Лечебная физкультура при травмах и ушибах

Лечебная физическая культура при травмах
скачать (70 kb.)
Доступные файлы (1):

    Смотрите также:

  • Лечебная физическая культура при гинекологических заболеваниях (Документ)
  • Лечебная физическая культура при сахарном диабете (Документ)
  • Курсовая работа — Физическая реабилитация при спастическом гемипарезе (Курсовая)
  • Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (Документ)
  • Реферат — Лечебная физическая культура заболеваний дыхательного аппарата (Реферат)
  • Курсовой проект — лечебная физическая культура в комплексном лечении черепно-мозговых трвм (Курсовая)
  • Шпоры — Физическая культура (Шпаргалка)
  • Физическая культура в жизни студентов (Документ)
  • Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура (Документ)
  • Реферат — Оздоровительная и прикладная физическая культура. Ее значение, задачи и средства (Реферат)
  • Зайнетдинов М.А Теоретические основы дисциплины Физическая культура (Документ)
  • Ильинича В.И. (ред.). Физическая культура студента: Учебник (Документ)

n1.doc

РЕФЕРАТ
«Лечебная физическая культура при травмах»

По предмету физическая культура.

2008 г.

Оглавление.

Введение. 3

Общие основы лечебной физкультуры. 3

Задачи ЛФК. 4

Лечебная физкультура при травмах и некоторых заболеваниях аппарата движения. 4

ЛФК при травмах позвоночника.

ЛФК при повреждениях грудной клетки. 6

ЛФК при переломах костей пояса верхних конечностей и верхних конечностей. 7

Примерный комплекс ЛФК при травмах голеностопного сустава и суставов стопы. 8

Заключение. 9

Список использованной литературы. 11

Введение.

Физическая культура – часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.

В целях развития, воспитания и совершенствования человека физическая культура использует возможности индивидуума, естественные силы природы, достижения наук о человеке, конкретные научные результаты и установки медицины, гигиены, анатомии, психологии, физиологии и других наук. Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические, общественные отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию, что сегодня особенно ценностно и значимо.

Лечебная физическая культура – подсистема общей физической культуры, выполняющая функции оздоровления организма и адаптации к нормальным физическим нагрузкам людей, имеющих физические травмы различной степени.
Общие основы лечебной физкультуры.
Занятия лечебной физической культурой (далее – ЛФК) оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

Различают общую и частную методики ЛФК. Общая методика ЛФК предусматривает правила проведения занятий (процедур), классификацию физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного занятия (процедуры), формы применения ЛФК, схемы режимов движения. Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, возраста, физической подготовки больного. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими, что обеспечивает общую и специальную тренировки.

Физические упражнения выполняются после их объяснения или показа. У больных пожилого возраста, страдающих органическими поражениями центральной нервной системы, следует сочетать показ и словесное объяснение упражнений. Во время занятий должна быть спокойная обстановка, больного не должны отвлекать посторонние разговоры или иные раздражители.

Физические упражнения не должны усиливать болевые ощущения, поскольку боль рефлекторно вызывает спазм сосудов, скованность движений. Упражнения, вызывающие боль, следует проводить после предварительного расслабления мышц, в момент вдоха, в оптимальных исходных положениях. С первых дней занятий больного следует обучать правильному дыханию и умению расслаблять мышцы. Расслабление легче всего достигается после энергичного мышечного напряжения. При односторонних поражениях конечностей обучение расслаблению начинают со здоровой конечности. Также следует отметить, что музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность.
Задачи ЛФК:


  • воздействие на пораженные суставы и связочный аппарат с целью развития их подвижности и профилактики дальнейшего нарушения функции;

  • укрепление мышечной системы и повышение ее работоспособности;

  • улучшение кровообращения в суставах и переартикулярном аппарате;

  • стимулирование трофики и борьба с атрофическими явлениями в мышцах;

  • противодействие отрицательному влиянию длительного постельного режима (стимуляция функций кровообращения, дыхания и т.д.);

  • повышение общего тонуса организма;

  • уменьшение болевых ощущений приспособлением пораженных суставов к дозированной нагрузке;

  • десенсибилизация организма к колебаниям метеорологических факторов, повышение тренированности и общей трудоспособности больного.

Лечебная физкультура при травмах и некоторых заболеваниях аппарата движения.
Травмы опорно-двигательного аппарата вызывают нарушения анатомической целости тканей и их функций, сопровождаются как местной, так и общей реакцией со стороны различных систем организма. Изменения в мышцах, суставах не только являются результатом общей травмы, но и усугубляются иммобилизацией. Травмы всегда сопровождаются болью, нарушением функции движения.

При лечении переломов осуществляют репозицию (вправление) отломков для восстановления длины и формы конечностей и фиксируют их до костного сращения. Неподвижности в зоне фиксации достигают методами фиксации, вытяжения или оперативным путем.

Чаще других у 70-75% больных с переломами применяют метод фиксаций с помощью наложения фиксирующих повязок из гипса или полимерных материалов.

При применении вытяжения (экстензионный метод) осуществляют растяжение конечности с помощью грузов для сопоставления отломков в течение определенного периода (от нескольких часов до нескольких дней) – это первая репозиционная фаза.

При оперативном методе сопоставление отломков достигают скреплением их винтами или металлическими фиксаторами, костными трансплантантами (применяется как открытое, так и закрытое сопоставление отломков).

Лечебная физкультура – обязательный компонент комплексного лечения, поскольку она способствует восстановлению функций опорно-двигательного аппарата, благоприятно воздействует на различные системы организма по принципу моторно-висцеральных рефлексов.

Весь курс ЛФК принято подразделять на 3 периода: иммобилизационный, постиммобилизационный и восстановительный. Занятия лечебной физкультурой назначаются с первого дня травмы при исчезновении сильных болей. Противопоказания: шок, большая кровопотеря, опасность кровотечения или его появления при движениях, стойкий болевой синдром. На протяжении всего курса лечения при применении ЛФК решаются как общие, так и специальные задачи.

Читайте также:  Жидкость на месте ушиба

I период (иммобилизационный).

В I периоде наступает сращение обломков (образование первичной костной мозоли) через 60-90 дней. Специальные задачи ЛФК: улучшить трофику в области травм, ускорить консолидацию перелома, способствовать профилактике атрофии мышц, тугоподвижности суставов, выработке необходимых временных компенсаций.

Для решения этих задач применяют упражнения для симметричной конечности, для суставов, свободных от иммобилизации, идеомоторные упражнения и статические напряжения мышц (изометрические), упражнения для иммобилизированной конечности. В процесс движения включают все неповрежденные сегменты и суставы неиммобилизированной конечности. Статические напряжения мышц в области повреждения и движения в иммобилизированных суставах (под гипсовой повязкой) применяют при хорошем состоянии отломков и их полной фиксации. Опасность смещения меньше при соединении отломков металлическими конструкциями, костным и штифтами, пластинами; при лечении переломов при помощи аппаратов Илизарова, Волкова-Огнесяна и других можно в более ранние сроки включать активные сокращения мышц и движения в смежных суставах.

Решению общих задач способствуют общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения на координацию, равновесие, с сопротивлением и отягощением. Используют сначала облегченные исходные позиции (далее ИП), упражнения на скользящих плоскостях. Упражнения не должны вызывать боль или усиливать ее. При открытых переломах упражнения подбирают с учетом степени заживления раны.

Массаж при диафизарных переломах у больных с гипсовой повязкой начинают со 2 недели. Начинают со здоровой конечности, а затем воздействуют на сегменты поврежденной конечности, свободные от иммобилизации, начиная воздействие выше места травмы. У больных, находящихся на скелетном вытяжении, массаж здоровой конечности и внеочаговый на поврежденной начинают со 2-3 дня. Применяют все приемы массажа и особенно – способствующие расслаблению мышц на поврежденной стороне.

Противопоказания: гнойные процессы, тромбофлебит.

I I период (постиммобилизационный).

I I период начинается после снятия гипсовой повязки или вытяжения. У боьных образовалась первичная костная мозоль, но в большинстве случаев снижена сила мышц, ограничена амплитуда движений в суставах. В этом периоде ЛФК направлена на дальнейшую нормализацию трофики в области травмы для окончательного формирования костной мозоли, ликвидации атрофии мышц и достижения нормального объема движений в суставах, ликвидации временных компенсаций, восстановления осанки.

При применении физических упражнений следует учитывать, что первичная костная мозоль еще недостаточно прочна. В этом периоде увеличивают количество общеукрепляющих упражнений, применяют разнообразные ИП, находившихся на постельном режиме подготавливают к вставанию, тренируют вестибулярный аппарат, обучают движению на костылях, при травме ноги тренируют спортивную функцию здоровой ноги, восстанавливают нормальную осанку.

Для пораженной конечности применяют активные гимнастические упражнения в облегченных ИП, которые чередуют с упражнениями на расслабление мышц с повышенным тонусом. Для восстановления силы мышц используют упражнения с сопротивлением, предметами, у гимнастической стенки.

Массаж назначают при слабости мышц, их гипертонусе и проводят по отсасывающей методике, начиная с места, находящегося выше места травмы. Приемы массажа чередуют с элементарными гимнастическими упражнениями.

I I I период (восстановительный).

В I I I периоде ЛФК направлена на восстановление полной амплитуды движения в суставах, дальнейшее укрепление мышц. Общеразвивающие гимнастические упражнения применяют с большей нагрузкой, дополняют их ходьбой, плаванием, физическими упражнениями в воде, механотерапией.
ЛФК при травмах позвоночника.
Различают переломы позвоночника с нарушением стабильности (устойчивости) и без таковой – компрессионные переломы тел позвонков без повреждения связок, межпозвоночных дисков. Методика проведения лечения: одномоментная репозиция с наложением гипсового корсета, постепенная этапная репозиция, функциональный метод, оперативные методы.

При переломе тел грудных и поясничных позвонков чаще других применяют функциональный метод, при котором больного укладывают на функциональную кровать (под матрац положен щит) с приподнятым головным концом, под поясничную область кладут ватно-марлевый валик. При этом осуществляется вытяжение собственным весом больного при помощи лямок, проведенных за подмышечные впадины. При остеосинтезе физические упражнения назначают с первых дней в ИП лежа на спине, с 10-18 дня разрешают вставать с постели и включают упражнения в ИП стоя. На уровне повреждения используют изометрические напряжения мышц. Разгибания позвоночника в I и I I периодах не применяют.

При переломе позвоночника в шейном отделе применяют вытяжение за голову. При травмах без нарушения стабильности позвоночника ЛФК назначают с первых дней. Через несколько дней накладывают шейный корсет, воротник ,Шанца и разрешают сидеть, ходить. Для ЛФК соответственно включают упражнения в ИП стоя и сидя. После снятия иммобилизации применяют упражнения для восстановления подвижности и укрепления мышц шеи – повороты, наклоны головы вперед и назад. Эти упражнения следует назначать вместе с общеукрепляющими, проводить их в медленном темпе.

При переломах поперечных и остистых отростков позвонков больных укладывают в постель со щитом под матрацем на 2-4 недели. Вытяжение добавляю при болевом синдроме. ЛФК назначают с первых дней по методике лечения компрессионных переломов, но сроки перехода к более высоким нагрузкам сокращают. Поворот на живот разрешают через 4-6 дней, в ИП на коленях – спустя 8-12 дней, ИП стоя и ходьбу – через 2-3 недели.

При переломах позвоночника, осложненных нарушениями функций спинного мозга и его корешков, к задачам ЛФК присоединяются специальные воздействия для восстановления функции мышц (парализованных или паретичных) и лечения травматической болезни.
ЛФК при повреждениях грудной клетки.
При переломах ребер, грудины с первого дня применяют дыхательные упражнения: вначале включают диафрагмальное, затем грудное дыхание, обучают откашливанию. Постепенно дыхательные упражнения с общеукрепляющими для рук и ног в различных доступных больному ИП. При открытых переломах методика ЛФК аналогична применяемым при плановых операциях на грудной клетке.

ЛФК при переломах костей пояса верхних конечностей и верхних конечностей.
При переломах ключицы или лопатки ЛФК назначают с первых дней после травмы. В I периоде применяют упражнения для кисти, пальцев, предплечья; в ИП лежа на спине – отведение руки. Эти движения сочетают с общеукрепляющими, упражнениями на расслабление и дыхательными. Во I I периоде добавляют упражнения для мышц плечевого пояса. В I I I периоде включают упражнения с сопротивлением, отягощением, предметами.

Читайте также:  Отек от ушиба пальца чем лечить

При переломах костей рук ЛФК назначают со 2-3 дня. Дыхательные и общеукрепляющие упражнения для неповрежденных сегментов сочетают со специальными для суставов травмированной руки. Это идеомоторные, изометрические и динамические упражнения. В I периоде используют облегченные ИП; во I I упражнения усложняют; в I I I периоде восстанавливают силу мышц и нормальные движения.
Примерный комплекс ЛФК при травмах голеностопного сустава и суставов стопы.


  • ИП – лежа на сине или сидя со слегка согнутыми в коленных суставах ногами. Сгибание и разгибание пальцев стоп (активно/пассивно). Сгибание и разгибание здоровой и больной ног попеременно; затем вместе. Круговые движения голеностопных суставах больной и здоровой ноги попеременно, затем вместе. Поворот стопы внутрь и наружу. разгибание стопы с увеличением объема движений с помощью тесьмы с петлей. Темп упражнений медленный, средний или меняющийся, количество повторений – 20-30 раз.

  • ИП- то же. Носки ног положены один на другой. Сгибание и разгибание стопы с сопротивлением, оказываемым одной ногой при движении другой. Медленный темп, количество повторений – 15-20 раз.

  • ИП – сидя со слегка согнутыми в коленных суставах ногами. Захватывание пальцами ног мелких предметов (шарики, карандаши и т.д.).

  • ИП – сидя; а)стопы обеих ног на качалке. Активное сгибание и разгибание здоровой и пассивное больной ног. Темп – от медленного до среднего, количество повторений – 60-80 раз; б)стопа больной ноги на качалке, активное сгибание и разгибание стопы, темп и количество повторений такие же.

  • ИП – стоя, держась за рейку гимнастической стенки, или стоя, руки на пояс. Поднимание на носки и опускание на всю стопу. Поднимание носков и опускание на всю стопу. Темп медленный, количество повторений – 20-30 раз.

  • ИП – стоя на 2-3 рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди. Пружинящие движения на носках, стараться как можно ниже опускать пятку. Темп средний, количество повторений – 40-60 раз.

Также ЛФК назначается и при менее серьезных травмах, а также болях в позвоночнике, вызванных остеохондрозом различной степени. Ниже (Прил. 1) приведен комплекс упражнений, рекомендуемых врачами-невропатологами при остеохондрозе грудного и/или поясничного отделов позвоночника.
Заключение.
Повышенное внимание к использованию средств оздоровительной (лечебной) физической культуры как никогда актуально сегодня. Согласно материалам съезда работников народного образования, на период конца 2000 г. У 72% школьников начальных классов наблюдается нарушение осанки, у 30-40% — отклонения в сердечно-сосудистой системе, 20% мальчиков и 50% девочек имеют избыточный вес. Ежегодно эти цифры возрастают на 10-15%. И это только в начальной школе, где за здоровьем детей следят наиболее пристально! К старшим классам ситуация становится и вовсе плачевной: даже школы, обладающие статусом ШФЗ (школа формирования здоровья) и усиленно следящие за состоянием здоровья и физической подготовкой своих учеников, не имеют среди своих выпускников ни одного здорового человека! Далее за здоровьем граждан следят менее бдительно, и все остается исключительно на их усмотрение. Но поскольку времени на то, чтобы заниматься своим физическим состоянием хватает лишь у немногих, количество даже относительно здоровых людей приближается к 0. И в таких условиях информирование населения имеет острую необходимость, ведь без него не осознается потребность в занятиях физическими упражнениями , в том числе и лечебной физкультурой.

Приложение.
Список использованной литературы:

1. Евсеев И.Ю. Физическая культура. Ростов-на-Дону, 2003.

2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия: медицина, 2007.

3. Шрайбер-Бенуа П. Физкультура лечит спину. М., 2005.

4. Саркизов И.И. Лечебная физическая культура, 1954.

РЕФЕРАТ«Лечебная физическая культура при травмах»

Источник

ËÔÊ è ìàññàæ ïðè òðàâìàõ ìÿãêèõ òêàíåé

Òðàâìàòè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé ìîãóò áûòü çàêðûòûìè (óøèáû, íàäðûâû, ðàçðûâû êëåò÷àòêè, ôàñöèé, ìûøö, ñóõîæèëèé, ñóñòàâíûõ ñóìîê, ðàçäàâëèâàíèå ìÿãêèõ òêàíåé) è îòêðûòûìè (ðàíû). Òêàíè ïðîïèòàíû êðîâüþ, èçëèâøåéñÿ èç ïîâðåæäåííûõ ñîñóäîâ, îáðàçóþòñÿ ãåìàòîìû. Âîçíèêàåò áîëü, îòåê, èçìåíÿåòñÿ öâåò êîæè è ñëèçèñòûõ, íàðóøàåòñÿ äâèãàòåëüíàÿ è, âîçìîæíî, ÷óâñòâèòåëüíàÿ ôóíêöèè. Òðàâìèðóþòñÿ îêðóæàþùèå òêàíè, íåðâíûå ñòâîëû, ñîñóäû. Ðåàáèëèòàöèÿ íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè, îïåðàòèâíîãî èëè êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ. Èñïîëüçóþòñÿ òåïëîâûå ïðîöåäóðû, ËÔÊ, ìàññàæ. Óïðàæíåíèÿ ËÔÊ ïðîâîäÿòñÿ â òðè ïåðèîäà.

 ïåðâîì ïåðèîäå ïðèìåíÿþòñÿ îáùåîçäîðîâèòåëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ óëó÷øåíèÿ êðîâî– è ëèìôîòîêà â îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ, ïðåäóïðåæäåíèÿ îñëîæíåíèé è ñòèìóëÿöèè çàæèâëåíèÿ.

Âî âòîðîì ïåðèîäå äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òóãîïîäâèæíîñòè âûïîëíÿþòñÿ àêòèâíûå ñîêðàùåíèÿ ìûøö â çîíå ïîâðåæäåíèÿ, íî äâèæåíèÿ äîëæíû áûòü ìåäëåííûìè ñ ìíîãîêðàòíûì ïîâòîðåíèåì. Ìåñòî ïîâðåæäåíèÿ îñâîáîæäàåòñÿ îò ïîâÿçêè.

 òðåòüåì ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèé è òðóäîñïîñîáíîñòè ïîñòðàäàâøåãî. Óâåëè÷èâàåòñÿ àìïëèòóäà äâèæåíèé è òåìï. Äëÿ óìåíüøåíèÿ ðóáöîâ ïðèìåíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ íà ðàñòÿãèâàíèå (íåáîëüøàÿ áîëü äîïóñòèìà) è íà óêðåïëåíèå ìûøö â çîíå òðàâìû. Äîïóñòèìû óïðàæíåíèÿ ïî âñåì îñÿì ñóñòàâîâ. Ïðè êîíòðàêòóðàõ øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå, ëå÷åíèå ïîëîæåíèåì, ãèìíàñòèêà â âîäå.

Ìàññàæ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíûõ ñðåäñòâ ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Îí íàçíà÷àåòñÿ ïðè óøèáàõ ñ êðîâîèçëèÿíèåì, ðàñòÿæåíèè ìûøö, ñâÿçîê è ñóõîæèëèé, ïåðåëîìàõ, âûâèõàõ è ò. ä. Ìàññàæ ïîìîãàåò ñíÿòü áîëü. Áëàãîäàðÿ íåìó ñïàäàåò îòåê, ðàññàñûâàåòñÿ êðîâîèçëèÿíèå, óêðåïëÿþòñÿ ìûøöû, âîññòàíàâëèâàþòñÿ ôóíêöèè ñóñòàâîâ è ìûøö, áûñòðåå îáðàçóåòñÿ êîñòíàÿ ìîçîëü è ò. ä.

Ìàññàæ ïðè óøèáàõ ïîìîãàåò îáåçáîëèòü òðàâìèðîâàííûé ó÷àñòîê, óëó÷øèòü îáìåí âåùåñòâ. Áëàãîäàðÿ åìó ïðîèñõîäèò áîëåå èíòåíñèâíîå ñîêðàùåíèå ìûøö, ÷òî ñïîñîáñòâóåò óñòðàíåíèþ èõ àòðîôèè, ðàññàñûâàíèþ èíôèëüòðàòîâ, îòåêîâ è êðîâîèçëèÿíèé. Ìàññàæ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ñî 2-ãî èëè 3-ãî äíÿ ïîñëå óøèáà, åñëè íåò òðîìáîçà âåí, ðàçðûâîâ êðóïíûõ ñîñóäîâ è ìûøö.

Читайте также:  Что поможет при сильных ушибах копчика

Åñëè èìåþòñÿ ïîâðåæäåíèÿ ìûøö, òî ìàññàæ ñëåäóåò ïðîâîäèòü â äâà ïðèåìà:

• ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ – ìàññàæ íåïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêîâ, êîòîðûå ðàñïîëàãàþòñÿ âûøå òðàâìû. Ìàññàæíûå ïðèåìû â ýòîì ñëó÷àå ñîçäàþò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ îòñàñûâàíèÿ âåíîçíîé êðîâè, ëèìôû îò ìåñòà òðàâìû áåç ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ íèì. Ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ ìîæíî ïðîâîäèòü óæå ñïóñòÿ 7–8 ÷ ïîñëå óøèáà. Ïðè âûïîëíåíèè ïðèåìîâ íóæíî ó÷èòûâàòü õàðàêòåð ïîâðåæäåíèÿ è áîëåâûå îùóùåíèÿ ïàöèåíòà. Ñëåäóåò ïðîâåñòè 4–6 ñåàíñîâ òàêîãî ìàññàæà.

• îñíîâíîé ìàññàæ – ìàññàæ ïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêîâ ÷åðåäóåòñÿ ñ ñåàíñàìè ïîäãîòîâèòåëüíîãî ìàññàæà. Íàïðèìåð, ïðè òðàâìå èêðîíîæíîé ìûøöû îñíîâíûìè ïðèåìàìè áóäóò: ïîãëàæèâàíèå (ïîïåðåìåííîå, ñïèðàëåâèäíîå); êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëèöåâîé ÷àñòüþ êèñòè; ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, äâîéíîå êîëüöåâîå ïðîäîëüíîå, êëþâîâèäíîå êèñòüþ ê ñåáå – íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå); âñòðÿõèâàíèå; ñïèðàëåâèäíîå ïîãëàæèâàíèå; ðàçìèíàíèå (äâîéíîå êîëüöåâîå ïðîäîëüíîå, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ êàê îäíîé, òàê è îáåèõ ðóê, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå äâóìÿ ðóêàìè); âûæèìàíèå; ïîòðÿõèâàíèå; ïîãëàæèâàíèå; êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëèöåâîé ÷àñòüþ êèñòè. Äëÿ äîñòèæåíèÿ íàèëó÷øåãî ðåçóëüòàòà, íóæíî äåëàòü ìàññàæ íå òîëüêî íà ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, íî è íà ñèììåòðè÷íî ðàñïîëîæåííîé ÷àñòè çäîðîâîé êîíå÷íîñòè. Íåîáõîäèìî âûïîëíèòü 12–16 ñåàíñîâ ìàññàæà.

Ìàññàæ ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ïîìîãàåò ñíèçèòü áîëü, óëó÷øèòü êðîâî– è ëèìôîòîê â ïîâðåæäåííîì ó÷àñòêå, âîññòàíîâèòü íîðìàëüíóþ äåÿòåëüíîñòü ñóñòàâà. Ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû òîëüêî ÷åðåç 24 ÷ ïîñëå ïîëó÷åíèÿ òðàâìû. Ïåðåä ìàññàæåì ñëåäóåò ïðîâîäèòü ïðîãðåâàíèå. Äåëàòü ìàññàæ íóæíî íå ïðè÷èíÿÿ ïàöèåíòó áîëü, ïîòîìó ÷òî ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê óõóäøåíèþ åãî ñîñòîÿíèÿ. Ïåðåä ìàññàæåì ïîâðåæäåííîé îáëàñòè ñëåäóåò ïðîâåñòè ìàññàæ âûøåðàñïîëîæåííûõ ó÷àñòêîâ. Òàê, ïðè òðàâìå ñóìî÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà íåîáõîäèìî ìàññèðîâàòü ãîëåíü, ïðè ðàñòÿæåíèè êîëåííîãî ñóñòàâà – áåäðî, ïðè ïîâðåæäåíèè ëó÷åçàïÿñòíîãî ñóñòàâà – ïðåäïëå÷üå è ò. ä. Êàê è ïðè óøèáàõ, ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ñóñòàâîâ íóæíî ñíà÷àëà ïðîâîäèòü ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ (1–2 ðàçà â äåíü ïî 5—10 ìèí), à çàòåì îñíîâíîé (ìàññàæ òðàâìèðîâàííîãî ó÷àñòêà). Âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ ìàññàæà íåîáõîäèìî ïîñòåïåííî óâåëè÷èòü äî 15 ìèí.

Ïðè ïîâðåæäåíèè ñâÿçîê ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà ñëåäóåò ïðîâåñòè ïîäãîòîâèòåëüíûé ñåàíñ ìàññàæà íà ðàññëàáëåííîé ïåðåäíåáåðöîâîé ìûøöå ñëåäóþùèìè ïðèåìàìè: ïðÿìîëèíåéíîå ïîãëàæèâàíèå, êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëîêòåâîé ÷àñòüþ, êðóãîîáðàçíîå ðàçìèíàíèå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ. Âñå ïðèåìû íåîáõîäèìî ïîâòîðèòü 4–5 ðàç. Åñëè ìàññèðóåìûé èñïûòûâàåò áîëè â îáëàñòè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, òî ïðèåìû íóæíî âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå. Ïîñëå ïîäãîòîâèòåëüíîãî ìàññàæà ñëåäóåò ïðîâåñòè îñíîâíîé ìàññàæ: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå: «ùèïöû» ïðÿìîëèíåéíûå; «ùèïöû» ñïèðàëåâèäíûå (íàïðàâëåíû âíèç, âäîëü ãîëåíîñòîïíîé ùåëè); ïîãëàæèâàíèå, êëþâîâèäíîå ðàñòèðàíèå ñíà÷àëà îäíîé, à ïîòîì äðóãîé ðóêîé, ïîãëàæèâàíèå ãîëåíè, âûæèìàíèå íà ãîëåíè, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå íà ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå, ðàñòèðàíèå íà ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå: «ùèïöû» ïðÿìîëèíåéíûå; «ùèïöû» ñïèðàëåâèäíûå, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà. Âñå ïðèåìû íåîáõîäèìî âûïîëíèòü 3–4 ðàçà, ïðè ýòîì íå ïðè÷èíÿÿ ìàññèðóåìîìó áîëü.

Ïðè ïîâðåæäåíèè ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïåðåä âûïîëíåíèåì ìàññàæíûõ ïðèåìîâ íà ïëå÷åâîì ñóñòàâå ñëåäóåò ïîçàáîòèòüñÿ î òîì, ÷òîáû ìûøöû áûëè ïîëíîñòüþ ðàññëàáëåíû. Íóæíî ïðîâåñòè ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå; âûæèìàíèå âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû (îáà ïðèåìà íóæíî âûïîëíÿòü ñíà÷àëà íà åå çäîðîâîé ÷àñòè, à ïîòîì íà áîëüíîé); ðàçìèíàíèå íà øèðî÷àéøèõ ìûøöàõ ñïèíû (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êîìáèíèðîâàííîå); ïîòðÿõèâàíèå; ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå íà ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êîé è áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ). Çàòåì ðåêîìåíäóåòñÿ ñäåëàòü ìàññàæ øåè ïî îáùåïðèíÿòîé ìåòîäèêå è ìàññàæ òðåõãëàâîé ìûøöû ïîâðåæäåííîãî ïëå÷à: ïîãëàæèâàíèå, âûæèìàíèå, äâà-òðè ïðèåìà ðàçìèíàíèÿ. Ìàññàæ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå, êðóãîîáðàçíîå ðàñòèðàíèå, âûæèìàíèÿ íà âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû, ðàñòèðàíèå íà ïëå÷åâîì ñóñòàâå, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå. Ïàññèâíûå è àêòèâíûå äâèæåíèÿ íóæíî èñïîëüçîâàòü ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè ñóñòàâà.

Ìàññàæ ïðè òóãîïîäâèæíîñòè è êîíòðàêòóðàõ ñóñòàâîâ ñïîñîáñòâóåò âîññòàíîâëåíèþ ïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ. Åãî ëó÷øå ñî÷åòàòü ñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé. Ìàññàæ ïðè òóãîïîäâèæíîñòè è êîíòðàêòóðàõ ñóñòàâîâ îáåñïå÷èâàåò èõ íîðìàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå, ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ êðîâî– è ëèìôîòîêà â îáëàñòè òðàâìû.

Ìàññàæ ïðè îãðàíè÷åííîé ïîäâèæíîñòè â ïëå÷åâîì ñóñòàâå. Èñïîëüçóþòñÿ ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèÿ (ïðÿìîëèíåéíîå, ñïèðàëåâèäíîå); âûæèìàíèÿ (îñíîâàíèåì ëàäîíè, êëþâîâèäíîå); ðàçìèíàíèå íà øèðî÷àéøèõ ìûøöàõ ñïèíû (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êëþâîâèäíîå); ðàñòèðàíèå íà ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êîé è áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ).

Ìàññàæ ìûøö ïëå÷à. Ìàññàæíûå ïðèåìû ñëåäóåò âûïîëíÿòü íà ìûøöàõ-ðàçãèáàòåëÿõ ïëå÷à (ñíà÷àëà íà äåëüòîâèäíîé ìûøöå, à çàòåì íà òðåõãëàâîé ìûøöå). Íóæíî ïðîâåñòè òàêèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, ñïèðàëåâèäíîå); âûæèìàíèå (êëþâîâèäíîå, ïîïåðå÷íîå); ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ).

Ìàññàæ ìûøö ãðóäè. Ìàññèðóåìîãî íóæíî ïîëîæèòü íà ñïèíó, à ïîä åãî ãîëîâó – íåáîëüøîé âàëèê. Ìàññàæ ñíà÷àëà äåëàþò íà çäîðîâîé ñòîðîíå, çàòåì – íà áîëüíîé. Ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå ïðÿìîëèíåéíîå; âûæèìàíèå îñíîâàíèåì ëàäîíè; ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êëþâîâèäíîå); íåñêîëüêî êðóãîîáðàçíûõ ïîãëàæèâàíèé â îáëàñòè ïðèêðåïëåíèÿ êëþ÷èöû.

Ìàññàæ âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû. Íà ýòîé ÷àñòè ñïèíû ñëåäóåò âûïîëíÿòü òàêèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, çèãçàãîîáðàçíîå); âûæèìàíèå (îñíîâàíèåì ëàäîíè, êëþâîâèäíîå).

Ìàññàæ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà. Âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû íóæíî â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå, êðóãîîáðàçíîå ãðåáíåì êóëàêà – ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé ñóñòàâà; êðóãîîáðàçíîå ðåáðîì áîëüøîãî ïàëüöà – ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé ñóñòàâà. Çàâåðøàòü ñåàíñ íóæíî êàê àêòèâíûìè, òàê è ïàññèâíûìè äâèæåíèÿìè. Ïðèåìû ñëåäóåò âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå. Äî, âî âðåìÿ è ïîñëå ìàññàæà ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíÿòü àêòèâíûå äâèæåíèÿ. Îíè èñêëþ÷àþòñÿ òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ó ìàññèðóåìîãî îòìå÷àþòñÿ áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ è áîëüøàÿ îòå÷íîñòü. Ïðè ýòîì àêòèâíûå äâèæåíèÿ ëó÷øå âñåãî äåëàòü íà áëèçëåæàùèõ çäîðîâûõ ñóñòàâàõ ñ ôèêñèðîâàíèåì ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà.

Источник