Переломы костей на пополам

Переломы костей

Переломы костей – различные повреждения их целостности в результате травматического воздействия. Во время получения травмы сила воздействия превышает сопротивление костной ткани и кость ломается. По причинам возникновения все переломы костей делятся на две основные группы: возникшие в результате сильного механического воздействия на здоровую кость и переломы патологического характера.

Травматические переломы костей возникают в результате дорожно-транспортных происшествий, падений, сильных ударов и прочих механических воздействий на кости.

При патологических переломах костей физическая сила воздействия может быть совсем незначительной, настоящая причина кроется в наличии какого-либо патологического процесса, протекающего в костной ткани.

Частой причиной патологического перелома костей является заболевание остеопороз (разрежение костной ткани), благодаря которому костная ткань становиться крайне хрупкой и ломается практически без действия на нее сторонней силы, к примеру, во время неловких движений, резкого вставания и т. д.

Виды переломов костей

Классификация переломов костей по видам крайне разнообразна. Данное обстоятельство обусловлено тем, что каждый конкретный случай перелома сочетает большое количество факторов, сопутствующих его возникновению – причины перелома, локализация травмы, характер травмирования мягких тканей и т. д. При переломах костей со смещением каждый отдельный случай относят к тому или иному виду по типу смещения костных отломков, характеру излома и прочим параметрам.

Тем не менее, при всем многообразии видов переломов костей существует насущная необходимость точного установления участка костной ткани, являющегося центром перелома.

Наиболее распространенная классификация переломов костей:

— сложные (иначе именуемые, клиновидными переломами костей, при которых образуются множественные оскольчатые обломки кости);

Также существует следующая классификация переломов:

— закрытые переломы костей, при которых не наблюдается повреждения наружных кожных покровов;

— открытые переломы костей, при которых имеется нарушение целостности кожи в области травмирования и существует опасность инфицирования.

Симптомы переломов костей

К обязательным признакам перелома костей врачи-травматологи относят наличие наружного кровоподтека и припухлости в области травмирования. Как правило, если речь идет о конечности, функциональная подвижность ее существенно ограничена. При попытке движения резко выражен болевой синдром. В редких случаях (к примеру, при вколоченном переломе шейки бедра) некоторые пострадавшие могут продолжать самостоятельное передвижение, но данный факт приводит к дальнейшему травмированию и смещению отломков кости. При вколоченных, поднадкостничных, околосуставных, внутрисуставных переломах и трещинах костей, некоторые из вышеописанных симптомов могут полностью отсутствовать или быть не слишком ярко выраженными.

Диагностика переломов костей

Перед принятием мер по наложению гипса (или других вариантов фиксации костных отломков) в стенах медицинского учреждения обязательно осуществляется рентгенологическое обследование пострадавшего при переломе костей. Рентгеновские снимки всегда выполняются в нескольких проекциях для детального исследования места костного перелома с нескольких различных ракурсов.

Рентгенологическое исследование – наиболее точный инструмент, позволяющий травматологам создать полную картину костного перелома – его вид, локализацию, направление и характер смещения отломков.

Затем контрольные рентгеновские снимки делают больному после консервативной или хирургической фиксации сломанной кости. В дальнейшем рентгенологическое обследование назначается примерно через 14 дней (в каждом конкретном случае – по-разному) для наблюдения за ходом сращения сломанной кости и образованием костной мозоли в месте перелома.

Лечение переломов костей

Мероприятия по лечению перелома костей должны начинаться непосредственно на месте происшествия. Самой неотложной помощью в первые минуты после травмирования должны быть меры по ликвидации болевого шока, особенно если речь идет о переломах костей у детей.

Далее необходимо предпринять действия по остановке кровотечения (если таковое имеет место быть). Сразу же после вышеуказанных мероприятий первой помощи следует обеспечить иммобилизацию (создание условий для полной неподвижности) места перелома кости при помощи специальных средств или подручных материалов.

В случае открытого перелома костей сверху на раневую поверхность необходимо наложить стерильную марлевую салфетку и давящую повязку для предупреждения возможности дальнейшего кровотечения и инфицирования раны. Ни в коем случае нельзя пытаться самостоятельно вправлять торчащие из открытой раны обломки костей, тем самым можно только причинить сильную боль пострадавшему, но и нанести существенный вред состоянию его здоровья.

Первая помощь при закрытом переломе костей заключается в первую очередь в обездвиживании поврежденного участка тела для предупреждения возможности смещения отломков и возникновения внутреннего кровотечения.

Своевременная и грамотная первая доврачебная помощь, оказанная пострадавшему, значительно сокращает впоследствии период реабилитации при переломах костей и гарантирует полноценное восстановление двигательных функций поврежденного участка тела.

В условиях стационара к числу основных медицинских методов лечения переломов костей относятся следующие:

— наложение гипсовой повязки;

— наружный аппаратный компрессионно-дистракционный остеосинтез;

— внутренний остеосинтез и т. д.

Для того чтобы пострадавший не утратил в дальнейшем трудоспособность и мог, как можно скорее, вернуться к привычному образу жизни следует уделить особое внимание периоду реабилитации после перелома костей. В список реабилитационных мероприятия после перелома костей (и особенно после длительной иммобилизации) должны быть непременно включены занятия лечебной гимнастикой и физиотерапевтические процедуры.

Видео с YouTube по теме статьи:

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

источник

Перелом костей ноги

Перелом — виды, признаки и первая помощь

    Перелом ноги (перелом костей ноги) – травма, в результате которой повреждается ее костная ткань. Возникает в процессе спортивных тренировок, а также является следствием аварий, падений, ушибов и других видов воздействия. Перелом ноги может произойти на различных участках нижней конечности. При этом важно правильно определить вид перелома и уметь оказать первую медицинскую помощь.

    перелом костей ноги

    Виды переломов ноги

    По этому признаку переломы подразделяются на:

    В зависимости от места повреждения различают:

    По признаку особенностей расположения линии перелома он делится на:

    •косой – ось перелома расположена под углом;

    •винтовой – ось повреждения имеет спиралевидную форму.

    В отдельной категории находится разделение переломов, в результате которых произошли отколы фрагментов костей. Различают:

    •полифокальное повреждение – травма, в результате которой отделилось 2 и более обломков костной ткани;

    •вколоченное повреждение – фрагменты костной ткани вонзаются друг в друга;

    •оскольчатое повреждение – характеризуется возникновением осколков в результате перелома;

    •раздробленное повреждение – травма, повлекшая образование множества мелких осколков;

    •компрессионный перелом – травма, возникшая в результате сильного сжимания нижней конечности.

    Отдельное место в изучении переломов ноги занимает тема открытого и закрытого перелома, перелома со смещением и без него, а также компрессионного перелома.

    Закрытый перелом костей ноги

    Отличительная особенность данного вида перелома — целостность кожного покрова.

    Такой перелом ноги сложно отличить от ушиба и вывиха. Однако, сделать это крайне важно, так как при наличии перелома больной нуждается в принятии немедленных мер доврачебной помощи и срочном осмотре специалиста.

    Определить закрытый перелом можно по ряду отличительных черт:

    •при прощупывании появляется хруст;

    •увеличивается подвижность конечности в местах, где ее быть не должно;

    •на месте перелома кожа темнеет.

    Различают два вида закрытого перелома – со смещением и без смещения. Характерный признак первого – изменение формы ноги, второго – ее удлинение.

    Открытый перелом ноги

    Характеризуется нарушением целостности кожи на месте перелома, выступом фрагмента кости за пределы кожного покрова.Это наиболее опасный вид переломов из-за большой вероятности инфицирования раны. Также признаками открытой формы перелома являются ноющая боль, отек, кровотечение.

    Дополнительные симптомы, свидетельствующие о наличии открытого перелома:

    •ослабление организма и слабость;

    •возможное появление гнойных выделений;

    Перелом костей ноги со смещением

    При этом виде перелома происходит сдвиг кости от своего первоначального положения. Различают полное и неполное смещение. При полном смещении фрагменты костей отсоединяются друг от друга и создают угрозу травмирования других органов, нервов и сосудов. В этом случае степень опасности определяется еще и особенностями расположения линии перелома (см. выше). При неполном смещении обломки костей закреплены надкостницей. Перелом со смещением можно диагностировать без проведения рентгена по следующим признакам:

    •при открытом переломе – наличие осколков костей в ране;

    •при закрытом переломе – возможность удлинения конечности;

    •чрезмерная двигательная способность;

    Лечение проводится посредством операции репозирования. Оно подразумевает восстановление целостности костных тканей. Операции всегда предшествует рентгеноскопия. Снимок дает полную картину повреждения: где сломалась и насколько сместилась кость, есть ли обломки кости.

    В процессе операции кость совмещается. Иногда для этого требуется применение дополнительных конструкций. Далее лечение проводится посредством наложения гипса или применения вытяжки. Если вовремя не заняться лечением перелома со смещением, может начаться воспаление, что приведет к крайне тяжелым последствиям.

    Перелом ноги без смещения

    Компрессионный перелом ноги

    Признаки перелома

    В большинстве случаев наличие перелома подтверждается возникновением следующих симптомов:

    •острая боль пронзающего характера, особенно выраженная при попытке наступить на ногу;

    •ограничение двигательной возможности;

    •потемнение кожи, возникновение синяков и отеков;

    • хруст, появляющийся из-за трения обломков костей между собой;

    • возникновение аномальной подвижности в месте перелома;

    •способность различить обломки костей при прощупывании – при наличии смещения;

    •рана, кровоточивость – при открытом переломе;

    •неестественное положение ног;

    •после заживления нога становится короче, чем была изначально;

    •частичное нарушение функциональности и небольшая припухлость – при переломе костей стопы;

    •полная утрата функций коленного состава – при травме надколенника.

    Поскольку многие из вышеперечисленных признаков проявляются и при других видах повреждений, необходимо отнестись к ним с повышенным вниманием, чтобы точно исключить либо диагностировать перелом. Это важно, в том числе, для правильного оказания первой помощи.

    Оказание первой помощи

    Правильное и своевременное оказание доврачебной помощи – залог результативности последующего лечения, а также успешного и быстрого восстановления после травмы. Для начала необходимо определить тип перелома – открытый или закрытый. Сразу можно дать пострадавшему обезболивающие препараты и вызвать скорую помощь.При открытом переломе необходимо действовать оперативно, в первую очередь, остановив кровотечение. Артериальное кровотечение (быстротечное, кровь алого цвета) можно остановить посредством зажатия сосуда рукой на 5 см выше места травмы. Если этого не сделать, то потеря крови может стать для больного роковой. Затем на это место накладывается жгут. Держать его можно не более 2-х часов. Более длительное использование жгута чревато омертвением тканей. Венозное кровотечение (кровь темного цвета, течет медленно) требует иного подхода. Жгут должен быть наложен ниже места перелома.

    первая помощь при переломах костей

    Самое главное – предотвратить развитие инфекции. Для этого можно применить антибактериальную мазь (стрептоцид) и сделать перевязку стерильным бинтом.

    Теперь сломанная конечность фиксируется при помощи шин. Нельзя пытаться самостоятельно вправить поврежденную кость – это может привести к дополнительным травмам.

    После фиксации необходимо перевезти больного для оказания квалифицированной медицинской помощи.

    Диагностика переломов

    Для правильного определения типа перелома, постановки диагноза и назначения соответствующего лечения, применяется следующая последовательность процедур:

    •предварительная постановка диагноза;

    •уточнение диагноза при помощи рентгена;

    •в случае необходимости – компьютерная или магнитно-резонансная томография.

    Лечение перелома костей

    Методы лечения переломов зависят от их типа и сводятся к восстановлению целостности костей ног и их правильному расположению. При этом поврежденная конечность подлежит надежной фиксации. Больному назначаются обезболивающие лекарства и препараты, содержащие кальций.

    Для перелома без смещения достаточно наложение гипсовой повязки.

    Для восстановления конечности после перелома со смещением, в кость вставляется спица для ее вытягивания в нужном направлении, затем конечность подлежит фиксации.

    лечение перелома костей

    Продолжительность срастания костей после перелома – несколько месяцев в зависимости от степени тяжести травмы, от количества мест повреждения и т.д. В это время пациент проходит курсы физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры. Передвигаться в первое время после удаления спиц он сможет при помощи костылей. Пациентам пожилого возраста спицы после восстановления не удаляют в силу повышенной хрупкости костей.

    Более радикальный, хирургический метод вправления костей используется нечасто из-за плохой переносимости пациентами и повышенной сложности операции.

    Лангетка на ногу при переломе

    Лангетка (шина) – простой способ фиксации поврежденной конечности, доступный для изготовления и наложения в домашних условиях. Лангетка может использоваться на любом участке конечности и значительно ускорить восстановительный процесс. Это съемная повязка со специальными фиксаторами. Она практична и удобна в применении.В лангетке домашнего изготовления в качестве креплений выступают обычные бинты. Для того чтобы самостоятельно сделать ее дома, необходимо отрезать кусок бинта и наложить на него заранее подготовленный гипс. Чтобы увеличить жесткость лангетки, на нее накладывают еще несколько слоев марли и складывают их к центру фиксатора.

    Использование лангетки обеспечивает надежную фиксацию конечности и способствует правильному срастанию костей.

      Отек ноги после перелома

      Отек возникает вследствие застоя жидкости в организме. Это характерное явление после перелома ноги, зачастую остающееся долгое время после выздоровления. Причиной возникновения отеков является нарушение кровотока в процессе травмирования костей, мышц, тканей, связок, а также сбой выработки и оттока лимфы. Явление скопления лимфы в результате нарушения ее циркуляции называется лимфостазом. Он способствует появлению таких осложнений как фиброзы, кистозы, язвы, слоновая болезнь. При возникновении отечности необходимо проконсультироваться со специалистом.Традиционные способы лечения подразумевают использования различных кремов и мазей, нормализующих лимфоток, таких как гепариновая, ихтиоловая и т.д. Процесс лечения дополняется физиотерапией (электрофорез, фонофорез, УФ-облучение, электростимуляция мышц) и массажем.

      Кроме традиционных методов существуют народные и альтернативные способы лечения.

      Реабилитация

      Сколько заживает перелом ноги

      Сроки заживления переломов варьируются в зависимости от нескольких факторов, в числе которых вид перелома, возраст и общее состояние здоровья пациента, месторасположение и размер поврежденных костей.Одним из самых тяжелых состояний является перелом шейки бедра, при котором больной находится неподвижным в течение полгода, а восстановительный период после заболевания длится несколько лет.

      Переломы голени заживают быстрее – за 10-12 недель. Однако пациент еще долгое время не может передвигаться без помощи дополнительных устройств.

      Пальцы стопы срастаются за 2-3 недели.

      Лечебная физкультура

      Выполнение лечебной гимнастики наряду с другими методами реабилитации является необходимым условием для восстановления после травмы ноги. Важными правилами при выполнении упражнений являются следующие:

      •нагрузки необходимо увеличивать постепенно;

      •при выполнении упражнений не должно возникать болевых ощущений;

      •гимнастику начинать не ранее, чем через 5-7 дней после освобождения конечности от гипса;

      •мышцы предварительно необходимо разогреть.

      Начинать следует с самых простых упражнений – махов, ходьбы и т.д. Через несколько недель гимнастику можно дополнить упражнениями на тренажерах.

      Массаж

      Массаж после перелома необходим в целях восстановления кровообращения, оттока лимфы и избавления от отечности. Важно разработать мышцы путем плавных пластичных маневров. Хорошо делать это с использованием кедрового масла. Оно снимает тонус в мышцах, обладает обезболивающим действием, нормализует кровообращение, способствует регенерации тканей.

      источник

      Источник

      Îáåùàë íàïèñàòü î êðèçèñå.

      Îáåùàë ïîòîìó, ÷òî òåðìèí ðàñõîæèé, à ñîäåðæàíèå, êàê îêàçàëîñü, îïðåäåëåíî íåâíÿòíî. Ïîñìîòðåë áåãëî, ÷òî èìååòñÿ â ñåòè ïî ýòîìó ïîâîäó — åñòü àâòîðû, êîòîðûå, ñóäÿ ïî âñåìó, ïîíèìàþò, â ÷åì ñóòü êðèçèñà, íî ïî êàêîé-òî ïðè÷èíå íå ñôîðìóëèðîâàëè ñâîå ïðåäñòàâëåíèå â ïðîñòûõ è ïîíÿòíûõ ñëîâàõ. Åñòü êëàññèêè, ê êîòîðûì ïîëîæåíî îòíîñèòüñÿ ñ ïî÷òåíèåì, íî íå âñåãäà îíè ïèñàëè ëåãêî è ÷åòêî.

      Ñàìîíàäåÿííî ïîïðîáóþ ñàì, âäðóã ïîëó÷èòñÿ ëó÷øå.

      Ïî-êèòàéñêè «êðèçèñ» ïèøåòñÿ äâóìÿ èåðîãëèôàìè: «ïðîáëåìà» «âîçìîæíîñòü».

      Ýòî íåïðàâäà, íî êðàñèâî.

       áûòó êðèçèñîì èìåíóåòñÿ ëþáîå äîâîëüíî ñòîéêîå ñîñòîÿíèå ðàçäðàÿ, äóøåâíîãî ðàçëàäà, êîãäà âñå êàòèòñÿ êóâûðêîì, âûãëÿäèò áåññìûñëåííûì è íåäðóæåëþáíûì, êîãäà ïîðòÿòñÿ îòíîøåíèÿ ñ ëþäüìè è äàæå ñ âåùàìè, êîãäà íåïîíÿòíî, «êóäû áå÷ü», è âîîáùå âñå ïëîõî. Íî â áûòó è äåïðåññèåé çà÷àñòóþ èìåíóåòñÿ äóðíîå íàñòðîåíèå, à íå äèàãíîç.

      ß ñêëîíåí ñ÷èòàòü, ÷òî ëþáûå ñîñòîÿíèÿ òàêîãî ðîäà îáóñëîâëåíû ðàáîòîé àäàïòàöèîííîãî ìåõàíèçìà. Ïåðâè÷íî íåêîìôîðòíîå èçìåíåíèå âíåøíåé èëè âíóòðåííåé ñèòóàöèè, äîñòàòî÷íî ñèëüíîå, ÷òîáû ïðèâû÷íûå ñòåðåîòèïû îêàçàëèñü íåàäåêâàòíûìè íîâîé ñèòóàöèè, íåàêòóàëüíûìè, ÷òîáû âîçíèêëà íåîáõîäèìîñòü âûðàáîòêè íîâûõ, àäåêâàòíûõ ñòåðåîòèïîâ âîñïðèÿòèÿ è ïîâåäåíèÿ.

      Âàæíî, ÷òîáû èçìåíåíèå áûëî íåêîìôîðòíûì è äîñòàòî÷íî ñèëüíûì, ïðè ýòîì è çàïóñêàåòñÿ àäàïòàöèîííûé ïðîöåññ. Îí îáû÷íî íåïðèÿòåí, èíîãäà äî áîëåçíííîñòè. Íàïîìíþ, ÷òî ïðèðîäó èíòåðåñóåò (óñëîâíî ãîâîðÿ), ÷òîáû ÷åëîâåê âûæèâàë è ðàçìíîæàëñÿ, è ñîâñåì íå èíòåðåñóåò, íàñêîëüêî åìó õîðîøî îò òîãî, ÷òî èìåííî îáóñëîâëèâàåò ýòè ðåçóëüòàòû.

      Âñòðåòèë ãäå-òî ðàññóæäåíèå: ìóæñêèå ÿè÷êè òðåáóþò îòíîñèòåëüíî íåâûñîêîé òåìïåðàòóðû, ÷òîáû ñïåðìàòîçîèäû ñîõðàíÿëè ïîäâèæíîñòü. Ïðèðîäà ðåøàåò ýòîò âîïðîñ ïðîñòî: âûíîñèò èõ íàðóæó. Ïðàâäà, ïðè ýòîì âîçíèêàåò îïàñíîñòü èõ ïîâðåäèòü. Îäíàêî è ýòîò âîïðîñ ðåøàåòñÿ ïðîñòî: ÿè÷êè íàäåëÿþòñÿ âûñîêîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ, è ÷åëîâåê íà÷èíàåò èõ ïàíè÷åñêè áåðå÷ü. Çàäà÷à ðåøåíà. ×åëîâåêó íåóäîáíî, íó äà êòî æ åãî ñïðîñèò…

      Èòàê. Ìèð êàêèì-òî îáðàçîì èçìåíèëñÿ íàñòîëüêî, ÷òî ñòàðûå ñïîñîáû óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé íå ðàáîòàþò. Ñîáñòâåííî, â ýòîì è åñòü äèñêîìôîðò. È òåïåðü íàäî êàê-òî èíà÷å. À êàê èíà÷å — íåïîíÿòíî. Ìîæíî ïîñìîòðåòü íà äðóãèõ, íî òàê íå íðàâèòñÿ. Îäíîâðåìåííî, ñ äðóãîé ñòîðîíû, èäåò ïðîöåññ ïåðåæèâàíèÿ ïîòåðè, à ñ òðåòüåé ñòîðîíû — íàðàáîòêà íîâûõ ñïîñîáîâ óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé, ÷òî òîæå íåïðèÿòíî, ïîòîìó ÷òî ó÷èòüñÿ îáû÷íûé ÷åëîâåê íå î÷åíü ëþáèò. À õîòü áû è ëþáèë, íèêòî æ åìó íå ñîîáùàåò, ÷òî îí ó÷èòñÿ, è íå îðãàíèçóåò ó÷åáíûé ïðîöåññ â ùàäÿùåì ðåæèìå.

      Íàéäåííûå ìíîé êëàññèôèêàöèè êðèçèñîâ îïðåäåëÿþò òîëüêî õàðàêòåð èçìåíåíèé ñèòóàöèè: òðàâìàòè÷åñêèé êðèçèñ, âîçðàñòíîé, ýêçèñòåíöèàëüíûé, à âîò ñàì ïðîöåññ, ïîõîæå, äîñòàòî÷íî ñòåðåîòèïåí.

      Íåñêîëüêî îñîáíÿêîì ñòîèò ýêçèñòåíöèàëüíûé êðèçèñ, ïîñêîëüêó îáóñëîâëåí íå óõóäøåíèåì ñèòóàöèè, à íàîáîðîò, ñóùåñòâåííûì ïðåâûøåíèåì àäàïòàöèîííîãî ïîòåíöèàëà íàä èñïîëüçóåìûìè âîçìîæíîñòÿìè, è ïàíè÷åñêèå ìåòàíèÿ îïðåäåëÿþòñÿ èíòåíöèåé «÷òî ìíå åùå ñäåëàòü?», íî â îñòàëüíîì îí äîñòàòî÷íî ïîõîæ íà âñå îñòàëüíîå. Ìîæåò áûòü, êîãäà-íèáóäü îïèøó åãî îòäåëüíî.

      Ðàçáåðåì ïðîöåññ êðèçèñà íà ïðèìåðå òðàâìàòè÷åñêîãî — ýòî êîãäà ÷åëîâåê âíåçàïíî ëèøàåòñÿ ÷åãî-òî, ÷òî óäîâëåòâîðÿëî åãî ïîòðåáíîñòè, èëè ïîìîãàëî óäîâëåòâîðÿòü, è îí òåïåðü ñèäèò (èëè áåãàåò) ñ õðîíè÷åñêè íåóäîâëåòâîðåííîé ïîòðåáíîñòüþ, à òî è íå ñ îäíîé, è òùåòíî ùåëêàåò íåðàáîòàþùèì âûêëþ÷àòåëåì. Îñíîâíûå ñèòóàöèè — ñìåðòü áëèçêèõ, ðàçâîä, ïîòåðÿ ðàáîòû, ñòîéêàÿ ïîòåðÿ òðóäîñïîñîáíîñòè â ðåçóëüòàòå áîëåçíè èëè òðàâìû, èçìåíåíèå óñëîâèé ñóùåñòâîâàíèÿ â ðåçóëüòàòå âîéíû, ïåðååçäà â íåäðóæàëþáíóþ îáñòàíîâêó (ïðåæäå âñåãî âûíóæäåííîãî), è òîìó ïîäîáíîå.

      Âàæíî, ÷òî èçìåíåíèÿ ïðîèñõîäÿò ðåçêî. Åñëè ÷åëîâåê ëèøàåòñÿ ÷åãî-òî, ÷åì îí ïîñòîÿííî ïîëüçîâàëñÿ, ïîñòåïåííî, òî êðèçèñà íå ïðîèñõîäèò, ïîòîìó ÷òî îí (÷åëîâåê) óñïåâàåò íå òîðîïÿñü ïðèñïîñîáèòüñÿ. Íå òî, ÷òîáû ýòîò ïðîöåññ áûë êîìôîðòåí, íî ïîðöèè àäàïòàöèîííûõ óñèëèé ïîñèëüíû è äîñòóïíû.

      Âîçüìåì, ê ïðèìåðó, òàêóþ âàæíóþ âåùü, êàê ýëåêòðè÷åñòâî. Æèòü áåç íåãî ìîæíî, íî íåêîìôîðòíî. È âîò, ñíà÷àëà ìû îãðàíè÷èâàåì ÷åëîâåêà â ïîòðåáëÿåìîé ìîùíîñòè, íàïðèìåð. Îí íà÷èíàåò ïîëüçîâàòüñÿ ãàçîâîé ïëèòîé èëè ïðèìóñîì, ÷òîáû íå âêëþ÷àòü ýëåêòðè÷åñêèé ÷àéíèê èëè ìèêðîâîëíîâêó. Çàòåì ìû îãðàíè÷èâàåì âðåìÿ ïîëüçîâàíèÿ. Îí íà÷èíàåò çàðÿæàòü ñâîè ãàäæåòû â äîñòóïíîå âðåìÿ èëè â äðóãîì ìåñòå. Ìû ïðîäîëæàåì ñíèæàòü äîñòóïíóþ ìîùíîñòü è óâåëè÷èâàòü ïåðèîäû îòêëþ÷åíèÿ.  õîçÿéñòâå çàâîäÿòñÿ ôîíàðèêè, àêêóìóëÿòîðû, ìåõàíè÷åñêèå ÷àñû, íàãðåâàòåëüíûå ïðèáîðû íà ãàçå è ñîëÿðêå, à òî è íà äðîâàõ, è ê òîìó ìîìåíòó, êàê ìû îòêëþ÷èì åìó ýëåêòðè÷åñòâî ïîëíîñòüþ, íàêîïèòñÿ âñå íåîáõîäèìîå, ÷òîáû ñóùåñòâîâàòü â ýòîé ñèòóàöèè áîëåå-ìåíåå êîìôîðòíî.

      À åñëè ìû ñäåëàåì òî æå ñàìîå âíåçàïíî, òî ÷åëîâåê îêàæåòñÿ íåïðèñïîñîáëåííûì ê íîâîé ðåàëüíîñòè, îí áóäåò ñòàëêèâàòüñÿ ñ ìíîæåñòâîì ôðóñòðàöèé ïðàêòè÷åñêè åæåìèíóòíî. Ïîñòàâèòü ÷àé — íåò. Çàëåçòü â èíòåðíåò — íåò. Âêëþ÷èòü ñâåò — íåò. Ïîñëóøàòü ìóçûêó — íåò. Ïîíÿòíî, ÷òî òàêîå êîëè÷åñòâî íåïðèâû÷íûõ îãðàíè÷åíèé âûçîâåò ó íåãî íåäîâîëüñòâî íå òîëüêî êîëè÷åñòâåííî, íî, âîçìîæíî, è êà÷åñòâåííî äðóãîãî óðîâíÿ. Êà÷åñòâåííî äðóãîãî òåì, ÷òî ñòåïåíü íåïðèñïîñîáëåííîñòè îáðàçà æèçíè ê ñèòóàöèè âûçûâàåò ðåôëåêòîðíóþ àêòóàëèçàöèþ àäàïòàöèîííîãî ïðîöåññà. ×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ íåñïîñîáåí äóìàòü íè î ÷åì äðóãîì, êðîìå êàê î òîì, êàê æå åìó ïëîõî è ÷òî åìó òåïåðü ñ ýòèì äåëàòü.

      È âîò òóò ó íàñ äîëæåí ñòîÿòü áîëüøîé è çàìåòíûé øåñò ñ ôëàæêîì. Äóìàòü ÷åëîâåê íàó÷èëñÿ îòíîñèòåëüíî íåäàâíî. È ïðàâèëüíûé è ïîíÿòíûé âîïðîñ «÷òî äåëàòü?», áóäó÷è íå òîëüêî ëîãè÷åñêè, íî è ýìîöèîíàëüíî íàïðÿæåííûì, çàïóñêàåò íå ðàçóìíîå ïîâåäåíèå — ñôîðìóëèðîâàòü çàäà÷ó, îçíàêîìèòüñÿ ñ ìíåíèÿìè ýêñïåðòîâ, îáðàòèòüñÿ ê èñòî÷íèêàì èíôîðìàöèè, à èíñòèíêòèâíóþ æèâîòíóþ ðåàêöèþ: áåãàòü, ìåòàòüñÿ, ñóåòèòüñÿ, òûêàòüñÿ âî âñå äûðû â íàäåæäå íàòîëêíóòüñÿ íà ðåøåíèå. Ëèáî íàîáîðîò, çàòàèòüñÿ â òåìíîì óãëó â íàäåæäå, ÷òî âñå ñàìî ïðîéäåò.

      Åùå ðàç: ýòî íå ðàçóìíîå ïîâåäåíèå, à èíñòèíêòèâíîå. Ïðèìåðíî òîãî æå êëàññà àâòîìàòèçìà, ïðè êîòîðîì ó èñïóãàííîãî ÷åëîâåêà «îòíèìàþòñÿ íîãè» âìåñòî òîãî, ÷òîáû äåéñòâîâàòü. Ñðàáàòûâàåò äðåâíèé àâòîìàòèçì «çàòàèòüñÿ» (åñòü åùå «óáåãàòü» è «äðàòüñÿ»).

      Âîçíèêëà â ìîçãó ñìåøíàÿ êàðòèíêà: íà÷àëüíèê íàáðàñûâàåòñÿ íà ïîä÷èíåííîãî ñ ðàçíîñîì, à òîò ïàäàåò íà ïîë è ïðèòâîðÿåòñÿ òðóïîì.

      Òàêîå ïîâåäåíèå è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, åìó àäåêâàòíîå, óìåðåííî öåëåñîîáðàçíî è äîâîëüíî íåïðèÿòíî, íî âåäü è ðàññ÷èòàíî îíî íà íåðàçóìíîå æèâîòíîå. Íå ñôîðìèðîâàëñÿ åùå ó ÷åëîâåêà àëãîðèòì îáðàáîòêè êðèçèñà, ó÷èòûâàþùèé íàëè÷èå ðàçóìà.

      È ýòî ïîëîâèíà ïðîáëåìû êðèçèñà. Âòîðàÿ ïîëîâèíà — â òîì, ÷òî äóðíîå ñîñòîÿíèå âèäèòñÿ äëÿ îáûâàòåëÿ íàèáîëåå âàæíîé ÷àñòüþ åãî ðåàëüíîñòè, à âîâñå íå âñåãî ëèøü ñòèìóëîì äëÿ äåÿòåëüíîñòè. Èìåííî ïîýòîìó îáûâàòåëåì íàëè÷èå êðèçèñà äèàãíîñòèðóåòñÿ ïî äèñôîðèè. È èìåííî ïîýòîìó ñâîþ öåëü îí âèäèò åäèíñòâåííî â èçáàâëåíèè îò ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ëþáûì ïîäõîäÿùèì îáðàçîì. Íåò, ïðàâèëüíî, ÷òî ëþáûì, òàê è çàäóìàíî. Íî çàäà÷à àäàïòàöèè êàê ïðàâèëî íå îñîçíàåòñÿ!

      Íàäî êóäà-íèáóäü âñòàâèòü öèòàòó èç ñòàòüè «Òåìíàÿ ñòîðîíà ñèëû — Îò÷àÿíèå», íàïðèìåð ñþäà.

      Ïðîñòåéøèé äóøåâíûé êðèçèñ – âîçðàñòíîé. ×åëîâåê, – íàïðèìåð ìóæ÷èíà, – âäðóã îáíàðóæèâàåò, ÷òî ó íåãî ëûñèíà, áðþøêî, ÷òî îí íå ìîæåò ïðîáåæàòü êèëîìåòð èëè êðóòèòü ñîëíûøêî. ×òî ó íåãî íå ïîëó÷àåòñÿ âèðòóîçíî ðàçáèðàòüñÿ â íîâîìîäíûõ ãàäæåòàõ, åìó ïðîòèâíà ñîâðåìåííàÿ ìóçûêà. ×òî äëèííîíîãèå áàðûøíè íå òîëüêî íå ïðèíèìàþò åãî âñåðüåç, íî è ñàìè íå ïðèâëåêàþò åãî ñâîèìè èäèîòñêèìè íàðÿäàìè, ìàêèÿæàìè, ïèðñèíãàìè è òàòóòøêàìè, è, â îñîáåííîñòè, áåññìûñëåííûì ñëåíãîì. ×òî âûó÷èòüñÿ íà êîãî-òî îí óæå íå ìîæåò, äà è íåò ó íåãî íè äåíåã, íè âðåìåíè íà òàêèå àâàíòþðû. ×òî åãî äàâíî óæå íå íàçûâàþò íà ðàáîòå «ïåðñïåêòèâíûì»: êàêèå óæ òàì ïåðñïåêòèâû? ïîðà è î ïåíñèè ïîäóìàòü. ×òî äîñòèã îí ñâîåãî ïîòîëêà âåçäå – è â ëè÷íîé æèçíè: ó íåãî ðàñïîëíåâøàÿ öåëëþëèòíàÿ æåíà ñ îòâèñøèìè ãðóäÿìè è äâîå íàãëûõ äåòåé. È â ðàáîòå: åäâà òÿíåò òî, â ÷åì ñòðåìèëñÿ áûòü ïåðâûì. È â ñïîðòå: äà êàêîé óæ òàì ñïîðò… È æèçíü, â îáùåì, ïðîøëà. Âñå îí ñîáèðàëñÿ, ñîáèðàëñÿ ÷òî-òî ñäåëàòü, è íå ñîáðàëñÿ. È ïî Öåíòðàëüíîé Àôðèêå åìó óæ íå ïîåçäèòü, åñëè íå ñ÷èòàòü åãèïåòñêèõ êóðîðòîâ, è êíèãó íå íàïèñàòü – íå îáó÷åí, è íà ãèòàðå îí òîëüêî ïðèïåâ îò «Smoke on the water» óìååò.

       îáùåì, âñå. È ñòàíîâèòñÿ åìó ïîãàíî-ïîãàíî, è íå ñäåëàòü óæå íè÷åãî, ïîòîìó ÷òî áûëî âðåìÿ, êîãäà ìîæíî áûëî ñäåëàòü, à îí òîëüêî ïèë, ãóëÿë è èãðàë â òàí÷èêè. Îíî è íåïëîõî, â îáùåì, áûëî, íî âåäü ìîæíî æå áûëî áû… È êàòèòñÿ ïî åãî ñåäîé ùåòèíå ñêóïàÿ ìóæñêàÿ ñëåçà, è òÿíåòñÿ ðóêà ê áóòûëêå, õîòü è çíàåò îí, ÷òî óæ íå äâàäöàòü ëåò, è æåëóäîê, è äàâëåíèå, è íå ñ êåì… È âûòü õî÷åòñÿ îò áåçûñõîäíîñòè.

      À ìåæäó òåì, èìåííî ïðîöåññ àäàïòàöèè, íåâàæíî, âîñïðèÿòèÿ èëè ïîâåäåíèÿ (èëè òîãî è äðóãîãî) ÿâëÿåòñÿ è ïðè÷èíîé, è öåëüþ åãî äóøåâíûõ òåðçàíèé! È âûïðîñèòü ó âðà÷à òàáëåòêó — íå ñðåäñòâî îò êðèçèñà, à, êàê ìàêñèìóì, ñïîñîá ïðèâåñòè ñåáÿ â îòíîñèòåëüíûé ïîðÿäîê, ÷òîáû â íåì ïîðàáîòàòü íàä ïðèñïîñîáëåíèåì ê ðåàëüíîñòè íå æèâîòíûì ñïîñîáîì ìåòàíèÿ è òûêàíèÿ, à ÷åëîâå÷åñêèì, ðàçóìíûì.

      Âîîáùå-òî êðèçèñ ìîæåò îáðàáîòàòüñÿ è ñàì ñîáîé, ïîñêîëüêó èíñòèíêòèâíàÿ àäàïòèâíîñòü ÷åëîâåêà îñòàåòñÿ äîâîëüíî âûñîêîé èíîãäà è äî ñòàðîñòè. Ëþäè, áûâàåò, ïðîæèâàþò ñâîè êðèçèñû ñàìîñòîÿòåëüíî. Íî èìåííî «áûâàåò», åñëè ïîâåçåò.

      Åñëè àäàïòàöèîííûé ïîòåíöèàë ÷åëîâåê íåäîñòàòî÷íî âûñîê, òî êðèçèñ ìîæåò ïðèâåñòè ê âòîðè÷íûì ïîòåðÿì: íåîïòèìàëüíûì (ìÿãêî âûðàæàÿñü) ðåøåíèÿì èëè ê ñòîéêîé äåïðåññèè.

      Åñëè æå ÷åëîâåê ñàì ïî ñåáå àíîìàëüíî ðàçóìåí, èëè åñëè ó íåãî õâàòèëî ñîîáðàçèòåëüíîñòè îáðàòèòüñÿ ê ïñèõîòåðàïåâòó, òî ñòðàòåãèÿ îáðàáîòêè êðèçèñà ñâîäèòñÿ ê äâóì íàïðàâëåíèÿì: îáëåã÷åíèþ ñèþìèíóòíîé ñèòóàöèè è íàðàáîòêå íîâûõ íàâûêîâ, àäåêâàòíûõ íîâîé ðåàëüíîñòè. Èíòåðåñíî, ÷òî íîâûå, îñîçíàííî âûðàáîòàííûå íàâûêè ìîãóò áûòü êóäà ýôôåêòèâíåå è àäåêâàòíåå ñòàðûõ, äàæå â îáëàñòÿõ, íå îòíîñÿùèõñÿ ê ïðè÷èíàì êðèçèñà. ×òî, âïðî÷åì, åñòåñòâåííî.

      È ÿ êàòåãîðè÷åñêè íå ïîíèìàþ ñïåöèàëèñòîâ, êîòîðûå êëèåíòà â êðèçèñå íà÷èíàþò òåðçàòü âîïðîñàìè î åãî äåòñòâå è èñêàòü â ýòîì äåòñòâå âûòåñíåííûå òðàâìû. Òî åñòü ïîíÿòü ìîãó, íî íå êàê ñïåöèàëèñòîâ. Èíñòðóìåíò äîëæåí ñîîòâåòñòâîâàòü çàäà÷å, à íå ïðèâû÷êàì.

      ß îáû÷íî íå îäîáðÿþ ïðèìåíåíèå «òàáëåòîê» äëÿ êîððåêöèè íàñòðîåíèÿ, òàê êàê èìåííî äèñôîðèÿ è íåóäîâëåòâîðåííîñòü ÿâëÿþòñÿ äâèæóùåé ñèëîé äëÿ ðàáîòû íàä ñèòóàöèåé, è ôàðìàöåâòè÷åñêîå óìèðîòâîðåíèå îñëàáëÿåò íàïðàâëåííîñòü ÷åëîâåêà íà äåéñòâèå, íà àäàïòàöèþ, íî ñîãëàñåí, ÷òî áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà äèñêîìôîðò íàñòîëüêî âåëèê, ÷òî, íàïðîòèâ, áëîêèðóåò ñïîñîáíîñòü ÷òî-òî äåëàòü, è òîãäà áåç õèìèè íå îáîéòèñü.

      Ìåæäó ïðî÷èì, íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ íàõîäèòñÿ â êîìïåòåíöèè ñïåöèàëèñòîâ ñ ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì, â ïåðâóþ î÷åðåäü ïñèõèàòðîâ, íî íå ïñèõîëîãîâ è íå ïñèõîàíàëèòèêîâ, íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî «íå ïîëîæåíî», íî è ïîòîìó, ÷òî ðàçíûå ñîñòîÿíèÿ òðåáóþò ðàçíûõ ðåöåïòîâ, íàñòîëüêî ðàçíûõ, ÷òî íåïðàâèëüíî ïîäîáðàííûé àíòèäåïðåññàíò ìîæåò íå òîëüêî íå ïîìî÷ü, íî è óñóãóáèòü ïîëîæåíèå, âïëîòü äî ñóèöèäà.

      Ñîáñòâåííî, ÷òî ÿ áðþçæó… Åñëè âàñ ïîñòèã êðèçèñ, íàïèøèòå ìíå, è ÿ ñìîãó ïðîâåñòè âàñ ïî íåìó ïëàâíî è ìÿãêî. Íó èëè áûñòðî è æåñòêî. Êàê ðåøèì.

      Òèïè÷íûå òàêòèêè àäàïòàöèè ìîãóò âêëþ÷àòü â ñåáÿ:

      Ïîñòåïåííîå ïðèñïîñîáëåíèå, òî åñòü äåòàëüíóþ è ïîñëåäîâàòåëüíóþ ïðîðàáîòêó âñåõ íàèáîëåå âàæíûõ ôðóñòðàöèé, êàæäîé ïî îòäåëüíîñòè. Äåàêòóàëèçàöèþ êàæäîãî ñòåðåîòèïà, ñðûâ êàæäîãî øàáëîíà, è òàêóþ æå ïîñòåïåííóþ íàðàáîòêó íîâîãî ñïîñîáà âîñïðèÿòèÿ è äåéñòâèÿ. Ýòî õîðîøî ðàáîòàåò ïðè çàòÿæíîì êðèçèñå, íàïðèìåð, ïðè ïîòåðå êîíå÷íîñòè èëè çðåíèÿ, êîãäà íåìèíóåìî íàäî ó÷èòüñÿ äåëàòü âñå íåîáõîäèìîå ñ íîâûìè îãðàíè÷åíèÿìè.

      Ñìåíà îáñòàíîâêè. Ðåêîìåíäàöèÿ ïñèõîëîãà ñìåíèòü îáñòàíîâêó — âîâñå íå «ñîâåò îò áàëäû» (ÿ íàäåþñü), à ìåòîä, ïîçâîëÿþùèé îòñòðàíèòüñÿ îò ôðóñòðàöèé, ñîïðîâîæäàþùèõ îáû÷íóþ ñèòóàöèþ, è ïîæèòü êàêîå-òî âðåìÿ â àëüòåðíàòèâíîé ðåàëüíîñòè, â êîòîðîé àäåêâàòíîå ïîâåäåíèå íå ñâÿçàíî ñ ïðèâû÷íûìè àâòîìàòèçìàìè, ÷òîáû àäàïòàöèÿ ê îñòàâëåííîé âäàëåêå æèçíè ïðîèçîøëà â ïåðâóþ î÷åðåäü óìîçðèòåëüíî, à ñòðåññ îò íåîæèäàííîé êàòàñòðîôû ñãëàäèëñÿ. Òîãäà ÷åëîâåê ïî âîçâðàùåíèè â êàêîé-òî ìåðå óæå èìååò ïðåäñòàâëåíèå î òîì, êàê îí áóäåò æèòü, è íàõîäèòñÿ óæå â áîëåå-ìåíåå êîìôîðòíîì ñîñòîÿíèè, ÷òîáû äåéñòâîâàòü ðàçóìíî è ïîñëåäîâàòåëüíî.

      Âïðî÷åì, ëþäè èíîãäà íå âîçâðàùàþòñÿ íà ñòàðîå ìåñòî, à òàê è îñòàþòñÿ â Íåïàëå ïàñòè ÿêîâ èëè ïåðååçæàþò â òðåòüå ìåñòî, âíåçàïíî îñîçíàâ ñâîå «èñòèííîå ïðåäíàçíà÷åíèå». Íî ýòî óæå îòäåëüíàÿ òåìà, ÿ åå êîñíóñü ÷óòü ïîçæå.

      Ñíèæåíèå óðîâíÿ ïðèòÿçàíèé. Íàïðèìåð, â ñëó÷àå ðàçâîäà. Âèäèòå ëè, êîãäà ÷åëîâåê ïðèñïîñàáëèâàëñÿ ê òîìó, ÷òî ó íåãî áûëî, è ÷òî îí ïîòåðÿë, ýòî áûëî â êàêîì-òî ïðîøëîì, â êîòîðîì îí ýòî ÷òî-òî ïðèîáðåòàë. Ïðèâûêàíèå ê ïàðòíåðó ïðîèñõîäèëî èç ñèòóàöèè, â êîòîðîé ïàðòíåðà ó íåãî åùå íå áûëî, è ñîçäàâàëàñü ðåàëüíîñòü, ãäå ïàðòíåð åñòü. Òåïåðü æå åìó íàäî ïåðåñêî÷èòü â íåêóþ ïàðàëëåëüíóþ ðåàëüíîñòü, â êîòîðîé ïàðòíåðà îïÿòü (âñå åùå) íåò. Ýòî êàê íà æåëåçíîé äîðîãå: ÷òîáû ïåðåñêî÷èòü íà ñîñåäíèå ïóòè, íàäî âåðíóòüñÿ ê ñòðåëêå è çàíîâî íàìîòàòü êèëîìåòðû äî òîé æå òî÷êè. Âìåñòî ïðèâû÷íîé ðîëè ñåìåéíîãî ÷åëîâåêà ñ óñòðîåííûì áûòîì ÷åëîâåê îêàçûâàåòñÿ õîëîñòûì (íåçàìóæíåé), áåç ïðèâû÷íîé îïîðû, â ñîñòîÿíèè íåîáõîäèìîñòè äåëàòü êàêèå-òî (íåïðèâû÷íûå) äåëà ñàìîìó è èñêàòü ñåáå ïàðó.

      Òî åñòü ïñèõîëîãè÷åñêè ÷àñòü áèîãðàôèè êàê áû «îòìåíÿåòñÿ», âûáðàñûâàåòñÿ ñòàâøèé áåñïîëåçíûì, ïóñòü è êîìôîðòíî ïðèâû÷íûé áàãàæ, è ÷åëîâåê íà÷èíàåò ðàçâèâàòü ñâîþ ëè÷íóþ èñòîðèþ ñ òîé òî÷êè, â êîòîðîé îí íàõîäèëñÿ ãîäû òîìó íàçàä. Çäåñü âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî íå ñîâñåì ñ òîé òî÷êè: íàðàáîòàí îïûò, óìåíèÿ, æèçíåííàÿ ìóäðîñòü, õîòÿ ïîòåðÿíû êàêèå-òî äðóãèå ðåñóðñû. Òî åñòü ñèòóàöèÿ íåñêîëüêî áîëåå âûãîäíàÿ, ÷åì òîãäà.  ÷åì-òî, êîíå÷íî, ìåíåå, íî â ÷åì-òî è áîëåå.

      Çäåñü åñòü õîðîøàÿ âîçìîæíîñòü:

      Èçìåíåíèå æèçíåííîãî âûáîðà. ×åëîâåê çà÷àñòóþ èäåò íàêàòàííûì ïóòåì, ïðèâû÷íûì, íî, áûâàåò, íåîïòèìàëüíî âûáðàííûì. Ðåçêî èçìåíèòü åãî îáû÷íî ñòðàøíî, òàê êàê íå õî÷åòñÿ òåðÿòü íàêîïëåííûå ñâÿçè, îïûò, ðåïóòàöèþ. À ïðè ñíèæåíèè óðîâíÿ ïðèòÿçàíèé ïðîèñõîäÿùèå ïîòåðè âñå ðàâíî ïðèíèìàþòñÿ, è ñîçäàåòñÿ óäîáíàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ äëÿ ïåðåñìîòðà âûáîðà â ïðîøëîì.  òàêèå ìîìåíòû ÷åëîâåê èìååò âîçìîæíîñòü ïðèçíàòüñÿ ñåáå, ÷òî îí âîâñå íå õîòåë áûòü ýêîíîìèñòîì, à õîòåë áûòü ñàäîâíèêîì, è ðàç óæ âñå ïîøëî ïðàõîì, òàê ïî÷åìó áû íå ïëþíóòü è íà çàíÿòüñÿ ëþáèìûì äåëîì? ×àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñî ñìåíîé îáñòàíîâêè, è ÿ óæå îá ýòîì óïîìèíàë, êîãäà ãîâîðèë, ÷òî ëþäè, ìåíÿÿ îáñòàíîâêó, èíîãäà äåëàþò ýòî ñ êîíöàìè.

      Ïîèñê àëüòåðíàòèâ.  ñòàòüå «Áîÿðå, à ìû ê âàì ïðèøëè!» ÿ ìèìîõîäîì äàë ðåêîìåíäàöèþ ïî òåðàïèè íåñ÷àñòíîé ëþáâè:

      …ñëó÷àåòñÿ, ÷òî ëþäè íå ñõîäÿòñÿ â ñâîèõ òðåáîâàíèÿõ è èíòåðåñàõ. Âðîäå áû, íè÷åãî ñòðàøíîãî, ïîáëàãîäàðèëè äðóã äðóãà è ðàçîøëèñü, íî êàê áûòü, êîãäà îäèí ÷åëîâåê äðóãîãî ïîëíîñòüþ óñòðàèâàåò, à âòîðîé ê ïåðâîìó â ëó÷øåì ñëó÷àå ðàâíîäóøåí. Ýòî íàçûâàåòñÿ íåñ÷àñòíîé ëþáîâüþ, íî êàê áû íè íàçûâàëîñü, íèêîìó îò ýòîãî íå ëåã÷å.

      Áîëåçíü ñòàðàÿ, èçâåñòíàÿ, ñðåäñòâ îò íåå ìíîãî, îò àëêîãîëÿ è îòâîðîòà äî ãèïíîçà è ÍËÏ. Õîðîøèõ æå ñðåäñòâ, äà åùå òàêèõ, ÷òîáû íå ïðèøëîñü ïîòðàòèòü áîëüøèõ äåíåã íà ñïåöèàëèñòîâ, â êà÷åñòâå êîòîðûõ íå ìîæåøü áûòü óâåðåí, äîñòàòî÷íî ìàëî.

      Îäíàêî îäíó ðåêîìåíäàöèþ ìîãó äàòü.

      Êàê óæå áûëî ñêàçàíî, ìû âëþáëÿåìñÿ íå â èäåàëû, à òîëüêî â ïðåäìåò íàèëó÷øåãî âûáîðà èç äîñòàòî÷íî íåáîëüøîãî îáùåñòâà. ×åì ìåíüøå îáùåñòâî, òåì ìåíüøèå äîñòîèíñòâà òðåáóþòñÿ îò ïðåäìåòà íàøåãî îáîæàíèÿ. È õîòÿ îùóùåíèå âëþáëåííîñòè òàêîâî, ÷òî ïîâåðèòü â åãî ðàöèîíàëüíîñòü äîñòàòî÷íî òðóäíî, òåì íå ìåíåå ðàñøèðåíèå (è ñóùåñòâåííîå) êðóãà çíàêîìûõ, ñëó÷àåòñÿ, ÷óäåñíûì îáðàçîì ïîìîãàåò. Èìåííî ÷óäåñíûì îáðàçîì, èáî, åñëè âû ñîáèðàåòåñü òîñêîâàòü, ïèñàòü ñòèõè è ïèñüìà, ñèäåòü äîìà èëè áðîäèòü ïîä îêíàìè íè â ÷åì íå ïîâèííîãî ÷åëîâåêà, òî ýòî, ðàçóìååòñÿ, íè ê ÷åìó íå ïðèâåäåò. Åñëè æå âû ïîñòîÿííî áóäåòå îêðóæåíû ìíîæåñòâîì èíòåðåñíûõ, ÿðêèõ, ðàçíîîáðàçíûõ ëþäåé, íå òðàòÿ âðåìåíè íà êîíòðîëü ðàçâèòèÿ âàøèõ îùóùåíèé, òî, ñïóñòÿ ìåñÿö, ñëó÷àéíî âñòðåòèâøèñü ñ îòâåðãíóâøåé âàñ ëè÷íîñòüþ, âû îáíàðóæèòå, ÷òî íè÷åãî îñîáåííîãî-òî â íåì (íåé) è íåòó. Êîíå÷íî, ýòî íå ïàíàöåÿ, íî ïîïðîáîâàòü-òî ìîæíî.

      Äåëî â òîì, ÷òî óíèêàëüíîñòü ïîòåðÿííîãî çà÷àñòóþ áûâàåò èëëþçîðíîé. Ñîáñòâåííî, èëëþçèÿ óíèêàëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç óñëîâèé âîçíèêíîâåíèÿ ëþáâè. Ýòî îòíîñèòñÿ íå òîëüêî ê íåñ÷àñòíîé ëþáâè èëè ê ðàçâîäó, íî è ê äðóãèì ïîòåðÿì. Äîâîëüíî ÷àñòî ëþäè òÿæåëî ïåðåæèâàþò ãèáåëü äîìàøíåãî ïèòîìöà, ïîñëå ÷åãî îòêàçûâàþòñÿ çàâîäèòü íîâîãî, òàê êàê «òàêîãî óæå íå áóäåò». Âñå ïðàâèëüíî, òàêîãî íå áóäåò, òàê âåäü íèêòî òàêîãî è íå ïðåäëàãàåò. Ïîëó÷è íîâîå. Åñëè òû ïîñìîòðåë ôèëüì, è îí êîí÷èëñÿ, ýòî æå íå ïîâîä íå ñìîòðåòü äðóãîé. Îá ýòîì ÿ ïèñàë â ñòàòüå «Èñêóññòâî òåðÿòü».

      Ïðèìèðåíèå ñ îãðàíè÷åíèÿìè. Îá ýòîì òîæå ÿ ïèñàë â òîé æå ñòàòüå. Ê ñîæàëåíèþ, äàëåêî íå âñå ïîòåðè ìîãóò áûòü âîçìåùåíû. Íåêîòîðûå íåïîïðàâèìû è íåîáðàòèìû. Òåì íå ìåíåå, íîðìàëüíûé ïðîöåññ ïåðåæèâàíèÿ ïîçâîëÿåò ïðèíÿòü ïîòåðè è ïðîäîëæàòü æèòü. Äóìàþ, ýòà òàêòèêà õîðîøî çíàêîìà âñåì ïñèõîëîãàì.

      Åñòü è äðóãèå òàêòèêè, íî òåìà ýòà óæå âûøëà çà îïèñàòåëüíûå ðàìêè, à âîïðîñ òåðàïèè êðèçèñà íàñòîëüêî îáøèðåí, ÷òî î íåì ìîæíî ïèñàòü êíèãó, à ÿ ê ýòîìó íå ãîòîâ. Ïîýòîìó çàêðóãëþ.

      Ðåçóëüòàòîì ýôôåêòèâíîé îáðàáîòêè êðèçèñà äîëæíà ÿâëÿòüñÿ àäàïòèðîâàííàÿ ëè÷íîñòü ñ àäåêâàòíûì âîñïðèÿòèåì ðåàëüíîñòè è àäåêâàòíûì ïîâåäåíèåì. Íå äîëæíî îñòàâàòüñÿ íåïðîðàáîòàííûõ îáèä (çà÷åì îíè íóæíû?), è áîëåå òîãî, îïûò êðèçèñà äîëæåí ñîçäàòü íîâûé íàâûê âíóòðåííåé ðàáîòû ñ èçìåíÿþùåéñÿ ðåàëüíîñòüþ. Ïóñòü äàæå è âíåçàïíî èçìåíÿþ?