Оказание первой медицинской помощи при переломах обж 7 класс

Тема урока: Оказание первой помощи при переломах.

Урок по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс

Тема урока: Оказание первой помощи при переломах

Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.

Задачи урока:

  • Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.

  • Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.

  • Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

  • Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Место урока:

Предыдущий урок по теме: «Кровотечения и способы остановки кровотечений» необходим для качественного овладения темой «Переломы и оказание первой помощи при них». Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей при переломах».

Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО

  • Здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ технологии

В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.

Мотивация – основное условие интерактивного обучения. На уроке использованы следующие методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

  • Эмоциональные: создание ситуации успеха;

  • Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситруаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;

  • Волевые: формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности

  • Социальные: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.

Интерактивные формы организации учебного процесса на уроке (это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения – опору на опыт, активность учащихся, позицию учителя — консультанта-фасилитатора):

  • Статичные пары;

  • Пары сменного состава;

  • Статичные группы;

  • Творческие мастерские.

Интерактивные методы:

  • Диалог;

  • Полилог;

  • Круг идей;

  • Минипроект.

Приемы работы на уроке:

  • «Карусель»;

  • «Броуновское движение»;

  • «Дерево решений»;

  • «Рука».

Преимущества данных приемов работы:

  • Детям легче и приятней работать общаясь;

  • Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения)

Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму, организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников, которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.

Фасилитаторская позиция учителя на уроке(консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).

достоинства

недостатки

  • Обращение к личному опыту учащихся

  • Активность учащихся

  • Разумное сочетание теории и практики

  • Легкость восприятия, усвоения

  • Творчество участников

  • Многообразие точек зрения

  • Взаимопонимание участников

  • Шлифовка мастерства учителя

  • Низкая возможность вносить готовую структуру в опыт

  • Сужено изложение теории

  • Сложно соблюсти временные рамки

  • Сложность точного планирования

  • Высокие энергозатраты ведущего (учителя)

Учтен и дифференцированный подход на уроке. Так информационный материал на карточках-посредниках имеет разный уровень сложности. Учащиеся с высокой степенью развития познавательного интереса готовили к уроку минипроекты по здоровьесбережению, провели исследовательскую работу по теме «Интересные факты о скелете и костях», участвовали в подготовке презентации к уроку. Внутри малых групп роли распределены между сильными и слабыми учениками.

Формы отчета работы групп:

  • Презентация;

  • «Дерево решений»

Использование в работе технологий интерактивного обучения дает

Ученику:

  • Развитие личностной рефлексии;

  • Осознание включенности в общую работу;

  • Становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

  • Развитие навыков общения;

  • Повышение познавательной, социальной и физической активности;

Классу:

  • Формирование класса как групповой общности

Учителю:

  • Нестандартное отношение к организации образовательного процесса.

Вводная часть урока.

Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлых занятиях.

Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся? Почему?

Учитель обращает внимание на тему урока «Переломы и оказание первой помощи при них» СЛАЙД №1 Презентации. <Приложение №1>

Действительно, переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека.

Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним основные изученные нами вопросы по теме «Кровотечения». И поможет нам в этом известный вам прием «Карусель».

Каждый из вас дома подготовил вопрос для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить каждые 30 секунд. Переход осуществляем по моей команде против часовой стрелки.

Учащиеся в центре класса образуют внутренний и внешний круги «Карусели».

<Приложение № 2>.

Основная часть урока. Изучение нового материала.

Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке. Какими знаниями и навыками должны овладеть?

Используйте для этого приемы игры «Рука». Протяните руку своему соседу по парте, работайте вместе и дружно.

<Приложение № 2>.

Учитель предлагает одной из пар вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока. СЛАЙД №2

Читайте также:  План урока первая помощь при переломах обж

Ребята, как по — вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним <Приложение № 3 >. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.

Работа с карточками-посредниками.

Карточки – посредникиподготовлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся, но количество карточек разных цветов в классе должно быть одинаковым. Они имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме. На основе этих карточек ученики ведут свой сочетательный диалог.

Примерное содержание карточек <Приложение № 4>

Прием «Броуновское движение» <Приложение №2>

О времени смены деятельности предупреждает учитель. Учитель наблюдает за ходом работы учащихся на уроке, корректирует ее по мере необходимости, помогает.

Выход из работы (настроение, продуктивность, с кем понравилось работать больше).

Четыре ученика (выбираются малыми группами) излагают материал урока по своим карточкам перед классом.

Учащиеся сопровождают свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее вместе с учителем. Эти учащиеся отличаются высоким уровнем познавательной активности. А 4-й ученик представляет первый исследовательский проект, подготовленный к уроку группой учащихся.

1-й ученик СЛАЙДЫ №3,4,5,6,7

2-й ученик СЛАЙДЫ №8

3-й ученик СЛАЙДЫ №9,10,11

4-й ученик СЛАЙДЫ №12,13,14,15,16

Применение знаний в новой нестандартной ситуации.

А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая рабочая группа предложит свой вариант решения данной задачи.

Нестандартная проблемная ситуация

В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.

Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО – это основное правило построения нашего «Дерева решений» <Приложение №2>

Заключительная часть урока.

Группа ребят представляет 2-й исследовательский проект, подготовленный к уроку учащимися по теме: «Интересные, удивительные и занимательные факты. Кости».

Проблема лечения переломов всегда являлась значимой, как для отдельного индивида, так и для социума. Во всех человеческих цивилизациях есть аналог профессии «костоправа» — человека, который профессионально занимается восстановлением сломанных конечностей людей и животных. Так, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.

Презентация. < Приложение № 1>

СЛАЙДЫ №18,19,20,21,22,23

Рефлексия.

Ребята, легко ли быть учителем?

Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?

Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?

Что оказалось сложным для вас?

Заполнение карточки самоконтроля и самооценки учащегося. < Приложение № 5>

Домашнее задание.

Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или пополнить копилку интересных фактов о костях.

Параграф учебника.

Используемая литература и информационные ресурсы:

[1]. Смирнов А.Т. ОБЖ учебник 7 класс – Москва: Просвещение, 2010г.

[2]. Журнал ОБЖ №9, 2004г. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ.

[3]. Никишина И.В. Интерактивные формы обучения, 2007г.

[4]. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя, 2002г.

[5]. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы» Москва, 2005г.

[6]. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. Москва: Народное образование, 2004г.

[7]. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах. Школьные технологии, 2006г.

[8]. Козина Е.В. доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО. Лекция «Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса».

[9]. Вишневская Е.Л. Учебное пособие по основам оказания первой помощи для учащихся 4-11 классов.

[10]. https://www.zanyatiya.ru/index.htm

[11].https://www.poznovatelno.ru/child/man/arrangement/11857.html

[12]. https://anatomia2011.narod.ru/

[13]. https://oz-moll.ru/10-sposobov-ukrepit-kosti/

[14]. https://ladymoon.ru/kak-ukrepit-kosti.html

[15].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5&stype=image&noreask=1&lr=192

[16].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%8B&stype=image&noreask=1&lr=192

Источник

13

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ

Кости человека — очень прочные образования, способные выдерживать большие нагрузки, но под воздействием различных травмирующих факторов они могут ломаться, трескаться, смещаться со своего обычного места.

Травмы костей могут быть самыми разными. Наиболее простой случай перелома — закрытый, когда кость трескается, либо ломается, но обломки не смещаются относительно друг друга.

При открытых переломах кость разрывает мышечную ткань. Они более опасны, так как с ними связано сильное кровотечение и велика вероятность инфицирования раны.

При закрытых переломах шины накладывают непосредственно на одежду. При открытых переломах нужно сначала остановить кровотечение и наложить стерильную повязку, предварительно обработав края раны раствором йода. Подготовив шину подлине поврежденной руки или ноги, конечности придают удобное положение, не причиняющее боль (чаще всего со слегка согнутыми суставами) и прибинтовывают к ней шину. Руку подвешивают на косынке или перевязи. Если шины и подходящего материала, из которого можно было бы ее изготовить, нет, то руку прибинтовывают к туловищу, а ногу — к здоровой ноге.

Читайте также:  Переломы первая помощь при закрытых переломах голени

При наложении шины нужно соблюдать правило — она должна зафиксировать сразу два соседних с местом перелома сустава (выше и ниже травмы). Например, если сломана голень, то шина должна захватить коленный и голеностопный суставы.

Помните: готовя шину, примерку следует производить на здоровой конечности.

При переломах бедра накладывают две шины: одну — по внутренней поверхности бедра от паховой области до стопы, другую — от подмышечной впадины до стопы. Шину прибинтовывают к туловищу в области груди и живота. Обе шины в нескольких местах прибинтовывают к ноге.

При переломах ребер тугую повязку на грудную клетку не накладывают — это может затруднить дыхание, и без этого ограниченное из-за болей. Пострадавшему можно дать обезболивающее средство (анальгин, баралгин). Это приемлемо и при травмах конечностей.

При подозрении на перелом позвоночника под пострадавшего подкладывают жесткий щит (доску, фанеру), а затем переносят его на носилки. В крайнем случае, больного оставляют на месте до приезда бригады «Скорой помощи».

Не существует приятных болезней, удачных или неудачных травм. Но отрыв конечности или ее части — это особенно трагично. Медицинская наука постоянно развивается, и с помощью микрохирургической техники в некоторых клиниках успешно пришивают отрезанные, оторванные руки, ноги, ушные раковины. Работа это тонкая, под микроскопом крошечными инструментами сшиваются сосуды, нервы, сухожилия, мышцы.

Помните: если произошла травматическая ампутация (отрыв), — не теряйтесь и действуйте грамотно. Приживление ампутированной части возможно в течение 10—12 часов, а иногда и более длительного времени.

При отрыве конечности нужно сначала остановить кровь, а потом на рану наложить стерильную повязку. При артериальном кровотечении следует наложить жгут на плечо (выше локтя) или бедро (выше колена), но не более чем на 2 ч, а под жгутом оставить записку, на которой указать время его наложения.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

10.1. Первая помощь
Первая помощь – это комплекс мероприятий, необходимых для спасения жизни и сохранения здоровья пострадавшего в аварийной ситуации при укусах, повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях до оказания квалифицированной медицинской помощи.

Первая медицинская помощь:
1) прекратить физическую нагрузку;2) посадить больного с опорой на спину и с опущенными ногами;3) под язык дать ему таблетку нитроглицерина или валидола. Если боли в сердце не прекращаются, повторить прием нитроглицерина через каждые 5 мин (2–3

Первая помощь при вывихе
Вывихи различных суставов нередко возникают в быту при падении. При этом головка вывихнутой кости выходит из своего привычного места в суставной сумке, занимая неправильное положение. Вывих костей в суставе распознать нетрудно. Травмированный

Первая помощь при переломах костей
Переломы костей конечностей тоже зачастую возникают при бытовых травмах. Во время падения или удара по конечности слышен хруст, возникает сильная боль, которая усиливается при малейшей попытке движения пострадавшей частью тела. В

Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах и сдавлениях
Переломы костей могут быть закрытыми и открытыми. При закрытых переломах целость кожи в области перелома не нарушена, при открытых — имеется рана, в которой могут быть видны обломки кости. Открытые переломы более

Первая помощь при ушибах, вывихах, сдавлениях, переломах, черепно-мозговых травмах, термических поражениях
Ушибы, растяжения и разрывы связок — повреждение тканей и органов без нарушения целости кожи. Признаки этих травм одни и те же — сильные боли, кровоподтек (синяк),

Первая помощь

Источник

План урока по ОБЖ для 7 класса.

Тема: Правила оказания первой помощи при ранениях и травмах.

Цель: Знать что такое рана и виды ран.

Уметь оказать первую помощь при ранениях и травмах.

Способствовать воспитанию ответственнос­ти за будущее.

Время: 45 минут

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания ( работа по карточке)

Карточка №1

Задание: глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

  1. Сколько туристов живет в этом лагере?

  2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?

  3. На чем они сюда приехали?

  1. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?

  2. Откуда дует ветер: с севера или юга?

  3. Какое сейчас время дня?

  4. Куда ушел Шура?

  5. Кто был вчера дежурным? Назовите по имени.

  6. Какое сегодня число? какого месяца? Расскажите о правилах безопасного поведения в походе.

hello_html_m73c4e4f3.jpg

3.Изучение новой темы

Учебные вопросы.

  1. Понятие о ране, и виды ран.

  2. Профилактика осложнения ран.

  3. Оказание первой помощи при ранениях.

  4. Правила наложения повязок на рану.

(бинтовых, косыночных, подручными средствами)

1 учебный вопрос

Слово учителя

Рана— нарушение целостности кожных покровов, слизистых оболочек, тканей, вызванные механическими, термическими, химическими и другими воздействиями, сопровождающееся болью, кровотечением или зиянием.

В зависимости от того, как и чем нанесены раны, различают следующие их виды.

Резаные — наносятся острыми предметами (ножом, стеклом, льдом, ниткой, травой)

Читайте также:  Приемы оказания первой медицинской помощи при переломах конечностей

Рубленые – наносятся топором, лопатой, тяпкой, другими тяжелыми острыми предметами,

они имеют (как и резаные), ровные края, но более глубокие.

Колотые – наносятся кинжалом, гвоздём, отверткой, при кажущихся небольших внешних

повреждениях могут причинить глубокие внутренние повреждения жизненно важных

органов.

Ушибленные – возникают при воздействии тупых предметов, падении или сдавлениях, в таких

ранах создаются благоприятные условия для развития инфекций.

Рваные – возникают при грубом механическом воздействии, часто сопровождаются отслойкой

лоскутов кожи, повреждением мышц и сосудов, подвергаются сильному загрязнению.

Укушенные – последствия укусов животных. По внешнему виду напоминают рваные раны,

инфицированы слюной.

Огнестрельные – особенно опасны для жизни ранения внутренних органов, головы, кровеносных

сосудов.

Работа по карточкам ( Определить вид раны и дать характеристику)

Слово учителя

2 учебный вопрос Все раны являются инфицированными, то есть загрязненными микробами. Чем больше загрязнение раны и чём значительнее повреждения тканей, которые отмирают тем больше риск возникновения инфекции. Самая опасная раневая инфекция — столбняк. Особенно много столбнячной полочки и её спор в земле. Когда палочка попадает в рану, ей не нужен воздух. Размножаясь, она выделяет

яд- токсин, который поражает нервную систему, вызывая судороги, растворяя эритроциты.

Начинается заболевание судорожным подергиванием в области ранки. Потом возникают судороги жевательных мышц, сокращение мимических мышц – на лице как будто застывает напряженная улыбка. Затем судороги распространяются на мышцы шеи, спины, затылка. В состоянии спазмы могут находится и мышцы, сгибающие конечность, и мышцы её разгибающие. В результате – переломы кости, часто позвоночника. Вначале судороги редки и не длительные, затем они становятся чаще (до 40 приступов в час), вызвать приступ может всё ,что угодно: сильный стук, прикосновение, свет.

Смерть наступает от паралича сердца, удушья, перевозбуждения нервной системы

Чтобы уберечь себя от этой страшной болезни во-первых, нужно вовремя делать прививки против столбняка, во-вторых, при любых грязных ранках нужно обращаться в травматологический пункт где введут противостолбнячную сыворотку.

Мерой профилактики заражения ран является наиболее ранее наложение на неё стерильной повязки, предупреждающей дальнейшее поступление в рану микробов.

3 учебный вопрос

Первая помощь при ранениях заключается:

  1. остановка кровотечения.

  2. зашита раны от загрязнения и проникновения в неё микробов.

  3. ослабление болевых ощущений.

Остановка артериального кровотечения:

  1. наложение кровоостанавливающего жгута выше раны

  2. пальцевое прижатие артерии

  3. максимальное сгибание руки или ноги.

После остановки кровотечения необходимы первичная обработка раны

и наложения стерильной повязки.

Просмотр видеофильма

Края раны дважды обрабатываются спиртовой настойкой йода,

а при её отсутствии одеколоном или водкой.

Наследует доставать инородные предметы, застрявшие в ране, при таких попытках может усилить

Кровотечение Удалять можно лишь свободно лежащие на поверхности раны обрывки одежды и инородные предметы. Сильно загрязненные раны необходимо промыть 3% раствором перекиси водорода.

4 учебный вопрос

Слово учителя

Повязка – перевязочный материал.

Перевязка процесс наложения повязки на рану.

Лучший перевязочный материал ИПП или стерильный бинт.

Правила наложения бинтовых повязок:

  1. Пострадавший должен находится в удобном для бинтования положении лёжа или сидя.

  2. Бинтующий должен находится лицом к пострадавшему, насколько это возможно, чтобы контролировать его состояние.

  3. Бинтование следует проводить от периферии к центру, рука или нога бинтуются снизу вверх.

  4. Исключая некоторые повязки, бинтование производится от себя, слева направо.

  5. Бинтование следует начинать с наиболее узкого места к более широкому. Первые обороты бинта накладываются один на другой.

  6. Каждый последующий оборот бинта накладывается в косом направлении и должен покрывать предыдущий на половину или две трети , как бы закрепляя его.

  7. Направление витков должно быть единым во всех слоях повязки. Свободный конец бинта должен составлять прямой угол с рукой, в котором находится рулон бинта.

  8. Бинт нужно натягивать равномерно. Повязка не должна быть свободной и не очень тугой. Излишнее количество бинта причиняет неудобства больному.

  9. Для лучшего облегания бинта, через каждые 2-3 оборота следует делать перекрут бинта.

  10. В конце перевязки необходимо сделать закрепляющие слои и завязать концы бинта,

образованные его разрывом по длине.

При ранениях подбородка, лба, носа накладывают пращевидную повязку. Под повязку на раненую поверхность подкладывают стерильную салфетку или бинт.

Помимо бинтовых повязок, нередко пользуются косыночными повязками, которые очень просты и удобны. Для них используют треугольный платок- косынку, обычно из плотной ткани иногда вместо косынки можно воспользоваться головным платком, салфеткой.

Чтобы перевязать голову, косынку накладывают основанием на лоб, а верхушкой, спускающейся на затылок. Свободные концы проводят назад, перекрещивая на затылке и завязывают на лбу узлом.

Верхушка косынки заворачивается вверх и укрепляется с помощью булавки. Очень удобно повязку третий конец косынки закреплять полосками липкого пластыря.

Косыночную повязку на грудную клетку лучше делать из квадратного платка, края которого подворачиваются, широкая полоска накладывается на грудную клетку, концы проводятся через подмышечные впадины на спину, перекрещиваются и через плечи спускаются вперед, а затем закрепляются булавками.

4. Итог урока.

— Сделайте выводы по теме сегодняшнего урока.

— Что полезного вы для себя извлекли?

Домашнее задание: составить алгоритм оказания помощи при различных видах ран

Источник