Массаж при чрезвертельном переломе бедра
(по
материалам Н.В. Амешиной)
Пациентка:
Ирина Александровна, 82 года.
История
заболевания:
1 июня пострадавшая упала у себя дома
и была доставлена родственниками в
приемное отделение больницы с жалобами
на боль в паховой области с иррадиацией
в бедро и нарушением функции левой
нижней конечности (отведение, сгибание
и наружная ротация). После осмотра в
приемном покое стационара Ирина
Александровна была переведена в
травматологическое отделение.
Осмотр
дежурного травматолога:
сознание сохранено, пострадавшая
заторможена, отмечается умеренная
бледность кожных покровов. АД 100/70,
пульс ритмичный, удовлетворительного
наполнения, 100 уд./мин. Назначена
рентгенограмма нижней конечности
(бедра) в двух проекциях.
Диагноз:
чрезвертельный перелом бедренной кости
(без смещения).
Основные методы лечения, применяемые при чрезвертельном переломе бедра
Иммобилизационный
метод при переломах вертельной области
как самостоятельный метод лечения не
применяют.
Дистракционно-экстензионный
метод лечения применяют у лиц молодого
возраста и у пожилых людей при отсутствии
у них сопутствующей терапевтической
патологии.
Оперативный
метод лечения чрезвертельных переломов
находит все большее применение у лиц
пожилого возраста.
При
наличии тяжелой терапевтической
патологии, когда применение
вышеперечисленных методов невозможно,
соблюдение ортопедической укладки
конечности достигают применением
дерота- ционного сапожка при нулевой
ротации конечности (надколенник обращен
кпереди). При таком ведении переломы
срастаются в варус- ном положении.
Однако уход за больными облегчается.
После
клинических и инструментальных методов
оперативного контроля пострадавшей
был одет деротационный сапожок на 1,5
месяца (45 дней).
Через
1,5 месяца Ирина Александровна была
выписана домой. В связи с тяжелым
терапевтическим состоянием (желудочное
кровотечение из-за открывшейся язвы
желудка) лечебная гимнастика в период
пребывания в стационаре не проводилась.
Программа вмешательства
После
заключения врачей (терапевта и
травматолога) о возможности применения
лечебной гимнастики родственники
обратились за помощью к инструктору по
лечебной физкультуре.
Компоненты
методики:
лечебная гимнастика, массаж.
этап.
Лечебная
гимнастика должна включать дыхательные
упражнения для профилактики застойных
пневмоний, упражнения на дистальные
отделы конечностей для улучшения
периферического кровообращения,
упражнения для укрепления мышц тазового
дна для профилактики запоров.
Режим
— расширенно-постельный. Все упражнения
первого этапа выполнялись из исходного
положения лежа на спине.
Занятия
проводились под контролем артериального
давления и частоты сердечных сокращений
5 раз в неделю по 30 минут. На первом этапе
было проведено 10 занятий. На протяжении
I этапа выполнялся комплекс лечебной
гимнастики № 1 и массаж верхних и нижних
конечностей.
Комплекс
лечебной гимнастики
№ 1
И.п.
— лежа на спине.
Развести
руки в стороны — вдох. Опустить вдоль
туловища — выдох. Повторить 2 раза.
Сгибать
и разгибать пальцы рук — 6 раз.
Вращение
кистей рук — по часовой и против часовой
стрелки — 6 раз.
Согнуть
руки в локтях (вдох), разогнуть (выдох)
— 6 раз.
Вращение
в локтевых суставах — 3 раза по часовой
стрелке, 3 раза против часовой стрелки.
Подняв
кисти к плечам, делать вращательные
движения в плечевых суставах вперед
и назад. Повторить 4 раза.
Легкий
массаж верхних и нижних конечностей с
основными приемами:
поглаживание;
растирание.
Упражнения
на диафрагмальное дыхание.
Затем
выполняется гимнастика для ног. Для
здоровой конечности пассивная и активная
гимнастика, для поврежденной — только
пассивная.
Выполнение
гимнастики начинается со здоровой ноги.
Сгибание
и разгибание пальцев ног — 6 раз.
Сгибать
и разгибать ногу в голеностопном суставе
— 6 раз.
Делать
круговое движение стопой по 3 раза в
разные стороны.
Согнуть
ногу в коленном суставе (вдох), затем
разогнуть (выдох), скользя пяткой по
матрасу, — 4 раза.
Поднять
прямую ногу вверх на 30° (выдох), опустить
прямую ногу обратно на кровать (вдох) —
4 раза.
Отвести
прямую ногу в сторону (вдох), привести
прямую ногу в исходное положение (выдох)
— 4 раза.
С
поврежденной ногой выполнять все те же
упражнения, только пассивно, затем, по
мере расширения двигательной активности,
— активно.
этап.
Лечебная
гимнастика должна включать упражнения
для свободных от иммобилизации звеньев
поврежденной нижней конечности и
упражнения для всех суставов здоровой
нижней конечности.
Режим
— расширенно-постельный. Упражнения II
этапа выполнялись из исходного
положения лежа и сидя.
Занятия
проводились 5 раз в неделю по 45 минут.
На втором этапе было проведено 20
занятий. На протяжении II этапа выполнялся
комплекс лечебной гимнастики № 1,
комплекс лечебной гимнастики № 2 и
массаж верхних и нижних конечностей.
Комплекс
лечебной гимнастики
№ 2
И.п.
— сидя на кровати, опора рук на ходунки.
Десять
занятий были проведены с вовлечением
только здоровой ноги. С начала 11-го
занятия возможны сгибательные движения
пальцев ног, поврежденной левой ноги.
С
начала 11-го занятия комплекс лечебной
гимнастики № 2 применялся к обеим
ногам. К концу 20-го занятия пациент смог
оторвать от пола поврежденную ногу.
Сгибание
и разгибание пальцев ног — 6 раз.Передвижение
стопы по коврику с помощью сгибания
пальцев, вперед, затем назад — 1 раз.Перекат
стопы на носки — 4 раза.Перекат
стопы на пятки — 4 раза.Разгибание
ноги в коленном суставе с подниманием
ее вверх — 4 раза.Поднимание
бедра вверх с отрывом стопы от пола — 4
раза.
этап
—
щадящий режим. Лечебная гимнастика на
данном этапе направлена на подготовку
к ходьбе, упражнения решают задачи
укрепления мышц нижних конечностей и
увеличения подвижности в суставах.
Занятия
проводились 5 раз в неделю по 60 минут.
На третьем этапе было проведено 30
занятий. На протяжении III этапа выполнялся
комплекс лечебной гимнастики № 1,
комплекс лечебной гимнастики № 2,
комплекс лечебной гимнастики № 3, массаж
спины.
Комплекс
лечебной гимнастики
№ 3
И.п.
— сидя на кровати с опорой на ходунки.
Сгибание
и разгибание пальцев ног. Повторить 10
раз поочередно каждой ногой.Передвижение
стопы по коврику с помощью сгибания
пальцев, вперед, затем назад. Повторить
2 раза поочередно каждой ногой.Перекат
стопы на носки, перекат стопы на пятки.
Повторить
раз
обеими ногами одновременно.
Скольжение
стопой по полу с разгибанием и сгибанием
в коленном суставе. Повторить 10 раз
поочередно каждой ногой.Разгибание
ноги в коленном суставе с подниманием
ее вверх. Повторить 10 раз поочередно
каждой ногой.Разгибание
ног в коленных суставах с подниманием
их вверх. Повторить 10 раз обеими ногами
одновременно.Поднять
обе ноги вверх с разгибанием их в
коленных суставах, развести в стороны,
свести, опустить. Повторить 4 раза.Поднимание
бедра вверх (с отрывом стопы от пола)
под углом 90°. Повторить 10 раз поочередно
каждой ногой.
На
протяжении III этапа формируется умение
стоять около кровати с опорой на
ходунки и перенесением силы тяжести
сперва на здоровую ногу, затем на
поврежденную.
этап
—
щадяще-тренирующий режим. Лечебная
гимнастика направлена на обучение
переносу веса тела на правую и левую
ногу, тренировку баланса и равновесия.
Занятия
проводились 4 раза в неделю по 60 минут.
На IV этапе было проведено 32 занятия. На
протяжении IV этапа выполнялся комплекс
лечебной гимнастики № 1, комплекс
лечебной гимнастики № 3.
На
протяжении IV этапа происходит дальнейшее
обучение стоянию около кровати с
опорой на ходунки, но одновременным
распределением силы тяжести на обе
ноги. Одновременно происходит обучение
ходьбе с помощью ходунков.
РЕЗУЛЬТАТ:
после
проведения всех этапов занятий Ирина
Александровна может самостоятельно
вставать и ходить с помощью ходунков,
опираться на здоровую и поврежденную
ногу, способна к бытовому самообслуживанию.
Приложение
2118Анкета по
выявлению отношения к пожилым людям
Есть
ли у вас кто-то из пожилых, кого бы вы
назвали своим другом?
а) да;
б) нет.
Находите
ли вы общий язык со стариками или
считаете, что между вами пропасть?
(выбранный вариант ответа подчеркнуть)При
общении со старым человеком вы прежде
отмечаете смешное и непонятное в
его поведении или то, что заслуживает
уважения? (выбранный вариант ответа
подчеркнуть)Считаете
ли вы, что старики — это бесполезные
люди, нагрузка на семью и общество?
АДАПТИВНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 1
в
геронтологии 1
I 4
ОРГАНИЗАЦИЯ
И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 4
1.1.Анатомо-физиологические
и психологические особенности лиц
пожилого возраста 4
1.2.Цель,
задачи, направленность и роль занятий
адаптивной физической культурой с
лицами пожилого возраста 8
1.3.Формы
организации занятий адаптивной
физической культурой с лицами пожилого
возраста 11
1.4.Врачебный
контроль и самоконтроль при занятиях
адаптивной физической культурой 14
1.5.Контроль
нагрузок 27
1.6.Комплексный
подход к выбору и использованию средств
адаптивной физической культуры для
лиц пожилого возраста 30
1.7.Средства
адаптивной физической культуры для
лиц пожилого возраста 37
А
А А 53
1.8.
Отличительные особенности методики
занятий адаптивной физической культурой
с лицами пожилого возраста 79
II 85
ПРИМЕРНАЯ
ПРОГРАММА КУРСА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА В ГЕРОНТОЛОГИИ» 85
2.1.
Примерное содержание курса 88
2.2.Примерное
распределение часов курса по темам и
видам работ 96
2.3.Примерное
содержание занятий 97
2.4.Форма
итогового контроля (оценка результатов
обучения) 106
РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА 107
СОДЕРЖАНИЕ 165
У
вас есть бабушка, дедушка. Знакомите
ли вы их со своими друзьями или стараетесь
этого не делать? (выбранный вариант
ответа подчеркнуть)Кто
виноват в плохих взаимоотношениях
поколений — старики или молодежь?
(выбранный вариант ответа подчеркнуть)Как
вы относитесь к критическим замечаниям
стариков?
а) прислушиваетесь;
б) пропускаете
мимо ушей;
в) просите
оставить вас в покое.
Приложение
2219Деловая
игра «Соревнование знатоков»
Задание:
Каждому
участнику составить три вопроса по
изученной теме с вариантами ответов.Каждому
участнику составить три практических
ситуации или три задачи по изученной
теме с решением.Каждая
команда готовит социальный проект
будущего, направленный на пожилого
человека.
Ход
игры:
Группа
делится на две равноценные команды.
тур.
Ответы на вопросы.
Команды
обмениваются вопросами. Каждая команда
просматривает собранные вопросы и
разбивает их на три группы: простые,
средние и трудные. В процессе
соревнования за каждый простой вопрос
будет начисляться один балл, за средний
— два балла, за трудный — три балла. Баллы
суммируются и оценивается результативность
составления вопросов каждой командой.
Команды
распределяют вопросы между участниками
и по очереди заслушивают ответы. Баллы
суммируются и оценивается результативность
ответов на вопросы каждой команды.
тур.
Ответы на практические ситуации.
Команды
обмениваются практическими ситуациями.
Каждая команда просматривает собранные
практические ситуации и разбивает
их на три группы: простые, средние и
трудные. В процессе соревнования за
каждую простую практическую ситуацию
начисляется один балл, за среднюю — два
балла, за трудную — три балла. Баллы
суммируются и оценивается результативность
составления практических ситуаций
каждой командой.
Команды
распределяют практические ситуации
между участниками и по очереди
заслушивают ответы. Баллы суммируются
и оценивается результативность
ответов на практические ситуации каждой
команды.
IIIтур.
Социальный проект будущего, направленный
на пожилого человека.
Критерии
оценки проекта:
а) направленность
проекта;
б) эффективность
проекта;
в) оригинальность
проекта;
г) исполнение
проекта;
д) защита
проекта;
е) ответы
на вопросы другой команды.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник