒÁÎÓÐÏÒÔÉÒÏ×ËÁ É ÄÒ.).
ëÌÉÎÉÞÅÓËÁÑ ËÁÒÔÉÎÁ ÓÕÍÅÒÅÞÎÏÇÏ ÐÏÍÒÁÞÅÎÉÑ ÓÏÚÎÁÎÉÑ ÒÁÚÌÉÞÎÁ. ÷ ÏÄÎÉÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÂÏÌØÎÏÊ ÐÏÌÎÏÓÔØÀ ÄÅÚÏÒÉÅÎÔÉÒÏ×ÁÎ, ×ÏÚÂÕÖÄÅÎ, ËÕÄÁ-ÔÏ ÓÔÒÅÍÉÔÓÑ, ÍÅÞÅÔÓÑ, ÎÁ ×ÏÐÒÏÓÙ ÎÅ ÏÔ×ÅÞÁÅÔ. òÅÞØ ÏÔÒÙ×ÏÞÎÁÑ, ÎÅÐÏÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌØÎÁÑ, ÓÏÓÔÏÉÔ ÉÚ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÓÌÏ× É ×ÙËÒÉËÏ×.
ðÒÉ ÇÁÌÌÀÃÉÎÁÃÉÑÈ É ÂÒÅÄÅ ÂÏÌØÎÏÊ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÚÌÙÍ, ÁÇÒÅÓÓÉ×ÎÙÍ, ÍÏÖÅÔ ÎÁÐÁÄÁÔØ ÎÁ ÏËÒÕÖÁÀÝÉÈ. ÷ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÉ ÍÏÖÅÔ ÏÔÍÅÞÁÔØÓÑ ÎÅËÏÔÏÒÁÑ ÄÅÔÓËÏÓÔØ É ÎÁÒÏÞÉÔÏÓÔØ. óÏÓÔÏÑÎÉÅ ÍÏÖÅÔ ÐÒÏÔÅËÁÔØ Ó ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÏÒÉÅÎÔÉÒÏ×ËÉ, ÎÏ ÂÅÚ ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ. ïÎÏ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ × ×ÉÄÅ ÏÓÏÂÏÊ ÓÔÏÊËÏÊ ÓÏÎÌÉ×ÏÓÔÉ, ÉÚ ËÏÔÏÒÏÊ ÍÏÖÎÏ ÎÁ ÎÅËÏÔÏÒÏÅ ×ÒÅÍÑ ×Ù×ÅÓÔÉ ÂÏÌØÎÏÇÏ, ÎÏ ËÁË ÔÏÌØËÏ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌØ ÐÒÅËÒÁÝÁÅÔ ÄÅÊÓÔ×Ï×ÁÔØ, ÂÏÌØÎÏÊ ÏÐÑÔØ ÐÏÇÒÕÖÁÅÔÓÑ × ÓÏÎ.
áÆÆÅËÔÉ×ÎÙÅ ÐÓÉÈÏÚÙ
áÆÆÅËÔÉ×ÎÙÅ ÐÓÉÈÏÚÙ ×ÓÔÒÅÞÁÀÔÓÑ ÒÅÖÅ, ÞÅÍ ÐÏÍÒÁÞÅÎÉÅ ÓÏÚÎÁÎÉÑ, É ÐÒÏÄÏÌÖÁÀÔÓÑ ÏÂÙÞÎÏ × ÔÅÞÅÎÉÅ 1-2 ÎÅÄÅÌØ ÐÏÓÌÅ ÔÒÁ×ÍÙ. îÁÓÔÒÏÅÎÉÅ ÞÁÝÅ ÂÙ×ÁÅÔ ÐÒÉÐÏÄÎÑÔÙÍ, ÜÊÆÏÒÉÞÎÙÍ Ó ÂÏÌÔÌÉ×ÏÓÔØÀ, ÂÅÓÐÅÞÎÏÓÔØÀ, ÎÅÐÒÏÄÕËÔÉ×ÎÙÍ ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÅÍ.
ðÏ×ÙÛÅÎÎÏÅ ÎÁÓÔÒÏÅÎÉÅ ÔÁËÖÅ ÍÏÖÅÔ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÔØÓÑ ×ÑÌÏÓÔØÀ É ÂÅÚÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔØÀ. ÷ ÔÁËÉÅ ÐÅÒÉÏÄÙ ÓÏÚÎÁÎÉÅ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÉÚÍÅÎÅÎÎÙÍ, ÉÚ-ÚÁ ÞÅÇÏ ÂÏÌØÎÙÅ ÎÅ ÐÏÌÎÏÓÔØÀ ×ÏÓÐÒÏÉÚ×ÏÄÑÔ × ÐÁÍÑÔÉ ÓÏÂÙÔÉÑ ÜÔÉÈ ÄÎÅÊ.
ðÁÒÏËÓÉÚÍÁÌØÎÙÅ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á (ÐÒÉÓÔÕÐÙ)
ðÁÒÏËÓÉÚÍÁÌØÎÙÅ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á (ÐÒÉÓÔÕÐÙ) ÞÁÝÅ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ÐÒÉ ÕÛÉÂÁÈ ÍÏÚÇÁ É ÏÔËÒÙÔÙÈ ÞÅÒÅÐÎÏ-ÍÏÚÇÏ×ÙÈ ÔÒÁ×ÍÁÈ. ðÒÅÏÂÌÁÄÁÀÔ ÐÒÉÐÁÄËÉ Ó ÐÏÔÅÒÅÊ ÓÏÚÎÁÎÉÑ É ÓÕÄÏÒÏÇÁÍÉ, ÒÁÚÎÏÊ ÔÑÖÅÓÔÉ É ÐÒÏÄÏÌÖÉÔÅÌØÎÏÓÔÉ (ÏÔ ÎÅÓËÏÌØËÉÈ ÓÅËÕÎÄ ÄÏ 3 ÍÉÎÕÔ).
÷ÓÔÒÅÞÁÀÔÓÑ ÔÁËÖÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ «ÕÖÅ ×ÉÄÅÎÎÏÇÏ» (ÐÒÉ ÐÏÐÁÄÁÎÉÉ × ÎÅÚÎÁËÏÍÏÅ ÍÅÓÔÏ ËÁÖÅÔÓÑ, ÞÔÏ ÚÄÅÓØ ÕÖÅ ÂÙÌ, ×ÓÅ ÚÎÁËÏÍÏ) É ÎÁÏÂÏÒÏÔ, «ÎÉËÏÇÄÁ ÎÅ ×ÉÄÅÎÎÏÇÏ» (× ÈÏÒÏÛÏ ÚÎÁËÏÍÏÍ ÍÅÓÔÅ ÂÏÌØÎÏÊ ÞÕ×ÓÔ×ÕÅÔ ÓÅÂÑ ËÁË × ÓÏ×ÅÒÛÅÎÎÏ ÎÅÚÎÁËÏÍÏÍ, ÎÅ×ÉÄÅÎÎÏÍ ÐÒÅÖÄÅ). ëÌÉÎÉÞÅÓËÁÑ ËÁÒÔÉÎÁ ÐÁÒÏËÓÉÚÍÏ× ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ÌÏËÁÌÉÚÁÃÉÉ ÏÞÁÇÁ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ É ÅÇÏ ×ÅÌÉÞÉÎÙ.
äÅÐÒÅÓÓÉ×ÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ
äÅÐÒÅÓÓÉ×ÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ ÒÅÖÅ, ÞÅÍ ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÅ. óÎÉÖÅÎÎÏÅ ÎÁÓÔÒÏÅÎÉÅ ÏÂÙÞÎÏ ÉÍÅÅÔ ÏÔÔÅÎÏË ÎÅÄÏ×ÏÌØÓÔ×Á, ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÍÒÁÞÎÏÓÔÉ ÉÌÉ ÓÏÞÅÔÁÅÔÓÑ Ó ÔÒÅ×ÏÇÏÊ, ÓÔÒÁÈÏÍ É ÆÉËÓÁÃÉÅÊ ÎÁ Ó×ÏÅÍ ÚÄÏÒÏ×ØÅ.
Источник