Искривление носовой перегородки после перелома

Последствия перелома носа могут быть самыми неприятными, если вовремя не принять меры по его устранению. Эта травма является наиболее распространенной в челюстно-лицевой хирургии, так как нос – самая хрупкая часть лица, он состоит из костей и хрящей. Примечательно, что если орган небольшого размера, его сложнее сломать. При обнаружении перелома или подозрения на него пациент должен незамедлительно обратиться за медицинской помощью, иначе возможно появление осложнений.

Причины травмы

Последствия сломанного носаПерелом носа может возникнуть при разных обстоятельствах, чаще всего его ассоциируют с несоблюдением техники безопасности. С проблемой данного рода сталкиваются в основном мужчины в возрасте от 16 до 40 лет. Статистика гласит, что смещение в правую сторону встречается в большинстве случаев, так как удар в основном наносится правой рукой в левую часть лица. Травма бывает:

  • бытовая – появляется при падении, во время драк, нападений;
  • спортивная – следствие занятий контактными видами спорта, при которых невозможно обойтись без повреждений;
  • транспортная – возникает при дорожно-транспортных происшествиях;
  • производственная – случается, когда человек игнорирует правила техники безопасности на предприятии;
  • военная – полученная при проведении военных действий.

Виды повреждений

Так как нос имеет сложное строение и состоит из разных тканей, его травмы могут иметь разный характер. При переломе учитываются малейшие нюансы, это помогает правильно выбрать тактику лечения, чтобы избежать осложнений. Классифицируют такие виды переломов:

  • закрытый (характерно нарушение целостности хрящей, костей и слизистой, но сохранение целостности кожи);
  • открытый (виден невооруженным взглядом, обломки и части костей разрывают кожный покров);
  • ринокифоз (травма приводит к образованию горбинки, чаще всего она располагается на переносице);
  • со смещением (когда кости и хрящи смещаются);
  • с западанием костной или хрящевой спинки носа;
  • без смещения (когда нарушается целостность костных или хрящевых тканей, но они не выходят из своей плоскости).

Каждый вид повреждений может приводить к тем или иным последствиям. Наиболее легкой формой является закрытый перелом без смещения, при правильной терапии он проходит в течение 2-6 недель.

Наиболее тяжелый случай, когда у пациента открытый перелом со смещением. В таких случаях больной может приобрести серьезные проблемы косметического и функционального характера, если не вовремя обратиться за помощью.

Признаки перелома

В некоторых случаях диагностика перелома затрудняется, особенно если речь идет о его закрытой форме без смещения. Доктору сложно сделать выводы, так как ушиб имеет схожие симптомы. Также признаки могут указывать на сотрясение головного мозга, но при использовании всех методов диагностики удается точно классифицировать травму и степень ее тяжести. У пациента наблюдаются такие симптомы нарушения целостности хрящей и костей:

  • Чем грозит перелом носаотек слизистой, что затрудняет проведение осмотра;
  • кровотечение;
  • чрезмерное выделение слизи из носа;
  • припухлость в области получения травмы;
  • наличие гематом в области век и под глазами;
  • частичная или полная потеря зрения;
  • боль, которая может отдавать в лобную часть;
  • помутнение или потеря сознания;
  • повышенная температура тела;
  • слезоточивость, которая усиливается при запрокидывании головы на бок.

Последствия нарушения

Спрогнозировать точно, к чему может привести сломанный нос, невозможно. Организм каждого человека ведет себя по-разному при получении серьезных травм и нарушении целостности тканей. Также многое зависит от степени деформации органа, наличия ЛОР-заболеваний и времени, когда пациент обратился за помощью к врачу. Однако есть ряд последствий, с которыми можно столкнуться, рассмотрим их более детально.

  1. Повреждение органов зрения. При получении травмы могут быть задеты органы зрения, так как они расположены очень близко с носом. Проявлениями этого нарушения является полная или частичная потеря зрения, смещение глазного яблока и отсутствие его реакции на свет, кровоизлияние в переднюю камеру глаз. Утраченные функции в некоторых случаях можно восстановить, но иногда это сделать не удается.
  2. Надрыв жесткой оболочки мозга. Чаще всего происходит от деформации решетчатой пластинки носа, если при этом нарушается целостность костей черепа, то высока вероятность попадания инфекции в головной мозг и развития менингита.
  3. Ринит. Нарушение целостности слизистых оболочек может привести к их гиперсекреции, из-за чего пациент приобретает постоянный насморк. Также причиной ринита может стать постоянное раздражение ресничек завихрениями воздуха, которые образуются при нарушении динамики поступления воздуха после перелома.
  4. Синуситы. Сильная травма в некоторых случаях приводит к тотальной обструкции протоков, отводящих слизь из околоносовых пазух. Это приводит к застою жидкости и нарушению вентиляции, что является идеальной средой для развития инфекций. Хронические синуситы являются частым осложнением перелома.
  5. Кровотечения. При получении травмы меняется структура костей, хрящей и слизистых тканей, они истощаются и становятся слабыми. Это приводит к появлению внезапных кровотечений.
  6. Последствия перелома костей носаСинехии. В носовой полости после перелома может образоваться соединительная ткань, которая срастается со здоровыми участками – синехии. Они могут быть мягкими или твердыми, напоминать внешне тонкие ниточки и заполнять почти всю ноздрю. Синехии нужно удалять, так как они приводят к ряду осложнений.
  7. Затрудненное дыхание во время сна. Храп появляется после перелома в большинстве случаев. Это связано с неправильным распределением воздушного потока в носовой полости.
  8. 3Неврит тройного нерва. Осложнение довольно непросто диагностировать, особенно на ранних стадиях, так как боль возникает на определенном участке, поддавшемся травмированию. Устранение патологии проводится под надзором невропатолога.
  9. Сухость во рту и носоглотке. При повреждениях слизистая носа может не только увеличивать свою секрецию, но и снижать ее. Образование уплотнений и нарушение функционирования мерцательного эпителия может привести к ощущениям сухости в носу, во рту и в носоглотке.
  10. Аносмия. Потеря обоняния может быть как частичной, так и полной. Связано это с повреждением обонятельного эпителия и инфекциями, которые часто развиваются после перелома в носу и придаточных пазухах. В некоторых случаях удается вернуть обоняние после лечения, но иногда это невозможно.

Есть и косметологические проблемы. Искривление носовой перегородки, крыльев и другие нарушения, которые видны невооруженным взглядом, могут доставлять пациентам массу неудобств. В таком случае проводится операция для восстановления нормальной формы носа – ринопластика.

Особенности диагностики

Когда больной попадает в отделение травматологии, главная задача врача – быстро выяснить степень повреждения носа и все особенности травмы. Не мочь оказать первую помощь – значит, допустить появление осложнений. Для выявления характера и типа перелома доктор использует такие методики:

  • Сбор анамнеза. Со слов пациента врач узнает, при каких обстоятельствах образовался перелом, интересуется, соприкосновение с каким предметом или объектом привело к получению травмы. Также специалист выясняет наличие сопутствующих заболеваний и ЛОР-нарушений при сборе анамнеза.
  • Как лечить перелом костей носаОсмотр. Иногда визуального осмотра хватает для постановки диагноза, особенно, если речь идет об открытом переломе. Доктор инспектирует не только поврежденные участки, но и близлежащие, чтобы оценить степень травмы.
  • Пальпация. При помощи тактильного контакта врач устанавливает степень болезненности ощущений пациента, прощупывает обломки, которые могут образоваться при переломе, выясняет вид деформации и степень ее тяжести. Также пальпация необходима для обнаружения места отека и кровотечения.
  • Риноскопия. Бывает задняя и передняя риноскопия. При помощи исследования внутренней поверхности носа можно определить точную локацию перелома, оценить степень тяжести разрыва слизистых. Однако эта методика не всегда подходит для диагностики, так как в большинстве случаев осмотр невозможен из-за сильного отека слизистой.
  • Рентгенография. На рентгеновском снимке можно увидеть линию фрактуры, осколки костей и их локацию, выяснить степень повреждения.
  • Компьютерная томография. Назначается для более детального изучения ситуации. Позволяет более точно увидеть сам перелом и его признаки. Также КТ необходима для исследования околоносовых пазух, костей черепа, глазниц и других близлежащих органов.
  • ЭХО-гарфия. Ультразвуковое исследование направлено на выявление объема поврежденных тканей.
  • Эндоскопия. При помощи специального прибора эндоскопа доктор может детально рассмотреть задние стенки полости носа и его перегородку. При исследовании выявляется наличие микрогематом и разрывов слизистой оболочки.

Лечение

Оказание первой помощи при переломах – обязательно. Для остановки крови и снятия болевого синдрома лучше всего использовать мешочки со льдом или что-то подобное. Вправлять нос, закапывать в него какие-либо средства или принимать другие меры до приезда кареты скорой помощи нельзя. Выбор терапии делает врач после оценки всех нюансов повреждения.

Для улучшения состояния больного врачи выполняют такие процедуры:

  1. Обезболивание. Перелом вызывает сильный болевой спазм как в носу, так и в голове, потому к первой медицинской помощи относят обезболивание.
  2. Закапывание сосудосуживающих препаратов. Перелом может вызвать отек и стеноз выводных путей околоносовых пазух. Чтобы не допустить этого, нужно сразу же воспользоваться сосудосуживающими средствами, их закапывают непосредственно в носовые ходы.
  3. Влияние перелома носа на организм человекаРепозиция. Вправление обломков костей проводится вручную. Сразу после перелома эту процедуру делают только в тех случаях, если слишком затруднено дыхание, если же дефект не оказывает сильного влияния на дыхательную функцию, то репонируют пациентов спустя 1-2 дня, когда спадет отек. Репозиция проводится под местной анестезией или общим наркозом, последний, чаще всего, показан детям.
  4. Дренирование гематомы перегородки. Вывод жидкости из места образования гематомы помогает предотвратить инфицирование тканей и некроз хряща.
  5. Шинирование. Специальная шина накладывается на сломанный нос для того, чтобы зафиксировать его в правильном положении. Снимают ее через несколько недель, в зависимости от тяжести деформации.
  6. Ринопластика. Пластическая операция по устранению дефектов носа делается под общим наркозом. Она помогает избавиться от косметических дефектов и различных функциональных нарушений.

Важно знать, что если пациент не обратился к врачу в течение 3 недель после получения травмы, то хирургическое вмешательство будет проводиться только спустя 4-6 месяцев, когда все ткани восстановятся и их можно будет повторно сломать, чтобы устранить проблему.

Делаем выводы

Сломанный нос может привести не только к появлению дискомфорта из-за внешнего вида, но и к другим более серьезным осложнениям. Чтобы избежать присоединения инфекций и развития сопутствующих заболеваний, нужно вовремя обратиться за медицинской помощью. Чем раньше вы попадете на консультацию к доктору, тем больше шансов быстро исправить ситуацию.

Автор: Даша Пащенко

Источники: medscape.com, health.harvard.edu,
medicalnewstoday.com.

Источник

Âîò è ìåíÿ íàêîíåö «îòïóñòèëî» îò ïåðåæèòîãî è ðåøèë íàïèñàòü ñâîé ïåðâûé äëèííîïîñò êàê ìíå ðîâíÿëè íîñîâóþ ïåðåãîðîäêó. Îãîâîðþñü ñðàçó, ÷òî ïðîáëåìû ÿ îñîáî íå îùóùàë äî ïðèìåðíî 30 ëåò. Âî ñíå ïðåèìóùåñòâåííî ñòàë äûøàòü ðòîì, ïîòîìó êàê íîñîì íå õâàòàëî âîçäóõà. Ïðîñòî íàâåðíîå ïðèâûê óæå, ÷òî îäíà íîçäðÿ äûøèò ÷óòü õóæå, à âòîðàÿ âñåãäà íîðìàëüíî.  þíîñòè áûëî ïîôèã,  âðà÷è íàñòîé÷èâî íè÷åãî íå ñîâåòîâàëè, à ìîëîäîé îðãàíèçì ñïðàâëÿëñÿ êàê-òî â ïîëíîçäðè. È âîò, â 33 ðåøèë,÷òî ïîðà áðàòüñÿ çà ñâîå çäîðîâüå è ïîñëå î÷åðåäíîãî ïîõîäà ê ëîðó, ïî ïîâîäó õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà, ïåðèîäè÷åñêîãî õðàïà, â î÷åðåäíîé ðàç ïðè ïåðâîì æå îñìîòðå óñëûøàë óæå çíàêîìîå «ïåðåãîðîäî÷êà êðèâàÿ, çíàåòå? Íàäî ïîðîâíÿòü.» ß ðåøèë,÷òî õâàòèò ýòî òåðïåòü è ïîøåë ê ëîðó ïîëó÷øå. Ìíå ýòî ïîêàçàëîñü íîðìàëüíûì ðåøåíèåì. Ê òîìó æå ïåðâàÿ íå î÷åíü ìíå ïîíðàâèëàñü êàê âðà÷, íî íå ñóòü. Ê òîìó æå ìíå îçâó÷èëè, ÷òî êðèâàÿ ïåðåãîðîäêó è êàê ñëåäñòâèå — êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå, õîòü è ïåðèîäè÷åñêè, íî íè÷åãî õîðîøåãî íå íåñåò, à òàêæå ïëîõîå íîñîâîå äûõàíèå ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ÷àñòûõ ñèíóñèòîâ,  ðèíèòîâ, è äàæå èìåþùåãîñÿ ó ìåíÿ òîíçèëëèòà. Äðóãîé âðà÷ îçâó÷èë ìíå âñå ñëîâî â ñëîâî, ìíå ïðîëå÷èëè òîíçèëëèò è ÿ ïîøåë äîâîëüíûé äîìîé, à ìûñëè î ïåðåãîðîäêè íà÷àëè ìåíÿ ïîñåùàòü âñå ÷àùå. Çàëåç íà ïèêàáó è ïî÷èòàë «îò÷åòû» #íîñîâàÿïåðåãîðîäêà, óæàñíóëñÿ, çàêðûë ñ ìûñëüþ — íó íàôèã. Íî ÷åðåç ìåñÿö ñóïðóãà ñêàçàëà — ñêîëüêî ìîæíî õðàïåòü!? ß îñìåëåë è ïîøåë íà ãîñóñëóãè, çàòåì â ïîëèêëèíèêó ê ëîðó. Çàðàíåå îãîâîðþñü, ÷òî âñå ìåðîïðèÿòèå ñòîèëî ìíå 0ð., òîåñòü ïî ÎÌÑ. Ñòîèìîñòü òàêîé îïåðàöèè â íàøåì ðåãèîíå — îò 40 äî 60ê ðóáëåé, òîëüêî ó÷òèòå, ÷òî âàñ âûãîíÿò íà 3è ñóòêè ïîñëå îïåðàöèè, à ìîæåò è ðàíüøå. Ñ îäíîé ñòîðîíû åñëè íåò âðåìåíè è íà óëèöå òåïëî, òî ýòî íå èìååò çíà÷åíèÿ, íî ÿ äåëàë ïî õîëîäó è ïîäöåïèòü âîñïàëåíèå íå õîòåëîñü, ïîýòîìó âàðèàíò ñ îïåðàöèåé ïî ÎÌÑ è ñòàöèîíàð 7 äíåé ìåíÿ âïîëíå óñòðàèâàë. Ê òîìó æå ÿ ïîïàë ïîä êàðàíòèí â áîëüíèöå è âûõîäèòü è âõîäèòü íå ðàçðåøàëè íèêîìó, ÷òî â öåëîì ïðàâèëüíî.

Ïîëó÷èâ çàâåòíûé òàëîí íà ãîñóñëóãàõ, ïðèøåë ê íàçíà÷åííîìó âðåìåíè ê ïîëèêëèíèêó â êàáèíåò è äîæäàâøèñü âûçîâà ñ óäèâëåíèåì áûë ïîñëàí â ðåãèñòðàòóðó çà òàëîíîì è êàðòîé. Åñëè âàì òàêîå áóäóò íàâÿçûâàòü — íèêóäà íå èäèòå, óïèðàéòåñü ðîãîì — êàðòà äîëæíà áûòü â êàáèíåòå âðà÷à ê âàøåìó ïðèõîäó. Ïðîñòî ðàáîòíèêè ðåãèñòðàòóðû íå õîòÿò íîñèòü ãîñóñëóãîâñêèå äîêóìåíòû, ïî÷åìó-òî. Íà ìîå âòîðîå ïîñåùåíèå âñå óæå áûëî ó âðà÷à, ïîýòîìó íå ïðîãèáàéòåñü åñëè âàñ ïîøëþò.

Ìíå âûïèñàëè ñòàíäàðòíûé íàáîð àíàëèçîâ íà ãîñïèòàëèçàöèþ(êðîâü âåíà,ïàëåö,âè÷è,ñèôèëèñ,ìî÷à,êàë) è îòïðàâèëè ñäàâàòü. Ñ 2019 ãîäà ñòàëè òðåáîâàòü äîïîëíèòåëüíûé àíàëèç íà ÈÔÀ àíòèòåëà, ýòî ðàçíîâèäíîñòü àíàëèçà ñèôèëèñà è ïîäîáíûõ èíôåêöèé, òàê ÷òî åñëè âàì íå âûïèñàëè — óòî÷íèòå, ÷òîáû íå áåãàòü ïîòîì â ñðî÷íîì ïîðÿäêå, äåëàþò åãî 3 ðàá äíÿ. Ïîòðàòèâ ÷àñ ðàííåãî óòðà ðàáî÷åãî äíÿ è îïîçäàâ íà ðàáîòó, ïîëó÷èëîñü âñå ñäàòü. Îñòàâàëîñü æäàòü ðåçóëüòàòû è òîïàòü çà íàïðàâëåíèåì íà îïåðàöèþ.

×åðåç 3-5 äíåé ïðèøåë ê ËÎÐó, çàáðàë íàïðàâëåíèå è íà÷àëèñü ñîìíåíèÿ… Âðîäå è òàê íîðìàëüíî íîñ äûøèò, âðîäå è íå íàäî, ìîæåò íó åå ýòó îïåðàöèþ, äðóãèå âîí æèâóò æå, è ïðî÷åå, ïðî÷åå…

Ñîâåò! Íå ÷èòàéòå â èíòåðíåòå ïðî òî êàê èìåííî èäåò îïåðàöèÿ, òî÷íåå íå ñìîòðèòå êàðòèíêè. Òåêñò åùå áîëåå ìåíåå ïîëåçåí, ÷òîáû çíàòü ÷òî òåáÿ æäåò è íå áîÿòüñÿ òàê ñèëüíî íåèçâåñòíîñòè, íî êàðòèíêè ñìîòðåòü íå ñîâåòóþ, ýòî æåñòü. Êàê ÿ óæå ãîâîðèë âûøå — ÿ ïðî÷èòàë íåñêîëüêî ïîñòîâ íà ïèêàáó è íåìíîãî óñïîêîèëñÿ, ÷òî â ïðèíöèïå íå ñìåðòåëüíî, åäèíñòâåííîå íàïðÿãàëè íåêîòîðûå ìîìåíòû, ãäå ëþäè ãîâîðèëè,÷òî ëó÷øå äåëàòü ïîä îáùèì íàðêîçîì, à íå ìåñòíûì. Ïðàâäà âîçíèêàåò âîïðîñ — êàê îíè ìîãóò ñðàâíèòü ÷òî ëó÷øå, ÷òî õóæå, åñëè îïåðàöèþ äåëàëè èì îäèí ðàç?

Íàñòàë ÷àñ Õý è ÿ ñ çàâåòíûì íàïðàâëåíèåì ïîøåë ê îïåðèðóþùåìó ËÎÐó, êîòîðîãî âñå â ãîðîäå õâàëèëè çà ïðîôåññèîíàëèçì. Îí ïîñìîòðåë íà ìåíÿ(áåç èíñòðóìåíòîâ), ïîñìîòðåë àíàëèçû è ñêàçàë, ÷òî íóæíî òîò ñàìûé ÈÔÀ, ñäåëàåøü — ïðèõîäè íà ãîñïèòàëèçàöèþ. Òàê ÿ ïîòåðÿë åùå íåäåëþ, ñ ó÷åòîì ñäà÷è íà ñëàäóþùèé äåíü è îæèäàíèÿ 2-3 äíÿ. Ïðèäÿ â ñëåäóþùèé ðàç ìåíÿ íàêîíåö-òî ïîñìîòðåëè ñ «íîçäðåðàñøèðèòåëÿìè»(ïî÷èñòèòå íîñ îò ñîïëåé, ÷òîáû íå áûëî ñòûäíî), åñòåñòâåííî íàäî áûòü çäîðîâûì, à íå â îñòðîé ñòàäèè ñèíóñèòà, ðèíèòà è òä, ñ âîñïàëåíèåì âñå áóäåò ãîðàçäî äîëüøå è ñëîæíåå, åñëè âîîáùå âîçüìóò, à íå îòïðàâÿò íà ëå÷åíèå. Óòî÷íèâ ó äîêòîðà ïðî òèï íàðêîçà è ïîëó÷èâ îòâåò — «ìåñòíûé êîíå÷íî, çà÷åì òóò îáùèé?», çàòðÿñëèñü êîëåíêè â «ïðåäâêóøåíèè» ýêçåêóöèè, íî ñïîêîéñòâèå è ñåðüåçíîñòü âðà÷à âíóøàëè äîâåðèå è íåìíîãî óñïîêîèëè. Âñå òàêè åìó âèäíåå. Ñðàçó ñêàæó, ÷òî, âîçìîæíî, íå ñòîèò æäàòü îòíîøåíèÿ ê ñåáå êàê ê îñîáîìó ïàöèåíòó, ñêîðåå âñåãî âû ïîëó÷èòå îòíîøåíèå êàê íà êîíâåéåðå, ýòî íîðìàëüíî, òàêèå îïåðàöèè îíè äåëàþò ïî 3-6 â íåäåëþ, à èíîãäà è áîëüøå. Ïîçàäàâàë ãëóïûå âîïðîñû âðà÷ó ïî òèïó — áóäåò ëè ÷òî-òî âèäíî ñíàðóæè, èçìåíèòñÿ ëè îáîíÿíèå, áîëüíî ëè ýòî, ïîëó÷èâ ñóõèå îòâåòû âðîäå íåò,íåò,íåò, íå âîëíóéñÿ, ïîøåë â ïàëàòó.

Îñòàâøóþñÿ ÷àñòü äíÿ(òî÷íåå ïî÷òè âåñü äåíü) çàíèìàåòåñü íè÷åãîíåäåëàíèåì, ñîâåòóþ ïîçàáîòèòüñÿ îá ýòîì. Ñïèñîê âåùåé êîòîðûå íóæíû îáÿçàòåëüíî, ïîìèìî ñìåííî îäåæäû è îáóâè:

-ìûëüíî-ðûëüíûå ïðèíàäëåæíîñòè

-êðóæêà

-òåëåôîí ñ çàðÿäêîé(âîçüìèòå äëèííûé êàáåëü, òàê êàê çàíÿòüñÿ íå÷åì è òåëåôîí ñàäèòñÿ áûñòðî, à ðîçåòêè îáû÷íî äàëåêî/âûñîêî), ëèáî íåáîëüøîé óäëèííèòåëü

-òðóáî÷êè äëÿ ïèòüÿ âîäû, ëó÷øå äëèííûå, íåñêîëüêî øòóê, äàëüøå áóäåò ïîíÿòíî

-íîñîâûå ïëàòêè øòóêè 3

-áóìàæíûå ñàëôåòêè, óäîáíî â êîðîáêàõ, õâàòèò îäíîé êîðîáêè â 150-200øò.

-ðàçâëå÷åíèÿ íà ñâîé âêóñ (êàðòû, êíèãè, íîóò ñ ôèëüìàìè/èíòåðíåòîì, âÿçàíèå, âàëÿíèå, âûøèâàíèå è òä)

Âå÷åðîì ñäåëàþò óêîë, ïðåäïîëîæèòåëüíî óñïîêîèòåëüíûé. Óòðîì ñëåäóþùåãî äíÿ îñìîòð âðà÷îì, çàêàïûâàíèå êàïåëü ïðåäïîëîæèòåëüíî ñîñóäîñóæèâàþùèõ(ïî÷èñòèòå îò ñîïëåé), è ôðàçà äîêòîðà — äàëåêî íå óõîäè, ùàñ ïîéäåøü. ß çà âñþ ñâîþ æèçíü íè ðàçó íå áûë â îïåðàöèîííûõ è äàæå ó ñòîìàòîëîãà, ïîýòîìó çàðàíåå ïðåäóïðåäèë ÷òî åñòü ëè ó ìåíÿ ðåàêöèÿ íà ëèäîêàèí — íå çíàþ, ïîýòîìó åñëè âàñ íå ñïðîñÿò — óòî÷íèòå ñàìè, èíà÷å ýòî ìîæåò áûòü ôàòàëüíî è ïîòîì íå áóäåò èìåòü çíà÷åíèÿ êòî çàáûë ñïðîñèòü âû èëè âðà÷. Íà ýòî ìåäñåñòðà ñêàçàëà — õîðîøî, ýòî íå ïðîáëåìà, ñäåëàåì àíåñòåçèþ íå íà ëèäîêàèíå(çíàþùèå — ïîïðàâüòå). Ñêàçàëè ðàçäåòüñÿ ïî ïîÿñ ñâåðõó è ïðèãëàñèëè â îïåðàöèîííóþ. Äëÿ òåõ êòî òàì áûë ðàíüøå — çíàåòå ñàìè, ìîæíî ïðîïóñòèòü àáçàö.

Ñ ó÷åòîì òîãî,÷òî âåñíà, à îòîïëåíèå åùå íå îòêëþ÷èëè, áûëî íåìíîãî òåïëåå, ÷åì ÿ äóìàë, ëàìïû íàä ñòîëîì ïîòóøåíû è îáñòàíîâêà íåìíîãî õîððîðîâàÿ. Ïðîõîäèòå, ëîæèòåñü, â ñòîðîíêå õèðóðã ñ îïóùåííûì çàáðàëîì è ðóêàìè â ïåð÷àòêàõ êâåðõó.

«ß êîíå÷íî âèäó íå ïîäàë..»(ñ)(Ñåêòîð ãàçà — Ñòðàõ). Ïðîøåë, ëåã, íå çíàåøü êóäà äåòü ðóêè, òî ëè äåðæàòüñÿ, òî ëè íåò, òåïåðü òî÷íî ñêàæó — äåðæàòüñÿ! çà êðàÿ ñòîëà. Íå âàæíî çà ÷òî, ëèøü áû ðóêè çàíÿòü. Äàëåå ïðîòåðëè ëèöî ñïèðòîì îáèëüíî, íàêðûëè ïðîñòûíåé, ïðîðåçàëè â íåé îòâåðñòèå äëÿ îïåðàöèîííîãî ïîëÿ, çäåñü ÿ çàêðûë ãëàçà è äàë ñåáå æåëåçíóþ óñòàíîâêó äî êîíöà îïåðàöèè èõ íå îòêðûâàòü. Áîëüøå âñåãî ìåíÿ ïóãàëî, ÷òî ïðèäåòñÿ äîëáèòü êîñòü ìîëîòêîì è äîëîòîì, ÷òî â îïèñàííîì ïîñòå íà ïèêàáó áûëî âåðøèíîé áîëåâûõ îùóùåíèé, ïðè÷åì ñ àíåñòåçèåé. Íî áîÿòüñÿ ñèëüíî íå ñòîèò.

Âêîëîëè èçíóòðè íîçäðè àíåñòåçèþ, îùóùåíèå îíåìåíèÿ ðàñòåêëîñü ïî âñåìó íîñó çà 30-40 ñåêóíä, ïåðåòåêëî íà ãîðëî, âåðõíèå çóáû, à ïîçæå è íà íèæíèå ïåðåäíèå, ÷òî ïîêàçàëîñü ìíå ñòðàííûì. ×óâñòâî ãëîòàíèÿ ïðèòóïëÿåòñÿ, íî íóæíî ãëîòàòü êîãäà õî÷åòñÿ è äåëàòü ýòî êàê îáû÷íî, âñå íîðìàëüíî. äûøàòü âî âðåìÿ îïåðàöèè êîíå÷íî ðòîì, è ìîæíî íå ñòåñíÿòüñÿ â îáúåìàõ.

Äàëåå íà÷àëàñü æåñòü è ÿ íè ðàçó íå æàëåþ,÷òî íå îòêðûâàë ãëàçà. Íè÷åãî íå ÷óâñòâóåòñÿ, íî ñêðåæåò ñêàëüïåëÿ ïî êîæå (âíóòðè) à ïîòîì êàêèå-òî íåèñòîâûå àäîâûå ìàíèïóëÿöèè êàê ìíå ïîêàçàëîñü íå ìåíåå 4-6 èíñòðóìåíòàìè ïî õðÿùàì. Ïîõîæå ÷òî âàì âûñêðåáàþò íîçäâðè èçíóòðè äëÿ óâåëè÷åíèÿ èõ ïðîñâåòà êàê â … ÿáëîêå ëîæêîé, çâóêè ïðèìåðíî òàêèå æå, íî îäíî ðàäóåò — íè÷åãî íå áîëüíî. ß ïûòàëñÿ äàæå ÷òî-òî ãîâîðèòü, íî ýòî ñêîðåå äëÿ ñàìîïîääåðæêè. Äàëåå ôðàçà ìåíÿ ÷óòü íå âûðóáèëà ïðÿì òàì — ùàñ íåìíîæêî ïîñòó÷èì, ãîâîðèò äîâòîð è ïðîñèë Âàëå÷êó ïåðåäàòü åìó êàê ÿ óæå ñàì çíàþ è ÷åãî ÿ îñîáåííî áîÿëñÿ — ìîëîòîê è äîëîòî(ïîïðàâüòå çíàþùèå),íî âñå ïðîøëî íå òàê ñòðàøíî êàê ïðåäñòàâëÿëîñü — 2-3 óäàðà ñî ñëîâàìè — õîðîøî, åùå. È åäèíñòâåííûé ìîìåíò êîòîðûé äî ñèõ ïîð â ïàìÿòè — ýòî õðóñò êîñòè âíóòðè ãîëîâû, êîãäà ñêîëîòûé åå êóñîê îí âûòàñêèâàë ùèïöàìè è äîëàìûâàë, ïîõîæå íà çâóê êðîøàùèõñÿ ÷èïñîâ ïðÿìî â ãîëîâå, íî êîãäà ïîíèìàåøü, ÷òî ýòî òâîÿ êîñòü — æóòêîâàòî. Ìîæíî êðè÷àòü, ÷òî ÿ è äåëàë, õîòÿ áîëè íå áûëî, à òîëüêî íåìíîãî íåïðèÿòíîå îùóùåíèå âðîäå ïîêàëûâàíèÿ îò õîëîäà ïðè âäûõàíèè íîñîì, ãäå-òî òàì â ãëóáèíå. Ïîòîì ìåíÿ ïîïðîñèëè ïîäûøàòü íîñîì, ïðîâåðèòü òàê ñêàçàòü, íà óäèâëåíèå(ìîå, íå äîêòîðà) äûøàòüñÿ ñòàëî âîîáùå áåç ñîïðîòèâëåíèÿ, ëó÷øå ÷åì ðòîì(ìîæåò ïîòîìó, ÷òî íîñà íåò íà ìåñòå — ïîäóìàë ÿ). Äàëåå ìíå íàñóâàëè òàìïîíîâ â íîñ, ñíà÷àëà ðåçèíîâûõ, ïîòîì ìàðëåâûõ, ñâåðõó ïîâÿçêà ïîä íîñ â âèäå áîëüøîé ìàðëåâîé áóëüáû è ðàçðåøèëè âñòàâàòü è èäòè, êàê èñöåëåííûì. ß âñòàë ,íî èäòè íå ïîëó÷èëîñü, òî ëè îò ñòðàõà, òî ëè åùå îò ÷åãî, íî ÿ ïîíÿë, ÷òî óïàäó è íå äîéäó, ïîòîìó ìåíÿ ïîâåçëè â ïàëàòó ïîä èçóìëåííûå âçîðû ïàöèåíòîâ. Âñÿ îïåðàöèÿ çàíÿëà 10-15 ìèíóò.

Îòëåæàâøèñü ïîë÷àñà ïîíèìàåøü, ÷òî íè÷åãî ñòðàøíîãî â ýòîé îïåðàöèè íåò, ïîòîìó êàê: íè÷åãî íå ÷óâñòâóåøü. Ñîâñåì. Êðîìå òîãî, ÷òî âî âðåìÿ ìàíèïóëÿöèé ïî ñîñêðåáàíèþ øèïîâ è ãðåáíåé â íîñó âðà÷ äåðæèò ãîëîâó è óïèðàåòñÿ â íåå òàê ñèëüíî, ÷òî êàæåòñÿ, åñëè îí íåìíîãî ïðîìàõíåòñÿ è èíñòðóìåíò ñîñêî÷èò — òî ñíåñåò ìíå ïîëãîëîâû. Ñèëó îí ïðèëàãàåò ñóùåñòâåííóþ, âèäèìî õðÿùè íå òàêèå ìÿãêèå êàê íàì êàæåòñÿ.

Äàëåå ñäåëàëè óêîë îáåçáîëèâàþùåãî âíóòðèìûøå÷íî. Ñëåäóþùèå ñóòêè ïðèäåòñÿ õîäèòü ñ ïîâÿçêîé ïîä íîñîì è ìåíÿòü åå ïî ìåðå ïðîïèòûâàíèÿ êðîâüþ è ëèìôîé. ß çà ñóòêè ïîìåíÿë 8-9 øòóêè, ñíà÷àëà êàæäûé ÷àñ èëè äàæå ÷àùå,ïîòîì âñå ðåæå. Âîò çäåñü è ïîíàäîáÿòñÿ òðóáî÷êè äëÿ âîäû, ïîòîìó êàê ïîâÿçêà ìåøàåò ïîäíåñòè êðóæêó. Íîñ çàëîæåí ïîëíîñòüþ, íå îáðàùàéòå âíèìàíèÿ, ïåéòå êàê îáû÷íî, òàì âñå ïðèæàòî ïëîòíî è íèêóäà íå îòîðâåòñÿ íå îòâàëèòñÿ, íå îòîðâåòñÿ. Åäèíñòâåííîå íå ñòîèò ÷èõàòü, à åñëè è ïðèñïè÷èò, òî ïîñòàðàéòåñü íå ÷èõàòü íîñîì è äåðæèòå ïîâÿçêó ïîêðåï÷å, ÷òîáû òàìïîíû íå âûëåòåëè. Èíòåðåñíåå îáñòîèò äåëî ñ åäîé. Ìíå ñäåëàëè îïåðàöèþ óòðîì, äî ýòîãî ÿ óñïåë ïîçàâòðàêàòü, ïîòîì ïèë âîäè÷êó äî îáåäà, à íà îáåä ðåøèë âñå òàêè ïîéòè, è íå çðÿ. Åñòü êîíå÷íî ñ ïîâÿçêîé íåðåàëüíî — íå âèäíî êóäà ñóâàòü ëîæêó, ïëþñ îíà ñîäåðæèìûì öåïëÿåòñÿ çà ïîâÿçêó. Ïîýòîìó áûëî ðåøåíî åñòü â ïàëàòå ïåðåä çåðêàëîì, åñëè åãî òàì íå áóäåò — ïîïðîñèòå íà âðåìÿ ó ñåñòåð èëè ïàöèåíòîâ, îíî âàì ïîíàäîáèòñÿ ïàðó ðàç çà äåíü. Âîò ïåðåä çåðêàëîì äðóãîå äåëî — âñå ïîïàäàåò è íè÷åãî íå êàïàåò ìèìî. Ñîâåòóþ.

Âå÷åðîì è ñëåäóþùèì óòðîì — óêîë îáåçáîëèâàþùåãî. Äàëåå äíÿ 3 ïàðàöåòàìîë 3 ðàçà â äåíü. Óòðîì ñíÿëè ïîâÿçêó, âûòàùèëè òàìïîíû, íî îäíîãî íå íàøëè(!!!). «Òû åãî ñúåë ÷òîëè?» — ñïðîñèë äîêòîð. Íåò, íå ïîìíþ òàêîãî. Ðàçðåøèë ïðîìàêèâàòü âûäåëåíèÿ, íî íå ñìîðêàòüñÿ! Òàê ÿ è õîäèë åùå äåíü ñ ïîäòåêàþùåé êðîâüþ, çäåñü è ïîìîãëè áóìàæíûå ñàëôåòêè, óäîáíåå, ÷åì ïëàòîê, êîòîðûé ñî âðåìåíåì âåñü â êðîâè è ê òîìó æå áîëåå æåñòêèé è íàòèðàåò íîçäðè. Åñòü ñòàëî ëåã÷å, ïèòü òîæå, íî ïî ïðåæíåìó âñå çàëîæåíî. Íå ïîêèäàåò îùóùåíèå, ÷òî ÷óâñòâóþ êàêîé-òî çàïàõ íîñîì íàïîäîáèå àíòèñåïòèêà áîëüíè÷íîãî, êàê â îïåðàöèîííîé…

Íà ñëåäóþùèé äåíü ðàçðåøèëè ñìîðêàòüñÿ ïî-íåìíîãó. Ïîøåë äîâîëüíûé ïîñëå îñìîòðà â ïàëàòó øìûãàÿ â ñåáÿ è ÷óâñòâóþ — ÷òî-òî ëåçåò èç íîñà â ãîðëî, ïðè÷åì çíàòíûõ ðàçìåðîâ. Êîå-êàê íà ãëàçàõ äðóãèõ ïàöèåíòîâ â êîðèäîðå âûñìàðêèâàþ ÷åðåç ðîò çäîðîâåííûé òàìïîí ðàçìåðîì ñ óêàçàòåëüíûé ïàëåö, ðàäîñòíûé çàâîðà÷èâàþ â ïëàòîê è ðàçâîðà÷èâàþñü â ïðîöåäóðêó îòêóäà òîëüêî ÷òî âûøåë — âîò, ãîâîðþ! Íàøåëñÿ òàìïîí! È óëûáêà äóðàöêàÿ. Àãà, ìîëîäåö, âîçüìè ñ ïîëêè ïèðîæîê. Âñåòàêè íå ìåðåùèëñÿ ìíå çàïàõ àíòèñåïòèêà èëè ÷åãî-òî ïîõîæåãî. Òàêîå áûâàåò, òàìïîí ïðîâàëèëñÿ ïîãëóáæå â íîçäðþ, ýòî íåñòðàøíî, êàê ìåíÿ çàâåðèëè.

Íó à äàëüøå îáû÷íîå áîëüíè÷íîå ëåæàíèå, ñ ïðîöåäóðàìè â âèäå êàïåëü 3 ðàçà â äåíü è îñìîòðîâ, îòåê ñïàäàåò è äûøàòü âñå ëó÷øå è ëó÷øå.

ÁÎËÈ ÍÅÒ ÑÎÂÑÅÌ! Ýòî äëÿ òåõ, êòî áîèòñÿ áîëè. ÍÅìíîãî íåïðèÿòíî îòõîäèò àíåñòåçèÿ êîãäà çóáû îòïóñêàåò, ëîìèò êàê-òî ñòðàííîâàòî, êàæåòñÿ, ÷òî èãîëêè òîð÷àò îò âåðõíåé ãóáû äî ñàìîãî ãîðëà. Íî ýòî ïðîõîäèò â ïåðâûå ïîëäíÿ.

Ñðàçó ïîñëå îïåðàöèè ÿ ñêàçàë æåíå — ïèêàáóøíèêè íàãëî âðóò, ÷òî íåñòðàøíî è ñäåëàëè áû ðàíüøå, åñëè áû çíàëè,÷òî òàê. Ñïóñòÿ óæå 4 äíÿ ïîñëå îïåðàöèè ÿ ïîìåíÿë ñâîå ìíåíèå è  ñîãëàñåí ñ îòïèñàâøèìèñÿ ïèêàáóøíèêàìè — çíàë áû — ñäåëàë ðàíüøå. Ñòðàøíî ëè? Íå òî ñëîâî! Íî óñïîêîèòåëüíîå äåëàåò ñâîå äåëî, àíåñòåçèÿ âñå ìàñêèðóåò. Îáùèé íàðêîç? Îíî âàì íàäî? Îò íåãî îòõîäèòü 50/50, êòî-òî î÷åíü ëåãêî è áûñòðî, à êòî-òî çàâèñàåò íà +2 äíÿ îòõîäíÿêîâ. Åñëè î÷åíü ñòðàøíî — íå îòêðûâàéòå ãëàçà íà îïåðàöèè, ìíå, íàïðèìåð, î÷åíü íå õîòåëîñü äàæå ñëó÷àéíî óâèäåòü ÷òî-òî, ÷òî áóäåò ïîòîì ñíèòüñÿ ïîëãîäà, íàïîäîáèå êóñêà õðÿùà â ùèïöàõ èëè êîñòè, èëè êðîâàâîãî èíñòðóìåíòà. Êðîâè, êñòàòè, êàê ìíå ïîêàçàëîñü, íåìíîãî.

Èñïðàâëåíèå íîñîâîé ïåðåãîðîäêè, êñòàòè, îäíà èç ñàìûé ÷àñòûõ îïåðàöèé â ïðàêòèêå îïåðèðóþùåãî ËÎÐ âðà÷à. Òàê ÷òî âûáèðàéòå âðà÷à, êîòîðûé äàâíî îïåðèðóåò, êîòîðîãî õâàëÿò. Ïóñòü îí áóäåò íåìíîãîñëîâåí, ñåðüåçåí è íåîáùèòåëåí, íî ñ äðóãîé ñòîðîíû — íà êàæäîãî âðåìÿ òðàòèòü, áåñåäîâàòü ïî äóøàì, ðàáîòû ó íèõ è òàê õâàòàåò. Ãëàâíîå, ÷òîáû ïðàâèëüíî ïîðåçàëè, à ïîãîâîðèòü ìîæíî è â äðóãîé ðàç.

 îáùåì äåëàéòå, åñëè ãîâîðÿò, ÷òî íàäî, è ÷åì â áîëåå ìîëîäîì âîçðàñòå, òåì áûñòðåå âñå çàðàñòåò è çàáóäåòñÿ. Îíî òîãî ñòîèò.

Âñåì çäîðîâüÿ è äîáðà!

Источник