Перелом в войне с турцией наступил после его назначения

Цели урока:

  • повторить основные события  первой четверти
    XIX века,
  • обобщить знания по теме,
  • развить  умение пользоваться своими
    знаниями  при выполнении разнообразных
    заданий,
  • научить детей правильно вести себя во время
    игры.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учитель объясняет условия игры:

1. Каждый ведет борьбу самостоятельно, выкрики
не принимаются.
2. За каждый правильный ответ учащийся получает 1
очко.

Игра проводится в 3 раунда. В первом  раунде
участвуют все учащиеся. Во второй тур проходит
один учащийся от группы. Во втором раунде
выбирается 2 финалиста.  Третий раунд
определяет победителя игры.
Класс разбивается на группы (1 линия парт, 2 линия.
3 линия, 4 линия, 5 линия). В каждой группе 5–6
участников.

II. Ход игры

1 раунд

Звучит музыка или сигнал гонга.
Учитель предлагает 5 уровней вопросов:

1 уровень

Назовите в последовательности события времени
правления Александра I.  Как вариант,
последующим учащимся можно предложить
перечислить события внешней или внутренней
политики Александра I.

2 уровень

Дайте определения понятиям: министерства,
Негласный комитет, благородное сословие,
государственные крестьяне, военные поселения,
ярмарки, территориальная специализация,
Тарутинский маневр, народная война,
Отечественная война, битва народов, Венский
конгресс, багратионовы флеши, система
коллективной безопасности, Священный союз,
крепостное право, казачество.

3 уровень

Дайте характеристику  исторической
личности: Павел I, Александр I, Константин
Павлович, Николай I, Наполеон, граф Пален П.А.,
старец Федор Кузьмич, В.П.Кочубей,
А.А.Чарторыйский, П.А.Строганов, М.М.Сперанский,
А.А.Аракчеев, И.И.Дибич, М.И.Кутузов, А.П.Ермолов,
 М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Василиса
Кожина, Денис Давыдов, А.И.Чернышев,
Н.Н.Новосильцев, Н.Муравьев, П.Пестель,
М.А.Милорадович, К.Ф.Рылеев, П.Г.Каховский.

4 уровень

Найдите на карте:

– р. Неман, Смоленск, Бородино, Фили, Москву,
Тарутино, Малоярославец, Р.Березину;
– Тильзит, Аустерлиц, Лейпциг, Ватерлоо, Париж;
– Англия, Пруссия. Австрия, о.Эльба, о.Святой
Елены;
– Петербург, Чернигов, г.Тульчин, Украина;
– Турция, Иран, Швеция, Царство Польское,
Финляндия.

5 уровень

О ком идет речь?

  • Не жаловал именитых и родовитых. Однажды во
    всеуслышание сказал, что в России лишь тот
    вельможа, «с кем я говорю и только пока я с ним
    говорю». (Павел I)
  • Его наставником был швейцарец Ф.С.де Лагарп. 
    Отец и бабушка плохо ладили. Он был вынужден все
    время лавировать и лукавить. (Александр I)
  • Ключевский о нем писал: «Принужденный говорить,
    что нравилось другим, он привык скрывать, что
    думал сам. Скрытность из необходимости
    превратилась в потребность». (Александр I)
  • Поэт П.А.Вяземский уподоблял его сфинксу, «не
    разгаданному до гроба». (Александр I)
  • А.С.Пушкин назвал его властителем слабым и
    лукавым. (Александр I)
  • Родился в семье бедного сельского священника.
    Окончил Петербургскую духовную семинарию. В 1803 г.
    стал статс-секретарем. (М.М.Сперанский)
  • Женился на англичанке, завел у себя в доме
    английские порядки, пренебрегал роскошью, ездил
    по городу в простой коляске. В одежде предпочитал
    сюртук английского фасона. (М.М.Сперанский)
  • Заслуженный генерал, герой  войны с
    Наполеоном, его в войсках знали  и уважали.
    Призывал собравшихся на Сенатской площади
    присягнуть Николаю I. Убит П.Г.Каховским.
    (М.А.Милорадович)
  • Полковник. Член «Союза спасения», «Союза
    благоденствия», «Южного общества». Создал
    «Русскую правду». (П.И.Пестель)
  • Родился в дворянской семье. Окончил Кадетский
    корпус. Участник заграничных походов русской
    армии. Работал в Петербургской  палате
    уголовного суда и торговой
    Российскоамериканской  кампании. Писал стихи.
    Член Северного общества. Ярый сторонник убийства
    императора. (К.Ф.Рылеев)
  • Друг царя. Попечитель Петербургского учебного
    округа. Составил проект Конституции для России.
    (Н.Н.Новосильцев)
  •  Брат царя. Наследник престола. Поселился в
    Варшаве. В 1823 году отказался от престола. (Константин
    Павлович)

2 раунд. Во втором раунде принимают 
участие 5–6 учащихся. 3 уровня вопросов.

1 уровень

– О каком явлении Отечественной войны 1812 г.
идет речь в документе: « …Поселяне одной
Калужской губернии с того времени, как
неприятель коснулся их границ, будучи
вспомоществуемы казаками Быхалова, убили и взяли
в плен слишком 6000 человек неприятелей; ежедневно
приходят они просить оружие, умоляют начальников
отрядов дать им случай к поражению врага, и
просьбы их по возможности выполняются. Много
есть подвигов знаменитых, учиненных почтенными
нашими поселянами…»? (Партизанское движение)

– Назовите документ.
«Если кто из помещиков пожелает отпустить
благоприобретенных или родовых крестьян … на
волю и имеете с тем утвердить им участок земли…
имеет представить их при прошении своем … к
министру внутренних дел для рассмотрения…» (Указ
о вольных хлебопашцах)

– О ком идет речь.
Наводит порядок в артиллерии, издает
«Артиллерийский журнал», сам пишет статьи. С 1808 г.
становится военным министром и жестко проводит
реформирование в армии. Его взыскательность,
откровенность способствуют появлению врагов и
недоброжелателей. Активный участник завоевания
Финляндии, но от ордена Андрея Первозванного
отказался, объясняя тем, что непосредственно не
участвовал в военных действиях. Во время войны 1812
г. был личным докладчиком царя по делам
ополчений, участвовал в заграничных походах. В
1815—1825 гг. был фактическим руководителем
государства. (Государь подолгу жил за границей)

– Назовите программный документ декабристов:
«§ 4. Россия есть государство единое и
неразделимое
…постановляется коренным
законом Российского государства, что всякая
мысль о федеративном для него устройстве
отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и
величайшее зло. Избегать надлежит всего того, что
посредственно или непосредственно, прямо или
косвенно, открыто или потаенно к таковому
устройству государства вести бы могло.
Вследствие  всего  здесь  сказанного 
объявляется Российское государство в пределах,
выше обозначенных, единым и неразделимым,
отвергающим притом совершенно всякое
федеративное образовали», устройство и
существование государства…». («Конституция»
Никиты Муравьева)

– Назовите документ.
«Все должны быть перед законом равны <….>
Освобождение крестьян от рабства не должно
лишить дворян дохода, ими от поместий своих
получаемого; освобождение не должно произвести
волнений и беспорядков в государстве, для чего и
обязывается верховное правление беспощадную
строгость употреблять против всяких нарушителей
общего  спокойствия; освобождение сие должно
крестьянам доставить лучшее положение противу
теперешнего, а не мнимую свободу им
даровать<….> Военные поселения немедленно
уничтожаются. («Русская правда» П.И.Пестеля)

–  В каком документе содержалась идея
освобождения крестьян от крепостной зависимости
и наделения их землей в размере двух десятин на
двор. («Конституция» Никиты Муравьева).

2 уровень

Читайте также:  Упражнения разрабатывать руку после перелома

О ком или о чем идет речь?

– Обещаю «управлять Богом нам врученный народ
по законам и по сердцу в бозе почивающей
августейшей бабки нашей государыни
императрицы______». (Екатерина  II).

– Перелом в войне с Турцией наступил после его
назначения главнокомандующим русскими войсками.
Прибыв на Дунай, он смог стремительно окружить
турецкую армию и вынудить перейти султана к
переговорам о мире. (М.И.Кутузов).

– Писатель, историк. Историограф Александра I.
Автор «Истории государства Российского».
Отстаивал идею необходимости и блага для России
самодержавия. Был противником проводимых в
стране преобразований. (Н.М. Карамзин)

– «Самое страшное из всех моих сражений…
Французы в нем показали себя достойными одержать
победу, а русские оказались достойными быть
непобедимыми ». (Бородинское сражение.
Высказывание Наполеона)

– Отказавшись от принятия монашества, перешел
на госслужбу. По воле императора Павла I сразу
получил чин IX ранга и личное дворянство. За
четыре  года тридцатилетний чиновник
министерства внутренних дел становится
действительным тайным советником IV класса
(другие недворяне на это тратили до 25 лет). С 1807 г.
— статс-секретарь Александра I. Наполеон считал,
что этот человек — «единственно светлая голова в
России». (М.М. Сперанский)

– О каком событии  идет речь в  отрывке из
воспоминаний, записанных со слов очевидца
события, и укажите дату события.
«Во время допроса царем… Сергей
Муравьёв-Апостол стал бесстрашно говорить царю
правду, описывая в сильных выражениях внутреннее
положение России; Николай I, поражённый смелыми и
искренними словами Муравьёва, протянул ему руку,
сказав: «Муравьёв, забудем всё; служи мне». Но
Муравьёв-Апостол, заложив руки за спину, не подал
своей руки государю…». (Восстание
Черниговского полка)

– Укажите название войны, о событиях которой
идет речь в отрывке из «Записок» А.П. Ермолова.
«…Легко понимали все, что присланный от
Наполеона генерал  Лористон, пред войною
бывший послом при нашем дворе конечно имел
поручение объяснить желание прекратить войну.
Москва, древняя столица, собственными руками
превращенная  в пепел, доказывала, что нет
тяжёлых пожертвований для русского народа…
Генерал Лористон приехал чрез несколько дней
после прибытия армии в Тарутино. В самое это
время… я находился в квартире Кутузова». (Отечественная
война 1812 г.)

3 уровень

По какому принципу образованы ряды?

– П. Строганов, Н. Новосильцев, А. Чарторыйский,
В. Кочубей. (Негласный комитет)
– Дворянство, «среднее состояние» (купцы,
мещане, государственные крестьяне), «народ
рабочий». (Сословия)
– Д. Давыдов, А. Фигнер, Г. Курин, В. Кожина. (Партизаны
Отечественной войны 1812 года)

– Макарьевская, Нижегородская, Коренная,
Ирбитская. (Ярмарки)
– С. И. Муравьев-Апостол, П. И. Пестель, П. Г.
Каховский, М. П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев. (Декабристы)
– «Союз  спасения», «Общество истинных и
верных сынов Отечества», «Общество соединенных
славян», « Союз благоденствия». (Тайные
общества)

3 раунд. 2 учащихся составить речь
Александра I  в честь окончания
Отечественной  войны 1812 года (речь произнести
в течение 1 минуты)

Читайте также:  Как снять боли после снятия гипса при переломе руки

III. Подведение итогов. Выставление
оценок.

IV. Домашнее задание: §1–12
повторить,подготовиться к
тестированию по теме «Александр I».

Литература:

1. Алексашкина Л.Н. История:
Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/
Л.Н.Алексашкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2005
Серия «Интенсив».
2. Боханов А.Н. История России.  XIX век:
Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных
заведений.– 5 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –
РС », 2005.
3. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России.
Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1997.
4. Журавлева О.Н. Тесты по истории России XIX
века: 8 класс: К учебнику А.А.Данилова,
Л.Г.Косулиной «История России. XIX век. 8 класс. – М.:
Издательство «Экзамен», 2007. (Серия
«Учебно-методический комплекс)
5. Симонова Е.В. История. 9 класс. 
Государственная итоговая аттестация (по новой
форме). Типовые тестовые задания – 4-е изд.,
стереотип. – М., .: Издательство «Экзамен», 2008.
6. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с
древнейших времен до наших дней:Дидактические
материалы. – 2-е изд., стереотип.– М.:Дрофа, 2001.
7. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по
истории России. Практическое пособие для
учителей.– М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Источник

Ситуация 1. Вы сели в автобус, и увидели под задним сидением оставленную кем-то сумку, из которой торчат провода и виден кусок изоленты. Ваши действия:

Ситуация 2. Находясь на улице, вы почувствовали активизацию сотрудников правоохранительных органов, прозвучал предупредительный крик «Ложись, взрывное устройство!». Примите решение, определив алгоритм Ваших действий, и заполните схему:

2.

1.

3.

Ситуация 3. Группа людей оказалась заложниками террористов и их удерживают в здании. Готовится операция спецслужб по их освобождению. Вам необходимо определить действия заложников при их освобождении:

В случае штурма здания

Выберите правильный ответ.

Для обсуждения общих вопросов управления страной в качестве законосовещательного органа при Александре I был(и) создан(ы):

а) «Негласный комитет»; б) министерства; в) Сенат; г) Комитет министров.

Установите соответствие.

1)1801г. а) реформа народного просвещения

2) 1802г. б) убийство Павла I

3) 1803г. в) реформа высших органов государственной власти

4) 1804г. г) аграрная реформа в Прибалтике _______________________

В начале XIX века политический строй Российской империи представлял собой:

а) конституционную монархию; в) демократическую республику;

б) самодержавную монархию; г) парламентскую монархию.

Внешняя политика в 1801-1812 годах § 2

«Внешняя политика в 1801—1812 гг.». (Фамилия, имя, класс)

1. Выберите правильный ответ:

а) Павел I ориентировался на союз с:

1) Англией 3) Турцией

2) Пруссией 4) Францией

б) конвенция «О взаимной дружбе» 1801 г. была направлена против:

1) Австрии 3) Франции

2) Швеции 4) Англии

в) французы под командованием Наполеона в 1805 г. нанесли поражение австро-русской армии:

1) на Балканах 3) в районе Тильзита

2) под Аустерлицем 4) под Ульмом

г) Бессарабия была освобождена от турецкого вла­дычества и отошла к России в:

1) 1801 г. 3) 1812 г.

2) 1807 г. 4) 1813 г.

д) «континентальная блокада» — это:

1) система мер по изоляции государства

2) изоляция группировки противника для после­дующего уничтожения, пленения

3) прекращение культурных связей

4) запрет на въезд в страну

2. Укажите верное соответствие:

а) русско-турецкая война 1) Гюлистанский мир

б) война с Ираном 2) присоединение Финляндии к России

в) война IV коалиции с Францией 3) Бухарестский мир

г) войта со Швецией 4) Тильзитский мир

3. Выберите верные утверждения:

а) к последствиям заключения Тильзитского мира относятся:

1) укрепление господства Франции

2) падение авторитета Александра I

3) проникновение России на Кавказ

4) отмена крепостничества в Прибалтике

5) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Щвеции

б) в начале XIX в. к России были присоединены территории:

1) Грузии

2) Дагестана

3) Финляндии

4) Сербии

5) Бессарабии

4. Укажите принцип образования ряда:

И.В. Гудович, А.П. Тормасов, П.С. Котляровский ______________________________________________

5. О чем идет речь?

«_______________________соглашения создали грубое разделение Европы на сферы русских и французских интере­сов, и Россия сделалась младшим партнером Напо­леона в его попытке покорить Великобританию».

6. Установите соответствие:

а) 1807 г. 1) присоединение России к континентальной блокаде

б) 1809 г. 2) разрыв франко-русского союза

в) 1811г. 3) присоединение Финляндии.

7. О ком идет речь?

Перелом в войне с Турцией наступил после его на­значения главнокомандующим русскими войска­ми. Прибыв на Дунай, он смог стремительно окружить турецкую армию и вынудить перейти султана к переговорам о мире. _______________________________________________________________________

Читайте также:  Температура после перелома со смещением

«Континентальная блокада» — это:

а) система мер по изоляции государства;

б) изоляция группировки противника для последующего пленения, уничтожения;

в) прекращение культурных связей; г) запрет на въезд в страну.

Французы под командованием Наполеона в 1805г. нанесли поражение австро-русской армии:

а) на Балканах; в) в районе Тильзита;

б) под Аустерлицем; г) под Ульмом.

Установите соответствие.

1) русско-турецкая война а) Гюлистанский мир

2) русско-иранская война б) присоединение Финляндии к России

3) война IV коалиции с Францией в) Бухарестский мир

4) русско-шведская война г) Тильзитский мир _________________________

Выберите верные утверждения. К последствиям Тильзитского мира относятся:

а) падение авторитета Александра I;

б) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Швеции;

в) отмена крепостничества в Прибалтике;

г) признание всех завоеваний Наполеона;

д) присоединение Бессарабии к России;

е) освобождение Сербии от турецкого владычества.

О ком идёт речь?

Перелом в войне с Турцией наступил после его назначения главнокомандующим русскими войсками. Прибыв на Дунай, он смог стремительно окружить турецкую армию и вынудить перейти султана к переговорам о мире. _____________________________

Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 59 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.021 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

Контрольная работа в формате ФГОС по теме:

 « Российская империя в первой половине XIX века» (8 класс)

1.     Приведите в соответствие термины и их определения:

А) Коалиция                              

Б) Капиталисные крестьяне

В) Автономия

1) Крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательской деятельностью

2) Самостоятельность в некоторых вопросах, самоуправление

3) Политический или военный союз нескольких государств

2. Кто из данных людей лишний и почему?

П. Строганов, Екатерина II, Н. Новосильцев, А. Тормасов, А. Чарторыйский, В. Кочубей

3. Прочитайте текст. Найдите и подчеркните те слова, которые характеризуют личность НиколаяI.

« Николай стремился сам решать не только важные, но даже и незначительные вопросы. Установил контроль за деятельностью министерств, он расширил функции Собственной его императорского величества канцелярии».

4. Прочитайте текст. О ком идёт речь в тексте.

« Перелом в войне с Турцией наступил после его назначения главнокомандующим русскими войсками. Прибыв на Дунай, он смог стремительно окружить турецкую армию и вынудить перейти султана к переговорам о мире».

5. Прочитайте текст и определите, о каком событии идёт речь.

« 1812 год… Самое страшное из моих сражений… Французы показали себя достойными одержать победу, а русские оказались быть непобедимыми».

6. Что общего между данными личностями. Свой выбор объясните.

Д. Давыдов, А. Фигнер, Г. Курин, В. Кожина

7. Сравните управление Российской империей при ПетреIи АлександреI. Определите, что общие и различные черты.

Вопросы  сравнения

Государственное управление при Петре I

Государственное управление при Александре I

Общее

Различие

8. Продолжите ряд.

Екатерина II, …, ….., НиколайI

9. Установите хронологическую последовательность.

А) Учреждение министерств

Б) Деятельность Негласного комитета

В) Бородинское сражение

Г) Восстание декабристов

10. Составьте рассказ о Александре I, учитывая то, что даны первое и последнее предложения.

« Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием………….. Личность Александра всегда была загадкой для современников».

11. Прочитайте документ и ответьте на вопросы к документу.

« С потерей Москва не потеряна Россия…. Первой обязанностью поставлю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление… Самым уступлением Москвы  приготовлю    неизбежную гибель неприятелю… Посему я намерен, пройдя  Москву, отступить по Рязанской дороге… Зная, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага Отечества… Приказываю отступать!»

Вопросы:

А) Дайте название тексту

Б) Кому принадлежит данная речь?

В) Где прозвучали данные слова?

Г) Какое решение было принято?

Д) Каковы были причины принятия этого решения?

12. Ниже приведены две из существующих точек зрения на результаты Бородинского сражения:

а) Сражение было проиграно русскими, оно закончилось безусловной победой императора французов.

Б) Итоги сражения определили поражение французов в войне.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фартов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Источник