Массаж при чрезвертельном переломе бедра

(по
материалам Н.В. Амешиной)

Пациентка:
Ирина Александровна, 82 года.

История
заболевания:

1 июня пострадавшая упала у себя дома
и была доставлена родственниками в
приемное отделение больницы с жалобами
на боль в паховой области с иррадиацией
в бедро и на­рушением функции левой
нижней конечности (отведение, сгибание
и наружная ротация). После осмотра в
приемном покое стационара Ирина
Александровна была переведена в
травматологическое отде­ление.

Осмотр
дежурного травматолога:

сознание сохранено, постра­давшая
заторможена, отмечается умеренная
бледность кожных по­кровов. АД 100/70,
пульс ритмичный, удовлетворительного
напол­нения, 100 уд./мин. Назначена
рентгенограмма нижней конечности
(бедра) в двух проекциях.

Диагноз:
чрезвертельный перелом бедренной кости
(без смеще­ния).

Основные методы лечения, применяемые при чрезвертельном переломе бедра

Иммобилизационный
метод при переломах вертельной области
как самостоятельный метод лечения не
применяют.

Дистракционно-экстензионный
метод лечения применяют у лиц молодого
возраста и у пожилых людей при отсутствии
у них сопут­ствующей терапевтической
патологии.

Оперативный
метод лечения чрезвертельных переломов
находит все большее применение у лиц
пожилого возраста.

При
наличии тяжелой терапевтической
патологии, когда приме­нение
вышеперечисленных методов невозможно,
соблюдение орто­педической укладки
конечности достигают применением
дерота- ционного сапожка при нулевой
ротации конечности (надколенник обращен
кпереди). При таком ведении переломы
срастаются в варус- ном положении.
Однако уход за больными облегчается.

После
клинических и инструментальных методов
оперативного контроля пострадавшей
был одет деротационный сапожок на 1,5
ме­сяца (45 дней).

Через
1,5 месяца Ирина Александровна была
выписана домой. В связи с тяжелым
терапевтическим состоянием (желудочное
кро­вотечение из-за открывшейся язвы
желудка) лечебная гимнастика в период
пребывания в стационаре не проводилась.

Программа вмешательства

После
заключения врачей (терапевта и
травматолога) о возмож­ности применения
лечебной гимнастики родственники
обратились за помощью к инструктору по
лечебной физкультуре.

Компоненты
методики:

лечебная гимнастика, массаж.

  1. этап.
    Лечебная
    гимнастика должна включать дыхательные
    упражнения для профилактики застойных
    пневмоний, упражнения на дистальные
    отделы конечностей для улучшения
    периферическо­го кровообращения,
    упражнения для укрепления мышц тазового
    дна для профилактики запоров.

Режим
— расширенно-постельный. Все упражнения
первого этапа выполнялись из исходного
положения лежа на спине.

Занятия
проводились под контролем артериального
давле­ния и частоты сердечных сокращений
5 раз в неделю по 30 минут. На первом этапе
было проведено 10 занятий. На протяжении
I этапа выполнялся комплекс лечебной
гимнастики № 1 и массаж верхних и нижних
конечностей.

Комплекс
лечебной гимнастики

1

И.п.
— лежа на спине.

Развести
руки в стороны — вдох. Опустить вдоль
туловища — вы­дох. Повторить 2 раза.

Сгибать
и разгибать пальцы рук — 6 раз.

Вращение
кистей рук — по часовой и против часовой
стрелки — 6 раз.

Согнуть
руки в локтях (вдох), разогнуть (выдох)
— 6 раз.

Читайте также:  Перелом шейки бедра это приговор

Вращение
в локтевых суставах — 3 раза по часовой
стрелке, 3 раза против часовой стрелки.

Подняв
кисти к плечам, делать вращательные
движения в плече­вых суставах вперед
и назад. Повторить 4 раза.

Легкий
массаж верхних и нижних конечностей с
основными при­емами:

  • поглаживание;

  • растирание.

Упражнения
на диафрагмальное дыхание.

Затем
выполняется гимнастика для ног. Для
здоровой конечности пассивная и активная
гимнастика, для поврежденной — только
пас­сивная.

Выполнение
гимнастики начинается со здоровой ноги.

Сгибание
и разгибание пальцев ног — 6 раз.

Сгибать
и разгибать ногу в голеностопном суставе
— 6 раз.

Делать
круговое движение стопой по 3 раза в
разные стороны.

Согнуть
ногу в коленном суставе (вдох), затем
разогнуть (выдох), скользя пяткой по
матрасу, — 4 раза.

Поднять
прямую ногу вверх на 30° (выдох), опустить
прямую ногу обратно на кровать (вдох) —
4 раза.

Отвести
прямую ногу в сторону (вдох), привести
прямую ногу в исходное положение (выдох)
— 4 раза.

С
поврежденной ногой выполнять все те же
упражнения, только пассивно, затем, по
мере расширения двигательной активности,
— активно.

  1. этап.
    Лечебная
    гимнастика должна включать упражнения
    для свободных от иммобилизации звеньев
    поврежденной нижней ко­нечности и
    упражнения для всех суставов здоровой
    нижней конеч­ности.

Режим
— расширенно-постельный. Упражнения II
этапа выполня­лись из исходного
положения лежа и сидя.

Занятия
проводились 5 раз в неделю по 45 минут.
На втором эта­пе было проведено 20
занятий. На протяжении II этапа выполнялся
комплекс лечебной гимнастики № 1,
комплекс лечебной гимнастики № 2 и
массаж верхних и нижних конечностей.

Комплекс
лечебной гимнастики

2

И.п.
— сидя на кровати, опора рук на ходунки.

Десять
занятий были проведены с вовлечением
только здоровой ноги. С начала 11-го
занятия возможны сгибательные движения
пальцев ног, поврежденной левой ноги.

С
начала 11-го занятия комплекс лечебной
гимнастики № 2 при­менялся к обеим
ногам. К концу 20-го занятия пациент смог
оторвать от пола поврежденную ногу.

  1. Сгибание
    и разгибание пальцев ног — 6 раз.

  2. Передвижение
    стопы по коврику с помощью сгибания
    пальцев, вперед, затем назад — 1 раз.

  3. Перекат
    стопы на носки — 4 раза.

  4. Перекат
    стопы на пятки — 4 раза.

  5. Разгибание
    ноги в коленном суставе с подниманием
    ее вверх — 4 раза.

  6. Поднимание
    бедра вверх с отрывом стопы от пола — 4
    раза.

  1. этап

    щадящий режим. Лечебная гимнастика на
    данном эта­пе направлена на подготовку
    к ходьбе, упражнения решают задачи
    укрепления мышц нижних конечностей и
    увеличения подвижности в суставах.

Занятия
проводились 5 раз в неделю по 60 минут.
На третьем эта­пе было проведено 30
занятий. На протяжении III этапа выполнялся
комплекс лечебной гимнастики № 1,
комплекс лечебной гимнастики № 2,
комплекс лечебной гимнастики № 3, массаж
спины.

Читайте также:  Открытый перелом средней трети левого бедра

Комплекс
лечебной гимнастики

3

И.п.
— сидя на кровати с опорой на ходунки.

  1. Сгибание
    и разгибание пальцев ног. Повторить 10
    раз поочеред­но каждой ногой.

  2. Передвижение
    стопы по коврику с помощью сгибания
    пальцев, вперед, затем назад. Повторить
    2 раза поочередно каждой ногой.

  3. Перекат
    стопы на носки, перекат стопы на пятки.
    Повторить

  1. раз
    обеими ногами одновременно.

  1. Скольжение
    стопой по полу с разгибанием и сгибанием
    в ко­ленном суставе. Повторить 10 раз
    поочередно каждой ногой.

  2. Разгибание
    ноги в коленном суставе с подниманием
    ее вверх. Повторить 10 раз поочередно
    каждой ногой.

  3. Разгибание
    ног в коленных суставах с подниманием
    их вверх. Повторить 10 раз обеими ногами
    одновременно.

  4. Поднять
    обе ноги вверх с разгибанием их в
    коленных суставах, развести в стороны,
    свести, опустить. Повторить 4 раза.

  5. Поднимание
    бедра вверх (с отрывом стопы от пола)
    под углом 90°. Повторить 10 раз поочередно
    каждой ногой.

На
протяжении III этапа формируется умение
стоять около кро­вати с опорой на
ходунки и перенесением силы тяжести
сперва на здоровую ногу, затем на
поврежденную.

  1. этап

    щадяще-тренирующий режим. Лечебная
    гимнастика направлена на обучение
    переносу веса тела на правую и левую
    ногу, тренировку баланса и равновесия.

Занятия
проводились 4 раза в неделю по 60 минут.
На IV этапе было проведено 32 занятия. На
протяжении IV этапа выполнялся комплекс
лечебной гимнастики № 1, комплекс
лечебной гимнастики № 3.

На
протяжении IV этапа происходит дальнейшее
обучение стоя­нию около кровати с
опорой на ходунки, но одновременным
распре­делением силы тяжести на обе
ноги. Одновременно происходит обу­чение
ходьбе с помощью ходунков.

РЕЗУЛЬТАТ:
после
проведения всех этапов занятий Ирина
Алек­сандровна может самостоятельно
вставать и ходить с помощью хо­дунков,
опираться на здоровую и поврежденную
ногу, способна к бы­товому самообслуживанию.

Приложение
2118
Анкета по
выявлению отношения к пожилым людям

  1. Есть
    ли у вас кто-то из пожилых, кого бы вы
    назвали своим дру­гом?

а) да;

б) нет.

  1. Находите
    ли вы общий язык со стариками или
    считаете, что между вами пропасть?
    (выбранный вариант ответа подчеркнуть)

  2. При
    общении со старым человеком вы прежде
    отмечаете смеш­ное и непонятное в
    его поведении или то, что заслуживает
    уважения? (выбранный вариант ответа
    подчеркнуть)

  3. Считаете
    ли вы, что старики — это бесполезные
    люди, нагрузка на семью и общество?

АДАПТИВНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 1

в
геронтологии 1

I 4

ОРГАНИЗАЦИЯ
И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 4

1.1.Анатомо-физиологические
и психологические особенности лиц
пожилого возраста 4

1.2.Цель,
задачи, направленность и роль занятий
адаптивной физической культурой с
лицами пожилого возраста 8

Читайте также:  Лечение оскольчатого перелома бедра

1.3.Формы
организации занятий адаптивной
физической культурой с лицами пожилого
возраста 11

1.4.Врачебный
контроль и самоконтроль при занятиях
адаптивной физической культурой 14

1.5.Контроль
нагрузок 27

1.6.Комплексный
подход к выбору и использованию средств
адаптивной физической культуры для
лиц пожилого возраста 30

1.7.Средства
адаптивной физической культуры для
лиц пожилого возраста 37

А
А А 53

1.8.
Отличительные особенности методики
занятий адаптивной физической культурой
с лицами пожилого возраста 79

II 85

ПРИМЕРНАЯ
ПРОГРАММА КУРСА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА В ГЕРОНТОЛОГИИ» 85

2.1.
Примерное содержание курса 88

2.2.Примерное
распределение часов курса по темам и
видам работ 96

2.3.Примерное
содержание занятий 97

2.4.Форма
итогового контроля (оценка результатов
обучения) 106

РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА 107

СОДЕРЖАНИЕ 165

  1. У
    вас есть бабушка, дедушка. Знакомите
    ли вы их со своими друзьями или стараетесь
    этого не делать? (выбранный вариант
    отве­та подчеркнуть)

  2. Кто
    виноват в плохих взаимоотношениях
    поколений — старики или молодежь?
    (выбранный вариант ответа подчеркнуть)

  3. Как
    вы относитесь к критическим замечаниям
    стариков?

а) прислушиваетесь;

б) пропускаете
мимо ушей;

в) просите
оставить вас в покое.

Приложение
2219
Деловая
игра «Соревнование знатоков»

Задание:

  1. Каждому
    участнику составить три вопроса по
    изученной теме с вариантами ответов.

  2. Каждому
    участнику составить три практических
    ситуации или три задачи по изученной
    теме с решением.

  3. Каждая
    команда готовит социальный проект
    будущего, направ­ленный на пожилого
    человека.

Ход
игры:

Группа
делится на две равноценные команды.

  1. тур.
    Ответы на вопросы.

Команды
обмениваются вопросами. Каждая команда
просматри­вает собранные вопросы и
разбивает их на три группы: простые,
сред­ние и трудные. В процессе
соревнования за каждый простой вопрос
будет начисляться один балл, за средний
— два балла, за трудный — три балла. Баллы
суммируются и оценивается результативность
составления вопросов каждой командой.

Команды
распределяют вопросы между участниками
и по очереди заслушивают ответы. Баллы
суммируются и оценивается результа­тивность
ответов на вопросы каждой команды.

  1. тур.
    Ответы на практические ситуации.

Команды
обмениваются практическими ситуациями.
Каждая команда просматривает собранные
практические ситуации и разби­вает
их на три группы: простые, средние и
трудные. В процессе со­ревнования за
каждую простую практическую ситуацию
начисляется один балл, за среднюю — два
балла, за трудную — три балла. Баллы
суммируются и оценивается результативность
составления практи­ческих ситуаций
каждой командой.

Команды
распределяют практические ситуации
между участника­ми и по очереди
заслушивают ответы. Баллы суммируются
и оцени­вается результативность
ответов на практические ситуации каждой
команды.

IIIтур.
Социальный проект будущего, направленный
на пожило­го человека.

Критерии
оценки проекта:

а) направленность
проекта;

б) эффективность
проекта;

в) оригинальность
проекта;

г) исполнение
проекта;

д) защита
проекта;

е) ответы
на вопросы другой команды.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник