Обж ушиб 11 класс

подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой

Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)

Уроки 5, 6

Первая помощь при кровотечениях и ранениях.

Учебные вопросы

1. Первая помощь при кровотечениях.

2. Первая помощь при ранениях.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при кровотечениях и ранениях.

Основное содержание уроков

Теоретическая часть. Понятие о кровотечениях, Классификация и характеристика кровотечений Причины, вызывающие кровотечения. Характеристика наружного кровотечения. Признаки артериального и венозного кровотечения. Способы временной остановки кровотечения. Капиллярное Кровотечение и способы его остановки.

Характеристика и признаки внутреннего кровотечения. Рекомендации по остановке внутреннего Кровотечения.

Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Повязки, их виды и назначение. Правила наложения повязок.

Практическая часть. Отработка приемов и способов временной остановки наружного кровотечения: путем пальцевого прижатия артерий, наложением давящей повязки, наложением жгута и жгута-закрутки, максимальным сгибанием конечности, приданием возвышенного положения поврежденной конечности. Отработка навыков оказания первой помощи при большой открытой ране и при незначительных открытых ранениях. Отработка приемов наложения повязок »а различные части тела.

Заключение. Повторите основные положения уроков и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Какое кровотечение называется наружным, а какое внутренним?

2. Назовите признаки сильного наружного артериального и венозного кровотечений.

3. К какому виду можно отнести кровотечение, если кровь из раны вытекает непрерывно, спокойно и имеет темный цвет?

4. Каковы правила оказания первой помощи при кровотечениях?

5. Какие вам известны способы временной остановки кровотечения?

6. Для каких целей предназначена давящая повязка.

7. Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки?

8. В каких местах нужно прижать артерию, чтобы остановить кровотечение?

9. Как правильно наложить жгут при повреждении крупных артериальных сосудов ног и рук?

10. При кровотечении из руки или ноги врачи рекомендуют поднять руку или ногу. Как вы думаете, зачем?

11. Назовите признаки внутреннего кровотечения.

12. Что необходимо делать и какие рекомендации выполнять при внутреннем кровотечении?

13. Как классифицируют раны?

14. Что нужно делать для профилактики загрязнения ран?

15. Назовите последовательность оказания первой помощи при обширной и незначительной открытой ране.

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.1, задания 17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28.

Уроки 7, 8

Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах.

Учебные вопросы

1. Первая помощь при закрытых повреждениях и травмах.

2. Первая помощь при переломах.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при ушибах, вывихах, растяжениях и разрывах, открытых и закрытых переломах.

Практическая часть. Ушибы и их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при ушибах.

Растяжение связок и повреждение кровеносных сосудов, их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при растяжении. Разрывы связок и мышц, их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при разрывах связок и мышц.

Вывихи и их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при вывихах.

Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов. Отработка приемов оказания первой помощи при открытых и закрытых переломах. Отработка основных правил транспортной иммобилизации верхних и нижних конечностей.

Заключение. Повторите основные положения уроков и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Какие виды повреждений относятся к закрытым травмам?

2. Что называется ушибом?

3. Какими признаками характеризуется ушиб?

4. Дайте определение растяжения.

5. Назовите характерные признаки растяжения.

6. В результате чего человек может получить растяжение связок, мышц и сухожилий?

7. Назовите признаки разрыва связок.

8. Какими признаками характеризуется разрыв мышц?

9. Что называется вывихом?

10. Что называется переломом?

11. Какие виды переломов существуют и как оказать первую медицинскую помощь при них?

12. Назовите основные принципы транспортной иммобилизации.

Домашнее задание. Раздел I, глава 2,тема 2.2, задания 29, 30. 31, 32, 33.34, 35, 86.

Урок 9

Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.

Учебные вопросы

1. Нарушения нервной системы, требующие оказания первой помощи.

2. Сотрясение головного мозга.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при травмах головы и позвоночника.

Основное содержание урока

Теоретическая часть. Понятие о черепно-мозговой травме. Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника. Сотрясение головного мозга, признаки и симптомы.

Практическая часть. Отработка приемов оказания первой помощи при травмах головы или позвоночника. Отработка правил иммобилизации при травмах головы и позвоночника. Отработка приемов оказания первой помощи при сотрясении мозга.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Назовите причины травм головы и позвоночника.

2. Какие признаки и симптомы указывают на травму головы и позвоночника?

3. Какие последствия могут вызвать травмы позвоночника.

4. Назовите последовательность оказания первой помощи при травмах головы и позвоночника.

5. Какая первая помощь оказывается при подозрении на сотрясение головного мозга?

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.1. задания 37, 38.

Урок 10

Первая помощь при травмах груди, живота и области таза.

Учебные вопросы

1. Первая помощь при повреждениях грудной клетки.

2. Первая помощь при повреждениях и ранениях живота.

3. Первая помощь при повреждениях области таза.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при травмах грудной клетки, живота и области таза.

Основное содержание урока

Практическая часть. Опасности травм грудной клетки. Отработка приемов оказания первой помощи при переломе ребер. Отработка приемов оказания первой помощи при переломе грудины и закрытом пневмотораксе. Отработка приемов оказания первой помощи при переломе грудины и открытом пневмотораксе. Отработка приемов оказания первой помощи при повреждении живота.

Отработка приемов оказания первой помощи при ранении живота Отработка приемов оказания первой помощи при переломе костей таза.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. По каким причинам происходят травмы грудной клетки?

2. Какие осложнения могут вызвать травмы грудной клетки?

3. Что такое пневмоторакс? Чем отличается закрытый пневмоторакс от открытого?

4. Назовите последовательность оказания первой помощи при:

а) переломе ребер;

б) переломе грудины и закрытом пневмотораксе;

в) переломе грудины и открытом пневмотораксе.

5. Какие признаки указывают на повреждение живота, сопровождающееся внутриутробным кровотечением и разрывом полого органа?

6. Назовите основной признак проникающего ранения живота.

7. Назовите последовательность оказания первой помощи при:

а) повреждении живота;

б) ранении живота;

в) переломе костей таза.

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.4, задание 39.

Источник: Методические материалы по ОБЖ для 11 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой

Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (10-11) (баз.)

Источник

Урок 6
Первая медицинская помощь при ранениях

Ранения

imageРаны — повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающиеся нарушением целостности кожи и слизистых оболочек, а иногда и более глубоко лежащих тканей (подкожная клетчатка, мышцы).

Раны могут быть огнестрельными, резаными, рублеными, колотыми, ушибленными, размозженными, рваными, укушенными и т. д.

Огнестрельные раны возникают в результате пулевого или осколочного ранения. Они могут быть сквозными (имеются входное и выходное раневые отверстия), слепыми (пуля или осколок застряли в тканях) и касательными (пуля или осколок, пролетая по касательной, повредили кожу и мягкие ткани, не застряв в них).

Резаные и колотые раны имеют малую зону повреждения, ровные края. Стенки таких ран сохраняют жизнеспособность, сильно кровоточа. Эти раны меньше других подвергаются инфицированию. Колотые проникающие раны при небольшой зоне повреждения кожи или слизистой могут быть значительной глубины и представляют большую опасность в связи с возможностью повреждения внутренних органов и заноса в них инфекции (следствием этого могут стать воспаление брюшины и заражение крови).

Рубленые раны имеют неодинаковую глубину, сопровождаются ушибом и размоз- жением мягких тканей.

Ушибленные и размозженные раны обычно имеют сложную форму, неровные края, пропитанные кровью, омертвленные ткани на значительном протяжении. В них, как правило, создаются благоприятные условия для развития инфекции.

Рваные раны возникают при грубом механическом воздействии, часто сопровождаются отслойкой лоскутов кожи, повреждением сухожилий, мышц и сосудов, подвергаются сильному загрязнению.

Укушенные раны всегда инфицированы слюной животных, насекомых или человека и наиболее опасны, так как невозможно исключить инфицирование пострадавшего вирусом бешенства.

Все раны, кроме операционных, считают первично инфицированными. Микробы в рану попадают вместе с ранящим предметом, землей, кусками одежды, из воздуха и при прикосновении к ране руками. Микробы, попавшие в рану, могут вызвать ее нагноение и такие осложнения, как рожистое воспаление. Мера профилактики заражения раны — быстрое наложение на нее асептической повязки, предупреждающей дальнейшее поступление в рану микробов.

На схемах 7 и 8 показаны порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшему при обширной и незначительных ранах.

image

image

При обширном ранении недопустимо промывать рану любой жидкостью, содержащей спирт: это может привести к усилению травматического шока и омертвлению краев раны с последующим развитием тяжелых осложнений.

Повязка представляет собой перевязочный материал, иногда содержащий лекарственные и некоторые другие вещества, которым закрывают рану. Процесс наложения повязки на рану называют перевязкой. Повязка состоит из двух частей: внутренней, которая соприкасается с раной, и наружной, которая закрепляет и удерживает повязку на ране. Внутренняя часть повязки должна быть стерильной.

В качестве перевязочного материала можно применить марлю, вату белую и серую, косынки. Перевязочный материал должен быть гигроскопичным, хорошо впитывать из раны кровь и гной, быстро высыхать после стирки, легко стерилизоваться.

Повязку, которую накладывают впервые, называют первичной стерильной. При наложении повязок необходимо стремиться не вызывать у пострадавшего излишней боли. Головку бинта нужно держать в правой руке, а бинтовать следует слева направо, при этом левой рукой надо удерживать повязку и разглаживать ходы бинта (рис. 3).

image

Бинт раскатывают, не отрывая его от бинтуемой поверхности, слева направо, каждым последующим ходом (туром) перекрывая предыдущий наполовину. Повязку накладывают не очень туго (кроме тех случаев, когда требуется специальная давящая), чтобы не нарушить кровообращение, и не очень слабо, чтобы она не спадала с раны. Некоторые виды повязок указаны на рисунке 4. Прежде чем наложить первичную повязку, нужно аккуратно обработать рану, не причиняя пострадавшему боли.

image

Верхнюю одежду пострадавшего в зависимости от характера раны, погодных и местных условий или снимают, или разрезают. Сначала снимают одежду со здоровой стороны, затем — с пораженной. В холодное время года во избежание охлаждения, а также в экстренных случаях оказания первой медицинской помощи у пораженных в тяжелом состоянии одежду разрезают в области раны. Нельзя отрывать от раны прилипшую одежду, ее надо осторожно обстричь ножницами и затем наложить повязку. Надевают снятую одежду в обратном порядке: сначала на пораженную, а затем на здоровую сторону.

Давящая повязка выполняет три функции: предупреждает вторичное инфицирование, останавливает кровотечение, обеспечивает покой поврежденной поверхности.

Вопросы и задания

1. Какое кровотечение называют наружным, а какое — внутренним?

2. К какому виду можно отнести кровотечение, если кровь из раны вытекает непрерывно, спокойно и имеет темный цвет?

3. Каковы правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях?

4. Какие вам известны способы временной остановки кровотечения?

5. Для каких целей предназначена давящая повязка?

6. В каких местах нужно прижать артерию, чтобы остановить кровотечение?

7. Как правильно наложить жгут при повреждении крупных артериальных сосудов при ранениях ног и рук?

8. При кровотечении из руки или ноги врачи рекомендуют поднять руку или ногу. Как вы думаете, зачем?

9. Назовите признаки внутреннего кровотечения.

10. Что необходимо делать и какие рекомендации выполнять при внутреннем кровотечении?

11. Как классифицируют раны?

12. Что нужно делать для профилактики загрязнения ран?

13. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при обширных и незначительных ранах.

Задание 13

Из приведенных признаков выберите те, которые характерны для венозного и артериального кровотечений:


а) кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей;

б) кровь сочится по всей поверхности раны, ее трудно остановить;

в) кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно.

Задание 14

Временную остановку кровотечения можно осуществить несколькими способами. Выберите из приведенных ответов правильные:


а) пальцевым прижатием артериального сосуда ниже места ранения;

б) наложением на место кровотечения асептической повязки;

в) наложением жгута на 3—5 см выше раны;

г) пальцевым прижатием артериального сосуда выше раны;

д) максимальным разгибанием конечности;

е) наложением на место кровотечения давящей повязки;

ж) наложением жгута на 3—5 см ниже раны;

з) максимальным сгибанием конечности;

и) приданием поврежденной конечности возвышенного (несколько выше грудной клетки) положения;

к) минимальным сгибанием конечности.

Задание 15

Самый надежный способ остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов рук и ног:


а) наложение давящей повязки;

б) пальцевое прижатие;

в) наложение жгута;

г) максимальное сгибание конечности.

Выберите правильный вариант ответа.

Задание 16

Какой метод можно использовать для остановки кровотечения из сосудов кисти или предплечья. Выберите правильный из приведенных ниже вариантов ответа:


а) максимально отвести плечи пострадавшего назад и зафиксировать их за спиной широким бинтом;

б) поместить в локтевой сустав валик из скатанной материи, согнуть руку в локтевом суставе и зафиксировать предплечье к плечу.

Задание 17

Из приведенных вариантов ответов выберите те, которые определяют максимальное время наложения жгута летом и зимой:


а) не более 30 мин;

б) не более 60 мин;

в) не более 90 мин;

г) не более 120 мин;

д) не более 150 мин.

Задание 18

а) определить вид кровотечения и дать его характеристику;

б) назвать правила и последовательность наложения жгута на верхнюю конечность для остановки кровотечения;

в) ответить, как и в каком порядке надо оказывать первую медицинскую помощь водителю после остановки кровотечения.

Задание 19

При отпиливании куска доски пила неожиданно выскочила из руки столяра и поранила ему ногу ниже колена. Из раны в голени пульсирующей струей вытекает кровь алого цвета. Вам необходимо:


а) определить вид кровотечения и дать его характеристику;

б) ответить, в каких случаях для остановки кровотечения используют способ максимального сгибания конечности;

в) ответить, как и в какой последовательности надо останавливать у столяра кровотечение из голени, используя способ максимального сгибания конечности.

Задание 20

Ваш сосед — хирург. Он пообещал вам провести экскурсию по больнице, если вы подготовитесь и ответите на следующие вопросы:


а) каким образом классифицируются кровотечения; в чем состоит отличие венозного кровотечения от артериального;

б) какие способы временной остановки кровотечений вы знаете;

в) в каких местах на теле человека находятся точки прижатия артерий для остановки кровотечений.

Задание 21

Ваш одноклассник на уроке труда поцарапал руку. Вам необходимо:


а) определить вид повреждения и ответить, в чем состоит отличие закрытых повреждений от открытых;

б) ответить, что такое рана, какие общие признаки имеют ранения и чем они различаются между собой;

в) ответить, как и в каком порядке вы будете оказывать первую медицинскую помощь однокласснику.

Задание 22

Как правильно оказать помощь при глубоком и обширном ранении? Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:


а) дать пострадавшему успокаивающее лекарство;

б) продезинфицировать рану;

в) обеспечить неподвижность поврежденной части тела;

г) измерить температуру;

д) остановить кровотечение;

е) наложить стерильную повязку;

ж) доставить пострадавшего в травматологический пункт;

з) перед отправкой в травматологический пункт дать пострадавшему обезболивающее средство.

Задание 23

В результате автомобильной аварии мужчина получил рану волосистой части головы. При осмотре в теменной области слева обнаружена рана размером 3×5 см, обильное кровотечение. Перечислите объем необходимой первой медицинской помощи. Какую повязку и как целесообразно наложить пострадавшему?

Задание 24

Во время игры в футбол молодой человек получил рану локтевого сустава. При осмотре на задней поверхности правого локтевого сустава обнаружена рана размером 2,5 х 1,0 см, слегка кровоточащая, поверхностная. Перечислите объем необходимой первой медицинской помощи. Какую повязку нужно наложить пострадавшему?

Обж ушиб 11 класс

Источник