Первая помощь при переломе плеча голени
Содержание:
- Основы доврачебной помощи
- Первая помощь при переломе плеча и предплечья
- Первая помощь при переломе бедра, голени и костей таза
- Первая помощь при переломе ноги
- Первая помощь при переломе ребер
- Первая помощь при переломе челюсти
- Первая помощь при переломе позвоночника
В случае перелома главной задачей является обеспечение абсолютной иммобилизации поврежденной конечности или участка. Любое перемещение поломанной кости может спровоцировать болевой шок, потерю сознания и повреждение тех тканей, которые находятся в непосредственной близости.
Основы доврачебной помощи
Обездвиживание достигается при помощи наложения медицинских шин или тех, которые сделаны из материалов, имеющихся под рукой. В качестве подобных средств допустимо использовать что-либо прямое и прочное, как, например, палка, трость или лыжи. Также для этого подойдут небольшие доски или фанера.
Шины следует накладывать не только на наружную, но и на внутреннюю плоскость поврежденной конечности. Важно, чтобы они обеспечивали полную иммобилизацию двух суставов, которые прилегают к области перелома.
В случае наложения шин на голую поверхность их следует:
обложить при помощи ваты или других мягких материалов;
закрепить, используя бинт, полотенце, тонкий шарф или ремень. Они не должны болтаться, важно прикрепить их очень крепко и надежно.
Тем, кто столкнулся с открытым переломом в первую очередь при помощи жгута необходимо остановить кровотечение, после чего к ране прикладывают повязку. Обязательной является не только дезинфекция раны при помощи йода, зеленки и даже спирта, но также и наложение давящей повязки или жгута. Это даст возможность избежать потери крови, последствия которой могут быть не менее серьезными, чем в результате открытого перелома.
Затем пострадавшему необходимо принять обезболивающий препарат (анальгин, темпалгин) и обеспечить обездвиженность конечности или участка тела. Если же при беглом осмотре невозможно отличить вывихи или ушибы от переломов костей, тогда помощь следует оказывать так же, как и при переломе.
Неправильно будет предпринимать самостоятельные попытки по исправлению положения кости, которая подверглась повреждению. Тем более запрещается вправлять в само ранение торчащие обломки костей. Только профессионалы знают, как сделать это правильно и с минимальным вредом для пострадавшего.
Первая помощь при переломе плеча и предплечья
Если повреждены кости предплечья, значит, конечность в локтевом суставе следует согнуть под углом в 90 °C и прижать ладонью к туловищу. Шину необходимо взять такой протяженности, чтобы любой из её концов обхватывал пальцы руки, а следующий достигал локтевого сустава. В представленном положении шину нужно закрепить с помощью бинта, а конечность подвесить либо на самодельной повязке.
При переломе плечевой кости область предплечья нужно будет согнуть также под углом в 90 °C в локтевом суставе.
К поврежденной кости плеча прикладывают две шины:
первую с наружной плоскости плеча;
вторую — от впадины подмышкой до сустава в области локтя.
После этого каждую из шин сначала по отдельности прибинтовывают к плечу, а затем соединяют вместе. Согнутое таким образом предплечье следует подвесить на широкий ремень или косынку. Если же специальная шина или другие аналогичные средства отсутствуют, тогда согнутую в области локтя конечность рекомендуется подвесить на косынке или ремне и только после этого прибинтовать к туловищу.
Человека перевозят строго в сидячем положении таким образом, чтобы не было никакого воздействия на конечность. Это же актуально для перелома ключицы и лопатки. Так, если сломана ключица, то во впадину подмышкой с той стороны, которая травмирована, следует подложить ком ваты. Далее плечо крепко прибинтовывают к туловищу. Если же говорить о предплечье, то его правильнее всего будет подвесить на одной косынке, с помощью привязывают конечность также к туловищу
Узнайте больше: Что делать при переломе плечевой кости?
Первая помощь при переломе бедра, голени и костей таза
Чтобы наложить повязку из шин в случае перелома бедра нужно располагать не менее чем двумя большими шинами. Первую из них прикладывают к наружной плоскости ноги, при этом один из её концов должен быть расположен под мышкой. Второй же – слегка выступать за область стопы. Важно, чтобы вторую шину наложили строго по внутренней плоскости ноги так, чтобы один её конец доходил до промежности, другой же выступал за саму стопу. В подобном положении шины нужно прибинтовать к туловищу.
Когда специальные шины или аналогичные средства отсутствуют, травмированную конечность нужно прибинтовать к не поврежденной ноге. В случае перелома голени первую доврачебную помощь оказывают таким же образом, как и при получении травмы бедра.
Для переломов костей таза характерно то, что при этом повреждаются внутренние органы, а потому вероятны кровотечения и шок. Следует придать костям таза пострадавшего такое положение, при котором будет формироваться минимум болезненных ощущений.
Чаще всего это:
в горизонтальном положении на спине с валиком под ногами;
бедра должны быть немного разведены в разные стороны.
Валик может быть сделан из подушки, верхней или теплой одежды, а также любого другого достаточно мягкого материала. Перевозка пострадавшего осуществляется лишь на твердом щитке или доске. Правильнее всего будет перед этим провести различные противошоковые мероприятия, например, снятие болей или остановку кровотечения.
Узнайте больше: Что делать при переломе шейки бедра?
Первая помощь при переломе ноги
Одним из наиболее часто встречающихся типов перелома является именно травма ноги. Первая доврачебная помощь заключается в том, что травмированную конечность необходимо привязать к неповрежденной ноге. Желательно в лежачем положении, чтобы минимизировать движение. При этом обязательно должны быть задействованы области не только выше, но и ниже повреждения.
Либо, если транспортировка пострадавшего в положении лежа оказывается невозможной, накладывают такую шину, которая накрывает два или больше суставов конечности. Главная шина должна быть наложена на задней плоскости ноги. Это поможет свести к минимуму сгибания суставов.
Узнайте больше: Что делать при переломе ноги?
Первая помощь при переломе ребер
В случае перелома ребер или ребра на грудную клетку необходимо наложить тугую повязку, опоясывающую её по кругу. Важно помнить, что основная задача в случае перелома заключается в том, чтобы иммобилизовать травмированные кости. С ребрами это сделать труднее всего, потому что они естественным образом двигаются во время дыхания. Именно поэтому наложение на грудную клетку давящей повязки обязательно.
За счет этого пострадавший будет дышать исключительно при помощи мышц живота и не будет испытывать серьезных болезненных ощущений. Если отсутствует требуемое количество бинтов, значит, грудную клетку не менее плотно оборачивают, используя простыню, полотенце, шарф или другие большие куски плотной ткани.
Важно не позволять пострадавшему принимать горизонтальное положение, потому что острые обломки ребер могут надавливать на внутренние органы, вызывая их разрыв или кровотечения. Перевозить человека с поломанными ребрами необходимо также в сидячем положении.
Узнайте больше: Что делать при переломе ребер?
Первая помощь при переломе челюсти
Повреждение челюстей становится возможным, чаще всего, по итогу прямой травмы, то есть удара или падения. Впрочем, иногда это может быть и скользящий удар. Учитывая серьезную силу удара, который повлек за собой перелом челюсти, специалисты предполагают также и формирование сотрясения головного мозга.
Первая доврачебная помощь при переломе челюсти заключается в:
прикрытии рта;
обезболивании при помощи анальгетиков;
приостановке кровотечения, если оно есть;
фиксации челюсти при помощи повязки.
Рекомендуется также зафиксировать язык таким образом, чтобы он не затруднял дыхание. Временное фиксирование обеих челюстей подразумевает подвязывание их в плотно сомкнутом виде с использованием шарфа, платка или бинта. Если же пострадавший потерял сознание, то правильнее всего будет положить его либо набок, либо, что ещё лучше лицом вниз.
Узнайте больше: Что делать при переломе челюсти?
Первая помощь при переломе позвоночника
Самым сложным и опасным является перелом позвоночника, он нуждается в наиболее аккуратной первой доврачебной помощи. Специалисты выделяют пять групп переломов. К ним относятся: единичные и множественные, с повреждением спинного мозга или без него, с получением травмы нервных окончаний и дисков между позвонками или же без них. Также переломы могут быть стабильными и нестабильными и, наконец, встречаются повреждения тела, отростков или дуг любого из позвонков.
Безусловно, необходимо грамотно «считывать» симптомы травмы, чтобы отличить её , например, от перелома ребра. Это поможет оказать правильную и своевременную помощь.
К признакам перелома позвоночника относятся:
значительная болезненность в области получения травмы. В некоторых случаях она может привести даже к обмороку. Исключением следует считать те случаи, когда человек столкнулся с тяжелыми хроническими заболеваниями. К ним относится остеопороз или онкология, при которых болевой синдром немного более слабый;
формирование слабости или даже паралича в области тех конечностей, которые располагаются на одном уровне с травмой. Подобное наблюдается при получении травмы нервных волокон или в случае компрессии. Также это возможно при отеке;
в случае повреждения грудных и шейных позвонков вероятно сильное затруднение дыхательных функций вплоть до их полной остановки;
также при переломе позвонков в области поясницы могут проявиться проблемы с мочеиспусканием, при этом больно обычно отдается в области живота.
Возможно обозначить два главных пункта при оказании первой доврачебной помощи. Их необходимо выполнить максимально быстро после того, как человеком была получена травма позвоночника. Первый пункт заключается в том, чтобы снять болезненные ощущения. Для этого используют любой анальгетик или более сильные средства, которые имеются. Делать это следует в максимальных дозировках. После этого можно приступать к фиксации травмированного участка тела, что и является вторым пунктом.
Надежно зафиксировать какую-либо отдельную область позвоночника, не будучи специалистом, практически невозможно. К тому же, для этого в стандартных условиях просто нет вспомогательных средств. Потому правильно будет иммобилизовать позвоночный столб целиком – это не так сложно сделать, как кажется.
Для этого достаточно будет применить любое твердое основание, которое является достаточно протяженным, то есть совпадающим с человеческим ростом. Специализированные носилки более чем успешно возможно заменить несколькими подходящими под описание досками и таким материалом, с помощью которого получится зафиксировать пострадавшего.
Настоятельно рекомендуется зафиксировать шейный отдел позвоночника человека, причем это актуально вне зависимости от того, какой именно из отделов оказался травмированным. Даже в том случае, когда шейный отсек не получил никаких повреждений, движения головой могут приводить к совершенно ненужным на тот момент перемещениям позвоночного столба.
Закрепить шею возможно с использованием специфического воротника, который обязан быть выровнен по высоте и длине шеи. Самостоятельно подобный воротник возможно сделать, используя картон. Допустим, вырезая его по размеру и обкладывая либо мягкой тряпкой, либо ватой. Затем заматывают при помощи бинта сверху. Допустимо применять и другие материалы, однако главное заключается в том, чтобы голова пострадавшего оказалась надежно зафиксирована.
Узнайте больше: Что делать при переломе позвоночника?
В рамках первой доврачебной помощи в случае перелома позвоночника недопустимо будет усаживать человека. Также запрещаются любые попытки поставить его на ноги или вправить не только позвонки, но и шейные отделы. Тянуть за верхние и нижние конечности следует лишь в случае крайней необходимости, помня, что при этом раздробленные позвонки могут сместиться ещё больше.
Нежелательно будет давать лекарственные препараты тому, у кого по причине перелома произошло нарушение глотательной функции или отмечается потеря сознания. Ну и, конечно же, нельзя транспортировать больного с подобным повреждением в сидячем положении.
Таким образом, оказание грамотной и своевременной первой доврачебной помощи при переломе будет залогом сохранения 100% здоровья и быстрого восстановления поврежденной конечности или области.
Автор статьи: Каплан Александр Сергеевич | Ортопед
Образование: диплом по специальности «Лечебное дело» получен в 2009 году в медицинской академии им. И. М. Сеченова. В 2012 году пройдена аспирантура по специальности «Травматология и ортопедия» в Городской клинической больнице им. Боткина на кафедре травматологии, ортопедии и хирургии катастроф.
Наши авторы
Источник
Перелом руки – один из наиболее частых видов переломов, встречающихся в быту. Очень важно уметь оказывать первую помощь. Самым важным является вовремя иммобилизовать руку, иначе закрытый перелом может превратиться в открытый. Для иммобилизации к руке необходимо приложить шину и зафиксировать. В качестве шины можно использовать подручные материалы: доску, фанеру, толстую ветку и тд. Существуют несколько разновидностей шин, подбирать которые необходимо в зависимости от вида перелома.
Лестничная шина Крамера изготавливается из проволоки. Ее необходимо накладывать поверх одежды. Шину моделируют по здоровой руке, а затем накладывают на поврежденную конечность. Важно, чтоб шина охватывала два сустава.
Пневматические шины представляют собой герметичные камеры, внутрь которых помещается конечность. Различают три основных типа пневматических шин – для кисти и предплечья, для стопы и голени и для бедра. Этот тип шин прост в применении и наиболее часто используется не только сотрудниками «скорой помощи», но и службами МЧС, медицины катастроф, в спортивной медицине. Эти виды шин можно использовать не только при переломе, но и при ушибах, кровоизлияниях, повреждениях суставов.
При сильной боли можно принять анальгезирующий препарат – анальгин, кеторол, ибупрофен. Руку с шиной подвесить в согнутом в локте положении. При развитии болевого шока – то есть реакции организма на боль, при которой страдает нервная и сердечно-сосудистая система, важно принять незамедлительные меры. В противном случае, такое состояние может привести к смерти. Важно оказать первую помощь пострадавшему до приезда скорой помощи. О развитии болевого шока у пострадавшего свидетельствуют спутанность сознания, заторможенность, бледность, понижение температуры тела, снижение тонуса мышц, больной не понимает, что с ним происходит. На следующей стадии снижается артериальное давление до 90-100 мм рт.ст, учащенный пульс до 120 уд. в мин., холодный пот.
Пострадавшего с симптомами болевого шока необходимо согреть с помощью грелок, одеял, отпоить горячим чаем. При рвоте или ранениях брюшной полости пить запрещено.
Транспортировать пострадавшего можно только после устранения симптомов шока.
При открытом переломе руки в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Для этого необходимо наложить жгут на область выше раны. Жгут представляет из себя прочную резиновую полоску. Жгут накладывают на 30-40 минут, в зависимости от состояния человека, времени года. Более длительное наложение может быть чревато некрозом, ведь конечность по сути отключают от кровотока, что может быть чревато развитием кислородного голодания. Что делать если под рукой не оказалось жгута? Можно наложить импровизированное средство, например, кусок ткани, ленты, веревки, собственный ремень и др.
Существуют две разновидности жгутов – ленточные и воронкообразные. Ленточный жгут – это небольшой отрезок ленты из резины. На нем могут быть нанесены отверстия для кнопок, или кнопки, которые позволяют его застегнуть.
Воронковые жгуты обычно используются в экстремальных условиях. Они представляют собой широкую синтетическую ленту, застегивающуюся с помощью липучки, которая обеспечивает надежную фиксацию. Часто такие жгуты снабжены медицинским маячком, который отслеживает время наложения.
Рану обработать антисептиком для того, чтобы предупредить попадание инфекции. После остановки кровотечения и обработки раны руку необходимо зафиксировать.
Источник
Первая медицинская помощь при переломах бедра. Общие правила наложения шин.
Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет до 1,5 литров. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.
Основные признаки повреждений бедра:
· боль в бедре или суставах, которая резко усиливается при движениях;
· движения в суставах невозможны или значительно ограничены;
· при переломах бедра изменена его форма и определяется ненормальная подвижность в месте перелома, бедро укорочено;
· движения в суставах невозможны;
· отсутствует чувствительность в периферических отделах ноги.
Лучшая стандартная шина при повреждениях, бедра — это шина Дитерихса.
Иммобилизация будет более надежной если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени (рис. 1). Каждое кольцо формируют накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 – на туловище, 3 – на нижней конечности.
Рис. 1. Транспортная иммобилизация шиной Дитерихса фиксированной гипсовыми кольцами
При отсутствии шины Дитерихса, иммобилизацию выполняют лестничными шинами.
Иммобилизация лестничными шинами. Для выполнения обездвиживания всей нижней конечности необходимо четыре лестничных шины длиной 120 см каждая, если шин недостаточно возможно осуществить иммобилизацию тремя шинами. Шины должны быть тщательно обмотаны слоем серой ваты необходимой толщины и бинтами. Одна шина выгибается по контуру задней поверхности бедра, голени и стопы с формированием углубления для пятки и мышцы голени. На участке, предназначенном для подколенной области, выгибание выполняют таким образом, чтобы нога была незначительно согнута в коленном суставе. Нижний конец изгибают в форме буквы « Г», чтобы фиксировать стопу в положении сгибания в голеностопном суставе под прямым углом, при этом нижний конец шины должен захватывать всю стопу и выступать за кончики пальцев на 1-2см.
Две другие шины связывают вместе по длине, нижний конец Г-образно изгибают на расстоянии 15-20 см от нижнего края. Удлиненную шину укладывают по наружной поверхности туловища и конечности от подмышечной области до стопы. Нижний загнутый конец охватывает стопу поверх задней шины, что предупреждает отвисание стопы. Четвертую шину укладывают по внутренней боковой поверхности бедра от промежности до стопы. Нижний конец ее также изгибают в форме буквы «Г» и заводят за стопу поверх загнутого нижнего конца удлиненной наружной боковой шины. Шины укрепляют марлевыми бинтами (рис. 2).
Рис. 2. Транспортная иммобилизация лестничными шинами при повреждениях бедра
Точно также, при отсутствии других стандартных шин, как вынужденная мера, нижнюю конечность можно иммобилизировать фанерными шинами.При первой возможности лестничные и фанерные шины должны быть заменены шиной Дитерихса.
Ошибки при иммобилизации всей нижней конечности лестничными шинами:
1. Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.
2. Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.
3. Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы «Г»).
4. Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.
5. Сдавление нижней конечности при тугомбинтовании.
Иммобилизация подручными средствами. Выполняется при отсутствии стандартных шин. Для обездвиживания используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности (тазобедренном, коленном и голеностопном). Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить прокладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов (рис. 3).
Рис. 3. Транспортная иммобилизация подручными средствами при повреждениях бедра:
а – из узких досок; б – при помощи лыж и лыжных палок.
В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в двух-трех местах связывают со здоровой ногой (рис. 4 а), либо укладывают поврежденную конечность на здоровую и также связывают в нескольких местах (рис. 4 б).
Рис. 4. Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»:
а – простая иммобилизация; б – иммобилизация с легким вытяжением
Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена на иммобилизацию стандартными шинами при первой возможности.
Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.
Первая медицинская помощь при переломах голени. Общие правила наложения шин.
Основные признаки повреждений голени:
· боль в месте повреждения, которая усиливается при движении поврежденной голени;
· деформация в месте повреждения голени;
· движения в голеностопном суставе невозможны или значительно ограничены;
· обширные кровоподтеки в области повреждения.
Лучше всего иммобилизация достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120см и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 см (рис. 5).
Рис. 5. Иммобилизация тремя лестничными шинами повреждений голени:
а – подготовка лестничных шин; б – наложение и фиксация шин
Верхний конец шин должен доходить до середины бедра. Нижний конец боковых лестничных шин изогнут Г-образно. Нога незначительно согнута в коленном суставе. Стопа устанавливается по отношению к голени под прямым углом. Шины укрепляют марлевыми бинтами.
Иммобилизация может быть выполнена двумя лестничными шинами длиной по 120см (рис. 6).
Рис. 6. Иммобилизация двумя лестничными шинами повреждений голени
Ошибки транспортной иммобилизации повреждений голени лестничными шинами:
1. Недостаточное моделирование лестничной шины (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области).
2. Иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин.
3. Недостаточная фиксация стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно), что приводит к ее подошвенному отвисанию.
4. Недостаточная иммобилизация коленного и голеностопного суставов.
5. Сдавление ноги тугимбинтованием при укреплении шины.
6. Фиксация конечности в положении, когда сохраняется натяжение кожи над костными отломками (передняя поверхность голени, лодыжки), что приводит к повреждению кожи над костными отломками или образованию пролежней. Натяжение кожи сместившимися костными отломками в верхней половине голени устраняется обездвиживанием коленного сустава в положении полного разгибания.
Иммобилизация повреждений голени при отсутствии стандартных шин может быть выполнена подручными средствами (рис. 7).
Рис. 7. Транспортная иммобилизация повреждений голени подручными средствами
Первая медицинская помощь при переломах плеча. Общие правила наложения шин.
Признаки переломов плеча и повреждений смежных суставов:
· выраженная боль и припухлость в области повреждения;
· боль резко усиливается при движении;
· изменение формы плеча и суставов;
· движения в суставах значительно ограничены или невозможны;
· ненормальная подвижность в области перелома плеча.
Иммобилизация лестничной шиной — наиболее эффективный и надежный способ транспортной иммобилизации при повреждениях плеча.
Шина должна захватывать всю поврежденную конечность – от лопатки здоровой стороны до кисти на поврежденной руке и при этом выступать на 2–3 см за кончики пальцев. Иммобилизацию выполняют лестничной шиной длиной 120 см.
Верхняя конечность обездвиживается в положении небольшого переднего и бокового отведения плеча. Для этого в подмышечную область на стороне повреждения вкладывают ком ваты, локтевой сустав согнут под прямым углом, предплечье расположено таким образом, чтобы ладонь кисти была обращена к животу. В кисть вкладывают валик из ваты (рис. 8).
Рис. 8. Положение пальцев кисти при иммобилизации верхней конечности
Подготовка шины (рис. 9):
· Измеряют длину от наружного края лопатки пострадавшего до плечевого сустава и изгибают на этом расстоянии шину под тупым углом;
· Измеряют по задней поверхности плеча пострадавшего расстояние от верхнего края плечевого сустава до локтевого сустава и изгибают шину на этом расстоянии под прямым углом;
· Оказывающий помощь, на себе дополнительно изгибает шину по контурам спины, задней поверхности плеча и предплечья.
· Часть шины, предназначенную для предплечья, рекомендуется выгнуть в форме желоба.
· Примерив изогнутую шину к здоровой руке пострадавшего, делают необходимые исправления.
· Если шина недостаточной длины и кисть свисает, ее нижний конец необходимо нарастить куском фанерной шины или куском толстого картона. Если же длина шины чрезмерна, ее нижний конец подгибают.
· К верхнему концу обернутой серой ватой и бинтами шины привязывают две марлевые тесемки длиной 75 см (рис. 10).
Подготовленная к применению шина прикладывается к поврежденной руке, верхний и нижний концы шины связывают тесьмами и укрепляют шину бинтованием. Руку вместе с шиной подвешивают на косынке или перевязе (рис. 11).
Рис. 11. Транспортная иммобилизация всей верхней конечности лестничной шиной:
а – прикладывание шины к верхней конечности и связывание ее концов;
б – укрепление шины бинтованием; в – подвешивание руки на косынке
Для улучшения фиксации верхнего конца шины, к нему следует прикрепить дополнительно два отрезка бинта длиной 1,5 м, затем провести бинтовые тесьмы вокруг плечевого сустава здоровой конечности, сделать перекрест, обвести вокруг груди и связать (рис. 12).
Рис. 12. Фиксация верхнего конца лестничной шины при иммобилизации верхней конечности
При иммобилизации плеча лестничной шиной возможны следующие ошибки:
1. Верхний конец шины достигает только лопатки больной стороны, очень скоро шина отходит от спины и упирается в шею или голову. При таком положении шины иммобилизация повреждений плеча и плечевого сустава будет недостаточной.
2. Отсутствие тесемок на верхнем конце шины, что не позволяет его надежно фиксировать.
3. Плохое моделирование шины.
4. Иммобилизованная конечность не подвешена на косынку или перевязь.
При отсутствии стандартных шин иммобилизацию осуществляют с помощью косынки медицинской, подручных средств или мягких повязок.
Иммобилизация косынкой медицинской. Обездвиживание косынкой осуществляется в положении небольшого переднего отведения плеча при согнутом под прямым углом локтевом суставе. Основание косынки обводится вокруг туловища примерно на 5 см выше локтя и концы ее связываются на спине ближе к здоровой стороне. Вершина косынки заводится кверху на надплечье поврежденной стороны. В образовавшемся кармане удерживается локтевой сустав, предплечье и кисть.
Вершина косынки на спине связывается с более длинным концом основания. Поврежденная конечность оказывается полностью охваченной косынкой и фиксированной к туловищу.
Иммобилизация подручными средствами. Несколько дощечек, кусок толстого картона в виде желоба могут быть уложены с внутренней и наружной поверхности плеча, что создает некоторую неподвижность при переломе. Затем руку помещают на косынку или поддерживают перевязью.
Иммобилизация повязкой Дезо. В крайних случаях иммобилизация при переломах плеча и повреждении смежных суставов осуществляется путем прибинтовывания конечности к туловищу повязкой Дезо.
Правильно выполненная иммобилизация верхней конечности значительно облегчает состояние пострадавшего и специальный уход во время эвакуации, как правило, не требуется. Однако периодически следует осматривать конечность, чтобы при увеличивающемся в области повреждения отеке не наступило сдавление. Для наблюдения за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности, рекомендуется оставлять не забинтованными концевые фаланги пальцев. При появлении признаков сдавления, туры бинта следует ослабить или рассечь и подбинтовать.
Транспортировка осуществляется в положении сидя, если позволяет состояние пострадавшего.
Первая медицинская помощь при переломах предплечья. Общие правила наложения шин.
Признаки переломов костей предплечья:
· боль и припухлость в области травмы;
· боль значительно усиливается при движении;
· движения поврежденной руки ограничены или невозможны;
· изменение обычной формы и объема суставов предплечья;
· ненормальная подвижность в области травмы.
Иммобилизация лестничной шиной — наиболее надежный и эффективный вид транспортной иммобилизации при повреждениях предплечья.
Лестничная шина накладывается от верхней трети плеча до кончиков пальцев, нижний конец шины выстоит на 2 –3 см. Рука должна быть согнута в локтевом суставе под прямым углом, а кисть обращена ладонью к животу и незначительно отведена в тыльную сторону, в кисть вкладывают ватно-марлевый валик для удержания пальцев в положении полусгибания (рис. 13 а).
Рис. 13. Транспортная иммобилизация предплечья:
а – лестничной шиной; б — подручными средствами (с помощью дощечек)
Лестничную шину длиной 80 см, обернутую серой ватой и бинтами, сгибают под прямым углом на уровне локтевого сустава таким образом, чтобы верхний конец шины находился на уровне верхней трети плеча, участок шины для предплечья изгибают в виде желоба. Затем прикладывают к здоровой руке и исправляют недостатки моделирования. Подготовленную шину накладывают на больную руку, прибинтовывают на всем протяжении и подвешивают на косынку.
Верхняя часть шины, предназначенная для плеча, должна быть достаточной длины, чтобы надежно обездвижить локтевой сустав. Недостаточная фиксация локтевого сустава делает иммобилизацию предплечья неэффективной.
При отсутствии лестничной шины, иммобилизацию осуществляют с помощью фанерной шины, дощечки, косынки, пучка хвороста, подола рубахи (рис. 13 б).
1.5.Общие правила наложения шин при переломах костей конечностей.
· шины должны быть надежно закреплены, хорошо фиксировать область перелома;
· шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, последнюю предварительно надо обложить ватой или какой-нибудь тканью;
· создавая неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов выше и ниже места перелома (например, при переломе голени фиксируют голеностопный и коленный сустав) в положении, удобном для больного и для транспортировки;
· при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности (коленный, голеностопный тазобедренный).
Источник