Переломы первая помощь при обморожении

Перелом руки – один из наиболее частых видов переломов, встречающихся в быту. Очень важно уметь оказывать первую помощь. Самым важным является вовремя иммобилизовать руку, иначе закрытый перелом может превратиться в открытый. Для иммобилизации к руке необходимо приложить шину и зафиксировать. В качестве шины можно использовать подручные материалы: доску, фанеру, толстую ветку и тд. Существуют несколько разновидностей шин, подбирать которые необходимо в зависимости от вида перелома.

Лестничная шина Крамера изготавливается из проволоки. Ее необходимо накладывать поверх одежды. Шину моделируют по здоровой руке, а затем накладывают на поврежденную конечность. Важно, чтоб шина охватывала два сустава.

Пневматические шины представляют собой герметичные камеры, внутрь которых помещается конечность. Различают три основных типа пневматических шин – для кисти и предплечья, для стопы и голени и для бедра. Этот тип шин прост в применении и наиболее часто используется не только сотрудниками «скорой помощи», но и службами МЧС, медицины катастроф, в спортивной медицине. Эти виды шин можно использовать не только при переломе, но и при ушибах, кровоизлияниях, повреждениях суставов.

При сильной боли можно принять анальгезирующий препарат – анальгин, кеторол, ибупрофен. Руку с шиной подвесить в согнутом в локте положении. При развитии болевого шока – то есть реакции организма на боль, при которой страдает нервная и сердечно-сосудистая система, важно принять незамедлительные меры. В противном случае, такое состояние может привести к смерти. Важно оказать первую помощь пострадавшему до приезда скорой помощи. О развитии болевого шока у пострадавшего свидетельствуют спутанность сознания, заторможенность, бледность, понижение температуры тела, снижение тонуса мышц, больной не понимает, что с ним происходит. На следующей стадии снижается артериальное давление до 90-100 мм рт.ст, учащенный пульс до 120 уд. в мин., холодный пот.

Пострадавшего с симптомами болевого шока необходимо согреть с помощью грелок, одеял, отпоить горячим чаем. При рвоте или ранениях брюшной полости пить запрещено.

Транспортировать пострадавшего можно только после устранения симптомов шока.

При открытом переломе руки в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Для этого необходимо наложить жгут на область выше раны. Жгут представляет из себя прочную резиновую полоску. Жгут накладывают на 30-40 минут, в зависимости от состояния человека, времени года. Более длительное наложение может быть чревато некрозом, ведь конечность по сути отключают от кровотока, что может быть чревато развитием кислородного голодания. Что делать если под рукой не оказалось жгута? Можно наложить импровизированное средство, например, кусок ткани, ленты, веревки, собственный ремень и др.

Существуют две разновидности жгутов – ленточные и воронкообразные. Ленточный жгут – это небольшой отрезок ленты из резины. На нем могут быть нанесены отверстия для кнопок, или кнопки, которые позволяют его застегнуть.

Воронковые жгуты обычно используются в экстремальных условиях. Они представляют собой широкую синтетическую ленту, застегивающуюся с помощью липучки, которая обеспечивает надежную фиксацию. Часто такие жгуты снабжены медицинским маячком, который отслеживает время наложения.

Рану обработать антисептиком для того, чтобы предупредить попадание инфекции. После остановки кровотечения и обработки раны руку необходимо зафиксировать.

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà ñèìïòîìîâ è âíåøíèõ ïðîÿâëåíèé ïðè òðàâìàõ, óøèáàõ, ïåðåëîìàõ. Îòëè÷èòåëüíûå ÷åðòû îæîãîâ è îáìîðîæåíèÿ, ôîðì èõ ñëîæíîñòè. Èçó÷åíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Îñîáåííîñòè ðàäèîàêòèâíîãî îáëó÷åíèÿ è ýòàïû ôèçèêî-õèìè÷åñêîé äåçàêòèâàöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáàõ, âûâèõàõ, ïåðåëîìàõ, îæîãàõ è îáìîðîæåíèÿõ. Ðàäèàöèîííîå çàðàæåíèå. Äåçàêòèâàöèÿ

ÏËÀÍ

1. ÕÀÐÀÊÒÅÐÈÑÒÈÊÀ ÒÐÀÂÌ: ÓØÈÁÛ, ÂÛÂÈÕÈ, ÏÅÐÅËÎÌÛ. ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ

2. ÎÆÎÃÈ È ÎÁÌÎÐÎÆÅÍÈß, ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ

3. ÐÀÄÈÀÖÈÎÍÍÎÅ ÇÀÐÀÆÅÍÈÅ. ÄÅÇÀÊÒÈÂÀÖÈß

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1.ÕÀÐÀÊÒÅÐÈÑÒÈÊÀ ÒÐÀÂÌ: ÓØÈÁÛ, ÂÛÂÈÕÈ, ÏÅÐÅËÎÌÛ. ÏÅÐÂÀßÏÎÌÎÙÜ

Òðàâìà ýòî âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà âíåøíåãî ôàêòîðà (ìåõàíè÷åñêîãî, ôèçè÷åñêîãî, õèìè÷åñêîãî, ðàäèîàêòèâíîãî, ðåíòãåíîâñêèõ ëó÷åé, ýëåêòðè÷åñòâà è äð.), íàðóøàþùåãî ñòðîåíèå è öåëîñòíîñòü òêàíåé, è íîðìàëüíîå òå÷åíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.

Óøèá— ýòî ïîâðåæäåíèå ìÿãêèõ òêàíåé áåç íàðóøåíèÿ öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà. Íåðåäêî îíè ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâðåæäåíèåì êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ è ðàçâèòèåì ïîäêîæíûõ êðîâîèçëèÿíèé (ãåìàòîì).

Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Íà ìåñòå óøèáà âîçíèêàåò áîëü, ïðèïóõëîñòü, èçìåíÿåòñÿ öâåò êîæè â ðåçóëüòàòå êðîâîèçëèÿíèÿ, íàðóøàþòñÿ ôóíêöèè â îáëàñòè ñóñòàâîâ è êîíå÷íîñòåé.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé. Åñëè íà ìåñòå óøèáà èìåþòñÿ ññàäèíû, èõ ñìàçûâàþò ñïèðòîâûì ðàñòâîðîì éîäà èëè áðèëëèàíòîâîé çåëåíüþ. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ðàçâèòèÿ ãåìàòîìû è óìåíüøåíèÿ áîëè ìåñòî óøèáà îðîøàþò õëîðýòèëîì, êëàäóò ïóçûðü ñî ëüäîì, ñíåãîì, õîëîäíîé âîäîé èëè êóñî÷êè ëüäà, îáåðíóòûé ïîëèýòèëåíîâîé ïëåíêîé, ïîëîòåíöå (ñàëôåòêó), ñìî÷åííîå â õîëîäíîé âîäå è ñëåãêà îòæàòîå, ïîñëå ÷åãî íàêëàäûâàþò äàâÿùèå ïîâÿçêè. Åñëè ãåìàòîìà îáðàçîâàëàñü, òî äëÿ åå áûñòðîãî ðàññàñûâàíèÿ íà òðåòüè ñóòêè ê ìåñòó óøèáà ïðèêëàäûâàþò ñóõîå òåïëî: ãðåëêó ñ ãîðÿ÷åé âîäîé ëèáî ìåøî÷åê ñ ïîäîãðåòûì ïåñêîì.

Читайте также:  Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при переломах

Ïðè óøèáàõ êîíå÷íîñòåé îáåñïå÷èâàþò íåïîäâèæíîñòü óøèáëåííîé îáëàñòè íàëîæåíèåì òóãîé ïîâÿçêè.

Âûâèõ ïîëíîå ñìåùåíèå ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé êîñòåé, âûçûâàþùåå íàðóøåíèå ôóíêöèè ñóñòàâà. Âûâèõè âîçíèêàþò ïðè ïàäåíèè íà âûòÿíóòóþ êîíå÷íîñòü, ïðè ðåçêîì ïîâîðîòå ïëå÷à, ðàçðûâå ñâÿçîê, óêðåïëÿþùèõ ñîîòâåòñòâóþùèå ñóñòàâû.

Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Ïðè âûâèõå êîíå÷íîñòü ïðèíèìàåò âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå, äåôîðìèðóåòñÿ ñóñòàâ, îùóùàåòñÿ áîëåçíåííîñòü è îãðàíè÷åíèå àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ äâèæåíèé.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïóòåì íàëîæåíèÿ ôèêñèðóþùåé ïîâÿçêè. Ðóêó ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêó, ïåðåêèíóòóþ ÷åðåç øåþ, íà íîãó íàêëàäûâàþò èìïðîâèçèðîâàííóþ øèíó. Ïîñëå ÷åãî ïîñòðàäàâøåãî íàïðàâëÿþò â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

Íå ñëåäóåò ñàìîñòîÿòåëüíî âïðàâëÿòü âûâèõ. Ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê òÿæåëûì ïîñëåäñòâèÿì, íàäîëãî çàòÿíóòü ëå÷åíèå è íåáëàãîïðèÿòíî îòðàçèòñÿ íà âîññòàíîâëåíèè íîðìàëüíîé ôóíêöèè ñóñòàâà.

Ïåðåëîì— ýòî ïîëíîå èëè ÷àñòè÷íîå íàðóøåíèå öåëîñòè êîñòè.

Ïåðåëîìû áûâàþò çàêðûòûå (áåç ïîâðåæäåíèÿ öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê), îòêðûòûå (ñ ïîâðåæäåíèåì öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà), áåç ñìåùåíèÿ (îòëîìêè êîñòè îñòàþòñÿ íà ìåñòå), ñî ñìåùåíèåì (îòëîìêè ñìåùàþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò íàïðàâëåíèÿ äåéñòâóþùåé ñèëû è ñîêðàùåíèÿ ìûøö).

Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Ïðè òðàâìå îùóùàåòñÿ ðåçêàÿ áîëü â ìåñòå ïåðåëîìà, óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè ïîïûòêå äâèæåíèÿ; âîçíèêàþò ïðèïóõëîñòü, êðîâîèçëèÿíèå, ðåçêîå îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé. Ïðè ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ — óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòè, íåîáû÷íîå åå ïîëîæåíèå. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ïîâðåæäåí îáùèé ïîêðîâ, èíîãäà â ðàíå âèäíû êîñòíûå îòëîìêè.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé è íåïîäâèæíîñòü ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè. Äëÿ ýòîãî ïðèìåíÿþò ñïåöèàëüíûå ñòàíäàðòíûå, à ïðè èõ îòñóòñòâèè — èìïðîâèçèðîâàííûå øèíû èç ïîäðó÷íîãî ìàòåðèàëà: ôàíåðû, äîñîê, ïàëîê, ëèíååê, ëûæ, çîíòèêîâ, êîòîðûå íàêëàäûâàþò ïîâåðõ îäåæäû.

Äëÿ ñîçäàíèÿ ïîëíîé íåïîäâèæíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü íå ìåíåå äâóõ ñóñòàâîâ — âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Øèíà äîëæíà áûòü íàëîæåíà òàê, ÷òîáû ñåðåäèíà åå íàõîäèëàñü íà óðîâíå ïåðåëîìà, à êîíöû çàõâàòûâàëè ñîñåäíèå ñóñòàâû ïî îáå ñòîðîíû ïåðåëîìà.

Ïðåæäå ÷åì íàëîæèòü ñòàíäàðòíóþ èëè ïðèñïîñîáëåííóþ øèíó, íåîáõîäèìî òùàòåëüíî îñìîòðåòü ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü.  ñëó÷àå îòêðûòîãî ïåðåëîìà íà ðàíó íàêëàäûâàþò ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó. Çàïðåùàåòñÿ âïðàâëåíèå â ðàíó òîð÷àùèõ îñòðûõ îòëîìêîâ èëè èõ óäàëåíèå.

Ïðè ïåðåëîìàõ áåäðà øèíà íàêëàäûâàåòñÿ òàê, ÷òîáû îíà ôèêñèðîâàëà íåïîäâèæíîñòü â òàçîáåäðåííîì, êîëåííîì è ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâàõ.

Ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè øèíîé ôèêñèðóþò êîëåííûé è ãîëåíîñòîïíûé ñóñòàâû.

Ïðè ïåðåëîìå ïëå÷à øèíîé ôèêñèðóþò íåïîäâèæíîñòü ïëå÷åâîãî è ëîêòåâîãî ñóñòàâîâ, à ñîãíóòàÿ â ëîêòåâîì ñóñòàâå ðóêà ïîäâåøèâàåòñÿ íà êîñûíêå, áèíòå, øàðôå.

Ïðè ïåðåëîìå ïðåäïëå÷üÿ ôèêñèðóþò ëîêòåâîé è ëó÷åçàïÿñòíûé ñóñòàâû.

Åñëè ïîä ðóêîé íåò íè÷åãî, ÷òî áû ãîäèëîñü äëÿ èìïðîâèçèðîâàííîé øèíû, òî ñëîìàííóþ âåðõíþþ êîíå÷íîñòü ïðèáèíòîâûâàþò ê òóëîâèùó, íèæíþþ — ê çäîðîâîé êîíå÷íîñòè.

2.ÎÆÎÃÈ È ÎÁÌÎÐÎÆÅÍÈß, ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ

Îæîãýòî ïîâðåæäåíèå òêàíåé, âûçâàííîå âîçäåéñòâèåì òåðìè÷åñêîé, õèìè÷åñêîé, ýëåêòðè÷åñêîé, ëó÷åâîé ýíåðãèè.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ðàçëè÷àþò òåðìè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå, ëó÷åâûå, ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè.

 î÷àãàõ ñïëîøíûõ ïîæàðîâ âîçìîæíû îæîãè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ðàñêàëåííûì âîçäóõîì, à òàêæå îòðàâëåíèåì ëþäåé óãàðíûì ãàçîì. Ñâåòîâîå èçëó÷åíèå ÿäåðíîãî âçðûâà âûçûâàåò ó íåçàùèùåííûõ ëþäåé «ïðîôèëüíûå» îæîãè, ò.å. îæîãè íà òîé ÷àñòè è ïîâåðõíîñòè òåëà, êîòîðàÿ îáðàùåíà ê ìåñòó âçðûâà, è íà áîëåå çíà÷èòåëüíûõ ðàññòîÿíèÿõ — ïîðàæåíèå ñåò÷àòêè ãëàçà èëè âðåìåííîå îñëåïëåíèå. Íåðåäêè îæîãè è ïðè ñòèõèéíûõ áåäñòâèÿõ, êðóïíûõ ïðîèçâîäñòâåííûõ àâàðèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ïîæàðàìè, à òàêæå â áûòó. Òÿæåñòü òåðìè÷åñêèõ îæîãîâ çàâèñèò îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé, ïëîùàäè îæîãà è åãî ëîêàëèçàöèè.

 áûòó íàáëþäàþòñÿ îæîãè êèïÿòêîì, ïàðîì, ñîëíå÷íîé ðàäèàöèåé. Ïðè àâàðèÿõ, ñòèõèéíûõ áåäñòâèÿõ (íàïðèìåð, ïðè çåìëåòðÿñåíèè) ìîãóò áûòü òÿæåëûå îæîãè ïëàìåíåì â ðåçóëüòàòå âçðûâà íà ãàçîâîé ñåòè, ýëåêòðîòîêîì ïðè çàìûêàíèè â ýëåêòðè÷åñêèõ ñåòÿõ, ãîðÿ÷èì ïàðîì ïðè ðàçðóøåíèè îòîïèòåëüíûõ ñèñòåì.  çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé îæîãè äåëÿòñÿ íà 4-å ñòåïåíè: ëåãêóþ (1-àÿ), ñðåäíåé òÿæåñòè (2-ÿ), òÿæåëóþ (3-ÿ) è êðàéíå òÿæåëóþ (4-þ).

Îæîã 1-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîêðàñíåíèåì êîæè, îòå÷íîñòüþ, áîëüþ. Ýòè ÿâëåíèÿ ÷åðåç 2-5 äíåé ïðîõîäÿò, íà ìåñòå îæîãà îòìå÷àåòñÿ øåëóøåíèå êîæè.

Îæîã 2-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèì ïîêðàñíåíèåì êîæè, îáðàçîâàíèåì âîäÿíèñòî-ñåðîçíûõ ïóçûðåé, æãó÷åé áîëüþ. Åñëè ïóçûðè íå ïðîðûâàþòñÿ (íå íàðóøàåòñÿ öåëîñòíîñòü ïîâåðõíîñòè îæîãà) è íå ïðîèñõîäèò èíôèöèðîâàíèÿ, òî ÷åðåç 10-15 äíåé ïîðàæåííûå òêàíè âîññòàíàâëèâàþòñÿ áåç îáðàçîâàíèÿ ðóáöîâ, åñëè ïóçûðè ñðûâàþòñÿ, îæîãîâàÿ ïîâåðõíîñòü êîæè çàãðÿçíÿåòñÿ, çàæèâëåíèå çàòÿãèâàåòñÿ íà áîëåå äëèòåëüíîå âðåìÿ è íà ìåñòå îæîãà ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ ðóáöû.

Îæîã 3-åé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ îìåðòâëåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè. Ïîâåðõíîñòü îæîãà ïîêðûâàåòñÿ ïëîòíîé ñåðî-êîðè÷íåâîé ïëåíêîé (ñòðóïîì), îìåðòâåâøèå òêàíè íàãíàèâàþòñÿ è îòòîðãàþòñÿ, à íà ìåñòå ðàçâèâàåòñÿ ðóáöåâàíèå òêàíåé, íà ÷òî óõîäèò çíà÷èòåëüíîå âðåìÿ.

Îæîã 4-îé ñòåïåíè âîçíèêàåò ïðè âîçäåéñòâèè íà òêàíè î÷åíü âûñîêèõ òåìïåðàòóð. Ïðîèñõîäèò îáóãëèâàíèå êîæè, ïîäëåæàùèõ ìÿãêèõ òêàíåé è äàæå êîñòåé. Õàðàêòåðíî, ÷òî ïðè îæîãàõ 3-4 ñòåïåíè áîëü ìåíåå âûðàæåíà, ÷åì ïðè îæîãàõ 1-2 ñòåïåíè, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ ïîðàæåíèåì ïðè ãëóáîêèõ îæîãàõ íåðâíûõ îêîí÷àíèé, âîñïðèíèìàþùèõ áîëåâûå îùóùåíèÿ. Îæîãè âûçûâàþò îáùåå ïîðàæåíèå îðãàíèçìà: íàðóøåíèå ôóíêöèé öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, èçìåíåíèÿ ñîñòàâà êðîâè, îòêëîíåíèÿ â ðàáîòå âíóòðåííèõ îðãàíîâ. ×åì ãëóáæå ïîðàæåíèå êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé è áîëüøå ïëîùàäü îæîãà, òåì òÿæåëåå îáùåå ñîñòîÿíèå ïîðàæåííîãî.

Читайте также:  Оказание первой помощи при переломе нижних конечностей

Îæîãîâàÿ áîëåçíü ðàçâèâàåòñÿ íå ñðàçó, íå â ìîìåíò ïîëó÷åíèÿ îæîãà, à â ïîñëåäóþùåì, êîãäà ïîÿâëÿþòñÿ èíòîêñèêàöèÿ îðãàíèçìà, åãî èñòîùåíèå â ñâÿçè ñ ïîòåðåé ÷åðåç îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü æèäêîñòè, íàðóøåíèå ïèòàíèÿ òêàíåé è äðóãèå ôóíêöèîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Ðàííèì îñëîæíåíèåì îæîãîâ ÿâëÿåòñÿ øîê, êîòîðûé ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 2-3 ñóòîê. Îðèåíòèðîâî÷íîå îïðåäåëåíèå ïîâåðõíîñòè îæîãà â ñî÷åòàíèè ñ îöåíêîé ñòåïåíè åãî òÿæåñòè ïîçâîëÿþò óæå ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè îïðåäåëèòü òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïîðàæåííîãî.

Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ÷åëîâåêó â ãîðÿùåé îäåæäå äîëæíà áûòü îêàçàíà áåç ïðîìåäëåíèÿ. Íåëüçÿ òóøèòü ïëàìÿ ðóêàìè, ñáèâàòü åãî êàêèì-ëèáî ïðåäìåòîì. Ïîñòðàäàâøåãî íàäî îáëèòü âîäîé, à ïðè îòñóòñòâèè âîäû ïîëîæèòü åãî è íàêðûòü îäåÿëîì, îäåæäîé, ïëîòíîé òêàíüþ, ÷òîáû ïðåêðàòèòü äîñòóï êèñëîðîäà ê ãîðÿùåé îäåæäå. Òëåþùóþ îäåæäó íàäî ñíÿòü èëè îáñòðè÷ü, ïðè ýòîì ñòàðàòüñÿ íå äîïóñòèòü íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè îæîãîâîé ïîâåðõíîñòè. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ñîâñåì ðàçäåâàòü ïîðàæåííîãî, îñîáåííî â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà. Ïðèëèïøóþ ê îæîãó îäåæäó îáðåçàþò. Íåëüçÿ ïðîêàëûâàòü ïóçûðè, ñìàçûâàòü ïîâåðõíîñòü îæîãà æèðîì, ðàçëè÷íûìè ìàçÿìè, ïðèñûïàòü ïîðîøêîì, ïðèêàñàòüñÿ ê îæîãó ðóêàìè. Íà îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü íàêëàäûâàþò ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó, ïîðàæåííîìó ïðèäàþò óäîáíîå ïîëîæåíèå, ïðè êîòîðîì åãî ìåíüøå áåñïîêîÿò áîëè. Ïðè îáøèðíûõ îæîãàõ ñðåäíåé, òÿæåëîé è êðàéíå òÿæåëîé ñòåïåíè, åñëè åñòü âîçìîæíîñòü, ñëåäóåò ââåñòè ïîñòðàäàâøåìó ïðîòèâîáîëåâîå ñðåäñòâî øïðèö — òþáèêîì, íàïîèòü åãî ãîðÿ÷èì ÷àåì, òåïëî óêðûòü.  äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ïîðàæåííîãî ñ îáøèðíûìè îæîãàìè òóëîâèùà èëè êîíå÷íîñòåé íóæíî çàâåðíóòü â ïðîãëàæåííóþ óòþãîì ïðîñòûíþ. Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî ïðîñëåäèòü, ÷òîáû îáîææåííûå ïîâåðõíîñòè íà ñãèáàõ ñóñòàâîâ è â äðóãèõ ìåñòàõ íå ñîïðèêàñàëèñü. Ïîðàæ¸ííûé íóæäàåòñÿ â áåðåæíîé òðàíñïîðòèðîâêå.

Îáìîðîæåíèå — ýòî ìåñòíîå ïîðàæåíèå õîëîäîì êîæè è ãëóáæå — ëåæàùèõ òêàíåé.

Ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ îáìîðîæåíèé ÿâëÿåòñÿ âîçäåéñòâèå íèçêèõ òåìïåðàòóð, à ïðè îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ (ìîêðàÿ è òåñíàÿ îáóâü, íåïîäâèæíîå ïîëîæåíèå íà õîëîäíîì âîçäóõå, àëêîãîëüíîå îïüÿíåíèå, è êðîâîïîòåðÿ) îáìîðîæåíèå ìîæåò áûòü è ïðè òåìïåðàòóðå âûøå 0Ñ. ×àùå ïîäâåðãàþòñÿ îáìîðîæåíèþ óøè, íîñ, êèñòè (ïàëüöû) ðóê, ñòîïû íîã. Ïðè îòìîðîæåíèè âíà÷àëå îùóùàþòñÿ ÷óâñòâî õîëîäà è ææåíèÿ, çàòåì ïîÿâëÿåòñÿ îíåìåíèå. Êîæà ñòàíîâèòñÿ áëåäíîé, ÷óâñòâèòåëüíîñòü óòðà÷èâàåòñÿ.  äàëüíåéøåì äåéñòâèå õîëîäà íå îùóùàåòñÿ. Óñòàíîâèòü ñòåïåíü îáìîðîæåíèÿ ìîæíî òîëüêî ïîñëå îòîãðåâàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, èíîãäà ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé. Ðàçëè÷àþò 4 ñòåïåíè îòìîðîæåíèÿ.

Îáìîðîæåíèå 1-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîáëåäíåíèåì êîæè, íåçíà÷èòåëüíîé îòå÷íîñòüþ è ïîíèæåíèåì åå ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ò.å. íåáîëüøèìè îáðàòèìûìè ðàññòðîéñòâàìè êðîâîîáðàùåíèÿ. Ïðè ñîãðåâàíèè ïîñòðàäàâøåãî êðîâîñíàáæåíèå âîññòàíàâëèâàåòñÿ, êîæà ïðèîáðåòàåò ïåðâîíà÷àëüíûé öâåò, îòå÷íîñòü ïîñòåïåííî èñ÷åçàåò. Ïîçæå ìîæåò âîçíèêíóòü øåëóøåíèå è çóä êîæè, äëèòåëüíî ñîõðàíÿòüñÿ ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü êîæè ê õîëîäó.

Îáìîðîæåíèå 2-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ áîëåå ãëóáîêèì ïîðàæåíèåì êîæè. Ïðè ñîãðåâàíèè áëåäíûå êîæíûå ïîêðîâû ñòàíîâÿòñÿ áàãðîâî-ñèíèìè, áûñòðî ðàçâèâàþùèéñÿ îòåê ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ çà ïðåäåëû îòìîðîæåíèÿ, îáðàçóþòñÿ ïóçûðè, íàïîëíåííûå ïðîçðà÷íîé æèäêîñòüþ, ïîÿâëÿþòñÿ ñèëüíûå áîëè. Ó ïîñòðàäàâøåãî îòìå÷àåòñÿ îçíîá, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, íàðóøàþòñÿ ñîí è àïïåòèò. Ïîâðåæäåííûå ïîâåðõíîñòíûå ñëîè êîæè îòòîðãàþòñÿ. Çàæèâëåíèå ïðè îòñóòñòâèè îñëîæíåíèé (íàãíîåíèÿ) ïðîèñõîäèò â òå÷åíèå 15-30 äíåé. Êîæà ðàíåâîé ïîâåðõíîñòè îñòàåòñÿ ñèíþøíåé, åå ÷óâñòâèòåëüíîñòü ñíèæåíà.

Îáìîðîæåíèå 3-åé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîðàæåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè è ïîäëåæàùèõ ìÿãêèõ òêàíåé íà ðàçëè÷íóþ ãëóáèíó.  ïåðâûå äíè íà êîæå ïîÿâëÿþòñÿ ïóçûðè, íàïîëíåííûå òåìíî-áóðîé æèäêîñòüþ, âîêðóã êîòîðûõ ðàçâèâàåòñÿ âîñïàëåíèå, îáðàçóåòñÿ ðåçêî âûðàæåííûé îòå÷íûé âàë. Ïîñëå 3-5 äíåé âûÿâëÿåòñÿ ãëóáîêîå ïîâðåæäåíèå òêàíè (âëàæíàÿ ãàíãðåíà).Ïîñòðàäàâøåãî áåñïîêîÿò ñèëüíûå áîëè, òåìïåðàòóðà ïîâûøàåòñÿ äî 38-390 Ñ, ïîòðÿñàþùèé îçíîá ñìåíÿåòñÿ ïîòîì, îáùåå ñîñòîÿíèå çíà÷èòåëüíî óõóäøàåòñÿ.

Îáìîðîæåíèå 4-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîðàæåíèåì êîæè, ìÿãêèõ òêàíåé è êîñòåé. Ïðè ýòîì ðàçâèâàþòñÿ íåîáðàòèìûå ÿâëåíèÿ. Êîæà ïîêðûâàåòñÿ ïóçûðÿìè ñ æèäêîñòüþ ÷åðíîãî öâåòà. ×åðåç 10-17 äíåé âîêðóã ïîâðåæäåííîé çîíû îïðåäåëÿåòñÿ ëèíèÿ îòìîðîæåíèÿ, êîòîðàÿ ÷åðíååò, âûñûõàåò è ÷åðåç 1,5-2 ìåñÿöà îòòîðãàåòñÿ. Ðàíà çàæèâàåò î÷åíü ìåäëåííî. Îáùåå ñîñòîÿíèå ïîñòðàäàâøåãî òÿæåëîå, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû ÷åðåäóåòñÿ ñ îçíîáîì, îòìå÷àþòñÿ èçìåíåíèÿ âî âíóòðåííèõ îðãàíàõ, êîòîðûå íàðóøàþò èõ íîðìàëüíóþ ðàáîòó.

Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ïðè îáìîðîæåíèè çàêëþ÷àåòñÿ â çàùèòå îò âîçäåéñòâèÿ íèçêèõ òåìïåðàòóð, íåìåäëåííîì ïîñòåïåííîì ñîãðåâàíèè ïîñòðàäàâøåãî. Ïðåæäå âñåãî, íåîáõîäèìî âîññòàíîâèòü êðîâîîáðàùåíèå â îáìîðîæåííîé ÷àñòè òåëà. Íåëüçÿ äîïóñêàòü áûñòðîãî ñîãðåâàíèÿ ïîâåðõíîñòíîãî ñëîÿ êîæè íà ïîâðåæäåííîì ó÷àñòêå, òàê êàê ïðîãðåâàíèå ãëóáîêèõ ñëîåâ ïðîèñõîäèò ìåäëåííåå, â íèõ ñëàáî âîññòàíàâëèâàåòñÿ êðîâîòîê, à, ñëåäîâàòåëüíî, íå íîðìàëèçóåòñÿ ïèòàíèå âåðõíèõ ñëîåâ êîæè è îíè ïîãèáàþò. Ïîýòîìó ïðîòèâîïîêàçàíî ïðèìåíåíèå ïðè îòìîðîæåíèè ãîðÿ÷èõ âàíí, ãîðÿ÷åãî âîçäóõà. Ïåðåîõëàæäåííûå ó÷àñòêè òåëà íóæíî îãðàäèòü îò âîçäåéñòâèÿ òåïëà, íàëîæèâ íà íèõ òåïëîèçîëèðóþùèå ïîâÿçêè (øåðñòÿíûå, âàòíî-ìàðëåâûå ìàòåðèàëû). Ïîâÿçêà äîëæíà çàêðûâàòü òîëüêî èçìåíåííûå ó÷àñòêè êîæè è äî òåõ ïîð, ïîêà ïîÿâèòñÿ â ïîâðåæäåííîé ÷àñòè ÷óâñòâî îùóòèìîãî òåïëà.  öåëÿõ âîñïîëíåíèÿ òåïëà â îðãàíèçìå è óëó÷øåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ ïîñòðàäàâøåìó äàþò ãîðÿ÷èé ñëàäêèé ÷àé. Ïîâðåæäåííûì ó÷àñòêàì òåëà íåîáõîäèì ïîêîé. Ïðè äëèòåëüíîì âîçäåéñòâèè íèçêèõ òåìïåðàòóð íà âåñü îðãàíèçì âîçìîæíû çàìåðçàíèå è ñìåðòü. Îñîáåííî ñïîñîáñòâóåò çàìåðçàíèþ àëêîãîëüíîå îïüÿíåíèå. Ïðè çàìåðçàíèè ÷åëîâåê îùóùàåò ñíà÷àëà óñòàëîñòü, ñîíëèâîñòü, áåçðàçëè÷èå, à ïðè äàëüíåéøåì îõëàæäåíèè îðãàíèçìà âîçíèêàåò îáìîðî÷íîå ñîñòîÿíèå (ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ðàññòðîéñòâà äûõàíèÿ è êðîâîîáðàùåíèÿ).

Читайте также:  Помощь при переломе конечностей

3.ÐÀÄÈÀÖÈÎÍÍÎÅ ÇÀÐÀÆÅÍÈÅ. ÄÅÇÀÊÒÈÂÀÖÈß

Ðàäèàöèîííàÿ àâàðèÿ — ýòî àâàðèÿ íà ðàäèàöèîííî-îïàñíîì îáúåêòå, ïðèâîäÿùàÿ ê âûõîäó èëè âûáðîñó ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ è èîíèçèðóþùèõ èçëó÷åíèé çà ïðåäóñìîòðåííûå ãðàíèöû â êîëè÷åñòâàõ, ïðåâûøàþùèõ óñòàíîâëåííûå ïðåäåëû áåçîïàñíîñòè åãî ýêñïëóàòàöèè.

Ïîä âëèÿíèåì èîíèçèðóþùèõ èçëó÷åíèé â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà âîçíèêàþò áèîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû, ïðèâîäÿùèå ê íàðóøåíèþ æèçíåííûõ ôóíêöèé ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ (ãëàâíûì îáðàçîì, îðãàíîâ êðîâåòâîðåíèÿ, íåðâíîé ñèñòåìû, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è äð.).

×åëîâåê, íàõîäÿùèéñÿ íà çàãðÿçíåííîé òåððèòîðèè, ïîäâåðãàåòñÿ: âíåøíåìó îáëó÷åíèþ îò âîçäåéñòâèÿ ðàäèîàêòèâíîãî îáëàêà è ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ, îñåâøèõ íà ìåñòíîñòè; êîíòàêòíîìó îáëó÷åíèþ êîæíûõ ïîêðîâîâ ïðè ïîïàäàíèè íà íèõ ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ; âíóòðåííåìó îáëó÷åíèþ ïðè âäûõàíèè çàãðÿçíåííîãî âîçäóõà è óïîòðåáëåíèè çàãðÿçíåííûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ è âîäû.

Ìåðû ïðåäóïðåæäåíèÿ è çàùèòû ïðè ðàäèàöèîííîé àâàðèè. Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ è ñíèæåíèþ äåéñòâèÿ ïîðàæàþùèõ ôàêòîðîâ ïðè ðàäèàöèîííîé àâàðèè, ÿâëÿþòñÿ: îïîâåùåíèå íàñåëåíèÿ îá àâàðèè è èíôîðìèðîâàíèå åãî î ïîðÿäêå äåéñòâèé â ñîçäàâøèõñÿ óñëîâèÿõ; óêðûòèå; èñïîëüçîâàíèå ñðåäñòâ èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû; ïðåäîòâðàùåíèå ïîòðåáëåíèÿ çàãðÿçíåííûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ è âîäû; ýâàêóàöèÿ íàñåëåíèÿ; îãðàíè÷åíèå äîñòóïà íà çàãðÿçíåííóþ òåððèòîðèþ.

Ìåðû çàùèòû: ïðåäîõðàíèòü îðãàíû äûõàíèÿ ñðåäñòâàìè çàùèòû — ïðîòèâîãàçîì, ðåñïèðàòîðîì, à ïðè èõ îòñóòñòâèè — âàòíî — ìàðëåâîé ïîâÿçêîé, øàðôîì, ïîëîòåíöåì, ñìî÷åííûìè âîäîé; çàêðûòü îêíà è äâåðè, îòêëþ÷èòü âåíòèëÿöèþ, âêëþ÷èòü ðàäèî, ðàäèîòî÷êó, òåëåâèçîð è æäàòü äàëüíåéøèõ óêàçàíèé; óêðûòü ïðîäóêòû ïèòàíèÿ â ïîëèýòèëåíîâûõ ìåøêàõ. Ñäåëàòü çàïàñ âîäû â åìêîñòÿõ ñ ïëîòíî ïðèëåãàþùèìè êðûøêàìè. Ïðîäóêòû è âîäó ïîìåñòèòü â õîëîäèëüíèê, øêàôû, êëàäîâêè; íå óïîòðåáëÿòü â ïèùó îâîùè, ôðóêòû, âîäó, çàãîòîâëåííûå ïîñëå àâàðèè; ñòðîãî ñîáëþäàòü ïðàâèëà ëè÷íîé ãèãèåíû; ïðèãîòîâèòüñÿ ê âîçìîæíîé ýâàêóàöèè. Ñîáðàòü äîêóìåíòû, äåíüãè, ïðîäóêòû, ëåêàðñòâà, ñðåäñòâà èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû; óêðûòüñÿ ïðè ïîñòóïëåíèè êîìàíäû â áëèæàéøåì çàùèòíîì ñîîðóæåíèè.

Ïîëíàÿ ñïåöèàëüíàÿ îáðàáîòêà — ýòî îáåççàðàæèâàíèå âñåãî òåëà ÷åëîâåêà äåçèíôèöèðóþùèìè âåùåñòâàìè, îáðàáîòêà ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, îáìûâêà, ñìåíà áåëüÿ è îäåæäû. Îíà îáÿçàòåëüíà äëÿ âñåõ ïîñëå âûõîäà èç çîíû çàðàæåíèÿ. Ïðîâîäèòñÿ íà ðàçâîðà÷èâàåìûõ äëÿ ýòîé öåëè ñòàöèîíàðíûõ îáìûâî÷íûõ ïóíêòàõ (ÑÎÏ) è ñïåöèàëüíûõ ïëîùàäêàõ. Äåçèíôèöèðóþùèì ðàñòâîðîì ñìà÷èâàþòñÿ ÷àñòè òåëà, ãî ëîâà è ïðîòèðàþòñÿ êîæíûå ïîêðîâû òåëà. Ïîñëå ïðîìûâêè ëþäè ïðîõîäÿò â îäåâàëüíîå îòäåëåíèå, ãäå ïðîâîäèòñÿ îáðàáîòêà ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ãëàç, íîñà è ïîëîñòè ðòà. Çäåñü æå âûäàþòñÿ îäåæäà è îáóâü ïîñëå îáåççàðàæèâàíèÿ èëè èç îáìåííîãî ôîíäà, à òàêæå ñðåäñòâà çàùèòû îðãàíîâ äûõàíèÿ.

×àñòè÷íàÿ ñïåöèàëüíàÿ îáðàáîòêà — ýòî ìåõàíè÷åñêàÿ î÷èñòêà è îáðàáîòêà îòêðûòûõ ó÷àñòêîâ êîæè, íàðóæíûõ ïîâåðõíîñòåé îäåæäû, îáóâè, ñðåäñòâ èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû. Îíà ïðîâîäèòñÿ â çîíå çàðàæåíèÿ, íîñèò õàðàêòåð âðåìåííîé ìåðû è íàïðàâëåíà íà ïðåäîòâðàùåíèå îïàñíîñòè âòîðè÷íîãî ïîðàæåíèÿ ëþäåé.

Äåçàêòèâàöèÿ — ýòî óäàëåíèå ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ ñ îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ ìåñòíîñòè, ñîîðóæåíèé, òðàíñïîðòà, îäåæäû, ïðîäîâîëüñòâèÿ, âîäû, ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà è èíûõ ïðåäìåòîâ äî äîïóñòèìûõ íîðì çàãðÿçíåíèÿ. Ïðîâîäèòñÿ îíà ìåõàíè÷åñêèì è ôèçèêî-õèìè÷åñêèì ìåòîäàìè.

Ìåõàíè÷åñêèé ìåòîä îáðàáîòêè — óäàëåíèå ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ ñ ïîâåðõíîñòè (ñìåòàíèå ñ çàðàæåííûõ îáúåêòîâ ùåòêàìè è äðóãèìè ïîäðó÷íûìè ñðåäñòâàìè, âûòðÿõèâàíèå, âûêîëà÷èâàíèå îäåæäû, îòìûâàíèå ñòðóåé âîäû è ò.ä.). Ýòîò ìåòîä íàèáîëåå äîñòóïåí è ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí ñðàçó ïîñëå âûõîäà ñ çàðàæåííîé òåððèòîðèè.

Äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè.

×àñòè÷íàÿ äåçàêòèâàöèÿ îðãàíèçóåòñÿ ñàìèì íàñåëåíèåì ïîñëå âûõîäà ñ çàãðÿçíåííîé òåððèòîðèè è ïðîâîäèòñÿ ñàìûìè ïðîñòåéøèìè ìåõàíè÷åñêèìè ñïîñîáàìè — âûòðÿõèâàíèåì, âûêîëà÷èâàíèåì ñ èñïîëüçîâàíèåì ùåòîê, âåíèêîâ è ïàëîê.  ðåçóëüòàòå äâóêðàòíîé îáðàáîòêè çàãðÿçíåííîñòü ñíèæàåòñÿ íà 90 — 95%.

Ïîñëå äåçàêòèâàöèè êàæäóþ âåùü ïîäâåðãàþò ïîâòîðíîìó äîçèìåòðè÷åñêîìó êîíòðîëþ, è åñëè óðîâåíü çàãðÿçíåííîñòè îêàæåòñÿ âûøå äîïóñòèìûõ íîðì, òî ðàáîòà ïðîâîäèòñÿ âòîðè÷íî.

Äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ â íàäåæíûõ ñðåäñòâàõ çàùèòû (ïðîòèâîãàçàõ, ðåñïèðàòîðàõ, âàòíî-ìàðëåâûõ ïîâÿçêàõ, çàùèòíûõ êîñòþìàõ).

Ñâîåâðåìåííî ïðîâåäåííûå ÷àñòè÷íûå äåçàêòèâàöèÿ è ñàíèòàðíàÿ îáðàáîòêà ìîãóò ïîëíîñòüþ ïðåäîòâðàòèòü èëè çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü ñòåïåíü ïîðàæåíèÿ ëþäåé ðàäèîàêòèâíûìè âåùåñòâàìè.

Ïîëíàÿ äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè ïðîâîäèòñÿ íà ñòàöèîíàðíûõ îáìûâî÷íûõ ïóíêòàõ, îñíàùåííûõ ñîîòâåòñòâóþùèìè óñòàíîâêàìè è ïðèáîðàìè.

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Â.Ê. Âåëèò÷åíêî «Ôèçêóëüòóðà áåç òðàâì».

2.Ãðàæäàíñêàÿ îáîðîíà” / Ïîä ðåäàêöèåé ãåíåðàëà àðìèè À. Ò. Àëòóíèíà -Ì.: Âîåíèçäàò, 1982.

3.Ãðàæäàíñêàÿ îáîðîíà /ïîä ðåä. Â. È. Çàâüÿëîâà. — Ì: Ìåäèöèíà, 1989.

4.Â.Â. Êóçüìåíêî, Ñ.Ì. Æóðàâëåâ «Òðàâìàòîëîãè÷åñêàÿ è îðòîïåäè÷åñêàÿ ïîìîùü».

5.Ðóêîâîäñòâî ïî ìåäèöèíñêîé ñëóæáå ãðàæäàíñêîé îáîðîíû /ïîä ðåä. À. È. Áóðíàçÿíà. — Ì: Ìåäèöèíà, 1983.

6.Õèðóðãèÿ Â.Ì.Áóÿíîâ, Þ.À.Íåñòåðåíêî.

Источник