Первая помощь при ушибах и переломах у детей

14 октября 2014 года
Рубрика:  Здоровье | Комментариев: 0

Первая помощь при ушибах, вывихах и переломах у детей

Назовите три зимние забавы, которые развлекают детишек всех возрастов на протяжении уже нескольких сотен лет? Конечно же, это будет не просмотр мультфильма по телевизору и даже не любимая компьютерная игра. А что же? Ну, например, катание на санках, лепка снежной бабы или игра в снежки. Но, как и любые подвижные игры, эти достаточно травмоопасны. Как распознать вид травмы, как оказать первую помощь ребенку?

Неудачно повернулся, подвернул ногу, упал на руку – эти, на первый взгляд, безобидные движения могут закончиться вывихом, ушибом и даже переломом.

Ушибы и растяжения

Ушиб возникает, если ребенок упадет или ударится о твердый предмет. Как распознать ушиб? Основные признаки: припухлость, боль, могут возникать кровоподтеки, причем кровоизлияние может быть как точечным, так и большим.

При падении тоже может быть при растяжении и даже разрыв связок, поэтому их рассматриваем в комплексе с ушибами. Только при растяжении или разрыве связок боль сильнее, чем при ушибах.

Первая помощь при подобных травмах должна быть оказана немедленно. Сначала положите холод на место ушиба, это может быть лед, завернутый в полотенце или просто ткань, смоченная в холодной воде; потом наложите фиксирующую повязку и зафиксируйте пораженный участок тела на возвышении. В первое время важно обеспечить покой травмированной конечности, а в последующие дни назначают согревающие компрессы и ванны.

Обратите внимание на место травмы: если сустав распух, это может быть следствием перелома или трещины кости. Если синяк после ушиба стал багровым – значит может быть нагноение и необходимо срочно обратиться за медицинской помощью.

Вывихи

Вывих – это смещения концов костей, которые входят в один сустав, и возникает вследствие удара или падения. Сразу возникает боль в поврежденном суставе и вывих можно определить по неестественному положению тела и нарушению подвижности в суставе. Если поврежден плечевой сустав, то руку ребенок держит согнутой и отведенной от туловища; если вывихнут тазобедренный сустав, то нога будет согнута в колене и носок повернут слегка внутрь или наружу.

Первую помощь при вывихе необходимо оказать немедленно. Конечность нужно зафиксировать: если повреждена рука, то ее нужно подвесить на косынке, если же повреждена нога, то ребенка следует уложить на диван и обложить ногу подушками или одеялом.

Ни в коем случае нельзя вправлять вывих самостоятельно. Доставляйте ребенка в травмпункт в таком состоянии, в котором он оказался в результате травмы.

Переломы

Перелом кости может возникнуть в результате падения, прыжке, ударе тяжелого предмета. Перелом ребенка может быть не сразу опознан даже медиками. Дело в том, что у детей перелом может быть не виден визуально и даже не прощупываться.

Первая помощь при переломах должна быть оказана немедленно. Для начала нужно зафиксировать сломанную конечность повязкой, шиной. В качестве шины используйте подручные средства, это может быть палка, доска, проволока. Наложите асептическую повязку и примотайте шину поверх одежды.

При наложении шины соблюдайте важное условие: она должна захватывать два соседних сустава, а если сломана бедренная или плечевая кость, то захватите три сустава. Концы конечностей остаются свободными от повязок.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Источник

Каждая мама может столкнуться с такой ситуацией, особенно если ребенок непоседа.

Вы узнаете, как понять, что у ребенка перелом, какими бывают переломы и что нужно делать в первые моменты, чтобы помочь своему ребенку.

Первая помощь при переломах

Факторы, влияющие на перелом, чрезвычайно важны при выборе соответствующего варианта лечения. Но тактика оказания первой помощи стандартна и всегда одинакова.

По статистике, чаще всего у детей случаются переломы рук и ног. Причем руки ломаются в два раза чаще. При серьезном переломе безошибочно поставить диагноз легко. Но для детей больше характерны поражения, при которых функция руки нарушена незначительно. Перелом легко принять за ушиб или вывих. Самая распространенная локализация – в костях локтевого сустава и предплечья.

Чтобы мама была теоретически подкована в вопросах оказания доврачебной помощи при травмах, мы подробно рассмотрим способы оказания первой помощи именно при этих переломах.

А также рассмотрим разницу оказания помощи при открытых и закрытых переломах.

Первая помощь при закрытом переломе

  • Первое и основное правило в оказании первой помощи при переломе – обеспечение покоя ребенку. Создав полный покой ребенку и успокоившись сами, вы не нанесете дополнительного вреда малышу.

  • Холод. Положив на место перелома холод, вы облегчите состояние ребенка и остановите внутреннее кровотечение.

  • Иммобилизация. Комплекс мероприятий, направленный на обездвижение поврежденного участка тела.

  • При возможности придать поврежденной конечности возвышенное положение.

  • Только после выполнения всех пунктов выше можно дать ребенку обезболивающее средство. Это может быть парацетамол или ибупрофен. Никаких других лекарств ребенку давать нельзя!

Первая помощь при открытом переломе

  • Открытый перелом характеризуется наличием открытой раны. Соответственно, оказание первой помощи ребенку будет заключаться в остановке кровотечения и обработке раны.

  • Чтобы остановить кровотечение, необходимо на место повреждения наложить давящую повязку. При видимом загрязнении раны необходимо провести ее обработку водой и мыльным раствором.

  • В дальнейшем действовать по правилам оказания помощи, как при закрытом переломе.

Иммобилизация перелома производится специальными средствами – шинами. Именно шинами оснащена автомобильная аптечка и любая машина скорой помощи. Но нам понадобится шина из подручного материала. Такие предметы есть в каждой квартире – любой плотный материал, к которому можно примотать поврежденную конечность.

Это может быть дощечка, картон, палка, фанера и т. д. Для детей грудного и ясельного возраста наиболее удобна шина, изготовлен­ная из картона, обложенная ватой и фиксированная бинтом.

Основное правило иммобилизации заключается в фиксации минимально двух суставов – над раной и под раной.

При накладывании шины одежда и обувь не снимается. Для изготовления шины из подручных материалов лучше использовать широкие предметы, а не узкие.

Конечность фиксируется именно в том положении, в котором находится: нельзя пытаться изменить ее положение на привычное, вправить или сделать положение более «удобным».

Если вдруг у вас под рукой не оказалось предмета, из которого можно сделать шину, иммобилизацию конечности нужно проводить путем приматывания поврежденной части тела к неповрежденной.

При этом хочется отметить, что если вы находитесь в черте города и в течение часа ребенку будет оказана профессиональная медицинская помощь, иммобилизацию проводить не стоит. Достаточно обеспечить ребенку покой, лишний раз не трогать поврежденную конечность и дождаться скорой помощи.

Первая помощь при переломах

Источник фото:
shutterstock.com

Чего нельзя делать при обнаружении перелома

  • Заставлять двигаться и поощрять дополнительные движения.

  • Самостоятельно пытаться вправить кость.

  • Растирать и греть.

  • Наносить различные мази.

Первая помощь при переломе руки такая же, как первая помощь при переломе ноги. Действуют все те основные правила, описанные выше. Единственное, что нужно отметить, это дополнительная фиксация руки косыночной повязкой к телу. При переломе ноги этого не производят, но при подозрении перелома бедра или травмы, где могут быть задействованы кости таза, фиксировать нужно не два сустава, а три или четыре.

Особенности переломов у детей

Строение детского организма отличается от взрослого. Поэтому при ударе одной и той же силы переломы у детей встречаются реже, чем у взрослых – за счет гибкости и эластичности костей.

Одной из особенностей детских переломов является схожесть перелома со сломанной веткой. За счет толстой надкостницы при травме не происходит смещения костей, что ускоряет процесс заживления.

Только в детском возрасте встречаются переломы кости в зоне роста. Переломы такого типа трудно диагностируются, так как хрящевая ткань не видна на рентгеновском снимке.

У детей высокая восстановительная способность, и костная мозоль заменяется костной тканью без образования рубца. При переломах костей разрешается оставлять небольшое смещение, которое исправляется самостоятельно с ростом ребенка.

Виды переломов

В первую очередь переломы разделяют на травматические и патологические.

Травматические переломы чаще всего случаются в бытовых условиях: от ударов тупым предметом, падения с высоты, неудачных прыжков, подворачивания стопы, при подвижных играх, беге.

Патологические переломы являются следствием болезни. Причинами патологических переломов могут быть дисплазия, нарушение формирования костной ткани во внутриутробный период, недостаток кальция, воспалительные заболевания костной ткани, туберкулез костей.

Переломы бывают двух видов: закрытые и открытые. Каждый из этих видов мы разберем подробнее. Умение отличить один от другого влияет на оказание своевременной доврачебной помощи при переломах.

Закрытый перелом сохраняет целостность кожных покровов, костные отломки и вся область перелома не сообщается с внешней средой и инфицирования раны не происходит.

А вот открытый перелом вдвойне опасен – именно при таких повреждениях нарушается кожный покров, что приводит к инфицированию раны. Разрывы поврежденного покрова могут быть от маленького размера до большого дефекта мягких тканей с их разрушением, размозжением и загрязнением.

Среди открытых переломов выделяют переломы без смещения – когда костные отломки остаются на месте, и переломы со смещением – фрагменты кости уходят в сторону.

В свою очередь, переломы со смещением могут быть полными и неполными. Полные – костные отломки полностью разъединены. Неполные переломы –  связь между отломками нарушена не на всем протяжении, целостность кости сохранена.

Чаще всего переломы у детей изолированные, то есть задет только один сегмент. Но иногда встречаются и множественные или сочетанные переломы – при таких повреждениях задето несколько частей тела.

Симптомы перелома

Независимо от локализации перелома признаки повреждения всегда одинаковы. В симптомах перелома выделяют вероятные и достоверные признаки.

К вероятным признакам относятся:

  • припухлость кожных покровов;

  • гематома на месте травмы;

  • подвижность пальцев, кистей, стоп нарушена;

  • усиление боли при пальпации и движении.

Достоверные признаки:

  • деформация конечности;

  • крепитация – ощущение хруста костных отломков.

Ушибы и падения в жизни ребенка встречаются каждый день. Как же обезопасить ребенка от переломов?

Главным правилом профилактики повреждений у детей считается правило «Как можно больше двигаться». Именно за счет активной жизни у ребенка тренируется вестибулярный аппарат, укрепляются мышцы и суставы. Как следствие, ребенок подвижен, бодр, весел и без гипса.

Источник

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

СОШ п. …………………

от 06 мая 2016 года

434-о

ИНСТРУКЦИЯ

п. …………….


по оказанию первой помощи детям

при травматических повреждениях
ИОТ – 119 – 2016

1. Травма головы

1.1. Все повреждения головного мозга и костей черепа, независимо от их тяжести, должны рассматри­ваться как серьезные повреждения. Клиническая картина имеет много общих симптомов. Утрата сознания, рвота, головная боль, нарушения па­мяти характерны для черепно-моз­говой травмы различной степени тяжести.

1.2. Первая помощь должна быть оказана на месте происшествия и сводится к созданию полного покоя. Пострадавшего поместить в теплое, хорошо проветриваемое помещение; до прибытия медицинского персона­ла обеспечить постоянное наблюде­ние за больным, предотвратив аспи­рацию рвотных масс в дыхатель­ные пути. Больной при рвоте должен находится в положении на боку. В первый час после травмы показан холод к голове (пузыри со льдом, мокрое полотенце и т.д.). Ре­бенок с черепно-мозговой травмой должен быть срочно доставлен в лечебное учреждение. Транспорти­ровать можно только в лежачем по­ложении. Ранняя госпитализация пострадавшего, специализированная помощь позволяет избежать тяже­лых последствий черепно-мозговых повреждений.

2. Ушибы

2.1. Ушибы характеризуются по­вреждением тканей без нарушений целостности кожных покровов. Они возникают от непосредственных травм различных участков тела ту­пыми предметами.

2.2. В зависимости от тяжести ушиба происходит подкожный раз­рыв мелких кровеносных сосудов с последующим пропитыванием кро­вью мягких тканей. При осмотре места повреждения определяется ог­раниченная припухлость, болезнен­ность при пальпации. Ушибы ко­нечностей нередко сопровождают­ся кровоизлиянием в полость ближайшего сустава, а при ушибах грудной клетки, области живота и головы могут наблюдаться по­вреждения внутренних органов или подлежащих костей. Поэтому важна немедленная транспорти­ровка пострадавшего в лечебное учреждение для установления ха­рактера травмы и необходимого лечения.

2.3. Первая помощь при ушибах заключается в наложении давящей повязки и холода (пузырь со льдом, с холодной водой) на место ушиба, а также надежной фиксации повреж­денных конечностей с помощью специальных или импровизированных транспортных шин. Через один-два дня на место ушиба кладется согревающий компресс.

3. Раны

3.1. В зависимости от особенно­стей ранящего предмета и механиз­ма, различают резаные, колотые, рва­ные и ушибленные раны. Они могут быть поверхностными или глубоки­ми, с повреждениями внутренних органов.

3.2. Основные опасности связа­ны с кровотечением из поврежден­ных тканей и органов, а также с воз­можностью инфицирования раны. По внешнему виду раны не всегда удается установить характер имею­щихся повреждений. Например, при колотых ранах внешнее кровотече­ние может быть незначительным, тогда как внутреннее угрожает жиз­ни пострадавшего, а некоторые даже незначительные по своим размерам раны (вследствие укуса, причинен­ные животными или сильно загряз­ненные землей) требуют проведе­ния специальных профилактических прививок.

3.3. Вопрос об объеме и характе­ре медицинской помощи решает только врач. Однако правильно ока­занная первая помощь на месте про­исшествия во многом определяет ход лечения и часто является реша­ющим в сохранении жизни постра­давшего ребенка (острая потеря даже 1/3 общего объема циркули­рующей крови почти всегда ведет к смерти).

3.4. Всякое ранение мягких тка­ней сопровождается повреждением кровеносных сосудов и неизбеж­ным кровотечением: артериальным, венозным или капиллярным. 3.5. Первая помощь при ранениях состоит из остановки кровотечения, предупреждения инфицирования раны, обеспечения неподвижности места повреждения. Способ оста­новки кровотечения зависит от его характера и силы.

3.6. Инфицирование раны пре­дупреждается промыванием сильно загрязненных ран раствором переки­си водорода или струей чистой воды и обработкой кожи в окруж­ности раны настойкой йода или бриллиантового зеленого. Наклады­ваемая повязка должна быть чистой (стерильной) и хорошо предохра­нять рану от возможного загрязне­ния. Она не должна сильно сдавли­вать ткани за исключением тех слу­чаев, когда накладывается с целью остановки кровотечения.

3.7. Неподвижность места повреж­дения обеспечивается с помощью косыночной повязки, в которую по­мещается поврежденная конечность, специальной или импровизирован­ной шины.

4. Первая помощь при укусах насекомых

4.1. Для детей опасны укусы пчел, ос, слепней. Клиническая кар­тина интоксикации идентична.

4.2. При укусах возможна только местная реакция, которая проявляет­ся в жгучей боли, укусом, окружен­ным поясом покраснения и отеком. Наиболее ярко это выражено при укусе лица и шеи.

4.3. Особенно опасны и болез­ненны укусы в глаза и слизис­тые рта, губы. При этом возможно серьезное повреждение органов зрения. Отек, развивающийся при укусах в губы и слизистую рта, может привести к удушью и смерти.

4.4. Общие симптомы при уку­сах: озноб, повышение температуры, одышка, головокружение, головная боль, учащение сердцебиения, боли в области сердца, тошнота, рвота, обмороки.

4.5. При оказании помощи в пер­вую очередь следует удалить жало из места укуса, затем промыть ранку спиртом и положить холод. При раз­витии удушья ребенок нуждается в немедленной госпитализации.

5. Вывихи, разрывы, растяжение связок

5.1. Все виды повреждений сус­тавов характеризуются частичны­ми или полными разрывами отдель­ных связок или суставной сумки в целом. При вывихах, помимо этого, имеется нарушение соотношения отдельных костей, образующих сус­тав. Травма, как правило, сопровож­дается кровоизлиянием в полость сустава и окружающей ткани. В детском возрасте наиболее часты­ми являются повреждения голенос­топного, коленного, локтевого и лучезапястного суставов. При осмотре поврежденного сустава отмечаются отечность, изменение его контуров. Движения, как активные, так и пас­сивные, из-за болезненности резко ограничены. При вывихе отмечает­ся грубая деформация контуров су­става.

5.2. Вывихи часто сопровождают­ся переломами внутрисуставных участков кости. Установление ха­рактера повреждения сустава воз­можно только опытным хирургом в условиях специализированного ста­ционара. Поэтому следует удержаться от любых попыток «вправле­ния вывиха», так как это неизбежно приведет к дополнительной травме и осложнит прогноз.

5.3. Первая помощь: покой (шинирование) поврежденной конечно­сти, особенно места предполагаемо­го повреждения, осуществляемый с помощью специальных или импро­визированных шин. Длина шины должна быть достаточной для обес­печения неподвижности места по­вреждения, а также выше и ниже расположенных суставов. Повреж­денная конечность прибинтовывает­ся к транспортной шине. На об­ласть повреждения кладется холод. После оказания первой помощи по­страдавший доставляется в меди­цинское учреждение.

6. Носовое кровотечение

Носовое кровотечение чаще воз­никает при ушибах лица и носа, а также при некоторых заболеваниях (корь, грипп, коклюш и др.). Степень кровотечения бывает различной: от кратковременного с потерей не­скольких капель крови до длитель­ного и обильного.

При кровотечении из носа ребен­ка надо успокоить, расстегнуть ему ворот, пояс, усадить со слегка отки­нутой головой и прижать пальцами мягкие части (крылья) носа.

Если это не поможет, носовые ходы можно плотно заложить там­понами из ваты, смоченными раство­ром перекиси водорода, а на перено­сицу положить холодную примочку или кусочек льда, снега, завернутые в непромокаемую ткань.

После остановки кровотечения ребенок в течение часа не должен чихать, сморкаться, кашлять, так как сгустки крови, закупорившие сосуд, могут оторваться и кровотечение возобновится. Если эти меры не помогут, ребен­ка следует доставить в медицин­ское учреждение.

7. Попадание инородного тела в глаз

Инородное тело в конъюнктиве и роговице глаз (песчинка, соринка и т.д.) вызывает жжение, слезоте­чение, светобоязнь. Если при ос­мотре глаза инородное тело хоро­шо видно, его надо удалить кусоч­ком марли, смоченным в 1%-ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промывая глаз во­дой из пипетки. Если это не помо­гает, ребенка необходимо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в гла­зу вызывает воспаление конъюнк­тивы и роговицы.

8. Обморок

Если обморок случился в поме­щении, необходимо обеспечить при­ток свежего воздуха больному. У больного расстегивают ворот и укладывают его на спину так, что­бы голова была слегка ниже, а ноги на 30—40 см выше туловища, при таком положении тела приток кро­ви к голове усиливается. Затем смачивают нашатырным спиртом ватный тампон и подносят его к носу больного на 20—30 см. Запах нашатыря расширяет сосуды голов­ного мозга, однако большие его концентрации могут вызвать вре­менный паралич сосудодвигательного центра, поэтому долго вдыхать нашатырь не рекомендуется. Целе­сообразней делать интервалы по 20—30 с с паузами в 1—2 мин до тех пор, пока больной не придет в сознание.

При глубоком обмороке, помимо всех процедур, желательно сделать искусственное дыхание. В случае появления у больного рвотной мас­сы его голову необходимо повер­нуть набок и удалить рвотную мас­су во избежание ее попадания в дыхательные пути. Когда больной придет в себя, желательно ему дать чай или кофе.

9. Тепловой удар, солнечный удар

У ребенка, длительное время на­ходящегося в сильно натопленном помещении или в жаркую безвет­ренную погоду в тени, может про­изойти тепловой удар: нормальная терморегуляция организма наруша­ется, температура тела повышается, появляются вялость, покраснение лица, обильное потоотделение, го­ловная боль, нарушается координа­ция движения. В более тяжелых случаях дыхание учащается, лицо бледнеет, наступает потеря созна­ния.

Тоже происходит и при длитель­ном воздействии на непокрытую голову ребенка прямых солнечных лучей.

При первых признаках теплового или солнечного удара пострадавше­го необходимо перевести в тенис­тое, прохладное место, снять одежду, смочить голову и грудь прохладной водой. При отсутствии дыхания или сильном его ослаблении сделать ис­кусственное дыхание.

С инструкцией ознакомлен (а)

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

подпись расшифровка подпись

«____»________________20__г.________________(________________)

Источник