Переломов империя цинь первое централизованное государство в китае
Поделиться с друзьями в соцсетях
М. Изд-во восточной литературы. 1962. 244 стр. Тираж 1200. Цена 1 руб.
Несмотря на интерес, который издавна вызывал рассматриваемый в монографии Л. С. Переломова период китайской истории, он до сих пор еще недостаточно исследован. Не ясен, в частности, социальный фон тех политических катаклизмов, которые привели сначала к победе, а затем к быстрому крушению империи Цинь. Изучавшие эту эпоху специалисты, привлеченные яркостью и напряженностью политических событий, как правило, оставляли в стороне процессы, происходившие в китайской деревне1 . В отличие от этих работ в рецензируемой книге подробно анализируются аграрные отношения в Китае конца III в. до н. э., и именно поэтому она заслуживает высокой оценки.
Автор начинает с предпосылок и истории объединения Китая. Он, безусловно, прав, объясняя военные успехи царства Цинь преобразованиями, которые были проведены Шан Яном в середине IV в. до н. э. Но результаты деятельности Шан Яна в Цинь не исчерпываются лишь тем, о чем пишет Л. С. Переломов: ликвидацией общинной собственности на землю, укреплением государственного аппарата и армии. Большое значение имело и то, что с середины IV в. идеология «фацзя» стала в циньском государстве, по существу, официальной. Она решительно порывала с традиционным для тогдашнего Китая подчинением политики нормам патриархальной морали. Представители школы «фацзя» разработали методы, при помощи которых могла быть достигнута максимальная концентрация власти в руках правителя, причем важнейшими предпосылками успеха они считали полный отказ от моральных принципов и убеждение в допустимости любых средств. На первый план при этом выдвигались система доносов и беспощадный террор внутри страны, шпионаж и подкуп — вовне. Известно, что прежде, чем приступать к военным действиям, Цинь Ши-хуан посылал в страну, с которой он собирался воевать, своих агентов с заданием подкупить виднейших сановников этого государства или же устранить их путем тайных убийств, а также «сеять рознь между правителем и народом»2 . Лишь после этого переходили в наступление циньские войска. Именно сочетание методов подкупа, тайных убийств и прямого военного подавления помогло Цинь Ши-хуану ликвидировать коалиции, создававшиеся против него правителями Восточного Китая3 .
Удачей автора следует признать обстоятельную характеристику государственного аппарата циньской империи. Особый интерес представляет данный в книге анализ органов общинного самоуправления, самое наличие которых в период Цинь до сих пор отрицалось. Л. С. Переломов доказывает, что термины «фулао», «личжэн» и «саньлао» обозначали не государственных чиновников, а выборных лиц, руководивших хозяйственной жизнью общины и представлявших ее интересы в сношениях с внешним миром. Устанавливая, что в источниках есть сведения о сохранении должности саньлао и при Цинь Ши-хуане, но нет никаких данных о получении ими материального довольствия (в то время как в отношении остальных должностей такие сведения имеются), автор приходит к выводу, что саньлао и в период Цинь продолжали выполнять функции руководителей межобщинных культовых объединений, являясь при этом членами одной из общин. Таким образом, Л. С. Переломову удалось исправить ошибочную интерпретацию этого термина авторами сочинения «Цянь Хань-шу», воспринятую позднейшими историками. Роль общинной организации была особенно значительной в момент свержения циньской деспотии: содействие общинных органов самоуправления, пишет автор, было необходимо как вождю повстанцев Чэнь Шэну, так и основателю ханьской династии Лю Бану (стр. 81 — 82), который вынужден был даже ввести саньлао в состав уездной администрации.
Вывод о сохранении общины в период Цинь обосновывается Л. С. Переломовым и путем привлечения археологических материалов, которые до сих пор в нашей
1 См., например: Ян Куань. Цинь Ши-хуан. Шанхай. 1956 (на китайском яз.); D. Bodde. China’s First Unifier. Leiden. 1938.
2 Сыма Цянь. Шицзи. Т. 3. Пекин. 1955, стр. 1496. Биография Ли Сы, где идет речь об этом, имеется в русском переводе (см. Сыма Цянь. Избранное. М. 1955, стр. 220).
3 Ян Куань. Указ, соч., стр. 44.
стр. 151
литературе не использовались: купчих, обнаруженных на бамбуковых дощечках, найденных в 1930 г. в Цзюйяне (Восточная Монголия). Их тексты свидетельствуют, что община существовала и в конце III в. до н. э., причем соответствующие записи автор интерпретирует, привлекая аналогичные факты из истории древнего Двуречья.
Однако некоторые положения книги — там, где в ней рассматривается внутренняя и внешняя политика Цинь Ши-хуана, — вряд ли можно принять. Говоря о законодательстве Цинь Ши-хуана, Л. С. Переломов останавливается на системе взаимной ответственности, которую он неудачно называет «поручительской системой наказаний», и пишет: «Установление подобной системы… объясняется тем, что в первой половине IV в. до н. э. в царстве Цинь были даже сильны пережитки родовой общины. Господствующий класс в лице Шан Яна, первого советника царя, пытался использовать отдельные институты сельской общины, в частности обычай круговой поруки, в своих чисто фискальных интересах» (стр. 132). Едва ли есть основания считать, что система взаимной ответственности была как-то связана с взаимопомощью, существовавшей в родовой и сельской общине. Ведь никаких упоминаний об этой системе в период Чуньцю, когда деспотическое государство в древнем Китае еще не возникло, мы не встречаем. Введение системы взаимной ответственности было одним из мероприятий, проводившихся Шан Яном для осуществления повсеместного полицейского надзора. Не следует упускать из виду и то, что взаимная ответственность заключалась в продаже в рабство соседей, не донесших на преступника4 . Вряд ли такой закон мог быть принят до того, как появилась широкая потребность в рабах, то есть до периода Чжаньго5 .
Еще более серьезные возражения вызывает оценка, которую дает Л. С. Переломов уничтожению древней литературы, осуществленному Цинь Ши-хуаном. Автор пишет, что оно означало закрепление, хотя и временное, победы «фацзя» над конфуцианским учением в масштабах всего Китая, и отмечает «прогрессивность» этого мероприятия (стр. 179). Но ведь сжигалась не только конфуцианская литература. Ни памятник древней поэзии Шицзин, ни сборник документов и речей Шуцзин, против которых был направлен приказ Цинь Ши-хуана, не могут быть признаны книгами, содержащими конфуцианские идеи, хотя бы уже потому, что оба памятника состоят из материалов, относящихся к периоду до рождения Конфуция. Из сферы действия приказа изымались лишь книги по медицине, фармакологии, гаданию и сельскому хозяйству (стр. 178), а все произведения древней философии, поэзии и историографии были обречены на сожжение. Не будет преувеличением сказать, что это было наступление против гуманитарной культуры древности, попытка ликвидировать ее традиции с тем, чтобы проповедовавшаяся правящей династией теория «фацзя» не встречала никакого противодействия. Единственными дозволенными занятиями народа в циньской империи были признаны в первую очередь война, а затем земледелие. Можно ли считать хотя бы в какой-то степени прогрессивной эту милитаристскую идеологию, как это делает автор? Мы в этом сомневаемся.
Трудно согласиться и с представлением об изначальной реакционности древнего конфуцианства. Лица, понимающие древнее конфуцианство лишь как идеологию оправдания классового неравенства и насилия, беспрекословной покорности народа власть имущим, оказываются, по существу, в плену у позднефеодальных интерпретаторов древнего конфуцианства, замалчивавших наличие в нем демократических идей. Достаточно вспомнить о том, что конфуцианский философ Мэн-цзы выдвинул положение о праве народа на свержение угнетающего его правителя; о том, что сам Конфуций решительно возражал против увеличения налогового гнета, был противником войны и отстаивал мысль, что народ имеет право критиковать своего правителя.
Страницы, на которых освещаются ход и движущие силы восстания, ликвидировавшего циньскую деспотию, принадлежат к лучшим в книге. Разбираемым здесь вопросам Л. С. Переломов посвятил еще свои ранение работы6 . Приводимые автором мате-
4 Ян Куань. Шан Ян бяньфа. Шанхай. 1955, стр. 27 — 28.
5 E. G. Pulleyblank. The Origins and Nature of Chattel Slavery in China. «Journal of the Economic and Social History of the Orient». T. I, 1958, N 2; см. также В. А. Рубин. Рабовладение в древнем Китае в VII — V вв. до н. э. «Вестник древней истории», 1959, N 3.
6 Л. С. Переломов. Крестьянское восстание в Китае в 209 — 208 гг. до н. э. «Советское востоковедение», 1956, N 3; «Сыма Цянь о Чэнь Шэне». Перевод, вступительная статья и комментарии Л. С. Переломова. «Советское китаеведение», 1958, N 4.
стр. 152
риалы подтверждают правильность основного тезиса книги, сформулированного в заключении: «Весь сложный многоступенчатый административный аппарат циньской империи действовал вне сферы общины… Императорские органы управления доходили до общины, устанавливая даже частичный контроль над ее деятельностью, но так и не смогли проникнуть внутрь общины» (стр. 222).
Особенностью, рецензируемой монографии является глубокий интерес автора к основным закономерностям развития древневосточного общества, поиски вне Китая явлений, аналогичных тем, какие он находит в этой стране в конце III в. до н. э. Поэтому книга будет полезна для всех, кто изучает общие проблемы истории Древнего Востока.
© elibrary.com.ua
Постоянный адрес данной публикации:
https://elibrary.com.ua/m/articles/view/Л-С-ПЕРЕЛОМОВ-ИМПЕРИЯ-ЦИНЬ-ПЕРВОЕ-ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ-ГОСУДАРСТВО-В-КИТАЕ-221-202-ГГ-ДО-Н-Э
Похожие публикации: LRussiaLWorldY G
Источник
Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь
Полтора десятилетия существования империи Цинь – это целая эпоха в истории Китая. В это время было создано то централизованное деспотическое государство, которое явилось прообразом последующих китайских империй. Поэтому не суть важно, что империя просуществовала пятнадцать лет, что крайне мало по историческим меркам. Объединение протогосударственных образований в одно целое было исторически обусловлено, и заурядный дворцовый переворот не повлиял сколько-нибудь значительно на исторический процесс. За время существования первой империи были проведены важные реформы. Территория страны была поделена на 36 административных округов. Каждый состоял из уездов, которые делились на волости, включавшие несколько общин. Во главе округов стояли начальники, назначаемые императором. Вторым лицом в округе был командующий войсками, расквартированными на территории округа.
Таким образом, было создано сильно милитаризованное государство, где роль первой скрипки играли знатные солдафоны. Излишняя степень милитаризации говорила о насильственном характере политической централизации. Военное ведомство возглавлялось командующим всеми армиями империи. Ему подчинялись начальники окружных военных ведомств.
В основе уголовного законодательства циньского времени лежала система поручительства.
Завершив внутренние реформы, Цинь Шихуан начинает военные действия против сюнну (племена кочевников). В 215 г. до н. э. 300-тысячная армия нападает на сюнну и одерживает важную победу. Результатом походов было восстановление прежней границы вдоль старой стены, построенной царством Чжао. После этого Цинь Шихуан принимает решение строить Великую стену, чтобы обезопасить границы империи от нападения кочевников.
Войны с соседями, грандиозные строительные работы требовали дополнительных поступлений в казну. При Цинь Шихуане резко увеличивается налог на крестьян. Военный аппарат нужно было кормить и снаряжать. В результате практически не прекращающихся войн основная масса крестьян любыми путями пыталась прорваться в армию, надеясь хоть как-то свести концы с концами. Первым толчком, потрясшим Циньскую империю, было восстание бедноты. Во главе повстанцев становятся примкнувшие к восстанию представители старой знати. Древняя родовая знать не могла простить императору того, что ее представителей попытались заставить повиноваться. Территория империи оказалась поделенной между наиболее крупными предводителями отдельных повстанческих отрядов. Лю Бан стал именоваться «ваном Хань», а руководитель другой армии становился «ваном Чу». Вскоре между бывшими союзниками вспыхивает ожесточенная борьба за власть. Нужно сказать, что подобное явление политической раздробленности и междоусобицы было характерно для ситуации «всеобщего бунта». В это время на территории империи бунтовали практически все: и аристократы, и крестьяне. Случались бунты и в армии, в основном из-за несвоевременной выплаты жалования. Милитаризованный характер империи выявил форсированный характер политической централизации. Форсированная централизация опасна тем, что она ставит под удар процесс объединения. Силовое давление, тем более не своевременное, грозит тем, что нарушает естественный ход событий. После форсированной централизации при агрессивной внешней политике правящих кругов неизбежен всплеск центробежных политических тенденций. В январе 202 г. Лю Бан одержал победу. Он провозгласил начало новой династии Хань и принял титул императора Гао-цзу.
Перед новым правителем стояла следующая задача «мягкой» политической централизации. Планируемые меры включали в себя: постепенное реформирование бюрократической системы; создание гибкого и разветвленного аппарата. Другой трудной задачей была демилитаризация системы при сохранении сильной армии. Основные трудности реформирования выпали на плечи китайского крестьянства.
Источник
После эпохи Чжоу Древний Китай представлял собой не единую страну, а ряд раздробленных царств, которые кроме того враждовали и вели сражения за власть. Объединить Китай в 221 году до н. э. и навести порядок в стране с помощью жестких засад легизма смог правитель Царства Цинь, а вскоре император Империи Цинь – Цинь Шуан.
Историки делят историю Китая на периоды, название которых определяет правящая династия. С 221 по 206 год до нашей эры правит династия Цинь, период которой следует после Династии Чжоу и предшествует смутным временам противостояния династии Хань и Чу. Следовательно, можем сделать вывод, что Империя Цинь просуществовала лишь 15 лет, а после смерти Императора Цинь массовые восстания объединенных царств прекратили ее существование.
Изначально царство Цинь было удельным царством, а вследствие междоусобных противостояний оно смогло объединить Китай. Царство появилось в 778 году до нашей эры и просуществовало до 221 года до нашей эры. Эти временные рамки охватывают такие периоды китайской истории, как Весна и Осень и период Сражающихся государств, которые относятся ко временам правления династии Джоу. Сначала правящая семья династии Цинь имела фамилию Ин.
Цинь Шихуан является основателем династии Цинь и первым императором объединенных царств Китая. Объединив все отдельные царства в Империю, он разделил государство на тридцать шесть провинций. Во главе каждой провинции стоял чиновник назначенный императором. Провинции в свою очередь были поделены на уезды, возглавленныеуездными начальниками, а уезды состояли из волостей, каждая из которых насчитывала несколько десятков деревень.
Положив в основу учение легизма, император Цинь создал централизованное управление государством. В управлении государством императору помогали два министра, одному из них – Ли Сы отводилась главная роль. Императора Цинь Шихуан большое значение приделял усовершенствованию административной системы. Вплоть до того, что вышеупомянутые 36 провинций были поделены не в соответствии с границами предшествующих царств. Большое внимание уделялось «лестнице» рангов и должностей.
Кроме этого, он проводил репрессии среди сторонников конфуцианства. В 213 году н.э. был выдан указ про сожжение запрещенных сочинений, найденных у частных лиц, вскоре в 212 году н.э. к казни – закапывание живьем, было приговорено 460 конфуцианцев, а многие другие были отправлены на границы.
Император Цинь прекратил все войны, собрав все оружие у князей других царств. Он переплавил его на колокола и 12 бронзовых монументов, показав этим конец междоусобных войн. К делам Цинь Шихуаня причисляют приведение в порядок мер и весов, введение стандартного написания иероглифов, организация жесткой бюрократической системы правления. Он проводил много общественных работ, задействовав миллионы граждан империи. Кроме того, именно в период правление Цинь началось возведение Великой Китайской стены, длина которой составляла около 8852 километров. Была также возведена гробница императора Цинь Ши Хуана, в которой находилась терракотовая армия, и дворец императора Эпан.
Империю опоясывала сеть дорог, длина которых в сумме была семь с половиной тысяч километров. Их ширина была около 15 метров с 3 полосами, при этом полоса по центру была предназначена для императора.
На жизнь императора два раза покушались в 218 и 216 гг. до нашей эры, потому последние годы своей жизни Цинь Шихуан провел скрытно, стараясь не останавливаться в каком либо дворце больше чем на одну ночь. И по причинам страха смерти он не извещал кого-либо о месте своего пребывания.
Цинь Шихуан умер в 210 г. до нашей эры в поездке по империи в сопровождении младшего сына Ху Хая, главного советника Ли Сы и начальника канцелярии Чжао Гао. В опасении восстаний, они решили скрыть смерть Цинь Шихуаня. Сговорившись, они подделали письмо от имени императора. В письме престол передавался младшему сыну императора Ху Хай, а не старшему — Фу Су. Письмо приказывало «даровать почетную смерть» старшему сыну и военному начальнику Мэн Тяну.
Младший сын Цинь Шихуаня – Ху Хай в 21 год стал новым императором Цинь и начал носить имя Эр Ши-Хуанди, но на деле он был марионеткой в руках главы канцелярии Чжао Гао, по приказанию которого через 3 года молодой император покончил жизнь самоубийством.
Вскоре после смерти императора Цинь Шихуаня в 209 г. до нашей эры произошло первое восстание против порядков, введенных династией Цинь в Китае. Мало популярный и слабовольный Эр Ши-Хуанди не смог сдержать народное восстание, потому повстанческие настроения поглотили всю страну, что привело в 207 г. до нашей эры к падению Империи Цинь.
Среди лидеров народных повстанцев началась борьба за власть, из которой вышел победителем Лю Бан. Лю Бан был обычным крестьянином, но это не помешало ему провозгласить себя императором новоиспеченной династии Хань.
Источник
У этого термина существуют и другие значения, см. Цинь.
Эта статья о самой первой империи в истории Китая; о царстве Цинь как удельном княжестве эпохи Чжоу см. Цинь (царство).
Империя Цинь (кит. упр. 秦朝, пиньинь: Qín Cháo, палл.: Цинь чао) — самая первая империя в истории Китая[1].
Империя Цинь[править | править код]
Статуя Цинь Шихуана, основателя династии Цинь и первого императора объединённого Китая
Империя Цинь в 210 году до н.э.
Основатель империи — Ши Хуанди — объединил Китай под своей властью в 221 до н. э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Император Цинь Шихуан создал централизованное, управляемое государство на основе легизма, при этом проводились репрессии против сторонников конфуцианства: так, в 213 до н. э. был издан указ о сожжении недозволенных сочинений, находящихся в частном владении, а в 212 до н. э. (это недостоверно) были казнены 460 конфуцианцев и значительное число было «сослано на границы».
Цинь Шихуан объявил о прекращении всех войн навек, собрал от князей оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему правления.
Правление Цинь Шихуана характеризовалось большим количеством общественных работ, в которые были вовлечены миллионы человек. В этот период была начата постройка Великой Китайской стены длиной 8851,8 км, построены уникальная гробница Цинь Шихуана, в которую входила Терракотовая армия, огромнейший императорский дворец Эпан. Сеть дорог общей длиной 7500 км опоясывала страну, дороги были шириной 15 м с тремя полосами, причём центральная полоса предназначалась для императора.
Смерть Цинь Шихуана в 210 до н. э. наступила во время поездки по стране, в которой его сопровождали его младший сын Ху Хай, начальник канцелярии Чжао Гао и главный советник Ли Сы. Опасаясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от имени императора письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший — Ху Хай. В этом же письме содержался приказ о «даровании почётной смерти» Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.
Ху Хай в 21-летнем возрасте вступил на трон под именем Эр Ши-Хуанди, однако фактически оставался марионеткой Чжао Гао и через три года был принуждён к самоубийству по его приказанию.
В империи начались восстания, возглавленные Чэнь Шэном, У Гуаном и Лю Баном (конец 209 до н. э. — начало 208 до н. э.). В октябре 207 до н. э. столица империи Сян была взята войсками Лю Бана, провозглашённого императором и ставшего основателем династии Хань.
В январе 206 до н. э. генерал Сян Юй повторно взял столицу, которую ему уступил Лю Бан, разрушил город и массово истребил жителей, Цзыин — последний правитель Цинь — был казнён.
Цари (ваны) и императоры Цинь[править | править код]
С конца IX в. до н. э. правители Цинь носили титул гунов (князей), с 325 до н. э. — ванов (царей), с 221 до н. э. — ди (императоров).
Примечания[править | править код]
- ↑ «…The collapse of the Western Zhou state in 771 BC and the lack of a true central authority thereafter opened ways to fierce inter-state warfare that continued over the next five hundred years until the Qin unification of China in 221 BC, thus giving China her first empire.» Early China A Social and Cultural History, Cambridge University Press, 2013, page 6.
Источники[править | править код]
- ЦИНЬ ШИ-ХУАН БЭНЬ ЦЗИ — основные записи (о деяниях) первого императора Цинь // Сыма Цянь. Исторические записки. M. Восточная литература. 1975 (Том 2, Глава 6)
- Переломов, Л. С. (Леонард Сергеевич). Империя Цинь — первое централизованное государство в Китае (221—202 гг. до н. э.) /Отв. ред. Т. В. Степугина ;
Академия наук СССР. Институт народов Азии. — М.: Изд-во восточ. лит.,1962.
Источник