Переломы костей у детей с дцп
Автор: Вахрушева Лидия Николаевна,
врач педиатр высшей квалификационной категории,
ЛФК и спортивной медицины;
Физкультурно-оздоровительный центр (ФОЦ) «Адели-Пенза»
Применение препарата «Остеомед Форте» в реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП)
Введение (актуальность проблемы).
Детский церебральный паралич-группа моторных и постуральных расстройств, обусловленных диффузным поражением мозга на ранних этапах внутриутробного развития. Повышение мышечного тонуса и расстройства реципрокной иннервации нередко сочетается с судорогами. Гиперкинезами, речевыми нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, нарушением когнитивных и мнестических функций. Наиболее часто встречающиеся формы-спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая, гиперкинетическая, атонически-астатическая.
Непосредственными причинами, которые приводят к развитию клиники детского церебрального паралича, являются следующие патологические процессы:
- Нарушение развития структур головного мозга.
- Хронический недостаток кислорода (гипоксия, ишемия) в период внутриутробного развития и родов.
- Внутриутробные инфекции (наиболее часто вызванные вирусами герпеса).
- Различные варианты несовместимости крови матери и плода (например, резус–конфликт) с формированием гемолитической болезни новорожденных.
- Травма структур головного мозга в период внутриутробного развития и родов.
- Инфекционные заболевания с вовлечением головного мозга в раннем младенческом возрасте.
- Токсические повреждения структур головного мозга (например, отравление солями тяжелых металлов).
- Неправильная тактика ведения родов.
Согласно мировой статистике детский церебральный паралич встречается с частотой 1,7-7 случаев на 1000 детей до года. В России этот показатель по различным данным составляет 2,5-6 случаев на 1000 детей. Заболеваемость ДЦП в 10 раз выше средней статистической среди недоношенных детей.
В результате преждевременных родов появляется на свет около 40-50% детей с ДЦП.
Если говорить о хронических заболеваниях детского возраста, то детский церебральный паралич является одной из ведущих проблем и одной из самых распространенных причин детской инвалидности. Среди причин увеличения числа больных ДЦП можно назвать не только ухудшение экологии, но и прогрессивное развитие неонатологии, позволяющее сейчас выхаживать младенцев с различной патологией, в том числе и недоношенных новорожденных с весом от 500г.
Комплексный подход в реабилитации детей с ДЦП
К сожалению, пока детский церебральный паралич относится к неизлечимой патологии. Однако своевременно начатые, комплексные и беспрерывно проводимые реабилитационные мероприятия могут значительно развить доступные ребенку с ДЦП моторные, интеллектуальные и речевые навыки. Благодаря реабилитационному лечению можно максимально компенсировать имеющийся при ДЦП неврологический дефицит, уменьшить вероятность появления контрактур и скелетных деформаций, научить ребенка навыкам самообслуживания и улучшить его адаптацию. Наиболее активно развитие мозга, познавательный процесс, приобретение навыков и обучение происходят в возрасте до 8 лет. Именно в этот период при ДЦП необходимо прилагать максимальные усилия по реабилитации.
Программа комплексной реабилитационной терапии разрабатывается индивидуально для каждого больного ДЦП. Основу реабилитационного лечения при детском церебральном параличе составляют массаж и лечебная физкультура. Для более эффективного восстановления детей, страдающих детским церебральным параличом, используются специальные аппараты и приспособления, технические средства реабилитации, логопедические занятия, водолечение, оксигенобаротерапия, лечение грязями, физиотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, медикаментозное лечение, методы оперативной коррекции двигательных нарушений.
Российские исследования подтверждают у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии, в высокой интенсивности свободно радикального окисления липидов, в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как, рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к остеопении и остеопорозу, хронизации болезней лор-органов, желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.
По наблюдениям и исследованиям 2016 года, из 100 детей в возрастной группе от 3-х до 12 лет у 70-75 % детей с ДЦП выявлена остеопения.
Остеопения-это снижение минеральной плотности костной ткани.
Причины остеопении у детей младшего школьного возраста:
- нарушение питания со сниженным потреблением продуктов, содержащих кальций, фосфор, витамин Д,
- заболевания кишечника, связанные с нарушением процессов всасывания,
- недостаток ультрафиолета,
- неподвижность вследствие ДЦП,
- отсутствие физических нагрузок, длительная иммобилизация конечностей,
- хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, почек, эндокринные заболевания,
- приём целого ряда лекарственных препаратов, к которым относятся: глюкокортикостероидные гормоны, антиконвульсанты, химиотерапевтические вещества, антибиотики (тетрациклин, циклоспорин), антациды — препараты, снижающие кислотность желудка.
Как видим, причины появления остеопении у детей являются отягощающими факторами при церебральных параличах.
Рисунок №1. Роль дефицита витамина Д и Ca в развитии остеопении, остеопороза.
Как видим, причины появления остеопении у детей являются отягощающими факторами при церебральных параличах.
Цель работы
Оценить терапевтическую эффективность препарата «Остеомед Форте» в комплексной реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Материал и методы исследования
В исследование было включено 25 детей с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), спастическая диплегия, остеопения в возрастной группе от 7 до 8 лет, из них – 15 мальчиков и 10 девочек.
Все пациенты с диагнозом ДЦП были разделены на 2 группы.
1 исследуемая группа(15 человек), получавшая в комплексной программе реабилитации , наряду с физическими методами: ЛФК, массаж, занятия в нагрузочном антигравитационном костюме «Адели», в тренажерах «Угуль», «Паук», Мотомед, Гросса, подошвенный имитатор ходьбы «Корвит», биоакустическая коррекция головного мозга, по методике Бобат, Войта, гидрореабилитация, тепловые аппликации, грязелечение, еще и препарат «Остеомед форте» по 1 таблетке 2 раза в день во время еды 3 месяца (с 01.02.2016 г. по -1.05.2016 г.), затем 1 месяц перерыв, еще 1 курс реабилитации с приемом препарата «Остеомед форте» по 1 таблетке 2 раза в день 3 месяца ( с 01.06.2016 г. по 01.09.2016 г.), перерыв в течение 1 месяца и еще 1 курс реабилитации 3 месяца (с 01.10.2016 г. по 01.01.2017 г.).
2 исследуемая группа (10 человек, получавшие индивидуально составленную программу реабилитации, состоящую только из физических методов, методик в течение 3 месяцев (с 01.02.2016 г. по 01.05.2016 г.) и повторную физическую реабилитацию без медикаментозного сопровождения с 01.06.2016 по 01.09.2016 г. и с 01.10.2016 г. по 01.01.2017 г.
Для оценки клинической эффективности применялись следующие методы исследования: анализ амбулаторных карт, физикальные методы исследования, денситометрия при помощи аппарата денситометра моноблочного ультразвукового излучения, рентгенологическое исследование тазобедренных суставов, гониометрия — исследование объёма активных движений в крупных суставах верхних и нижних конечностей угломером, биохимические показатели уровня содержания Са, Р, щелочной фосфатазы в сыворотке крови, показатели уровня содержания Са в суточной моче.
Таблица №1.
Критерии оценки положительного воздействия «Остеомед форте» на общее состояние и двигательную активность детей с ДЦП.
Критерии оценки | Начало исследования | ч/з 3 мес. | ч/з 7 мес. | ч/з 11 мес. |
1.Болевой синдром (костно-мышечная система) | + | — | — | — |
2.Состояние волос, ногтей, кожного покрова (слоистость, ломкость, бледность, тусклость) | + | — | — | — |
3. Мышечные подергивания, тремор | + | — | — | — |
4. Осанка (нарушение осанки, сколиоз) | + | + | +/- | +/- |
5. Походка (паретическая) | + | + | + | + |
6. Парестезии (покалывание, мурашки в конечностях) | + | — | — | — |
7.Исследование объёма активных движений в крупных суставах верхних и нижних конечностей | ограничение | увеличение | увеличение | увеличение |
8.Речевое развитие | дизартрия | улучшение | улучшение | улучшение |
9.Интеллектуальное развитие | снижение интеллекта | улучшение | улучшение | улучшение |
10.Уровень Ca, Р в сыворотке крови | снижение | увеличение | увеличение | увеличение |
11.Активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови | увеличение | снижение | снижение | снижение |
12.Уровень Са в суточной моче | снижение | увеличение | увеличение | увеличение |
13.Минеральная плотность костной ткани (денситометрия предплечья, кисти) | снижение | увеличение | увеличение | увеличение |
Критериями исключения из исследования являлись:
1.Отказ родителей или законных представителей ребенка от участия в программе клинического исследования,
2.Прием иммуномодуляторов и системных противовирусных препаратов, миорелаксантов, транквилизаторов, противосудорожных препаратов, препаратов кальция, витамина Д3, В6 менее чем за 3 месяца до момента включения в программу или во время участия в программе,
3.Индивидуальная непереносимость компонентов, входящих в состав препарата (цитрат кальция, биологически активная добавка «Гомогенат трутневый с витамином В6), витамин Д3, вспомогательные вещества — лактоза, Е470(кальция стеарат).
Результаты исследования и их обсуждение.
Основной функцией руки является — захват, удержание и перенос предмета, ноги — функция опоры и шага, позвоночника — рессорная функция и функция статической и динамической опоры.
Для составления плана восстановления нарушенной двигательной функции необходимо иметь точные данные о характере изменения амплитуды движения, координации движения, изменения силовых качеств отдельных мышечных групп (динамическая и статическая работоспособность).
Объём движений в суставах является важным показателем при определении функциональной способности конечности. Исследуется два вида объёма движений — активные и пассивные. Активный объём движений является результатом работы мышц, ответственных за его выполнение. Пассивный объём движений представляет собой результат приложения внешней силы (рука врача, методиста). Как правило, пассивный объём движений на 1-3 градуса больше активного в физиологических границах.
Для сравнительной характеристики мы использовали измерение объема движений в крупных суставах верхних и нижних конечностей (сгибание и разгибание).
Таблица №2. Показатели объёма активных движений в верхних конечностях ( в градусах).
Движения в суставах (активные) | норма | дата начала 01.02.16 | ч/з 3 мес. | ч/з 7 мес. | ч/з 11 мес. | ||||
Плечевой сустав | |||||||||
Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | ||
Сгибание прав. | до 180 | 96 | 96 | 145 | 110 | 154 | 112 | 158 | 112 |
Сгибание лев. | 98 | 96 | 125 | 115 | 134 | 116 | 142 | 118 | |
Разгибание прав. | до 45 | 25 | 25 | 34 | 30 | 39 | 32 | 41 | 34 |
Разгибание лев. | 28 | 30 | 35 | 32 | 38 | 33 | 41 | 33 | |
Движения в суставах (активные) | норма | Локтевой сустав | |||||||
Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | ||
Сгибание прав. | до 40 | 95 | 90 | 75 | 80 | 68 | 76 | 57 | 75 |
Сгибание лев. | 90 | 90 | 70 | 75 | 64 | 73 | 60 | 70 | |
Разгибание прав. | до 180 | 98 | 90 | 120 | 110 | 135 | 113 | 148 | 122 |
Разгибание лев. | 85 | 85 | 124 | 100 | 131 | 111 | 145 | 124 | |
Движения в суставах (активные) | норма | Лучезапястный сустав | |||||||
Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | ||
Сгибание прав. | до 130 | 160 | 160 | 140 | 150 | 135 | 148 | 130 | 145 |
Сгибание лев. | 150 | 150 | 145 | 140 | 138 | 140 | 132 | 138 | |
Разгибание прав. | до 110 | 80 | 85 | 98 | 90 | 100 | 90 | 105 | 92 |
Разгибание лев. | 70 | 75 | 85 | 80 | 95 | 80 | 103 | 87 |
Таблица №3.Показатели объема активных движений в нижних конечностях (в градусах).
Движения в суставах (активные) | норма | дата начала 01.02.16 | ч/з 3 мес. | ч/з 7 мес. | ч/з 11 мес. | ||||
Тазобедренный сустав | |||||||||
Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | ||
Сгибание прав. | до 60 | 40 | 40 | 50 | 45 | 55 | 45 | 58 | 49 |
Сгибание лев. | 40 | 40 | 45 | 45 | 54 | 45 | 56 | 47 | |
Разгибание прав. | до 165 | 110 | 110 | 130 | 120 | 145 | 123 | 148 | 124 |
Разгибание лев. | 120 | 115 | 140 | 120 | 146 | 121 | 150 | 123 | |
Движения в суставах (активные) | норма | Коленный сустав | |||||||
Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | ||
Сгибание прав. | до 45 | 65 | 60 | 60 | 55 | 56 | 55 | 50 | 55 |
Сгибание лев. | 60 | 60 | 55 | 55 | 51 | 55 | 48 | 54 | |
Разгибание прав. | до 180 | 70 | 75 | 95 | 85 | 110 | 90 | 115 | 94 |
Разгибание лев. | 65 | 70 | 85 | 80 | 98 | 85 | 114 | 87 | |
Движения в суставах (активные) | норма | Голеностопный сустав | |||||||
Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | Исследуемая гр. | Контрольная гр. | ||
Разгибание (тыльное сгибание) прав. | до 70 | 110 | 110 | 90 | 100 | 84 | 99 | 78 | 90 |
Разгибание (тыльное сгибание) лев. | 100 | 110 | 80 | 100 | 78 | 95 | 75 | 93 | |
Сгибание (подошвенное сгибание) прав. | до 170 | 180 | 180 | 160 | 170 | 154 | 168 | 150 | 165 |
Сгибание (подошвенное сгибание) лев. | 180 | 180 | 175 | 178 | 170 | 174 | 170 | 174 |
Для сравнительной характеристики мы использовали измерение объема движений в крупных суставах верхних и нижних конечностей (сгибание и разгибание (∠°)). В результате исследования объёма активных движений в суставах верхних и нижних конечностей исследуемой и контрольной групп отмечено увеличение объёма и амплитуды движений в обеих группах: в контрольной (без «Остеомед форте») на 10%, а в исследуемой — на 25%. Произошли значительные качественные изменения в самостоятельности детей, многие дети научились передвигаться. .
Таблица №4. Показатели фосфорно-кальциевого обмена обследуемых детей 7-8 лет.
Биохимические показатели | Результаты в исследуемой группе | Результаты в контрольной группе | Норма | ||||||
начало | ч/з 3 мес. | ч/з 7 мес. | ч/з 11 мес. | начало | ч/з 3 мес | ч/з 7 мес | ч/з 11 мес | ||
исслед. | исслед | ||||||||
Ca крови | 1,8+/-0,06 | 2,02 +/-0,08 | 2,35+/-0,07 | 2,52+/-0,08 | 1,8+/-0,06 | 1,9+/-0,06 | 2,0+/-0,07 | 2,1+/-0,07 | 2,3-2,8 |
(ммоль/л) | (2,09+/-0,2) | ||||||||
P крови | 0,6+/-0,05 | 0,75+/-0,06 | 1,45+/-0,04 | 1,61+/-0,06 | 0,6+/-0,05 | 0,6+/-0,06 | 0,61+/-0,04 | 0,64+/-0,05 | 0,7-1,6 |
(ммоль/л) | (1,1+/-0,4) | ||||||||
Общая щелочная фосфатаза(ед) | 522+/-35,5 | 416+/-21,0 | 320+/-12,0 | 275,5+/-11,0 | 522+/-35,5 | 511+/-45,0 | 512+/-45,1 | 502+/-39,5 | 150-290 |
(210+/-60) | |||||||||
Ca в суточной моче | 1.21+/-0,2 | 1.45+/-0,21 | 1.85+/-0,11 | 2.05+/-0,14 | 1.21+/-0,2 | 1.23+/-0,2 | 1.27+/-0,18 | 1.31+/-0,31 | 1,5-4 |
(ммоль/л) | (2,5+/-0.7) |
Выявлен уровень содержания Ca и P в крови в начале исследования контрольной и исследуемой групп ниже допустимой нормы, и отмечается снижение активности щелочной фосфатазы-фермента, косвенно отражающего активность процесса костеобразования. Исходя из полученных данных результатов, свидетельствующих о наличии фактора риска, отдельных клинических признаков дефицита Ca, следует констатировать наличие остеопении у обследуемых детей. Мы видим, согласно таблице №4, как на фоне приема препарата «Остеомед форте» увеличиваются в исследуемой группе показатели Ca и P крови, снижаются показатели щелочной фосфатазы до нормативных показателей. Значимые сдвиги наблюдаются в содержании Ca в моче, суточная экскреция которого была ниже нормы в начале исследования, что указывает на дефицит витамина Д , приводящий к нарушению всасывания Ca в кишечнике. За время исследования отмечается увеличение содержания Ca в моче, что свидетельствует о повышении содержания витамина Д в организме.
Резюме и выводы:
В результате проведенного исследования можно сделать выводы, что препарат «Остеомед форте» является эффективным и безопасным средством в комплексной реабилитации детей с ДЦП.
Он обладает:
— выраженным анальгезирующим действием;
-улучшающим трофическое состояние кожного покрова и ее придатков;
-способствует прекращению парестезий, тремора;
-корректирует осанку и походку, координацию движений;
-стимулирует увеличение объёма и амплитуды движений в крупных суставах верхних и нижних конечностей,
-способствует улучшению речевого и интеллектуального развития.
Таким образом, пациентам с церебральными параличами в комплексную программу реабилитации рекомендую включать препарат «Остеомед форте». По результатам исследований он способствует эффективной, безопасной, патогенетической терапии детей с ДЦП и их интеграции в общество.
Список использованной литературы.
- Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Н. «Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей». — М.: Медицина, 1972. — 329 с.
2.Проф. К.А. Семёнова, Сб.«Организационные и клинические проблемы детской неврологии», Самара,1993г.,с.162.
- Семенова К.А. «Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением ЦНС и ДЦП. М», изд. Закон и порядок, М., 2007
4.Струков В.И., Джоунс О.В., Крутяков Е.Н., Елистратов К.Г. «Способ диагностики остеопороза методом определения динамики закрытия полостных образований для оценки эффективности применения различных остеопротекторов». Патент на избретение №2511430. Приоритет с 19.04.2012г.
5.Струков В.И., Катюшина Ю.Г., Филиппова О.В.«Остеомед — эффективный регулятор минеральной плотности костей и закрытия полостных образований при лечении пресенильного и сенильного остеопороза»// Поликлиника. — 2013; 1 (1): 90-1.
ПОЛЕЗНО УЗНАТЬ:
Лучшие источники кальция для здоровья волос, ногтей, зубов и костной системы
Скажем сразу: источники кальция не дефицитны. Но вот парадокс – организм может испытывать его нехватку. И женщины ощущают её чаще мужчин. Это когда секущиеся волосы гонят в парикмахерскую делать стрижку под мальчика. Ломкие ногти вопиют о наращивании, не говоря о зубах, хроническая реставрация которых буквально подрывает семейный бюджет. Но самое скверное, чем чреват недостаток кальция,…
Читать далее
Власть гормонов. Какие активные вещества регулируют восстановление хряща?
Состояние человека, слаженность работы органов его тела во многом определяются гормональным балансом. Восстановление хряща также подчинено влиянию вездесущих регуляторов жизни. Без нормализации гормонального фона полноценная регенерация сустава невозможна. За какие нити дёргает невидимый кукловод – эндокринная система, воздействуя на хрящевую ткань? Тестостерон Этот гормон вырабатывается половыми железами и корой надпочечников, как в мужском организме, так…
Читать далее
Лекция генерального директора компании Парафарм Дмитрия Елистратова об открытии профессора Струкова и разработанных им остеопротекторах
Моя цель рассказать вам об удивительном открытии, которое сделал пензенский врач, профессор Виллорий Иванович Струков. Более 60 лет он исследовал костную ткань, и больше 10 тысяч пациентов получили его помощь. Этот врач знаменит также тем, что подготовил множество специалистов по лечению остеопороза, написал несколько монографий. Ему принадлежит более 300 патентов на изобретения по всему миру.…
Читать далее
Источник
У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).
Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.
Особенности переломов костей у детей
Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:
- надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
- поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
- эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
- апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.
В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.
Виды и последствия переломов у детей
По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.
По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.
По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.
Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.
Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.
Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.
Этапы лечения переломов
Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:
- припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
- ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
- укорочение конечности;
- видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
- костный хруст при попытке движения.
До прихода врача нельзя:
- вправлять отломки при открытом переломе;
- пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
- причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).
Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.
Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.
После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.
В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.
Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.
Методы лечения переломов у детей
94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.
При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.
Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:
- внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
- при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
- открытые переломы;
- неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
- патологические переломы;
- повреждение магистрального сосуда или нерва;
- межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).
При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.
Реабилитационный прогноз и период восстановления
Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.
Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:
- Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
- Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
- Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.
Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.
Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:
- Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
- Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
- Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
- Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.
Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:
- Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
- Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
- Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
- Упражнения в воде.
- Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.
Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.
В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.
Реабилитация детей после тяжелых переломов
На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.
У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.
Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на эта