Лечебная гимнастика при ушибе головного мозга
ЛФК при травмах головного мозга проводится согласно состоянию больного по периодам. Методика ЛФК в каждом из них определяется не только повреждением функций отдельных органов и систем организма (главным образом наличием парезов и параличей), но и общим состоянием всего организма с его индивидуальными особенностями.
В первом периоде основными задачами ЛФК являются:
- 1) нормализация психического состояния больного;
- 2) предупреждение последствий травмы головного мозга;
- 3) нормализация состояния жизненно важных функций организма, в первую очередь дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности;
- 4) рассасывание развившихся внутричерепных гематом.
Принципиальные особенности методики ЛФК и применяемых
средств при травмах головного мозга соответствуют рассмотренным при мозговом инсульте. В первую очередь это касается тех травм, которые сопровождаются изменениями двигательной и чувствительной сфер больного.
Лечебную гимнастику независимо от степени сотрясения мозга начинают применять уже в условиях реанимационного отделения после устранения шокового состояния больного, однако при условии установившегося стабильного состояния больного при отсутствии ТОШноты, рвоты и сильной головной боли. Занятия проводятся в условиях строгого постельного режима. При наличии парезов и параличей кроме лечения положением индивидуальные занятия физическими упражнениями в виде пассивных движений в парализованной (ых) конечности (ях) назначаются тотчас же после выхода больного из общего тяжелого состояния.
Противопоказаны упражнения скоростно-силовые, с нату- живанием и задержкой дыхания на вдохе, резкие повороты и наклоны головы и т.п., так как они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т.д. Не рекомендуются и упражнения относительно сложной структуры или требующие повышенной концентрации внимания со стороны больного.
Пассивные и активные движения выполняются вначале только для мелких и средних мышечных групп дистальных отделов верхних и нижних конечностей в медленном темпе и с небольшим числом повторений. Упражнения проводятся в медленном темпе с многократным повторением комплекса в течение дня при строгом контроле за состоянием пострадавшего. Особое значение имеют дыхательные упражнения статического характера, однако при этом обращают внимание на недопустимость гипервентиляции, которая в связи с гипокапнией может привести к спазму мозговых сосудов. Поэтому дыхательные упражнения проводят без глубокого вдоха и с акцентом на удлиненном выдохе, а количество повторений не превышает 3—5. В случае развития парезов и параличей необходимо обучать больного упражнениям в посылке импульсов и идеомоторным, которые бы он мог проводить самостоятельно в перерывах между выполнениями основных комплексов.
При черепно-мозговой травме вначале используют только дыхательные упражнения и пассивные движения. По мере адаптации больного к физической нагрузке включаются движения в более крупных суставах конечностей в сочетании с дыханием и медленными движениями головы. Если головные боли и головокружения выражены умеренно, количество применяемых упражнений постепенно увеличивается, начинают применять исходные положения на боку, а затем — и лежа на животе. Каждое новое усложнение упражнений начинается с их выполнения с помощью методиста и лишь затем самостоятельно.
В первом периоде заметное место в ЛФК занимает массаж. Основное внимание уделяется массажу воротниковой зоны, которую тщательно прорабатывают по отсасывающей методике, что способствует восстановлению кровообращения головного мозга и рассасыванию образовавшейся внутричерепной гематомы.
При удовлетворительной адаптации больного к движениям и улучшении общего состояния осуществляется медленный перевод больного в положение сидя на койке со спущенными ногами. Как и для спинальных больных, первым попыткам к переходу в положение сидя (а затем — и стоя) должны предшествовать специальные упражнения, способствующие восстановлению сосудистого тонуса и предупреждению гравитационных нарушений состояния больного. В исходном положении сидя выполняются простейшие упражнения для рук, затем повороты головы и туловища. При соответствующем состоянии больного его можно поднять на ноги, включить простейшие упражнения в положении стоя, а затем — и ходьбу в палате.
ЛФК проводят в зависимости от характера двигательных нарушений (вялые или спастические нарушения движений, анестезия или гипостезия и пр.), а также обширности вовлеченных в патологической процесс двигательных и чувствительных элементов. В частности, если в результате поражения головного мозга развивается гемипарез с преобладанием тонуса мышц-сгибателей руки, разгибателей голени и сгибателей стопы, в занятиях ЛФК внимание направлено на нормализацию соотношения тонуса мышц-антагонистов. Для этого используются специальные упражнения, способствующие расслаблению напряженных мышц и укреплению ослабленных. Включаются упражнения с помощью здоровой руки, аппаратов и приспособлений. При спастических параличах особое внимание обращается на обучение пострадавшего самостоятельному расслаблению мышц. Исключаются задания, которые могли бы способствовать усилению сгибательной группы мышц на руке и усугубляли бы порочную позу больного. Занятия сочетаются с элементами точечного и местного массажа, с лечением положением.
В дальнейшем, по мере улучшения функции пораженных конечностей, когда больной может выполнять активно все движения и сохраняются лишь нарушения координации (замедленность, неточность движений), могут использоваться специальные упражнения с предметами и без предметов, способствующие улучшению точности движений.
На всех этапах лечения важное место занимает обучение больного правильной ходьбе, так как после травматических повреждений головного мозга одним из наиболее частых осложнений является нарушение походки. Обращается внимание на равномерность шага, правильность переноса и постановки пораженной ноги. Применяется ходьба по следовой дорожке, даются специальные задания; корректируется осанка, улучшается общая координация движений.
Продолжительность занятия постепенно возрастает от 2—3 мин в начале периода до 12—15 мин с многократным повторением комплексов в течение дня (с учетом состояния пострадавшего).
Второй период ЛФК при травмах головного мозга соответствует переводу больного на палатный режим, критерием которого являются клиническая картина его состояния и возможность передвигаться по палате и выполнять в полном объеме все действия по самообслуживанию. Усложняются специальные упражнения для паретичных мышц: движения из облегченных исходных положений, выполняемые с помощью, а затем и без помощи с постепенным их усложнением.
Занятия проводятся в исходных положениях лежа и сидя. Используются общеразвивающие упражнения и упражнения в тренировке вестибулярного аппарата. Вначале пострадавший выполняет опускание и поднимание головы вместе с туловищем, потом повороты головы вместе с туловищем направо и налево, затем круговые движения головы в медленном темпе и с небольшим количеством повторений каждое, с отдыхом и паузами между упражнениями. В дальнейшем выполняются движения только головой сидя на стуле в медленном темпе и в минимальной дозировке, а затем и в положении стоя. Если эти упражнения вызывают какие-либо неприятные ощущения, то паузы и отдых обычно делаются более продолжительными.
Во втором периоде большое внимание уделяется упражнениям в равновесии и координации движений, разнообразным по характеру и выполнению, но с учетом постепенного увеличения количества и сложности выполнения. Постепенно включаются упражнения на внимание и точность, на тренировку памяти, элементы игрового характера.
По мере все более надежного восстановления навыка ходьбы ее выполнение усложняют: ходьба с замедлением и ускорением, в стороны приставными шагами, спиной вперед и пр. Обращается внимание на постепенное увеличение времени ходьбы в аэробном режиме, что способствует общему укреплению организма и тренировке кислород- транспортных систем организма, повышению кислородной емкости крови и т.п.
Важнейшим условием эффективности применяемых средств и методов в этот период является увеличение нагрузки при тщательном контроле за состоянием пострадавшего. Вначале его проводит методист ЛФК, одновременно обучая самоконтролю больного, а затем и сам больной во время выполнения упражнений регулирует интенсивность и длительность нагрузки, ориентируясь на свое самочувствие. Важен и самоанализ его ощущений после нагрузки, о чем он должен сообщать специалисту ЛФК.
Продолжительность занятий во втором периоде постепенно возрастает до 40—45 мин в конце периода. Это время включает как упражнения, выполняемые под контролем специалиста ЛФК, так и самостоятельно осуществляемые пострадавшим. В течение дня основной комплекс ЛФК дополняется массажем, аутогенной тренировкой, физиопроцедурами и другими мерами комплексной реабилитации.
Третий период ЛФК при черепно-мозговых травмах соответствует клиническому выздоровлению, требующему максимально полного восстановления жизнеспособности человека. Для этого тренируются все возможные двигательные навыки. В занятия включаются упражнения с предметами на координацию и равновесие, причем, особое внимание обращается на точность их выполнения; включаются элементы различных видов спорта. При наличии невозможности полного восстановления утраченных функций в третьем периоде максимально тренируются компенсаторно-заместительные двигательные навыки.
Можно рекомендовать следующие упражнения (вначале выполняются первые из каждой указанной группы, затем, по мере улучшения состояния — вторые и т.д.).
- 1. а) Стоя, ноги на ширине плеч. Медленные повороты головой.
- б) То же, наклоны головы влево-вправо.
- в) То же, вращения головой в одну и другую стороны.
- 2. а) То же, медленные повороты туловища.
- б) Повороты туловища с захлестыванием руками.
- 3. а) Стоя, руки на поясе. Наклоны в сторону.
- б) Наклон в сторону с подъемом разноименной руки над головой.
- 4. а) Стоя. Наклоны вперед, руки вперед.
- б) Наклон вперед, пытаясь достать кончиками пальцев кистей пола.
- в) «Колка дров».
- 5. а) Стоя, руками держаться за опору. Приседания.
- б) Стоя, руки на поясе. Приседания, руки вперед.
- 6. а) Стоя, руки на тазе. Вращения тазом.
- б) Стоя. Вращения туловища с поднятыми руками.
- 7. а) Лежа на спине. Поднять ноги до вертикального положения,
держать 7—10 сек.
- б) «Березка».
- 8. а) Стоя, ноги на ширине плеч, медленные повороты туловища.
- б) Стоя, ноги на ширине плеч. Повороты туловища с захлестыванием руками.
- 9. а) Стоя, руки на поясе. Наклоны вперед, руки вперед.
- б) Стоя, руки на поясе. Наклон вперед, пытаясь достать кончиками пальцев кистей пола.
- 10. Вращения туловища с поднятыми руками.
- 11. Стоя. Поднимание руками гантелей массой по 2 кг каждая.
Перенесший травму мозга человек должен уделять серьезное внимание общему укреплению организма, для чего в свой двигательный режим необходимо включать возможно более широкий арсенал средств ЛФК, включая длительные малоинтенсивные упражнения, закаливание, тренировку психики и пр. Вместе с тем ему следует исключить из своего двигательного режима те упражнения, которые при данном виде травм являются абсолютными противопоказаниями: сложные гимнастические упражнения на снарядах, усложненные висы (особенно вниз головой), спрыгивания с высоты, а также связанные с опасностью ударов по голове (бокс, восточные единоборства с полным или даже частичным контактом) или падения на голову (борьба) и т.п.
Источник
Методика ЛФК при последствиях травм головного мозга определяется не только повреждением функций отдельных органов и систем организма (главным образом, парезами и параличами), но и общим состоянием и индивидуальными особенностями организма.
Сроки назначения средств ЛФК при открытых и/или закрытых повреждениях головного мозга сугубо индивидуальны. Они зависят от характера, степени, локализации повреждения, а также общего состояния больного, его индивидуальных особенностей.
При всех видах травматических повреждений мозга ЛГ начинают за несколько дней до того, как больному разрешат сесть на постели. После легкого сотрясения мозга ЛФК назначают на 6—10-й день с момента травмы. После сред нетяжелого и тяжелого сотрясения головного мозга, а также после ушиба мозга и травматического кровоизлияния средства ЛФК назначаются при условии установившегося общего удовлетворительного состояния (фаза стабилизации), при отсутствии рвоты, тошноты, головокружения, сильной головной боли (в состоянии покоя, т.е. лежа в постели).
При парезах и параличах, кроме коррекции положением, пассивные движения в суставах пораженной конечности назначают сразу же после выхода больного из тяжелого состояния.
Первый период
В первом периоде (соответствует переходу острого течения заболевания в подострое) применяют дыхательные упражнения (статические и упражнения для мелких суставов и мышц дистальных отделов конечностей. Противопоказаны движения головой, так как они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и др.
В занятия включается не более 5-8 упражнений, выполняемых в медленном темпе, не более 2—4 повторений 1 раз в день с постепенным переходом на двухразовые занятия. При парезах и параличах применяют упражнения в посылке импульсов. Для тренировки и совершенствования координационной деятельности нервной системы в занятия ЛГ включают упражнения, требующие внимания. По мере улучшения общего состояния продолжительность занятий увеличивается, но не за счет увеличения числа повторений, а за счет освоения новых упражнений. Продолжительность занятий к концу периода можно довести до 15—20 мин.
Второй период
Во втором периоде (переход из подострого состояния в хроническое или к выздоровлению) занятия ЛГ проводятся в и.п. лежа и сидя. Включают дыхательные упражнения (статические и динамические) активные движения головой (опускание и поднимание головы вместе с туловищем, повороты головы направо и налево вместе с туловищем, круговые движения). В дальнейшем выполняют движения только головой (по мере адаптации к нагрузке) в и.п. сидя на стуле, в медленном темпе и с минимальной дозировкой. Большое внимание уделяют упражнениям, направленным на восстановление координации и равновесия, постепенно включают упражнения на внимание и точность движений, на тренировку памяти, игровые элементы, упражнения в ходьбе. Ходьбе уделяется большое внимание, так как после травмы одним из наиболее частых осложнений является нарушение походки.
При парезах и/или параличах упражнения выполняют с помощью методистов, с участием здоровой руки, с применением аппаратов и приспособлений. Важно обучить больного самостоятельному расслаблению пораженных мышц (при их спастическом состоянии). Кроме того, больные должны самостоятельно выполнять рекомендованные физические упражнения перед тренировкой в ходьбе.
Третий период
В третьем периоде (период клинического выздоровления) в задачи ЛФК входят тренировка функций пострадавшего органа и всего организма в целом, а при невозможности полного восстановления — компенсация нарушенных функций к окружающей среде (тренирующий режим). В занятия включают упражнения с гимнастическими предметами, элементы различных видов спорта, а также упражнения на координацию движений и равновесие, причем обращают внимание на точность их выполнения.
В.А. Епифанов
Опубликовал Константин Моканов
Источник
К одним из наиболее инвалидизирующих и социально дезадаптирующих заболеваниям относятся поражения гловного мозга при остром нарушении мозгового кровообращения (инсульте) и черепномозговой травме.
В результате этих нарушений часто возникают спастические параличи и парезы конечностей на противоположной стороне тела по отношению к очагу поражения головного мозга. При этом, как правило, в руке отмечается контрактура со сгибанием в локтевом суставе и пронацией лучезапястного, а в нижней конечности – выраженное разгибание в коленном суставе. Это обусловлено повышением мышечного тонуса в сгибателях руки и разгибателях ноги с соответствующим снижением тонуса в мышцах-разгибателях руки и сгибателях ноги.
Согласно современным представлениям, двигательная реабилитация должна начинаться как можно раньше после стабилизации состояния пациента. При этом постепенно увеличивается как интенсивность, так и продолжительность нагрузок.
Ранним началом лечебной физической культурой достигается ряд целей:
- улучшается работа сердечно-сосудистой системы, а также функция других органов и систем;
- налаживается правильное дыхание;
- снизижается локально повышенный мышечный тонус и предупреждается развитие контрактур;
- укрепляются здоровые мышцы;
- улучшается эмоциональное состояние;
- происходит адаптация к социальному функционированию и, по возможности, как можно более ранний возврат к повседневным обязанностям (эрготерапия).
Во время занятий лечебной гимнастикой в процесс вовлекаются компенсаторные механизмы для восстановления утраченных функций. Многократные повторения упражнений создают условия для новых рефлекторных связей.
В начале лечения применяют пассивные движения пораженными конечностями и массаж. Пассивные движения помогает выполнять инструктор-методист. Основная цель — добиться расслабления мышц пораженной части тела. Массировать следует с учетом пораженной мышцы. На руке массируют разгибатели, а на ноге — сгибатели голени и стопы. Переход от пассивных к активным движениям должен быть плавным. Вначале активные упражнения выполняются здоровой частью тела без посторонней помощи, затем инструктор-методист помогает постепенно вовлекать мышцы парализованной части. Упражнения проделывают мягко, плавно в медленном темпе, они не должны вызывать острых болей. Начинают упражнения с проксимальных отделов, постепенно переходят к дистальным отделам. Упражнения следует повторять много раз, делать паузы для дыхания, следить за правильным и ритмичным дыханием.
Основные правила проведения лечебной гимнастики:
- Первыми выполняются упражнения для здоровой стороны тела;
- Необходимо чередовать специальные упражнения с общеукрепляющими;
- Регулярность занятий;
- Постепенное увеличение физической нагрузки;
- Поддержание позитивного эмоционального фона во время занятий.
Ниже представлен один из возможных комплексов упражнений, рекомендуемый в раннем периоде лечения инсульта или черепномозговой травмы (в случае постельного режима):
№ | Упражнения | Кратность/время выполнения | Пояснения |
1 | Упражнения для здоровой руки | 4-5 раз | Упражнения с вовлечением луче-запястного и локтевого суставов |
2 | Сгибание и выпрямление больной руки в локте | 3-4 раза | При невозможности — с помощью здоровой руки |
3 | Дыхательное упражнение | 3-4 раза | |
4 | Упражнение для здоровой ноги | 4-5 раз | Поочередно; вариант: сведение и разведение, руки пассивны. Сочетать с фазами дыхания |
5 | Приподнимание и опускании плеч | 3-4 раза | Ритмично, с возрастающей амплитудой. Сочетать с поглаживанием и растиранием |
6 | Пассивные движения в суставах кисти и стопы | 3-5 минут | При невозможности — помогать при супинации |
7 | Пронация и супинация в локтевых суставах, активно при согнутом положении рук | 6-10 раз | Активно с максимально возможной амплитудой |
8 | Ротация здоровой нотой | 4-6 раз | При необходимости — помогать и усиливать внутреннюю ротацию |
9 | Ротация больной ноги | 4-6 раз | Движения средней глубины |
10 | Дыхательное упражнение | 3-4 раза | |
11 | Активные возможные упражнения для кисти и пальцев при вертикальном положении предплечья | 3-4 минуты | Ритмично, с возрастающим объемом в зависимости от состояния |
12 | Пассивные движения для всех суставов парализованной конечности | 3-4 раза | Мягко, плавно в медленном темпе. При необходимости — помогать и облегчать выполнение упражнения |
13 | Ноги согнуты: отведение и приведение согнутого бедра | 5-6 раз | Вариант: разведение и сведение согнутых бедер |
14 | Активные круговые движения плеч | 4-5 раз | С помощью и регулированием фаз дыхания |
15 | Прогибание спины без поднимания таза | 3-4 раза | С ограниченным напряжением |
16 | Дыхательные упражнения | 3-4 раза | |
17 | Пассивные движения | 2-3 минуты | Мягко, плавно в медленном темпе. При необходимости — помогать и облегчать выполнение упражнения |
Всего | 25-40 минут |
Во время занятий необходимо делать паузы для отдыха продолжительностью 1—2 минуты. По окончании занятий обеспечить правильное положение паретичных конечностей.
В позднем периоде лечения гемипареза комплекс физических упражнений усложняется. Лечебная физическая культура дается в положениях сидя и стоя. Включается ходьба в различных вариантах, обучение в самообслуживании. Упражнения с предметами, элементы игр. Обращается особое внимание на развитие функций кисти и пальцев, на расслабление мышц и снижение ригидности.
Вконтакте
Одноклассники
Google+
2015-07-08
Источник