Переломы костей в школах
У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).
Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.
Особенности переломов костей у детей
Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:
- надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
- поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
- эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
- апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.
В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.
Виды и последствия переломов у детей
По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.
По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.
По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.
Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.
Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.
Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.
Этапы лечения переломов
Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:
- припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
- ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
- укорочение конечности;
- видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
- костный хруст при попытке движения.
До прихода врача нельзя:
- вправлять отломки при открытом переломе;
- пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
- причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).
Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.
Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.
После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.
В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.
Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.
Методы лечения переломов у детей
94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.
При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.
Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:
- внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
- при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
- открытые переломы;
- неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
- патологические переломы;
- повреждение магистрального сосуда или нерва;
- межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).
При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.
Реабилитационный прогноз и период восстановления
Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.
Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:
- Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
- Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
- Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.
Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.
Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:
- Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
- Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
- Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
- Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.
Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:
- Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
- Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
- Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
- Упражнения в воде.
- Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.
Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.
В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.
Реабилитация детей после тяжелых переломов
На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.
У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.
Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.
Источник
Ïåðåëîìû êîñòåé îäíà èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàí¸ííûõ òðàâì â æèâîé ïðèðîäå. Âñå æèâûå ñóùåñòâà, îáëàäàþùèå âíóòðåííèì ñêåëåòîì, èñïûòàþò ñõîæèå ïðîáëåìû ïðè íàðóøåíèè åãî öåëîñòíîñòè.
Ïðîáëåìà ïåðåëîìîâ âîçíèêëà åù¸ çàäîëãî äî âîçíèêíîâåíèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà. Ñ âîçíèêíîâåíèåì è ðàçâèòèåì öèâèëèçàöèè âîïðîñ âûøåë íà ïðèíöèïèàëüíî íîâûé óðîâåíü. Òåïåðü ïåðåëîìû êîñòåé ìîãëè áûòü ôèêñèðîâàíû è çàæèâàòü íå òîëüêî ñàìîñòîÿòåëüíî, íî è ïðè àêòèâíîé ïîìîùè ÷åëîâåêà.
Ïåðåëîìû êîñòåé ó æèâîòíûõ íè÷åì ïðèíöèïèàëüíî íå îòëè÷àþòñÿ îò àíàëîãè÷íûõ ïåðåëîìîâ ó ÷åëîâåêà, â äàëüíåéøåì ìû áóäåì ðàññìàòðèâàòü ïåðåëîìû íà ïðèìåðå ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà, âñå ïðèâåä¸ííûå ìåòîäèêè è ïðèçíàêè ìîãóò áûòü ñ ïîïðàâêîé íà èíòåëëåêò è îñîáåííîñòè ñêåëåòà, îòíåñåíû êî âñåì ïîçâîíî÷íûì æèâîòíûì.
Ïåðâàÿ ïîìîùü
Ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ íà íà÷àëüíîì ýòàïå äîâîëüíî ïðîñòîå ìåðîïðèÿòèå, íî â òî æå âðåìÿ òðåáóåòñÿ íåìàëîå ìàñòåðñòâî è òåõíè÷åñêîå îñíàùåíèÿ â ëå÷åíèè ñëîæíûõ ïåðåëîìîâ, èëè âîññòàíîâëåíèè íåïðàâèëüíî ñðîñøèõñÿ êîñòåé. Çà÷àñòóþ îïàñíû íå ñàìè ïåðåëîìû, à èõ îñëîæíåíèÿ, òàêèå êàê òðàâìàòè÷åñêèé øîê è êðîâîòå÷åíèå.
Ïåðâàÿ äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü
Îöåíèòü òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, è ëîêàëèçàöèþ ïîâðåæäåíèé.
Ïðè íàëè÷èè êðîâîòå÷åíèÿ íåîáõîäèìî ïðîèçâåñòè åãî îñòàíîâêó.
Îïðåäåëèòü, âîçìîæíî ëè ïåðåìåùåíèå ïîñòðàäàâøåãî, äî ïðèáûòèÿ êâàëèôèöèðîâàííîãî ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ïåðåíîñèòü èëè ïåðåäâèãàòü áîëüíîãî ïðè òðàâìàõ ïîçâîíî÷íèêà è ìíîæåñòâåííûõ ïåðåëîìàõ.
Ïðè èçîëèðîâàííîé òðàâìå ïðîèçâåñòè èììîáèëèçàöèþ[6] ïîâðåæä¸ííîãî ó÷àñòêà, íàëîæèòü øèíó, ëþáîé ïðåäìåò, êîòîðûé ïðåäîòâðàòèò äâèæåíèÿ â ïîâðåæä¸ííîé êîíå÷íîñòè (çàõâàòûâàÿ ñóñòàâû âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà).
Ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé ê ïåðåìåùåíèþ ïîñòðàäàâøåãî òðàíñïîðòèðîâàòü åãî â ìåäèöèíñêîå ó÷ðåæäåíèå.
Åñëè äîñòóï ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà çàòðóäí¸í èëè íå âîçìîæåí è èìåþòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïåðåìåùåíèþ ïîñòðàäàâøåãî. Ñëåäóåò îáåñïå÷èòü ïî âîçìîæíîñòè ïîëíóþ èììîáèëèçàöèþ ïîâðåæä¸ííûõ ó÷àñòêîâ. Æåëàòåëüíî èñïîëüçîâàòü íîñèëêè ñ òâ¸ðäûì îñíîâàíèåì è íà䏿íî ôèêñèðîâàòü ïîñòðàäàâøåãî ê íèì.
Ïåðâàÿ âðà÷åáíàÿ ïîìîùü
Ïåðâàÿ âðà÷åáíàÿ ïîìîùü ìîæåò áûòü îêàçàíà êàê íà ìåñòå, òàê è â òðàâìïóíêòå èëè ñòàöèîíàðå. Öåëüþ íà äàííîì ýòàïå ÿâëÿåòñÿ îáúåêòèâíàÿ îöåíêà òÿæåñòè ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, ïðåäîòâðàùåíèå èëè áîðüáà ñ îñëîæíåíèÿìè òðàâìû, îïðåäåëåíèå îáú¸ìà äàëüíåéøåãî ëå÷åíèÿ.
Òàêòèêà âðà÷à
Ïðè ïîäîçðåíèè íà íàëè÷èå ó ïîñòðàäàâøåãî ïåðåëîìà ñëåäóåò ïðîâåñòè ñëåäóþùèå ìåðîïðèÿòèÿ.
Îöåíèòü òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî.  ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ îñëîæíåíèé ñëåäóåò â ïåðâóþ î÷åðåäü íà÷àòü áîðîòüñÿ ñ íàèáîëåå îïàñíûìè äëÿ æèçíè. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ øîê è êðîâîïîòåðÿ.
Ïðîâåñòè äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç, óáåäèòüñÿ, ÷òî èìåþùèåñÿ òðàâìà ÿâëÿåòñÿ èìåííî ïåðåëîìîì, à íå âûâèõîì, ðàñòÿæåíèåì èëè óøèáîì.
Ïðè êëèíè÷åñêîì ïîäòâåðæäåíèè äèàãíîçà è êóïèðîâàíèè æèçíåóãðîæàþùèõ ñîñòîÿíèé ñëåäóåò ïðîâåñòè ìàêñèìàëüíî ýôôåêòèâíóþ â ñóùåñòâóþùèõ óñëîâèÿõ èììîáèëèçàöèþ ïîâðåæä¸ííîãî ó÷àñòêà.
Ïîñëå îñóùåñòâëåíèÿ àäåêâàòíîé èììîáèëèçàöèè ïðèíèìàåòñÿ ðåøåíèå î íåîáõîäèìîñòè ãîñïèòàëèçàöèè ïîñòðàäàâøåãî â ñòàöèîíàð, èëè ïðîâåäåíèè àìáóëàòîðíîãî ëå÷åíèÿ.
Ïðàâèëà èììîáèëèçàöèè
Ïðè îñóùåñòâëåíèè èììîáèëèçàöèè êîíå÷íîñòåé ñëåäóåò ñîáëþäàòü ñëåäóþùèå ïðàâèëà.
Ôèêñèðîâàòü êîíå÷íîñòü â òîì ïîëîæåíèè, â êîòîðîì îíà íàõîäèòñÿ ïîñëå òðàâìû. Íå ïûòàòüñÿ âïðàâèòü êîñòü íà ìåñòî.
Ôèêñèðîâàòü ìèíèìóì 2 ñóñòàâà (âûøå è íèæå ïåðåëîìà). Ïðè òðàâìå áåäðà è ïëå÷à ôèêñèðîâàòü 3 ñóñòàâà.
Ïðè íàëîæåíèè øèíû ïðè íàëè÷èè ðàí ñíà÷àëà îáðàáîòàòü ðàíû, îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèÿ.
Êâàëèôèöèðîâàííàÿ âðà÷åáíàÿ ïîìîùü
Íåîáõîäèìîñòü â êâàëèôèöèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè âîçíèêàåò ïðè ñëîæíûõ îñêîëü÷àòûõ ïåðåëîìàõ, êîãäà óäåðæàíèå êîñòíûõ îòëîìêîâ â ïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè, çàòðóäíåíî èëè íåâîçìîæíî áåç ñïåöèàëèçèðîâàííûõ ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ. Ïðè ëå÷åíèè ïåðåëîìîâ êàê êîíñåðâàòèâíûì òàê è îïåðàòèâíûì ìåòîäîì. Êàæäûå 5-7 äíåé ïðîâîäèòñÿ ðåíòãåí êîíòðîëü. Îöåíèâàåòñÿ ýôôåêòèâíîñòü ðåïîçèöèè è ðåãåíåðàöèè.
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ìîæåò âêëþ÷àòü â ñåáÿ ñëåäóþùèå ìåðîïðèÿòèÿ:
Àíåñòåçèÿ è îáåçáîëèâàíèå
Áîëü ÿâëÿåòñÿ ñèãíàëîì ïîâðåæäåíèÿ, íî ïîñëå ïðåâûøåíèÿ îïðåäåë¸ííîãî ïîðîãà îíà ñòàíîâèòñÿ îïàñíà. Ïîýòîìó ïðè ëþáîé òðàâìå, â òîì ÷èñëå è ïåðåëîìàõ, íóæíî èìåòü âîçìîæíîñòü êîíòðîëèðîâàòü èíòåíñèâíîñòü áîëåâûõ îùóùåíèé.
Ïðè ïåðåëîìàõ ýôôåêòèâíîå îáåçáîëèâàíèå ìîæåò áûòü äîñòèãíóòî òîëüêî ñî÷åòàíèåì ïðåïàðàòîâ äëÿ îáùåãî íàðêîçà è ìåñòíîé àíåñòåçèè. Êàæäûé èç ýòèõ ìåòîäîâ èìååò ñâîè äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè: îáùèé íàðêîç ïðîùå â èñïîëíåíèè, íî áîëåå òîêñè÷åí è ìåíåå èçáèðàòåëåí; ìåñòíàÿ àíåñòåçèÿ ïðè ïåðåëîìàõ òðåáóåò îòòî÷åííîé òåõíèêè èñïîëíåíèÿ, îñîáåííî â ñëîæíûõ ëîêàëèçàöèÿõ, íàïðèìåð, ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà. Òàê æå ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ïîääåðæèâàòü ìåñòíóþ àíåñòåçèþ áîëåå ñëîæíî è òðóäî¸ìêî, ÷åì îáùåå îáåçáîëèâàíèå.
Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå
Ìåòîäû êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ èçâåñòíû ÷åëîâå÷åñòâó ñ äðåâíîñòè, è ïðàêòè÷åñêè íå èçìåíèëèñü ñ àíòè÷íûõ âðåì¸í. Èõ ìîæíî óñëîâíî ðàçäåëèòü íà òðè ãðóïïû.
Èììîáèëèçàöèîííûå ìåòîäû
Èììîáèëèçàöèîííûå (ôèêñàöèîííûå) èñïîëüçîâàíèå ãèïñîâûõ ïîâÿçîê (èëè ïîëèìåðíûõ àíàëîãîâ) ïîñëå çàêðûòîé ðåïîçèöèè èëè áåç ðåïîçèöèè, åñëè ïåðåëîì áåç ñìåùåíèÿ.
Ïðè ôîðìèðîâàíèè èììîáèëèçèðóþùåé ïîâÿçêè âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ýòàïû:
Ïîäãîòîâêà ãèïñîâûõ áèíòîâ èëè èõ àíàëîãîâ. Áèíò ïðîïèòàííûé ãèïñîì èëè åãî ïîëèìåðíûì àíàëîãîì âûêëàäûâàåòñÿ â íåïîñðåäñòâåííîé áëèçîñòè îò ìåñòà ïðîâåäåíèÿ èììîáèëèçàöèè. Ïîäãîòàâëèâàåòñÿ âîäà äëÿ èõ ïîñëåäóþùåãî ñìà÷èâàíèÿ. Ãèïñîâûé áèíò ñìà÷èâàþò ïðåäâàðèòåëüíî, ïîëèìåðíûé â ïðîöåññå ôîðìèðîâàíèÿ ëîíãåòû.
Ôîðìèðîâàíèå ãèïñîâîé ëîíãåòû. Íà ðîâíóþ ÷èñòóþ ïîâåðõíîñòü âûêëàäûâàòüñÿ ñëîé çà ñëîåì áèíò îïðåäåëåííîé çàðàíåå èçìåðåííîé äëèíû. Äëÿ ðàçëè÷íûõ ÷àñòåé òåëà êîëè÷åñòâî ñëîåâ ãèïñîâîé ëîíãåòû ðàçëè÷íî. Íà ïðåäïëå÷üå, ïëå÷î 5-6 ñëî¸â, íà ãîëåíü 8-10 ñëî¸â, íà áåäðî 10-12 ñëî¸â.
Íàëîæåíèå ïîâÿçêè. ïîñëå îáðàáîòêà ññàäèí ðàñòâîðîì àíòèñåïòèêà, íà âñå êîñòíûå âûñòóïû ïîïàäàþùèå ïîä èììîáèëèçèðóþùóþ ïîâÿçêó óêëàäûâàòüñÿ êóñî÷êè âàòû èëè òêàíè, äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ âîçíèêíîâåíèÿ ïðîëåæíåé. Çàòåì íà êîíå÷íîñòü óñòàíàâëèâàåòñÿ ãèïñîâàÿ ëîíãåòà èëè å¸ ïîëèìåðíûé àíàëîã. È îñóùåñòâëÿþò öèðêóëÿðíîå áèíòîâàíèå ãèïñîâûì áèíòîì. Ïðè ýòîì ñëåäóåò ñîáëþäàòü ñëåäóþùèå ïðàâèëà:
Êîíå÷íîñòü ïî âîçìîæíîñòè íàõîäèòüñÿ â ôèçèîëîãè÷åñêè âûãîäíîì ïîëîæåíèè.
Ïîâÿçêà äîëæíà îáÿçàòåëüíî îõâàòûâàòü äâà ñóñòàâà îäèí äèñòàëüíåé, äðóãîé ïðîêñèìàëüíåé ìåñòà ïåðåëîìà.
Áèíò íå ïåðåêðó÷èâàþò, à ïîäðåçàþò.
Äèñòàëüíûå ó÷àñòêè êîíå÷íîñòè (êîí÷èêè ïàëüöåâ) äîëæíû îñòàâàòüñÿ îòêðûòûìè.
Ïîñëåäíèé ïóíêò îñîáåííî âàæåí. Ïîñëå íàëîæåíèå ïîâÿçêè ìîæåò ðàçâèòüñÿ îò¸ê ìÿãêèõ òêàíåé, è ïðè ïîÿâëåíèè ïðèçíàêîâ îò¸êà íà äèñòàëüíûõ ÷àñòÿõ êîíå÷íîñòè ñëåäóåò ïðîèçâåñòè ïðîäîëüíîå ðàññå÷åíèå ïîâÿçêè, äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ðàçâèòèÿ òðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé.
Òðàêöèîííûå ìåòîäû
Òðàêöèîííûå èñïîëüçîâàíèå ðàçíûõ âèäîâ âûòÿæåíèÿ ñêåëåòíîãî, ðåæå ìàíæåòî÷íîãî, ëåéêîïëàñòûðíîãî, êëååâîãî.
Ôóíêöèîíàëüíûå ìåòîäû
Ôóíêöèîíàëüíûå áåç èììîáèëèçàöèè èëè ñ ìèíèìàëüíîé èììîáèëèçàöèåé ïîâðåæä¸ííîãî ñåãìåíòà.
Âèäû ïåðåëîìîâ
Êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ ñîñòîèò èõ íåñêîëüêèõ íàïðàâëåíèé, ýòî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì åäèíûõ ïðè÷èí è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìîâ. Ïðè ñîçäàíèè ñóùåñòâóþùèõ êëàññèôèêàöèé àâòîðû ñòàðàëèñü ñäåëàòü èõ ìàêñèìàëüíî óäîáíûìè, â èñïîëüçîâàíèè â ïðàêòè÷åñêîé ìåäèöèíå, íî â òî æå âðåìÿ è ïîëíîöåííî îïèñûâàþùèìè ïàòîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû, âîçíèêøèå â ðåçóëüòàòå òðàâìû. Èñõîäÿ èõ ýòîé êîíöåïöèè, ïåðåëîì êëàññèôèöèðóåòñÿ ñ íåñêîëüêèõ ïîçèöèé, è ñî÷åòàíèå ýòèõ êëàññèôèêàöèé ïðèâîäèò ê ïîëíîöåííîìó è òî÷íîìó îïèñàíèþ ïîëó÷åííîé òðàâìû.
Ïî ïðè÷èíå âîçíèêíîâåíèÿ
Òðàâìàòè÷åñêèå âûçâàííûå âíåøíèì âîçäåéñòâèåì.
Ïàòîëîãè÷åñêèå âîçíèêàþùèå ïðè ìèíèìàëüíîì âíåøíåì âîçäåéñòâèè âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ êîñòè êàêèì-íèáóäü ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì (íàïðèìåð, òóáåðêóë¸çíûì, îïóõîëåâûì èëè äðóãèì).
Ïî òèïó ïîâðåæäåíèé
Ïîëíûå.
Áåç ñìåùåíèÿ (íàïðèìåð, ïîä íàäêîñòíèöåé).
Ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ.
Íåïîëíûå (òðåùèíû è íàäëîìû).
Ïî íàïðàâëåíèþ ïëîñêîñòè ïåðåëîìà
Ïîïåðå÷íûå.
Ïðîäîëüíûå.
Êîñûå.
Âèíòîîáðàçíûå.
Îñêîëü÷àòûå.
Êëèíîâèäíûå.
Âêîëî÷åííûå.
Êîìïðåññèîííûå.
Ïî öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ
Çàêðûòûå.
Îòêðûòûå.
Ïî îñëîæíåíèÿì
Îñëîæí¸ííûå:
òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì.
ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ.
êðîâîòå÷åíèåì.
æèðîâàÿ ýìáîëèÿ.
ðàíåâîé èíôåêöèåé, îñòåîìèåëèòîì, ñåïñèñîì.
Íå îñëîæí¸ííûå.
Òàêæå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå òèïû ïåðåëîìîâ èìåþò îáùåïðèíÿòûå íàçâàíèÿ ïî èìåíè àâòîðà âïåðâûå èõ îïèñàâøåãî.
 äåòñêîì è þíîøåñêîì âîçðàñòå íàáëþäàþòñÿ ïåðåëîìû ïî íåîêîñòåíåâøåé ðîñòêîâîé (ýïèôèçàðíîé) ëèíèè ýïèôèçèîëèçû.
Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå
Ìåòîäû îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ âîçíèêëè îòíîñèòåëüíî íåäàâíî. Òàê, â Ðîññèè ïåðâàÿ îïåðàöèÿ îñòåîñèíòåçà áûëà ïðîâåäåíà â 1805 ãîäó Å. Î. Ìóõèíûì.
Çàêðûòàÿ ðåïîçèöèÿ è ÷ðåçêîæíûé ìåòàëëîñòåîñèíòåç. Ôèêñàöèÿ êîñòíûõ îòëîìêîâ ïîñðåäñòâîì ñïèö èëè ïëàñòèí, ïðîâîäèìûõ ÷åðåç êîæó.
Ìàëîèíâàçèâíûé ìåòàëëîñòåîñèíòåç. Ôèêñàöèÿ êîñòíûõ îòëîìêîâ ïëàñòèíîé, ôèêñèðóåìîé â êîñòÿõ âèíòàìè è ðàñïîëîæåííîé ïîäêîæíî.
Îòêðûòàÿ ðåïîçèöèÿ. Ðó÷íîå ðåïîíèðîâàíèå êîñòíûõ îòëîìêîâ ñ ïîñëåäóþùåé ôèêñàöèåé øòèôòàìè, ñêîáàìè èëè ïëàñòèíàìè (â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè) âî âðåìÿ îïåðàöèè.
Íàëîæåíèå ñòåðæíåâîãî àïïàðàòà âíåøíåé ôèêñàöèè. Ôèêñàöèÿ êîñòíûõ îòëîìêîâ ïîñðåäñòâîì àïïàðàòà âíåøíåé ôèêñàöèè (íàïðèìåð, àïïàðàòà Èëèçàðîâà).
Äåòñêèé òðàâìàòèçì
Òðàâìàòèçì äåòñêèé âî âñåõ ñòðàíàõ ñòàíîâèòñÿ ïðåäìåòîì îñîáîé îçàáî÷åííîñòè øèðîêîãî êðóãà ëèö è ðàáîòíèêîâ ðàçëè÷íûõ ñïåöèàëüíîñòåé.  íàñòîÿùåå âðåìÿ îò òðàâì è íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ óìèðàåò âî ìíîãî ðàç áîëüøå äåòåé, ÷åì îò äåòñêèõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé.  âîçíèêíîâåíèè ïîâðåæäåíèé ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå èìåþò àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé, èõ ôèçè÷åñêîå è óìñòâåííîå ðàçâèòèå, íåäîñòàòî÷íîñòü æèòåéñêèõ íàâûêîâ, ïîâûøåííàÿ ëþáîçíàòåëüíîñòü è ò. ï. Ïðè àíàëèçå äåòñêîãî è øêîëüíîãî òðàâìàòèçìà ó÷èòûâàþò, ÷òî êàæäàÿ âîçðàñòíàÿ ãðóïïà èìååò ñâîè îñîáåííîñòè. Íåîáõîäèìî îáó÷àòü äåòåé ïðàâèëüíîìó ïîâåäåíèþ äîìà, íà óëèöå, â îáùåñòâåííûõ ìåñòàõ, ïðè çàíÿòèÿõ ñïîðòîì.
Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû äåòñêîãî òðàâìàòèçìà: 1) áûòîâîé; 2) óëè÷íûé (ñâÿçàííûé ñ òðàíñïîðòîì, íåòðàíñïîðòíûé); 3) øêîëüíûé; 4) ñïîðòèâíûé; 5) ïðî÷èé. Ê äåòñêîìó áûòîâîìó òðàâìàòèçìó îòíîñÿò òðàâìû, âîçíèêàþùèå â äîìàøíåé îáñòàíîâêå, âî äâîðå, â äåòñêèõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ. Íàèáîëåå òÿæåëûìè èç íèõ ÿâëÿþòñÿ îæîãè (ïðåèìóùåñòâåííî ó äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà) è ïåðåëîìû. Äîâîëüíî ÷àñòî ó äåòåé îò 1 äî 3 ëåò âñòðå÷àþòñÿ ïîâðåæäåíèÿ ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ëîêòåâîãî ñóñòàâà êàê ñëåäñòâèå ðåçêîãî ïîòÿãèâàíèÿ ðåáåíêà çà ðóêó. Ñðåäè ïðè÷èí âûäåëÿþò óøèáû (30-35%), òðàâìû ïðè ïàäåíèè (22-20%), ïîâðåæäåíèÿ îñòðûìè ïðåäìåòàìè (18-20%), òåðìè÷åñêîå âîçäåéñòâèå (15-17%). Òðàâìû îáúÿñíÿþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî íåäîñòàòî÷íûì íàäçîðîì çà äåòüìè.
Èç ìíîãîîáðàçèÿ ïðè÷èí äåòñêîãî áûòîâîãî òðàâìàòèçìà ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå:
íåïðàâèëüíûé óõîä è íåäîñòàòî÷íûé íàäçîð çà ðåáåíêîì;
îòñóòñòâèå ïîðÿäêà â ñîäåðæàíèè äîìîâîãî õîçÿéñòâà (íåçàêðûòûå âûõîäû íà êðûøè, íåçàùèùåííûå ïåðèëà ëåñòíè÷íûõ ïðîåìîâ, îòêðûòûå ëþêè ïîäâàëîâ, êîëîäöåâ, íåîãðàæäåííûå òðàíøåè ïðè çåìëÿíûõ ðàáîòàõ, îòñóòñòâèå îãðàæäåíèé ðåìîíòèðóåìûõ çäàíèé, íåáðåæíîå õðàíåíèå ìàòåðèàëîâ íà ñòðîéêàõ è äð.);
íåäîñòàòîê ñïåöèàëüíîé ìåáåëè è îãðàæäåíèé â êâàðòèðàõ, èãðîâûõ ïëîùàäîê, íåâîñïëàìåíÿþùåéñÿ îäåæäû;
äåôåêòû âîñïèòàíèÿ äîìà è â øêîëå, îòñóòñòâèå íàâûêîâ ïðàâèëüíîãî ïîâåäåíèÿ â ìåñòàõ îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ è äð.
Øêîëüíûå òðàâìû âêëþ÷àþò íåñ÷àñòíûå ñëó÷àè ó ó÷àùèõñÿ äíåâíûõ îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ øêîë âñåõ òèïîâ (â ò.÷. ìóçûêàëüíûõ, ñïîðòèâíûõ, ÑÏÒÓ), âîçíèêøèå â ïåðèîä èõ íàõîæäåíèÿ â øêîëå (íà óðîêå, âêëþ÷àÿ óðîê ôèçêóëüòóðû, íà ïåðåìåíå, â ó÷åáíûõ ìàñòåðñêèõ, íà ïðèøêîëüíîì ó÷àñòêå). Èç-çà áîëüøîé ñêó÷åííîñòè, åæå÷àñíîãî ïåðåìåùåíèÿ èç êëàññà â êëàññ, êîðîòêèõ ïåðåìåí, êîãäà äåòñêàÿ ýíåðãèÿ, íàêîïëåííàÿ çà óðîê, âûïëåñêèâàåòñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìèíóò, òðàâìû íåèçáåæíû. Êàæäàÿ ïÿòàÿ òðàâìà ñî øêîëüíèêàìè ïðîèñõîäèò â ñàìîé øêîëå, ïðè÷åì 4/5 èç íèõ — íà ïåðåìåíå. Ïðîôèëàêòèêîé äåòñêîãî òðàâìàòèçìà ñåãîäíÿ îçàáî÷åí âåñü ìèð.
Ïðîôèëàêòèêà äåòñêîãî òðàâìàòèçìà
Îêàçûâàåòñÿ, òðàãè÷åñêèå ñëó÷àéíîñòè, ïðîèñõîäÿùèå ñ íàøèìè äåòüìè, âîâñå íå òàê ñëó÷àéíû, êàê êàæåòñÿ. Êàæäàÿ ñèòóàöèÿ íåëåïàÿ è íåâåðîÿòíàÿ, ñ íàøåé òî÷êè çðåíèÿ, èçâåñòíà âðà÷àì-òðàâìàòîëîãàì. Èõ îïûò äåñÿòêè ñëó÷àåâ â äåíü.  ãîðîäñêèå òðàâìïóíêòû åæåãîäíî îáðàùàåòñÿ äåñÿòêè òûñÿ÷ äåòåé, ïîïàâøèõ â áåäó. Íî çà êàæäîé îòäåëüíîé òðàãåäèåé ïóãàþùàÿ çàêîíîìåðíîñòü: âèíà âçðîñëûõ çà èñêàëå÷åííîå çäîðîâüå, à ïîðîé è îáîðâàííóþ æèçíü èõ ñîáñòâåííîãî ðåáåíêà.
Âñå äåòñêèå òðàâìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ âðà÷àìè íà ñåìü êàòåãîðèé: áûòîâàÿ, óëè÷íàÿ, øêîëüíàÿ, äåò/ñàäîâñêàÿ, àâòîäîðîæíàÿ, ñïîðòèâíàÿ è òàê íàçûâàåìàÿ ïðî÷àÿ (êðèìèíàëüíàÿ è ò.ä.). Âñåãî æå õàðàêòåðíûõ ñþæåòîâ íå áîëüøå ïîëóòîðà ñîòåí. Íà äîðîãàõ, ê ïðèìåðó, îïàñíûìè ÿâëÿþòñÿ 17 òî÷íî èçâåñòíûõ ñèòóàöèé. Ñ êà÷åëÿìè ñâÿçàíû ÷åòûðå, ñ îæîãàìè âñåãî òðè. Åñëè áû ðîäèòåëè çíàëè èõ, íàñêîëüêî ìåíüøå ãîðÿ è òðàãåäèé ïåðåæèâàëè ñåìüè!
 øêîëüíîì âîçðàñòå ìàññà òðàâì âî âðåìÿ èãðû èëè äðàêè è â øêîëå, è íà óëèöå. Èãðû øêîëüíèêîâ ñòàëè íåèìîâåðíî àãðåññèâíûìè, à äðàêè îæåñòî÷åííûìè. Ïðóòèêè â øóòî÷íûõ äóýëÿõ çàìåíèëèñü îáðåçêàìè ñòàëüíîé àðìàòóðû, à íåèçáåæíûå ìàëü÷èøåñêèå ñòû÷êè ïåðåðîñëè â èçáèåíèÿ íîãàìè, ýêèïèðîâàííûìè òÿæåëîâåñíûìè êðîññîâêàìè.
Ãäå ïîäðîñòêó ìîæíî áåçîïàñíî è äàæå ïîëåçíî âûïëåñíóòü ñâîþ ýíåðãèþ, ñíÿòü ñòðåññ?  õîðîøåé ñïîðòèâíîé ñåêöèè ïðåñòèæíîãî âèäà ñïîðòà: â îáîðóäîâàííîì ïîìåùåíèè, ïîä íàäçîðîì ïðîôåññèîíàëüíîãî èíñòðóêòîðà ñ ìåäèöèíñêîé ïîäãîòîâêîé, â ñïåöèàëüíîé çàùèòíîé ôîðìå. Íà ýòî â ñåìåéíîì áþäæåòå, êàê ïðàâèëî, íå íàõîäèòñÿ ñðåäñòâ. À çàíÿòüñÿ ñ ðåáåíêîì ÷åì-òî äîìà èëè óñòðîèòü ñîâìåñòíóþ âåëîñèïåäíóþ ïðîãóëêó, ïîõîä ïîñëå ðàáî÷åãî äíÿ íåò ñèë (äàæå ó áåçðàáîòíûõ). È ìû, óñåâøèñü ïåðåä òåëåâèçîðîì, îáëåã÷åííî âûïðîâàæèâàåì ðåáåíêà íà óëèöó. Íà ãàðàæè, ñòðîéêè, ñâàëêè, ïóñòûðè.
Óñóãóáëÿåòñÿ âèíà ðîäèòåëåé åùå è òåì, ÷òî áîëüøèíñòâî íåñ÷àñòèé äàæå òàì â îïàñíûõ çîíàõ äåòñêèõ èãð ïðîèñõîäèò â òåìíîå âðåìÿ ñóòîê: âîëíà îáðàùåíèé â òðàâìïóíêòû ïðèõîäèòñÿ êàê ðàç íà 9-10 âå÷åðà. Ñãóùàþùàÿñÿ òåìíîòà, óñòàëîñòü ðåáåíêà, à îò íåå ïëîõàÿ êîîðäèíàöèÿ è óõóäøåíèå çðåíèÿ, êîòîðûå ïðèâîäÿò ê òðàâìàì. Íî ðàçâå 9-10 ÷àñîâ âå÷åðà íîðìàëüíîå âðåìÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíûõ äåòñêèõ ïðîãóëîê? Íå ó÷èòå íàñ æèòü, — îãðûçàþòñÿ íà ïîäîáíûå çàìå÷àíèÿ ðîäèòåëè, íå ïîäîçðåâàþùèå, ÷òî â ýòî âðåìÿ äåòè äîëæíû äàâíî ëåæàòü â êðîâàòÿõ.
×òî íåâåðîÿòíî äëÿ ìíîãèõ, íî î÷åâèäíî äëÿ òðàâìàòîëîãîâ â âå÷åðíèå ÷àñû, êîãäà äåòè ïîñëå ïðîäëåíîê, áàáóøåê èëè ñàìîñòîÿòåëüíîãî ïðåáûâàíèÿ ïîïàäàþò-òàêè ïîä «çàáîòëèâîå» âíèìàíèå ðîäèòåëåé, êîëè÷åñòâî äåòñêèõ òðàâì ðåçêî óâåëè÷èâàåòñÿ.
Óâû, íè ïåäàãîãè, íè êëàññíûå ðóêîâîäèòåëè, íè äåæóðíûå, íè âîæàòûå íå â ñèëàõ óñëåäèòü çà âñåìè ó÷åíèêàìè â øêîëå. Èç-çà áîëüøîé ñêó÷åííîñòè, åæå÷àñíîãî ïåðåìåùåíèÿ èç êëàññà â êëàññ, êîðîòêèõ ïåðåìåí, êîãäà äåòñêàÿ ýíåðãèÿ, íàêîïëåííàÿ çà óðîê, âûïëåñêèâàåòñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìèíóò, òðàâìû íåèçáåæíû. Êàæäàÿ ïÿòàÿ òðàâìà ñî øêîëüíèêàìè ïðîèñõîäèò â ñàìîé øêîëå, ïðè÷åì 4/5 èç íèõ íà ïåðåìåíå. Ýòî è ñëó÷àéíûå ïàäåíèÿ ñ ëåñòíèö, ïîäîêîííèêîâ. È êðèìèíàëüíûå òðàâìû øêîëüíàÿ äåäîâùèíà.
Êòî âèíîâàò â ýòèõ òðàãåäèÿõ íåïîñåäëèâûå, ëþáîçíàòåëüíûå, àêòèâíûå äåòè? Íåò, êîíå÷íî, âçðîñëûå òå, êòî íå âèäåëè, íå ïðåäóñìîòðåëè, íå ïîäóìàëè îá îïàñíîñòè, íå íàó÷èëè îñòîðîæíîñòè ðåáåíêà, êîòîðûé äîëæåí â ñâîåì âîçðàñòå è äâèãàòüñÿ, è øàëèòü, è ðèñêîâàòü.
Íî ýòî äîëæåí áûòü ðàçóìíûé ðèñê. Çàïðåòèòü ðåáåíêó ïîçíàâàòü ìèð íåâîçìîæíî. È ïóñòü, åñëè õî÷åò, ëåçåò íà äåðåâî, íî âû ïðè ýòîì äîëæíû ïðîâåðèòü è ïîäñòðàõîâàòü âåäü ñóê ìîæåò îêàçàòüñÿ ñëèøêîì òîíêèì èëè ñóõèì, èëè ãíèëûì. Ïóñòü ãîíÿåò íà âåëîñèïåäå âàøå äåëî, âûáðàòü ìåñòî, ãäå êîëäîáèíà íå ñòàíåò ïðè÷èíîé ïàäåíèÿ, è îáîðóäîâàòü äåòñêèé âåëîñèïåä, ÷òîáû îñòðàÿ íåçà÷åõëåííàÿ ðóêîÿòêà ðóëÿ íå íàíåñëà åìó òÿæåëóþ ãðóäíóþ òðàâìó.
Ïðîôèëàêòèêîé äåòñêîãî òðàâìàòèçìà ñåãîäíÿ îçàáî÷åí âåñü ìèð. Âñå áîëåå æåñòîêèé ïðîãðåññ ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî çà ïîñëåäíèå ãîäû óâåëè÷èâàåòñÿ êîëè÷åñòâî òÿæåëûõ ïîâðåæäåíèé, îñëîæíåííûõ øîêîì, êðîâîïîòåðåé, ãðóáûìè íàðóøåíèÿìè æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé. Âåäü ìàøèíû ñòàëè áûñòðåå, ýëåêòðîòåõíèêà ðàñïðîñòðàíåííåå, äîìà âûøå, ñòåêëà è áåòîíà áîëüøå, âðåìåíè ìåíüøå. À ëîâêîñòè, áûñòðîòû, ïðîâîðíîñòè, ãèáêîñòè ó íàøèõ ãîðîäñêèõ õëþïèêîâ íå îñòàëîñü âîâñå. Âîò ïî÷åìó â áîëüøèíñòâå ñòðàí ïðîáëåìîé äåòñêîãî òðàâìàòèçìà îçàáî÷åíû íå òîëüêî âðà÷è, íî è èíæåíåðû, þðèñòû, ïåäàãîãè è ïîëèòèêè.
Çàêëþ÷åíèå
Ïðîáëåìà ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ çàíèìàëà ÷åëîâå÷åñêèå óìû åù¸ íà çàðå öèâèëèçàöèè, âî âñåõ ÷åëîâå÷åñêèõ öèâèëèçàöèÿõ åñòü àíàëîã ïðîôåññèè êîñòîïðàâà, ÷åëîâåêà, êîòîðûé ïðîôåññèîíàëüíî çàíèìàëñÿ âîññòàíîâëåíèåì ñëîìàííûõ êîíå÷íîñòåé ëþäåé è æèâîòíûõ. Òàê ïðè àíàëèçå 36 ñêåëåòîâ íåàíäåðòàëüöåâ, èìåþùèõ ïåðåëîìû, òîëüêî ó 11 ðåçóëüòàòû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìà ïðèçíàíû íåóäîâëåòâîðèòåëüíûìè. Ýòî ïîêàçûâàåò, ÷òî óæå íà òàêîì óðîâíå ðàçâèòèÿ, ýôôåêòèâíîñòü ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïðåâûøàëà 70 %. Ïåðâîáûòíûå ëþäè çíàëè î ïåðåëîìàõ è óìåëè èõ ëå÷èòü.
Îñíîâíûå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ íå èçìåíèëèñü ñ ýïîõè àíòè÷íîñòè, õîòÿ ñîâðåìåííàÿ õèðóðãèÿ è ïîçâîëèëà èñöåëÿòü ðàíåå ñ÷èòàâøèåñÿ íåèçëå÷èìûìè òðàâìû.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Ñïðàâî÷íèê ïî òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè. Ïàòîëîãè÷åñêèå ïåðåëîìû. Äåòñêàÿ îðòîïåäèÿ. Ïðîâåðåíî 22 ñåíòÿáðÿ 2008 ã.
Ïîëÿêîâ Â. À. Ëåêöèÿ 6. Î ïåðåëîìàõ êîñòåé, èõ ëå÷åíèè è ðåãåíåðàöèè êîñòíîé òêàíè. IV // Óêàç. ñî÷.
Ïîëÿêîâ Â. À. Èçáðàííûå ëåêöèè ïî òðàâìàòîëîãèè. Ì.: Ìåäèöèíà, 1980. 272 ñ.
ñîäåðæàíèå ..
357
358
359 ..
Источник