Обж 11 класс конспект ушибы и вывихи

Урок 7
Первая медицинская помощь
при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика
(ушибы, вывихи, растяжения и разрывы связок и мышц)

К опорно-двигательному аппарату относятся мышцы, кости, связки и сухожилия. Кости составляют каркас всего тела и служат местом прикрепления мышц. Мышцы — активная часть опорно-двигательного аппарата. Благодаря им происходит перемещение тела в пространстве и изменение его положения. Именно опорно-двигательный аппарат чаще всего подвержен травмам в результате механических воздействий на него. При этом могут возникать и открытые повреждения (раны, сопровождаемые кровотечением), и закрытые (ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы, сдавления). В предыдущей теме мы рассмотрели правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ранениях. В этой теме мы познакомим вас с правилами оказания помощи пострадавшим при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах.

Ушиб

При ударе твердым тупым предметом или падении на твердую поверхность возникают закрытые повреждения тканей, часто с разрывом мелких кровеносных сосудов и образованием кровоподтека (синяка). При этом могут быть повреждены не только кожные покровы, но и глубоко расположенные органы грудной клетки и полости живота. Характер повреждений зависит от силы удара, размера и места повреждений.

Типичные признаки ушиба: боль, усиливающаяся при движении, припухлость тканей (отек), кровоподтек, нарушение функций (например, при сильном ушибе ноги невозможно бегать, прыгать, ушибленной рукой трудно поднимать и даже передвигать вещи).

Порядок оказания первой медицинской помощи при ушибах показан на схеме 9.

image

Растяжение

Механическое воздействие на мягкие ткани не очень большой силы в виде продольной тяги может вызвать растяжение связок и повреждение кровеносных сосудов. Чаще всего такие травмы бывают на верхних и нижних конечностях — в плечевом и голеностопном суставах.

Признаки растяжения: боль при малейшем движении, ограничение подвижности, припухлость (отек), которая быстро увеличивается в размере, незначительный кровоподтек, превращающийся потом в синяк.

Порядок оказания первой медицинской помощи при растяжениях показан на схеме 10.

image

Разрыв

Быстрое механическое воздействие на мягкие ткани с большой силой может вызвать разрывы связок, мышц, сухожилий, сосудов и нервов. Наиболее часто наблюдаются разрывы тканей на руках (запястье, плечо) и ногах (колено, стопа).

Признаки разрыва связок: пострадавший испытывает резкую боль, не может согнуть или разогнуть руку или ногу; поврежденный сустав быстро увеличивается в размере (опухает). При попытке встать на поврежденную ногу боль усиливается, а нога подворачивается.

Признаки разрыва мышц: пострадавший испытывает внезапную боль, в месте разрыва на коже появляется западение (вмятинка), ниже которого заметно выпячивание; появляется припухлость; изменяется цвет кожи (она становится синей); пострадавший не может пошевелить поврежденной рукой или ногой.

Порядок оказания первой медицинской помощи при разрывах связок и мышц показан на схеме 11.

image

Вывих

Вывихом называют смещение костей относительно друг друга в области сустава. Как правило, вывих возникает при сильном механическом воздействии на конечность.

Признаки вывиха: заметны изменение формы сустава, необычное положение конечности, изменение ее длины, пострадавший испытывает боль в суставе, невозможность движения в нем.

Порядок оказания первой медицинской помощи при вывихах показан на схеме 12.

image

Обж 11 класс конспект ушибы и вывихи

Источник

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №8

План-конспект для проведения занятий по ОБЖ

с обучающимися 11 класса

Тема урока: Первая медицинская помощь при травмах опорно–двигательного аппарата.

Класс: 11

занятия: 1

Цели урока:

учебная: научить оказывать первую помощь при травмах опорно – двигательного аппарата.

воспитывать: развивать навыки наблюдения, сравнения и обобщения, формировать бережное отношение к своему здоровью.

Учебные вопросы:

1.Травмы опорно-двигательного аппарата.

2. Признаки повреждений.

3. Оказание помощи.

4.Практикум (решение ситуационных задач).

Место проведения: каб.№30

Отведенное время: 40 минут

Используемые методы обучения: объяснение, рассказ, дискуссия, наглядный, репродуктивный, проблемный,демонстрация, групповой.

Используемые методы воспитания: мотивационный, словесный, групповой.

ФормыУПД: контрольно- корректирующая.

Используемые литературные источники:

1.Рабочая программа учителя ОБЖ 2. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс. Авторы: Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н.

3.  Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5 – 11 класс.    Министерство образования РФ.ГУРЦ ЭМТО. «Кирилл и Мефодий.2003г.

4.  Журнал «Гражданская защита» № 3-10 за 1998 г.

5.https://kopilkaurokov.ru/obzh/uroki/urok-po-obzh-okazaniie-piervoi-mieditsinskoi-pomoshchi-pri-travmakh-oporno-dvighatiel-nogho-apparata

Ход урока

Организационный, мотивационный этап

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Очень рада видеть вас на уроке. Я вижу, что вы готовы к уроку и думаю, что в течении урока будете очень внимательны и активны.

Мотивирую

Проверяют готовность к уроку, слушают

Актуализация

Сегодня я хотела бы начать урок со случая, который произошел с ученицей одной из школы. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они спускались по лестнице, которую только что вымыли, Нина поскользнулась и упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Наташа не растерялась, вернулась домой за подручными средствами и вызвала скорую помощь. Наташа вспомнила знания, полученные на уроках ОБЖ, и оказала первую помощь подруге.

Ориентирую на вычленение главного смысла

Высказывают свое мнение по данной ситуации

Ответим на вопросы. hello_html_m734bfb7d.png

  1. При каких повреждениях необходима иммобилизация пострадавшего?

  2. С какой целью осуществляется иммобилизация?

  3. От каких факторов зависит способ переноски пострадавшего?

  4. Почему способ переноски пострадавшего зависит от характера повреждений?

Показ слайдов, ведение дискуссии

Отвечают на вопросы

Постановка целей и задач

Сформулируйте тему урока.

Корректирую ответы с помощью наводящих вопросов

Первая медицинская помощь при травмах опорно – двигательного аппарата.

Сформулируйте цель урока.

научиться оказывать первую помощь при травмах опорно –двигательного аппарата.

Усвоение новых знаний

Травмы опорно-двигательного аппарата являются наиболее распространёнными (от обычных синяков до тяжёлых переломов и вывихов).

При каких обстоятельствах можно получить травмы?

Существует четыре основных вида травм опорно-двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения или разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Перелом – это нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным. Неполный перелом – это трещина.

Вывих – это смещение кости по отношению к её нормальному положению в суставе. Вывихи обычно происходят при воздействии большой силы.

Растяжение и разрыв связок происходят, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Чрезмерная нагрузка на сустав может привести к полному разрыву связок и вывиху кости. Наиболее распространёнными являются растяжение связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья.

Растяжение мышц и сухожилий. Подобные растяжения обычно вызываются подъёмом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением.

Какие травмы являются более распространенными?

Рассказ, с элементами беседы

Отвечают на вопросы

(Травмы можно получить при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении либо при автомобильной аварии.)

(Наиболее распространёнными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени.)

Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения благотворно влияют на опорно-двигательную систему в целом и на отдельные группы мышц. Эффективная программа физической подготовки (бег, ходьба, аэробика, велоспорт, плавание, лыжи) способствует укреплению организма и профилактике травм.

Кто знает какую первую помощь необходимо оказать при травмах?

hello_html_m364a5e6e.png

Первая помощь при всех травмах опорно-двигательного аппарата одинакова. Во время оказания помощи постарайтесь не причинять пострадавшему дополнительной боли. Помогите ему принять удобное положение. Соблюдайте основные моменты первой помощи: покой; обеспечение неподвижности повреждённой части тела; холод; приподнятое положение поврёждённой части тела. Перемещение пострадавшего необходимо только в том случае, если не ожидается быстрого прибытия «скорой помощи» или если нужно транспортировать пострадавшего самостоятельно.

Читайте также:  Что надо сделать если ушиб руки

При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно прикладывать лёд. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. Обычно лёд прикладывают на 15 мин через каждый час.

При растяжении связок и мышц, после того как спадёт припухлость, можно прикладывать тёплые компрессы для ускорения процесса заживления.

Рассмотрите серию картинок, составьте план действий при переломах.

Переломы – полное или частичное нарушение целостности кости, вызванное действием механической силы и сопровождающееся той или иной степенью повреждения мягких тканей, сосудов, нервов. Чаще всего ломаются трубчатые кости, преобладают переломы верхних конечностей. Бывают открытые и закрытые переломы (нарушение целостности кожного покрова). Признаки: 1) внезапное нарушение функций конечности; 2) появление подвижности в месте перелома; 3) одновременно с подвижностью появляется «хруст» обломков; 4) боль; 5) деформация (изменение формы и укорочение конечности). ПМП: 1) обеспечение покоя поврежденным костям; 2) иммобилизация травмированной кости; 3) введение обезболивающих средств. (холодный компресс в виде льда накладывается на срок не более 15 минут и с перерывом на 1 час.). К черепно – мозговым травмам относят: ушиб, сотрясение головного мозга, сдавливания, внутричерепное излияние из поврежденных мозговых сосудов или повреждение мозговой ткани обломками костей черепа. Различают: открытые и закрытые черепно – мозговые травмы. Как правило, черепно – мозговая травма сопровождается потерей сознания или так называемой мозговой комой.

Перечислите признаки комы.

Внешне кома напоминает глубокий сон (греч. Koma – глубокий сон). Самое страшное заключается в том, что в зависимости от глубины комы резко снижается тонус подъязычных мышц и мягкого неба – вот главная опасность бессознательного состояния. Признаки: 1) пострадавший без сознания, в том числе кратковременно; 2) наличие падения или нанесения удара по голове; 3) наличие ссадин или ран на голове; 4) жалобы на подташнивание или рвоту после получения травмы. Последствия: механическая асфиксия (от западания языка) – в современной медицине удушение, хотя древние греки трактовали асфиксию как отсутствие пульса и признаков жизни (греч. a-отрицание, Sphixis – пульс); аспирация (лат. – aspiration – вдыхание) содержимого ротовой полости в легкие.

Травма груди. Признаки: нарушение функции дыхания и кровообращения (делится на ушибы, сдавления и ранения). ПМП: 1) освободить от стягивающих одежд; 2) обеспечить доступ свежего воздуха; 3) закрыть рану; 4) дать доступное обесболивающее; 5) придать больному полусидячее положение.

Травма живота. Возникает от резкого механического воздействия на брюшную полость. Признаки: нарушения функции дыхания и кровообращения, при разрыве внутренних органов – внутреннее кровотечение, острый перитонит, шок. ПМП: при открытой и закрытой травме – холод на живот; при открытой – антисептическая повязка.

Травма в области таза. Признаки: повреждение костей таза и прилегающих к нему мягких тканей и внутренних органов. ПМП: 1) уложить пострадавшего на спину со сведенными ногами, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах (можно положить валик под колени); 2) дать обезболивающее средство; 3) наложить антисептические повязки на раны, на место раны – холод. Повреждение позвоночника или спины. Признаки: потеря опоры организма, функций внутренних органов и конечностей. ПМП: 1) дать обезболивающее средство; 2) уложить на спину или живот в зависимости от вида и тяжести травмы; 3) наложить антисептические повязки. Иммобилизация пострадавших от травм позвоночника проводится фиксацией конечностей всего тела с помощью подручных средств по всей длине тела.

Рассказываю, акцентируя внимание на главном

Слушают

Рассматривают картинки, делают выводы

(Первая помощь при переломах

При переломе ключицы и лопатки верхнюю конечность подвесить на косынке (1).

При переломах плечевой кости и костей предплечья нужно с наружной и внутренней поверхностей конечности наложить шины, руку подвесить на косынке. (2)При переломе бедренной кости наложить одну шину с наружной стороны таким образом, чтобы она захватывала всю ногу и туловище до подмышечной впадины, другую шину на внутреннюю поверхность бедра от подошвы до промежности; (3)При переломе костей таза пострадавшему надо принять положение «лягушки»: ноги немного согнуть и развести в стороны, положить под колени валик из одеяла, одежды; пострадавшего положить на щит (сколоченные доски, толстая фанера). (4)При переломе позвоночника пострадавшего надо уложить спиной на ровную жёсткую поверхность – щит. При отсутствии щита – уложить на носилки животом вниз, подложив под плечи и голову валик.При переломе рёбер наложить вокруг грудной клетки умеренно стягивающую повязку из бинта, простыни, полотенца (в состоянии выдоха) (5).При переломе челюсти – наложить пращевидную повязку на подбородок, прижимая нижнюю челюсть к верхней. )

Проверка понимания изученного материала, подведение итогов

На столах лежат опорные таблицы.

Рассмотрите их. Сделайте выводы.

Фронтальный опрос

Отвечают на вопросы

Обобщение и систематизация,

Для отработки практических навыков предлагается игра: отбираются хранители времени (2), эксперты (4), корреспонденты (2), учитель – независимый консультант, класс делится на две команды. Каждая команда получает карточки с заданием, которое необходимо выполнить, комментируя ход выполнения задания.

Решите в группах ситуационные задачи используя при этом необходимые материалы (лежат на 1 парте для общего доступа).

Один из учеников группы является пострадавшим. Ваша задача правильно оказать ему помощь.

Задания:

1. Ситуация: Молодая женщина случайно подвернула стопу, возникла сильная боль. При осмотре: припухлость в области голеностопного сустава, умеренная болезненность при пальпации. Толчкообразная нагрузка на область пятки безболезненна.

Задание: какое повреждение можно предположить? Перечислите объем и продемонстрируйте очередность оказания первой доврачебной медицинской помощи, выбрав среди имеющихся на столе необходимые средства помощи.

2. Ситуация: Во время спортивных соревнований молодой человек получил травму коленного сустава. При осмотре: припухлость, болезненность в области коленного сустава, на его передней поверхности ссадина размером 3*7 см, отсутствует подвижность пальцев.

Задание: перечислите объем первой доврачебной медицинской помощи. Продемонстрируйте очередность оказания первой доврачебной медицинской помощи, выбрав среди имеющихся на столе необходимые средства помощи.

3. Ситуация: В результате автомобильной аварии мужчина получил травму волосистой части головы. При осмотре: в теменной области слева рана размером 3*5 см, обильное кровотечение, тошнота.

Задание: перечислите объем первой доврачебной помощи. Какую повязку и как целесообразно наложить пострадавшему (продемонстрируйте).

4. Ситуация: Во время игры в футбол молодой человек получил рану локтевого сустава. При осмотре: по задней поверхности правого локтевого сустава рана размером 2, 5*1 см, слегка кровоточащая, поверхностная. При пальпации определяется развитая болезненность в области локтевого сустава.

Задание: перечислите объем первой доврачебной помощи. Какую повязку и как целесообразно наложить пострадавшему (продемонстрируйте).

Оказываю помощь каждой группе

Решают ситуационные задачи, выполняют практическую часть

Рефлексия, подведение итогов

Что нового вы узнали на уроке?

Какие затруднения испытывали?

Каких знаний не хватило для полного понимания темы?

Что нужно сделать, чтобы восполнить нехватку знаний? Какие причины могут привести к травме опорно-двигательного аппарата?

Читайте также:  Обширная гематома от ушибов

Какие существуют виды травм опорно-двигательного аппарата?

Какие меры способствуют профилактике травм опорно-двигательного аппарата?

Почему, на ваш взгляд, при травме опорно-двигательного аппарата лёд рекомендуется прикладывать только на 15 мин в течение часа? Обоснуйте свой ответ.

Слушаю ответы на вопросы,

Отвечают на вопросы

Домашнее задание

Заполнить таблицу, используя материалы в учебнике.

Объясняю д.з.

Задают вопросы по д.з., записывают.

Руководитель занятия

___________________________

___________________________ _____________

(Ф.И.О.полностью) (место для подписи)

Источник

Урок-практикум по ОБЖ на тему: «Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений»

ЦЕЛЬ: Систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП”.

Обучающие:

  • Актуализация теоретических знаний, терминологии ПМП;

  • Применение теоретических знаний в практической деятельности (умение накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);

  • Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации

Воспитывающие:

  • Воспитание общей культуры личности;

  • Воспитание чувства товарищества у старших подростков;

  • Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Развивающая:

  • Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Бинты;
жгуты;
подручные шины;
перевязочный материал;
карточки с заданиями;
опорные схемы;
аптечка первой помощи.

ПЛАН УРОКА:

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя о ПМП.

  3. Контроль теоретических знаний.

  4. Практическая работа в группах: анализ заданий, выбор участников, выполнение с демонстрацией.

  5. Изучение новой темы: Черепно-мозговая травма, сопровождение презентацией.

  6. Терминологическая работа.

  7. Подведение итогов.

ХОД УРОКА:

Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме “Оказание ПМП при различных видах повреждений”. Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения полученных знаний, умение применить их на практике. В случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели урока ).

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека мы и проводим этот урок.

«Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда»

Заповеди оказания помощи знай,

Четко и грамотно их выполняй!

— Не паникуй!

— Не навреди!

— Страдания облегчи!

— Непременно спаси!

ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

Устные ответы по опорной схеме:

1. Последовательность оказания ПМП, правовой аспект оказания ПМП.

2. Виды кровотечений, способы остановки кровотечений, правила наложения повязки и жгута.

3.Ушиб, растяжение – определение, причины, симптомы и ПМП

4. Вывих – определение, причины, симптомы и ПМП.

5. Переломы открытый и закрытый – определение, симптомы и ПМП, способы иммобилизации.

Последовательность проведения мероприятий первой помощи:

  • — проведение мероприятий по прекращению действия травмирующих факторов;

  • — восстановление нарушенного дыхания и сердечной деятельности( проведение сердечно-лёгочной реанимации);

  • — борьба с болью;

  • — временная остановка кровотечения;

  • — закрытие ран стерильными повязками;

  • — обездвиживание травмированных участков тела подручными средствами;

  • — придание пострадавшему наиболее удобного положения;

  • — обеспечение как можно более быстрой и бережной доставки пострадавшего в лечебное учреждение либо вызов к месту происшествия «скорой помощи»

Правовой аспект оказания первой медицинской помощи

  • — передвижение пострадавшего должно осуществляться лишь в том случае, если его жизни угрожает опасность;

  • — прежде чем приступить к оказанию первой помощи, обеспечьте проходимость дыхательных путей пострадавшего, проверьте наличие у него дыхания и пульса;

  • — вызовите «скорую помощь» для получения квалифицированной медицинской помощи;

  • — до прибытия «скорой помощи» не прекращайте оказание первой помощи пострадавшему, если он находится в критическом состоянии;

  • — если пострадавший находится в сознании, спросите его разрешение на оказании первой помощи.

Правила наложения давящей повязки:

На кровоточащую рану накладывают стерильную ткань. Поверх нее кладут плотный валик из бинта или ваты, который туго прибинтовывают. Признаком правильно наложенной давящей повязки является прекращение кровотечения. При остановленном кровотечении ее можно не снимать до поступления пострадавшего в лечебное учреждение.

Правила наложения жгута

— жгут накладывают выше раны на расстоянии 5-7 см от ее верхнего края;

— конечность перед наложением жгута поднимают вверх.

— на место наложения жгута предварительно накладывают какую-либо ткань;

— жгут затягивают только до остановки кровотечения. Под него следует положить записку с указанием времени его наложения;

— перед наложением жгута кровоточащий сосуд выше раны прижимают пальцем, что позволяет без излишней спешки подготовиться к выполнению этой манипуляции;

— в теплое время года жгут можно не снимать в течении 2 ч, а в холодное время года- 1 ч.

Общие задачи

Порядок мероприятий по оказанию первой помощи при закрытых переломах

Порядок мероприятий по оказанию первой помощи при открытых переломах

  • Оценить тяжесть состояния пострадавшего

  • Уменьшить боль с помощью обезболивающего средства

  • Определить, возможно ли перемещение пострадавшего до прибытия медицинского персонала (при травмах позвоночника передвигать больного нельзя)

  1. Обеспечить раненому покой

  2. Дать обезболивающее средство

  3. Иммобилизировать поврежденный участок, используя шины (без особой необходимости одежду с поврежденной части тела не снимать)

  1. При наличии кровотечения остановить его известным способом

  2. Обработать рану

  3. Наложить бинтовую повязку на рану

  4. Провести иммобилизацию поврежденного участка

Практическая работа в группах: анализ заданий, выбор участников, выполнение с демонстрацией.

Задания:

1. Ситуация: Молодая женщина случайно подвернула стопу, возникла сильная боль. При осмотре: припухлость в области голеностопного сустава, умеренная болезненность при пальпации. Толчкообразная нагрузка на область пятки безболезненна.

Задание: какое повреждение можно предположить? Перечислите объем и продемонстрируйте очередность оказания первой доврачебной медицинской помощи, выбрав среди имеющихся на столе необходимые средства помощи.

2. Ситуация: Во время спортивных соревнований молодой человек получил травму коленного сустава. При осмотре: припухлость, болезненность в области коленного сустава, на его передней поверхности ссадина размером 3*7 см, отсутствует подвижность пальцев.

Задание: перечислите объем первой доврачебной медицинской помощи. Продемонстрируйте очередность оказания первой доврачебной медицинской помощи, выбрав среди имеющихся на столе необходимые средства помощи.

3. Ситуация: Во время игры в футбол молодой человек получил рану локтевого сустава. При осмотре: по задней поверхности правого локтевого сустава рана размером 2, 5*1 см, слегка кровоточащая, поверхностная. При пальпации определяется развитая болезненность в области локтевого сустава.

Задание: перечислите объем первой доврачебной помощи. Какую повязку и как целесообразно наложить пострадавшему (продемонстрируйте).

4.Ситуация: На уроке один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал кости предплечья. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый, на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечки нет.

Задание: обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу (продемонстрируйте).

5. Ситуация: Мальчик, играющий на детской площадке получил травму руки. При осмотре: рука вывернута неестественным образом, болезненность, невозможность шевелить пальцами, целостность кожи не нарушена.

Задание: перечислите объем первой доврачебной медицинской помощи. Продемонстрируйте очередность оказания первой доврачебной медицинской помощи, выбрав среди имеющихся на столе необходимые средства помощи.

Читайте также:  Температура от ушиба локтя

Новая тема: Черепно-мозговая травма.

Учащиеся по ходу объяснения и демонстрации слайдов заполняют таблицу:

Вид травмы

Симптомы

Первая помощь

Сотрясение головного мозга

Тошнота, рвота, головокружение, головная боль, нарушение сна

Вызвать скорую помощь, постельный режим, при безсознательном состоянии устойчивое боковое положение, следить за дыханием,

Причины возникновения черепно-мозговой травмы:

  • воздействие удара- прямой удар головой или по голове

  • воздействие противоудара- сотрясение мозга является последствием сильного удара другой части тела, например: приземление парашютиста на выпрямленные ног, падение на ягодицы.

Черепно-мозговую травму в целом принято делить на три основные группы:

  • сотрясение головного мозга

  • ушиб головного мозга

  • сдавление головного мозга

Сотрясение головного мозга— это самая лёгкая форма черепно-мозговой травмы, главной особенностью которой является  развитие функциональных, обратимых повреждений. Что это значит? Это значит, что со временем (чаще всего несколько дней) все нарушения в работе головного мозга пройдут.Некотороевремя назад было принято делить сотрясение головного мозга по степеням тяжести, их было три: легкая, средняя и тяжёлая степени. Теперь это деление отменено. Однако, на практике, после травмы самочувствие пострадавших субъективное и объективное может в значительной степени разница. Очаговые симптомы при сотрясении головного мозга бывают редко. Чаще всего речь будет идти о нарушении работы мышц лица, незначительном нарушении зрения в виде лёгкого двоения или затуманивания, пострадавший может жаловаться на то, что ему трудно говорить, хотя все звуки он произносит чётко и внятно.

Любой удар головы в принципе может стать причиной сотрясения головного мозга. Нередко решающую роль играет не сила удара, а точка его приложения.

Симптомы сотрясения головного мозга:

  • тошнота

  • рвота

  • головокружение

  • головная боль

  • нарушение сна

Неотложная доврачебная помощь при сотрясении головного мозга:

  • строгий постельный режим

  • контроль за дыханием пострадавшего

  • профилактика затекания рвотных масс в дыхательные пути, если пострадавший находится в бессознательном состоянии. Достигается это путём укладывания пострадавшего в устойчивое боковое положение.

  • вызов бригады «Скорой помощи»

  • транспортировка больного в случае необходимости производится на спине с фиксацией шейного отдела позвоночника.

  • обработка раны и наложение асептической повязки в случае необходимости

Ушиб головного мозга- тяжёлая травма головы, при которой на фоне сотрясения всего мозга есть ещё и локальное более выраженное повреждение. Для такой травмы характерны не только общемозговые симптомы, но и очаговые. Если Вы хорошо запомнили прочитанный выше материал, то наверняка запомнили, что их проявление зависит от того, какую функцию выполняет пораженная зона мозга.

Степеней ушиба головного мозга три:

  • лёгкая степень— характеризуется потерей сознания продолжительностью до 2 часов. Обратите особое внимание на то, что у больного может быть не только «классическая» потеря сознания, но и выраженное нарушение сознания. Пострадавшие в таком случае становятся заторможенными, с трудом и подолгу отвечают на вопросы, плохо ориентируются во времени и пространстве, могут путаться в своих паспортных данных, не сразу и не чётко выполняют требуемые от них действия. Помимо нарушения сознания у пострадавшего может быть кратковременное нарушение речи (более длительное, чем при сотрясении), слабость мышц лица.

  • средняя степень— характеризуется потерей сознания продолжительностью до нескольких часов. После восстановления сознания человек длительное время может быть вялым и сонливым. К описанным выше симптомам присоединяется снижение реакции зрачков на свет, т.е зрачки не так быстро сужается на ярком свету и не так быстро расширяется в темноте как бы это могло быть у здорового человека. Может развиться нистагм. Нистагм- это непроизвольные быстрые ритмические движения глазных яблок. Чаще встречается двусторонний нистагм. Значительно реже можно встретить односторонний нистагм. В зависимости от направления колебаний глазных яблок выделяют: горизонтальный, вращательный, вертикальный и диагональный нистагм. Очень часто патологические изменения в работе головного мозга, его отёк вызывают повышение артериального давления или его значительное снижение. По тем же причинам возможно развитие одышки и неправильных видов дыхания.

  • тяжёлая степень—  характеризуется потерей сознания продолжительностью от нескольких до нескольких суток и даже недель. Пострадавший не контактирует с окружающими. Иногда он может открывать глаза на окрик или болевой раздражитель. Движения глазных яблок становятся плавающими, возможно расходящееся косоглазие, нарушение формы и размера зрачков. Со стороны конечностей отмечается нарушение мышечного тонуса от полного его отсутствия до максимального напряжения. У пострадавших может развиться судорожный припадок. В значительной степени могут измениться ритм и глубина дыхания в сочетании с периодами его полной кратковременной остановки. Артериальное давление чаще всего снижается.

Сдавление головного мозга— травма, характеризующаяся сотрясением, тяжёлым ушибом и сдавлением мозга сильнейшим отёком или костными отломками, или внутричерепной гематомой. Как правило, причин возникновения сдавления одновременно несколько. Очаговая симптоматика в данном случае выражена в значительной степени. Сознание у пострадавшего изначально может присутствовать, затем может возникнуть психомоторное возбуждение, нарастание головной боли. Сердечная деятельность и дыхание угнетены. Возможны длительные судорожные припадки. Очень часто можно наблюдать ассиметричное изменение размера зрачков, т.е один зрачок остаётся обычного размера, а второй расширяется. Это один из ранних признаков развития внутричерепной гематомы. Ещё одним из ранних и очень коварным симптомом является «светлый промежуток». Это период полного благополучия с момента получения травмы до начала первых патологических проявлений со стороны нервной системы. Продолжительность «светлого промежутка» и интенсивность развития симптомов сдавления головного мозга зависит от скорости образования гематомы. При артериальном внутричерепном кровотечении «светлый промежуток» может исчисляться минутами, при венозном кровотечении- часами. Особенно трудно оценить тяжесть состояния пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения, которое может либо затушевать клинические проявления травмы, либо усугубить их.

Неотложная доврачебная помощь при ушибе и сдавлении головного мозга:

  • контроль за дыханием пострадавшего

  • вызов бригады «Скорой помощи»

  • транспортировка больного с случае необходимости на спине с фиксацией шейного отдела позвоночника, профилактика затекания рвотных масс в дыхательные пути. Достигается это путём укладывания пострадавшего в устойчивое боковое положение.

  • обработка раны и наложение асептической повязки в случае необходимости

Каждая травма может вполне закончиться не только выздоровлением, но и, к сожалению, развитием осложнений. При черепно-мозговой травме, даже при своевременной профессиональной помощи, осложнения развиваются довольно часто. Они могут сильно повлиять в последующем на жизнь пострадавшего. Лучшей профилактикой развития этих осложнений является своевременное обращение за профессиональной медицинской помощью!

Осложнения черепно-мозговой травмы могут быть:

  • ранние (травматический менингит, травматический менинго-энцефалит, абсцесс мозга, травматические пролапс и протрузия мозга, кровоизлияние в мозг и полость черепа)

  • поздние (травматический арахноидит, травматический арахноэнцефалит, паркинсонизм, окклюзионная гидроцефалия, эпилепсия, неврозы).

IV. Итог урока. (5 мин.)

Что нового узнали сегодня на уроке? (черепно – мозговые травмы и способы оказания ПМП при них.)

Выставление оценок учащимся.

V. Домашнее задание. (5 мин.)

1. Знать и отработать правила оказания ПМП при травмах.

2. Терминологическая работа:

— травма – это …

— рана – это…

— ушиб – это …

— вывих – это …

— перелом – это ..

— иммобилизация – это …

Всем спасибо, до свидания.

Источник