Комплекс упражнений лфк при ушибах

Комплекс упражнений лфк при ушибах

Травмы позвоночника представляют собой наиболее тяжелые повреждения опорно-двигательного аппарата. Лечебная физкультура при травмах позвоночника назначается с учетом давности и степени повреждения, а также характера повреждения и неврологических расстройств. Острый период лечения включает в себя лечебные мероприятия, основной задачей которых является устранение смещения позвонков, компрессия оболочек спинного мозга и его корешков. После того, как с помощью ЛФК (лечебная физкультура) и ЛГ (лечебная гимнастика) при травмах позвоночника создадутся наиболее благоприятные условия для восстановления анатомических взаимоотношений, а также предупреждения рецидивов и вторичных повреждений нервных элементов, надо приступать к следующему этапу – применению комплекса физических упражнений при травмах позвоночника, который будет направлен на повышение силы и выносливости мышц туловища и шеи, а потом и на увеличение мобильности позвоночника.

Рассмотрим комплексы ЛФК при различных травмах позвоночника:

1.Повреждения шейного отдела позвоночника.

Как правило, данной травме подвергаются наиболее мобильные позвонки – С5-С6. При такой травме лечение должно быть консервативным. При сгибательном переломе тел шейных позвонков больного необходимо уложить на жесткую постель, при этом под его плечи надо подложить небольшую подушку, а за теменные бугры наложить вытяжение (еще это можно сделать, используя петлю Глиссона). Таким образом, это вытяжение в положении больного с согнутой кпереди головой способствует тому, что расправляется угол, который открыт кзади.

Комплекс упражнений лфк при ушибахЛечебная гимнастика при данной травме позвоночника обычно назначается на 2-3 день после травмы в целях профилактики возможных осложнений, которые связаны с длительной иммобилизацией. Занятия содержат в себе комплекс элементарных общеразвивающих упражнений, предназначенных для дистальных отделов конечностей, а также дыхательные упражнения (статические и динамические) в соотношении сначала (в первые дни) 12, а затем – 31 и 41. При этом, движения ногами следует выполнять только в облегченных условиях, в целях избежания болевого синдрома, который может возникнуть из-за натяжения длинных мышц спины при поднятии прямой ноги.

Примерный комплекс ЛФК в период вытяжения:

1.Лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища. Затем приступить к выполнению упражнений:

2.Дыхание диафрагмой (4-5 раз)

3.Сгибание стоп (подошвенное и тыльное)

4.Сжимание и разжимание пальцев кисти

5.Круговые движения стопами

6.Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах

7.Сгибание ног в коленных суставах (попеременное), при этом стопа скользит по плоскости постели

8.Дыхание диафрагмой

9.Сгибание и разгибание кистей рук в лучезапястных суставах

10.Отведение и приведение ног (попеременное), при этом не отрывая их от плоскости постели

11. Круговые движения кистями рук в лучезапястных суставах

12. Дыхание диафрагмой.

Данные упражнения выполняются в спокойном темпе, используются паузы для отдыха. Причем каждое движение следует повторять не более 4-6 раз. Как правило, занятия проводятся 2-3 раза в течение дня.

Также в лечебной физкультуре при травмах позвоночника широко используются различные трудовые операции, такие как скатывание и раскатывание бинтов и марлевых салфеток, вязание , лепка из пластилина и др.

Лечебная гимнастика (ЛФК) при травмах позвоночника ставит перед собой следующие задачи: улучшение кровообращения в области повреждения с целью стимуляции процессов регенерации, предупреждение атрофии мышц шеи, а также мышц плечевого пояса и верхних конечностей. С помощью лечебной гимнастики и лечебной физкультуры происходит укрепление мышц всего туловища, восстанавливается правильная осанка и навыки ходьбы. Занятия ЛФК при травмах позвоночника включают общеукрепляющие упражнения, которые охватывают все группы мышц и выполняются в исходном положении лежа, сидя и стоя, с опорой (в качестве опоры можно использовать спинку стула, кровати). Также используются лечебные упражнения с небольшим отягощением и легким сопротивлением. Больным рекомендуется выполнять изометрические напряжения мышц, с целью укрепления мышц шеи и плечевого пояса. Продолжительность таких напряжений должна составлять вначале 2-3 секунды, а затем не менее 5-7 секунд.

Существуют и противопоказания, а именно – движения туловища вперед.

Когда через 8-10 недель снимется фиксирующая гипсовая повязка, в цели лечебной гимнастики будет входить укрепление мышц шеи, плечевого пояса и верхних конечностей, а также будет идти работа над восстановлением движений в шейном отделе позвоночника.

В течение первых нескольких дней после прекращения иммобилизации в целях устранения дополнительной вертикальной нагрузки на шейный отдел позвоночника занятия должны проводиться только из исходного положения лежа, затем сидя и стоя. В комплекс физических упражнений при травмах позвоночника в данный период входят изометрические напряжения мышц шеи, плечевого пояса и верхних конечностей, активные динамические упражнения для всех групп мышц и суставов, а также статическое удержание конечностей (не менее 5-7 секунд). Используется массаж воротниковой зоны мышц спины и верхних конечностей.

В дальнейшем в ЛФК используются упражнения, которые направлены на увеличение мобильности позвоночника. В эти упражнения входят различные наклоны, повороты головы и туловища. Больной выполняет их в исходном положении лежа и сидя. Также в занятия включаются упражнения на координацию движений, на выработку чувства равновесия, а также упражнения, способствующие нормализации осанки и походки. Можно проводить занятия в бассейне и трудовых мастерских (столярные и слесарные работы, гончарное дело, машинопись и др.).

Хирургическое лечение. После операции больного следует уложить на функциональную кровать на спину. А голова и шея с обеих сторон фиксируются мешочками с песком. Первые два дня в занятия ЛФК входят общетонизирующие и дыхательные упражнения. Упражнения для нижних конечностей выполняются в облегченных условиях, ноги должны передвигаться по плоскости постели (в упражнения входят: сгибание и разгибание ног в коленных суставах, отведение и приведение ног, тыльное и подошвенное сгибание стоп и др.). Также больному рекомендуются упражнения для дистальных отделов верхних конечностей, приподнимание таза с опорой на лопатки и стопы.

Противопоказания: движения в проксимальных отделах верхних конечностей, а также плечевого пояса и шеи.

На 3-4-й день больной должен выполнять те же лечебные упражнения, но уже с большей амплитудой и большим числом повторений. Движения ногами проводятся попеременно, без использования облегчения. В занятия лечебной гимнастикой включаются изометрические напряжения мышц туловища, тазового пояса, бедра и голени. Используются также статические дыхательные упражнения, которые чередуются с динамическими.

На 5-7-й день, при условии, что состояние больного будет удовлетворительным, после лечебной гимнастики больному следует наложить фиксирующий воротник типа Шанца и несколько раз в день «присаживать» в кровати. С 7-10-го дня в задачи лечебной физкультуры входит улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, а также дыхательной системы, укрепление мышц туловища, плечевого пояса и конечностей. Также, благодаря ЛФК при травмах позвоночника, происходит ускорение регенерации в области операции. На 7-8-й день после операции больного можно переводить в вертикальное положение, а в комплекс лечебных упражнений вводят упражнения, которые выполняются при исходном положении стоя у кровати. В эти упражнения входят: отведение и приведение ноги, полуприседания, наклоны в стороны и назад, ротационные движения туловищем и др.

Ранний послеоперационный период характерен тем, что в нем противопоказаны движения головой, а также изометрические напряжения мышц шеи и плечевого пояса. После того, как больному можно будет вставать с постели, ему рекомендуется дозированная ходьба в пределах палаты, а затем и отделения больницы.

С 10-го дня до выписки из стационара занятия лечебной гимнастикой способствуют дальнейшей тренировке мышц верхних конечностей и туловища. Также, благодаря лечебной физкультуре и гимнастике, происходит восстановление трудоспособности больного. В этом периоде занятия ЛФК проводятся уже в гимнастическом зале, используется групповой метод при исходном положении лежа на спине, сидя и стоя. Лечебные упражнения при травмах позвоночника в данном периоде содержат в своем составе упражнения с легким отягощением, гимнастическими снарядами, а также упражнения с использованием гимнастической стенки.

На 14-16 день, при условии отсутствия противопоказаний, больной, как правило, выписывается из стационара, при этом ему накладывают краниото-ракальную гипсовую повязку. В этот период в комплекс ЛФК, рекомендуемый больному, входят физические упражнения, которые тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, способствуют укреплению всех групп мышц, а также дозированная ходьба. А через 4-5 недель после операции в занятия включаются изометрические напряжения мышц шеи и плечевого пояса.

В постиммобилизационном периоде занятия ЛФК при травмах позвоночника проводятся по методике, аналогичной указанной выше.

 2.Повреждения тел грудных и поясничных позвонков.

Чаще всего встречается компрессионный перелом тела позвонка.

В этом случае требуется консервативное лечение.Комплекс упражнений лфк при ушибах

Если наблюдается небольшая компрессия (не более 16 высоты тела позвонка), то нужно использовать функциональный метод лечения, который был разработан В.В. Гориневской и Е.Ф. Древинг (1954). При этом методе лечения больного необходимо уложить на жесткую постель, у которой на 40-60 см приподнят головной конец. Чтобы обеспечить больному максимальную разгрузку позвоночника, под область физиологических лордозов подкладывают ватно-марлевые валики. Также применяют продольное вытяжение за подмышечные впадины, это необходимо для осевой разгрузки позвоночника.

Занятия ЛФК при данном повреждении позвоночника разделяют на 3 периода.

Первый период. Обычно длится первые 7-10 дней. В это время от лечебной физкультуры и лечебной гимнастики требуется выполнение следующих задач: повышение жизненного тонуса больного, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также  органов желудочно-кишечного тракта. Лечебные упражнения, входящие в комплекс ЛФК, включают в себя дыхательные упражнения (статические и динамические), а также общеразвивательные упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов. При этом, активные движения ногами выполняются только в облегченных условиях (скользя стопой по плоскости постели.

Второй период. Продолжается до 30-го дня после травмы. В этот период в задачи лечебной физкультуры и лечебной гимнастики входит нормализация деятельности внутренних органов, улучшение кровообращения в зоне повреждения, а также укрепление мышц туловища, плечевого и тазового пояса. Благодаря регулярным занятиям ЛФК в этом периоде у больного происходит выработка «мышечного корсета», а организм подготавливается к дальнейшему расширению двигательного режима. Причем общая нагрузка при выполнении упражнений должна постепенно возрастать. Это происходит за счет увеличения числа повторений движений и продолжительности занятия (до 20 минут).

 Третий период. Продолжается до 45-60-го дня после травмы. Занятия ЛФК и лечебной гимнастикой в этом периоде направлены на укрепление мышц туловища, конечностей, мыщц тазового дна. Также систематическое выполнение лечебных упражнений способствует улучшению координации движений и мобильности позвоночника. Этот период характерен тем, что за счет увеличения продолжительности и плотности занятий, а также включения комплекса физических упражнений при травмах позвоночника с сопротивлением и отягощением, возрастает общая физическая нагрузка. Для того, чтобы позвоночник постепенно переходил к осевой нагрузке, упражнения начинают с исходного положения стоя на четвереньках и стоя на коленях. Именно в положении стоя на четвереньках происходит разгрузка позвоночника, а также увеличивается лордоз в шейном и поясничном отделах позвоночника.

Комплекс упражнений ЛФК, применяемый во втором периоде лечения:

Упражнения начинают из исходного положения лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

  1. Руки развести в стороны, сделать вдох, вернуть руки в исходное положение (сделать 3-4 раза)
  2. Сгибать руки в локтевых суставах, медленно с напряжением, кисти приводить к плечам (выполнить 4-6 раз)
  3. Сгибание стоп (тыльное и подошвенное) (выполнить 6-8 раз)
  4. Отведение рук в сторону, одновременно поворачивая голову в ту же сторону. Руки поднять, сделать вдох. Руки опустить – выдох. (сделать 4-6 раз)
  5. Согнуть ногу в коленном суставе, затем вытянуть ее вверх и опустить (выполнить 4-6 раз)
  6. Отведение и приведение прямой ноги (повторить 4-6 раз)
  7. Развести прямые руки в стороны на уровне плеч и слегка отвести назад. Выполнять небольшие круговые движения руками, немного напрягая мышцы спины и лопаток (сделать 6-8 раз)
  8. Прогибание в грудном отделе позвоночника, с опорой на локти и плечи, при этом руки согнуты в локтях, локти опираются на постель (выполнить 4-5 раз).

 Таким образом, систематические занятия лечебной гимнастикой и лечебной физкультурой при травмах позвоночника играют немаловажную роль в восстановлении функций организма и способствуют его дальнейшему укреплению .

ЛФК в Баку. Лечебное плавание в Баку. Профессиональный инструктор. Индивидуальные и групповые занятия. Тел.: (055)827-36-46; (050)451-74-17;

ЛФК при переломе и травме рук (верхних конечностей).

ЛФК при переломе лопатки.

ЛФК при переломе и вывихе плеча.

ЛФК при переломе предплечья.

ЛФК при травмах конечностей.

Источник

ËÔÊ è ìàññàæ ïðè òðàâìàõ ìÿãêèõ òêàíåé

Òðàâìàòè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé ìîãóò áûòü çàêðûòûìè (óøèáû, íàäðûâû, ðàçðûâû êëåò÷àòêè, ôàñöèé, ìûøö, ñóõîæèëèé, ñóñòàâíûõ ñóìîê, ðàçäàâëèâàíèå ìÿãêèõ òêàíåé) è îòêðûòûìè (ðàíû). Òêàíè ïðîïèòàíû êðîâüþ, èçëèâøåéñÿ èç ïîâðåæäåííûõ ñîñóäîâ, îáðàçóþòñÿ ãåìàòîìû. Âîçíèêàåò áîëü, îòåê, èçìåíÿåòñÿ öâåò êîæè è ñëèçèñòûõ, íàðóøàåòñÿ äâèãàòåëüíàÿ è, âîçìîæíî, ÷óâñòâèòåëüíàÿ ôóíêöèè. Òðàâìèðóþòñÿ îêðóæàþùèå òêàíè, íåðâíûå ñòâîëû, ñîñóäû. Ðåàáèëèòàöèÿ íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè, îïåðàòèâíîãî èëè êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ. Èñïîëüçóþòñÿ òåïëîâûå ïðîöåäóðû, ËÔÊ, ìàññàæ. Óïðàæíåíèÿ ËÔÊ ïðîâîäÿòñÿ â òðè ïåðèîäà.

 ïåðâîì ïåðèîäå ïðèìåíÿþòñÿ îáùåîçäîðîâèòåëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ óëó÷øåíèÿ êðîâî– è ëèìôîòîêà â îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ, ïðåäóïðåæäåíèÿ îñëîæíåíèé è ñòèìóëÿöèè çàæèâëåíèÿ.

Âî âòîðîì ïåðèîäå äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òóãîïîäâèæíîñòè âûïîëíÿþòñÿ àêòèâíûå ñîêðàùåíèÿ ìûøö â çîíå ïîâðåæäåíèÿ, íî äâèæåíèÿ äîëæíû áûòü ìåäëåííûìè ñ ìíîãîêðàòíûì ïîâòîðåíèåì. Ìåñòî ïîâðåæäåíèÿ îñâîáîæäàåòñÿ îò ïîâÿçêè.

 òðåòüåì ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèé è òðóäîñïîñîáíîñòè ïîñòðàäàâøåãî. Óâåëè÷èâàåòñÿ àìïëèòóäà äâèæåíèé è òåìï. Äëÿ óìåíüøåíèÿ ðóáöîâ ïðèìåíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ íà ðàñòÿãèâàíèå (íåáîëüøàÿ áîëü äîïóñòèìà) è íà óêðåïëåíèå ìûøö â çîíå òðàâìû. Äîïóñòèìû óïðàæíåíèÿ ïî âñåì îñÿì ñóñòàâîâ. Ïðè êîíòðàêòóðàõ øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå, ëå÷åíèå ïîëîæåíèåì, ãèìíàñòèêà â âîäå.

Ìàññàæ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíûõ ñðåäñòâ ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Îí íàçíà÷àåòñÿ ïðè óøèáàõ ñ êðîâîèçëèÿíèåì, ðàñòÿæåíèè ìûøö, ñâÿçîê è ñóõîæèëèé, ïåðåëîìàõ, âûâèõàõ è ò. ä. Ìàññàæ ïîìîãàåò ñíÿòü áîëü. Áëàãîäàðÿ íåìó ñïàäàåò îòåê, ðàññàñûâàåòñÿ êðîâîèçëèÿíèå, óêðåïëÿþòñÿ ìûøöû, âîññòàíàâëèâàþòñÿ ôóíêöèè ñóñòàâîâ è ìûøö, áûñòðåå îáðàçóåòñÿ êîñòíàÿ ìîçîëü è ò. ä.

Ìàññàæ ïðè óøèáàõ ïîìîãàåò îáåçáîëèòü òðàâìèðîâàííûé ó÷àñòîê, óëó÷øèòü îáìåí âåùåñòâ. Áëàãîäàðÿ åìó ïðîèñõîäèò áîëåå èíòåíñèâíîå ñîêðàùåíèå ìûøö, ÷òî ñïîñîáñòâóåò óñòðàíåíèþ èõ àòðîôèè, ðàññàñûâàíèþ èíôèëüòðàòîâ, îòåêîâ è êðîâîèçëèÿíèé. Ìàññàæ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ñî 2-ãî èëè 3-ãî äíÿ ïîñëå óøèáà, åñëè íåò òðîìáîçà âåí, ðàçðûâîâ êðóïíûõ ñîñóäîâ è ìûøö.

Åñëè èìåþòñÿ ïîâðåæäåíèÿ ìûøö, òî ìàññàæ ñëåäóåò ïðîâîäèòü â äâà ïðèåìà:

• ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ – ìàññàæ íåïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêîâ, êîòîðûå ðàñïîëàãàþòñÿ âûøå òðàâìû. Ìàññàæíûå ïðèåìû â ýòîì ñëó÷àå ñîçäàþò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ îòñàñûâàíèÿ âåíîçíîé êðîâè, ëèìôû îò ìåñòà òðàâìû áåç ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ íèì. Ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ ìîæíî ïðîâîäèòü óæå ñïóñòÿ 7–8 ÷ ïîñëå óøèáà. Ïðè âûïîëíåíèè ïðèåìîâ íóæíî ó÷èòûâàòü õàðàêòåð ïîâðåæäåíèÿ è áîëåâûå îùóùåíèÿ ïàöèåíòà. Ñëåäóåò ïðîâåñòè 4–6 ñåàíñîâ òàêîãî ìàññàæà.

• îñíîâíîé ìàññàæ – ìàññàæ ïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêîâ ÷åðåäóåòñÿ ñ ñåàíñàìè ïîäãîòîâèòåëüíîãî ìàññàæà. Íàïðèìåð, ïðè òðàâìå èêðîíîæíîé ìûøöû îñíîâíûìè ïðèåìàìè áóäóò: ïîãëàæèâàíèå (ïîïåðåìåííîå, ñïèðàëåâèäíîå); êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëèöåâîé ÷àñòüþ êèñòè; ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, äâîéíîå êîëüöåâîå ïðîäîëüíîå, êëþâîâèäíîå êèñòüþ ê ñåáå – íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå); âñòðÿõèâàíèå; ñïèðàëåâèäíîå ïîãëàæèâàíèå; ðàçìèíàíèå (äâîéíîå êîëüöåâîå ïðîäîëüíîå, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ êàê îäíîé, òàê è îáåèõ ðóê, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå äâóìÿ ðóêàìè); âûæèìàíèå; ïîòðÿõèâàíèå; ïîãëàæèâàíèå; êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëèöåâîé ÷àñòüþ êèñòè. Äëÿ äîñòèæåíèÿ íàèëó÷øåãî ðåçóëüòàòà, íóæíî äåëàòü ìàññàæ íå òîëüêî íà ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, íî è íà ñèììåòðè÷íî ðàñïîëîæåííîé ÷àñòè çäîðîâîé êîíå÷íîñòè. Íåîáõîäèìî âûïîëíèòü 12–16 ñåàíñîâ ìàññàæà.

Ìàññàæ ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ïîìîãàåò ñíèçèòü áîëü, óëó÷øèòü êðîâî– è ëèìôîòîê â ïîâðåæäåííîì ó÷àñòêå, âîññòàíîâèòü íîðìàëüíóþ äåÿòåëüíîñòü ñóñòàâà. Ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû òîëüêî ÷åðåç 24 ÷ ïîñëå ïîëó÷åíèÿ òðàâìû. Ïåðåä ìàññàæåì ñëåäóåò ïðîâîäèòü ïðîãðåâàíèå. Äåëàòü ìàññàæ íóæíî íå ïðè÷èíÿÿ ïàöèåíòó áîëü, ïîòîìó ÷òî ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê óõóäøåíèþ åãî ñîñòîÿíèÿ. Ïåðåä ìàññàæåì ïîâðåæäåííîé îáëàñòè ñëåäóåò ïðîâåñòè ìàññàæ âûøåðàñïîëîæåííûõ ó÷àñòêîâ. Òàê, ïðè òðàâìå ñóìî÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà íåîáõîäèìî ìàññèðîâàòü ãîëåíü, ïðè ðàñòÿæåíèè êîëåííîãî ñóñòàâà – áåäðî, ïðè ïîâðåæäåíèè ëó÷åçàïÿñòíîãî ñóñòàâà – ïðåäïëå÷üå è ò. ä. Êàê è ïðè óøèáàõ, ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ñóñòàâîâ íóæíî ñíà÷àëà ïðîâîäèòü ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ (1–2 ðàçà â äåíü ïî 5—10 ìèí), à çàòåì îñíîâíîé (ìàññàæ òðàâìèðîâàííîãî ó÷àñòêà). Âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ ìàññàæà íåîáõîäèìî ïîñòåïåííî óâåëè÷èòü äî 15 ìèí.

Ïðè ïîâðåæäåíèè ñâÿçîê ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà ñëåäóåò ïðîâåñòè ïîäãîòîâèòåëüíûé ñåàíñ ìàññàæà íà ðàññëàáëåííîé ïåðåäíåáåðöîâîé ìûøöå ñëåäóþùèìè ïðèåìàìè: ïðÿìîëèíåéíîå ïîãëàæèâàíèå, êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëîêòåâîé ÷àñòüþ, êðóãîîáðàçíîå ðàçìèíàíèå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ. Âñå ïðèåìû íåîáõîäèìî ïîâòîðèòü 4–5 ðàç. Åñëè ìàññèðóåìûé èñïûòûâàåò áîëè â îáëàñòè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, òî ïðèåìû íóæíî âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå. Ïîñëå ïîäãîòîâèòåëüíîãî ìàññàæà ñëåäóåò ïðîâåñòè îñíîâíîé ìàññàæ: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå: «ùèïöû» ïðÿìîëèíåéíûå; «ùèïöû» ñïèðàëåâèäíûå (íàïðàâëåíû âíèç, âäîëü ãîëåíîñòîïíîé ùåëè); ïîãëàæèâàíèå, êëþâîâèäíîå ðàñòèðàíèå ñíà÷àëà îäíîé, à ïîòîì äðóãîé ðóêîé, ïîãëàæèâàíèå ãîëåíè, âûæèìàíèå íà ãîëåíè, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå íà ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå, ðàñòèðàíèå íà ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå: «ùèïöû» ïðÿìîëèíåéíûå; «ùèïöû» ñïèðàëåâèäíûå, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà. Âñå ïðèåìû íåîáõîäèìî âûïîëíèòü 3–4 ðàçà, ïðè ýòîì íå ïðè÷èíÿÿ ìàññèðóåìîìó áîëü.

Ïðè ïîâðåæäåíèè ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïåðåä âûïîëíåíèåì ìàññàæíûõ ïðèåìîâ íà ïëå÷åâîì ñóñòàâå ñëåäóåò ïîçàáîòèòüñÿ î òîì, ÷òîáû ìûøöû áûëè ïîëíîñòüþ ðàññëàáëåíû. Íóæíî ïðîâåñòè ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå; âûæèìàíèå âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû (îáà ïðèåìà íóæíî âûïîëíÿòü ñíà÷àëà íà åå çäîðîâîé ÷àñòè, à ïîòîì íà áîëüíîé); ðàçìèíàíèå íà øèðî÷àéøèõ ìûøöàõ ñïèíû (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êîìáèíèðîâàííîå); ïîòðÿõèâàíèå; ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå íà ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êîé è áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ). Çàòåì ðåêîìåíäóåòñÿ ñäåëàòü ìàññàæ øåè ïî îáùåïðèíÿòîé ìåòîäèêå è ìàññàæ òðåõãëàâîé ìûøöû ïîâðåæäåííîãî ïëå÷à: ïîãëàæèâàíèå, âûæèìàíèå, äâà-òðè ïðèåìà ðàçìèíàíèÿ. Ìàññàæ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå, êðóãîîáðàçíîå ðàñòèðàíèå, âûæèìàíèÿ íà âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû, ðàñòèðàíèå íà ïëå÷åâîì ñóñòàâå, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå. Ïàññèâíûå è àêòèâíûå äâèæåíèÿ íóæíî èñïîëüçîâàòü ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè ñóñòàâà.

Ìàññàæ ïðè òóãîïîäâèæíîñòè è êîíòðàêòóðàõ ñóñòàâîâ ñïîñîáñòâóåò âîññòàíîâëåíèþ ïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ. Åãî ëó÷øå ñî÷åòàòü ñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé. Ìàññàæ ïðè òóãîïîäâèæíîñòè è êîíòðàêòóðàõ ñóñòàâîâ îáåñïå÷èâàåò èõ íîðìàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå, ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ êðîâî– è ëèìôîòîêà â îáëàñòè òðàâìû.

Ìàññàæ ïðè îãðàíè÷åííîé ïîäâèæíîñòè â ïëå÷åâîì ñóñòàâå. Èñïîëüçóþòñÿ ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèÿ (ïðÿìîëèíåéíîå, ñïèðàëåâèäíîå); âûæèìàíèÿ (îñíîâàíèåì ëàäîíè, êëþâîâèäíîå); ðàçìèíàíèå íà øèðî÷àéøèõ ìûøöàõ ñïèíû (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êëþâîâèäíîå); ðàñòèðàíèå íà ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êîé è áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ).

Ìàññàæ ìûøö ïëå÷à. Ìàññàæíûå ïðèåìû ñëåäóåò âûïîëíÿòü íà ìûøöàõ-ðàçãèáàòåëÿõ ïëå÷à (ñíà÷àëà íà äåëüòîâèäíîé ìûøöå, à çàòåì íà òðåõãëàâîé ìûøöå). Íóæíî ïðîâåñòè òàêèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, ñïèðàëåâèäíîå); âûæèìàíèå (êëþâîâèäíîå, ïîïåðå÷íîå); ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ).

Ìàññàæ ìûøö ãðóäè. Ìàññèðóåìîãî íóæíî ïîëîæèòü íà ñïèíó, à ïîä åãî ãîëîâó – íåáîëüøîé âàëèê. Ìàññàæ ñíà÷àëà äåëàþò íà çäîðîâîé ñòîðîíå, çàòåì – íà áîëüíîé. Ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå ïðÿìîëèíåéíîå; âûæèìàíèå îñíîâàíèåì ëàäîíè; ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êëþâîâèäíîå); íåñêîëüêî êðóãîîáðàçíûõ ïîãëàæèâàíèé â îáëàñòè ïðèêðåïëåíèÿ êëþ÷èöû.

Ìàññàæ âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû. Íà ýòîé ÷àñòè ñïèíû ñëåäóåò âûïîëíÿòü òàêèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, çèãçàãîîáðàçíîå); âûæèìàíèå (îñíîâàíèåì ëàäîíè, êëþâîâèäíîå).

Ìàññàæ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà. Âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû íóæíî â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå, êðóãîîáðàçíîå ãðåáíåì êóëàêà – ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé ñóñòàâà; êðóãîîáðàçíîå ðåáðîì áîëüøîãî ïàëüöà – ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé ñóñòàâà. Çàâåðøàòü ñåàíñ íóæíî êàê àêòèâíûìè, òàê è ïàññèâíûìè äâèæåíèÿìè. Ïðèåìû ñëåäóåò âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå. Äî, âî âðåìÿ è ïîñëå ìàññàæà ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíÿòü àêòèâíûå äâèæåíèÿ. Îíè èñêëþ÷àþòñÿ òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ó ìàññèðóåìîãî îòìå÷àþòñÿ áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ è áîëüøàÿ îòå÷íîñòü. Ïðè ýòîì àêòèâíûå äâèæåíèÿ ëó÷øå âñåãî äåëàòü íà áëèçëåæàùèõ çäîðîâûõ ñóñòàâàõ ñ ôèêñèðîâàíèåì ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà.

Источник