Как наложить повязку при переломе бедра
Гипсовая повязка применяется для иммобилизации и предотвращения смещения отломков при повреждении костей или фиксации травмированных суставов. При этом используется гипсовый бинт, который представляет из себя обычный бинтовочный материал, пропитанный мелкозернистым сернокислым кальцием.
Этот порошок является очень гигроскопичным. Через четверть часа после добавления воды он застывает. Гипсовая повязка используется как для лечения, так и для транспортировки раненых. Первым в отечественной медицине стал применять гипс Пирогов.
До этого использовались фиксирующие повязки с применением крахмала. Пирогов начал использовать гипс в повязке для фиксации и консолидации отломков.
Правила наложения гипсовой повязки при переломе
Гипсовая повязка используется для обеспечения неподвижности травмированной кости и, минимум, двум близлежащим суставам. Либо – поврежденному суставу с двумя соседними фрагментами конечности.
Постоянный контроль правильного облегания повязкой пораженного места – излишне сильное бинтование может вызвать нарушение кровоснабжения в поврежденном месте. А это, в свою очередь, способствует возникновению пролежней вплоть до некроза.
Обеспечение свободного доступа к поврежденному месту – конечности, позвоночнику, суставу.
Постоянный контроль возникновения смещения уже фиксированных отломков.
При любом виде травмы конечностей следует оставлять пальцы незагипсованными для проверки кровоснабжения в последующем.
Придать поврежденной конечности наиболее функциональное положение: для пальцев рук это — небольшое сгибание, для кисти – угол в 45 градусов, для плеча – 15 – 20 (для этого следует подложить марлевый валик подмышку). Колено следует иммобилизировать под углом приблизительно в 165 градусов, угол между костями стопы и голени — 90 градусов.
Обязательно подложить под выступы костей серую вату, обладающую, в отличие от белой, гораздо меньшей гигроскопичностью – она не будет впитывать влагу так сильно, как белая, и это позволит оставаться поврежденному месту под повязкой сухим.
Бинты следует замачивать только в теплой воде так, чтобы она их полностью покрывала. Не нажимать на бинты – ждать, пока они сами полностью не погрузятся в воду. Оставить один конец бинта на видном месте – так будет легче развернуть его после намокания.
Бинт полностью промокнет, когда на поверхности исчезнут воздушные пузырьки. Мокрый бинт берут за оба конца и, держа над водой, немного выжимают.
Виды гипсовых повязок при переломе
Существуют лангетные повязки, закрывающие только одну сторону, и круговые, или циркулярные, накладывающиеся по спирали.
Они, в свою очередь, делятся на две группы:
- окончатые – с отверстием, располагающимся над имеющейся раной или дренажем,
- мостовидные – при круговом нарушении поверхности кожи.
Также накладываются круговые повязки, располагающиеся выше и ниже области повреждения и соединяющиеся П-образными металлическими деталями. В любом случае, такая повязка не будет препятствием для дренажа раны.
Помимо этого, различают повязки по типу:
- разрезные,
- шинные,
- лангетные.
По месту наложения:
- На руки и грудь – торако-брахиальные,
- На ноги – гонитные,
- На бедро, таз и живот вплоть до грудной клетки – кокситные.
А также – корсеты и даже кроватки, применяемые при различных деформациях позвоночника.
Для наложения такой повязки требуется наличие специального помещения и оборудования. Все необходимые манипуляции проводятся только специалистом – либо травматологом, либо ортопедом.
Необходимы два стола – ортопедический и стол для приготовления перевязочного материала. Помимо этого, потребуются ножницы (резать гипс), клювовидные щипцы (отгибать края гипса), расширитель (расширять отверстия) и материал, необходимый для перевязки.
Алгоритм наложения гипсовой повязки
Приготовить нужные материалы и инструменты.
Гипс засыхает через четверть часа после его замачивания, поэтому при большой зоне повреждения требуется замачивать бинты не сразу, а постепенно, и использовать их по мере надобности.
При наложении лонгеты на перелом измеряют ее параметры на здоровой руке или ноге заранее. Также предварительно нарезают полосы бинта нужных размеров. После замачивания следует разгладить бинт на столе или расправить, держа на весу. Фиксируют такую лонгету обычным бинтом.
Следует обездвижить зону повреждения с двумя, иногда тремя, близлежащими суставами при травме кости и двумя соседними фрагментами кости при суставной патологии.
По краю гипсовой повязки прокладывают широкий бинт или серую вату – они впоследствии будут загнуты за ее край.
Гипс накладывают постепенными круговыми движениями, следуя от периферии травмы к центральной области травмы. На местах сгиба повязку надрезают, накладывая один край на другой. Во избежание повреждения гипса сгибать бинт нельзя.
При гипсовании сустава его держат неподвижно.
При нарушении функции сустава требуется его фиксация в максимально удобном положении. При поражении конечности иммобилизируют ее в среднефизиологическом положении: это обеспечит равновесие мышц-антагонистов.
Дополнительно закрепляют зоны с повышенной нагрузкой – стопы и суставы.
Гипсовый бинт накладывается слоями. Каждый слой аккуратно приглаживают, моделируя очертания пораженной поверхности – рука должна почувствовать под слоем гипсового бинта контур тела.
Следует обратить особенное внимание на костные выросты: они защищаются подушечками из ваты или же марли. Гипс должен точь-в-точь следовать анатомическому строению расположенной под ним области. Последующий виток бинта должен закрывать наполовину предыдущий.
Правила наложения гипсовой повязки
При наложении повязки на конечность она поддерживается не пальцами, а целиком кистью: это поможет избежать возникновения вдавлений на гипсе после засыхания в последующем, что может причинить пациенту боль и даже вызвать появление пролежней.
Во избежание нарушения целостности повязки не следует прикасаться к ней до ее застывания.
Когда гипсовая повязка застынет, край гипса надо обрезать на 2 см по кругу, потом загнуть подкладку из бинта на обрезанный край и повторно фиксировать слоем гипса.
Гипсовый бинт следует накладывать, как минимум, в 5 слоев – это обеспечивает прочную фиксацию. Существует определенный порядок наложения бинта:
- плечо и предплечье – 4 — 6 слоев,
- лучезапястный сустав – 8 – 12,
- локоть – 12 – 18,
- плечевой сустав – 18 – 24,
- голень с бедром – 6 – 8,
- голеностоп – 12 – 16,
- колено – 18 – 24,
- тазобедренный сустав – 24 — 32.
После наложения гипса повязку следует промаркировать с указанием даты получения травмы, времени наложения, а также — фамилии травматолога с датой предполагаемого снятия гипса.
При использовании циркулярной повязки больной нуждается в наблюдении специалиста в течение 2-х суток – возможно возникновение отека пораженной конечности под гипсом.
При сложных случаях в стационаре следует перекладывать больного со стола на каталку и, далее, на кровать осторожно, чтобы гипсовая повязка не разломилась.
Сохнет повязка около 2 – 4-х дней. Высыхание гипса можно ускорить, если обеспечить в палате сухой и теплый воздух и не закрывать больного одеялом.
Источник
Иммобилизация имеет важное значение при травмировании нижних конечностей. Точная иммобилизация при переломе шейки бедра помогает предупредить формирование серьезных осложнений – шокового состояния, интесивных кровотечений.
Какие суставы повреждаются при переломе бедра
Переломы кости бедрапроисходят в области головки, шейки, области между или ниже вертелов. Читатели интересуются, какие суставы подлежат фиксации при переломе бедра. При этой травме часто повреждается тазобедренный сустав. Он образован полулунной поверхностью вертлужной впадины тазовой кости и суставной поверхностью головки бедренной кости. Он и подлежит иммобилизации, то есть обездвиживанию.
Принципы шинирования при переломе бедра
При оказании неотложной помощи при травме диафиза или эпифиза бедра нужно позаботиться о том, чтобы поврежденное место было неподвижным. Это уменьшает боль и не допускает дальнейшее смещение кости. Это можно сделать методом наложения на травмированный иммобилизирующей повязки. Они лучше всего обездвиживают сустав.
Принципы шинирования при переломе бедра такие.
- Бедро должно фиксироваться нужно в том положении, в каком находится травмированная нога.
- Шина накладывается так, чтобы крепко зафиксировать суставы выше и ниже переломанного места.
- Ноге нужно придать максимально щадящее положение.
- При шинировании следует учитывать возможность кровопотери. Постоянное наблюдение за состоянием больного обязательно в любом случае.
Важно! Оказание первой медицинской помощи должно проводиться в сочетании с местным обезболиванием. Для снижения боли следует использовать холод (это актуально только в первые шесть часов после травмы). Холод накладывается на 15 минут, затем снимается на 5 минут и накладывается опять на 15 мин. Причем лед нельзя класть на голое тело: его нужно завернуть в любой пакет или тряпку.
- При открытых переломах вправление не проводится. На место поражения следует наложить стерильную повязку
- Под шину следует подложить одежду, вату или полотенце. Иммобилизация не может производиться без слоя ваты.
Порядок наложения шины
При наложении разных видов шин нужно строго руководствоваться правилами. Если этого не сделать, больному будет причинена лишняя боль. Дополнительное же смещение костей осложняет последующее лечение.
С целью обездвиживания применяются уже готовые изделия. На месте травмы они могут быть не всегда. Оказывающий первую помощь должен уметь наложить приспособление из подручного материла. Это может быть доска, палка, трость, кусок фанеры и проч.
Важно! В процессе наложения следует соблюдать правило: обеспечить неподвижное положение двух, а при травмировании массивной кости – даже трех суставов.
Следовательно, при переломе бедра практикуют временное прекращение подвижности трех суставов – тазобедренного, голеностопа и колена. Шинирование следует проводить даже, если нет возможности определить, есть ли разрушение кости или нет.
При проведении манипуляций запрещено делать даже малейшие попытки поправить сломанные кости. Это причиняет сильнейшую боль пострадавшему. Даже минимальное смещение костей отягчает травму.
При открытой травме разрезаются брюки, останавливается кровотечение и только затем накладывается повязка. Нужно взять 2 большие доски или аналогичные материалы. Нужно просчитать оптимальную длину: чтобы один конец достигал подмышек, а противоположный незначительно находился за стопой. Этот элемент помещают снаружи ноги. Такую же шину помещают по внутренней поверхности ноги: один конец идет от промежности, а другой также выступает за стопу.
Шины закрепляются любым перевязочным материалом. Чтобы они не давили на ткани, следует сделать ватные или прочие мягкие прокладки.
Особенности применения шин Дитерихса
Эта шина имеет два костыли на бедро, элементы для удерживания стопы, гайки для закручивания. Она обездвиживает и вытягивает конечность. Ее применение оправдано и при разных поражениях тазобедренного сустава. Называется так по фамилии врача, изобретшего ее.
Последовательность действий при использовании дитерихсовской шины такая.
- Дать пострадавшему успокоительное и обезболивающее, объяснить цель и ход процедуры.
- Раскроить одежду, если она плотно лежит на ноге.
- Осмотреть пораженное место.
- Приложить костыли к неповрежденной ноге, откорректировав его длину.
- Укрепить восьмиобразной повязкой подошву и стопу пораженной конечности при переломе бедра. При этом обувь не трогают.
- Поместить в подмышки на стороне переломанной конечности наружный костыль. Укрепить ее, чтобы она была длиннее, чем подошва, примерно на 8 сантиметров.
- Вставить в ушко со стороны подошвы наружную часть шины.
- Поместить в область паха (пораженной конечности) другую часть устройства Дитерихса, провести ее сквозь ушко, находящееся возле подошвы, закрепить перемычку.
- Поместить под шины прокладки.
- Затянуть ремни из подмышки со стороны пораженной ноги на противоположное надплечье, продернуть сквозь отверстие в перемычке шнур. Закрутить закрутку, вытянув конечность, пока перекладины не упрутся в участки паха и подмышек.
- Зафиксировать закрутку.
- Закрепить шину бинтом спиралевидно от голеностопа до тазобедренного сустава.
Особенности установки лестничных шин Крамера
Обратите внимание! Для обездвиживания необходимо иметь 4 лестничные шины длиной 1,2 м каждая. Их следует тщательно обмотать толстым слоем ваты и бинтами.
Одна шина загибается по задней поверхности бедра, голени, стопы. Производится также углубление для пятки и голенной мышцы. На участке, который предназначается для подколенной области, нужно выполнить выгибание так, чтобы нога была несколько согнута в колене. Нижний конец выгибается в форме буквы Г. Он при этом захватывает стопу полностью.
Обе следующие шины связываются вместе по длине. Нижний конец изгибается Г-подобно. Ее следует уложить по наружной поверхности от подмышечной впадины и до стопы. Нижний ее край изгибается в виде буквы Г. Последняя шина укладывается по внутренней бедренной стороне. Ее низ так же изгибается. Шины закрепляются с помощью марлевых бинтов. Они должны оставаться на всей протяженности иммобилизации при переломе бедра.
Ошибки при иммобилизации шиной Крамера:
- слабая фиксация длинной части шины, что приводит к неэффективности закрепления тазобедренного сустава;
- неправильное сложение лестничной шины по всей длине;
- отсутствие изгиба под коленом;
- отвисание стопы;
- малый слой прокладки.
Шинирование подручными средствами
Если нет иммобилизационных материалов, то пораженная конечность привязывается к здоровой. При первой же возможности используются стандартные фиксирующие изделия.
Как подручные средства применяются:
- доска;
- весло;
- палка;
- зонт;
- большой кусок картона;
- одеяло или подушка;
- веник.
Обратите внимание! Если нет бинтов, то можно применять любые предметы гардероба, которые есть под рукой и с помощью которой можно привязать пораженную конечность к шине. Фиксируя ногу, нельзя забывать, что под каким угодно подручным средством должен находиться мягкий материал.
Особенности обездвиживания при повреждении шейки бедра
Перед обездвиживанием следует провести обезболивание. Иммобилизация может проводиться с помощью дихтерисовских или крамеровских шин. Так же, как и при травме бедра, фиксируются три сустава.
Порядок наложения фиксатора, другие манипуляции и транспортировка – такие же, как и при переломе бедра.
Неправильное проведение иммобилизационных мер грозит поражением тазобедренного сустава. От того, насколько качественно будет оказана экстренная помощь, зависит способность человека к передвижению, а иногда и его жизнь.
Особенности транспортной иммобилизации
Она должна выполняться грамотно и обеспечивать абсолютный покой переломанной нижней конечности. Все действия проводятся слаженно, без паники, продуманно и по четкому алгоритму.
При выполнении транспортной иммобилизации следует учитывать такие ее особенности и правила.
- Иммобилизационные меры проводятся на месте несчастного случая как можно раньше.
- Перед наложением шины больному вводят обезболивающее. Оно начинает действовать через несколько минут после инъекции, и все манипуляции до наступления нужного эффекта запрещены. Они вызывают боль даже после введения анальгетика.
- Шины накладывают на одежду и обувь.
- Гибкие материалы подгоняются по контурам тела.
- Перед наложением иммобилизационных средств нужно положить вату на их внутреннюю поверхность.
- Если на месте перелома есть рана, то на нее накладывается повязку и потом прибинтовывается шина. Кровотечение останавливают жгутом или с помощью тампонады раны.
- Шины из металла запрещено накладывать без предварительного обертывания любым мягким материалом. При несоблюдении этого правила на коже могут образоваться язвы или пролежни.
- Перед транспортировкой зимой конечность следует утеплить.
- Концы пальцев надо оставить свободными для контроля за кровотоком на всей протяженности транспортной иммобилизации при переломе бедра. Шнуровку следует ослабить.
Ошибки, допускаемые при оказании помощи:
- применение слишком коротких шин;
- наложение иммобилизирующих средств без смягчения их внутри;
- плохая фиксация;
- концы шины слишком длинные;
- закрытие жгута бинтами.
Эвакуация проводится с применением носилок. Если на ноге нет одежды, то нужно следить за цветом кожи. Следует также слушать жалобы травмированного. Любое онемение, ощущение «иголок», пульсирующая болезненность, спазмы – это первые признаки расстройства кровотока. При этом надо немного ослабить (или же рассечь) повязку в местах наибольшего сдавливания.
Иммобилизация при переломе бедра позволяет уменьшить риск развития осложнений. Правильное обездвиживание пораженной конечности гарантирует адекватное проведение лечебных мероприятий. Неправильная иммобилизация не только является причиной сильнейшей боли, но и способствует развитию опасных осложнений.
Источник
Иммобилизация при переломе бедра входит в комплекс мероприятий по проведению первой помощи пострадавшему. Процедура представляет собой фиксирование поврежденной конечности в неподвижном состоянии. Правильно проведенная первая медицинская помощь снижает риск возникновения добавочных травм смещенными осколками и позволяет без труда доставить пациента в клинику.
При травме бедра используют шину Дитерихса – приспособление, состоящее из костылей, палочки-закрутки и подстопника, или самодельную конструкцию, которую собирают из подручных материалов. Нельзя использовать слишком жесткие или неподходящие по размеру шины. Фиксация должна быть прочной.
Правила транспортной иммобилизации
Транспортная иммобилизация при переломах бедра – это временная фиксация поврежденной области для перевозки пациента в больницу. Перемещать человека надо осторожно, поскольку любое резкое движение может усугубить его состояние: вызвать дополнительные смещения отломков кости и повреждения кровеносной системы бедренной зоны. При сложном переломе шейки бедра больного выводят из шокового состояния, после накладывается шина Дитерихса или пневматическая.
В случае, когда специальных аппаратов нет, используют различные доски, палки, лыжи и прочее. Фиксируют тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. Если нет подходящих подручных средств, следует прибинтовать больную ногу к здоровой. Бинтовать очень туго не рекомендуется, чтобы не нарушать процесс кровообращения.
Если иммобилизация при переломе бедра осуществляется врачами, имеются необходимые аппараты, пациенту проводят переливание крови и вводят противошоковый препарат. После делаются инъекции препаратов, которые стимулирует дыхание и сердечнососудистую систему. Перевозят больного в клинику на жестких носилках.
Порядок наложения шины Дитерихса
При переломе бедра проводится иммобилизация специальным приспособлением, которое позволяет зафиксировать и немного вытянуть сустав. При переломе бедра применяется шина Дитерихса. Аппарат сконструирован из наружного и внутреннего деревянных костылей, подстопника и палочки-закрутки, закрепленной к шине шнуром. Костыли состоят из двух фрагментов, которыми регулируют длину аппарата.
Перевозить больного без фиксации травмированной области запрещается.
Перед наложением шины делают инъекции обезболивающих средств. Для закрепления приспособления нужны бинт и ножницы. Перед началом мероприятий иммобилизации необходимо успокоить больного и объяснить, в чем она заключается.
Порядок наложения аппарата:
- Необходимо освободить поврежденную область от одежды (разрезать вещи по швам).
- Урегулировать длину костылей на здоровой ноге пострадавшего.
- Не разувая больного, провести фиксацию стопы перевязывают восьмиобразно к подстопнику. Наружный фрагмент аппарата прикладывают к поврежденной ноге, верхняя часть должна доходить до подмышечной впадины, нижняя – быть длиннее на 8-10 см.
- Наружную часть приспособления вставляют в специальное отверстие в подстопнике. Внутреннюю часть аппарата укладывают в зону паха поврежденной ноги и фиксируют перемычкой под стопой. Оба конца боковых шин закрепляются в подстопнике.
- Подкладывают под голеностопный, коленный, тазобедренный суставы валики из ваты или бинта, чтобы мягкая ткань не сдавливалась.
Кроме того, используют шину Крамера во избежание провисания голени и добавочных смещений отломков кости.
- Закрепляются ремни из подмышечной впадины на противоположное надплечье и на уровне бедер.
- Через отверстие в перемычке необходимо провести шнур и закрепить палочку-закрутку.
- Поворачивая палочку-закрутку, вытягивают конечность (диаметральные перекладины аппарата доходят до паха и подмышки).
- После закрутку фиксируют под стопой за выступ наружной шины.
- Детали аппарата закрепляют бинтовой повязкой по спирали от стопы до тазобедренного сустава.
Наложение самодельных шин
Перевозка больного с переломом бедра осуществляется после проведения транспортной иммобилизации, которая обеспечивает неподвижность травмированной конечности и помогает избежать добавочных смещений костных отломков и повреждений мягких тканей.
При переломах фиксацию можно осуществить подручными средствами: лыжами, рейками, пучками хвороста, досками.
Поврежденную конечность фиксируют с двух сторон. Самодельные шины накладываются в соответствии с анатомическим строением травмированной области. Одна часть шины прикладывается с наружной, вторая с внутренней стороны конечности. Под суставы обязательно подкладываются валики для нормального кровообращения. При необходимости фиксируют также заднюю область.
Интересно почитать какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра.
Для правильного наложения шины необходимо:
- фиксировать конечность непосредственно на месте происшествия (запрещено переносить пострадавшего, поскольку это может привести к добавочным повреждениям),
- помнить, что снимать одежду и обувь запрещено (если одежда сильно сдавливает и мешает, ее разрезают).
Порядок наложения шины:
- Останавливают кровотечение, если таковое имеется.
- На рану следует наложить стерильную повязку.
- Купировать болевой синдром анальгетиками или другими средствами.
- Поврежденной ноге придать анатомически корректное положение (без усилий, по возможности).
- При закрытом типе повреждения проводится легкое вытяжение ноги по оси (без специальной подготовки делать вытяжение запрещается).
- При переломах бедра иммобилизуют тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. Накладывается наружная, внутренняя и задняя шины. Длина наружной и задней шин должна быть одинаковой. Они фиксируются бинтом на уровне лодыжки, колена и бедра. Наружная часть дополнительно прибинтовывается к телу.
Перекладывают на носилки больного без резких движений, поддерживая поврежденную конечность. Транспортная иммобилизация проводится по правилам, условно названным «трижды осторожно».
- сделать перевязку,
- зафиксировать конечность шиной,
- переложить больного на носилки для перевозки в больницу.
При транспортной иммобилизации нужно избегать следующих ошибок:
- Использование коротких шин. Недостаточная длина не обеспечивает желательную фиксацию конечности.
- Слишком жесткие шины. Шины из твердых материалов необходимо предварительно обернуть бинтом или марлей.
- Некорректная шина, не соответствующая анатомическому расположению травмы.
- Слишком слабая повязка. Фиксация конечности должна быть наиболее прочной.
- При кровотечении запрещено закрывать фиксирующей повязкой область повреждения, особенно место жгута.
- В зимний период необходимо обеспечить тепло для поврежденной конечности. Длительное нахождение на холоде, особенно при кровотечении, может стать причиной отморожения.
Больного перевозят в лежачем положении во избежание кровотечения или развития эмболии. Во время перевозки следят за цветом конечности: если происходит изменение цвета кожи, необходимо ослабить повязку. Правильная транспортная иммобилизация позволит избежать возможных осложнений при переломе шейки бедра.
Источник