Накладываем шину дитерихса при переломе бедра
Перелом конечностей – это частичное или полное нарушение целостности костей тела. Переломы, особенно нижних конечностей, сопровождаются сильной болью и тяжелым реабилитационным периодом.
В этих случаях необходимо быстро установить шину на месте перелома, так как транспортировка пострадавшего без фиксирующего приспособления может привести к травматическому и болевому шоку у больного.
Шина Дитерихса при переломах
Шина – специальное устройство, предназначенное для фиксации определенных частей тела человека, применяемая при различных травмах. Они бывают стандартного или импровизированного вида (полевой случай). Наложение шины Дитерихса заключается в иммобилизации части тела в оптимальном положении на длительный отрезок времени.
Свое название фиксатор получил от его создателя – советского выдающегося хирурга, профессора М.М. Дитерихса (1871-1941), который применял шину во время Второй Мировой Войны. Конструкция не потеряла свою актуальность и в наши дни.
Требования, предъявляемы к конструкции
Шина должна:
- Быть прочной, лёгкой и надежной для иммобилизации суставов: тазобедренного, коленного и голеностопного.
- Быть удобной, чтобы иметь доступ к поврежденной части тела.
- Фиксировать конечность в любом положении.
- Иметь простую, мобильную конструкцию и легкую технику выполнения.
Основное преимущество шины Дитерихса при переломе бедра, в сравнении с другими устройствами, – надежная фиксация тазобедренного сустава. За счет этого появилась возможность иммобилизировать переломы верхней части бедра.
Используя конструкцию шины Дитерихса, современные ученые создают более технологичные приспособления, при этом учитывают требования, которые сформулировал профессор М. М. Дитерихс.
Большое количество опорно-двигательных травм нуждается в обездвиживании поврежденных суставов или костей. Шина Дитерихса дает возможность одновременно вытянуть и обездвижить поврежденную часть ноги.
При серьезных случаях во время сложных повреждений бедренной кости нельзя проводить транспортировку и перемещение пациента без применения шины!
Устройство конструкции
Аппарат состоит из двух деревянных частей (костылей), подстопника и закрутки. Каждый костыль поделен на 2 половины, что дает возможность изменять длину шины, подгоняя ее под рост пострадавшего. Приспособление служит в качестве транспортного средства для фиксации нижних частей конечностей.
На овальных перекладинах верхних концов натянут плотный материал, который не причиняет боль в промежности и подмышечной впадине, а специальной поперечной дощечкой соединяются нижние концы. На дощечке имеются отверстия, предназначенные для продевания в них ремней, чтобы зафиксировать и вытянуть конечность, а специальная подошва-площадка крепится к ноге бинтами.
Показания к использованию шины
Накладывают шину Дитерихса при любых уровнях сложности переломов голеностопных и бедренных костей. Сам процесс несложный, но последовательность действий и качество выполнения влияют на реабилитационное состояние.
Правила наложения:
- Нельзя накладывать шину на обнаженную кожную поверхность. Только поверх одежды или на мягкую ткань. На суставную область накладывают ватную или марлевую повязку.
- Длину перекладин на шинах измеряют на здоровой конечности.
- Нужную длину регулируют по росту человека.
- Поврежденной конечности придают удобную позу.
- Шина должна быть надежно зафиксирована к суставу при помощи бинтов.
- При переломах на верхних конечностях руку необходимо зафиксировать повязкой – косынкой либо тесьмой.
- При ранах накладываются стерильные повязки, только затем осуществляют иммобилизацию.
- Если рана кровоточит, производят остановку (накладывают жгут, давящую повязку), обезболивают и перевязывают стерильным бинтом.
- В холодный период года конечности утепляют теплым покрывалом.
Перед тем как наложить шину, пациенту вводят обезболивающее средство! При множественных переломах (голеностопного сустава, костей стопы, лодыжек) шину не накладывают.
Порядок действий
Техника наложения шины Дитерихса:
- Успокоить больного.
- Объяснить действия предстоящих манипуляций.
- Освободить область от одежды (облегающую часть) – разрезать по швам.
- Провести осмотр травмы.
- К здоровой конечности прикладывают внутреннюю и внешнюю части шины, фиксируя по росту пациента.
- Закрепить травмированную конечность стопы повязкой к подошвенной части шины. Наружную частью шины фиксируют до подмышечной впадины, чтобы подошвенная часть шины выступала на 8-10 см за подошвенную часть стопы.
- Наружную планку подошвенной части вставляют в металлическое ушко.
- Для предотвращения сдавливания и некроза, под переломный выступ подкладывают марлевую прокладку.
- Фиксируют ремни на здоровом надплечье.
- Шнур продевают через прорези и прикрепляют закрутку.
- Закручивают палочку до полного упора в паховую область и подмышечную впадину.
- Фиксируют шину на месте травмы бинтами – от голени до тазобедренной кости.
Особенности
Каждый медицинский работник знает, что неправильная фиксация поврежденного участка тела может привести к дополнительным травмам. Для этого необходимо обязательно соблюдать следующий алгоритм:
- Наложение шины Дитерихса выполняется в присутствии помощника.
- Одежда и обувь не должны мешать процессу.
- В случае открытых переломов не производят вправление обломков.
- При закрытых переломах, во время иммобилизации проводят небольшое вытягивание ноги (шина способна захватить 2-3 сустава).
- Транспортную иммобилизацию необходимо выполнять качественно, создавая покой поврежденной конечности или ее части. Все манипуляции должны выполняться продуманно и проводиться в должной последовательности.
Вывод
Осуществление своевременной и качественной транспортной иммобилизации предотвращает:
- шокирующие травматические и ожоговые состояния;
- критические моменты;
- переход из закрытых переломов в открытые;
- повторное кровоизлияние в ранах;
- нарушение целостности нервных окончаний и сосудов;
- инфицирование поврежденных участков.
Источник
При нарушении целостности бедренной кости важно качественно и быстро зафиксировать нижнюю конечность пострадавшего, чтобы предотвратить смещение отломков и развитие серьезных осложнений. Человеку, оказывающему первую доврачебную помощь, необходимо знать правила наложения шины и протяженность транспортной иммобилизации при переломе бедра подручными средствами либо специальными медицинскими приспособлениями.
Зачем фиксировать поврежденную конечность
Бедренная кость — самая длинная в теле человека. При нарушении ее целостности травмируются мышечные ткани, а также высока вероятность повреждения крупных нервных волокон и кровеносных сосудов. Закрытый перелом при несвоевременной или неправильной фиксации ноги может приобрести открытую форму вследствие разрывов кожных покровов отломками кости. При этом возникает угроза развития у пострадавшего шокового состояния и обильного кровотечения.
В любом случае при переломе бедра различной локализации необходимо тщательно зафиксировать нижние конечности и надежно обездвижить пораженные суставы для дальнейшей перевозки больного в хирургическое отделение.
Когда необходимо ограничить подвижность ноги
Травмы бедра бывают самые разнообразные. При огнестрельных ранениях кость раздробляется на множество осколков. Переломы могут быть вколоченными с менее выраженными признаками. Наложение шины является обязательным мероприятием при переломах бедра, независимо от характера их возникновения или места расположения.
К переломам проксимального (верхнего) отдела бедренной кости относятся повреждения целостности шейки бедра, а также малого и большого вертелов. Повреждения верхней части бедра проявляются следующими симптомами:
- чувство боли в паху или тазобедренном суставе;
- поврежденная конечность вывернута кнаружи;
- нога со смещенным переломом становится короче здоровой;
- невозможность поднятия прямой ноги в положении лежа;
- при вертельных переломах имеются кровоподтеки, отечность.
Переломы диафиза (тела) бедренной кости проявляются выраженной клинической симптоматикой с развитием болевого шока и сильного кровотечения. При этом наблюдается ряд характерных признаков:
- резкая боль;
- под действием прикрепленных к бедру мышц отломанные кости смещаются;
- неестественное положение, укорочение нижней конечности;
- патологическая подвижность;
- кровотечение, гематома, отек.
Мыщелковые переломы, расположенные на дистальном (нижнем) конце бедра, также могут сопровождаться смещением, но основными признаками нарушения их целостности являются:
Переломы мыщелков бедра
- резкая боль в нижней трети бедра и коленном суставе;
- кровоизлияние в сустав, его объем увеличен;
- отломки смещаются в сторону и вверх;
- при переломе наружного мыщелка голень отводится кнаружи, внутреннего – отклоняется вовнутрь.
Внутрисуставные переломы отличаются умеренной болезненностью в состоянии покоя, резко усиливающейся во время движений. У пострадавших с вертельными переломами подвижность меньше, чем у пациентов с повреждениями шейки бедра. При вколоченных переломах симптомы менее выражены, зачастую люди с подобной патологией способны опираться на больную конечность.
Какие суставы могут повредиться при переломе бедра
Переломы в зависимости от расположения бывают суставными и внесуставными. Если линия перелома проходит внутри суставной полости, перелом является внутрисуставным; если кость повреждена за пределами сочленения – внесуставной. При переломе бедренной кости могут повредиться суставы, которые она образует.
Кость бедра имеет трубчатое строение, состоит из двух эпифизов (концы) и диафиза (тело). На проксимальном конце находится головка, суставной поверхностью которой оно сочленяется с тазовыми костями и образует тазобедренный сустав. При сочленении мыщелков нижнего отдела с надколенником и большеберцовой костью образуется коленный сустав.
Что применяют для иммобилизации
Для создания неподвижности в области нарушения целостности костей предпочтительно использовать специализированные табельные средства для первой медицинской помощи (пневматические шины, системы Дитерихса, проволочно-лестничные шины Крамера и др.), которые должны быть в арсенале спасательных служб. Если беда застала врасплох, следует соорудить шину из подручных предметов.
При переломах тела бедренной кости на поврежденную конечность накладывают шину Крамера, Дитерихса или самодельные конструкции. Гипсовая повязка при травмах диафиза не сможет надежно фиксировать отломки в анатомически правильном положении. Кокситные гипсовые повязки длиной от паха до лодыжки накладывают при мыщелковых переломах. Если есть смещение, сначала необходимо выполнить сопоставление отломков.
При переломе шейки для фиксации применяют каркасные либо мягкие бандажи. Они эффективно снижают нагрузку на бедро, способствуют скорейшему восстановлению функциональности сустава. Гипсовые конструкции, лангеты или шины применяются реже.
Порядок наложения шины для фиксации травмированной конечности
Во время оказания первой помощи пострадавший должен находиться в положении лежа. Основное правило иммобилизации заключается в том, что при переломе бедра подлежат фиксации суставы всей нижней конечности: голеностопный, коленный, тазобедренный. При наложении шины необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
- нельзя переносить больного, не обездвижив поврежденную ногу;
- запрещается снимать с пострадавшего одежду, при необходимости ее разрезают;
- нужно остановить кровотечение, если оно есть, обработать раны антисептиком;
- готовят 3 шины, одна длиннее, две короче (по размерам шины подгоняют индивидуально), обматывают ватой и бинтом;
- пятку располагают под прямым углом к ноге;
- для фиксации более эффективным считается спиралевидная повязка бинтом.
Наложенная по всем правилам шина позволяет уменьшить болевой синдром, предотвратить развитие шокового состояния и обезопасить пострадавшего при дальнейшей доставке его в лечебное учреждение.
Техника наложения шин Дитерихса
Особенность данных конструкций – возможность незначительно вытянуть ногу и сопоставить отломки бедра. Шина Дитерихса состоит из двух раздвижных браншей, пластины для стопы, скоб и винтов для крепления конструкции. Накладывают шину в следующей последовательности:
- подгоняют бранши по размеру пострадавшего: наружная – от подмышки, внутренняя – от промежности, обе должны выступать за линию стопы на 12 см;
- поверхности, которые будут прилегать к телу больного, обкладывают ватой и обматывают бинтом;
- голеностоп покрывают ватой, пластину перебинтовывают со стопой;
- присоединяют к пластине боковые бранши, кладут ватные валики около колена и тазобедренного сустава, прикладывают длинные части шины к ноге по бокам;
- закрепляют лямки или ремни, проведенные через специальные отверстия браншей;
- медленно потягивают стопу до восстановления нормального анатомического состояния ноги, фиксируют закрутками;
На завершающем этапе осуществляют прочное циркулярное наложение бинта начиная с области торса до пальцев, уделяя особое внимание бедру и голени. При отсутствии шин Дитерихса используют лестничные конструкции.
Инструкция по установке лестничных шин Крамера
Системы Крамера представляют собой гибкие металлические конструкции в виде лестницы. Несмотря на то что данные устройства менее прочно иммобилизуют конечности, чем шины Дитерихса, их преимуществом является возможность придания нужной формы и фиксирования повреждений любой локализации.
Наложение шины Крамера при переломе бедра осуществляется в следующем порядке:
- можно использовать 2 части, но эффективнее изготовить шину из 3 пластин;
- нижнюю часть загибают для расположения стопы;
- изолируют твердые места ватой;
- прикладывают пластины к ноге.
Лестничные металлические пластины Крамера закрепляют бинтом, как шины Дитерихса.
Особенности транспортной иммобилизации
Обездвиживание конечности при переломе бедра на время транспортировки пострадавшего в учреждение здравоохранения осуществляется для обеспечения покоя травмированной части тела. Главными задачами транспортной иммобилизации являются:
- уменьшение болевых ощущений, отечности;
- предотвращение смещения отломков, развития шока, вторичного травмирования мышечных тканей, сосудов, нервов, кожных покровов.
Фиксационная иммобилизация для безопасной перевозки больного выполняется при помощи жестких металлических, деревянных или пластиковых конструкций. Для экстензионного транспортного обездвиживания с элементами вытяжения конечности применяются шины Дитерихса. Кровотечение останавливают наложением жгута, обязательно отмечают время. Если отмечается посинение или онемение ноги, повязку ослабляют.
Обездвиживание ноги при повреждении шейки бедра
Шейка является самой тонкой областью кости бедра, особенно уязвима у пожилых людей с хрупкой костной тканью. Зачастую переломы в данной зоне протекают в скрытой форме и диагностируются на поздних стадиях. Если нет противопоказаний, таким пациентам показано хирургическое протезирование.
Фиксирующую иммобилизацию по общим принципам выполняют при травмах шейки бедра, сопровождающихся выраженным болевым синдромом, а также невозможностью поднятия вверх прямой ноги, лежа на спине. Конечность обездвиживают различными видами жестких шин: Дитерихса, лестничными либо импровизированными.
Шинирование подручными средствами
Самодельные фиксирующие конструкции изготавливают из подручных предметов, которые найдутся на месте происшествия. Подойдут любые палки, рейки, доски, металлические прутья, куски пластика, фанера. Для подложки используют картон, одежду, постельные принадлежности. Если имеются открытые раны, важно предотвратить инфицирование раневой поверхности.
Во избежание появления пролежней места, где наиболее выступают кости, а также суставы нижней конечности обкладывают ватой или мягкими тканями. По бокам поврежденной ноги прикладывают 2 рейки или другие длинные приспособления. Внешняя должна прилегать к телу от подмышки до пятки, внутренняя – от паха. Аккуратно без резких движений перебинтовывают с ногой. В случаях, когда невозможно найти подходящих для сооружения шины предметов, допускается обездвижить конечности в положении «нога к ноге».
Переломы бедренной кости и повреждение образованных ее поверхностями суставов являются тяжелыми травмами, угрожающими жизни пострадавшего. При наличии признаков перелома бедра правильно оказанная первая помощь помогает предотвратить дальнейшее повреждение тканей отломками кости, избежать серьезных осложнений, ускорить процесс лечения и реабилитации.
Источник