Многочисленные ушибы и царапины нанесенные тупыми или острыми предметами

. . .

Глава 5. Повреждения острыми предметами.

К острым орудиям относят различные твердые предметы, имеющие острую повреждающую поверхность и (или) заостренный конец.

В зависимости от их формы, характера острой поверхности и заостренного конца, способа причинения ими повреждений все острые орудия подразделяют на режущие, колюще-режущие, колющие и рубящие. Соответственно различают резаные, колото-резаные, колотые и рубленые раны.

Помимо повреждений острыми орудиями иногда встречаются ранения, причиняемые пилящими (пила) и долбящими (долото, стамеска) предметами.

Учитывая возможности судебно-медицинской экспертизы при исследовании повреждений от острых орудий, следователь может ставить такие вопросы: каким и одним или несколькими орудиями причинены ранения; одновременно ли причинены все повреждения, если нет, то какова их последовательность; какое повреждение явилось непосредственной причиной смерти; в каком направлении наносились повреждения, каково возможное взаиморасположение потерпевшего и нападавшего; какова примерная форма клинка орудия (обоюдо или односторонне острый), его длина и ширина; причинены ли повреждения орудием, представленным на экспертизу; характерны они для самоубийства или могли быть причинены только посторонним лицом и т. д.

Повреждения режущими орудиями. К режущим орудиям относятся ножи и бритвы, осколки стекол и т. п. Они характеризуются наличием острого режущего края — лезвия, которое при давлении и передвижении по поверхности тела разрезает мягкие ткани и проникает в их толщу. При этом возникают резаные раны, которые чаще всего располагаются на открытых частях тела: шее, лице, предплечьях и кистях рук. Раны обычно имеют прямолинейное направление, реже встречаются линейко-дугообразные, лоскутные и щелевидные. Вследствие эластичности кожи и сократимости мышц края ран расходятся, раны зияют и приобретают удлиненно — веретенообразную или полулунную форму (рис. 6).

Для резаных ран типично преобладание длины над глубиной; при этом глубина, как правило, ограничивается мягкими тканями. Важнейшими признаками резаных ран являются ровные гладкие края и острые утлы. Характерным является обильное наружное кровотечение из перерезанных сосудов. Образующиеся при этом потеки крови на одежде и теле позволяют судить о положении тела в момент нанесения повреждений

Иногда у одного из углов резаной раны на коже можно видеть поверхностный линейный надрез, который образовался в результате движения орудия при извлечении его из раны. Такие надрезы могут помочь судебно-медицинскому эксперту при решении вопроса о направлении движения орудия в момент нанесения раны

В некоторых случаях по краям и в углах основной глубокой раны на коже обнаруживаются дополнительные поверхностные надрезы в виде насечек, которые свидетельствуют о том, что повреждение было причинено в результате нескольких движений режущего орудия Наличие таких дополнительных надрезов кожи в углах и по краям раны, расположенной, например, на передней поверхности шеи, весьма характерно для самоубийства (рис.7).

Многочисленные ушибы и царапины нанесенные тупыми или острыми предметами
Рис. 6. Множественные резаные раны. Убийство

Многочисленные ушибы и царапины нанесенные тупыми или острыми предметами
Рис. 7. Резаная рана. Множественные надрезы в углах

С целью самоубийства иногда наносятся глубокие резаные раны с повреждением сосудов на передней поверхности нижней трети предплечий. Раны в этой области обычно бывают множественными, разной глубины и располагаются в поперечном направлении, часто параллельно друг другу.

На дне глубоких резаных ран иногда при внимательном осмотре можно обнаружить следы дополнительных разрезов на хрящах, стенках артерий, надкостнице и других плотных тканях.

Повреждения костей режущими предметами встречаются редко и, как правило, представляют собой ограниченные поверхностные линейные надрезы (насечки) кости.

При исследовании трупа с резаными ранами одной из основных задач является установление вида ранящего орудия, а если возможно, то и определение его индивидуальных признаков. Эти судебно-медицинские данные иногда позволяют исключить применение того или иного орудия.

На дороге, в луже крови был обнаружен труп гp-на С. На щеке и шее справа имелись две зияющие резаные раны, Возле трупа были разбросаны осколки бутылки из зеленого стекла, среди них — один крупный, с горлышком бутылки.

Следствием было установлено, что во время драки пострадавшего ударили бутылкой по голове, после чего якобы гр-н Б. два раза ударил его ножом в область щеки и шеи. Однако гр-н Б. свою причастность к убийству категорически отрицал. При исследовании трупа в морге было установлено, что резаная рана на шее проникает в глубь мягких тканей на 4 см и повреждает на своем пути крупные артерии, кровотечение из которых и явилось причиной смерти.

Через некоторое время недалеко от места происшествия обнаружили финский нож. В связи с этим назначили повторную экспертизу с эксгумацией трупа. Экспертная комиссия пришла к заключению, что смертельные ранения могли быть нанесены представленным на экспертизу ножом, но не горлышком разбитой бутылки.

Суд признал гр-на П. виновным в нанесении удара по голове бутылкой с причинением легких телесных повреждений, а гр-на Б — виновным в нанесении смертельных ножевых ранений щеки и шеи При повторной судебно-медицинской экспертизе в Научно-исследовательском институте судебной медицины Министерства здравоохранения СССР в мягких тканях, в глубине раневых каналов щеки и шеи были обнаружены микроосколки стекла. Специальным исследованием (спектральным, люминесцентным) установлена однородность их химического состава с осколками бутылки из зеленого стекла обнаруженными на месте происшествия. Эти новые данные с учетом характера ран на щеке и шее позволили заключить, что смертельные резаные раны могли быть причинены осколками бутылки разбившейся при ударе по голове. Настоящее заключение опровергло версию о виновности гр-на Б. в убийстве и послужило основанием для его оправдания.

Повреждения колюще-режущими орудиями. К этой группе относят повреждения, причиняемые орудиями, имеющими свойства колющих и режущих предметов. В судебно-медицинской практике они встречаются чаще, чем повреждения, причиняемые другими видами острых орудий (режущими, колющими, рубящими и др.).

К колюще-режущим орудиям относят ножи с заостренными клинками, кортики, кинжалы. Различают орудия с обоюдоострым (заточенным с двух сторон) клинком — кинжалы, кортики и с одностороннеострым клинком, у которых имеется одно заточенное лезвие и затупленный край — обушек (разнообразные ножи, финки, ножницы).

Причиняемые этими орудиями колото-резаные раны имеют линейно-щелевидную или (при расхождении краев) веретенообразноовальную форму. Края колото-резаной раны ровные. Углы в зависимости от свойств обушка и лезвия бывают разного характера. Если рана причиняется ножом с односторонней заточкой лезвия и толстым обушком, то один конец ее, соответствующий обушку будет иметь закругленную или даже П-образную форму, а другой — вид острого угла; вся рана в таких случаях приобретает клиновидную форму (рис. 8).

При ранении обоюдоострым оружием колото-резаная рана имеет острые углы и ровные края и иногда сходна с резаной. Отличительным признаком колото-резаной раны от резаной в таких случаях служит значительное преобладание глубины колото-резаной раны над ее линейными размерами на коже; это является одним из характерных признаков колото-резаных ран. Проникая в глубь тканей, клинок оружия образует в них так называемый раневой канал.

Многочисленные ушибы и царапины нанесенные тупыми или острыми предметами
Рис. 8. Множественные колото-резаные и колотые раны, причиненные ножницами

Размеры колото-резаной раны на коже обычно больше ширины вошедшей в ткани части клинка, так как одновременно с прокалыванием и внедрением вглубь за счет движения оружия в сторону лезвия, особенно в момент извлечения из раны, происходит режущее действие. В связи с этим по размерам раны судить о ширине клинка трудно, и судебно-медицинский эксперт обычно вынужден ограничиваться указанием, что ширина клинка не более длины кожной раны. Лишь при перпендикулярном введении клинка в тело длина кожной раны примерно соответствует ширине клинка.

Читайте также:  Мед при ушибе ноги

Вокруг раны на коже, как правило, не наблюдается ни кровоизлияний, ни осаднений. Только когда оружие (нож, стилет, кортик) погружается в тело до рукоятки, последняя образует вокруг отверстия на коже осаднение или отпечаток, а в начальной части раневого канала — кровоизлияние вследствие ушиба и сдавления тканей. По такому отпечатку рукоятки или ограничителя на коже возможно утверждать, что клинок оружия вошел в тело на всю свою длину.

В тех случаях, когда клинок при извлечении из раны поворачивается вокруг своей оси или когда пострадавший в момент ранения совершает движения, образуется дополнительный разрез под углом к основной ране, отходящий или от угла ее или от одного из краев возле угла. Иногда конец раны приобретает форму ласточкиного хвоста (рис. 9).

Длина раневого канала зависит от длины клинка и глубины его проникновения в ткани. Однако судить по глубине раневого канала о длине

клинка не всегда возможно, так как он может быть введен в тело не на всю свою длину. Поэтому судебно-медицинский эксперт при наличии ранения малоподатливых на сжатие областей тела человека (например, головы, грудной клетки, спины) может лишь высказать предположение, что длина клинка оружия была не менее глубины раневого канала. Если же повреждение расположено в области живота, то по глубине раневого канала судить о длине клинка оружия вообще не представляется возможным, так как раневой канал в таких случаях может быть значительно больше длины клинка за счет вдавления рукояткой легко поддающихся сжатию мягких тканей передней брюшной стенки.

Проникая в глубь тела, колюще-режущие орудия нередко повреждают плоские кости — череп, грудину, ребра и др. и образуют на них ранения, которые по форме и размерам соответствуют поперечному сечению клинка. Это имеет важное медико-криминалистическое значение для определения вида орудия,

Многочисленные ушибы и царапины нанесенные тупыми или острыми предметами
Рис. 9. Колото-резаные раны на кисти при борьбе и самозащите

Иногда при повреждениях костей в толще их может остаться обломившийся конец лезвия колюще-режущего орудия. В таких случаях возможно провести трасологические исследования с целью идентификации орудия путем установления целого по частям.

Для определения ранящего предмета наряду с другими экспертными данными можно использовать также специальные исследования соскобов и смывов с поверхности использованного орудия. В них нередко удается обнаружить мельчайшие частицы раненых органов, например клетки печени, почек, легких. Для решения вопроса о форме и размерах острого орудия важное значение имеет также исследование характера повреждений на одежде (см. гл. 36).

К колющим орудиям относят предметы, имеющие удлиненную форму и заостренный конец (шило, игла, гвоздь, четырехгранный штык, зубья вил и т. д.).

Колющее орудие внедряется в глубь тела путем расслаивания и раздвигания тканей. При этом, как правило, образуется маленькое входное отверстие, длинный раневой канал и в редких случаях выходное отверстие, которое по размерам обычно меньше входного.

Очертания входного отверстия зависят прежде всего от формы орудия и его поперечного сечения. Так, конические или цилиндрические предметы, имеющие круглое или овальное сечение, причиняют щелевидную колотую рану, которая вследствие зияния может принимать форму овала. В результате ранения колющими орудиями, имеющими грани, например штыком, образуются звездчатые входные раны с числом лучей, соответствующим количеству граней. Вместе с тем колющие предметы с многочисленными неглубокими гранями образуют раны щелевидной или овальной формы с мелкими, едва заметными надрывами кожи по краям, причиненными гранями.

Поперечник колотых ран за счет сократимости кожи,, как правило, оказывается меньше размеров поперечного сечения орудия.

При ранении очень узкими длинными предметами, например шилом, спицей, на коже возникают маленькие точечные ранки, которые при беглом осмотре можно и не заметить. Вместе с тем они могут служить началом колотой раны, глубоко проникающей в ткани и повреждающей на своем пути сердце, крупные сосуды и другие жизненно важные органы.

Ранение плоских костей (черепа, грудины, лопаток, таза) колющими предметами сопровождается образованием отверстий, по форме сходных с поперечным сечением ранящего орудия. При этом на кости иногда возникают повреждения округлой формы, похожие на огнестрельные, что может привести к экспертной ошибке. В подобных случаях необходимо тщательно исследовать входное отверстие и раневой канал. Отсутствие дефекта ткани, поясков обтирания и осаднения, а также других признаков входной огнестрельной раны (см. далее) позволяет правильно установить характер повреждения.

Расположение колотых и колото-резаных ран на теле очень разнообразно. Чаще всего в случаях убийства они находятся на спине, груди, шее и животе. При самоубийствах колото-резаные раны обычно располагаются в области сердца и бывают множественными; большинство из них поверхностные и лишь отдельные глубокие раны вызывают повреждение какого-либо жизненно важного органа. Смерть при колотых и колото-резаных ранах наступает чаще всего от обильного кровотечения из поврежденных крупных сосудов, сердца и других внутренних органов.

Повреждения рубящими орудиями. Рубящими орудиями являются относительно тяжелые предметы с острым лезвием, например топор, сабля, действие которых на тело осуществляется путем нанесения ударов. Образующиеся в результате таких ударов рубленые раны имеют линейную форму, ровные края и острые утлы.

На мягких тканях эти раны внешне очень напоминают резаные, но отличаются от них большой глубиной и массивностью причиненных повреждений. Для рубленых ран в отличие от резаных характерно повреждение костей.

При нанесении удара пяткой или носком топора углы рубленой раны на коже будут неодинаковыми: со стороны лезвия угол будет острым, а со стороны пятки или носка — несколько закругленным и может иметь дополнительный надрыв, а сама рана часто приобретает удлиненно-клиновидную форму.

Если лезвие рубящего предмета недостаточно острое, а сам он имеет широкое клиновидное основание (например, колун), то края раны могут быть осаднены, а иногда даже иметь небольшие кровоизлияния. Такие раны напоминают ушибленные, нередко возникающие на голове при ударах ребром тупогранного предмета.

Повреждения костей рубящими предметами с острым лезвием весьма характерны. Нередко они повторяют форму поперечного сечения внедрившегося орудия (особенно на плоских костях). В месте разруба на кости образуется ровная площадка-шлиф, на которой иногда путем трасологических исследований удается выявить отдельные частные признаки рубящего орудия: неровности, зазубрины и другие особенности, которые могут быть использованы для целей идентификации.

В судебно-медицинской практике чаще всего встречаются рубленые повреждения черепа. В зависимости от силы удара на костях образуются линейные надрубы или линейно-щелевидные разрубы, нередко проникающие в полость черепа. При ударах пяткой или носком топора часто возникают клиновидно-дырчатые переломы, проникающие в черепную полость. Следует обращать внимание на дополнительные трещины костей черепа, отходящие от углов или краев рубленой раны, так как направление их может указывать на направление удара.

Читайте также:  Ушибы левой ноги по психосоматике

Психология bookap

Помимо надрубов и разрубов при многочисленных ударах рубящим предметом на костях образуются множественные трещины и оскольчатые переломы, особенно при затупленном лезвии. Внешне их трудно отличить от повреждений, наносимых гранью тупого предмета.

Рубленые раны чаще всего располагаются на голове, иногда на задней поверхности шеи и, как правило, наносятся посторонней рукой. Самоубийства путем причинения рубленых повреждений крайне редки. Известны случаи самоубийства путем нанесения рубленых ран головы. При этом наблюдаются множественные параллельные друг другу неглубокие повреждения, расположенные в лобной и теменных областях головы, проникающие в общей массе в полость черепа.

Источник

Òðàâìû îñòðûìè ïðåäìåòàìè

1. ×òî ñîáîé ïðåäñòàâëÿþò îñòðûå ïðåäìåòû, åñëè ïîä ïðåäìåòîì ïîíèìàòü åãî ïîâðåæäàþùóþ ïîâåðõíîñòü?

Îñòðûå ïðåäìåòû — ïðåäìåòû, èìåþùèå ëåçâèå, îñòðûé êîíåö èëè îäíîâðåìåííî òî è äðóãîå.

2. Êàêàÿ ñóùåñòâóåò îáùåïðèíÿòàÿ êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ ïðåäìåòîâ?

Ïðàêòè÷åñêîå ñóäåáíî-ìåäèöèíñêîå çíà÷åíèå èìååò ðàçäåëåíèå âñåõ îñòðûõ ïðåäìåòîâ íà:

• Ðåæóùèå

• Êîëþùèå

• Êîëþùå-ðåæóùèå

• ðóáÿùèå.

3. ×òî òàêîå ðåæóùèå ïðåäìåòû?

Ðåæóùèå ïðåäìåòû — ïðåäìåòû, èìåþùèå îñòðîå ëåçâèå è ìàëûé âåñ (ñòîëîâûé íîæ, îïàñíàÿ è áåçîïàñíàÿ áðèòâû, íåáîëüøîé êóñîê ñòåêëà è ò.ï.).

4. Êàêîâ ìåõàíèçì äåéñòâèÿ ðåæóùèìè ïðåäìåòàìè?

Ìåõàíèçì äåéñòâèÿ ðåæóùèìè ïðåäìåòàìè — äàâëåíèå è ñêîëüæåíèå.

5. Êàêîâ ìåõàíèçì îáðàçîâàíèÿ ïîâðåæäåíèé ïðè äåéñòâèè ðåæóùèìè ïðåäìåòàìè?

Ìåõàíèçì îáðàçîâàíèÿ ïîâðåæäåíèé — ðàññå÷åíèå òêàíåé.

6. Êàêèå ïîâðåæäåíèÿ ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ îò äåéñòâèÿ ðåæóùèìè ïðåäìåòàìè?

Ïðè äåéñòâèè ðåæóùèìè ïðåäìåòàìè ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ: ðåçàíàÿ ðàíà, îòäåëåíèå ìåëêèõ (ìÿãêèõ) ÷àñòåé ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà (êîí÷èê íîñà, óøíûå ðàêîâèíû è ò.ï.) è öàðàïèíû (ëèíåéíûå ññàäèíû).

7. Êàêîâà ìîðôîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà òèïè÷íîãî äëÿ äåéñòâèÿ ðåæóùèìè ïðåäìåòàìè ïîâðåæäåíèÿ – ðåçàíîé ðàíû? Ðåçàíàÿ ðàíà, êàê ïðàâèëî, âåðåòåíîîáðàçíîé ôîðìû. Äëèíà åå ïðåîáëàäàåò íàä øèðèíîé è ãëóáèíîé. Çèÿíèå ðàíû âûðàæåíî. Êðàÿ ðîâíûå, íå îñàäíåííûå, íå êðîâîïîäòå÷íûå, êîíöû (óãëû; îáà îñòðûå. Îò óãëà, ãäå êîí÷àåòñÿ ðàíà, êàê ïðàâèëî, îòõîäèò íåáîëüøîé (0,5-0,8 ñì) íàäðåç ýïèäåðìèñà è ïîâåðõíîñòíûõ ñëîåâ äåðìû – «íàñå÷êà». Ñòåíêè ðàíû ãëàäêèå, ôîðìà ïîïåðå÷íîãî ñå÷åíèÿ êëèíîâèäíàÿ, à ïðè ñáëèæåíèè êðàå⠖ ùåëåâèäíàÿ. Ïðè ïîâðåæäåíèè êîæè, ïîêðûòîé âîëîñàìè, ëóêîâèöû ïîñëåäíèõ ðàññåêàåòñÿ. Êðîâîòå÷åíèå èç ðåçàíîé ðàíû íàðóæíîå, îáèëüíîå.

8. Êàêèå ïðåäìåòû îòíîñÿò ê êîëþùèì?

Êîëþùèå – ýòî ïðåäìåòû, èìåþùèå îñòðûé êîíåö (ãâîçäü, øèëî, æãëà, ãðàíåíûé øòûê âèíòîâêè è ò.ï.).

9. Êàêîâ ìåõàíèçì äåéñòâèÿ êîëþùèìè ïðåäìåòàìè?

Ìåõàíèçì äåéñòâèÿ êîëþùèìè ïðåäìåòàìè — óäàð.

10. Êàêîâ ìåõàíèçì îáðàçîâàíèÿ ïîâðåæäåíèé ïðè äåéñòâèè êîëþùèìè ïðåäìåòàìè?

Ïîâðåæäåíèÿ ïðè äåéñòâèè êîëþùèìè ïðåäìåòàìè îáðàçóþòñÿ çà ñ÷åò ïðîêàëûâàíèÿ, ðàçäâèãàíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé èëè îòëàìûâàíèÿ ó÷àñòêà êîñòè.

11. Êàêèå ïîâðåæäåíèÿ ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ îò äåéñòâèÿ êîëþùèì ïðåäìåòîì?

Ïðè äåéñòâèè êîëþùèì ïðåäìåòîì ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ: êîëîòàÿ ðàíà, äûð÷àòûé ïåðåëîì, ïîâðåæäåíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

12. Êàêîâà ìîðôîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà êîëîòîé ðàíû?

Êîëîòàÿ ðàíà ìîæåò èìåòü ðàçíîîáðàçíóþ ôîðìó (îâàëüíóþ, ùåëåâèäíóþ, çâåçä÷àòóþ, êðåñòîîáðàçíóþ è ò.ï.), çàâèñÿùóþ îò ïîïåðå÷íîãî ñå÷åíèÿ êîëþùåãî ïðåäìåòà. Ãëóáèíà ðàíû âñåãäà ïðåîáëàäàåò íàä äëèíîé è øèðèíîé. Çèÿíèå ðàíû íå âûðàæåíî. Êðàÿ ðàíû ðîâíûå, ïðè âûðàæåííîì ðàçäâèãàíèè òêàíåé ìîãóò áûòü íåñêîëüêî îñàäíåíû. Êîíöû (óãëû) ìîãóò îòñóòñòâîâàòü, íî ïðè íàëè÷èè ãðàíåé ó êîëþùåãî ïðåäìåòà ìîãóò áûòü ìíîæåñòâåííûìè (2-6). Ñòåíêè ðàíû ãëàäêèå. Ôîðìà ñå÷åíèÿ ÷àùå îâàëüíàÿ. Êðîâîòå÷åíèå èç ïðîíèêàþùèõ ðàí îáèëüíîå âíóòðåííåå è íåîáèëüíîå íàðóæíîå.

13. Êàêèå ïðåäìåòû îòíîñÿò ê êîëþùå-ðåæóùèì?

Êîëþùå-ðåæóùèå — ýòî ïðåäìåòû, èìåþùèå ëåçâèå (îäíî èëè äâà) è îñòðûé êîíåö (ôèíñêèé, ïåðî÷èííûé íîæè, êèíæàëû è ò.ï.).

14. Êàêîâ ìåõàíèçì äåéñòâèÿ êîëþùå-ðåæóùèì ïðåäìåòîì?

Ìåõàíèçì äåéñòâèÿ êîëþùå-ðåæóùèì ïðåäìåòîì — óäàð, ñêîëüæåíèå, äàâëåíèå.

15. Êàêîâ ìåõàíèçì îáðàçîâàíèÿ ïîâðåæäåíèé ïðè äåéñòâèè êîëþùå-ðåæóùèì ïðåäìåòîì?

Ìåõàíèçì îáðàçîâàíèÿ – ïðîêàëèâàíèå, ðàññå÷åíèå è ðàçäâèãàíèå òêàíåé.

16. Êàêèå ïîâðåæäåíèÿ ìîãóò âîçíèêàòü îò äåéñòâèÿ êîëþùå-ðåæóùèìè ïðåäìåòàìè?

Ïðè äåéñòâèè êîëþùå-ðåæóùèì ïðåäìåòîì ìîãóò âîçíèêíóòü: êîëîòî-ðåçàíàÿ ðàíà, äûð÷àòûé ïåðåëîì êîñòåé, ïîâðåæäåíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

17. Êàêîâà ìîðôîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà êîëîòî-ðåçàíîé ðàíû?

Êîëîòî-ðåçàíàÿ ðàíà ïðè âûðàæåííîì çèÿíèè êðàåâ èìååò âåðåòåíîîáðàçíóþ èäè îâàëüíóþ ôîðìó. Ïðè ñáëèæåíèè êðàåâ îíà, êàê ïðàâèëî, ëèíåéíàÿ, äóãîîáðàçíàÿ èëè èçâèëèñòàÿ. Ãëóáèíà ðàíû ïðåîáëàäàåò íàä äëèíîé è øèðèíîé. Çèÿíèå ÷àùå âûðàæåíî õîðîøî. Êðàÿ ðàíû ðîâíûå, íå îñàäíåííûå, íî ïðè ïîãðóæåíèè ðàíÿùåãî ïðåäìåòà â òåëî ïîä óãëîì îäèí èç êðàåâ ìîæåò áèòü íåñêîëüêî îñàäíåí. Êîíöû (óãëû) ðàíû â çàâèñèìîñòè îò òîãî, îáîþäî- èëè îäíîñòîðîííå îñòðûé ïðåäìåò, ìîãóò áûòü èëè îáà îñòðûå èëè îäèí îñòðûé, à äðóãîé çàêðóãëåí. Ñòåíêè ðàíû ãëàäêèå. Ôîðìà ïîïåðå÷íîãî ñå÷åíèÿ ÷àùå êëèíîâèäíàÿ. Êðîâîòå÷åíèå èç ïðîíèêàþùèõ êîëîòî-ðåçàíûõ ðàí îáèëüíîå êàê íàðóæíîå, òàê è âíóòðåííåå. Åñëè ïðè èçâëå÷åíèè êîëþùå-ðåæóùåãî ïðåäìåòà èçìåíÿåòñÿ íàïðàâëåíèå äâèæåíèÿ ëåçâèÿ ïî îòíîøåíèþ ê äëèííèêó ðàíû, ìîãóò áûòü äîïîëíèòåëüíûå ðàçðåçû, ñîåäèíåííûå ñ îñíîâíîé ðàíîé.

18. Êàêèå ïðåäìåòû îòíîñÿò ê ðóáÿùèì?

Ðóáÿùèå – ýòî ïðåäìåò, èìåþùèé ëåçâèå è çíà÷èòåëüíûé âåñ (òîïîð, øàøêà, òÿæåëûå íîæè è ò.ï.).

19. Êàêîâ ìåõàíèçì äåéñòâèÿ ðóáÿùèì ïðåäìåòîì?

Ìåõàíèçì äåéñòâèÿ ðóáÿùèì ïðåäìåòîì — óäàð.

20. Êàêîâ ìåõàíèçì îáðàçîâàíèÿ ïîâðåæäåíèé ïðè äåéñòâèè ðóáÿùèì ïðåäìåòîì?

Ìåõàíèçì îáðàçîâàíèÿ ïîâðåæäåíèé – ðàññå÷åíèå, ýëåìåíòû ðàçìîçæåíèÿ è ðàçäâèãàíèÿ òêàíåé.

21. Êàêèå ïîâðåæäåíèÿ îáðàçóþòñÿ ïðè äåéñòâèè ðóáÿùèìè ïðåäìåòàìè?

Ïðè äåéñòâèè ðóáÿùèì ïðåäìåòîì ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ: ðóáëåíàÿ ðàíà, ïåðåëîìû êîñòåé (ðàçðóáû è ìíîãîîñêîëü÷àòûå ïåðåëîìû), ïîâðåæäåíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, îòäåëåíèå ÷àñòåé ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà (ðóêà, íîãà è ò.ä.).

22. Êàêîâà ìîðôîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ðóáëåíîé ðàíû?

Ðóáëåíàÿ paía – ïîâðåæäåíèå, èìåþùåå ÷àùå âåðåòåíîîáðàçíóþ ôîðìó. Çèÿíèå ðàíû âûðàæåíî õîðîøî. Ãëóáèíà è äëèíà ðàíû ïðåîáëàäàþò íàä øèðèíîé. Êðàÿ ðàíû ðîâíûå, ìîãóò áûòü îñàäíåííûå è êðîâîïîäòå÷íûå. Êîíöû (óãëû) ìîãóò áûòü îñòðûå, îäèí îñòðûé, äðóãîé Ï-îáðàçíûé èëè îáà Ï-îáðàçíûå. Ñòåíêè ðàíû ãëàäêèå. Ôîðìà ïîïåðå÷íîãî ñå÷åíèÿ êëèíîâèäíàÿ. Êðîâîòå÷åíèå èç ðóáëåíîé ðàíû îáèëüíîå êàê âíóòðåííåå, òàê è íàðóæíîå.

23. Êàêèå èç äîïîëíèòåëüíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ èñïîëüçóþòñÿ ïðè ýêñïåðòèçå ïîâðåæäåíèé, ïðè÷èíåííûõ îñòðûìè ïðåäìåòàìè?

• Èçãîòîâëåíèå ñëåïêîâ ðàíåâûõ êàíàëîâ ìîëîòûõ è êîëîòî-ðåçàíûõ ðàí. Ðàíåâûå êàíàëû çàëèâàþò áûñòðî çàòâåðäåâàþùèìè ìàññàìè (âîñê, ïàðàôèí, ïàñòà «Ê», òèîêîëîâûå ïàñòû, çóáîâðà÷åáíàÿ ñèëèêîíîâàÿ ìàññà è ò.ï.). Ýòîò ìåòîä ïîçâîëÿåò îïðåäåëèòü (îðèåíòèðîâî÷íî) ôîðìó è ðàçìåðû êëèíêà (îñîáåííî åãî êîíöåâîé ÷àñòè) êîëþùèõ è êîëþùå-ðåæóùèõ ïðåäìåòîâ.

• Íåïîñðåäñòâåííàÿ ìèêðîñêîïèÿ ïðè ïîìîùè ñòåðåîñêîïè÷åñêîãî èëè îïåðàöèîííîãî ìèêðîñêîïîâ ïîçâîëÿåò óñòàíîâèòü õàðàêòåð ïîâðåæäåíèé íà îäåæäå è òåëå, ñâîéñòâà èõ êðàåâ, êîíöîâ (óãëîâ), îïðåäåëèòü èíîðîäíûå âêëþ÷åíèÿ, äîïîëíèòåëüíûå ïîâðåæäåíèÿ â îêðóæíîñòè ðàí, îñíîâíîé è äîïîëíèòåëüíûé ðàçðåçû è ò.ï.

• Öâåòíûå õèìè÷åñêèå ðåàêöèè íà æåëåçî. ×àùå èñïîëüçóåòñÿ ìèêðîõèìè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ íà æåëåçî – ïðîáà Ïýðëñà. Îáëàñòü ïîâðåæäåíèÿ ñìà÷èâàåòñÿ ñâåæåïðèãîòîâëåííîé ñìåñüþ (îäíà ÷àñòü 2% ðàñòâîðà æåëòîé êðîâÿíîé ñîëè è îäíà ÷àñòü 2% ñîëÿíîé êèñëîòû). Ñîåäèíåíèÿ æåëåçà îêðàøèâàþòñÿ â ñèíèé èëè ñèíå-çåëåíûé öâåò (îáðàçóåòñÿ áåðëèíñêàÿ ëàçóðü). Ïîëîæèòåëüíûå ðåçóëüòàòû ýòèõ ðåàêöèé ïîçâîëÿþò ñóäèòü îá èñïîëüçîâàíèè ìåòàëëñîäåðæàùèõ ïðåäìåòîâ, îá èõ ñâîéñòâàõ (çàðæàâëåííîñòü, ôîðìà êëèíêà), î ïîëîæåíèè îòíîñèòåëüíî ïîâåðõíîñòè òåëà ïðè ïîãðóæåíèè, îá îñíîâíîé ÷àñòè ïîâðåæäåíèÿ â êîëîòî-ðåçàíûõ ðàíåíèÿõ ñ äîïîëíèòåëüíûì ðàçðåçîì.

• Ýëåêòðîãðàôè÷åñêèé àíàëèç. Ýëåêòðîãðàôèÿ ÿâëÿåòñÿ ìåòîäîì îòòèñêîâ (îòïå÷àòêîâ), îñíîâàííûì íà ýëåêòðîëèçå: èññëåäóåìûé îáúåêò (êîæà ñ ïîâðåæäåíèÿìè è äð.) ÿâëÿåòñÿ àíîäîì, ìåòàëëè÷åñêàÿ ïëàñòèíêà – êàòîäîì, à ýëåêòðîëèòîì – ðàñòâîð ÷óâñòâèòåëüíîãî ðåàêòèâà, êîòîðûì ïðîïèòûâàåòñÿ áóìàãà. Ýòîò ìåòîä ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ âûÿâëåíèÿ æåëåçà â îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ íà îäåæäå è òåëå.

Читайте также:  Как быстро вылечить ушиб спины

• Ýëåêòðîãðàôè÷åñêèé àíàëèç. Õîðîøî ïðîïèòàííàÿ ñî-îòâåòñòâóþùèì ðàñòâîðèòåëåì îòôèêñèðîâàííàÿ ôîòîáóìàãà ïëîòíî ïðèæèìàåòñÿ æåëàòèíîâûì ñëîåì ê îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ, òàêæå ñìî÷åííîìó ðàñòâîðèòåëåì. ×åðåç 5 ìèíóò ïðîèçâîäÿò ïðîÿâëåíèå. Ìåòîä ïîçâîëÿåò îáíàðóæèòü â îáëàñòè ïîâðåæäåíèé ðàçëè÷íûå ìåòàëëû.

• Ðåíòãåíîëîãè÷åñêèé ìåòîä. Çàëèâêà ðàíåâûõ êàíàëîâ êîíòðàñòíûì âåùåñòâîì ïîçâîëÿåò èñïîëüçîâàòü ðåíòãåíîëîãè÷åñêèé ìåòîä äëÿ îïðåäåëåíèÿ îðóäèÿ òðàâìû.

• Òðàññîëîãè÷åñêèé ìåòîä. Êîïèðîâàíèå è ïîñëåäóþùåå èçó÷åíèå ñëåäîâ ìèêðîðåëüåôà ëåçâèÿ êëèíêà íîæà èëè òîïîðà íà ðåáåðíûõ õðÿùàõ, êîñòÿõ ñâîäà ÷åðåïà ïîçâîëÿåò èäåíòèôèöèðîâàòü ïðåäìåò, êîòîðûì áûëè íàíåñåíû ïîâðåæäåíèÿ.

• Ìåòîä âîññòàíîâëåíèÿ ïåðâîíà÷àëüíîãî âèäà êðàåâ ðàí ïî À.Í.Ðàòíåâñêîìó. Ó÷àñòîê êîæè ñ ïîâðåæäåíèåì êîíñåðâèðóåòñÿ â ñïèðò-ãëèöåðèíîâîé ñìåñè, çàòåì âûñóøèâàåòñÿ ïðè âûñîêîé òåìïåðàòóðå äëÿ âûðàâíèâàíèÿ ïîñëåäóþùåãî äåéñòâèÿ íå êðàÿ ðàíû è ïðèëåæàùèå ó÷àñòêè êîæè óêñóñíî-ñïèðòîâîãî ðàñòâîðà.

24. Êàêèå îñíîâíûå âîïðîñû ðàçðåøàþòñÿ ïðè èññëåäîâàíèè ïîâðåæäåíèé, ïðè÷èíåííûõ îñòðûìè ïðåäìåòàìè?

• Êàêîâà ïðè÷èíà ñìåðòè?

• Êàêèì ïðåäìåòîì íàíåñåíû ïîâðåæäåíèÿ?

• Êàêîâà äëèíà è øèðèíà êëèíêà, ôîðìà êîíöåâîé ÷àñòè êëèíêà è åãî ïîïåðå÷íîãî ñå÷åíèÿ?

• Êàêîâî íàïðàâëåíèå ðàíåâîãî êàíàëà?

• Êàêîâî íàïðàâëåíèå óäàðà?

25. Êàêèå ïîìîëîãè÷åñêèå ôîðìû ïîâðåæäåíèé ìîãóò èìåòü ìåñòî ïðè äåéñòâèè îñòðûìè ïðåäìåòàìè? Êàê ôîðìóëèðóåòñÿ îòâåò î ïðè÷èíå ñìåðòè?

 ñëó÷àÿõ ïîâðåæäåíèé, ïðè÷èíåííûõ îñòðûìè ïðåäìåòàìè, â êà÷åñòâå îñíîâíîãî ìîãóò âûñòóïàòü òàêèå, íàïðèìåð, íîçîëîãè÷åñêèå ôîðìû, êàê ðåçàíàÿ ðàíà øåè ñ ïîâðåæäåíèåì ñîííîé àðòåðèè, ÿðåìíîé âåíû è òðàõåè; êîëîòî-ðåçàííîå (êîëîòîå) ðàíåíèå ãðóäíîé êëåòêè ñ ïîâðåæäåíèåì ñåðäöà è ëåâîãî ëåãêîãî; ðóáëåíàÿ ðàíà ãîëîâû ñ ïîâðåæäåíèåì êîñòåé ñâîäà è îñíîâàíèÿ ÷åðåïà, îáîëî÷åê è âåùåñòâà ãîëîâíîãî ìîçãà è ò.ï.

Îòâåò î ïðè÷èíå ñìåðòè ìîæåò áûòü ñôîðìóëèðîâàí, íàïðèìåð, ñëåäóþùèì îáðàçîì: Ñìåðòü ãð-íà À. íàñòóïèëà îò êîëîòî-ðåçàííîãî ïðîíèêàþùåãî ðàíåíèÿ ãðóäíîé êëåòêè ñ ïîâðåæäåíèåì ñåðäöà è ëåâîãî ëåãêîãî, îñëîæíèâøåãîñÿ îñòðîé êðîâîïîòåðåé. Îá ýòîì ñâèäåòåëüñòâóåò îáíàðóæåíèå óêàçàííûõ ïîâðåæäåíèé ïðè èññëåäîâàíèè òðóïà ãð-íà À., à òàêæå ïðèçíàêè îñòðîì êðîâîïîòåðè: ïÿòíà Ìèíàêîâà, ìàëîêðîâèå âíóòðåííèõ îðãàíîâ, ëåâîñòîðîííèé ãåìàòîðàêñ (1500 ìë), ãåìîïåðèêàðä (200 ìë), ëóæè êðîâè íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ.

26. Êàêèì ïðåäìåòîì íàíåñåíû ïîâðåæäåíèÿ?

Îòâåò íà ýòîò âîïðîñ ôîðìóëèðóåòñÿ íà îñíîâàíèè îñîáåííîñòåé ìîðôîëîãè÷åñêîé õàðàêòåðèñòèêè èññëåäóåìîãî ïîâðåæäåíèÿ. Íàïðèìåð: «Ó÷èòûâàÿ íàëè÷èå ðîâíûõ êðàåâ ðàíû, îäíîãî îñòðîãî, äðóãîãî çàêðóãëåííîãî óãëîâ, ïðåîáëàäàíèå ãëóáèíû íàä äëèíîé è øèðèíîé ðàíû, ñëåäóåò ñ÷èòàòü, ÷òî ïîâðåæäåíèå ãð-íà À. áûëî íàíåñåíî êîëþùå-ðåæóùèì ïðåäìåòîì».

27. Êàêîâà äëèíà è øèðèíà êëèíêà, ôîðìà êîíöåâîé ÷àñòè êëèíêà è åãî ïîïåðå÷íîãî ñå÷åíèÿ? (Âîïðîñ ñòàâèòñÿ â ñëó÷àÿõ ïîâðåæäåíèé, ïðè÷èíåííûõ êîëþùèìè è êîëþùå-ðåæóùèìè ïðåäìåòàìè).

Î øèðèíå ïîãðóçèâøåãîñÿ îòðåçêà êëèíêà ñóäÿò ïî äëèíå ïîâðåæäåíèÿ íà îäåæäå è òåëå. Íàïðèìåð, åñëè äëèíà êîëîòî-ðåçàíîé ðàíû 1,8 ñì, òî îòâåò ìîæåò áûòü ñôîðìóëèðîâàí òàê: «Ó÷èòûâàÿ äëèíó ðàíû íà òåëå ïîñòðàäàâøåãî, ñëåäóåò ñ÷èòàòü, ÷òî øèðèíà êëèíêà, ïðè÷èíèâøåãî ïîâðåæäåíèå, íå áîëüøå 18 ñì». Åñëè ïîâðåæäåíèÿ ìíîæåñòâåííûå, òî î øèðèíå êëèíêà ñóäÿò ïî íàèìåíüøåé äëèíå ðàíû ïðè åå äîñòàòî÷íîé ãëóáèíå.

Äëèíà êëèíêà óñòàíàâëèâàåòñÿ ïî ãëóáèíå ðàíåâîãî êàíàëà ñ ó÷åòîì òîëùèíû ñëîÿ îäåæäû è ïîäàòëèâîñòè òêàíåé.  îáëàñòÿõ òåëà ñ ìàëî ñæèìàåìûìè ñòåíêàìè (íàïðèìåð, ãîëîâà) ãëóáèíà ðàíåâîãî êàíàëà ñîîòâåòñòâóåò ïîãðóçèâøåéñÿ ÷àñòè îðóäèÿ. È åñëè íåò ïðèçíàêîâ, óêàçûâàþùèõ íà ïîëíîå ïîãðóæåíèå êëèíêà (êðîâîïîäòåêè, ññàäèíû, ñäàâëåíèÿ ýïèäåðìèñà â îáëàñòè êîëîòîãî èëè êîëîòî-ðåçàíîãî ïîâðåæäåíèÿ), òî âîçìîæåí ëèøü âûâîä î òîì, ÷òî äëèíà êëèíêà íå ìåíüøå ãëóáèíû ðàíåâîãî êàíàëà. Ïðè ðàíåíèÿõ îáëàñòåé òåëà ñ ïîäàòëèâûìè ñòåíêàìè çàêëþ÷åíèå î äëèíå êëèíêà ìîæåò áûòü ëèøü îðèåíòèðîâî÷íûì.

Ôîðìà ïîïåðå÷íîãî ñå÷åíèÿ êëèíêà õîðîøî îïðåäåëÿåòñÿ, åñëè èìåþòñÿ ïîâðåæäåíèÿ îõîòíûõ òêàíåé (ïëîòíàÿ îäåæäà, êîæà, õðÿùè, êîñòè). Äî íàëè÷èþ îäíîãî èëè äâóõ îñòðûõ óãëîâ ïîâðåæäåíèÿ ñóäÿò îá îäíîñòîðîííå- èëè îáîþäîîñòðîì êëèíêå. Î ôîðìå êîíöåâîé ÷àñòè êëèíêà ñóäÿò ïî õàðàêòåðó ñëåïêîâ ðàíåâûõ êàíàëîâ èëè ïî ðåçóëüòàòàì ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ î çàëèâêîé ðàíåâîãî êàíàëà êîíòðàñòíûì âåùåñòâîì.

28. Êàêîâî íàïðàâëåíèå ðàíåâîãî êàíàëà?

Ïðè îòâåòå íà ýòîò âîïðîñ íåîáõîäèìî èìåòü â âèäó, ÷òî çà íàïðàâëåíèå ðàíåâîãî êàíàëà ïðèíèìàåòñÿ óñëîâíàÿ ëèíèÿ, ïðîâåäåííàÿ îò âõîäíîãî îòâåðñòèÿ äî êîíöåâîé ÷àñòè ðàíåâîãî êàíàëà èëè äî âûõîäíîãî îòâåðñòèÿ. Îïðåäåëåíèå íàïðàâëåíèÿ ðàíåâîãî êàíàëà îñíîâàíî íà óñòàíîâëåíèè åãî ðàñïîëîæåíèÿ îòíîñèòåëüíî îòäåëüíûõ ïîâåðõíîñòåé è îñåé òåëà. Íàïðèìåð, îòâåò ìîæåò çâó÷àòü òàê: «Ó÷èòûâàÿ ëîêàëèçàöèþ âõîäíîãî îòâåðñòèÿ è êîíöåâîé ÷àñòè ðàíåâîãî êàíàëà, ñëåäóåò ñ÷èòàòü, ÷òî íàïðàâëåíèå ðàíåâîãî êàíàëà íà òåëå ãð-íà À. ñïåðåäè-íàçàä, ñëåâà-íàïðàâî è ñâåðõó âíèç».

29. Êàêîâî íàïðàâëåíèå óäàðà?

Äëÿ ñóæäåíèÿ î íàïðàâëåíèè óäàðà íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ïîçó ïîòåðïåâøåãî â ìîìåíò íàíåñåíèÿ ïîâðåæäåíèé. Íàïðàâëåíèå ðàíåâîãî êàíàëà ñîâïàäàåò ñ íàïðàâëåíèåì óäàðà òîëüêî â ñëó÷àÿõ âåðòèêàëüíîãî ïîëîæåíèÿ òåëà ïîñòðàäàâøåãî. Ïîýòîìó ðàçðåøåíèå âîïðîñà âîçìîæíî ïðè ó÷åòå ïîëîæåíèÿ òåëà ïîòåðïåâøåãî è âçàèìîðàñïîëîæåíèÿ åãî æ íàïàäàþùåãî. Ïðè îòñóòñòâèè òàêèõ äàííûõ äåëàåòñÿ âûâîä î íàïðàâëåíèè óäàðà ïðèìåíèòåëüíî ê âåðòèêàëüíîìó ïîëîæåíèþ òåëà ðàíåíîãî è íàïàäàþùåãî. Íàïðèìåð, åñëè äîêàçàíî âåðòèêàëüíîå ïîëîæåíèå ïîñòðàäàâøåãî (íà îäåæäå è òåëå âåðòèêàëüíûå ïîòåêè êðîâè), òî îòâåò ìîæåò áûòü ñôîðìóëèðîâàí òàê: «Ïîñêîëüêó ãð. À. íàõîäèëñÿ â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè â ìîìåíò íàíåñåíèÿ ïîâðåæäåíèé, î ÷åì ñâèäåòåëüñòâóþò âåðòèêàëüíûå ïîòåêè êðîâè íà îäåæäå è òåëå, ñëåäóåò ñ÷èòàòü, ÷òî íàïðàâëåíèå óäàðà ñîîòâåòñòâîâàëî íàïðàâëåíèþ ðàíåâîãî êàíàëà, ò.å. áûëî ñïåðåäè-íàçàä, ñëåâà-íàïðàâî è ñâåðõó-âíèç». Åñëè íåò ïðèçíàêîâ, óêàçûâàþùèõ íà ïîëîæåíèå òåëà ïîñòðàäàâøåãî â ìîìåíò íàíåñåíèÿ ïîâðåæäåíèé, òî îòâåò ìîæåò áûòü ñôîðìóëèðîâàí òàê: «Åñëè áû ãð. À. íàõîäèëñÿ â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè, òî íàïðàâëåíèå óäàðà ñîîòâåòñòâîâàëî áû íàïðàâëåíèþ ðàíåâîãî êàíàëà, ò.å. áûëî áû ñïåðåäè-íàçàä, ñëåâà-íàïðàâî è ñâåðõó-âíèç».

30. Êàêîâû îñîáåííîñòè ôîðìóëèðîâàíèÿ ýêñïåðòíîãî çàêëþ÷åíèÿ, åñëè ïîâðåæäåíèÿ íà òåëå ïîñòðàäàâøåãî ïîäâåðãëèñü õèðóðãè÷åñêîé îáðàáîòêå, çàæèëè èëè èçìåíåíû ãíèåíèåì?

 òàêèõ ñëó÷àÿõ ýêñïåðòíûå âûâîäû ïîëíîñòüþ èëè ÷àñòè÷íî áàçèðóþòñÿ íà äàííûõ ìåäèöèíñêèõ äîêóìåíòîâ (ïîäëèííèêè èñòîðèè áîëåçíè, àìáóëàòîðíîé êàðòû è ò.ï.). Ñëåäóåò îò» ìåòèòü, ÷òî çàïèñè â ýòèõ äîêóìåíòàõ íå âñåãäà óäîâëåòâîðÿþò òåì òðåáîâàíèÿì, êîòîðûå ïðåäúÿâëÿþòñÿ ê íèì êàê ê èñòî÷íèêàì äîêàçàòåëüñòâ. Ðåäêî äàþòñÿ îïèñàíèÿ íàïðàâëåíèÿ è ãëóáèíû ðàíåâûõ êàíàëîâ, ñîñòîÿíèå è õàðàêòåð êðàåâ è óãëîâ ïîâðåæäåíèÿ, òî÷íîãî ðàñïîëîæåíèÿ ïîâðåæäåíèé íà òåëå ïîòåðïåâøåãî. Êîëîòî-ðåçàíûå ïîâðåæäåíèÿ ÷àñòî îïðåäåëÿþòñÿ êàê «êîëîòûå», «ðåçàíûå», «ïðîíèêàþùèå», «íîæåâûå» êîëîòûå èíîãäà ïðèíèìàþòñÿ çà îãíåñòðåëüíûå è íàîáîðîò. Óêàçàííûå è ðÿä äðóãèõ íåäîñòàòêîâ îôîðìëåíèÿ ìåäèöèíñêîé äîêóìåíòàöèè îòðèöàòåëüíî îòðàæàþòñÿ íà ïîëíîòå ñóäåáíî-ìåäèöèíñêîãî çàêëþ÷åíèÿ, à íåðåäêî ïîëíîñòüþ èñêëþ÷àþò âîçìîæíîñòü âûñêàçàòü ñóæäåíèå îá îðóäèè òðàâìû.

Âðà÷-êëèíèöèñò, íè íà ìèíóòó íå çàáûâàÿ î ðàíåíîì êàê î áîëüíîì, â òî æå âðåìÿ îáÿçàí ïîìíèòü î ñâîåì îáùåñòâåííîì äîëãå ïåðåä ïðàâîñóäèåì. Ïîýòîìó îäíîâðåìåííî ñ îêàçàíèåì ìåäèöèíñêîé ïîìîùè åìó ñëåäóåò ïîçàáîòèòüñÿ è îá îáñòîÿòåëüñòâàõ ýêñïåðòíîãî èëè ñëåäñòâåííîãî ïîðÿäêà. Ýòî êàñàåòñÿ êàê ïîâðåæäåíèé íà òåëå ïîñòðàäàâøåãî, êîòîðûå òðåáóåòñÿ îïèñàòü â èñòîðèè áîëåçíè ïðåäåëüíî ïîëíî è îáúåêòèâíî, òàê è ðàçëè÷íûõ ñëåäîâ íà îäåæäå, êîòîðàÿ äîëæíà áûòü ñîõðàíåíà êàê âåùåñòâåííîãî äîêàçàòåëüñòâî.

Îäåæäó íåîáõîäèìî ñîõðàíèòü è èññëåäîâàòü âî âñåõ ñëó÷àÿõ, íî îñîáåííî â ñëåäóþùèõ:

1. Êîãäà êðàÿ ðàíû èññå÷åíû ïðè õèðóðãè÷åñêîé îáðàáîòêå.

2. Êîãäà ðàíà çàæèëà.

Источник