Первая помощь при растяжении связок вывихах суставов переломах костей тест
Биология. 8 класс.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ СВЯЗОК, ВЫВИХАХ СУСТАВОВ, ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ.
Тест 1. Каковы признаки растяжения связок:
- Припухлость около поврежденного сустава.
- Бледность около поврежденного сустава.
- Сильная боль.
- Выход суставной головки из суставной впадины.
- Могут быть кровоизлияния.
Тест 2. Каковы признаки вывиха сустава:
- Припухлость около поврежденного сустава.
- Бледность около поврежденного сустава.
- Сильная боль.
- Выход суставной головки из суставной впадины.
- Могут быть кровоизлияния.
Тест 3. Какие меры первой помощи оказывают при растяжении связок:
- Наложить шину.
- Приложить холод.
- Наложить давящую повязку, зафиксировать сустав.
- Поможет горячий компресс.
Тест 4. Какие меры первой помощи оказывают при вывихе сустава:
- Обеспечить полный покой.
- Приложить холод.
- Резко дернуть, чтобы суставная головка вошла на место.
- Поможет горячий компресс.
Тест 5. Какие могут быть виды переломов?
- Открытые.
- Закрытые.
- Опасные.
- Внутренние.
Тест 6. Какая помощь необходима при переломах костей конечностей?
- Обработать рану йодом.
- Наложить шину, чтобы она заходила за суставы выше и ниже перелома.
- Поможет холод.
- Поможет горячий компресс.
Тест 7. Каковы меры первой помощи при переломах грудной клетки?
- Сделать глубокий выдох и туго забинтовать грудную клетку.
- Туго забинтовывать нельзя, грудную клетку освободить от одежды.
- Наложить шину.
- Дышать неглубоко.
- Дыхание должно быть глубоким, но редким.
Тест 8. Каковы меры первой помощи при переломах ключицы или лопатки?
- Руку с поврежденной стороны подвешивают на косынку.
- В подмышечную впадину подкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани.
- Наложить шину.
- Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут валик из ткани.
Тест 9. Каковы меры первой помощи при переломах костей черепа?
- Пострадавшего укладывают на живот, голову поворачивают в сторону.
- Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут матерчатый валик.
- Пострадавшего укладывают на спину без подголовника, голову фиксируют валиком в форме подковы.
Тест 10. Каковы меры первой помощи при переломах костей позвоночника?
- Пострадавшего укладывают лицом вниз на твердую поверхность.
- Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут матерчатый валик.
- Пострадавшего укладывают на спину без подголовника, голову фиксируют валиком в форме подковы.
Компьютерное тестирование:
**Тест 1. Каковы признаки растяжения связок:
1.Припухлость около поврежденного сустава.
2.Бледность около поврежденного сустава.
3.Сильная боль.
4.Выход суставной головки из суставной впадины.
5.Могут быть кровоизлияния.
**Тест 2. Каковы признаки вывиха сустава:
1.Припухлость около поврежденного сустава.
2.Бледность около поврежденного сустава.
3.Сильная боль.
4.Выход суставной головки из суставной впадины.
5.Могут быть кровоизлияния.
**Тест 3. Какие меры первой помощи оказывают при растяжении связок:
1.Наложить шину.
2.Приложить холод.
3.Наложить давящую повязку, зафиксировать сустав.
4.Поможет горячий компресс.
**Тест 4. Какие меры первой помощи оказывают при вывихе сустава:
1.Обеспечить полный покой.
2.Приложить холод.
3.Резко дернуть, чтобы суставная головка вошла на место.
4.Поможет горячий компресс.
**Тест 5. Какие могут быть виды переломов?
1.Открытые.
2.Закрытые.
3.Опасные.
4.Внутренние.
**Тест 6. Какая помощь необходима при переломах костей конечностей?
1.Обработать рану йодом.
2.Наложить шину, чтобы она заходила за суставы выше и ниже перелома.
3.Поможет холод.
4.Поможет горячий компресс.
**Тест 7. Каковы меры первой помощи при переломах грудной клетки?
1.Сделать глубокий выдох и туго забинтовать грудную клетку.
2.Туго забинтовывать нельзя, грудную клетку освободить от одежды.
3.Наложить шину.
4.Дышать неглубоко.
5.Дыхание должно быть глубоким, но редким.
**Тест 8. Каковы меры первой помощи при переломах ключицы или лопатки?
1.Руку с поврежденной стороны подвешивают на косынку.
2.В подмышечную впадину подкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани.
3.Наложить шину.
4.Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут валик из ткани.
**Тест 9. Каковы меры первой помощи при переломах костей черепа?
1.Пострадавшего укладывают на живот, голову поворачивают в сторону.
2.Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут матерчатый валик.
3.Пострадавшего укладывают на спину без подголовника, голову фиксируют валиком в форме подковы.
**Тест 10. Каковы меры первой помощи при переломах костей позвоночника?
1.Пострадавшего укладывают лицом вниз на твердую поверхность.
2.Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут матерчатый валик.
3.Пострадавшего укладывают на спину без подголовника, голову фиксируют валиком в форме подковы.
Источник
В ходе этого урока мы ознакомимся с травмами опорно-двигательной системы. А также узнаем, каким образом необходимо оказывать первую помощь при подобных травмах, что, безусловно, может пригодиться в жизни.
Тема: Опорно-двигательная система
Урок: Первая помощь при травмах: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей
Переломы
Кость – очень прочный материал. Однако при падении, при ударе она все-таки может повредиться, сломаться. Это связано с тем, что действие внешней силы, направленное на кость, не совпадает с направлением костных пластин, которые и обеспечивают кости прочность. Нарушение целостности кости называют костным переломом. Переломы бывают открытыми и закрытыми (см. Рис. 1).
Рис. 1.
Вывихи и растяжения связок
Строение суставов также приспособлено для выполняемых ими функций, однако при неловких движениях или при падении целостность сустава может нарушиться. Кости могут сместиться. Такая травма носит название «вывих». Сустав удерживается связками, и, к сожалению, эти связки тоже могут быть травмированы. Происходит это чаще всего при каком-то неудобном положении конечностей. Травмы связок носят название «растяжение связок».
Этапы срастания костей
К счастью, кости обладают невероятной способностью к срастанию. Рассмотрим этапы срастания костей (см. Рис. 2, 3, 4, 5). В момент перелома возникает воспаление и кровоизлияние, которое быстро останавливается, и уже через несколько часов образуется сгусток крови (тромб). Это защищает зону перелома в самом начале. Все клетки, которые находятся в сгустке крови, отмирают, за исключением клеток соединительной ткани, которые тут же начинают делиться.
Рис. 2.
Через несколько дней клетки надкостницы сломанной кости преобразуются в хрящевые клетки, а далее в хрящ.
Рис. 3.
Так же развиваются кровеносные сосуды и остеобласты, которые постепенно откладывают мягкий, еще не окостеневший костный матрикс, который через некоторое время костенеет и образует так называемую костную мозоль. Костная мозоль продолжает костенеть до тех пор, пока не приобретает структуру кости. Одновременно структура кости постепенно регенерирует. Перелом уже сросся, хотя мозоль еще не минерализировалась и состоит из губчатой ткани.
Рис. 4.
Заключительный этап срастания кости наступает через некоторое время после снятия гипса. Остеокласты разрушают всю губчатую ткань после мозоли, и остеобласты занимают это пространство, образуя компактную костную ткань. Припухлость, которую образует костная мозоль, постепенно уменьшается в размере, и кость приобретает первоначальную форму.
Рис. 5.
Первая помощь при травмах
В первую очередь нужно определить тип повреждения, исходя из анализа симптомов и механизмов травмы.
Второе – нужно организовать доврачебную помощь, исходя из типа повреждений.
Перелом характеризуется резкой болью и припухлостью в области травмы. Невозможностью движений. Нарушением формы и длины конечности, ее искривлением.
Вывих – пострадавший ощущает резкую боль, изменение формы сустава и невозможность движения в суставе сразу после травмы.
Растяжение связок – резкая боль, быстрорастущий, иногда синюшный отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и мелких кровоизлияний.
Доврачебная помощь
Во-первых, необходимо остановить кровотечение, если оно возникло.
Во-вторых, следует уменьшить боль. Для этого необходимо обездвижить поврежденную конечность. Сделать это можно как с помощью специальной повязки, так и с помощью накладывания шины.
В-третьих, нужно сразу же обратиться к врачу, и если это будет необходимо, транспортировать больного в травмпункт.
Запомните: лечение повреждения опорно-двигательной системы – это дело специалистов, которые вооружены необходимыми знаниями и материалами. Мы должны лишь помочь больному в первую минуту, оказав ему доврачебную помощь.
Список литературы
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.
2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. – М.: Дрофа.
3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Pervayapomosh.com (Источник).
2. Pervayapomosh.com (Источник).
3. Polismed.ru (Источник).
Домашнее задание
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 79, задания и вопрос 1, 4.
2. В чем отличия открытого и закрытого перелома?
3. Перечислите признаки растяжения связок.
4. Подготовьте небольшое сообщение о первой помощи при различных травмах конечностей.
Источник
Слайд 1
Тест Растяжения, вывихи Часть №5 Выполнил: Заместитель директора по безопасности МБОУ лицея №1 Урманов Михаил Юрьевич, ВКК г.Комсомольск-на-Амуре 2013 г.
Слайд 2
5.1 Вывих это А- смещение конечности при резком движении; Б- смещение костей друг относительно друга; В- стойкое смещение суставных концов костей; Г- стойкое смещение сустава. 5.2 Основные признаки травматического вывиха А- резкая боль; Б- резкая боль, повышение температуры тела; В- резкая боль, отёк; Г- резкая боль, изменение формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение.
Слайд 3
5.3** Первая медицинская помощь при разрывах связок и мышц — это: А- на поврежденное место наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство и доставить пострадавшего в медицинское учреждение; Б- на поврежденное место нанести наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство и доставить пострадавшего в медицинское учреждение; В- срочно распарить поврежденное место, а затем наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
Слайд 4
5.4* Какова последовательность оказания первой помощи при растяжении: А- наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, опустив ее как можно ниже к земле, и доставить пострадавшего в медицинское учреждение; Б- приложить холод и наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение; В- обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение
Слайд 5
5.5* Играя в футбол, один из игроков команды упал на руку. У него появилась сильная боль, деформация и ненормальная подвижность в предплечье. Какую первую медицинскую помощь вы должны оказать: А- дать обезболивающее средство, наложить давящую повязку и доставить в медицинское учреждение; Б- дать обезболивающее средство, руку согнуть под прямым углом в локтевом суставе и провести иммобилизацию шиной или подручными средствами и доставить в медицинское учреждение; В- смазать место повреждения йодом, дать обезболивающее средство и доставить в медицинское учреждение. 5.6 Иммобилизация это А- сбор военнослужащих; Б- приведение в свободное состояние частей тела; В- приведение в неподвижное состояние части тела (конечность, позвоночник).
Слайд 6
5.7 Шину из жесткого материала накладывают А- на голое тело Б- на скрученную косынку В- на вату, полотенце или другую мягкую ткань без складок 5.8 При иммобилизации фиксируют А- повреждённый сустав Б- повреждённый и соседний сустав В- все суставы
Слайд 7
5.9 В качестве шины можно использовать А- лыжную палку, доску, полотенце; Б- обрезок доски, подходящую ветку дерева, лыжу; В- лыжную палку, доску, полотенце, гибкий кабель, обрезок доски, подходящую ветку дерева, лыжу. 5.0 При отсутствии подходящей шины при переломе большой берцовой кости возможно А- иммобилизировать конечность при помощи скотча; Б- иммобилизировать конечность при помощи клея и брезента; В- прибинтовать больную ногу к здоровой.
Слайд 8
Ответы : 5.1-В 5.2-Г 5.3-А 5.4-Б 5.5-Б 5.6-В 5.7-В 5.8-Б 5.9-Б 5.0-В
Слайд 9
Оценки: «5»-10-9 баллов «4»-8-7 баллов «3»-6 баллов
Источник
Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
Класс: 8 класс.
Цели урока: познакомить учащихся с основными видами травм, связанных с опорно-двигательной системой, и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП).
Задачи урока: познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами; ввести соответствующие понятия;
рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;
сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации;
изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);
обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе; на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп;
установить связь между строением суставов, костей и признаками их повреждения.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться оказывать первую доврачебную помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: информационный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Время занятия: 45 мин.
Оборудование: презентация PowerPoint, схемы скелета человека, предметы медицинского обихода.
Содержание и структура урока:
Организационный момент (2 мин);
Проверка знаний учащихся (тест, 10 мин);
Изучение нового материала (20 мин);
Физминутка (1 мин);
Контролирующий блок (практическое, групповое задание, 10 мин);
Подведение итогов, домашнее задание (2 мин).
Основные термины:
Травма (от греческого trauma – рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием)
Травматология (от травма и логия), раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.
Хирургия(от греческого cheir – рука, и ergon – работа) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.
Ортопедия(от греческого ortos – прямой, правильный) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.Рентгенография метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.
Ампутация (от латинского amputatio – отсечение) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Приветствие учеников, озвучивание темы и цели урока.
Проверка знаний учеников
Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.
Тест.
Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.
2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.
3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.
4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.
6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.
7.Сустав это подвижное соединение костей.
8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость
10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.
11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.
12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
13.Кости образованы соединительной тканью.
14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.
Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.
Изучение нового материала.
Первая помощь
В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи, Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача, А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, в школе, Надежда только на тех людей, которые оказались по близости, Мы сегодня поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы,
ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.
Травмы бывают, химические, психические, механические.
Какие виды повреждений опорной системы бывают?
Как уберечь себя от травм? Теоретическая часть идет с показом презентации к уроку. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и переломах костей.
ПЕРЕЛОМ — это повреждение костей.
Рис. 1. Перелом
Переломы бывают Открытые и Закрытые.
Могут быть простые, без смещения, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.
Осколочный перелом
Простой перелом – это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломков
Перелом типа, зеленой веточки, повреждение молодой растущей кости, обычно у детей.
Чем вызваны переломы?
Рис. 2. патологический перелом шейки бедра.
Не прямым воздействием : при падении на руку приводит к перелому ключицы
Прямым воздействием: прямой удар в грудь –перелом ребра.
Как распознать перелом.
Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота.
Оказание первой помощи (рис. 3)
• обеспечить неподвижность, • наложить шину, • холод,
Рис. 3. Оказание первой помощи
РАСТЯЖЕНИЕ — это повреждение связок, соединяющих кость, Симптомы — боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов, Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц.
Рис. 4. Растяжение
Первая помощь
• наложение тугой повязки,
• создать суставу покой,
• Холод.
ВЫВИХ — это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможность движений.
Рис. 5.Вывих
Виды вывихов:
• вывих плечевого сустава
• Вывих локтевого сустава
• Вывих голеностопного сустава
Никоем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность — это может привести к повреждению связок.
Оказание первой помощи:
• покой суставу
• Мягкая давящая повязка
• Косыночная повязка
• Холод
УШИБ — это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Последствия – нарушения сосудов, внутренне кровоизлияние,
Симптомы – боль припухлость краснота в области ушиба
Выводы урока
Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный,
ПРИЧИНЫ:
1. повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам-удар об угол подоконника –ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
2. Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
3. Принебрежение правилами техники безопасности,
ЛЕЧЕНИЕ травм-это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.
Физминутка.
Контролирующий блок
Итак, вам предстоит реализовать свои знания. Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку – поражение с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.
№1
Сильная резкая боль в области левой голени, пухлость. Ненормальная подвижность ноги. При этом наблюдается опухоль и боль в голеностопном суставе.
Определить диагноз. Оказать помощь; определить транспортировку.
№2
Ноющая боль в коленном суставе (правая нога). Постепенно развивается отек, боль при движении. Кроме того, пострадавший жалуется на боль в плече (правом) после падения, но, хотя движения рукой болезненны, других внешних признаков не наблюдается. Определить диагноз. Оказать помощь. Определить способ транспортировки.
№3
После резкого прыжка и падения на бок пострадавший чувствует сильную боль в правом бедре, двигать ногой невозможно. Левый сустав (голеностопный) сильно припух и посинел. Предположите тип и степень повреждения. Окажите помощь; способ транспортировки.
№4 Пострадавший упал на вытянутую руку. Правый локтевой сустав отек, чувствует сильную боль. Отечность также на указательном пальце правой руки. Оказать помощь. Предложить способ транспортировки.
№5
Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торча осколки кости. Больной периодически теряет сознание.
Определить тип повреждения.
Оказать помощь.
Предложить способ транспортировки.
Дополнительные вопросы на закрепление:
1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте? (В юности в скелете еще много хрящевых тканей, а в костях органических веществ, поэтому костная ткань быстро восстанавливается).
2. Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? (Вытекает суставная жидкость, происходит кровоизлияние – воспалительный эффект).
3.Что такое “привычный вывих”? У кого он бывает? (У спортсменов. Очень большая нагрузка на суставы, поэтому связки удлиняются и кости выходят из суставов).
Современная медицина способна бороться за жизнь и здоровье человека даже в крайне тяжелых ситуациях. Ряд достижений касается нашей темы.
Подведение итогов, домашнее задание. Выставление оценок за урок.
Прочитать параграф, ответить на вопросы после параграфа.
Учитель биологии: Савина Татьяна Витальевна.
Источник