Объем мероприятий на здравпункте при переломе ключицы и ребер
Особенностью современного травматизма является увеличение числа пострадавших с множественными и сочетанными повреждениями. Переломы ребер и грудины, ключицы и лопатки в сочетании с повреждениями внутренних органов есть одна из разновидностей этих травм.
Жизненно важные органы грудной полости защищены своеобразным костно-хрящевым панцирем, который укреплен со всех сторон мышечно-фасциальиым слоем, а снаружи — кожным покровом, однако и они могут быть повреждены. Костная основа грудной клетки состоит из грудины, ребер и 12 грудных позвонков.
Грудина, ключица и лопатка — это костные образования тройного соединения. Ключица и лопатка, непосредственно соединенные с ребрами и грудиной, значительно повышают устойчивость и защитные свойства грудной клетки.
При травмах верхней половины туловища нередко происходят одновременные переломы ребер, грудины, ключицы и лопатки в различных сочетаниях. Поэтому эти повреждения и должны быть рассмотрены во взаимосвязи.
Переломы ребер чаще встречаются у людей старше 40 лет, что связано с возрастными изменениями грудной клетки, хрупкостью ребер. Чаще ломаются VI—IX ребра. Верхние ребра лучше защищены слоем мышц, ключицей и лопаткой, а нижние X и XI ребра обладают повышенной эластичностью. Переломы ребер зависят от механизма травмы.
При прямом механизме приложения силы ребро или несколько ребер прогибаются внутрь грудной полости, ломаются, и отломки их смещаются кнутри, нередко повреждая внутреннюю оболочку грудной полости (плевру) и легкое. Если соприкасающаяся площадь ударной силы большая, может произойти «окончатый» перелом ребер, т. е. перелом по двум вертикальным линиям с образованием реберного клапана.
Непрямой механизм повреждения ребер имеет место при сжатии грудной клетки между двумя плоскостями (сдавление грудной клетки между стеной и бортом автомобиля, ящиком, бревном, колесом, буфером вагона и т. д.). Грудная клетка деформируется, уплощается, и происходит перелом ребер с одной или с обеих ее сторон в зависимости от характера воздействующей силы. Нередко возникают множественные переломы ребер со смещением отломков кнаружи.
Если действие травмирующей силы направлено ближе к позвоночнику, то наблюдается перелом ребер по типу сдвига — центральный короткий конец ребра остается на месте, а периферический идет кнутри. Это так называемые отрывные переломы. Они чаще встречаются в области IX, X, XI и XII ребер и сопровождаются большим смещением отломков.
Наиболее частая локализация переломов ребер — подмышечные линии.
Переломы ребер имеют четкую клиническую картину. Отмечается выраженная боль, особенно при глубоком вдохе, кашле. Больной старается дышать поверхностно, говорить шепотом, сидит, сгибаясь в поврежденную сторону и вперед, прижимая рукой место перелома.
При осмотре обнаруживаются ограничение подвижности грудной клетки на стороне повреждения, боль в месте перелома при последовательном ощупывании ребра от позвоночника до грудины; можно выявить также костный хруст, подвижность отломков кости в области перелома ребер.
При переломах нижних ребер нужно помнить о возможности повреждения селезенки, печени, почек.
Обнаружив у больного перелом ребер, нужно удобно посадить его, дать ему таблетку анальгина, приложить к поврежденной области пузырь со льдом, затем наложить на грудную клетку (на вдохе) тугую повязку из бинта или полотенца и транспортировать его в полусидячем положении в ближайшее лечебное учреждение.
Переломы грудины в отличие от переломов ребер наблюдаются значительно реже и возникают вследствие прямого воздействия травмирующей силы. Одним из типичных механизмов этой травмы является удар грудью о руль автомобиля при аварии или при падении на твердый край выступа. Перелом грудины чаще всего происходит в верхней ее части, на уровне II и III ребер.
Перелом грудины считается тяжелой и опасной травмой, так как при этом могут быть повреждены органы грудной клетки. Нижний отломок грудины обычно смещается кзади, заходя под верхний отломок.
Больной жалуется на боль в области грудины и за грудиной, которая усиливается при вдохе и пальпации (ощупывании), у него нередко отмечаются затруднение дыхания, одышка, посинение губ. При пальпации грудины определяются припухлость, деформация в виде ступеньки.
При неполных переломах грудины деформации в месте перелома может и не быть, так как нет смещения отломков грудины — они удерживаются в соприкосновении неразорванной плотной перепонкой.
Первая помощь при переломах грудины: больному дают обезболивающие средства (анальгин, амидопирин); на область грудины кладут пузырь со льдом. Для того чтобы сопоставить отломки грудины в правильном положении, больного кладут на спину, между лопатками помещают валик (из подушки, одежды и др.) и осторожно переразгибают нижнегрудной и верхнепоясничный отделы позвоночника. В таком положении, на жестких носилках, пострадавшего транспортируют в лечебное учреждение.
Переломы ключицы чаще происходят при падении на вытянутую руку, наружную поверхность плеча, т. е. по механизму непрямой травмы, но могут возникать и при непосредственном ударе по ключице. При непрямом механизме действующей силы переломы ключицы бывают косыми и косопоперечными с типичным смещением отломков ключицы.
В этих случаях центральный (внутренний) короткий отломок кости поднят вверх и отведен кзади, а дистальный (наружный) смещен кпереди и книзу. Нередко отломки заходят друг за друга по продольной оси. При прямом действии травмирующей силы эти переломы, как правило, оскольчатые и косопоперечные. Чаще переломы ключицы происходят в средней трети или на границе средней и наружной ее трети. При смещении отломков ключицы возможно повреждение сосудов, нервов, легких и кожи.
Клиническая картина перелома ключицы достаточно отчетлива. Больной здоровой рукой поддерживает локоть и предплечье и прижимает их к телу. Голова его наклонена в поврежденную сторону, мышцы шеи расслаблены, движения в плечевом суставе на стороне повреждения резко ограничены, сустав расположен ниже обычного и кпереди, а плечо повернуто внутрь.
Плечо на поврежденной стороне кажется длиннее, а надплечье укорочено. Надключичная ямка сглажена, имеет припухлость, в ней прощупывается центральный отломок ключицы. Распознать перелом ключицы нетрудно и, чтобы не нанести дополнительных повреждений мягких тканей в месте перелома, излишнее ощупывание этой области нежелательно.
При переломах ключицы в связи с возможным повреждением нервов и кровеносных сосудов необходимо проверить чувствительность кисти и пальцев, их подвижность, а также определить пульсацию лучевой артерии у основания большого пальца на ладонной поверхности.
Первая помощь при переломах ключицы: больному дают таблетку анальгина, в подмышечную впадину вкладывают тугой ком ваты; сгибают руку в локте, подвешивают ее на косынке к шее и плотно прибинтовывают к туловищу. Выполнив все эти манипуляции, больного в положении сидя транспортируют в лечебное учреждение.
Источник
Иммобилизация и транспортировка пациента в стационар. Оказание доврачебной помощи при травмах. Подготовка пациента к транспортировке в стационар
Смотрите также статью, в которой рассказывается о том как оказывать помощь при переломе костей таза, позвоночника и других травмах
Закрытая черепно-мозговая травма (ушиб, сотрясение, сдавление)
- Уложить пациента, голову повернуть набок
- Вызвать «скорую помощь».
- Приложить холод в области головы.
- Дать вдохнуть нашатырный спирт при нарушении сознания.
- Измерить АД, пульс, следить за сознанием, шириной зрачков.
- Оказать помощь при рвоте.
- Приготовить шприцы и иглы для внутримышечных и внутривенных инъекций, интубационную трубку
- Транспортировать в стационар на носилках, приподняв головной конец носилок; голову шинируют мягким: валиком или специальной подушкой-шиной.
Открытый перелом свода черепа
Первая помощь при переломе костей основания черепа
- Уложить пациента, голову повернуть набок
- Вызвать скорую медицинскую помощь
- На рану осторожно (не создавая давления!) наложить асептическую повязку.
- Контролировать АД, пульс, следить за сознанием, шириной зрачков.
- Оказать помощь при рвоте.
- Укутать пострадавшего (при шоке).
- Приготовить шприцы и иглы для введения противошоковых препаратов.
- Транспортировать в стационар на носилках с приподнятым головным концом (при шоке — горизонтально)
Перелом костей основания черепа
- Уложить пациента, повернуть голову набок
- Вызвать «скорую помощь»
- Наложить асептическую повязку (без давления) на область носа и ушей при ликворее и кровотечении (нельзя очищать полость носа и ушей от сгустков крови).
- Приложить холод в области головы.
- Измерить АД, частоту пульса, дыхание.
- Приготовить шприцы и иглы для внутримышечной, внутривенной и подкожной инъекций.
- Транспортировать пациента на носилках в горизонтальном положении.
Ранение мягких тканей лица
- Оценить объем ранения.
- Наложить давящую асептическую повязку на рану, при обильном кровотечении провести пальцевое прижатие лицевой или наружной сонной артерии.
- Приложить холод в области ранения.
- Транспортировать больного на носилках лежа, с приподнятой головой, следить за дыханием, пульсом, АД.
Перелом челюстей
- Оценить общее состояние
- Обработать ссадины раствором антисептика
- Наложить пращевидную повязку на подбородок
- Приложить холод на место перелома
- Транспортировать в стационар
Перелом ребер
- Усадить пострадавшего.
- Оценить область ранения и общее состояние.
- Наложить полукруговую повязку из липкого пластыря.
- Ввести обезболивающие препараты.
- Транспортировать в полусидячем положении, следя за дыханием, сознанием, АД пульсом.
Перелом ключицы
Первая помощь при переломе ключицы
- Пострадавшего усадить
- Придать руке со стороны повреждения физиологическое положение
- Наложить мягкую бинтовую повязку Дезо или косыночную повязку
- Сопроводить пострадавшего в травмпункт
Открытое ранение грудной клетки (пневмоторакс)
При таком ранении необходимо наложить окклюзионную повязку.
1. Удобно расположить пациента лицом к себе сидя или полулежа.
2. Обработать кожу вокруг раны раствором антисептика.
3. На рану туго уложить стерильные салфетки.
4. Обработать кожу вокруг раны стерильным вазелиновым маслом.
5. Наложить поверх перевязанного листа толстый слой ваты, прикрыть куском клеенки.
6. Закрепить клеенку лейкопластырной или тугой бинтовой повязкой.
7. Положить холод на грудь.
8. Дать обезболивающие препараты (по назначению врача).
Примечание. Нельзя вытаскивать инородные тела из раны, нужно попытаться зафиксировать их в том положении, в котором они находятся. Конец очень длинного предмета можно срезать.
9. Транспортировать больного лежа или полусидя.
10. Контролировать АД, частоту пульса, дыхание.
11. Приготовить аппаратуру для ингаляции кислорода и инструментарий для плевральной пункции.
Первая помощь при проникающем ранении в область живота
- Уложить пациента (полусидя)
- Остановить кровотечение путем давящей повязки
- Положить холод на область живота
- Не давать пить и есть
- Срочно госпитализировать в положении полусидя
Первая помощь при травме уретры и промежности
1. Уложить пациента.
2. Промыть промежность раствором антисептика (фурациллином).
3. Наложить антисептическую повязку.
4. Приложить холод В области промежности.
5. Срочно госпитализировать.
Примечание. При травме уретры нельзя без осмотра врача самостоятельно проводить катетеризацию мочевого пузыря.
Первая помощь при ранении в области анального отверстия
- Уложить пациента на спину, раздвинуть ноги согнутыми в коленях (поза лягушки)
- Обмыть раствором антисептика рану
- Наложить давящую стерильную повязку
- Зафиксировать перевязочный материал Т-образной повязкой
- Приложить пузырь со льдом
- Срочно госпитализировать
Смотрите также
- Лекции и тесты по травматологии
- Учебные материалы для работников скорой медицинской помощь. Заполнение карты вызова, оказание первой медицинской помощи и многое другое
- Тесты и лекции по основам сестринского дела
- Как накладывать различные виды повязок?
- Тесты и лекции по синдромной патологии
Источник
Ïåðåëîì ðåáåð, èõ âîçíèêíîâåíèå è êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìû ãðóäèíû è èõ ïðèçíàêè. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ïåðåëîìà êëþ÷èöû è ïåðâàÿ ïîìîùü. Òðàâìà ñóñòàâíîé âïàäèíû è íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå ëîïàòêè. Ìåäèöèíñêàÿ ñòàòèñòèêà òðàâì.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ïåðâàÿïîìîùüïðèïåðåëîìàõðåáåð,ãðóäèíû,êëþ÷èöûèëîïàòêè
Ãðóäèíà,êëþ÷èöàèëîïàòêà — ýòî êîñòíûå îáðàçîâàíèÿ òðîéíîãî ñîåäèíåíèÿ. Êëþ÷èöà è ëîïàòêà, íåïîñðåäñòâåííî ñîåäèíåííûå ñ ðåáðàìè è ãðóäèíîé, çíà÷èòåëüíî ïîâûøàþò óñòîé÷èâîñòü è çàùèòíûå ñâîéñòâà ãðóäíîé êëåòêè.
Ïðè òðàâìàõ âåðõíåé ïîëîâèíû òóëîâèùà íåðåäêî ïðîèñõîäÿò îäíîâðåìåííûå ïåðåëîìû ðåáåð, ãðóäèíû, êëþ÷èöû è ëîïàòêè â ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèÿõ. ïåðåëîì ðåáðî ãðóäèíà êëþ÷èöà
Ïåðåëîìûðåáåð ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ ó ëèö ñòàðøå 40 ëåò, ÷òî ñâÿçàíî ñ âîçðàñòíûìè èçìåíåíèÿìè êîñòíîé òêàíè. ×àùå âñåãî âñòðå÷àþòñÿ ïåðåëîìû VI-IX ðåáåð. Âåðõíèå ðåáðà ëó÷øå çàùèùåíû ñëîåì ìûøö, êëþ÷èöåé, ëîïàòêîé, à íèæíèå (X è XI) ðåáðà îáëàäàþò ïîâûøåííîé ýëàñòè÷íîñòüþ. Ðàçëè÷àþò ïðÿìîé è íåïðÿìîé ìåõàíèçì òðàâìû.
Ïðè ïðÿìîì ìåõàíèçìå òðàâìû ðåáðî èëè íåñêîëüêî ðåáåð ïðîãèáàþòñÿ âíóòðü ãðóäíîé ïîëîñòè, ëîìàþòñÿ, è îòëîìêè èõ ñìåùàþòñÿ êíóòðè, íåðåäêî ïîâðåæäàÿ ïëåâðó è ëåãêîå. Åñëè ñîïðèêàñàþùàÿñÿ ïëîùàäü óäàðíîé ñèëû áîëüøàÿ, ìîæåò ïðîèçîéòè «îêîí÷àòûé» ïåðåëîì ðåáåð, òî åñòü ïåðåëîì ïî äâóì âåðòèêàëüíûì ëèíèÿì ñ îáðàçîâàíèåì ðåáåðíîãî êëàïàíà.
Íåïðÿìîé ìåõàíèçì ïîâðåæäåíèÿ ðåáåð íàáëþäàåòñÿ ïðè ñæàòèè ãðóäíîé êëåòêè ìåæäó äâóìÿ ïëîñêîñòÿìè (ñäàâëåíèå ãðóäíîé êëåòêè ìåæäó ñòåíîé è áîðòîì àâòîìîáèëÿ, ÿùèêîì, áðåâíîì, êîëåñîì, áóôåðîì âàãîíà è ò.ä.). Ãðóäíàÿ êëåòêà äåôîðìèðóåòñÿ, óïëîùàåòñÿ, è ïðîèñõîäèò ïåðåëîì ðåáåð ñ îäíîé èëè ñ îáåèõ åå ñòîðîí â çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà âîçäåéñòâóþùåé ñèëû. Íåðåäêî âîçíèêàþò ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû ðåáåð ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ êíàðóæè.
Ïåðåëîìûðåáåð èìåþò ÷åòêóþ êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó. Îòìå÷àåòñÿ âûðàæåííàÿ áîëü, îñîáåííî ïðè ãëóáîêîì âäîõå, êàøëå. Áîëüíîé ñòàðàåòñÿ äûøàòü ïîâåðõíîñòíî, ãîâîðèòü øåïîòîì; ñèäèò, íàêëîíèâøèñü â ïîâðåæäåííóþ ñòîðîíó è âïåðåä, ïðèæèìàÿ ðóêîé ìåñòî ïåðåëîìà. Ïðè îñìîòðå îáíàðóæèâàþò îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè íà ñòîðîíå ïîâðåæäåíèÿ, áîëü â ìåñòå ïåðåëîìà ïðè ïîñëåäîâàòåëüíîé ïàëüïàöèè ðåáðà îò ïîçâîíî÷íèêà äî ãðóäèíû. Ìîæíî òàêæå îïðåäåëèòü êðåïèòàöèþ è ïîäâèæíîñòü îòëîìêîâ â îáëàñòè ïåðåëîìà.
Ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ ðåáåð íóæíî ïîìíèòü î âîçìîæíîñòè ïîâðåæäåíèÿ ñåëåçåíêè, ïå÷åíè, ïî÷åê, ÷àñòîì ðàçâèòèè ïíåâìî-è ãåìîòîðàêñà.
Ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìûðåáåðíåðåäêî ñîïðîâîæäàþòñÿ êàðäèîðåñïèðàòîðíûìè íàðóøåíèÿìè è ñèìïòîìàìè ïîâðåæäåíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ ïîäêîæíîé ýìôèçåìîé, êðîâîõàðêàíèåì, ïíåâìî- è ãåìîòîðàêñîì. Áûñòðî ðàçâèâàåòñÿ äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü. Ïîñòðàäàâøèå ñòîíóò, íåñêîëüêî âîçáóæäåíû, êîæíûå ïîêðîâû áëåäíûå, öèàíîòè÷íûå. Îòìå÷àåòñÿ òàõèïíîý, çàìåòíû àñèììåòðè÷íûå äâèæåíèÿ ãðóäíîé ñòåíêè, èíîãäà ìîæíî óâèäåòü çàïàäàíèå åå ôðàãìåíòîâ. Ðàçâèâàåòñÿ ñòîéêàÿ òàõèêàðäèÿ, äàæå ïðè êðîâîïîòåðå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ìîæåò îñòàâàòüñÿ íåèçìåííûì. Ðåíòãåíîãðàôèÿ îáÿçàòåëüíà êàê äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ ïåðåëîìà, òàê è äëÿ âûÿâëåíèÿ âîçìîæíûõ ïîâðåæäåíèé âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Îäíàêî ðåíòãåíîãðàôè÷åñêè ïåðåëîìû ðåáåð âûÿâëÿþò íå âñåãäà, äàæå ïðè áåññïîðíîé êëèíè÷åñêîé êàðòèíå ïåðåëîìà.
Èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìûãðóäèíû ðåäêè, ÷àùå âñåãî îíè ñî÷åòàþòñÿ ñ ïåðåëîìàìè ðåáåð, îñîáåííî èõ õðÿùåâîé ÷àñòè. Îáû÷íî òàêèå ïîâðåæäåíèÿ áûâàþò ïðè ïðÿìîì ïðèëîæåíèè òðàâìèðóþùåé ñèëû. Îäíèì èç òèïè÷íûõ ìåõàíèçìîâ ýòîé òðàâìû ÿâëÿåòñÿ óäàð ãðóäüþ î ðóëü àâòîìîáèëÿ ïðè àâàðèè.
Ïåðåëîìûãðóäèíû ÷àùå âñåãî ïðîèñõîäÿò â ïðîêñèìàëüíîì åå îòäåëå, íà óðîâíå II-III ðåáåð. Èõ îòíîñÿò ê òÿæåëîé è îïàñíîé òðàâìå, òàê êàê ïðè ýòîì ìîãóò áûòü ïîâðåæäåíû îðãàíû ãðóäíîé êëåòêè. Äèñòàëüíûé îòëîìîê ãðóäèíû îáû÷íî ñìåùàåòñÿ äîðñàëüíî è ïðîêñèìàëüíî, çàõîäÿ ïîä ïðîêñèìàëüíûé îòëîìîê. Âîçíèêàþò êðîâîèçëèÿíèÿ ïîä íàäêîñòíèöó è êëåò÷àòêó ïåðåäíåãî ñðåäîñòåíèÿ, âîçìîæíû ãëóáîêîå âíåäðåíèå îòëîìêîâ ãðóäèíû è ïîâðåæäåíèå ïëåâðû, âíóòðåííåé ãðóäíîé àðòåðèè, ñåðäöà è åãî ñóìêè.
Ïðè íåîñëîæíåííûõ ïåðåëîìàõ ðåáåð è ãðóäèíû ïðåæäå âñåãî ñëåäóåò óñòðàíèòü áîëü äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ïîëíîãî îáúåìà äûõàòåëüíûõ ýêñêóðñèé, ÷òî äîñòèãàåòñÿ ïðèìåíåíèåì íîâîêàèíîâûõ áëîêàä (ìåæðåáåðíîé, çàãðóäèííîé, ïàðàâåðòåáðàëüíîé). Îáåçáîëèâàþùèé ýôôåêò ìîæíî ïðîäëèòü, èñïîëüçóÿ ñìåñü, ñîñòîÿùóþ èç 1 ÷àñòè ñïèðòà ðåêòèôèêàòà è 9 ÷àñòåé ðàñòâîðà íîâîêàèíà. Ïîñòðàäàâøåìó ïðèäàþò ïîëó ñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå. Òóãîå áèíòîâàíèå ãðóäíîé êëåòêè (íà âäîõå) áèíòàìè èëè ïîëîòåíöåì ñëåäóåò ïðèìåíÿòü êàê ñðåäñòâî èììîáèëèçàöèè ïðè òðàíñïîðòèðîâêå áîëüíûõ.  ñòàöèîíàðå ïîñòðàäàâøåìó íàçíà÷àþò îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà, áàíêè è ãîð÷è÷íèêè, ñîäîâûå èíãàëÿöèè, ýëåêòðîôîðåç ñ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûìè è ðàññàñûâàþùèìè ñðåäñòâàìè. Ñèñòåìàòè÷åñêè ïðîâîäÿò äûõàòåëüíóþ ãèìíàñòèêó. Ïðè èçîëèðîâàííûõ ïåðåëîìàõ (äî 3 ðåáåð) ïîñòåëüíûé ðåæèì íàçíà÷àþò íà 3-5 äíåé. Ñðàùåíèå ïðîèñõîäèò ÷åðåç 3-4 íåä. Òðóäîñïîñîáíîñòü âîññòàíàâëèâàåòñÿ ÷åðåç 4-6 íåä. Ïðè ìíîæåñòâåííûõ ïåðåëîìàõ ðåáåð ñ ðàññòðîéñòâîì äûõàíèÿ, êðîìå áëîêàäû ìåñò ïåðåëîìîâ, âûïîëíÿþò âàãîñèìïàòè÷åñêóþ áëîêàäó ïî Âèøíåâñêîìó.
Ó ïîñòðàäàâøèõ ñ ðàííåé è âûðàæåííîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ, âûçâàííîé òÿæåëîé òðàâìîé ãðóäè, êîìïëåêñ ðåàíèìàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé íàïðàâëåí íà óñòðàíåíèå áîëè, íàðóøåíèé áèîìåõàíèêè äûõàíèÿ, ãèïîâîëåìèè. Äëÿ êóïèðîâàíèÿ áîëåâîãî ñèíäðîìà îñóùåñòâëÿþò îáùåå îáåçáîëèâàíèå. Ñ ýòîé öåëüþ âíóòðèâåííî ââîäÿò ðàñòâîð ïðîìåäîëà, àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû, à òàêæå ïðîäîëæàþò ïðîâîäèòü èíãàëÿöèîííûé çàêèñíî êèñëîðîäíûé íàðêîç.
Ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèè ðåêîìåíäóåòñÿ äëèòåëüíàÿ ïåðèäóðàëüíàÿ àíåñòåçèÿ.
Íåîáõîäèìî ñâîåâðåìåííî óñòðàíèòü ñäàâëåíèå ëåãêîãî ïðè ïíåâìî- è ãåìîòîðàêñå. Ýòî îñîáåííî âàæíî ïðè íàïðÿæåííîì ïíåâìîòîðàêñå, ÷ðåâàòîì îïàñíûìè äëÿ æèçíè íàðóøåíèÿìè. Âûïîëíÿþò ïóíêöèþ ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè âî âòîðîì ìåæðåáåðüå ïî ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè íà ñòîðîíå ïîâðåæäåíèÿ. Åñëè â òå÷åíèå 20-30 ìèí íå óäàåòñÿ ðàñïðàâèòü ïîäæàòîå ëåãêîå ïðè àêòèâíîé àñïèðàöèè ÷åðåç èãëó è èç ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè ïðîäîëæàåò ïîñòóïàòü âîçäóõ, òî âûïîëíÿþò òîðàêîöåíòåç â ìåñòå ïóíêöèè.
 öåëÿõ âîññòàíîâëåíèÿ «êàðêàñíîñòè» ãðóäíîé êëåòêè è áèîìåõàíèêè äûõàíèÿ ïðè ìíîæåñòâåííûõ ïåðåëîìàõ (5 ðåáåð è áîëåå), îñîáåííî ïðè «îêîí÷àòûõ» ïåðåëîìàõ ñ ôëîòàöèåé ïîâðåæäåííîãî ó÷àñòêà, ïðèáåãàþò ê ñïåöèàëüíîé èììîáèëèçàöèè. Ïðèìåíÿþò ïîñòîÿííîå âûòÿæåíèå çà ðåáðà è ãðóäèíó, ìÿãêèå òêàíè ãðóäíîé ñòåíêè, ôèêñàöèþ ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ ïëàñòìàññîâûõ øèí, íàêëàäûâàåìûõ íà ãðóäíóþ êëåòêó, ðåæå — îñòåîñèíòåç ðåáåð.
Ïðè äâóñòîðîííåì ìíîæåñòâåííîì ïåðåëîìåðåáåð ñ ôëîòàöèåé ïåðåäíåãî îòäåëà ãðóäíîé êëåòêè ïðèìåíÿþò ïîñòîÿííîå âûòÿæåíèå çà ãðóäèíó è ðåáðà ñ ïîìîùüþ ïóëåâûõ ùèïöîâ è ïðî÷íûõ íèòåé.
Ïåðåëîìûêëþ÷èöû ñîñòàâëÿþò 14-15% âñåõ ïåðåëîìîâ êîñòåé è ïðîèñõîäÿò ïðè ïàäåíèè íà âûòÿíóòóþ ðóêó, íàðóæíóþ ïîâåðõíîñòü ïëå÷à, òî åñòü ïî ìåõàíèçìó íåïðÿìîé òðàâìû, íî ìîãóò âîçíèêàòü è ïðè íåïîñðåäñòâåííîì óäàðå ïî êëþ÷èöå. Ó äåòåé ýòî íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûé âèä ïîâðåæäåíèÿ (íåðåäêî ðîäîâàÿ òðàâìà). Îáû÷íî ïåðåëîìû âîçíèêàþò íà ãðàíèöå ñðåäíåé è äèñòàëüíîé òðåòè êëþ÷èöû èëè â ñðåäíåé åå òðåòè. Ó âçðîñëûõ, êàê ïðàâèëî, ïîëíûå ïåðåëîìû ñîïðîâîæäàþòñÿ ñìåùåíèåì. Ó äåòåé âîçíèêàþò ïîäíàäêîñòíè÷íûå ïåðåëîìû ïî òèïó «çåëåíîé âåòî÷êè».
Ïðè çíà÷èòåëüíûõ ñìåùåíèÿõ ôðàãìåíòîâ èìååòñÿ îïàñíîñòü ïîâðåæäåíèÿ ñîñóäèñòî-íåðâíîãî ïó÷êà è êóïîëà ïëåâðû. Ïîñëå ðåïîçèöèè îòìå÷àåòñÿ òåíäåíöèÿ ê ïîâòîðíîìó ñìåùåíèþ îòëîìêîâ.
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ïåðåëîìîâ êëþ÷èöû äîñòàòî÷íî îò÷åòëèâà. Áîëüíîé çäîðîâîé ðóêîé ïîääåðæèâàåò ëîêîòü è ïðåäïëå÷üå, ïðèæèìàÿ èõ ê òåëó. Ãîëîâà åãî íàêëîíåíà â ïîâðåæäåííóþ ñòîðîíó, äâèæåíèÿ â ïëå÷åâîì ñóñòàâå íà ñòîðîíå ïîâðåæäåíèÿ ðåçêî îãðàíè÷åíû, íàäïëå÷üå îïóùåíî, à ïëå÷î ðîòèðîâàíî êíóòðè. Íàäêëþ÷è÷íàÿ ÿìêà ñãëàæåíà, â íåé ïàëüïèðóåòñÿ ïðîêñèìàëüíûé îòëîìîê êëþ÷èöû.  ñâÿçè ñ âîçìîæíûì ïîâðåæäåíèåì íåðâîâ è ñîñóäîâ íåîáõîäèìî ïðîâåðèòü áîëåâóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü êèñòè è. ïàëüöåâ, èõ ïîäâèæíîñòü, à òàêæå îïðåäåëèòü ïóëüñàöèþ ëó÷åâîé àðòåðèè â íèæíåé òðåòè ïðåäïëå÷üÿ.
Ïåðâàÿïîìîùüïðèïåðåëîìàõêëþ÷èöû.Ïðèìåíÿþò àíàëüãåòèêè (àíàëüãèí, áàðàëãèí, ïðîìåäîë), â ïîäìûøå÷íóþ îáëàñòü ïîìåùàþò òóãîé êîì âàòû, ñãèáàþò ðóêó â ëîêòåâîì ñóñòàâå, ïîäâåøèâàþò åå íà êîñûíêå ê øåå è ïëîòíî ïðèáèíòîâûâàþò ê òóëîâèùó. Âûïîëíèâ ýòè ìàíèïóëÿöèè, áîëüíîãî â ïîëîæåíèè ñèäÿ òðàíñïîðòèðóþò â ñòàöèîíàð.
Ñïåöèàëèçèðîâàííàÿìåäèöèíñêàÿïîìîùüïðåäóñìàòðèâàåò ðåïîçèöèþ îòëîìêîâ ïîä àíåñòåçèåé èëè íàðêîçîì è óäåðæàíèå èõ ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ ïîâÿçîê (âàòíî-ìàðëåâûå êîëüöà, ïîâÿçêà Äåçî, øèíà Êóçüìèíñêîãî è äð.). Ðåïîçèöèÿ äîñòèãàåòñÿ ïóòåì óñòðàíåíèÿ îïóùåíèÿ íàäïëå÷üÿ è äåâèàöèè åãî êçàäè, à òàêæå óñòðàíåíèÿ âíóòðåííåé ðîòàöèè ïëå÷à. Èç ñóùåñòâóþùèõ áîëåå 300 ñïîñîáîâ èììîáèëèçàöèè îòëîìêîâ êëþ÷èöû íè îäèí íå ëèøåí ñóùåñòâåííûõ íåäîñòàòêîâ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ìåòîäîì âûáîðà ïðè ëå÷åíèè ïåðåëîìîâ êëþ÷èöû ÿâëÿåòñÿ îïåðàòèâíûé — ñòàáèëüíî-ôóíêöèîíàëüíûé îñòåîñèíòåç.
Ïåðåëîìû ëîïàòêè âñòðå÷àþòñÿ îòíîñèòåëüíî ðåäêî, íå ïðåâûøàÿ 1-2,5% âñåõ ïåðåëîìîâ êîñòåé. Îíè âîçíèêàþò êàê ïðè ïðÿìîì ïðèëîæåíèè çíà÷èòåëüíîé òðàâìèðóþùåé ñèëû, òàê è ïðè íåïðÿìîé òðàâìå. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîìû òåëà ëîïàòêè, àêðîìèàëüíîãî è êëþâîâèäíîãî îòðîñòêîâ, îñòè, âåðõíåãî è íèæíåãî óãëîâ ëîïàòêè, øåéêè è ñóñòàâíîãî îòðîñòêà. ×àùå âîçíèêàþò ïåðåëîìû â îáëàñòè øåéêè. Çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè äëÿ ëå÷åíèÿ è âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèè âåðõíåé êîíå÷íîñòè ïðåäñòàâëÿþò ïåðåëîìû ñóñòàâíîé âïàäèíû ñ íàðóøåíèåì êîíãðóýíòíîñòè ïëå÷åâîãî ñóñòàâà.
Áîëü, ïðèïóõëîñòü, êðîâîèçëèÿíèå â ìÿãêèå òêàíè, íàðóøåíèå ôóíêöèè ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ïîëîæèòåëüíûé ñèìïòîì îñåâîé íàãðóçêè — õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè ïåðåëîìà ëîïàòêè. Ïðè ïàëüïàöèè âûÿâëÿþò ëîêàëüíóþ áîëåçíåííîñòü, êðåïèòàöèþ. Äëÿ ïåðåëîìà êëþâîâèäíîãî îòðîñòêà õàðàêòåðíî óñèëåíèå áîëè ïðè ñãèáàíèè ïðåäïëå÷üÿ è ïðåîäîëåíèè ñîïðîòèâëåíèÿ çà ñ÷åò íàïðÿæåíèÿ ïðèêðåïëÿþùåéñÿ êîðîòêîé ãîëîâêè äâóãëàâîé ìûøöû ïëå÷à.
Ïåðåëîì ñóñòàâíîé âïàäèíû ñîïðîâîæäàåòñÿ ãåìàðòðîçîì, ðåçêîé áîëüþ ïðè äâèæåíèè âåðõíåé êîíå÷íîñòüþ è áîëåçíåííîñòüþ ïðè îñåâîé íàãðóçêå. Ïðè ïåðåëîìàõ øåéêè ëîïàòêè ïëå÷î âìåñòå ñ ñóñòàâíîé âïàäèíîé ïîä âëèÿíèåì âåñà êîíå÷íîñòè è ñîêðàùåíèÿ ãðóäíûõ ìûøö ñìåùàåòñÿ äèñòàëüíî è âåíòðàëüíî. Ïðè ýòîì ïëå÷åâîé îòðîñòîê âûäàåòñÿ êïåðåäè, à êëþâîâèäíûé óõîäèò â ãëóáèíó. Ïðè îñìîòðå ñîçäàåòñÿ âïå÷àòëåíèå âûâèõà ïëå÷à, íî, â îòëè÷èå îò âûâèõà, âîçìîæíû ïàññèâíûå äâèæåíèÿ â ïëå÷åâîì ñóñòàâå, ãîëîâêà ïàëüïèðóåòñÿ â ñóñòàâíîé âïàäèíå. Ïðè îáñëåäîâàíèè ïîñòðàäàâøåãî ñ ïåðåëîìîì ëîïàòêè íåîáõîäèìî èñêëþ÷èòü âîçìîæíûå ïîâðåæäåíèÿ ìàãèñòðàëüíûõ ñîñóäîâ. Äèàãíîç óòî÷íÿþò ïðè ðåíòãåíîãðàôèè.
Ïåðâàÿïîìîùüïðèïåðåëîìåëîïàòêè.Ïðèìåíÿþò àíàëüãåòèêè (àíàëüãèí, áàðàëãèí, ïðîìåäîë). Ïðîèçâîäÿò îòâåäåíèå ïëå÷à (íåçàâèñèìî îò âèäà ïåðåëîìà), ïîìåñòèâ â ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó âàòíî-ìàðëåâóþ ïîäóøå÷êó (ëó÷øå êëèíîâèäíóþ). Çàòåì íóæíî ïîäâåñèòü ðóêó íà êîñûíêå è ïðèáèíòîâàòü åå ê òóëîâèùó. Áîëüíîãî òðàíñïîðòèðóþò â ñòàöèîíàð â ïîëîæåíèè ñèäÿ.
Ñïåöèàëèçèðîâàííàÿìåäèöèíñêàÿïîìîùüïðåäóñìàòðèâàåò ïðèìåíåíèå êîíñåðâàòèâíûõ è îïåðàòèâíûõ ìåòîäîâ â çàâèñèìîñòè îò ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìà ëîïàòêè. Ïðè âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìàõ ëîïàòêè ìåòîäîì âûáîðà ÿâëÿåòñÿ îïåðàòèâíûé.
Êâàëèôèöèðîâàííàÿ íåîòëîæíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ ðåáåð, ãðóäèíû, êëþ÷èöû è ëîïàòêè ïðåäóïðåæäàåò òÿæåëûå íàðóøåíèÿ ôóíêöèé âåðõíåé êîíå÷íîñòè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник