Нарушения речи после ушиба

Много лет медики ищут пути к восстановлению способности нормально говорить у таких пациентов и в последнее время достигли значительных успехов.

Этапы большого пути

Чтобы восстановить утраченную речь, нужно прежде всего понять, каким образом она формируется, какие органы и структуры мозга участвуют в ее возникновении и выражении. В отечественной науке первым, кто наметил контуры и основные звенья той «цепочки», которая заканчивается формированием речевого сообщения, был выдающийся психолог Л. С. Выготский. Сначала возникает мотив – желание, оно понуждает мозг к созданию некоего общего замысла, который получает выражение в форме внутренней речи – будущего высказывания в свернутом виде.

И лишь затем возникает речевая структура, которая воплощается в конкретную фразу. Этот процесс можно было бы сравнить с конвейером, на который сначала поступает бесформенный кусок пластмассы, проходящий различные стадии обработки и превращающийся в итоге в вещь, окрашенную в определенный цвет. Это эмоциональная окраска речи – ее интонационное богатство, акценты, позволяющие передать оттенки смысла.

Этот процесс ежесекундно осуществляется в мозге любого здорового взрослого человека: и для того, чтобы задать вопрос о цене сахара, и для того, чтобы произнести монолог актера.

Основоположник российской нейропсихологии А. Р. Лурия исследовал каждый компонент формирования речи и механизм их взаимодействия между собой. Оказалось, что в этом процессе главную роль играют смысловые связи. Если эти связи не работают хотя бы частично, происходит нарушение как восприятия речи, так и ее воспроизведения.

Например, мозг здорового человека реагирует на слово «доктор» почти так же, как на слова «врач», «лекарь», «медик». Когда же нормальные функции мозга нарушены в результате травмы, инсульта, влияния сильнодействующих препаратов, то человек скорее отреагирует на слово «диктор», которое по звучанию похоже на слово «доктор».

Общий язык

Лурия А. Р. разработал систему методов, позволяющих изучать нарушения речи у пациентов и выделять те этапы формирования речевого сообщения, которые нарушены при различных повреждениях мозга.

Сначала изучается так называемая спонтанная речь, то есть врач наблюдает за тем, каким образом пациент выражает свои просьбы, пожелания, пытается поделиться с окружающими какой-то информацией. Затем врач вступает в диалог с пациентом, предлагая ему вопросы, на которые тот должен ответить. Вопросы бывают двух типов: одни уже сами в себе содержат ответ («Вы гуляли сегодня?»), другие требуют формулирования самостоятельного речевого сообщения («Какие заболевания вы перенесли в детстве?»).

На третьем этапе больному предлагают повторять последовательности слов и предложений. Это необходимо для того, чтобы выявить трудности с воспроизведением отдельных речевых единиц. Следующий, очень важный этап исследования заключается в том, что пациенту предлагают либо называть указанные предметы, либо проверяют, не испытывает ли он затруднений с припоминанием слов в процессе связного высказывания. Это нужно для классификации речевых нарушений при поражениях мозга.

Ключевой подход к этой проблеме предложил известный лингвист Р. О. Якобсон. Он исходил из того, что человеческая речь имеет две основные формы организации: одна определяет связность высказывания, другая – кодирование смысловых понятий. Поэтому, по его предположению, нарушения речи могут быть разделены на две большие группы: те, которые нарушают связность высказывания, и те, которые сохраняют правильные связи слов между собой, но нарушают саму систему кодирования.

Наблюдая больных, Лурия пришел к выводу, что передние отделы речевой зоны коры головного мозга «отвечают» за связность речи, задние отделы – за смысл речевого сообщения. Однако четкой «привязки» определенных участков мозга к характерным речевым нарушениям быть не может: этот процесс слишком сложен и состоит из многих компонентов.

Нейрореабилитация сегодня

Все эти методы легли в основу организации работы нейрореабилитационной службы, занимающейся лечением больных с нарушениями речи и других сложных функций мозга после травмы и инсульта. С больным, у которого пострадали речевые зоны мозга, работают не только высококвалифицированные неврологи, психиатры, специалисты по восстановительной терапии, но и психологи, педагоги, логопеды. Только такая комплексная поэтапная реабилитация требует нескольких месяцев, а то и лет напряженных усилий врачей разных специальностей, самого пациента и его близких родственников, способна привести к восстановлению речевых способностей.

В 1987 году в Москве был создан Центр патологии речи (с 1992 года – Центр патологии речи и нейрореабилитации), которым руководит академик РАО Виктор Маркович Шкловский. Это крупнейшее в Европе лечебное учреждение такого профиля. Сюда поступают со всей страны тяжелые больные с последствиями инсультов и черепно-мозговых травм, дети с нарушениями речи, памяти, внимания и других высших психических функций.

386 сотрудников разных специальностей осуществляют комплексную программу диагностики, лечения и реабилитации пациентов. Центр также руководит работой по оказанию нейрореабилитационной помощи в Москве и Российской Федерации.

Для восстановления нормальной работы мозга используются высокотехнологичные нейропсихологические методы, которые позволяют исследовать высшие психические функции мозга пациента. На первом этапе нейропсихологи изучают состояние памяти, внимания, познавательных способностей, речи, письма у пострадавшего, выясняют степень их нарушения, а также его интеллектуальные, волевые, эмоциональные особенности, чтобы сформировать индивидуальную программу реабилитации.

Нужный импульс

Новая методика, определяющая уровень постоянных потенциалов в мозге (УПП), позволяет врачам оценить уровень обмена веществ в разных участках мозговой ткани. Более высокие значения УПП говорят о повышении энергетических затрат в какой-либо области мозга, о высоком расходовании глюкозы. По этим маркерам можно судить о наличии или отсутствии резерва в определенных зонах, что помогает врачам подобрать для пациента индивидуальную схему медикаментозной терапии.

Исследование вызванных потенциалов головного мозга дает информацию о состоянии познавательных функций пациента, позволяет судить о степени их реабилитации в процессе лечения. Эта методика состоит в подаче определенных электрических импульсов к различным участкам мозга и регистрации его ответных всплесков электрической активности.

Транскраниальная магнитная стимуляция – метод, который позволяет при стимуляции мозга получить двигательную реакцию любой мышцы тела и «вычислить» время, за которое проходит сигнал от коры головного мозга до нервных корешков, стимулирующих сокращение мышцы. С помощью этих исследований можно дать предварительный прогноз восстановления некоторых функций у пациента.

Своеобразным и очень эффективным средством психотерапии служит и сама атмосфера центра, организатором и вдохновителем которой является Виктор Шкловский – человек, воплотивший в жизнь самые смелые замыслы своих научных наставников. Достигнутые результаты позволяют надеяться на ощутимый прогресс в этой области. В последние годы в результате осуществляемой в центре комплексной системы реабилитации восстановление высших психических функций произошло у 43,4% больных, отсутствие улучшения было только у 2,9%. 17–22% пациентов возвратились к тем или иным видам работы.

Читайте также:  Что такое ушиб для детей

Домашнее задание

Мой отец недавно перенес инсульт. Пострадала речь. Он занимается с логопедом, но проблемы уходят медленно. Скажите, а могут ли в этой ситуации чем-то помочь близкие больного?

Маргарита, Магнитогорск

Отвечает доктор медицинских наук, сотрудник НИИ неврологии РАМН Наталья Шахпаронова:

– Родные и близкие пациента после инсульта должны с ним как можно больше разговаривать. Даже обсуждение обычных бытовых ситуаций в значительной степени способствует восстановлению у больного как понимания речи окружающих, так и «речи про себя». Если кажется, что вас не поняли, нужно повторить обращенный к больному вопрос, при этом говорить четко, громко и медленно.

Полезно вместе слушать радио и смотреть телепередачи, непонятные места из которых необходимо на первых порах разъяснять. Даже обсуждение в присутствии больного домашних забот и небольших событий будет вкладом в восстановление его речи.

При этом родные должны опираться на те речевые функции, которые у пережившего инсульт сохранились полностью или частично. Если это понимание речи окружающих, нужно побольше говорить самим, если чтение – обсуждать прочитанное в течение дня. Если больной хорошо повторяет слова и фразы, нужно сделать упор на этих занятиях.

Смотрите также:

  • Николай Шинаев: «Чтобы противостоять стрессам, нужно свой организм тренировать» →
  • Научный взрыв мозга. Какие новые методы лечения применяются в неврологии? →
  • Медпомощь онлайн. Польза или потерянное время? →

Источник

Лечение нарушений речи после травмы центральной нервной системы

В случаях нарушений речи вследствие повреждения центральной нервной системы применяется хирургическое, фармакологическое, физикалыюе, а также фониатрическое и логопедическое лечение.

Подробности, касающиеся хирургического лечения, не являются темой настоящего руководства. Согласно Penfield, удаление болезненно измененных участков создает наилучшие условия для восстановления речи у больного. Удаление ограниченного поврежденного участка левого полушария сопровождается временной афазией, но одновременно обеспечивает нормальную функцию остальных отделов мозга.

Благодаря специальным упражнениям, выполняемым после удаления патологически измененного участка доминирующего полушария, функцию речи и функцию понимания речи может взять на себя правое полушарие (недоминирующее). К проведению лечения расстройства речи, следует подходить осторожно, консультируя с соответствующими специалистами.

Предложенное в 1841 году хирургом Dieffenbach оперативное лечение заикания, заключающееся в резекции части языка, в настоящее время не применяется. Часто производимая подрезка уздечки языка является глубоко ошибочным мероприятием. Произведенный нами анализ статистических данных свидетельствует, что эта операция производится приблизительно у 45% детей с нарушениями речи, причём в 38% случаев подрезка уздечки языка была произведена при речевых расстройствах центрального происхождения.

Фармакологическое лечение не отличается от общепринятого неврологического лечения. В последнее время для лечения афазии и дизартрических нарушений речи часто применяется новокаин в инъекциях или новокаиновая ионизация мозга (с положительного полюса). Этот вид лечения назначаем также и детям, вводя им внутримышечно 0,5; 1,0; 1,5; 2,0 и даже 3,0 мл 1% раствора новокаина в день. Если ребенок хорошо переносит этот препарат и у него не появляются аллергические реакции, то после 3—4-дневного перерыва начинаем вводить 2 раза в неделю по 3,0 мл 1% раствора новокаина.

нарушения речи после травмы цнс

У детей до 3-летнего возраста не проводим лечения новокаином. Взрослым назначаем более высокие дозы, т.е. по 5 мл, а некоторым и по 6 мл, один курс лечения включает 10—12 инъекций. После инъекции больной должен лежать в течение 1—2 часов.

Физиотерапевтическое лечение заключается в ионизации мозга и рентгенотерапии. Для ионизации чаще всего применяются ионы Са, Na, J. Они оказывают склеролитическое влияние на рубцовую ткань и регенерационное — на нервную ткань. Во время первой мировой войны Bourguignon, Chiray и Condduche первыми применили ионизацию кальцием при рубцовых изменениях после черепных травм и убедились в хороших результатах, которые даёт этот вид лечения.

Введение с помощью электрического тока ионов иода с положительного полюса (2% йодистый калий или йодистый натрий) следует производить с большой осторожностью в связи с опасностью возникновения отека мозговой ткани. Уже в 1886 году Porret описал явление катафореза и скапливания жидкости около отрицательного полюса.

Ионизацию мозга 2% Calcium chloratum, а также 2% Sol. Novocaini в настоящее время производим через глазное яблоко по методу Bourguignon. Рентгенотерапия в случаях повреждения центральной нервной системы впервые была применена в 1925 году Wieser. В настоящее время совместно с сотрудниками Государственного Радиологического Отделения Медицинской Академии в Варшаве мы разработали методику этого лечения и определили дозировку. Рентгенотерапия была произведена у 300 детей с нарушениями речи центрального происхождения, в 60—70% было достигнуто улучшение спонтанной речи, способности повторять слова и фразы и способности понимать речь.

— Также рекомендуем «Фониатрическое лечение дизартрии (нарушений артикуляции)»

Оглавление темы «Диазартрии и заиканья»:

  1. Симптомы и виды дизартрии. Экстрапирамидные, мозжечковые, бульбарные нарушения артикуляции речи
  2. Нарушения речи при эпилепсии. Органическое заикание
  3. Лечение нарушений речи после травмы центральной нервной системы
  4. Фониатрическое лечение дизартрии (нарушений артикуляции)
  5. Зрительно-словесные и кинестетично-словесные рефлексы. Нарушения речи при повреждении дыхательного центра
  6. Функциональное заикание. Заикание вследствие нарушения дыхания
  7. Нарушение фонации и артикуляции при заикании. Заикание у детей после психических травм
  8. Заикание у левши и возникающее в период развития детей
  9. Теории возникновения заикания и посттравматическая ее форма
  10. Методы обследования и профилактика заикания

Источник

Черепно-мозговые травмы занимают первое место среди всех травм (40%) и чаще всего случаются с людьми в возрасте 15–45 лет. Смертность среди мужчин в 3 раза выше, чем среди женщин. В крупных городах ежегодно из тысячи человек семеро получают черепно-мозговые травмы, при этом 10% погибают, не доехав до больницы. В случае легкой травмы инвалидами остаются 10% человек, в случае получения травмы средней степени тяжести — 60%, тяжелой — 100%.

Причины и виды черепно-мозговых травм

Комплекс повреждений головного мозга, его оболочек, костей черепа, мягких тканей лица и головы — это и есть черепно-мозговая травма (ЧМТ).

Читайте также:  Коленка распухла от ушиба

Чаще всего от черепно-мозговых травм страдают участники ДТП: водители, пассажиры общественного транспорта, сбитые автотранспортом пешеходы. На втором месте по частоте возникновения — бытовые травмы: случайные падения, удары. Далее идут травмы, полученные на производстве, и спортивные.

Молодые люди наиболее подвержены травмам в летний период — это так называемые криминальные травмы. Пожилые чаще получают ЧМТ зимой, и ведущей причиной становится падение с высоты роста.

Статистика
Жители России чаще всего получают ЧМТ в состоянии алкогольного опьянения (70% случаев) и вследствие драк (60%).

Одним из первых классифицировать черепно-мозговые травмы предложил французский хирург и анатом 18 века Жан-Луи Пети. Сегодня существует несколько классификаций травм.

  • по степени тяжести: легкая (сотрясение головного мозга, легкий ушиб), средняя (серьезный ушиб), тяжелая (ушиб головного мозга тяжелой степени, острое сдавление головного мозга). Для определения степени тяжести используют шкалу комы Глазго. Состояние пострадавшего оценивается от 3 до 15 баллов в зависимости от уровня спутанности сознания, способности открывать глаза, речевой и двигательной реакций;
  • по типу: открытая (на голове имеются раны) и закрытая (отсутствуют нарушения кожных покровов головы);
  • по виду повреждения: изолированная (повреждения затрагивают только череп), сочетанная (поврежден череп и другие органы и системы), комбинированная (травма получена не только механически, на организм также воздействовала лучевая, химическая энергия и пр.);
  • по характеру повреждения:
    • сотрясение (незначительное травмирование с обратимыми последствиями, характеризуется кратковременной потерей сознания — до 15 минут, большинству пострадавших госпитализация не требуется, после осмотра врач может назначить КТ или МРТ);
    • ушиб (происходит нарушение мозговой ткани из-за удара мозга о стенку черепа, часто сопровождается кровоизлиянием);
    • диффузное аксональное повреждение мозга (повреждаются аксоны — отростки нервных клеток, проводящие импульсы, страдает ствол мозга, в мозолистом теле мозга отмечаются микроскопические кровоизлияния; такое повреждение чаще всего происходит при ДТП — в момент резкого торможения или ускорения);
    • сдавление (в полости черепа образуются гематомы, внутричерепное пространство сокращается, наблюдаются очаги размозжения; для спасения жизни человека требуется экстренное хирургическое вмешательство).

Важно знать
Травма мозга чаще всего возникает в месте удара, однако зачастую повреждения возникают и на противоположной стороне черепа — в зоне противоудара.

В основе классификации лежит диагностический принцип, на ее основании формулируется развернутый диагноз, в соответствии с которым назначается лечение.

Симптомы ЧМТ

Проявления черепно-мозговых травм зависят от характера повреждения.

Диагноз «сотрясение головного мозга» ставится на основе анамнеза. Обычно пострадавший сообщает, что случился удар головы, который сопровождался кратковременной потерей сознания и однократной рвотой. Тяжесть сотрясения определяется длительностью потери сознания — от 1 минуты до 20 минут. На момент осмотра больной находится в ясном состоянии, может жаловаться на головную боль. Никаких отклонений, кроме бледности кожи, обычно не выявляется. В редких случаях пострадавший не может вспомнить события, предшествующие травме. Если потери сознания не было, диагноз ставится как сомнительный. В течение двух недель после сотрясения головного мозга может наблюдаться слабость, повышенная утомляемость, потливость, раздражительность, нарушения сна. Если эти симптомы не исчезают длительное время, значит, стоит пересмотреть постановку диагноза.

При ушибе мозга легкой степен и пострадавший может потерять сознание на час, а после — жаловаться на головную боль, тошноту, рвоту. Отмечается подергивание глаз при взгляде в сторону, асимметрия рефлексов. Рентген может показать перелом костей свода черепа, в ликворе — примесь крови.

Словарь
Ликвор — жидкость прозрачного цвета, которая окружает головной и спинной мозг и выполняет в том числе защитные функции.

Ушиб головного мозга средней степени тяжести сопровождается потерей сознания на несколько часов, больной не помнит события, предшествующие травме, саму травму и произошедшее после нее, жалуется на головную боль и многократную рвоту. Могут отмечаться: нарушения артериального давления и пульса, лихорадка, озноб, болезненность мышц и суставов, судороги, расстройство зрения, неравномерная величина зрачков, нарушения речи. Инструментальные исследования показывают переломы свода или основания черепа, субарахноидальное кровоизлияние.

При ушибе головного мозга тяжелой степени пострадавший может потерять сознание на 1–2 недели. При этом у него выявляются грубые нарушения жизненно важных функций (частоты пульса, уровня давления, частоты и ритма дыхания, температуры). Движения глазных яблок раскоординированы, изменен мышечный тонус, нарушен процесс глотания, слабость в руках и ногах может доходить до судорог или паралича. Как правило, такое состояние — следствие переломов свода и основания черепа и внутричерепного кровоизлияния.

Это важно!
Если вы или ваши близкие предполагаете, что получили черепно-мозговую травму, необходимо в течение нескольких часов показаться травматологу и неврологу и провести необходимые диагностические процедуры. Даже если кажется, что самочувствие в порядке. Ведь некоторые симптомы (отек мозга, гематома) могут проявиться спустя сутки и даже более.

При диффузном аксональном повреждении мозга наступает длительная умеренная или глубокая кома. Ее продолжительность составляет от 3 до 13 дней. У большинства пострадавших наблюдается расстройство дыхательного ритма, различное расположение зрачков по горизонтали, непроизвольные движения зрачков, руки со свисающими кистями согнуты в локтях.

При сдавлении мозга могут наблюдаться две клинические картины. В первом случае отмечается «светлый период», во время которого пострадавший приходит в сознание, а затем медленно входит в состояние сопора, которое в целом похоже на оглушение и оцепенение. В другом случае больной сразу впадает в кому. Для каждого из состояний характерно неконтролируемое движение глаз, косоглазие и перекрестный паралич конечностей.

Длительное сдавление головы сопровождается отеком мягких тканей, достигающим максимума на 2–3 сутки после ее высвобождения. Пострадавший находится в психоэмоциональном напряжении, иногда — в состоянии истерики или амнезии. Отекшие веки, ослабевшее зрение или слепота, асимметричный отек лица, отсутствие чувствительности в области шеи и затылка. На компьютерной томографии виден отек, гематомы, переломы костей черепа, очаги ушиба мозга и размозжения.

Последствия и осложнения ЧМТ

После перенесения черепно-мозговой травмы многие становятся инвалидами из-за нарушения психики, движений, речи, памяти, посттравматической эпилепсии и прочих причин.

ЧМТ даже легкой степени сказывается на когнитивных функциях — пострадавший испытывает спутанность сознания и снижение умственных способностей. При более тяжелых травмах может диагностироваться амнезия, ухудшение зрения и слуха, речевых навыков и навыков глотания. В тяжелых случаях речь становится нечленораздельной или даже утрачивается полностью.

Читайте также:  Очень сильный ушиб пальца ноги

Нарушения моторики и функций опорно-двигательного аппарата выражаются в парезе или параличе конечностей, потере чувствительности тела, отсутствии координации. В случае тяжелых и среднетяжелых травм наблюдается недостаточность закрытия гортани, вследствие чего пища накапливается в глотке и проникает в дыхательные пути.

Некоторые перенесшие ЧМТ страдают от болевого синдрома — острого или хронического. Острый болевой синдром сохраняется в течение месяца после получения травмы и сопровождается головокружением, тошнотой, рвотой. Хроническая головная боль сопровождает человека на протяжении всей жизни после получения ЧМТ. Боль может быть резкой или тупой, пульсирующей или давящей, локализованной или отдающей, к примеру, в глаза. Приступы боли могут длиться от нескольких часов до нескольких дней, усиливаться в моменты эмоциональных или физических нагрузок.

Больные тяжело переживают ухудшение и утрату функций организма, частичную или полную потерю работоспособности, поэтому страдают от апатий, раздражительности, депрессий.

Лечение ЧМТ

Человеку, получившему черепно-мозговую травму, необходима врачебная помощь. До приезда скорой помощи больного надо уложить на спину или на бок (если он без сознания), на раны наложить повязку. Если рана открытая — обложить края раны бинтами, а затем наложить повязку.

Бригада скорой помощи забирает пострадавшего в отделение травматологии или в реанимацию. Там пациента осматривают, при необходимости делают рентген черепа, шеи, грудного и поясничного отделов позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей, проводят УЗИ грудной клетки и брюшной полости, берут кровь и мочу на анализ. Также может быть назначено проведение ЭКГ. При отсутствии противопоказаний (состояния шока) делают КТ мозга. Затем больного осматривают травматолог, хирург и нейрохирург и ставят диагноз.

Невролог осматривает пациента каждые 4 часа и оценивает его состояние по шкале Глазго. При нарушении сознания пациенту показана интубация трахеи. Больному в состоянии сопора или комы назначают искусственную вентиляцию легких. Пациентам с гематомами и отеками мозга регулярно измеряют внутричерепное давление.

Пострадавшим назначают антисептическую, антибактериальную терапию. При необходимости — противосудорожные препараты, анальгетики, магнезию, глюкокортикоиды, седатики.

Пациенты с гематомой нуждаются в хирургическом вмешательстве. Промедление с операцией в течение первых четырех часов увеличивает риск летального исхода до 90%.

Прогноз восстановления при ЧМТ различной степени тяжести

В случае сотрясения мозга прогноз благоприятный при условии соблюдения пострадавшим рекомендаций лечащего врача. Полное восстановление трудоспособности отмечается у 90% больных с легкой ЧМТ. У 10% остаются нарушенными когнитивные функции, резкая смена настроений. Но и эти симптомы обычно проходят в течение 6–12 месяцев.

Прогноз при среднетяжелой и тяжелой формах ЧМТ осуществляется на основании количества баллов по шкале Глазго. Увеличение баллов говорит о положительной динамике и благоприятном исходе травмы.

У пострадавших с ЧМТ средней степени тяжести тоже удается достичь полного восстановления функций организма. Но зачастую остаются головные боли, гидроцефалия, вегетососудистая дисфункция, нарушения координации и прочие неврологические нарушения.

При тяжелой ЧМТ риск летального исхода увеличивается до 30–40%. Среди выживших почти стопроцентная инвалидизация. Ее причины — выраженные психические и речевые расстройства, эпилепсия, менингит, энцефалит, абсцессы мозга и пр.

Огромное значение в возвращении пациента к активной жизни играет комплекс реабилитационных мер, оказанных по отношению к нему после купирования острой фазы.

Направления реабилитации после черепно-мозговой травмы

Данные мировой статистики говорят о том, что 1 доллар, вложенный в реабилитацию сегодня, сэкономит 17 долларов на обеспечение жизни пострадавшего завтра. Реабилитацией после ЧМТ занимаются врач-невролог, врач-реабилитолог, физический терапевт, эрготерапевт, массажист, психолог, нейропсихолог, логопед и другие специалисты. Их деятельность, как правило, направлена на возвращение пациента к социально активной жизни. Работу по восстановлению организма пациента во многом определяет степень тяжести травмы. Так, при тяжелой травме усилия врачей направлены на восстановление функций дыхания и глотания, на улучшение работы органов малого таза. Также специалисты работают над восстановлением высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление, речь), которые могли быть утрачены.

Физическая терапия:

  • Бобат-терапия подразумевает стимуляцию движений пациента за счет смены положений его тела: короткие мышцы растягиваются, слабые — укрепляются. Люди с ограничениями в движении получают возможность освоить новые движения и отточить разученные.
  • Войта-терапия помогает связать мозговую деятельность и рефлекторные движения. Физический терапевт раздражает различные участки тела больного, тем самым побуждая его совершать определенные движения.
  • Маллиган-терапия способствует снятию напряжения мышц и обезболиванию движений.
  • Установка «Экзарта» — подвесные системы, при помощи которых можно снять болевой синдром и вернуть к работе атрофированные мышцы.
  • Занятия на тренажерах. Показаны занятия на кардиотренажерах, тренажерах с биологически обратной связью, а также на стабилоплатформе — для тренировки координации движений.

Эрготерапия — направление реабилитации, которое помогает человеку адаптироваться к условиям окружающей обстановки. Эрготерапевт учит пациента обслуживать себя в быту, тем самым улучшая качество его жизни, позволяя вернуться не только к социальной жизни, но даже к работе.

Кинезиотейпирование — наложение специальных клейких лент на поврежденные мышцы и суставы. Кинезитерапия помогает уменьшить болевые ощущения и снять отечность, при этом не ограничивает движение.

Психотерапия — неотъемлемая составляющая качественного восстановления после ЧМТ. Психотерапевт проводит нейропсихологическую коррекцию, помогает справиться с апатией и раздражительностью, свойственными пациентам в посттравматический период.

Физиолечение:

  • Лекарственный электрофорез сочетает введение в организм пострадавшего лекарственных средств с воздействием постоянного тока. Метод позволяет нормализовать состояние нервной системы, улучшить кровоснабжение тканей, снять воспаление.
  • Лазеротерапия эффективно борется с болями, отеками тканей, оказывает противовоспалительное и репаративное действие.
  • Иглорефлексотерапия позволяет уменьшить болевые ощущения. Данный метод входит в комплекс лечебных мероприятий при лечении парезов и оказывает общее психостимулирующее действие.

Медикаментозная терапия направлена на предотвращение гипоксии мозга, улучшение обменных процессов, восстановление активной умственной деятельности, нормализацию эмоционального фона человека.

После черепно-мозговых травм средней и тяжелой степени пострадавшим тяжело вернуться к привычному образу жизни или смириться с вынужденными переменами. Для того чтобы снизить риск развития серьезных осложнений после ЧМТ, необходимо следовать простым правилам: не отказываться от госпитализации, даже если кажется, что самочувствие в порядке, и не пренебрегать различными видами реабилитации, которые при комплексном подходе способны показать значительный результат.

Источник