Перелом лучевой кости без смещения у подростка
Переломы руки у ребенка со смещением или без него – наиболее часто встречаемые нарушения целостности кости. Чаще всего малыш ломает руку в предплечье, что может негативно сказаться на размере конечности ребёнка в будущем, если травма заденет зону роста.
Однако если вовремя диагностировать у ребенка перелом и начать лечение, последствий можно избежать, поскольку кости в детском возрасте срастаются намного быстрее, чем у взрослых пациентов. Это обусловлено хорошим кровоснабжением надкостницы, а значит, быстрой консолидацией перелома.
Классификация и причины
Перелом руки у ребенка по механизму получения делится на два вида:
- Повреждение травматического характера возникает по причине силового воздействия на кость, которое превышает ее прочность. Такой детский перелом возникает после падения на руку, ударов ею обо что-то твердое, либо ударов по конечности тяжелым предметом. Иногда кость может сломаться посредством защемления в двери или в каком-либо механизме.
- Повреждение патологического характера возникает от минимального силового воздействия, если в организме ребенка есть какие-то патологические процессы, влияющие на прочность костной ткани. К таким патологиям относятся заболевания опорно-двигательного аппарата, например, остеопороз, остеомиелит, туберкулез кости, онкология, нехватка кальция.
По месту локализации наиболее часто возникают переломы лучевой кости у ребенка. Травма может носить полный или неполный характер. При неполном переломе в кости возникает трещина или происходит перелом по типу «зеленой ветки», при котором сама кость ломается, а надкостница, окружающая ее, остается в неизменном виде.
По расположению линии разлома перелом может быть:
- продольным;
- винтообразным;
- поперечным;
- косым;
- клиновидным.
При оскольчатом переломе четкая линия разлома отсутствует, кость раздроблена на несколько частей. По наличию или отсутствию повреждения кожного покрова травма бывает закрытой или открытой с наличием раны, торчащих из нее костных отломков и кровотечения. Часто при возникновении травмы мышцы сокращаются и тянут свободный край кости, в результате чего отломки смещаются в сторону плеча.
Перелом лучевой кости без смещения является не таким опасным, как травма, сопровождающаяся смещением отломков. Если анатомическое положение кости нарушено, то это в большинстве случаев приводит к таким осложнениям, как повреждение сосудов, нервных окончаний, мышечной ткани и кожного покрова. Лечение подобных переломов сложнее, а времени на выздоровление требуется больше, чем при переломе без смещения.
Клиническая картина
Все переломы проходят с наличием определенных симптомов, по которым можно распознать травму. Признаки перелома делятся на абсолютные, указывающие на нарушение целостности кости, и на косвенные, по которым можно только предположить, что кость сломана.
К абсолютным признакам относятся:
- наличие крепитации;
- деформация конечности;
- патологическая подвижность в месте повреждения;
- торчащие из раны отломки при открытом переломе.
Относительные симптомы могут присутствовать и при других повреждениях, например, при ушибе, растяжении или вывихе, поэтому на основании только них нельзя поставить точный диагноз. К таким признакам можно отнести:
- болевой синдром, усиливающийся при попытках движений;
- наличие гематомы;
- образование отечности;
- нарушение двигательной активности.
Стоит заметить, что при неполных переломах клиническая картина имеет менее выраженный характер и ребенок может продолжать работать поврежденной конечностью, испытывая лишь незначительные болезненные ощущения. Очень важно после удара или падения оказать пострадавшему малышу первую помощь и как можно скорее доставить его в травматологический пункт для обследования и постановки диагноза.
Оказание доврачебной помощи
Первое правило, которого стоит придерживаться при оказании доврачебной помощи — ни в коем случае нельзя пытаться самостоятельно вправить кость или придать конечности физиологическое положение. Необходимо положить ребенка и зафиксировать его руку в неподвижном состоянии. Для наложения шины можно использовать любой подходящий подручный материал, будь то длинная линейка или палка. Шину следует предварительно обернуть ватой и бинтом. Фиксации подлежит не только место травмы, но и два соседних сустава.
Для купирования болевого синдрома и предотвращения сильной отечности, следует завернуть в ткань лед из морозилки и приложить его к руке. Это также поможет сузить сосуды и не допустить появления большой гематомы. Иногда для того, чтобы убрать боль, требуется дать ребенку анальгетик. Следует применять только те обезболивающие препараты, которые разрешены в педиатрии, например, парацетамол или ибупрофен. Не стоит превышать рекомендуемую дозировку, если лекарство не дало должного эффекта.
Если перелом открытый, следует остановить кровопотерю посредством наложения жгута (при артериальном кровотечении, которое можно распознать по темному цвету крови, бьющей фонтаном), или прижав сосуд пальцами (при венозном кровотечении). Далее необходимо обработать края раны антисептическим раствором, не допуская его попадания в раневую поверхность, и наложить сухую стерильную повязку. После оказания первой помощи, необходимо вызвать «скорую» или доставить пострадавшего малыша в больницу самостоятельно.
Постановка диагноза
В больнице врачи определяют тип травмы посредством различных исследований. Сначала травматолог задает вопрос родителям пострадавшего, чтобы выяснить при каких обстоятельствах произошла травма, на что жалуется ребенок, есть ли динамика симптомов. После сбора анамнеза проводится инструментальное обследование:
- рентгенография — помогает точно увидеть, что кость сломана, определить тип перелома и его локализацию;
- компьютерная томография — позволяет оценить состояние сосудов, нервов, суставной капсулы;
- артроскопия — проводится при наличии внутрисуставной травмы для определения наличия или отсутствия гемартроза.
Поставив точный диагноз, доктор отправляет ребенка на лечение в стационар хирургического или ортопедического отделения.
Лечебные мероприятия
Лечение перелома у малыша может успешно проводиться на дому, если нет осложнений. При закрытой травме с минимальным смещением или без него врач накладывает на конечность ребенка гипсовую повязку, назначает лекарства для снятия отека и купирования болевого синдрома и отпускает на амбулаторное лечение. Ребенка могут госпитализировать, если:
- травма носит открытый характер;
- есть большое смещение отломков;
- повреждены сухожилия, сосуды, нервные окончания;
- присутствует большое кровотечение;
- рана инфицировалась;
- есть попутные травмы, например, ожог;
- линия разлома проходит внутри сустава;
- ребенку необходимо делать операцию.
При консервативном лечении гипс накладывается так, чтобы крайние фаланги пальцев оставались открытыми, по их цвету можно увидеть, если возникнут проблемы с кровообращением. Если ребенок лечится на дому, родители должны каждую неделю возить его к лечащему доктору на осмотр до полного сращения кости. Сколько носить гипсовую лангету, зависит от типа перелома, его локализации, возраста ребенка и восприимчивости к лечению, но в основном, это период длится один или два месяца.
Также для лечения перелома руки может назначаться хирургическое вмешательство. Операция проводится, если;
- Невозможно закрытое вправление отломков;
- Есть риск неправильного срастания кости;
- Отломки зажали нерв;
- Присутствует много отломков.
Как правило, операция проводится только после полной ликвидации отечности, однако может делаться и в экстренном порядке, если есть необходимость в сшивании крупных сосудов и вытаскивании отдельных сегментов кости. При оскольчатом переломе кость скрепляется с помощью пластины и винтов, иногда спицами, которые вынимаются через год после получения травмы при повторной операции.
Восстановительный период включает в себя массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры и специальную диету, богатую кальцием и другими минералами и витаминами. Если родители своевременно заметят признаки перелома и обратятся к доктору за лечением, а после пройдут реабилитацию, то ребенок имеет очень высокие шансы на полное выздоровление и возвращение к активному образу жизни.
Источник
У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).
Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.
Особенности переломов костей у детей
Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:
- надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
- поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
- эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
- апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.
В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.
Виды и последствия переломов у детей
По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.
По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.
По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.
Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.
Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.
Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.
Этапы лечения переломов
Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:
- припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
- ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
- укорочение конечности;
- видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
- костный хруст при попытке движения.
До прихода врача нельзя:
- вправлять отломки при открытом переломе;
- пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
- причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).
Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.
Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.
После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.
В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.
Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.
Методы лечения переломов у детей
94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.
При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.
Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:
- внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
- при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
- открытые переломы;
- неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
- патологические переломы;
- повреждение магистрального сосуда или нерва;
- межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).
При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.
Реабилитационный прогноз и период восстановления
Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.
Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:
- Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
- Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
- Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.
Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.
Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:
- Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
- Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
- Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
- Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.
Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:
- Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
- Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
- Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
- Упражнения в воде.
- Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.
Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.
В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.
Реабилитация детей после тяжелых переломов
На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.
У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.
Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.
Источник