Перелом лучевой кости у ребенка и зоны роста

У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).

Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.

Особенности переломов костей у детей

Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:

  • надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
  • поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
  • эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
  • апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.

В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.

Виды и последствия переломов у детей

По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.

По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.

По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.

Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.

Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.

Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.

Этапы лечения переломов

Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:

  • припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
  • ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
  • укорочение конечности;
  • видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
  • костный хруст при попытке движения.

До прихода врача нельзя:

  • вправлять отломки при открытом переломе;
  • пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
  • причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).

Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.

Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.

После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.

В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.

Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.

Методы лечения переломов у детей

94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.

При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.

Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:

  • внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
  • при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
  • открытые переломы;
  • неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
  • патологические переломы;
  • повреждение магистрального сосуда или нерва;
  • межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).

При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.

Реабилитационный прогноз и период восстановления

Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.

Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:

  1. Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
  2. Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
  3. Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.

Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.

Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:

  1. Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
  2. Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
  3. Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
  4. Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.

Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:

  1. Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
  2. Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
  3. Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
  4. Упражнения в воде.
  5. Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.

Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.

В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.

Реабилитация детей после тяжелых переломов

На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.

У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.

Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.

Источник

При стремительности современной жизни, при гиперактивности подрастающего поколения не приходится удивляться, что травматологи никогда не остаются без работы. Детские травмы могут возникнуть при любых обстоятельствах:

  • во время игры;
  • занятий спортом;
  • чрезмерного прыжка или бега;
  • падения с высоты;
  • сильного удара.

перелом у ребенка

Специфичность травм у детей обусловлена целой серией характеристик скелета ребенка, что разительно отличается от строения взрослого человека. Поэтому, диагностируя детскую травму, специалисты должны делать поправку на детский организм.

Ноги при детских переломах страдают в 2 раза реже, чем руки, которые ломаются зачастую в предплечье или локте. Тяжелые последствия травм, к счастью, у детей составляют всего 10 процентов среди всех повреждений.

Возрастные отличия

Если сравнивать кости ребенка и взрослого человека, то можно выделить целый ряд отличий, из-за которых одинаковые травмы проявляются у них по-разному.

  1. У ребенка кости намного тоньше из-за недостатка минералов, но при этом они более пористые.
  2. Костная ткань взрослого менее эластична из-за недостатка коллагена.
  3. Высокую плотность детским костям обеспечивает большое число гаверсовых каналов.
  4. У детей эпифиз и метафизарный отдел разделяет большой эластичный хрящ, смягчающий любой удар.
  5. Гибкость и амортизацию детским костям придает увеличенная толщина надкостницы, которая щедро снабжена кровеносными сосудами, благодаря которой, при необходимости, происходит ускоренный рост костной мозоли.
  6. В детских костях находится хрящевая ткань.

перелом по типу зеленой веточки

Практически все детские переломы бывают по образу «зеленой веточки», которую согнули либо надломили. У совсем маленьких деток после травмы, проходящей в зоне роста кости, случаются неблагоприятные последствия с искривлением либо укоречением кости. Поэтому особо нужно беречь от серьезного травмирования малышей.

Виды

Все эти признаки в совокупности с малым весом образуют специфичный травматизм, не свойственный взрослому человеку:

  • апофизеолизы;
  • эпифизеолизы;
  • остеоэпифизеолизы;
  • поднадкостничные переломы, или иначе говоря, образ «зеленой ветки».

Апофиз – это вспомогательный участок окостенения, располагающийся за суставом, имеющий шершавую структуру, он помогает в процессе крепления мышечно-связочного аппарата. При апофизиолизе апофиз отрывается по границе росткового хряща. При повреждениях изначально страдает район гипертрофии хряща, возникающий из-за травмы эпифиза. Отдел роста хрящей является очень уязвимым из-за того, что район зародышевых клеток часто остается неповрежденным, кровоснабжение не нарушается, сбой в росте кости наступает не так часто. Это самые частые костные нарушения, которые происходят в детстве.

Остеоэпифизеолизы и эпифизеолизы случаются в месте прикрепления хряща к лучезапястному или голеностопному суставам. Такие переломы часто возникают в лучевых либо локтевых зонах в результате сильного удара или падения с упором на конечность. От этого происходит сдвиг дистальных концов с образованием угла, открытого в сторону, противоположную сгибательной поверхности руки.

  • Перелом лучевой кости руки: сколько носить гипс

переломы у детей

Перелом по типу зеленой ветки характеризуется неполным сломом кости, которая вся усеивается сетью трещин за счет мягкости ее структуры. Такие травмы случаются только у детей.

В ряде случаев этот тип сложно диагностировать из-за отсутствия отечности, боли и способности ребенка двигать травмированной конечностью. Поэтому несложные переломы по типу зеленой ветки легко спутать с вывихом или ушибом.

По состоянию костной ткани все переломы можно разделить на 2 группы:

  1. Травматические, возникающие в результате воздействия на костную систему какой-либо силы. Им могут сопутствовать повреждения мышц, мягких тканей, сухожилий, нервов, кровеносной системы. Они бывают: закрытые – без нарушения окружающих тканей кости; открытые – с раной, идущей от костных отломков на поверхность.
  2. Патологические или спонтанные являются следствием хронических болезненных процессов в организме, которые нарушают целостность, структуру и прочность костной системы.

Травматические переломы у детей с уцелевшей надкостницей называют поднадкостничными.

В детском возрасте патологические переломы возникают на фоне костных заболеваний при несовершенном костеобразовании, хрящевой, фиброзной остеодисплазии, авитаминозе, воспалительных процессах невыясненного характера.

  • По состоянию кожных поверхностей переломы делят на: закрытые, целостность кожной ткани в которых не нарушается, а отломки и весь участок перелома отгорожен от окружающей среды; открытые, возникающие при условии нарушения мягких тканей вокруг травмы, считающиеся инфицированными, потому что в них имеются бактериальные загрязнения.
  • От степени разобщенности костных обломков различают переломы: без смещения; со смещением.
  • По отношению к линии излома различают переломы: продольные; косые; звездчатые; V-образные; подкостничные; поперечные; винтообразные; Т-образные; надкостничные; надломы.
  • В зависимости от типа кости классифицируют переломы костей: плоских; трубчатых; губчатых.
  • По принципу количества травмированных сегментов различают переломы: изолированные – слом кости одного участка; множественные – слом костей более одного участка; сочетанные – травмы костей с повреждениями других внутренних органов.

Особенности

Какие особенности переломов костей у детей существуют?

особенности переломов у детей

Полноценный перелом со смещением у ребенка ничем не отличается от подобной травмы взрослого человека. Это:

  • невозможность двигательной активности;
  • нервное возбуждение с плачем;
  • образование в травмированной зоне отечности, припухлости;
  • возникновение деформации;
  • повышение температуры тела;
  • появление кровоподтеков и гематом.

Данные симптомы проявляются одновременно либо попеременно.

Бывает, что вышеперечисленные признаки переломов у детей могут отсутствовать или быть минимализированными. При видимой деформации конечности, наличию сильного местного отека, перелом по типу «зеленая веточка» продиагностировать специалисту довольно легко.

Симптоматика

При переломе со смещением отломков бывает ярко выражена деформация этого участка с болезненной симптоматикой в пассивном состоянии и невозможностью даже пошевелить конечностью.

поднадкостничный переломЕсли же произошел поднадкостничный перелом, то симптомы смазываются:

  • если даже есть отек, то небольшой;
  • деформации в месте повреждения нет;
  • боли не сильные.

Важно правильно диагностировать перелом по типу «зеленой ветки» для того, чтобы избежать впоследствии костной деформации из-за смещения обломков и их неправильного срастания.

В детском возрасте костная ткань имеет недостаток кальция, отчего любая травмирующая сила легко нанесет ущерб, вплоть до костной деформации либо смещения осколков. Но характерной особенностью остается то, что эти осколки продолжают быть связанными между собой периоссальной оболочкой. Это такая пленка с сосудистой системой, которая покрывает кость и питает ее.

Такой вид травмы на самом деле напоминает о том, как при попытке сломать ивовый прут, можно ощутить трудности – он до конца не ломается из-за прочности коры.

Это сравнение и дало название данному виду перелома, когда детская косточка ломается, но при этом ее отломки вместе с надкостницей крепко держаться друг за друга.

Такой перелом характерен для возрастной категории деток от рождения до школы – у школьников косточки становятся уже не такими уязвимыми.

Диагностика и лечение

При подозрении на перелом очень важно не поддаваться панике, окружить ребенка заботой, немедленно вызвать медицинскую помощь, при необходимости наложить шину на конечность. В специализированном учреждении нужно продолжать сохранять спокойствие, чтобы ребенок не испугался незнакомой обстановки.

Даже если надлом не прощупывается, врач назначает ребенку обследования:

  • рентгенологическое;
  • компьютерную, магниторезонансную томографию;
  • осмотр детских специалистов — травматолога, хирурга, кардиолога, невролога;
  • электрокардиографию;
  • анализ крови для обнаружения антинуклеарных антител, степени СОЭ.

диагностика на рентгене

При переломе по типу «зеленой ветки» только при помощи рентгена можно точно поставить правильный диагноз.

После тщательного осмотра, проведения диагностических процедур, маленькому пациенту назначают лечение. Это может быть одно из двух видов:

  • консервативное;
  • оперативное.

Консервативное лечение детских травм заключается в одномоментной закрытой репозиции с наложением гипсовой повязки. Оно применяется при переломах с незначительным смещением: обычный перелом предплечья, лодыжек, голени, стопы, фаланг пальцев обоих конечностей.

Репозиция переломов – частый спутник лечебного процесса, медики проводят ее под анестезией. При помощи нее, несмотря на возможные смещения, прогнозы процесса срастания всегда благоприятны.

По причине отсутствия смещений отломков, их связанности друг с другом, переломы костей у детей по типу «зеленой ветки» напоминают скорее прогиб кости, который устраняется при репозиции.

Хирургический тип лечения детских переломов делится на:

  1. Закрытую репозицию с закрытой фиксацией, которая используется при переломах: внутрисуставных; метафизарных; диафизарных; эпифиза; шейки бедра; дистальных участков плечевого отдела; фаланг пальцев обоих конечностей.
  2. Открытую репозицию с закрытой фиксацией, которую используют при травмах: со смещением эпифиза; нестабильных; внутрисуставных; открытых.
  3. Внешнюю фиксацию осуществляют при травмах, осложненных: ожогами; нарушением сосудов либо нервных окончаний; нестабильностью травмы.

Оперативное лечение детям проводят самыми щадящими методами. Гипс накладываются после проведения всех диагностических процедур и не снимают целый месяц, наблюдая за процессом при помощи рентгена.

Срастание наступает в довольно короткий период по причине того, что:

  • у ребенка все процессы происходят в ускоренном режиме;
  • сохранено кровообеспечение и питание кости и прилежащих к ней тканей;
  • интенсивно вырабатывается коллаген;
  • отсутствует либо минимализировано смещение отломков;
  • в детском организме быстро образуется костный мозоль на поврежденной поверхности.

Срастание перелома участка роста дополнительно стимулируется усиленным кровотоком, что может спровоцировать чрезмерный рост детских костей, это характерно для возраста до 10 лет и грозит разновеликостью костей. Для предотвращения подобного эффекта, сломанные косточки соединяют между собой штыкообразно.

Если переломы не лечить, это грозит неправильным срастанием с деформацией кости в травмированном месте и как результат – хирургическое вмешательство. Поэтому при любых жалобах при падении, ударе, на боли в руках, ногах или других частях тела, ребенка необходимо обследовать для исключения серьезных травм. Лечение обязательно при любых видах детских переломов.

Восстановительный период

Детские косточки обычно достаточно быстро срастаются:

  • переломы рук за полтора месяца;
  • переломы ног за 2,5 месяцев;
  • переломы таза за 3 месяца.

Исключение составляет лечение и восстановление компрессионного перелома, которое может тянуться до 1 года.

Началом реабилитационного периода считается момент снятия фиксированной повязки. В это время врач назначает маленькому пациенту всевозможные процедуры, разрабатывающие суставы, укрепляющие мышцы, восстанавливающие двигательные функции конечностей. Это:

  • лечебная физкультура;
  • занятия в бассейне;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • массаж;
  • санаторно-курортное лечение.

Очень важно в этот период правильно кормить ребенка, включая в рацион продукты, богатые минералами, витаминами, особенно кальцием, окружать его вниманием, заботой и не допускать чрезмерных физических нагрузок.

Источник