Лечебная физкультура при переломах костей у детей
![Лечебная физкультура при переломах костей у детей](https://infoorto.ru/wp-content/uploads/bfi_thumb/-31m5gfn95ksqc0dtddnymi.jpg)
Специалисты рекомендуют при травме позвоночника, как можно раньше начинать комплектные упражнения на начальном этапе восстановления. Основные задачи – это восстановление и сохранение эмоционального тонуса после травмы и активация жизнедеятельности детского организма.
ЛФК при переломах позвоночника — первый этап
В период 7-8 дней после перелома позвоночника у детей, все лечебные упражнения должны осуществляться в положении лежа на спине. Движения при выполнении лечебной физкультуры должны быть плавные и осторожные. Длительность их, должна составлять 10-15 минут. В занятия включены упражнения на верхние и нижние конечности, не поднимания их над поверхностью постели и расслабляющие дыхательные упражнения.
Комплекс упражнений, лежа на спине:
- Руки укладываем вдоль туловища: сжимаем и разжимаем кисти рук.
- Руки согнуты в локтях: сгибаем сразу вместе кисти рук и стоп – глубокий вдох, возвращаемся на начальный этап – выдыхаем.
- Руки на бедрах, выполняем одновременно обеими ногами, затем поочередно каждой: начинаем скольжение пятками по поверхности постели, далее сгибаем ноги в коленных и тазобедренных суставах – вдохнули, на выдохе вернулись обратно.
- Руки вдоль туловища, дыхание свободное, попеременное отведение ног в сторону: медленно и осторожно методом скольжения пяткой сначала одной ногой, затем возвращаем обратно, и аналогичное движение с другой ногой.
- Одна рука уложена на животе, другую кладем на грудь: на вдохе медленно надуваем живот, выдыхаем грудью – живот втягиваем.
В конце первого этапа обучаем больного перевороту на живот «бревнышком».
Лечебная физкультура для детей — второй этап
В период с 7-9 по 21-25 день после травмы позвоночника, увеличивается до 15-20 минут. Упражнения направлены на повышение эмоционального тонуса, защитных сил детского организма. Начинается работа на улучшение и нормализацию деятельности сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и других систем, обменных процессов.
Ложимся на спину:
- Руки укладываем на пояс: начинаем сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах – вдохнули, вернулись – выдохнули.
- Руки на поясе: сгибание и разгибание стоп.
- Руки оставляем на поясе, дыхание произвольное: приподнимаем ноги и выполняем скрещивание прямыми ногами имитация “ножниц”.
- Руки кладем вдоль туловища: согнуть стопы, сжать кисти в кулак, туловище напрячь, подержать секунд 5, далее полежать расслабиться.
- Аналогичное положение: езда на “велосипеде”.
Укладываемся на живот:
- Руки параллельно туловищу: поднимаем одновременного голову и плечи – вдох, держим положение в течение 2 секунд, опускаем – выдохнули.
Встаем на колени:
- Придерживаемся за спинку кровати: делаем переступания коленями вперед, назад, влево, вправо.
- Положение аналогичное: отводим сначала одну ногу в сторону, посмотрели на носок, опустили, затем отводим другую ногу, также смотрим на носок, и опускаем.
Ложимся на живот:
- Руки впереди, голову опустить: ногами «плывем кролем», колени не касаются пола – 20-30 раз.
- Руки и голова аналогично предыдущему упражнению: поднимаем перекрестно руку и ногу (правая рука, левая нога), возвращаемся на исходную, и повторили с другой ногой и рукой – 6-8 раз.
- Руки под подбородком: ползанье «по-пластунски», правое колено подтягиваем к правому локтю, левое колено к левому локтю – 8-10 раз.
- Руки впереди в замке: покачивание «лодочка» или попеременно поднимание руки, затем ноги – 10-12 раз.
- Руки под подбородком: поднимаем прямые ноги, колени пола не касаются, далее разводим в стороны, и сводим вместе, опустили – 6-8 раз.
- Руки оставляем под подбородком: делаем мах правой ногой вверх, левая стопа под колено, опустили, затем мах левой, правая стопа под колено, опустили – 6-8 раз.
Колено-локтевое положение:
- Согнуть правую ногу к правому плечу, вернуться, далее мах прямой ногой в сторону, опустили. Согнули левую ногу к левому плечу, возвращаемся, и мах прямой ногой в сторону – по 6-8 раз.
- Встаем на носки, делаем мах правой ногой вверх, опустились, аналогичное упражнение с левой ногой – 6-8 раз.
Колено-кистевое положение:
- Перекрестное упражнение правое колено тянем к левой кисти, возвращаемся обратно, а левое колено к правой кисти – 6-8 раз.
- Правую ногу отводим в сторону, поставили на носок, поднимаем ногу и выполняем вращение вправо (рисуя круг), вернули ногу обратно. Аналогичное упражнение с левой ногой – 2 раза.
- Подтягиваем правое колено к груди, делаем мах назад выпрямленной ногой, далее левое колено к груди, затем назад прямой ногой – 6-8 раз.
- Опускание таза вправо (попытка сесть на бок), вернуться и опускание таза влево – 2-4 раза.
- Стопы подняты: стопы вправо, таз влево, затем стопы влево, таз вправо «покрутить хвостиком» — 10-15 раз.
- Движения плавные: округление спины вверх, голову опустить, далее прогибаем спину вниз, голову поднять – 2-3 раза.
Рекомендации при переломах позвоночника у детей
- После травмы позвоночника ребенку разрешается вставать вертикально только в специальном корсете. Надевать его необходимо, не вставая с постели. Период ношения корсета определяется индивидуально лечащим врачом, после контрольных снимков.
- На всех этапах восстановления ребенка после перелома огромную роль играет массаж. Его задача – предотвратить возникновение пролежней, укрепить мышечный корсет, связки, предотвратить двигательные нарушения, восполнить утраченные функции.
- Очень важно сбалансировать правильное питание, чтобы в рацион больного поступали продукты содержащие: кальций, белок, цинк, фосфор, витамины группы: В, С, D.
Источник
В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.
I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.
Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.
Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.
Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.
Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:
1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).
2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).
3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).
4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).
5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.
6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.
7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.
II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.
Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.
К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.
Специальные упражнения II периода:
1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).
2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).
3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.
4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).
5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).
6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.
III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.
Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).
Средства ЛФК третьего периода:
1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.
2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.
3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.
5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.
Источник
При травмах у детей широко
используется ЛФК (лечебная физическая культура). С помощью
физических упражнений можно активизировать деятельность всех органов и систем,
ликвидировать отрицательные последствия гиподинамии, улучшить обменные процессы
и процессы регенерации, создавая необходимые физиологические предпосылки для
ускорения консолидации, предупредить атрофию мышц и ограничение движений в
суставах, выработать необходимые компенсаторные навыки на период лечения и
восстановить функции больной конечности после снятия иммобилизации,
нормализовать общую двигательную сферу ребенка, его рост и развитие. Лечебная
физическая культура является не только средством лечения травмы, но и важнейшим
компонентом правильно организованного режима больного ребенка.
Средства ЛФК при травмах у детей подбираются с учетом
лечебных задач, а также возраста и уровня развития ребенка. Для детей первого
года жизни активные движения стимулируются яркими игрушками. Используются
упражнения пассивные и активные с помощью, а также рефлекторные, основанные на
сохраняющихся безусловных рефлексах. В занятиях с детьми второго и третьего годя
жизни применяются упражнения имитационно-игрового характера, по речевой
инструкции, массаж (как общий, так и избирательный), для поднятия эмоционального
тонуса больных — игры.
В зависимости от характера перелома и этапов лечения весь курс лечебной
физической культуры при переломах у детей делится на три периода: иммобилизации,
или общетонизирующий, восстановления функции и тренировки функции.
I период охватывает все время иммобилизации. Клинически это время совпадает с
формированием первичной мозоли. Лечебную физическую культуру назначают сразу,
как только позволяет состояние больного ребенка. Ранние сроки назначения
лечебной физической культуры объясняются необходимостью ликвидировать проявления
травматической болезни, облегчить приспособление организма ребенка к
иммобилизации, предупредить возникновение гиподинамии. Ведущими специальными
задачами этого периода являются: улучшение трофики иммобилизованной конечности
(для скорейшей консолидации перелома и предупреждения мышечной атрофии);
предупреждение нарушений функции суставов (тугоподвижности и контрактур);
выработка необходимых временных компенсаций; предупреждение нарушений
осанки.
Большинство общих лечебных задач и частично специальные решаются с помощью
общеразвивающих упражнений. Их выполняют из всех исходных положений, возможных
при иммобилизации, с охватом всех мышечных групп. В занятия включают статические
и динамические дыхательные упражнения, упражнения на внимание, на координацию
движений, на осанку, в расслаблении. Можно использовать упражнения с предметами.
Во всех случаях необходимо соблюдать принцип рассеянной мышечной нагрузки,
чередования активных упражнений, статических напряжений и расслабления.
Упражнения для поврежденной конечности включаются в содержание занятий после
полного высыхания гипсовой повязки или уменьшения болевых ощущений, связанных с
наложением вытяжения.
Для решения специальных задач в занятия лечебной физической культурой
включаются: упражнения для здоровой конечности (для улучшения кровоснабжения и
трофики иммобилизованной конечности); упражнения в свободных от иммобилизации
суставах поврежденной конечности (выполняемые вначале с помощью, а затем
самостоятельно), идеомоторные упражнения для иммобилизованной конечности;
статическое напряжение мышц иммобилизованной конечности; при переломах костей
нижних конечностей — упражнения в давлении по оси конечности на специальную
подставку, спинку кровати или ящик, а также упражнения в опускании больной
конечности ниже уровня кровати. У детей райнего возраста идеомоторные упражнения
и статическое напряжение мышц не применяются.
К специальным средствам лечебной физической культуры относятся и упражнения,
способствующие формированию временных компенсаций. Они весьма разнообразны, так
как зависят от вида и характера травмы.
Перечисленные общие и специальные средства лечебной физической культуры
применяются комплексно, обеспечивая соответствующий лечебный эффект, в форме
специальных занятий лечебной физической культурой, утренней гимнастики (в
травматологических отделениях), а также индивидуальных заданий для
самостоятельного выполнения.
II период характеризуется окончательным формированием вторичной костной
мозоли и (при соответствующем лечении) нормализацией функции пораженной
конечности.
К специальным задачам II периода относятся: нормализация трофики
травмированной конечности (окончательное формирование костной мозоли и
ликвидация мышечной атрофии); восстановление движений в ее суставах и
нормализация функции; ликвидация ненужных временных компенсаций.
В этом периоде расширяется набор и увеличивается дозировка общеразвивающих
упражнений. Используются упражнения с предметами (палками, гантелями, набивными
мячами, булавами), с сопротивлением и отягощением. Большое место занимают игры.
Уровень физической нагрузки в занятиях доводится до среднего.
Возрастает возможность применения специальных средств физической культуры.
Конечность после снятия иммобилизации атрофична, движения в суставах ограничены,
а первичная костная мозоль недостаточно прочна и при неправильном лечении может
быть повреждена. Наибольшее ограничение движений наблюдается при внутрисуставных
и околосуставных переломах, а при диафизарных переломах — в суставах,
расположенных ниже перелома. Характер ограничения движений зависит не только от
травмы, но и от условий иммобилизации.
В соответствии со специальными лечебными задачами периода сразу же после
снятия иммобилизации основным видом специальных упражнений становятся активные
гимнастические упражнения. Они выполняются из облегчающих исходных положений,
которые обеспечивают минимальное напряжение мышц при движениях в суставах
больной конечности. Для облегчения движений используются и различные скользкие
поверхности, тележки и другие приспособления. Активные упражнения чередуются с
расслаблением.
Когда больной выполняет активные упражнения в облегчающих условиях достаточно
свободно, в занятия вводят упражнения с самопомощью, затем активные упражнения
из обычных исходных положений, для увеличения амплитуды движения — маховые
упражнения. Постепенно все большее место среди специальных упражнений отводится
специфическим упражнениям с предметами для больной руки и упражнениям в ходьбе —
для поврежденной нижней конечности.
В некоторых случаях приходится прибегать к пассивным упражнениям. Применяются
они с большой осторожностью и только по назначению хирурга-травматолога при
условии хорошей консолидации отломков.
При переломах костей нижних конечностей опасность вторичного смещения
отломков требует передвижения с помощью костылей: вначале совсем не наступая на
больную конечность, а затем с ограничением осевой нагрузки. В целях
предупреждения нарушений осанки детям не рекомендуется ходить с одним костылем.
Ходить с двумя костылями следует до тех пор, пока не будет разрешена полная
осевая нагрузка на травмированную конечность.
В III периоде ликвидируются остаточные явления. Основной лечебной задачей
являются полная реабилитация больного ребенка и достижение совершенства функции
травмированной конечности при восстановлении общей и специальной (спортивной)
работоспособности. Средства лечебной физической культуры обеспечивают
восстановление функций всех органов и систем детского организма, в первую
очередь восстановление двигательных навыков соответственно данному возрасту.
Если полноценность функции не может быть обеспечена, необходимо способствовать
формированию наиболее рациональной постоянной компенсации за счет выработки
нового динамического стереотипа движения.
В период тренировки функции продолжают использовать общеразвивающие
упражнения, а общую физическую нагрузку увеличивают соответственно расширяющимся
возможностям организма ребенка. Основу содержания занятий составляют прикладные
упражнения, вовлекающие в работу поврежденную конечность: различные варианты
ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты и упражнения с мелкими предметами
при переломах кисти. По-прежнему используют упражнения для закрепления навыка
правильной осанки, упражнения на координацию, в равновесии, на внимание, с
предметами. По мере восстановления и тренировки функции поврежденной конечности
роль специальных упражнений постепенно уменьшается и они включаются в занятия
главным образом для закрепления достигнутого лечебного эффекта.
При внутрисуставных переломах увеличивается опасность ограничения функции
сустава, поэтому роль лечебной физической культуры в комплексном лечении таких
переломов особенно велика. Иммобилизация пораженной конечности при повреждении
суставов осуществляется съемными лонгетами. Это позволяет в ранние сроки, на
3-5-й день после травмы, на время занятий лечебной физической культурой
освобождать сустав для движений. В связи с этим специальные упражнения из
облегчающих исходных положений проводятся в первом периоде. Активные занятия
лечебной физической культурой способствуют предупреждению нарушения функций
сустава, а в ряде случаев — улучшению стояния отломков.
Эпифизеолизы обычно не сопровождаются смещением отломков. Иммобилизация при
этих переломах у детей осуществляется гипсовой лонгетой. Сроки иммобилизации
сравнительно невелики, соответственно укорачивается I период. В содержание
занятий рано включаются активные упражнения из облегчающих исходных положений.
Во II периоде нередко удается добиться восстановления и нормализации функции
пораженной конечности. Лечение эпифизеолизов большей частью осуществляется в
амбулаторно-поликлинических условиях, что позволяет значительно разнообразить
методику применения общеразвивающих упражнений и упражнений прикладного
характера.
При компрессионных переломах позвоночного столба без повреждения спинного
мозга лечебная физическая культура составляет основу функционального метода
лечения. Принципы ее те же, что при лечении взрослых. Но при определении ее
методики необходимо учитывать особенности детского возраста, специфику клиники
компрессионных переломов у детей. Восстановительный период после травмы
позвоночного столба у детей хотя и значительно короче, чем у взрослых, но по
сравнению с другими переломами регенерация костной ткани тел позвонков
происходит медленно. В среднем период восстановления занимает от 45 до 60
дней.
Эффективность лечебной физической культуры при травмах у детей определяется
по клиническим признакам — восстановлению целостности кости и мягких тканей,
уменьшению и ликвидации болевых ощущений, нормализации рентгенологических и
клинико-лабораторных показателей. Важнейшим признаком эффективности лечебной
физической культуры являются улучшение и нормализация функции пораженной
конечности: восстановление движений в суставах пораженной конечности,
опороспособности при переломах костей ног, тонких манипуляций при повреждениях
кисти и т. д. Существенную роль в оценке эффективности лечебной физической
культуры играют и общие показатели полноты реабилитации: восстановление
двигательных навыков ребенка в соответствии с его возрастом, улучшение и
нормализация функций внутренних органов, восстановление физической
работоспособности адаптации организма (неспецифическая сопротивляемость,
врабатывание, реституция и т.
Примерное занятие при переломе диафиза костей голени у ребенка 8 месяцев (I
период)
- Массаж рук (поглаживание).
- Круговые движения руками.
- Массаж здоровой ноги (поглаживание, растирание).
- Скользящие шаги (для здоровой конечности).
- Массаж живота.
- Поворот со спины на живот в сторону здоровой ноги.
- Массаж спины и ягодичных мышц.
- Приподнимание головы и плеч за отведенные в стороны руки.
- Стимуляция ползания при опоре на здоровую ногу.
- Массаж спины (поглаживание).
- «Парение» на животе.
- Массаж живота.
- Присаживание при поддержке за отведенные руки.
- Повороты туловища в исходном положении сидя вправо и влево за
игрушкой. - Лежа на спине поочередное поднимание рук вверх.
- Сгибание и разгибание здоровой ноги в тазобедренном и коленном
суставах. - Сгибание и разгибание иммобилизованной ноги в тазобедренном суставе
(пассивное, а затем активное). - Поочередное сгибание и разгибание рук.
- Массаж рук (поглаживание).
Источник