Оказания первой медицинской помощи при ушибах и переломах 7 класс
Учебник для 7 класса
ОБЖ
Общие правила оказания первой помощи при ушибах
Ушиб — это механическое повреждение мягких тканей без видимого нарушения целостности кожи. Ушиб возникает при ударе тупым предметом или при падении с небольшой высоты на плоскую поверхность. При ушибе обычно повреждаются мелкие кровеносные сосуды, в результате развивается внутритканевое кровоизлияние. Появляются боли в ушибленном месте, образуется кровоподтёк, припухлость, может произойти нарушение функции ушибленного органа и развитие травматического отёка.
Если нет подозрения на перелом костей, на ушибленное место необходимо наложить давящую повязку. Для наложения повязки ушибленную конечность приподнимают.
Затем к ушибленному месту прикладывают холод (пузырь со льдом) или делают холодные примочки (при этом через каждые 1—2 мин нагревшиеся салфетки необходимо менять).
Если на коже в месте ушиба есть ссадины, то в этом случае не следует мочить ушибленное место, а сначала его надо обработать антисептиком и перевязать стерильным материалом и только тогда положить сверху пузырь со льдом, снегом или холодной водой.
Потом ушибленной части тела обеспечивают неподвижность (ушибленную руку необходимо подвесить на перевязь, а ушибленной ноге придать горизонтальное положение). После этого пострадавшему обеспечивают покой и дают тёплое питьё.
Общие правила оказания первой помощи при переломах конечностей
Перелом — это нарушение целостности кости. Перелом может быть полным и неполным. При неполном переломе в кости образуется трещина. Переломы бывают открытые и закрытые. Для открытого перелома характерно наличие раны. Любое повреждение мягких тканей в области предполагаемого перелома является свидетельством открытого перелома.
При закрытом переломе кожный покров остаётся неповреждённым. Открытый перелом более опасен, так как существует риск потери крови или занесения инфекции в рану.
Первая помощь при переломах является началом их лечения.
При оказании первой помощи пострадавшему с открытым переломом в первую очередь необходимо провести профилактику по предупреждению инфицирования раны. Для этого на место перелома необходимо наложить асептическую повязку (основной закон асептики: всё, что приходит в соприкосновение с раной, должно быть свободно от бактерий, т. е. стерильно).
При закрытых переломах важно не допустить смещения костных обломков и травмирования ими окружающих тканей с помощью наложения шин, которые прибинтовывают к повреждённой конечности.
Накладывать шины следует только в том случае, когда на место происшествия невозможно прибытие «скорой помощи» или спасательных служб и требуется транспортировка пострадавшего.
Иммобилизация руки с помощью подручных средств при переломе плечевой кости
Существует ряд общих правил при оказании первой помощи при переломах конечностей.
- Для прочной иммобилизации (иммобилизация — создание неподвижности повреждённой части тела с целью обеспечения покоя) костей необходимо применять две шины (шины — специальные устройства и приспособления для иммобилизации повреждённых участков тела). При отсутствии специальных шин следует использовать подручный материал — лыжи, доски, картон, пучки соломы и т. д. Шины или подручный материал необходимо приложить к повреждённой поверхности с двух противоположных сторон.
- Шины должны быть надёжно закреплены и хорошо фиксировать область перелома. Шины нельзя накладывать непосредственно на обнажённую конечность, она должна быть обложена ватой или тканью.
- Чтобы создать неподвижность в зоне перелома, необходимо зафиксировать сразу два сустава выше и ниже перелома в положении, удобном для пострадавшего и для его транспортировки.
- Если не оказалось шин и подручного материала, повреждённую конечность прибинтовывают бинтом или косынкой к здоровой части тела: руку — к туловищу, ногу — к здоровой ноге.
- Приложить к месту повреждения холод.
- Укрыть пострадавшего, особенно при холодной погоде.
- Обеспечить доставку в медицинское учреждение.
Первая помощь при травме плечевого сустава
Ушибы плечевого сустава сопровождаются болью, отёком и ограничением амплитуды движений. Нередко наблюдаются кровоизлияния в ткани, окружающие плечевой сустав. Во всех случаях повреждений мягких тканей первая помощь включает создание покоя (применяют косыночную повязку), холод (в первые дни).
Наложение косыночной повязки на плечо и плечевой сустав: а, б, в — этапы наложения повязки
В качестве косыночной повязки можно использовать треугольный лоскут какой-нибудь материи или платок. При повреждениях плечевого сустава на него накладывают бинтовую повязку. Повязку начинают накладывать от здоровой стороны из подмышечной впадины по груди (1) и наружной поверхности повреждённого плеча сзади через подмышечную впадину на плечо (2), по спине через здоровую подмышечную впадину на грудь. Затем, повторяя ходы бинта, пока не закроют весь плечевой сустав, закрепляют конец бинта на груди булавкой.
Повязка при травме плечевого сустава
Первая помощь при травме голеностопного сустава
При отсутствии бинта временную повязку на голеностопный сустав можно наложить с помощью косынки. Для этого размещают косынку так, чтобы двумя её концами можно было обернуть средний отдел стопы с подошвы на тыльную поверхность и третий завернуть через пятку на голень. Затем два конца, выведенные на тыл стопы, перекрещивают на передней поверхности голеностопного сустава чуть выше лодыжек. Предварительно третий конец косынки, которым обёрнута пятка, расправляют на боковых поверхностях сустава. Для закрепления повязки два перекрещенных конца косынки оборачивают в надлодыжечной области вокруг голени и завязывают. При необходимости третий конец косынки подтягивают вверх и расправляют складки.
Наложение косыночной повязки на голеностопный сустав
Как правило, при травме голеностопного сустава из бинтовых повязок отдают предпочтение восьмиобразной повязке, так как она даёт возможность хорошо закрыть голеностопный сустав со всех сторон и не сползает при движениях.
Первая помощь при травме голеностопного сустава
Первый фиксирующий ход бинта делают выше лодыжки (1), далее вниз на подошву (2) и вокруг стопы (3). Затем бинт ведут по тыльной стороне стопы (4) выше лодыжки и возвращаются (5) на стопу, затем на лодыжку (6). Закрепляют конец бинта круговыми ходами (7 и 8) выше лодыжки.
Проверьте себя
- Что такое ушибы, из-за чего они возникают и в чём состоит первая медицинская помощь при ушибах?
- Каковы общие правила оказания первой помощи при переломах?
- Составь короткие рассказы о ситуациях, в которые попали подростки с переломами различных частей тела, изображённые на рисунках. Какие личные правила безопасности были ими нарушены?
После уроков
Потренируйтесь дома со своими одноклассниками в накладывании повязок при различных случаях переломов.
Практикум
Вы обнаружили травмированного человека с признаками перелома. Кроме вас, в данной ситуации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказанию первой помощи до приезда «скорой помощи»?
Источник
Теперь настало время поговорить о закрытых повреждениях
органов и тканей. Их выделяют четыре вида: ушиб, растяжение, разрыв и вывих.
Вывих — это стойкое смещение суставных концов костей за
пределы их нормальной подвижности.
Растяжение — это надрыв тканей с сохранением их
анатомической целостности.
А если анатомическая целостность тканей не сохраняется, то
это разрыв.
Но наиболее часто встречающимся закрытым механическим
повреждением тканей и органов является ушиб. О нём мы и поговорим более
подробно.
Итак, ушиб — это механическое повреждение мягких тканей,
вызванное кратковременным воздействием на поверхность тела твёрдого предмета
без видимого нарушения целостности кожи.
Как правило, ушибы возникают при падении с небольшой высоты
на плоскую поверхность или при ударе тяжёлым тупым предметом. В результате
такого воздействия повреждаются мелкие кровеносные сосуды и возникает
внутритканевое кровоизлияние.
— А какие у ушиба симптомы?
Самый первый и самый очевидный — это боль. Конечно же
ушибленное место болит. Затем в ушибленном месте возникает небольшая
припухлость красного цвета, которая достаточно быстро меняет свой цвет на синий
(мы это называем синяком). А по мере выздоровления цвет ушиба меняется на
зелёный и жёлтый.
— Какова же первая помощь при ушибе?
Первое что нужно сделать — убедиться в том, что это
действительно ушиб, а не перелом.
Следующий шаг — это остановка внутреннего кровотечения. А
останавливать кровотечения мы учились на прошлом уроке. На всякий случай
напомним, что лучшим средством остановки кровотечения является давящая повязка.
Так же всем вам известно, что к ушибленному месту нужно
приложить что-то холодное. Конечно идеальным вариантом было бы использование
индивидуального охлаждающего пакета. Но при его отсутствии подойдёт любой
холодный предмет из холодильника.
Итак, представим, что у нас есть охлаждающий пакет. Тогда мы
подкладываем по него кусочек ткани или салфетки и кладём на ушибленное место.
Затем всю эту конструкцию мы приматываем к повреждённой конечности давящей
повязкой (например, из эластичного бинта́).
Если же индивидуального охлаждающего пакета у вас нет, то
вначале на ушиб накладывается давящая повязка. А уже поверх неё можно положить
любой холодный предмет, пузырь со льдом или сделать холодные примочки.
Важно! Холод на ушибленном месте необходимо держать в
течение 25—30 минут.
После всех манипуляций ушибленной части тела необходимо
придать неподвижность, а пострадавшему — покой и тёплое питьё.
Примерно со второго — третьего дня начинают проводить
непосредственное лечение ушиба, направленное на скорейшее рассасывание
кровоизлияния. Для этого проводятся тепловые процедуры: согревающие компрессы,
тёплые грелки или тёплые ванны с температурой воды около тридцати семи
градусов.
Теперь рассмотреть правила первой помощи при наиболее частых
травмах —ушибах плечевого и голеностопного суставов.
Область плеча довольно часто подвергается разного рода
травмам и заболеваниям. Ушибы плечевого сустава сопровождаются болью, отёком и
ограничением амплитуды движения. Очень часто происходит и кровоизлияние в
ткани, окружающие плечевой сустав. Как мы уже говорили, во всех случаях
повреждения мягких тканей первая помощь включает создание покоя и
неподвижности. Чаще других плечевой сустав фиксируется при помощи колосовидной
повязки.
Рассмотрим технику наложения восходящей колосовидной
повязки. Итак, закрепите первый ход бинта под повреждённым плечом. Через
подмышечную область выведите бинт на внешнюю часть плеча, а потом на спину. Проведите
бинт через спину, пройдите через подмышечную впадину здорового плечевого
сустава и направляйте виток к повреждённому плечу по грудной клетке. Обмотайте
бинт вокруг повреждённого плеча и вновь направляйтесь на спину через
подмышечную впадину. Затем, повторяя ходы бинта пока не закроют весь плечевой
сустав, закрепляют его конец на груди.
В случае отсутствия бинта, можно применить косыночную повязку
из треугольного лоскута какой-нибудь материи или платок.
Как правило, при травмах голеностопного сустава
предпочтение отдают так называемой восьмиобразной повязке. Чтобы её сделать
нужно взять эластичный бинт и обмотать его три раза вокруг голени. Очень важно,
чтобы бинт ложился ровно и не морщился. Не стоит и слишком сильно перетягивать
голень. После этого необходимо отвести бинт к внешней стороны стопы и заложить
конец бинта. Затем нужно накладывать бинт через внутреннюю сторону стопы,
оборачивая его несколько раз и отводя обратно к внешней стороне. Далее нужно
повторить несколько раз обороты, не сильно перетягивая бинт. В конце следует
зафиксировать повязку специальными зажимами.
При отсутствии бинта временную повязку на голеностопный
сустав также можно наложить с помощью косынки. Для этого середину косынки нужно
положить на подошву верхушкой к пальцам.
Верхушку завернуть на тыл стопы.Оба конца
перекрестить на тыле стопы, обвести вокруг голеностопного сустава назад и
вперёд. Связывают концы на передней поверхности голени над лодыжками.
Теперь поговорим о переломах. Вам наверняка известно,
что кости человека — это достаточно прочные образования, которые могут
выдержать очень большие нагрузки. Однако, как и у любого материала, их
возможности не безграничны и, при определённых условиях, они могут ломаться —
возникает перелом.
Перелом — это полное или частичное нарушение целостности
кости под воздействием механической силы или болезни.
Различают несколько видов переломов. Так, например, по
причине возникновения принято выделять травматические переломы (они
вызываются внешним механическим воздействием) и паталогические
(разрушение кости вызывается паталогическим заболеванием, например,
туберкулёзом).
По целостности кожных покровов различают открытые и
закрытые переломы. При открытых переломах острый отломок кости разрывает
мышечную ткань — появляется рана. Такие переломы наиболее опасны, так как
велика вероятность сильного кровотечения и инфицирования раны.
При закрытых переломах кость трескается или ломается без
повреждения кожного покрова.
— Каким же образом осуществляется первая помощь пострадавшему
при переломе?
Сразу отметим, что первая помощь при переломе — это начало
его лечения.
Итак, начнём с самого сложного — открытого перелома. При
таком переломе первое, что необходимо сделать, это остановить кровотечение и
предупредить инфицирование раны. Напомним порядок действий: вначале мы
обрабатываем края раны каким-либо антисептиком, например, йодом, а затем
накладываем давящую повязку (желательно, конечно, стерильную).
Дальнейшие действия для открытого и закрытого переломов
одинаковы: необходимо обеспечить неподвижность сломанной конечности (то есть
иммобилизацию) и вывезти или вынести пострадавшего в лечебное учреждение.
Иммобилизация особенно важна при закрытых переломах, чтобы не
допустить смещения костных обломков и не травмировать ими окружающие ткани.
Для обеспечения неподвижности повреждённой конечности или
другой части тела, применяются стандартные, и импровизированные шины
Но здесь есть одно важное правило. Накладывать шины следует
только в том случае, когда на место происшествия невозможно прибытие скорой
помощи или спасательных служб.
Итак, импровизированные шины изготавливаются из подручных
материалов (деревянные рейки, бруски, куски картона). Если таковых нет, то
можно использовать орудия труда и предметы обихода (это палки, лыжи и даже
лопаты).
Что касается непосредственно наложения шин, то здесь есть ряд
некоторых общих правил. Во-первых, шина должна быть удобной для пострадавшего и
не причинять ему боль.
Во-вторых, перед иммобилизацией шину нужно смоделировать под
размер и форму повреждённой конечности. Здесь запомните, что примерка
проводится на здоровой конечности.
В-третьих, шины нельзя накладывать на обнажённую конечность,
то есть они накладываются непосредственно на одежду (или под них подкладывается
какая-либо ткань).
Ну и самое главное правило наложения шины — она должна
зафиксировать сразу два соседних с местом перелома сустава (выше и ниже
травмы). Например, если у пострадавшего перелом голени, то фиксировать нужно не
только её, но и коленный и голеностопный суставы.
После того, как вы наложили шину, к месту повреждения следует
приложить холод, а пострадавшего укрыть и обеспечить доставку в медицинское
учреждение.
Конечно не каждый из человек сумеет наложить шину, но
пострадавшему можно помочь и более простым способом. Например, если повреждены
бедро, голень или стопа, пострадавший должен лечь на спину и вытянуть обе ноги.
Затем ноги прочно связываются вместе, чтобы здоровая служила шиной для
повреждённой.
Прибинтовать одну ногу к другой можно при помощи рубашки,
полотенца, шарфа и других подобных вещей.
Если повреждена рука, то её лучше всего держать как можно
ближе к туловищу: тогда оно служит как бы шиной для руки. Для этого руку в
согнутом положении прибинтовывают к грудной клетке бинтом или подходящим куском
ткани.
Важно помнить! Оказывая первую медицинскую помощь при
переломах, ни в коем случае не пытайтесь вставить на место обломки кости,
устранить искривление конечности или вправить вышедшую наружу кость.
Источник
Тема урока: Оказание первой помощи при переломах.
Урок по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс
Тема урока: Оказание первой помощи при переломах
Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.
Задачи урока:
Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.
Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.
Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Место урока:
Предыдущий урок по теме: «Кровотечения и способы остановки кровотечений» необходим для качественного овладения темой «Переломы и оказание первой помощи при них». Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей при переломах».
Используемые педагогические технологии:
Интерактивное обучение с использованием технологии КСО
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ технологии
В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.
Мотивация – основное условие интерактивного обучения. На уроке использованы следующие методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
Эмоциональные: создание ситуации успеха;
Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситруаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;
Волевые: формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности
Социальные: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.
Интерактивные формы организации учебного процесса на уроке (это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения – опору на опыт, активность учащихся, позицию учителя — консультанта-фасилитатора):
Статичные пары;
Пары сменного состава;
Статичные группы;
Творческие мастерские.
Интерактивные методы:
Диалог;
Полилог;
Круг идей;
Минипроект.
Приемы работы на уроке:
«Карусель»;
«Броуновское движение»;
«Дерево решений»;
«Рука».
Преимущества данных приемов работы:
Детям легче и приятней работать общаясь;
Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения)
Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму, организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников, которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.
Фасилитаторская позиция учителя на уроке(консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).
достоинства
недостатки
Обращение к личному опыту учащихся
Активность учащихся
Разумное сочетание теории и практики
Легкость восприятия, усвоения
Творчество участников
Многообразие точек зрения
Взаимопонимание участников
Шлифовка мастерства учителя
Низкая возможность вносить готовую структуру в опыт
Сужено изложение теории
Сложно соблюсти временные рамки
Сложность точного планирования
Высокие энергозатраты ведущего (учителя)
Учтен и дифференцированный подход на уроке. Так информационный материал на карточках-посредниках имеет разный уровень сложности. Учащиеся с высокой степенью развития познавательного интереса готовили к уроку минипроекты по здоровьесбережению, провели исследовательскую работу по теме «Интересные факты о скелете и костях», участвовали в подготовке презентации к уроку. Внутри малых групп роли распределены между сильными и слабыми учениками.
Формы отчета работы групп:
Презентация;
«Дерево решений»
Использование в работе технологий интерактивного обучения дает
Ученику:
Развитие личностной рефлексии;
Осознание включенности в общую работу;
Становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
Развитие навыков общения;
Повышение познавательной, социальной и физической активности;
Классу:
Формирование класса как групповой общности
Учителю:
Нестандартное отношение к организации образовательного процесса.
Вводная часть урока.
Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлых занятиях.
Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся? Почему?
Учитель обращает внимание на тему урока «Переломы и оказание первой помощи при них» СЛАЙД №1 Презентации. <Приложение №1>
Действительно, переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека.
Проверка домашнего задания.
Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним основные изученные нами вопросы по теме «Кровотечения». И поможет нам в этом известный вам прием «Карусель».
Каждый из вас дома подготовил вопрос для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить каждые 30 секунд. Переход осуществляем по моей команде против часовой стрелки.
Учащиеся в центре класса образуют внутренний и внешний круги «Карусели».
<Приложение № 2>.
Основная часть урока. Изучение нового материала.
Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке. Какими знаниями и навыками должны овладеть?
Используйте для этого приемы игры «Рука». Протяните руку своему соседу по парте, работайте вместе и дружно.
<Приложение № 2>.
Учитель предлагает одной из пар вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока. СЛАЙД №2
Ребята, как по — вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним <Приложение № 3 >. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.
Работа с карточками-посредниками.
Карточки – посредникиподготовлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся, но количество карточек разных цветов в классе должно быть одинаковым. Они имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме. На основе этих карточек ученики ведут свой сочетательный диалог.
Примерное содержание карточек <Приложение № 4>
Прием «Броуновское движение» <Приложение №2>
О времени смены деятельности предупреждает учитель. Учитель наблюдает за ходом работы учащихся на уроке, корректирует ее по мере необходимости, помогает.
Выход из работы (настроение, продуктивность, с кем понравилось работать больше).
Четыре ученика (выбираются малыми группами) излагают материал урока по своим карточкам перед классом.
Учащиеся сопровождают свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее вместе с учителем. Эти учащиеся отличаются высоким уровнем познавательной активности. А 4-й ученик представляет первый исследовательский проект, подготовленный к уроку группой учащихся.
1-й ученик СЛАЙДЫ №3,4,5,6,7
2-й ученик СЛАЙДЫ №8
3-й ученик СЛАЙДЫ №9,10,11
4-й ученик СЛАЙДЫ №12,13,14,15,16
Применение знаний в новой нестандартной ситуации.
А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая рабочая группа предложит свой вариант решения данной задачи.
Нестандартная проблемная ситуация
В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.
Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО – это основное правило построения нашего «Дерева решений» <Приложение №2>
Заключительная часть урока.
Группа ребят представляет 2-й исследовательский проект, подготовленный к уроку учащимися по теме: «Интересные, удивительные и занимательные факты. Кости».
Проблема лечения переломов всегда являлась значимой, как для отдельного индивида, так и для социума. Во всех человеческих цивилизациях есть аналог профессии «костоправа» — человека, который профессионально занимается восстановлением сломанных конечностей людей и животных. Так, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.
Презентация. < Приложение № 1>
СЛАЙДЫ №18,19,20,21,22,23
Рефлексия.
Ребята, легко ли быть учителем?
Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?
Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?
Что оказалось сложным для вас?
Заполнение карточки самоконтроля и самооценки учащегося. < Приложение № 5>
Домашнее задание.
Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или пополнить копилку интересных фактов о костях.
Параграф учебника.
Используемая литература и информационные ресурсы:
[1]. Смирнов А.Т. ОБЖ учебник 7 класс – Москва: Просвещение, 2010г.
[2]. Журнал ОБЖ №9, 2004г. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ.
[3]. Никишина И.В. Интерактивные формы обучения, 2007г.
[4]. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя, 2002г.
[5]. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы» Москва, 2005г.
[6]. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. Москва: Народное образование, 2004г.
[7]. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах. Школьные технологии, 2006г.
[8]. Козина Е.В. доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО. Лекция «Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса».
[9]. Вишневская Е.Л. Учебное пособие по основам оказания первой помощи для учащихся 4-11 классов.
[10]. https://www.zanyatiya.ru/index.htm
[11].https://www.poznovatelno.ru/child/man/arrangement/11857.html
[12]. https://anatomia2011.narod.ru/
[13]. https://oz-moll.ru/10-sposobov-ukrepit-kosti/
[14]. https://ladymoon.ru/kak-ukrepit-kosti.html
[15].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5&stype=image&noreask=1&lr=192
[16].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%8B&stype=image&noreask=1&lr=192
Источник