Оказание помощи при переломах транспортировка пострадавшего
Травмирования, сопровождающиеся переломами костной ткани и ушибами внутренних органов, требуют грамотной и щадящей транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. Любое неосторожное или неправильное движение способно причинить серьезный вред больному, сведя к минимуму все усилия неотложной помощи.
Из нашей статьи вы узнаете, какие существуют способы транспортировки пострадавших в зависимости от травмирования, а также как их правильно осуществить.
Виды и способы транспортировки
Транспортировка пострадавших предусматривает работу специально подготовленного медицинского персонала. Однако в экстренных ситуациях, когда подъезд машины скорой помощи к месту происшествия невозможен, спасатели должны самостоятельно доставить больного в больницу.
Перед транспортировкой пострадавшего следует учесть несколько важных факторов:
- Определить способ перемещения больного;
- Подготовить раненого и специализированные приспособления к перемещению;
- Выбрать наиболее удобный маршрут;
- Обеспечить безопасность пострадавшему;
- Осуществлять постоянный контроль за функционированием жизненно важных систем и органов пациента;
- Определить метод погрузки больного в транспортное средство.
Обратите внимание!
Выбор метода транспортировки пострадавшего основывается на виде и локализации травмирования, общем состоянии пациента.
Самостоятельная транспортировка пациента в медицинское учреждение разрешена только в 2 случаях:
- Место, где произошло травмирование, несет потенциальную угрозу для жизни пострадавшего и спасателя;
- Машина скорой помощи не может подъехать к месту, где произошел несчастный случай.
В зависимости от обстоятельств, которые вызвали травму, выделяют следующие виды транспортировки, особенности которых представлены в таблице.
Если ситуация не требует экстренного переноса пациента из опасного для его жизни места, нужно воспользоваться правилами перемещения пострадавших, о которых мы расскажем ниже.
Общие положения по транспортировке
Прежде чем начинать перемещение пациента, нужно внимательно изучить его состояние:
- Проверьте наличие сознания;
- Оцените показатели пульса и дыхания (по возможности и артериального давления);
- Осмотрите голову, область позвоночника и грудной клетки больного на предмет повреждения.
Помните!
Если есть подозрения о травмировании мозга, позвоночника и спинного мозга самостоятельно перемещать пострадавшего можно только в экстренных ситуациях! Если без транспортировки обойтись нельзя, постарайтесь бережно отнести больного в машину в той позе, в которой он находился ранее.
Несмотря на важные различия в способах и правилах перемещения пострадавшего, существует несколько общих принципов транспортировки:
- При травмировании шейного отдела позвоночника голову и шею больного обездвиживают (иммобилизуют);
- При наличии других локализаций травм пострадавшему поворачивают голову на бок и в таком положении везут до медицинского учреждения;
- При обширной кровопотере больного укладывают так, чтобы ноги находились выше уровня головы;
- Если пострадавшего нужно поднять вверх по лестничному пролету или внести его в машину, носилки располагают так, чтобы голова больного находилась впереди;
- При спуске по лестнице и выносе из автомобиля положение носилок меняют: ноги больного должны быть впереди.
Обратите внимание!
Спасатели располагаются по два человека на каждый край носилок. Те, кто идут впереди, следят за дорогой и предупреждают о препятствиях на ней. Один из помощников, который должен нести ножной конец носилок, контролирует состояние пострадавшего и сообщает о его изменениях и необходимости остановки.
Рассмотрим, в каком положении тела транспортируется пациент при различных локализациях повреждений.
Травмы, сопровождающиеся повреждениями черепа и головного мозга, требуют транспортировки в лежачем положении на спине!
В положении лежа на боку перемещение осуществляется при таких повреждениях и проявлениях травм:
- Непрекращающиеся приступы рвоты;
- Пациент находится в бессознательном состоянии;
- При ожоговых или проникающих повреждениях спины, бедер или ягодиц.
В положении сидя или полусидя располагают пострадавших со следующими локализациями травм:
- Травмирование шеи;
- Повреждения грудной клетки;
- После утопления;
- Переломы костной ткани рук или ключицы.
Положить пациента на спину, с ногами, согнутыми в коленных суставах или слегка приподняв их, нужно в следующих случаях:
- Повреждение брюшины;
- Подозрение на возможное кровоизлияние внутренних органов;
- При значительной потери крови.
В позу «лягушки» (человек лежит на спине, его ноги раздвинуты, а под ними находится валик) пострадавшего кладут при таких повреждениях:
- Травмы позвоночного столба;
- Подозрение на травмирование спинного мозга;
- Переломы тазобедренных суставов.
При любых травмах позвоночника переноска осуществляется только на твердой поверхности, например, на деревянном щите.
Помните!
Во время транспортировки и подготовки к ней нужно все время следить за пострадавшим. В случае ухудшения его самочувствия, перемещение прекращают, останавливаются и оценивают работу жизненно важных систем: проверяют пульс и дыхание. Если они отсутствуют, начинают действия реанимационного характера до приезда медицинского работника или восстановления жизнедеятельности пострадавшего.
Незначительные повреждения
Когда повреждения незначительные и пострадавший может самостоятельно передвигаться, используют такие способы транспортировки.
Пациент одной рукой может опираться на предложенную ему палку, а другой обхватывает спасателя. Сопровождающий должен постоянно поддерживать больного за талию или грудь.
Если помощь оказывает один человек и использовать носилки нет возможности, при удовлетворительном состоянии и общем самочувствии больного используют метод «волокуши». Пострадавшего кладут на плащ-палатку или другой крепкий материал, одной рукой берутся за край материала, закидывают его на плечо, а другой обхватывают получившееся крепление.
В таких условиях, когда переноску на носилках осуществить нет возможности, используют крепкую лямку. С ее помощью делают импровизированное сидение, которое размещают на спине у спасателя. В случае наличия двух сопровождающих применяют крепления лямки на плече у каждого спасателя, а пострадавшего усаживают в получившиеся «качели».
Особые случаи
Раненые с незначительными кровотечениями и переломами мелких костей обычно переносят транспортировку хорошо. Тем не менее, перед их перемещением нужно обработать раны и предложить анальгетические средства.
Однако в тех случаях, при которых травма сопровождается обильной кровопотерей или переломами больших участков костной ткани, возможно развитие травматического шока. Это опасное состояние, при котором транспортировка невозможна! Перемещение раненого осуществляется только после приведения его в чувство и восстановления жизненно важных функций организма: сердцебиения, дыхания, нормализации артериального давления.
Особого внимания требуют ранения или травмы черепа. В этом случае определить тяжесть повреждения крайне сложно. Поэтому при переносе на носилках нужно предусмотреть полное обездвиживание головы. Иммобилизация достигается за счет «баранка», сделанного из бинта и марли, которым обкладывают область шеи. Можно использовать детский надувной круг или любые вещи, находящиеся под рукой.
Пострадавшие с ранениями черепа, раненые с внутренним кровотечением госпитализируются только в положении лежа на спине!
Транспортировка пострадавших с ранениями головы проводится в положении лежа на боку только в 3 случаях:
- Травмирование находится в области затылка;
- У раненого открылась рвота;
- Пострадавший без сознания.
Помните!
Открытые раны нужно обработать, наложив на них антисептическую повязку!
В случае обширных открытых переломов, когда обломки костной ткани находятся над кожным покровом, конечности необходимо оставить в том же положении, в котором они находятся после травмы.
Помните!
Самостоятельно вправлять обломки костей нельзя!
Если транспортировка проводится при минусовых температурах, независимо от вида травмирования пострадавшего нужно укрыть теплым одеялом, так как возникшее переохлаждение может привести к серьезным осложнениям.
Источник
Цель: По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о правилах оказания первой медицинской помощи при переломах и транспортировки пострадавших.
Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.
Место проведения: школьный класс.
Время проведения: 45 мин.
План:
1.Вводная часть:
- орг. момент;
- опрос
2.Основная часть:
- изучение нового материала
3.Заключение:
- повторение;
- Д/З
Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших являются следующие:
— определение способа транспортировки;
— подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств;
— выбор маршрута;
— обеспечение безопасности пострадавших и спасателей при транспортировке;
— преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация отдыха;
— погрузка пострадавших в транспортные средства.
Поза для транспортировки пострадавших определяется с учетом вида травмы и состояния пострадавшего.
Оптимальные позы транспортировки пострадавших
в зависимости от травмы
Вид травмы | Поза |
Сотрясение головного мозга | На спине |
Травмы передней части головы и лица | На спине |
Повреждение позвоночника | На спине |
Переломы костей таза и нижних конечностей | На спине |
Шоковое состояние | На спине |
Травмы органов брюшной полости | На спине |
Травмы груди | На спине |
Ампутация нижних конечностей | На спине, с валиком под травмированной ногой |
Острые хирургические заболевания (аппендицит, прободная язва, ущемленная грыжа) | На спине |
Кровопотеря | На животе с валиком под грудью и головой |
Травмы спины | На животе или правом боку |
Травмы затылочной части головы | На животе |
Травмы шеи | Полусидячее положение со склоненной на грудь головой |
Ампутированная верхняя конечность | Сидя с поднятой вверх рукой |
Травмы глаза, груди, дыхательных путей | Сидя |
Травмы верхних конечностей | Сидя |
Ушибы, порезы, ссадины | Сидя |
Травмы спины, ягодиц, тыльной поверхности ног | На животе |
Травмы плечевого пояса | Сидя |
ереломы не всегда легко распознать, поэтому в сомнительных случаях первую медицинскую помощь оказывают так же, как и при переломах.
Основное правило оказания первой медицинской помощи при переломах — выполнение тех приемов, от которых зависит сохранение жизни пораженного: остановка артериального кровотечения; предупреждение травматического шока, а затем наложение стерильной повязки на рану и проведение иммобилизации табельными или подручными средствами.
Основная цель иммобилизации — достижение неподвижности костей в месте перелома. При этом уменьшаются боли, что способствует предупреждению травматического шока. Приемы проведения иммобилизации должны быть щадящими. Неподвижность в месте перелома обеспечивают наложением специальных шин или подручными средствами путем фиксации двух близлежащих суставов (выше и ниже места перелома). Такая иммобилизация называется транспортной.
Основные виды транспортных шин: металлические лестничные и сетчатые, фанерные, специальная деревянная Дитерихса.
При использовании лестничных и сетчатых шин подбирают одну или несколько из них нужной длины, моделируют по подлежащей иммобилизации части тела (не на пораженной!) и накладывают поверх одежды; закрепляют, прибинтовывая к конечности. Фанерные шины легкие, могут быть различных размеров, их нельзя моделировать, при использовании под них подкладывают вату и прибинтовывают к конечности.
Транспортная шина Дитерихса для нижней конечности изготовлена из древесины (рис. 19). Она состоит из двух раздвижных планок разной длины, фанерной подошвы и палочки-закрутки. Наружная планка длиннее внутренней. При использовании шины планки раздвигают до необходимой длины, чтобы внутренняя, упираясь в промежность, а наружная — в подмышечную впадину, были на 3 см длиннее конечности. К стопе прибинтовывают фанерную подошву. Нижние концы обеих планок вставляют в проволочные скобы подошвы, после чего нижний конец наружной планки вставляют в паз поперечной планки, соединенной с внутренней. Планки шины прибинтовывают к конечности и туловищу. Закруткой вытягивают конечность.
При переломах челюсти используют стандартные транспортные повязки.
Подручными средствами иммобилизации могут служить полоски фанеры, палки, тонкие доски, различные бытовые предметы, используя которые можно обеспечить неподвижность в месте перелома.
Способы и очередность выполнения приемов первой медицинской помощи при переломах определяются тяжестью и местом перелома, наличием кровотечения и признаков шока, а также сопутствующих поражений.
При наложении повязки на рану и проведении иммобилизации нельзя допускать смещения отломков костей и превращения закрытого перелома в открытый.
При различных переломах проводится их иммобилизация шинами или подручными средствами таким образом, чтобы поврежденные части тела находились в положении наиболее физиологическом и удобном для последующего транспортирования.
Рис. 19. Первая медицинская помощь при переломе бедра транспортной шиной Дитерихса
Переломы костей черепа нередко сопровождаются повреждением головного мозга. Пораженный может находиться в бессознательном состоянии. При оказании первой медицинской помощи требуется большая осторожность. После осмотра пораженного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или используют ватно-марлевый круг.
Поврежденные верхнюю и нижнюю челюсти фиксируют праще-видной повязкой, голову поворачивают набок во избежание западе-ния языка, который может закрыть дыхательное горло и вызвать удушье.
При переломах ключицы на область надплечий накладывают два ватно-марлевых кольца, которые связывают на спине. Руку подвешивают на косынке.
При переломах ребер на грудную клетку в состоянии выдоха накладывают тугую бинтовую повязку или стягивают грудную клетку полотенцем и зашивают ее.
Чаще других встречаются переломы костей верхних и нижних конечностей. При открытых переломах фаланг пальцев и костей кисти после наложения стерильной повязки на рану в ладонь вкладывают плотный комок ваты, обмотанный марлей (бинтом), чтобы придать пальцам полусогнутое положение. На предплечье, кисть и пальцы накладывают фанерную, сетчатую или лестничную шину. Руку подвешивают на косынке.
При переломе костей предплечья руку надо осторожно согнуть в локтевом суставе под прямым углом, повернуть ладонью к груди и в таком положении зафиксировать шиной или с помощью подручных средств. Шину накладывают от основания пальцев до верхней трети плеча (рис. 20). При этом достигается неподвижность в лучезапястном и локтевом суставах. Руку подвешивают на косынке. При травме плечевого сустава и переломе плечевой кости иммобилизацию производят лестничной шиной или подручными средствами. Шину моделируют на себе таким образом, чтобы ее можно было наложить на поврежденную руку, согнутую в локтевом суставе, от здоровой лопатки через надплечье поврежденной конечности на плечо и предплечье до основания пальцев.
Рис. 20. Первая медицинская помощь при переломе костей предплечья
Руку подвешивают на косынке. Если поблизости не оказалось шины или подручных средств для иммобилизации, то поврежденную руку подвешивают на косынке и прибинтовывают к туловищу.
При переломах костей стопы и повреждении голеностопного сустава для иммобилизации используют лестничную шину или подручные средства. Шину сначала сгибают таким образом, чтобы ее можно было положить на подошву стопы и заднюю поверхность голени до ее верхней трети. Для пятки делают углубление, в которое кладут вату, чтобы не было давления на пяточную кость. Затем шину прикладывают к конечности и закрепляют, начиная восьмиобразными ходами бинта через нижнюю треть голени и стопу, заканчивают круговыми ходами бинта на голени в ее верхней трети. Стопа должна быть зафиксирована под прямым углом к голени.
При иммобилизации фанерными полосками и деревянными рейками их прикладывают от верхней трети голени до подошвы стопы по бокам: одну — с наружной стороны, другую — с внутренней и обе прибинтовывают к конечности, хорошо закрепляя стопу. В местах прилегания фанерных полосок к костным выступам подкладывают вату.
При переломе костей голени иммобилизацию производят так же, как и при повреждении голеностопного сустава, обеспечивая неподвижность в двух суставах: голеностопном и коленном. Шину или подручные средства накладывают от стопы до верхней трети бедра. Если поблизости не оказалось никаких подручных средств для иммобилизации, поврежденную конечность можно прибинтовать к здоровой.
Переломы бедренной кости, особенно открытые, — очень тяжелая травма, нередко сопровождающаяся кровотечением и шоком. Наиболее удобны для иммобилизации при этих травмах специальные шины Дитриха. Подручные средства (например, доски) при иммобилизации бедра накладывают по его боковым поверхностям: одну — по внутренней, другую — по наружной и обе фиксируют к конечности и туловищу широким бинтом, поясным ремнем, полотенцем. На костные выступы в области голеностопного и коленного суставов, а также в подмышечную впадину и паховую область подкладывают куски ваты.
При переломах костей таза пораженный всегда находится в тяжелом состоянии. Его укладывают на спину на твердый щит (фанеру, доски), под колени подкладывают скатанное пальто или одеяло так, чтобы нижние конечности были полусогнуты в коленных суставах и слегка разведены в стороны.
В случаях когда у пораженного имеются переломы нескольких костей, первую медицинскую помощь оказывают в такой последовательности: останавливают кровотечение, накладывают стерильные повязки на раны, вводят противоболевое средство и производят иммобилизацию сначала наиболее опасных для жизни, а затем остальных переломов.
Источник
Иммобилизация — создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.
Транспортная иммобилизация является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной.
Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах, иммобилизация поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная иммобилизация занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.
На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой (рис. 12.1.).
Основным способом иммобилизации поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.
Очень важно провести транспортную иммобилизацию как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.
При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).
При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для «лучшей» фиксации шины, т.к. это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь. В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают.
При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную травматизацию.
Транспортировка пострадавших. Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавшего, развитию шока. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.
При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных (рис. 12.2.). Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече (рис. 12.3). Переноску способом «на руках впереди» и «на плече» применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом «на спине». Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить вдвоем. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом «друг за другом» (рис. 12.4. а).
Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на «замке» из 3 или 4 рук (рис. 12.4. б, в).
Значительно облегчает переноску на руках или носилках носилочная лямка.
В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего, который закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает ее одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь.
Пострадавший свободной рукой может опираться на палку. При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна транспортировка волоком на импровизированной волокуше — на брезенте, плащ-палатке.
Таким образом, в самых разнообразных условиях оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания. Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы.
Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейшему его выздоровлению.Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т.д.) и повреждениями органов брюшной полости.
Пострадавших и больных, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя или полусидя. Необходимо также следить за правильным положением носилок при подъеме и спуске по лестнице (рис. 12.5.).
При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, т.к. охлаждение почти при всех видах травмы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными кровоостанавливающими жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.
В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.
Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.
Источник