Конспект занятия первая помощь при переломах
Открытый урок по ОБЖ «Оказание первой помощи при переломах».
Преподаватель- организатор ОБЖ – Смыкова Елена Анатольевна.
Класс: 6 «А».
Урок- комбинированный с практической частью.
Цель: обучить учащихся практическим навыкам оказания первой помощи при переломах — научить правилам иммобилизации конечностей; сформировать у учащихся потребность в соблюдении правил безопасного поведения во время перемен, при занятиях спортом, на прогулках, экскурсиях.
Задачи: систематизировать знания учащихся в области медицины; научить определять открытые и закрытые травмы; познакомить с правилами оказания первой помощи при переломе; научить правилам наложения шин при закрытом переломе; профилактика травматизма в повседневной жизни.
Оборудование: бинты, импровизированные шины, таблица классификации травм и ПМП, рисунок аптечки ПМП, рисунки растяжения, вывиха, закрытого перелома, рисунок иммобилизации предплечья, видеомонтаж м/ф “Ну, погоди”, презентация “ПМП при закрытых травмах”, в/ф “Правила наложения шин при закрытом переломе предплечья”.
Ход урока
Организационный момент.
Доброе утро! Ребята сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел «Первая помощь». Давайте еще раз вспомним, для чего нам необходимо знать правила оказания первой помощи и пригодится ли вам это в жизни.
Ответы ребят.
Молодцы!
2. Актуализация прежних знаний.
На прошлом уроке мы с вами изучали виды кровотечений и способы оказания первой помощи. Давайте посмотрим как вы усвоили материал. Внимание на экран. На экране задания с видами кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Например: «Девочка играла дома с мячом…, нечаянно разбила окно…, серьезно порезалась осколком…, кровь алая бьёт фонтаном. Ваши действия.»
— Ребята, на столах у вас предметы которые вам могут пригодиться для выполнения заданий. Ознакомьтесь с заданием.
Итак, отвечаем. Кто готов?
Ответы на задания. Молодцы!
— К сожалению, в жизни могут произойти ситуации, когда нужно уметь оказать само- или взаимопомощь. Внимание на экран. Человек лежит без сознания. Какую помощь мы можем оказать ему?
Ответы ребят.
А как вы будете проверять пульс?
Ответы ребят.
Найдем пульс у себя. Найдем пульс у соседа. Все нормально? Все бодры. Продолжаем.
3. Новая тема.
Сегодня мы с вами продолжим изучать способы оказания первой помощи. Фрагмент мультфильма “Ну, погоди”.
Кто же ответит какая у нас сегодня тема урока?
Тема нашего урока: Первая помощь при переломах.
Ответьте на вопрос: в каких ситуациях можно получить такие травмы?
Ответы детей: падение с дерева, с высоты многоэтажного дома, нарушение координации движения, удар о твёрдый предмет, травмы при занятиях спортом, прыжках, движение на неровном, скользком месте…
Учитель: Волк получал травмы из-за своего необдуманного, неосторожного, неправильного поведения. Надо быть очень внимательными, аккуратными, обязательно соблюдать правила безопасного поведения в спортивном зале, на прогулке, в лесу, при посещения музея…
Как же нужно помочь пострадавшему в таких случаях? (ответы учащихся).
На экране презентация «Переломы. Что такое открытые и закрытые переломы и как оказывать первую помощь при них?»
Перелом – полное или частичное повреждение целостности кости. Различают открытый и закрытый перелом. Открытый перелом – кожа повреждена, закрытый перелом – кожа не повреждена. Переломы происходят при сильных ушибах и падении. Врачи утверждают, что чаще всего происходят переломы конечностей – рук и ног.
Симптомы при переломах:
сильная боль,
деформация конечности,
кровоизлияние,
нарушение опороспособности.
Любой перелом опасен осложнениями!
Первая помощь при переломах:
Главная задача – обеспечить неподвижность поврежденной конечности. Благодаря этому уменьшается боль и не вызывается дополнительное смещение кости.
И мы с вами сегодня познакомимся с новым медицинским словом: «Иммобилизация». Прошу не путать это слово с мобилизация или эвакуация.
Иммобилизация- это метод создания неподвижности с целью обеспечения покоя пораженному участку тела при повреждениях и заболеваниях, особенно при тяжелых травмах опорно-двигательного аппарата. Без надежной иммобилизации невозможна транспортировка пострадавшего. Отсутствие или плохая иммобилизация при переломах конечностей может привести к вторичному смещению отломков, повреждению близлежащих нервных стволов, крупных сосудов и мышц острыми концами костных отломков.
Различают иммобилизацию временную, или транспортную, и постоянную, или лечебную.
Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью мягких повязок, разнообразных шин заводского изготовления: деревянных, фанерных, проволочных, сетчатых, пластмассовых, пневматических.
Записываем новое слово в свой словарик ОБЖ.
А какие предметы могут заменить шины? Ответы ребят.
Разработаем наш алгоритм действий.
При закрытом переломе:
обеспечить неподвижность конечности,
обезболить.
При открытом переломе:
остановить кровотечение, прижав крупные кровеносные сосуды выше или ниже раны,
обработать края раны йодом, перевязать рану, наложив стерильную повязку,
обезболить,
обездвижить.
Направить в лечебное учреждение!
Помни: правильно оказанная помощь сбережет здоровье человека и даже может спасти жизнь!
Для закрепления новой темы посмотрим видеоролик «Оказание первой помощи при переломах».
4. Динамическая пауза на профилактику травматизма “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”.
Упражнение АИСТ. У аиста длинные ноги, он стоит на цыпочках. Встаньте, поднимитесь на носки и опуститесь на пятки. Сделайте несколько раз.
Упражнение ПТИЦЫ. Птицы хлопают крыльями вверх-вниз, назад-вперед, чтобы летать. Стоя сделайте несколько раз такие же движения руками.
Упражнение ЖИРАФ. Жираф имеет длинную, тонкую шею и может наклонять и вытягивать её, совершать круговые движения, поворачивать голову вправо и влево, вверх и вниз. Стоя повторите шеей движения жирафа.
5. Практическая работа.
Главная цель нашего урока не просто познакомиться с видами переломов, а приобрести практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при них. Сегодня мы научимся правилам наложения шин при закрытом переломе предплечья и голени. Посмотрите видеофильм, обратите внимание на эти правила.Просмотр видео ролика с участием медицинского работника и учащегося школы – «пострадавшего».
Эти правила в виде памятки лежат на ваших партах для использования во время практической работы.
Наш класс поделен на группы. В каждой группе выберите одного пострадавшего, окажите ему помощь используя набор шин, комплект перевязочного материала, инструкцию и памятку. Помните о правилах безопасности при работе с колющими и режущими предметами. В конце практической части результат вашей работы соотнесем со стандартом (висит на доске в виде рисунка).
Практическая работа в группах.
Прошу “пострадавших” выйти к доске. Результат работы каждой группы оценивается всем классом.
6. Домашнее задание.
Вместе с родителями прочитайте материал урока на страницах 106-109 учебника. Выберите одного родителя пострадавшим и окажите ему помощь при закрытом переломе руки или ноги. Кроме папы или мамы пострадавшими могут быть кукла или плюшевый мишка. Чтобы не забыть правила повторите свои действия несколько раз.
7. Обобщение.
Итак, мы сегодня на уроке познакомились с вами с переломами. Ответьте на вопрос: какие предметы изображенные на рисунке могут служить шинами при вывихах и переломах? Работа по рисунку “Что лучше приложить к месту перелома”.
8. Подведение итогов.
Рефлексия. На экране недописанные предложения:
Я сегодня узнал….
Мне было интересно… и т.д.
Каждый учащийся выбирает предложение и заканчивает его.
Выставление оценок за урок.
-Спасибо всем за работу.
Источник
Открытый урок по ОБЖ «Оказание первой помощи при переломах».
Преподаватель: Квитченко А.В. гр.192 дата 2.02.2018
Урок- комбинированный с практической частью.
Цель: обучить учащихся практическим навыкам оказания первой помощи при переломах — научить правилам иммобилизации конечностей; сформировать у учащихся потребность в соблюдении правил безопасного поведения во время перемен, при занятиях спортом, на прогулках, экскурсиях.
Задачи: систематизировать знания учащихся в области медицины; научить определять открытые и закрытые травмы; познакомить с правилами оказания первой помощи при переломе; научить правилам наложения шин при закрытом переломе; профилактика травматизма в повседневной жизни.
Оборудование: бинты, импровизированные шины, таблица классификации травм и ПМП, рисунки, закрытого перелома, рисунок иммобилизации предплечья, видеомонтаж м/ф “Ну, погоди”, презентация “ПМП при закрытых травмах”, в/ф “Правила наложения шин при закрытом переломе предплечья”.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие
2. Актуализация знаний
Выступление студента с докладом «Актуальность, обучения студентов, навыкам первой медицинской помощи».
На прошлом уроке мы с вами изучали виды кровотечений и способы оказания первой помощи. Давайте посмотрим, как вы усвоили материал. Внимание на экран.
Назовите виды ран, изображенных на слайде
На экране задания с видами кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Например: «Девочка играла дома с мячом…, нечаянно разбила окно…, серьезно порезалась осколком…, кровь алая бьёт фонтаном. Ваши действия.»
— Ребята, на столах у вас предметы, которые вам могут пригодиться для выполнения заданий. Ознакомьтесь с заданием.
Итак, отвечаем. Кто готов?
Ответы на задания.
— К сожалению, в жизни могут произойти ситуации, когда нужно уметь оказать само- или взаимопомощь. Внимание на экран.
3. Человек лежит без сознания. Какую помощь мы можем оказать ему?
Ответы.
А как вы будете проверять пульс?
Ответы.
Найдем пульс у себя. Найдем пульс у соседа. Все нормально? Все бодры. Продолжаем.
Изучение нового материала.
Фрагмент мультфильма “Ну, погоди”.
Преподаватель: Какие виды травм вы можете определить у волка?
Кто же ответит какая у нас сегодня тема урока?
Тема нашего урока: Первая помощь при переломах.
Ответьте на вопрос: в каких ситуациях можно получить такие травмы?
Ответы: падение с дерева, с высоты многоэтажного дома, нарушение координации движения, удар о твёрдый предмет, травмы при занятиях спортом, прыжках, движение на неровном, скользком месте…
Преподаватель: Волк получал травмы из-за своего необдуманного, неосторожного, неправильного поведения. Надо быть очень внимательными, аккуратными, обязательно соблюдать правила безопасного поведения в спортивном зале, на прогулке, в лесу и т.д…
Когда речь заходит о первой помощи, многие наши соотечественники сталкиваются с рядом вопросов: «Имею ли я право оказывать первую помощь, если я не медик?», «Ждет ли меня ответственность, если я наврежу пострадавшему?
Работа с источниками:
Рассмотрим ответы на эти вопросы в соответствии с действующим законодательством.
1.ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2. ч. 1 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
3. Ответственности (ст. 125 «Оставление в опасности» Уголовного кодекса РФ).
4. Смягчающее наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; п. «к» ч. 1 ст. 61 Уголовного Кодекса РФ). Например, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено альтернативное наказание.
5. Уголовный кодекс РФ.ст.39
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях ст.2.7
5. Работа в тетради: Число, тема урока.
Перелом – полное или частичное повреждение целостности кости. Различают открытый и закрытый перелом. Открытый перелом – кожа повреждена, закрытый перелом – кожа не повреждена. Переломы происходят при сильных ушибах и падении. Врачи утверждают, что чаще всего происходят переломы конечностей – рук и ног.
Симптомы при переломах:
сильная боль,
деформация конечности,
кровоизлияние,
нарушение опороспособности.
Любой перелом опасен осложнениями!
Первая помощь при переломах:
Главная задача – обеспечить неподвижность поврежденной конечности. Благодаря этому уменьшается боль и не вызывается дополнительное смещение кости.
И мы с вами сегодня познакомимся с новым медицинским словом: «Иммобилизация». Прошу не путать это слово с мобилизация или эвакуация.
Иммобилизация— это метод создания неподвижности с целью обеспечения покоя пораженному участку тела при повреждениях и заболеваниях, особенно при тяжелых травмах опорно-двигательного аппарата. Без надежной иммобилизации невозможна транспортировка пострадавшего. Отсутствие или плохая иммобилизация при переломах конечностей может привести к вторичному смещению отломков, повреждению близлежащих нервных стволов, крупных сосудов и мышц острыми концами костных отломков.
Различают иммобилизацию временную, или транспортную, и постоянную, или лечебную.
Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью мягких повязок, разнообразных шин заводского изготовления: деревянных, фанерных, проволочных, сетчатых, пластмассовых, пневматических.
Преподаватель: Какие предметы могут заменить шины? Ответы.
Разработаем наш алгоритм действий. Но прежде чес оказывать первую помощь мы должны спросить: «Согласны ли вы, чтобы я вам оказал первую помощь?». И после ответа можно приступать к оказанию первой помощи.
При закрытом переломе:
обеспечить неподвижность конечности,
обезболить.
При открытом переломе:
остановить кровотечение, прижав крупные кровеносные сосуды выше или ниже раны,
обработать края раны йодом, перевязать рану, наложив стерильную повязку,
обезболить,
обездвижить.
Направить в лечебное учреждение!
Помни: правильно оказанная помощь сбережет здоровье человека и даже может спасти жизнь!
Для закрепления новой темы посмотрим видеоролик «Оказание первой помощи при переломах».
6. Динамическая пауза на профилактику травматизма “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”. (Перерыв на пяти минутку)
7. Практическая работа.
Преподаватель: Главная цель нашего урока не просто познакомиться с видами переломов, а приобрести практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при них. Сегодня мы научимся правилам наложения шин при закрытом переломе предплечья и голени. Посмотрите видеофильм, обратите внимание на эти правила.Просмотр видео ролика с участием медицинского работника и учащегося школы – «пострадавшего».
Преподаватель: какие правила нужно знать при оказании первой помощи?
Ответы.
Преподаватель: эти правила в виде памятки лежат на ваших партах для использования во время практической работы.
Вы поделены на группы. На дом вам было дано задание по группам, изучить правила оказания помощи при переломах, в разных жизненных ситуациях. В каждой группе выберите одного пострадавшего, окажите ему помощь используя набор шин, комплект перевязочного материала, инструкцию и памятку. Помните о правилах безопасности при работе с колющими и режущими предметами. В конце практической части результат вашей работы соотнесем со стандартом (висит на доске в виде рисунка).
Практическая работа в группах.
1 группа перелом голени в лесу
2 перелом предплечья на тренировке
3 перелом кисти во время урока физкультуры
4 перелом бедра на горнолыжной базе
Условия выполнения нормативов.
Преподаватель: статист при иммобилизации верхней конечности сидит, при иммобилизации нижней конечности лежит. Табельные средства иммобилизации верхней конечности: шины Крамера (длина 60 см, ширина 10 см) и (длина 110 см и ширина 12см). Подручные средства иммобилизации: полоски фанеры, рейки и др. длиной 30—50 см, 70—150 см, а также бинты, косынки и вата — в нужном количестве лежат на столе.
Подбирают, моделируют шины и подручные средства иммобилизации сами учащиеся в соответствии с заданием.
Время на их подготовку не учитывается. Иммобилизация при переломах проводится без наложения повязки и поверх одежды.
Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл. Плохо подогнаны подручные средства иммобилизации; неправильное положение, приданное конечности; имеется подвижность в двух близлежащих к перелому суставах (при переломах бедра неподвижными должны быть тазобедренный, коленный и голеностопный суставы); при иммобилизации плеча и предплечья рука не подвешена на косынке.
Время выполнения нормативов. Иммобилизация при переломе плеча: отлично — 4 мин, хорошо — 4 мин 30 с, удовлетворительно — 5 мин. Иммобилизация при переломе предплечья: отлично — 2 мин 40 с, хорошо —3 мин 10 с, удовлетворительно —3 мин 40 с. Иммобилизация при переломе бедра: отлично — 4 мин 45 с, хорошо —5 мин 30 с, удовлетворительно — 6 мин. Иммобилизация при переломе голени: отлично — 4 мин, хорошо — 5 мин, удовлетворительно — 6 мин.
Преподаватель: прошу “пострадавших” выйти к доске. Результат работы каждой группы оценивается всем классом.
8. Домашнее задание.
Повторить материал урока
9. Обобщение.
Итак, мы сегодня на уроке познакомились с переломами. Ответьте на вопрос: что такое перелом? Какие виды переломов существуют? какие предметы могут служить шинами при переломах?
10. Подведение итогов.
Рефлексия. На экране недописанные предложения:
Я сегодня узнал….
Мне было интересно… и т.д.
Каждый учащийся выбирает предложение и заканчивает его.
Выставление оценок за урок.
-Спасибо всем за работу
Источник
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Центр патриотического воспитания и подготовки юнармейцев
План – конспект занятий.
Возраст детей:
11 – 16 лет
Дополнительная общеобразовательная программа:
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»
Раздел № 7.4 Первая помощь при переломах.
Разработчики:
педагог дополнительного образования
Рубан А. В.
г. Ростов-на-Дону
2020 г.
Дата и время проведения: 32 и 35 недели
Тема: Первая помощь при переломах.
Форма проведения занятия: внеаудиторная
Цель занятия: изучить с учащимися действия при оказании первой помощи при переломах.
Задачи занятия:
обучающие:
формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала;
восполнить пробелы в знаниях;
обеспечить в ходе урока закрепление знаний по действиям мотострелкового отделения в современном общевойсковом бою.
воспитательные:
содействовать развитию интереса к изучению военного дела;
содействовать формированию патриотических чувств;
содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
развивающие:
развивать эмоции, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации;
развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
развивать познавательный интерес учеников.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Компьютер, интернет.
Структура занятия:
1.Организационный этап
Знакомство с технологией проведения занятия.
2.Основной этап.
Порядок оказания первой доврачебной помощи
Убедится, что «пострадавший» жив, для чего проверить наличие пульса, дыхания, реакции зрачка.
Наложить жгут выше места перелома для остановки кровотечения. Прикрыть рану салфеткой для предотвращения загрязнения.
Привести «пострадавшего» в чувство с помощью воды, раствора аммиака или воздействия на болевую точку.
Провести опрос «пострадавшего» с целью выявления скрытых повреждений:
— «Как тебя зовут?»;
— «Сколько ты видишь пальцев?»;
— «Ты можешь пошевелить рукой?»;
— «Ты можешь пошевелить ногой (указать непострадавшую ногу)?»;
— «Болит ли что-то кроме ноги?».
4. При отсутствии противопоказаний провести транспортную иммобилизацию «пострадавшей» ноги.
5. Уложить «пострадавшего» на плащ-палатку и подготовить её для переноски, для чего свернуть боковые края в валик.
6. Взять плащ-палатку с «пострадавшим» за свернутые в валик края (по три человека с каждой стороны). Седьмой член отряда несет амуницию «пострадавшего». Восьмой — оказывает помощь наиболее уставшим. Командир руководит транспортировкой «пострадавшего». Наиболее сильные члены отряда становятся при транспортировке впереди.
7. Транспортировать «пострадавшего» на Финиш головой вперед, соблюдая ритмичность движения и не допуская падения «пострадавшего». Допускается совершать остановки для отдыха при условии аккуратного опускания «пострадавшего» на землю.
Правила транспортной иммобилизации
Основная задача транспортной иммобилизации заключается в обеспечении неподвижности фрагментов сломанных костей и покоя поврежденному участку тела на период транспортировки пострадавшего. Она способствует значительному уменьшению болей, без нее практически невозможно предупредить развитие или углубление травматического шока при тяжелых переломах.
Общие принципы транспортной иммобилизации:
Одежда и обувь на пострадавшем обычно не препятствуют транспортной иммобилизации, более того, они служат мягкой прокладкой под шину. Снятие одежды и обуви производится лишь при крайней необходимости.
При наличии раны ее следует закрыть асептической повязкой до наложения шины. Доступ к ране осуществляется путем рассечения одежды, желательно по шву.
При открытом переломе отломки костей, выступающие из раны, трогать нельзя.
Наложение жгута производится до иммобилизации. Не следует закрывать жгут бинтами. Время наложения жгута (дату, часы и минуты) необходимо указать в записке, закрепляемой на жгуте.
Шина не должна оказывать слишком сильного давления на мягкие ткани, особенно в области выступов во избежание образования пролежней, сдавливать крупные кровеносные сосуды и нервные стволы.
При переломах длинных трубчатых костей обязательно должны быть зафиксированы минимум два сустава, смежных с поврежденным сегментом конечности.
Надежность иммобилизации достигается прочной фиксацией шины (ремнями, косынками, лямками) на всем протяжении.
Во время наложения шин необходимо бережное обращение с поврежденной конечностью во избежание нанесения дополнительной травмы.
В зимнее время года травмированная конечность более подвержена отморожению, чем здоровая, особенно при сочетании с повреждением сосудов. При транспортировке конечность с наложенной шиной необходимо утеплять.
Для иммобилизации поврежденной конечности можно использовать различные подручные средства — доски, палки, прутья и др.
При их отсутствии поврежденную верхнюю конечность можно прибинтовать к туловищу, а сломанную ногу — к здоровой ноге.
Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»: а – простая иммобилизация; б – иммобилизация с легким вытяжением.
Для осуществления иммобилизации необходимы также бинты, которыми шины фиксируются к конечности; вата — для прокладок под конечность. Бинты можно заменять подручными средствами: ремнем, полосами тканей, веревкой и т.п. Вместо ваты могут использоваться полотенца, матерчатые прокладки, пучки сена, травы, соломы и т.п.
Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавливания.
3.Итоговый этап.
Первая медицинская помощь переломах?
Первая помощь при наличии раны?
Что означает транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»?
Педагог дополнительного образования
А. Рубан
Источник