Первая медицинская помощь при переломах бжд

Инфоурок

ОБЖ
›Презентации›»Переломы»- презентация по первой медицинской помощи (ОБЖ)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Первая доврачебная помощь - это комплекс простых, срочных, но, тем не менее,

Описание слайда:

Первая доврачебная помощь — это комплекс простых, срочных, но, тем не менее, очень эффективных мероприятий, которые следует проводить сразу после происшествия в порядке само- и взаимопомощи

2 слайд

- это нарушение анатомической целостности кости

Описание слайда:

— это нарушение анатомической целостности кости

3 слайд

Различают: Травматические переломы возникают в результате механического возде

Описание слайда:

Различают: Травматические переломы возникают в результате механического воздействия или травмы Патологические переломы возникают при наличии патологических процессов в кости (туберкулез, опухоль)

4 слайд

Травматические переломы делятся: закрытые Сопровождаются повреждением кожи и

Описание слайда:

Травматические переломы делятся: закрытые Сопровождаются повреждением кожи и других тканей

5 слайд

Симптомы и признаки переломов Хруст или щелчок Боль и чувствительность Измене

Описание слайда:

Симптомы и признаки переломов Хруст или щелчок Боль и чувствительность Изменение положения и формы конечности Нарушение функции Отек и гематома в зоне перелома Патологическая подвижность кости Открытая рана Кровотечение Внедрение в рану костных отломков

6 слайд

Задачи первой помощи при переломах Борьба с шоком, болью, кровотечением Преду

Описание слайда:

Задачи первой помощи при переломах Борьба с шоком, болью, кровотечением Предупреждение вторичного микробного загрязнения раны Иммобилизация поврежденной конечности Подготовка пострадавшего к транспортировке

7 слайд

Транспортная (временная) Лечебная (постоянная) иммобилизация Быстрое создание

Описание слайда:

Транспортная (временная) Лечебная (постоянная) иммобилизация Быстрое создание неподвижности конечностей в области перелома или другой поврежденной части тела

8 слайд

Правила транспортной иммобилизации Шины должны быть надежно закреплены и хоро

Описание слайда:

Правила транспортной иммобилизации Шины должны быть надежно закреплены и хорошо фиксировать область перелома Шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, последнюю предварительно надо обложить ватой или какой-либо тканью Создавая неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов — выше и ниже места перелома При переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности (коленный, голеностопный, тазобедренный)

9 слайд

Позволяет: избежать дальнейшего повреждения сосудов, нервов, мягких тканей о

Описание слайда:

Позволяет: избежать дальнейшего повреждения сосудов, нервов, мягких тканей острыми костными отломками, окружающими место перелома уменьшает опасность развития травматического шока, значительной кровопотери и инфекционных осложнений Использование транспортной иммобилизации Транспортная иммобилизация накладывается на несколько часов, иногда на несколько дней, если стационар оказывается далеко от места происшествия.

10 слайд

При кровотечении следует принять меры к его остановке любым возможным способо

Описание слайда:

При кровотечении следует принять меры к его остановке любым возможным способом При открытом переломе (перед иммобилизацией) кожу вокруг раны обработать любым антисептиком и наложить на рану стерильную повязку При возможности провести обезболивание Обеспечить надежную транспортную иммобилизацию На период транспортировки нужно укрыть пострадавшего Быстро доставить пострадавшего в лечебное учреждение Переносить пострадавшего с переломом можно только на небольшие расстояния и лучше на носилках   Первая помощь при переломах Запомни — не следует пытаться сопоставлять отломки кости, устранять изменение формы конечности (искривление) при закрытом переломе или вправлять вышедшую наружу кость при открытом переломе.

11 слайд

Иммобилизация сломанных конечностей Выполняется при помощи табельных шин: Лес

Описание слайда:

Иммобилизация сломанных конечностей Выполняется при помощи табельных шин: Лестничных Проволочных Фанерных Сетчатых

12 слайд

Использование подручного материала дощечками, пластинками фанеры, палками, лы

Описание слайда:

Использование подручного материала дощечками, пластинками фанеры, палками, лыжами, камышом, туго скрученной соломой.      Чаще всего на месте, где произошел несчастный случай, под руками не оказывается специальных шин — вместо них можно воспользоваться:

13 слайд

Использование подручного материала       Накладывание шины: Изготовляют дощеч

Описание слайда:

Использование подручного материала       Накладывание шины: Изготовляют дощечку (фанерки, палки и т. д.) такой длины, чтобы они захватывали не только место перелома, но и по одному суставу выше и ниже его Этими дощечками обкладывают поврежденный участок конечности так, чтобы создать ей полный покой, лишить возможности двигаться Бинтом или заменяющим его материалом (связанные косынки, полотенца, куски ткани) тщательно привязывают шины к неповрежденным частям тела Если нет материала для шин, то можно при повреждении руки подвесить ее, использовав для этой цели полу пиджака, майку, рубашку, или прибинтовать согнутую в локте руку к туловищу.

14 слайд

Первую помощь должны оказывать двое: Один поддерживает поврежденную руку и сл

Описание слайда:

Первую помощь должны оказывать двое: Один поддерживает поврежденную руку и слегка потягивает плечо Другой помещает одну шину с внутренней стороны руки так, чтобы ее верхний конец доходил до подмышечной впадины, а вторую шину кладет с наружной стороны руки (верхний конец этой шины должен выступать над плечевым суставом) После того как шины правильно наложены, их привязывают. Между туловищем и рукой следует положить свернутую одежду. Руку подвешивают на косынке. Иммобилизация при переломе плеча Плечом называется кость между локтем и ключицей.

15 слайд

Иммобилизация при переломе предплечья   В этом случае одну шину накладывают н

Описание слайда:

Иммобилизация при переломе предплечья   В этом случае одну шину накладывают на внутреннюю сторону предплечья (со стороны ладони), другую — на наружную Обе шины должны быть такой длины, чтобы выступали за локоть и доходили до пальцев Руку сгибают в локтевом суставе Шины прибинтовывают в двух или в трех местах, не затрагивая пальцев Предплечье подвешивают на косынке ладонью внутрь — это перелом костей между локтем и кистью руки.

16 слайд

Руку подвешивают так же, как при переломе предплечья, и следят за тем, чтобы

Описание слайда:

Руку подвешивают так же, как при переломе предплечья, и следят за тем, чтобы кисть не свисала. Иммобилизация при переломе кисти Если есть подозрение на перелом кисти, надо вложить в поврежденную руку комок какой-либо материи и в таком положении забинтовать ее.

17 слайд

Иммобилизация при переломе бедра Длинная шина начинается от подмышечной впади

Описание слайда:

Иммобилизация при переломе бедра Длинная шина начинается от подмышечной впадины и заходит за пятку, более короткая, начинается от паха. Обе шины укрепляют в 2—3 местах на бедре и в 2 местах на голени. Длинную шину, кроме того, прибинтовывают к туловищу. Первую помощь оказывают трое: Один становится у ног пострадавшего, берет одной рукой за пятку, другой за тыльную сторону стопы и во время наложения шин слегка потягивает к себе поврежденную конечность Второй поддерживает пострадавшего за туловище, чтобы он не съезжал Третий накладывает шины Если шину сделать не из чего, можно прибинтовать поврежденную ногу к здоровой

Читайте также:  Первая мед помощь при закрытых переломах кратко

18 слайд

Иммобилизация при переломе голени Для иммобилизации нужны два человека: Один

Описание слайда:

Иммобилизация при переломе голени Для иммобилизации нужны два человека: Один держит поврежденную конечность так же, как при переломе бедра, другой накладывает шины (они должны захватывать ногу от середины бедра до пятки) Одна шина накладывается с наружной стороны голени, другая с внутренней (укрепляют шины на бедре, ниже колена и несколько выше голеностопного сустава) При переломах в верхней части голени и коленном суставе шины накладывают как при переломе бедра

19 слайд

  Первая помощь: Создать покой Уложить пострадавшего спиной на широкую ровную

Описание слайда:

  Первая помощь: Создать покой Уложить пострадавшего спиной на широкую ровную твердую поверхность (деревянный щит, доска) В крайнем случае, когда доски или другого предмета с ровной поверхностью нет, осторожно поворачивают больного на живот; в таком положении укладывают на носилки и немедленно доставляют в лечебное учреждение. Перелом позвоночника Признаки: сильная боль в спине при малейшем движении. Поврежденный позвоночник может сдавить спинной мозг или острыми краями ранить его. Нельзя: сажать и ставить на ноги пострадавшего Возникает при падении с высоты, сильном ударе в спину и т.д.

20 слайд

Иммобилизация при переломе костей таза Первая помощь: Придать пострадавшему п

Описание слайда:

Иммобилизация при переломе костей таза Первая помощь: Придать пострадавшему положение, при котором реже возникают или усиливаются боли или менее всего возможны повреждения внутренних органов Положить пострадавшего на ровную твердую поверхность ( жесткие носилки или деревянный щит спиной вниз) Ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах, бедра несколько развести в стороны (положение лягушки) Под колени положить плотные валики из одежды, одеял и т.п. высотой 25 – 30 см Для предупреждения соскальзывания пострадавшего фиксируют Провести противошоковые мероприятия Признаки: сильная, резкая боль в области таза при малейшем движении конечностями и изменении положения пострадавшего.

21 слайд

Шины накладывают так же, как и при переломе бедер Если шин нет, можно туго об

Описание слайда:

Шины накладывают так же, как и при переломе бедер Если шин нет, можно туго обернуть вокруг таза полы одежды и связать их Затем под пострадавшего нужно осторожно подвести широкую доску, ноги в коленях слегка согнуть и подложить под них скатанную одежду Перекладывают пострадавшего на носилки только вместе с доской Повреждения костей таза требуют особой осторожности, так как даже незначительные движения ног вызывают иногда смещение костей, которые своими острыми краями могут поранить внутренние органы. а) укладывание пострадавшего б) положение пострадавшего

22 слайд

Ситуационные задачи

Описание слайда:

Ситуационные задачи

23 слайд

Ситуационные задачи

Описание слайда:

Ситуационные задачи

Выберите книгу со скидкой:

Первая медицинская помощь при переломах бжд

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Первая медицинская помощь при переломах бжд

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности

Первая медицинская помощь при переломах бжд

Курс повышения квалификации

Первая медицинская помощь при переломах бжд

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Оставьте свой комментарий

Источник

Перелом руки – один из наиболее частых видов переломов, встречающихся в быту. Очень важно уметь оказывать первую помощь. Самым важным является вовремя иммобилизовать руку, иначе закрытый перелом может превратиться в открытый. Для иммобилизации к руке необходимо приложить шину и зафиксировать. В качестве шины можно использовать подручные материалы: доску, фанеру, толстую ветку и тд. Существуют несколько разновидностей шин, подбирать которые необходимо в зависимости от вида перелома.

Лестничная шина Крамера изготавливается из проволоки. Ее необходимо накладывать поверх одежды. Шину моделируют по здоровой руке, а затем накладывают на поврежденную конечность. Важно, чтоб шина охватывала два сустава.

Пневматические шины представляют собой герметичные камеры, внутрь которых помещается конечность. Различают три основных типа пневматических шин – для кисти и предплечья, для стопы и голени и для бедра. Этот тип шин прост в применении и наиболее часто используется не только сотрудниками «скорой помощи», но и службами МЧС, медицины катастроф, в спортивной медицине. Эти виды шин можно использовать не только при переломе, но и при ушибах, кровоизлияниях, повреждениях суставов.

При сильной боли можно принять анальгезирующий препарат – анальгин, кеторол, ибупрофен. Руку с шиной подвесить в согнутом в локте положении. При развитии болевого шока – то есть реакции организма на боль, при которой страдает нервная и сердечно-сосудистая система, важно принять незамедлительные меры. В противном случае, такое состояние может привести к смерти. Важно оказать первую помощь пострадавшему до приезда скорой помощи. О развитии болевого шока у пострадавшего свидетельствуют спутанность сознания, заторможенность, бледность, понижение температуры тела, снижение тонуса мышц, больной не понимает, что с ним происходит. На следующей стадии снижается артериальное давление до 90-100 мм рт.ст, учащенный пульс до 120 уд. в мин., холодный пот.

Пострадавшего с симптомами болевого шока необходимо согреть с помощью грелок, одеял, отпоить горячим чаем. При рвоте или ранениях брюшной полости пить запрещено.

Читайте также:  Первая помощь при переломах вывихах порезах

Транспортировать пострадавшего можно только после устранения симптомов шока.

При открытом переломе руки в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Для этого необходимо наложить жгут на область выше раны. Жгут представляет из себя прочную резиновую полоску. Жгут накладывают на 30-40 минут, в зависимости от состояния человека, времени года. Более длительное наложение может быть чревато некрозом, ведь конечность по сути отключают от кровотока, что может быть чревато развитием кислородного голодания. Что делать если под рукой не оказалось жгута? Можно наложить импровизированное средство, например, кусок ткани, ленты, веревки, собственный ремень и др.

Существуют две разновидности жгутов – ленточные и воронкообразные. Ленточный жгут – это небольшой отрезок ленты из резины. На нем могут быть нанесены отверстия для кнопок, или кнопки, которые позволяют его застегнуть.

Воронковые жгуты обычно используются в экстремальных условиях. Они представляют собой широкую синтетическую ленту, застегивающуюся с помощью липучки, которая обеспечивает надежную фиксацию. Часто такие жгуты снабжены медицинским маячком, который отслеживает время наложения.

Рану обработать антисептиком для того, чтобы предупредить попадание инфекции. После остановки кровотечения и обработки раны руку необходимо зафиксировать.

Источник

Тема урока: Оказание первой помощи при переломах.

Урок по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс

Тема урока: Оказание первой помощи при переломах

Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.

Задачи урока:

  • Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.

  • Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.

  • Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

  • Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Место урока:

Предыдущий урок по теме: «Кровотечения и способы остановки кровотечений» необходим для качественного овладения темой «Переломы и оказание первой помощи при них». Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей при переломах».

Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО

  • Здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ технологии

В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.

Мотивация – основное условие интерактивного обучения. На уроке использованы следующие методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

  • Эмоциональные: создание ситуации успеха;

  • Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситруаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;

  • Волевые: формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности

  • Социальные: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.

Интерактивные формы организации учебного процесса на уроке (это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения – опору на опыт, активность учащихся, позицию учителя — консультанта-фасилитатора):

  • Статичные пары;

  • Пары сменного состава;

  • Статичные группы;

  • Творческие мастерские.

Интерактивные методы:

  • Диалог;

  • Полилог;

  • Круг идей;

  • Минипроект.

Приемы работы на уроке:

  • «Карусель»;

  • «Броуновское движение»;

  • «Дерево решений»;

  • «Рука».

Преимущества данных приемов работы:

  • Детям легче и приятней работать общаясь;

  • Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения)

Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму, организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников, которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.

Фасилитаторская позиция учителя на уроке(консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).

достоинства

недостатки

  • Обращение к личному опыту учащихся

  • Активность учащихся

  • Разумное сочетание теории и практики

  • Легкость восприятия, усвоения

  • Творчество участников

  • Многообразие точек зрения

  • Взаимопонимание участников

  • Шлифовка мастерства учителя

  • Низкая возможность вносить готовую структуру в опыт

  • Сужено изложение теории

  • Сложно соблюсти временные рамки

  • Сложность точного планирования

  • Высокие энергозатраты ведущего (учителя)

Учтен и дифференцированный подход на уроке. Так информационный материал на карточках-посредниках имеет разный уровень сложности. Учащиеся с высокой степенью развития познавательного интереса готовили к уроку минипроекты по здоровьесбережению, провели исследовательскую работу по теме «Интересные факты о скелете и костях», участвовали в подготовке презентации к уроку. Внутри малых групп роли распределены между сильными и слабыми учениками.

Формы отчета работы групп:

  • Презентация;

  • «Дерево решений»

Использование в работе технологий интерактивного обучения дает

Ученику:

  • Развитие личностной рефлексии;

  • Осознание включенности в общую работу;

  • Становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

  • Развитие навыков общения;

  • Повышение познавательной, социальной и физической активности;

Классу:

  • Формирование класса как групповой общности

Учителю:

  • Нестандартное отношение к организации образовательного процесса.

Вводная часть урока.

Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлых занятиях.

Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся? Почему?

Учитель обращает внимание на тему урока «Переломы и оказание первой помощи при них» СЛАЙД №1 Презентации. <Приложение №1>

Действительно, переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека.

Читайте также:  Открытые и закрытые переломы конечностей первая помощь

Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним основные изученные нами вопросы по теме «Кровотечения». И поможет нам в этом известный вам прием «Карусель».

Каждый из вас дома подготовил вопрос для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить каждые 30 секунд. Переход осуществляем по моей команде против часовой стрелки.

Учащиеся в центре класса образуют внутренний и внешний круги «Карусели».

<Приложение № 2>.

Основная часть урока. Изучение нового материала.

Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке. Какими знаниями и навыками должны овладеть?

Используйте для этого приемы игры «Рука». Протяните руку своему соседу по парте, работайте вместе и дружно.

<Приложение № 2>.

Учитель предлагает одной из пар вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока. СЛАЙД №2

Ребята, как по — вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним <Приложение № 3 >. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.

Работа с карточками-посредниками.

Карточки – посредникиподготовлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся, но количество карточек разных цветов в классе должно быть одинаковым. Они имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме. На основе этих карточек ученики ведут свой сочетательный диалог.

Примерное содержание карточек <Приложение № 4>

Прием «Броуновское движение» <Приложение №2>

О времени смены деятельности предупреждает учитель. Учитель наблюдает за ходом работы учащихся на уроке, корректирует ее по мере необходимости, помогает.

Выход из работы (настроение, продуктивность, с кем понравилось работать больше).

Четыре ученика (выбираются малыми группами) излагают материал урока по своим карточкам перед классом.

Учащиеся сопровождают свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее вместе с учителем. Эти учащиеся отличаются высоким уровнем познавательной активности. А 4-й ученик представляет первый исследовательский проект, подготовленный к уроку группой учащихся.

1-й ученик СЛАЙДЫ №3,4,5,6,7

2-й ученик СЛАЙДЫ №8

3-й ученик СЛАЙДЫ №9,10,11

4-й ученик СЛАЙДЫ №12,13,14,15,16

Применение знаний в новой нестандартной ситуации.

А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая рабочая группа предложит свой вариант решения данной задачи.

Нестандартная проблемная ситуация

В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.

Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО – это основное правило построения нашего «Дерева решений» <Приложение №2>

Заключительная часть урока.

Группа ребят представляет 2-й исследовательский проект, подготовленный к уроку учащимися по теме: «Интересные, удивительные и занимательные факты. Кости».

Проблема лечения переломов всегда являлась значимой, как для отдельного индивида, так и для социума. Во всех человеческих цивилизациях есть аналог профессии «костоправа» — человека, который профессионально занимается восстановлением сломанных конечностей людей и животных. Так, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.

Презентация. < Приложение № 1>

СЛАЙДЫ №18,19,20,21,22,23

Рефлексия.

Ребята, легко ли быть учителем?

Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?

Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?

Что оказалось сложным для вас?

Заполнение карточки самоконтроля и самооценки учащегося. < Приложение № 5>

Домашнее задание.

Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или пополнить копилку интересных фактов о костях.

Параграф учебника.

Используемая литература и информационные ресурсы:

[1]. Смирнов А.Т. ОБЖ учебник 7 класс – Москва: Просвещение, 2010г.

[2]. Журнал ОБЖ №9, 2004г. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ.

[3]. Никишина И.В. Интерактивные формы обучения, 2007г.

[4]. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя, 2002г.

[5]. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы» Москва, 2005г.

[6]. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. Москва: Народное образование, 2004г.

[7]. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах. Школьные технологии, 2006г.

[8]. Козина Е.В. доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО. Лекция «Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса».

[9]. Вишневская Е.Л. Учебное пособие по основам оказания первой помощи для учащихся 4-11 классов.

[10]. https://www.zanyatiya.ru/index.htm

[11].https://www.poznovatelno.ru/child/man/arrangement/11857.html

[12]. https://anatomia2011.narod.ru/

[13]. https://oz-moll.ru/10-sposobov-ukrepit-kosti/

[14]. https://ladymoon.ru/kak-ukrepit-kosti.html

[15].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5&stype=image&noreask=1&lr=192

[16].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%8B&stype=image&noreask=1&lr=192

Источник