Первая помощь при переломах вывихах ушибах и растяжении связок методический план

  УТВЕРЖДАЮ

Начальник ПЧ по охране

окатыш»

подполковник вн. службы

«___» ____________200  г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по ООТП и ПАСР

с личным составом

Тема: «Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок»

Цель: приобрести навыки оказания первой помощи.

Метод проведения занятия: классно-групповое.

Место проведения занятия: учебный класс Учебное время: 2 часа.

1.Литература:  1. Уч. «Гражданская оборона», «Первая мед. помощь»

2.Развернутый план занятия.

п/п

Учебные вопросы

Время

Содержание учебного вопроса

1.

2.

3.

4.

1.

Вводная часть

10 мин

    Проверяю наличие лс. Провожу опрос по ранее пройденной теме. Довожу тему занятия и цель. Провожу опрос лс на предмет знаний по данной теме.

2.

Основная часть

Переломы

Растяжения

Вывихи

Ушибы

60 мин

ПЕРЕЛОМ — это нарушение целости костей. Различают открытые переломы, когда нарушена целость кожи, и закрытые. Переломы костей являются тяжелым повреждением и требуют немедленного оказания первой помощи.
ПРИЗНАКИ: в месте перелома — боль, форма конечности изменена(искривлена, укорочена) имеется ненормальная подвижность кости в
месте травмы, возможен хруст от трения обломков кости друг о друга (осторожно)!
       Иммобилизация.

Основной мерой оказания первой помощи при повреждениях костей и суставов является создание покоя поврежденного участка тела. Состояние покоя достигается иммобилизацией (фиксацией) служащей мерой борьбы с болью, шоком и защитой от распространения раневой инфекции. Иммобилизация осуществляется наложением шин, которые накладывают так, чтобы суставы выше и ниже места перелома были бы неподвижны. При этом конечность надо фиксировать в том положении, в котором вы ее застали.
       Пострадавшему надо дать обезболивающий препарат — анальгин, амидопирин, а также горячий чай, кофе. С поврежденной конечности снять обувь и одежду (лучше не стягивая, а разрезая).
       Открытые переломы обрабатывают по принципу обработки ран. На рану накладывают повязку. При сильном кровотечении выше места перелома накладывают жгут, а затем осуществляют иммобилизацию конечности.
       ВНИМАНИЕ! Нельзя насильно вправлять конечность, удалять из раны или вправлять в нее костные обломки, удалять из раны инородные предметы. Обращение с поврежденной конечностью должно быть очень бережным, осторожным.
               

При открытых переломах необходимо:

а)  удалить с окружающей кожи и поверхности раны свободнолежащие инородные тела
б)  обработать кожу вокруг раны йодом, «зеленкой»,спиртом;
в)  припудрить рану порошком стрептоцида, пенициллина или стрептомицина;
г)  наложить на рану стерильную повязку;
д)  ввести под кожу 1500 АЕ противостолбнячной сыворотки;
е)  произвести иммобилизацию с помощью шин или подручных средств.
  РАСТЯЖЕНИЯ  И  РАЗРЫВЫ  СВЯЗОЧНОГО 
               АППАРАТА СУСТАВОВ

       ПРИЧИНЫ. Чрезмерная нагрузка на сустав в функционально невыгодном для него положении.
       ПРИЗНАКИ. Резкая боль в области суставов. Кровоизлияние и отек в области суставов. Усиление болезненности при движении в суставе. В отличие от переломов и вывихов при растяжении и разрыве связок отсутствует резкая деформация и болезненность в области суставов при нагрузке по оси конечности. Чаще всего встречаются растяжения связок голеностопного и коленного суставов.
       НЕОБХОДИМЫЕ  МЕРОПРИЯТИЯ.
       1. В первые часы после травмы применять холодом на область сустава и фиксировать сустав эластичными или марлевыми бинтами.
       2. При значительных степенях растяжения наложить шину. Шина накладывается так, чтобы были фиксированы суставы выше и ниже места растяжения. 
       При растяжении связок голеностопного сустава шина накладывается по подошвенной поверхности стопы и задней поверхности голени от концов пальцев до верхней трети голени. Нога должна быть согнута в голеностопном суставе под углом 90 градусов.
       При растяжении связок коленного сустава шина накладывается по задней поверхности ноги от концов пальцев до верхней трети бедра. Стопа должна быть согнута в голеностопном суставе по углом 90 градусов.
       3. Дать внутрь анальгетик.
       4. Транспортировать сидя или лежа.

  ВЫВИХИ

       ПРИЗНАКИ. Резкая боль в области сустава. Усиление болезненности в суставе при попытке движения. Ограничение или полная невозможность движений в суставе. Наиболее часто встречаются вывихи в локтевом, плечевом и тазобедренном суставах
       

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Попытка вправить вывих опасна. Может наступить смещение обломков костей при одновременном сочетании вывиха и перелома. Поэтому все мероприятия должны быть ограничены оказанием первой помощи. Оказание первой помощи, иммобилизация поврежденной конечности, транспортировка осуществляется по тем же принципам, что и при переломах.

УШИБ

может произойти при ударе или падении. Признаками ушиба является боль на  месте травмы, припухлость и появление кровоподтека, который через несколько дней приобретает вид синяка.

Первая помощь заключается в борьбе с болью и нарастающим кровоизлиянием. Для этого надо создать покой, придать пострадавшей части тела возвышенное положение, чтобы уменьшить отек, охладить ушибленное место пузырем со льдом или холодным компрессом. Под действием холода кровеносные сосуды сужаются и кровоизлияние уменьшается

3.

Заключительная часть

10 мин

— Подвожу итоги занятия.

— Даю задание на самоподготовку.

— Заполняю учебный журнал.

3. Пособия и оборудование, используемые на занятии:  .

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к

следующему занятию: Изучение данной  темы 

«___»________________200  г.

Руководитель занятия:_________________________________  ______________

Источник

Травма — анатомические и функциональные нарушения тканей и органов, возникающие в результате действия факторов внешней среды. Факторы:

— механические (удар, сдавление, растяжение),

— физические (тепло, холод, электричество, радиоактивное излучение),

— химические (действие кислот, щелочей, ядов),

— психические (испуг, страх).

Они могут быть закрытыми и открытыми.

Закрытые: ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы.

Открытые: раны, открытые переломы костей.

Виды травматических повреждений:

— одиночные,

— множественные (повреждение одной анатомической области в нескольких местах),

— сочетанные (повреждения различных анатомических областей одним поражающим фактором),

— комбинированные (повреждения двумя и более повреждающими агентами).

Вывод по вопросу: Для изучения первой помощи при различных видах травм важно знать возможные причины.

Вывих — смещение суставных концов костей, частично или полностью нарушающее их взаимное соприкосновение.

Травматические вывихи составляют 80-90% от всех случаев. При этих вывихах наблюдается разрыв капсулы сустава. Вывихи в коленных, локтевых, голеностопных суставов сопровождаются разрывом связочного аппарата. Вывихи могут быть осложненными: при открытом вывихе имеется рана в области сустава.

Основные признаки:

1) Боль в области сустава;

2) Ограничение подвижности в поврежденном суставе;

3) Усиление боли при попытке движения в суставе;

4) Может отмечаться онемение конечности при сдавлении нервных стволов вывихнутым фрагментом сустава;

5) Конечность находится в вынужденном положении;

6) Заметна деформация в области сустава.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03»;

3.Если есть рана, закрыть её стерильной салфеткой, наложить повязку;

4.Фиксировать поврежденную конечность;

5.При вывихах суставов верхней конечности подвесить её косыночной повязкой;

6.При вывихах суставов нижней конечности положить пострадавшего;

7.Обезболить по возможности;

8.Контролировать состояние;

9.Передать пострадавшего «03».

Растяжение – это повреждение тканей с частичным разрывом их при сохранении анатомической непрерывности.

Основные признаки: боль, кровоподтек, припухлость и нарушение функции поврежденного органа или области.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03» при необходимости;

3.Фиксировать поврежденную конечность, наложить давящую повязку;

4.Обезболить по возможности;

5.Обеспечить покой и придать возвышенное положение поврежденной конечности;

6.Контролировать состояние;

7.Передать пострадавшего «03».

Ушиб – это повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи.

Основные проявления: боль, кровоподтек, припухлость и нарушение функции поврежденного органа или области.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03» при необходимости;

3.Придать возвышенное положение поврежденной конечности и обеспечить покой;

4.Обезболить по возможности;

5.При необходимости фиксировать поврежденную конечность;

6.Контролировать состояние;

7.Передать пострадавшего «03».

Перелом — это нарушение целостности кости. Бывают переломы травматические и патологические (при остеомиелите, опухоли, туберкулезе).

Травматические переломы делятся:

1) закрытые повреждения кости;

2) открытые, при наличии повреждения кожи в зоне перелома. Открытые переломы опаснее закрытых, так как возможно инфицирование и развития остеомиелита, что значительно затрудняет срастание костных отломков. Перелом может быть:

1) полным;

2) неполным.

Переломы бывают самой разнообразной формы: поперечные, косые, спиральные, продольные. Часто наблюдаются оскольчатые переломы, когда кость разбита на отдельные осколки. Этот вид чаще встречается при огнестрельных ранениях.

Перелом, возникающий от сжатия или сплющивания, называется компрессионным.

Переломы бывают 1) без смещения;

2) со смещением отломков кости. В зависимости от характера травмы, локализации перелома, силы мышц и т.д. смещения костных отломков могут быть различных видов: смещения под углом, смещения по длине и боковые смещения. Встречаются вколоченные переломы, когда один из отломков внедряется в другой.

Особенности переломов у детей и лиц пожилого возраста: у детей переломы бывают по типу “зеленой ветки”; у пожилых людей — чаще оскольчатые переломы.

Признаки переломов:

1) резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке;

2) изменение положения и формы конечности;

3) нарушение ее функции (невозможность пользоваться конечностью);

4) появление отечности и кровоподтека в зоне перелома;

5) укорочение конечности и патологическая (ненормальная) подвижность кости.

При открытом переломе часто в рану выступает отломок кости, что прямо указывает на перелом.

Осложнения перелома: кровотечение; травматический шок; повреждения внутренних органов; воспаление.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Остановить артериальное кровотечение, если оно есть;

3.Вызвать «03»;

4.Закрыть рану стерильной салфеткой, наложить повязку (при открытых переломах);

5.Провести иммобилизацию конечности (создание неподвижности костей в области перелома);

6.Обезболить по возможности (борьба с шоком);

7.Контролировать состояние пострадавшего;

8.Передать «03».

Правила наложения транспортных шин:

1)В качестве шин могут быть использованы подручные средства (доски, палки, картон…);

2)Шина должна захватывать не менее 2 смежных суставов. При переломах бедренной и плечевой костей захватывают 3 сустава;

3)Шины моделируются по здоровой конечности;

4)Шина должна быть надёжно закреплена;

5)Между шиной и участками тела необходимо проложить мягкий материал.

Вывод по вопросу: Для более быстрого оказания первой помощи нужно знать характеристики травм и их различия.

Вывод по пройденной теме: «Травмы опорно-двигательного аппарата часто встречаются в быту, поэтому нужно знать правила оказания первой помощи».

Источник

Ïåðåëîìû êîñòåé ìîãóò ïðîèçîéòè â ðåçóëüòàòå ñèëüíîãî óäàðà, ïàäåíèÿ è ò.ä.

Ðàçëè÷àþò çàêðûòûå ïåðåëîìû, êîãäà êîñòü ñëîìàíà, íî öåëîñòü êîæè íà ìåñòå ïåðåëîìà íå íàðóøåíà, è îòêðûòûå ïåðåëîìû, êîãäà â îáëàñòè ïåðåëîìà èìååòñÿ ðàíà. Îêàçûâàÿ ïåðâóþ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå, íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü íåïîäâèæíîñòü ìåñòà ïåðåëîìà, ÷åì óìåíüøàåòñÿ áîëü è ïðåäîòâðàùàåòñÿ äàëüíåéøåå ñìåùåíèå êîñòíûõ îáëîìêîâ. Ýòî äîñòèãàåòñÿ íàëîæåíèåì íà ïîâðåæäåííóþ ÷àñòü òåëà èììîáèëèçèðóþùåé, òî åñòü ñîçäàþùåé íåïîäâèæíîñòü ïîâÿçêè.

Äëÿ èììîáèëèçàöèè èñïîëüçóþò ãîòîâûå, ñòàíäàðòíûå øèíû. Îäíàêî â ðÿäå ñëó÷àåâ èõ â ðàéîíå ïîðàæåíèÿ ìîæåò íå áûòü. Ïîýòîìó îêàçûâàþùèå ïîìîùü äîëæíû óìåòü èñïîëüçîâàòü äëÿ øèíèðîâàíèÿ ïîäðó÷íûé ìàòåðèàë (ïàëêè, òðîñòè, ëûæè, çîíòû, ïîäõîäÿùåãî ðàçìåðà äîñêè, êóñêè ôàíåðû, ëèíåéêè, ïó÷êè ïðóòüåâ êàìûøà è ò.ï.) .

Ïðè íàëîæåíèè øèíû ñëåäóåò îáÿçàòåëüíî îáåñïå÷èòü íåïîäâèæíîñòü, ïî êðàéíåé ìåðå äâóõ ñóñòàâîâ — îäíîãî âûøå ìåñòà ïåðåëîìà, äðóãîãî — íèæå ìåñòà ïåðåëîìà, à ïðè ïåðåëîìå êðóïíûõ êîñòåé äàæå òðåõ.

Íàêëàäûâàÿ øèíû, íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ñëåäóþùèå ïðàâèëà: — ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü íåëüçÿ âûòÿãèâàòü; — åñëè â ìåñòå ïåðåëîìà èìååòñÿ îòêðûòàÿ ðàíà è íàáëþäàåòñÿ ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå, òî ñíà÷àëà íàêëàäûâàþò æãóò âûøå ðàíû è ïåðåëîìà, çàòåì ïîâÿçêó íà ðàíó, à ïîñëå ýòîãî — øèíû ñ äâóõ ñòîðîí êîíå÷íîñòåé; — îáå øèíû äîëæíû çàõâàòûâàòü ñóñòàâû, ðàñïîëîæåííûå âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà; — øèíà ïåðåä íàëîæåíèåì äîëæíà áûòü îáåðíóòà âàòîé èëè ìÿãêîé òêàíüþ.

 ñëó÷àå çàêðûòîãî ïåðåëîìà ïåðâóþ ïîìîùü íóæíî îêàçûâàòü îñòîðîæíî, ÷òîáû íå âûçâàòü äîïîëíèòåëüíûõ ïîâðåæäåíèé â ðåçóëüòàòå ñìåùåíèÿ îáëîìêîâ êîñòåé.

Øèíà äîëæíà ïðèëåãàòü ê ñëîìàííîé êîíå÷íîñòè. Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ ðóêó ñãèáàþò â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä ïðÿìûì óãëîì òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû ëàäîíü áûëà ïîâåðíóòà ê ãðóäíîé êëåòêå, çàòåì íàêëàäûâàþò øèíó òàê, ÷òîáû ïàëüöû ðóê îõâàòûâàëè îäèí åå êîíåö, à âòîðîé çàõîäèë çà ëîêòåâîé ñóñòàâ.  òàêîì ïîëîæåíèè øèíó çàêðåïëÿþò áèíòîì èëè äðóãèì ìàòåðèàëîì, à ðóêó ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêå.

Ïðè ïåðåëîìå ïëå÷åâîé êîñòè ïðåäïëå÷üå íóæíî ñîãíóòü ïîä ïðÿìûì óãëîì â ëîêòåâîì ñóñòàâå, à íà ñëîìàííóþ êîñòü ïëå÷à íàëîæèòü ïî âîçìîæíîñòè äâå øèíû: îäíó — ñ íàðóæíîé ñòîðîíû ïëå÷à òàê, ÷òîáû îäèí åå êîíåö áûë âûøå ïëå÷åâîãî ñóñòàâà, âòîðîé ÷óòü íèæå ëîêòåâîãî ñóñòàâà, à äðóãóþ — îò ïîäìûøå÷íîé âïàäèíû äî ëîêòåâîãî ñóñòàâà. Çàòåì îáå øèíû ïðèáèíòîâûâàþò ê ïëå÷ó è ñîãíóòîå ïðåäïëå÷üå ïîäâåøèâàþò íà ðåìåíü, êîñûíêó è ò.ï.

Äëÿ íàëîæåíèÿ øèííîé ïîâÿçêè ïðè ïåðåëîìå áåäðà íåîáõîäèìî èìåòü, ïî êðàéíåé ìåðå, äâå áîëüøèå øèíû. Îäíó øèíó íàëîæèòü ïî íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, ïðè ýòîì øèíà äîëæíà áûòü òàêîé äëèíû, ÷òîáû îäèí åå êîíåö íàõîäèëñÿ ïîäìûøêîé, à äðóãîé íåìíîãî âûñòóïàë çà ñòîïó.

Âòîðóþ øèíó íàëîæèòü ïî âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè íîãè ñ òàêèì ðàñ÷åòîì, ÷òîáû îäèí êîíåö åå äîñòèãàë îáëàñòè ïðîìåæíîñòè, à äðóãîé — íåñêîëüêî âûñòóïàë çà êðàé ñòîïû (ïîäîøâû) .  òàêîì ïîëîæåíèè øèíû ïðèáèíòîâûâàþòñÿ. Ïðè ýòîì øèðîêèì áèíòîì, ïîÿñíûì ðåìíåì èëè ïîëîòåíöåì âåðõíþþ ÷àñòü íàðóæíîé øèíû ïðèêðåïèòü ê òóëîâèùó.

Ïðè ïåðåëîìå ãîëåíè ïåðâàÿ ïîìîùü îêàçûâàåòñÿ òàê æå, êàê è ïðè ïåðåëîìå áåäðà.

Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìå êëþ÷èöû íåîáõîäèìî ïðåæäå âñåãî ïîäâåñèòü ðóêó íà êîñûíêó, çàòåì ñøèòü äâà âàòíî-ìàðëåâûõ êîëüöà, íàäåòü èõ ïîñòðàäàâøåìó íà ðóêè è ïîäâèíóòü äî ïëå÷åâûõ ñóñòàâîâ, ïëå÷è ïîñòðàäàâøåãî ìàêñèìàëüíî îòâåñòè íàçàä, à êîëüöà ñçàäè, íàä ëîïàòêàìè, ñâÿçàòü.

Ïðè ïåðåëîìå òàçà ðàíåíîãî íóæíî óëîæèòü íà ñïèíó, ñîãíóòü íîãè â êîëåíÿõ è ïîëîæèòü ïîä îáëàñòü êîëåííûõ ñóñòàâîâ ñâåðíóòîå ïàëüòî, ïîäóøêó è ò.ï., ñ òåì ÷òîáû óìåíüøèòü íàïðÿæåííîñòü ìûøö æèâîòà.

Ïðè ïîâðåæäåíèè ïîçâîíî÷íèêà ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî ïîëîæèòü íà òâåðäóþ ïîäñòèëêó (äîñêó, ôàíåðó, äâåðü è ò.ä.) — íà ñïèíó èë æèâîò, â çàâèñèìîñòè îò òîãî, â êàêîì ïîëîæåíèè îí íàõîäèòñÿ. Ïîäíèìàòü ïîñòðàäàâøåãî ñëåäóåò î÷åíü îñòîðîæíî, ïðèâëåêàÿ äëÿ ýòîãî òðåõ-÷åòûðåõ ÷åëîâåê, èçáåãàòü ïðè ïîäúåìå ëþáûõ ñîòðÿñåíèé è ñãèáîâ ïîçâîíî÷íèêà.

Ïðè ïåðåëîìàõ ðåáåð íà ãðóäíóþ êëåòêó íóæíî íàëîæèòü òóãóþ êðóãîâóþ ïîâÿçêó.

Ïðè ïåðåëîìàõ ÷åëþñòè íàäî ïðèêðûòü ðîò, ïîòîì ôèêñèðîâàòü ÷åëþñòü ïðàùåâèäíîé ïîâÿçêîé

Ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê ïîëó÷àþò, íåëîâêî ñòóïèâ èëè ñïîòêíóâøèñü. Ïðè ýòîì â ñóñòàâå ïðîèñõîäèò íàäðûâ ñâÿçîê, îáëàñòü ñóñòàâà ïðèïóõàåò.

Ïðèçíàêè: áîëü, â ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ êðîâîïîäòåê.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïðè ïîâðåæäåíèÿõ êîñòåé è ñóñòàâîâ íåîáõîäèìî ñîçäàòü ïîêîé ïîâðåæäåííîìó ó÷àñòêó òåëà. Ýòî äîñòèãàåòñÿ èììîáèëèçàöèåé (ôèêñàöèåé), êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ìåðîé áîðüáû ñ áîëüþ, ïðîòèâîøîêîâûì ìåðîïðèÿòèåì è ñðåäñòâîì çàùèòû îò ðàñïðîñòðàíåíèÿ ðàíåíîé èíôåêöèè. Ê îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ ïðèêëàäûâàþò õîëîä—ëåä èëè õîëîäíóþ âîäó â ïî ëèýòèëåíîâîì ïàêåòå. Ïîñòðàäàâøåìó äàþò îáåçáîëèâàþùèé ïðåïàðàò àíàëüãèí, àìèäîïèðèí. Ïðè ëþáîì ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê íàäî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó, òàê êàê íåëüçÿ èñêëþ÷èòü òðåùèíó êîñòè.

Âûâèõ — ýòî ïîâðåæäåíèå ñóñòàâà, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ñìåùåíèåì ïîâåðõíîñòåé ñî÷ëåíÿþùèõñÿ êîñòåé.

Ïðèçíàêè: áîëü â ñóñòàâå, äåôîðìàöèÿ ñóñòàâà, íåâîçìîæíîñòü äâèæåíèé â ñóñòàâå.

Âíèìàíèå! Íåëüçÿ ïûòàòüñÿ âïðàâèòü âûâèõ. Ýòî äîëæåí ñäåëàòü òîëüêî âðà÷.

Ïåðâàÿ ïîìîùü.

Ïîñòðàäàâøåìó äàþò îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû — àíàëüãèí, àìèäîïèðèí. Íà îáëàñòü ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà êëàäóò ëåä èëè õîëîäíûé êîìïðåññ. Êîíå÷íîñòü ôèêñèðóþò â òîì ïîëîæåíèè, êîòîðîå îíà ïðèíÿëà ïîñëå òðàâìû. Âåðõíþþ êîíå÷íîñòü èììîáèëèçóþò, ïîäâåøèâàÿ íà êîñûÿêå èëè áèíòå íà øåþ. Äëÿ èììîáèëèçàöèè íèæíåé êîïå÷íîñòè ïðèáèíòîâûâàþò äëèííóþ äîñêó (ïàëêó) èëè ñâÿçûâàþò âìåñòå çäîðîâóþ è ðàíåíóþ êîíå÷íîñòè. Ïîñòðàäàâøåãî äîñòàâëÿþò â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

Источник

Читайте также:  Оказание медицинской помощи при переломах костей