Гимнастика при ушибе спинного мозга
Приложение 1
Примерный
комплекс упражнений для больных с повреждением спинного мозга в шейном отделе
позвоночника в 1 периоде реабилитации
№ | Исходное положение | Характер выполнения | Содержание упражнений | Кол-во повторений |
1. | Лежа на | Пассивные | Сгибание и | 10-15 |
2. | — | — | Сгибание и | 10-15 |
3. | — | — | Сгибание и | 10-15 |
4. | — | — | Сгибание и | 10-15 |
5. | — | — | Разведение | 10-15 |
6. | — | — | Сгибание и | 10-15 |
7. | — | — | Сгибание и | |
8. | — | — | Сгибание и | 10-15 |
9. | — | — | Сгибание и | 10-15 |
10. | — | — | Сгибание и | 10-15 |
11. | Лежа на | Изотонические | Сгибание и | 5-6 |
12. | — | — | Отведение | 5-6 |
13. | — | — | Напрягать | 5-6 |
14. | Лежа на | Изометрические | Напрягать мышцы спины и живота. Удерживать | 3-5 |
15. | _ | Напрягать | 3-5 | |
16. | — | — | Напрягать | 3-5 |
17. | Лежа на | Идеомоторные упраж- | Мысленно | 3-5 |
нения |
Примерный
комплекс упражнений для больных с повреждением спинного мозга в грудном отделе
позвоночника в 1 периоде реабилитации
№ | Исходное положение | Характер выполнения | Содержание упражнений | Кол-во |
1. | Лежа на | Пассивные | Сгибание и | 15-20 |
2. | — | Сгибание и | 15-20 | |
3. | — | — | Сгибание и | 15-20 |
4. | — | — | Сгибание и | 15-20 |
5. | — | — | Разведение | 15-20 |
6. | Лежа на | Изотонические | Сгибание и | 10 |
7 | — | — | Сгибание и | 10 |
8. | — | — | Сгибание и | 10 |
9. | — | — | Отведение | 10 |
10. | — | — | Круговые | 10 |
11. | — | — | Сведение | 10 |
12. | Лежа на | Изометрические | Напрягать | 5-6 |
13. | _ | Напрягать | 5-7 | |
14. | Лежа на | Идеомоторные упражнения | Мысленно | 6-8 |
Приложение 2
Конспект занятий ЛФК при травматическом повреждении спинного
мозга
Пассивная сгибательно-разгибательная гимнастика проводится
у больных с осложненной травмой спинного мозга с целью предупреждения развития
атрофического процесса мышц, профилактики развития тугопо-движности в суставах,
предотвращении появления мышечных контрактур и улучшении эластичности сухожильно
— мышечного аппарата.
Комплекс упражнений пассивной гимнастики выполнялся в
горизонтальном положении пациента лежа на спине. Упражнения проводились в
медленном темпе ритмических сгибаний и разгибаний в суставах верхних и нижних
конечностей. У больных стравмой в шейном отделе позвоночника пассивные
сгибательно — разгибательные упражнения начинались с пле-гированных нижних
конечностей. При травме в грудном отделе позвоночника пассивные упражнения
начинали проводить с дистальной части нижних конечностей.
1. Сгибание и разгибание в межфаланговых,
голеностопных, коленных и тазобедренных суставах.
2. Сгибание прямой ноги в тазобедренном суставе.
3. Разведение ног в тазобедренных суставах.
4. Сгибание и разгибание в
межфаланговых, лучезапястных, локтевых и плечевых суставах.
Изотонические упражнения
1. Сгибание и разгибание
в межфаланговых, лучезапястных, локтевых и плечевых
суставах.
Изометрические упражнения
1. Напрягать мышцы шеи,
спины и живота. Удерживать напряжение
в течение 3-7 секунд с промежутками отдыха 10-15 секунд.
2. Напрягать мышцы
верхних конечностей. Удерживать
напряжение в течение 5-7 секунд с промежутками отдыха 10-15 секунд.
3. Напрягать мышцы
нижних конечностей. Удерживать
напряжение до утомления с промежутками отдыха 20 секунд.
Идеомоторные упражнения
1. Мысленно
воспроизводить движения в
суставах нижних конечностей до утомления.
Приложение 3
Методика «Т и
Д»
Значение
диагностических коэффициентов тревожности
Значение
диагностических коэффициентов депрессии
Приложение 4
Шкала депрессии
Уровень депрессии у Лены = 41 балл; у Леши = 32 балла.133
Приложение 5
Шкала депрессии
Уровень депрессии у Светы = 26 баллов; У Богдана = 37
баллов; у Ольги 37 баллов.134
Приложение 6
Мотивация
достижения
См: Ахундова Р.Е. Физиологическое обоснование программ
реабилитации после травм спинного мозга методами лечебной физкультуры и
миофасциального расслабления с использованием биологических обратных связей
Предыдущая страница | Содержание
Похожие материалы:
Методика
обучения двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника с
повреждением спинного мозгаДвигательная
самореабилитация при травмах спинного мозга шейного отдела позвоночника в
домашних условиях
Дата публикации (обновления):
27 апреля 2016 г. 15:16
.
Источник
Симптомокомплексы повреждений различных отделов спинного мозга представлены следующим образом.
При повреждении верхешейного отдела спинного мозга (I—IV шейные сегменты) на уровне I—IV шейного позвонков возникают:
1. Спастический паралич всех четырех конечностей
2. Паралич или раздражение диафрагмы одышка, икота), наличие паралича диафрагмы может быть подтверждено рентгенологически.
3. Утрата всех видов чувствительности с соответствующего уровня книзу, корешковые боли в области шеи, отдающие в затылок, иногда у больных отмечаются расстройства поверхностной чувствительности на лице и боли в области липа, зависящие от вовлечения в патологический процесс тройничного нерва.
4. Расстройства мочеиспускания центрального типа (задержка, периодическое недержание мочи).
5. При вовлечении стволовых отделов мозга наблюдаются бульбарные симптомы — расстройства глотания, дыхания, брадикардия, вестибулярные головокружения.
При повреждении нижнешейного отдела спинного мозга (шейное утолщение — V шейный — I грудной сегмент) на уровне V—VII шейных позвонков наблюдаются:
1. Периферический вялый паралич рук, спастический паралич ног, исчезают рефлексы двуглавой (V-VII шейные сегменты) и трехглавой (VI-VII шейные сегменты) мышц.
2. Утрата всех видов чувствительности ниже уровни повреждения, корешковые боли в руках.
3. Расстройство мочеиспускания по центральному типу.
При повреждении грудного отдела спинного мозга на уровне III—XII грудных сегментов возникают:
1. Вялый паралич или парез мышц спины, спастическая параплегия ног. В зависимости от уровня повреждения выпадают брюшные рефлексы.
2. Расстройства мочеиспускания по центральному типу.
При повреждении поясничного утолщения спинного мозга (I поясничный — II крестцовый сегменты) на уровне Х-ХII грудного и I поясничного позвонков отмечаются:
1. Периферический вялый паралич ног; исчезают коленный и ахиллов рефлексы.
2. Утрата чувствительности книзу от пупартовой связки и в области промежности.
3. Задержка мочеиспускания и дефекации, сменяющаяся недержанием мочи и кала.
При повреждении конуса спинного мозга (VI—IV крестцовые сегменты) на уровне I—II поясничных позвонков наблюдаются:
1. Утрата чувствительности в области промежности.
2. Расстройства мочеиспускания периферического типа (обычно истинное недержание мочи).
3. Отсутствие параличей.
При повреждении конского хвоста возникают:
1. Периферический паралич ног.
2. Расстройства мочеиспускания по периферическому типу.
3. Утрата чувствительности на ногах и в промежности, корешковые боли в ногах.
В основу двигательного режима больных положено два основных принципа:
1) обеспечение максимальной подвижности для стимуляции общей двигательной активности больного и 2) максимальное использование тех форм движений, которые препятствуют развитию патологических стереотипов. Приступая к решению специальных задач, специалист-реабилитолог должен правильно сочетать в занятиях охранительный и стимулирующий двигательные режимы больных с повреждением спинного мозга. Охранительный режим может выражаться в ограничении дополнительных движений, когда нежелательно вызывать выраженную иррадиацию возбуждения в нервных центрах (например, при спастических параличах).
Вместе с тем, одновременно с охранением от ненужного раздражения при двигательной деятельности необходимо постепенно и последовательно добиваться стимуляции тех двигательных функций, которые необходимы для подготовки к овладению целостными движениями. Если в начале лечения чаще всего превалирует охранительный режим, то в дальнейшем удельный вес стимуляции двигательных функций становится все большим. В полной мере возможно использование общего влияния физических упражнений на организм больного путем стимуляции двигательной деятельности упражнениями например для туловища, что всегда совместимо с охранением — покоем паретичных конечностей.
Физические упражнения оказывают отчетливое влияние на застойные очаги торможения в двигательных центрах, уменьшая, а иногда полностью устраняя их. При сокращении мышц соответственно локализации поражения двигательного аппарата имеет место прямое возбудительное влияние на очаги торможения — это наиболее эффективное влияние. Деформация органа (например, стопы) и широкая иррадиация процесса торможения затрудняют осуществление нормализующего влияния физических упражнений на эти очаги. При упражнениях преимущественно общего влияния, в которых сокращению мышц мало мешают деформация и очаговое торможение центров, это затруднение почти не сказывается.
Однако в подобных случаях влияние упражнений лимитировано меньшей возможностью иррадиации возбуждения на нервные клетки, соответствующие пораженной части тела. Чем ближе расположены нервные центры работающей мышцы к нераным центрам пораженной мышцы, тем лучше выражен специальный эффект уменьшения очагового торможения. Устранение деформации (консервативное, хирургическое) облегчает положительное влияние специальных физических упражнений. Особенно отрицательное влияние на восстановление движения обнаружено при болевом раздражении. Поэтому возникновение боли при попытках к движениям является безусловным сигналом к прекращению упражнения.
Основным физиологическим механизмом восстановления двигательных навыков с помощью физических упражнений является создание и упрочение нового динамического стереотипа движений, т.е. строгой последовательности выработки условных двигательных рефлексов, составляющих целостный двигательный акт. Основной особенностью овладения такими движениями должно быть систематическое затормаживание замещающих движений и, в соответствии с клиническими показаниями, побуждение больных к наиболее активному включению в двигательный акт пораженных сегментов двигательного аппарата. Только тогда, когда исчерпаны такие возможности восстановления, следует осторожно применять замещающие движения, вначале в простых, а затем и в сложных условиях занятий.
ЛФК, являясь наиболее физиологичным и адекватным методом восстановления утраченных функций, широко используется при реабилитации больных с травмами спинного мозга.
Сложный характер двигательных нарушений обусловливает индивидуальный подход к построению лечебной физкультуры, которая может быть условно классифицирована следующим образом:
• методические приемы функциональной терапии, направленные на повышение обшей активности больного, воспитание у него волевых качеств, укрепление организма, улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и локомоторного аппарата, адаптацию этих систем к возрастающей физической нагрузке, повышение обшей тренированности организма:
• методические приемы аналитической (рефлекторной) терапии, в основе которых лежит коррекция определенных деформаций, снижение мышечного тонуса, увеличение объема произвольных движений в отдельных суставах без учета общего двигательного стереотипа.
Методические приемы функциональной терапии
Методические приемы функциональной терапии определяются характером повреждения, интенсивностью мышечного восстановления и периодом течения травматической болезни спинного мозга. За последние два десятилетия было создано большое количество методических приемов, направленных на активизацию деятельности паретичных мышц и восстановление управления анатомически интактной мышцы сохранившимися, но заторможенными моторными центрами спинного мозга. Основным средством ЛФК в лечении больных с травмой спинного мозга являются физические упражнения.
К ним относят:
• упражнения для сохранных мышечных групп (с целью общего укрепления организма больного и реперкуссивного воздействия на паретичную мускулатуру);
• пассивные движения с целью сохранения функции суставов с вовлечением паретичной мускулатуры. Эти упражнения способствуют укорочению паретичных мышц и удлинению их антагонистов, что имеет значение для профилактики контрактур;
• активные движения здоровых и пораженных конечностей. При невозможности произвести активные упражнения используется волевая посылка импульсов к сокращению паретичной мускулатуры (идеомоторные упражнения) или напряжение мышц здоровых конечностей (изометрические упражнения) для рефлекторного повышения тонуса паретичной мускулатуры;
• элементарные активные движения из облегченных исходных положений без преодоления тяжести конечности;
• упражнения на развитие заместительных функций за счет викарно работающей мускулатуры или «перевоспитания» определенных групп мышц после нейрохирургических вмешательств;
• активные упражнения в водной среде;
• активные упражнения со свободными маховыми движениями, без силового напряжения: а) содружественные (одновременно со здоровой конечностью); б) противосодружественные (отдельно для паретичных мышечных групп);
• упражнения с возрастающим напряжением мышц;
• упражнения на развитие координации движений и функции опоры.
Различия вялых и спастических параличей как в клиническом, так и патоморфологическом отношении обусловливают различие методических приемов функциональной терапии при повреждении спинного мозга.
Методические приемы аналитической (рефлекторной) терапии
Цель ее заключается в разработке пассивных движений в отдельных сегментах конечностей, воспитании активного расслабления и реципрокных сокращений мышц-антагонистов.
Характеризуя методические приемы аналитической терапии, необходимо отметить, что все они включают четыре следующих компонента: 1) приемы, направленные на расслабление отдельных мышечных групп; 2) приемы, улучшающие подвижность в суставах; 3) обучение активному напряжению oпределенных мышц; 4) формирование правильных координаторных взаимоотношений мышц-антагонистов и целостных двигательных актов.
Приемами, направленными на расслабление отдельных мышечных групп, являются массаж и обучение произвольному расслаблению отдельных мышечных групп. В качестве расслабляющих видов массажа применяются поглаживание, потряхивание, катание и вибрация. В последнее время получает распространение точечный массаж, в котором точечная вибрация наносится на небольшие участки кожи в области сухожилий наиболее напряженных мышц.
Упражнения для активного, произвольного расслабления мышц ставят своей целью обучение сознательному регулированию степени мышечной напряженности. Затем больного обучают дозировать как степень расслабления, так и напряжения определенных мышечных групп.
Для улучшения подвижности в суставах используются пассивные упражнения, которые лучше сочетать с тепловыми процедурами, что способствует максимальному растяжению мышц. Эффект от пассивных движений может быть закреплен последующей коррекцией положением.
Элементы выработки координации движения содержатся в приемах обучения активному расслаблению и напряжению (по показаниям!) определенных мышечных групп. Основой приема, направленного на воспитание правильного ритмичного координированного движения в суставе, является использование дополнительной афферентации. В одних случаях больного просят внимательно наблюдать за правильностью чередования сгибательно-разгибательных, приводящих, отводящих или ротационных движений в суставе. В других случаях на кожу наносят штриховые раздражения в определенный момент движения, что стимулирует функцию пораженного агониста или антагониста.
Эффективны приемы системы Кебота (медленная или быстрая реверсия антагонистов). Исходя из закономерности развития произвольных движений в нисходящем направлении, упражнения на воспитание координации движений начинают с проксимальных суставов. Воспитание изолиронанных реципрокных движений в отдельных суставах может служить основой для формирования комплексных двигательных актов, подготавливающих больного к освоению навыков самообслуживания и передвижения.
В.А. Епифанов
Опубликовал Константин Моканов
Источник