Первая помощь при ушибах время занятий физическими упражнениями

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

1. Необходимая помощь при ушибах и кровотечениях во время занятий физическими упражнениями?

При занятиях физической культурой случаются различные виды травм. Поэтому важно уметь оказывать первую (доврачебную) помощь. «Травма» — слово греческое и переводится как «рана, повреждение». По статическим данным из числа занимающихся физической культурой и спортом около 4,7% получают травмы.

Среди травм опорно-двигательного аппарата чаще всего встречаются ушибы. Ушибы представляют собой механическое повреждение мягких тканей, сопровождающееся разрывом мелких кровеносных сосудов. Особенно страдают мягкие ткани, прикасающиеся к подлежащей кости. В основном они возникают в результате падений, ударов о спортивные снаряды. Характерными признаками являются боль, увеличивающаяся при движении, припухлость, изменение цвета кожи в результате кровоизлияния (кожа синеет), нарушение функции в области суставов и конечностей.

При оказании первой помощи необходимо:

— обеспечить полный покой ушибленному органу, например, поврежденную руку следует подвесить на косынке;

— при наличии на месте ушиба ссадин смазать их йодом или раствором бриллиантовой зелени;

— на место ушиба приложить холод (полотенце, смоченное холодной водой и слегка отжатое, кусочки льда, помещённые в целлофановый пакет и т.п.) или опрыскать место повреждения струёй хлорэтила. Холод вызывает сужение сосудов;

— наложить давящую повязку;

— при наличии гематомы (подкожного кровоизлияния) на вторые-третьи сутки к месту ушиба прикладывают тепло или согревающие мази.

Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности. Различают капиллярное, венозное, артериальное и внутреннее кровотечение.

Наиболее сильное кровотечение наблюдается при повреждении артерий. При оказании первой помощи при наружных кровотечениях возможна только временная остановка кровотечения на период, необходимый для доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Остановить кровотечение можно различными способами:

— приподнять повреждённую часть тела по отношению к туловищу;

— наложить давящую повязку на кровоточащий сосуд в месте повреждения;

— прижать пальцем повреждённую артерию к подлежащей кости;

— максимально согнуть в суставе;

— наложить жгут или жгут-закрутку.

При оказании первой помощи при капиллярном кровотечении достаточно обработать рану перекисью водорода (кровоостанавливающее средство) и наложить на рану марлевую (давящую) повязку.

При оказании первой помощи при венозном кровотечении следует на рану наложить давящую повязку, придать конечности возвышенное положение (выше уровня сердца).

При оказании первой помощи при артериальном кровотечении необходимо прижать артерию к кости выше (по току крови) места повреждения. Нажимать следует на точку пульса. Точки находятся в тех местах, где сосуд расположен относительно поверхностно и где удаётся пальцем прижать его к подлежащей кости. Прижимают артерию одним или двумя пальцами, наложенным один на другой, также четырьмя, после чего накладывают (в зависимости от степени повреждения) давящую повязку или жгут (или импровизированный жгут-закрутку, если нет под рукой медицинского жгута). Жгут накладывается на 3-5см выше места повреждения. На голую кожу жгут накладывать нельзя. Под жгут надо положить лёгкую материю, чтобы не повредить кожу.

Затягивание жгута или закрутки производится до исчезновения пульса ниже места ранения. Слабо наложенный жгут не останавливает кровотечение (конечность становится синюшной).

При чрезмерном затягивании жгута могут быть повреждены мягкие ткани конечности. Максимальное время наложения жгута или закрутки 2 часа для взрослых и 40-60мин. для детей, поэтому время наложения жгута надо обязательно записать. Если жгут держать дольше, может наступить омертвление тканей из-за недостаточного кровоснабжения участков тела, расположенных ниже жгута (закрутки). Каждые полчаса жгут ослабляют на несколько минут, пережимая пальцем артерию, а затем снова затягивают, немного отступив от прежнего места наложения.

После наложения жгута пострадавшего надо немедленно направить в ближайшую больницу, прикрепив к жгуту записку с точным указанием времени и даты его наложения.

Артериальное кровотечение в области локтевого сгиба, медиальной поверхности предплечья, в подколенной и паховой области может быть остановлено максимальным сгибанием конечности после прикрытия раны скомканным куском марли или бинтом. Максимально согнутую в суставе конечность фиксируют ремнём, бинтом, косынкой или шарфом. В место сгиба необходимо положить небольшого размера валик из мягкой ткани.

При оказании первой помощи при сильном кровотечении из носа пострадавшего надо уложить на землю, скамейку (голову не запрокидывать),а на переносицу положить смоченную холодной водой тряпочку. Если кровотечение всё же не прекращается, следует сделать из чистого бинта или чистой ваты небольшой плотный комок и туго заложить его в ту ноздрю, из которой идёт кровь.

При внутреннем кровотечении первая помощь заключается в том, чтобы придать пострадавшему полусидячее положение, обеспечить ему полный покой, приложить лёд или ёмкость, заполненную холодной водой к предполагаемому месту кровотечения. Срочно доставить к врачу.

Предупреждение загрязнения раны.

Опасность всех видов ран заключается в том, что в них могут попасть микробы из окружающего воздуха, с кожи или одежды. Попавшие в рану микробы могут вызвать местное или общее гнойное заражение, а также такие тяжёлые заболевания, как столбняк, газовая гангрена. Нельзя обмывать рану водой, какой бы грязной рана не была. Нельзя касаться её пальцами, так как при этом можно внести инфекцию. Рану необходимо обязательно промыть перекисью водорода (особенно если она сильно загрязнена) или слабо-розовым раствором марганцовки. Кожу вокруг ран обрабатывают 5-10%-ным раствором йода или 2%-ным раствором бриллиантовой зелени промокающими движениями от раны в сторону. После этого на рану накладывают стерильную повязку и пострадавшего немедленно доставляют к врачу.

Чтобы правильно наложить повязку, надо знать как это сделать. Существуют определённые правила накладывания повязок. Вот основные из них:

— бинтовать нужно слева на право, причём конец бинта должен находиться в левой руке, а скатанная часть – в правой;

— каждое бинтование начинается с закрепляющих круговых ходов бинта (двух-трёх);

— конечность надо бинтовать всегда снизу вверх, например, от стопы к голени. Лучше накладывать бинт в косом направлении (спирально), иногда перегибают его, чтобы крепче держался; причём так, чтобы каждый следующий оборот бинта покрывал собой не менее половины предыдущего.

2. Режим дня, что он в себя включает и каково его значение для здоровья человека?

Большое значение для полноценной жизни человека имеет определенный распорядок, или режим, дня: правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха. Соблюдение рационального режима дня способствует повышению умственной и физической работоспособности. Происходит это потому, что при соблюдении распорядка дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, благодаря чему у человека возрастают способности выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью. При составлении суточного режима необходимо учитывать условия жизни человека и его индивидуальные особенности. По этим причинам нецелесообразно устанавливать единый для всех суточный режим. Однако основные составляющие распорядка дня должны быть едиными. Режим дня для школьников устанавливается с учетом возраста, их индивидуальных особенностей, а также условий, в которых они живут и учатся. Постоянное соблюдение режима дня оказывает большое воспитательное значение.

Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4173; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:  Как выглядит ушиб ногтя на ноге

Рекомендуемые страницы:

Источник

Каждый человек должен владеть навыками по оказанию первой помощи, так как они могут быть полезны не только в повседневной жизни, но и при занятиях спортом и на уроках. Первая помощь, оказанная сразу, до прихода врача, сокращает сроки заживления, предохраняет от осложнений. При оказании первой помощи следует знать, что любая травма не является местным заболеванием, а отражается на деятельности всего организма.

КРОВОТЕЧЕНИЯ. Как правило, кровотечение вызывает любое механическое повреждение сосудов. В этом случае первая доврачебная помощь должна быть направлена на остановку кровотечения, которую следует осуществлять на месте получения травмы общедоступными способами.

При кровоточащих ранах необходимо владеть навыками наложения повязок. Бинтовые повязки могут быть круговыми, спиральными, крестообразными и т.п. Наиболее простой считается круговая повязка, при которой обороты бинта накладываются один на другой. Бинтование производят слева направо.

При артериальном кровотечении из раны толчкообразно пульсирующей струей течет кровь алого цвета. Сильное артериальное кровотечение останавливают пережатием артерии с помощью большого пальца, кулака, жгута или заменяющей его повязки (резиновой трубки, ремня, косынки) на 3-5 см выше раны. Причем жгут накладывают не более чем на 2 часа летом и 1 час зимой, чтобы не омертвели ткани (для контроля под жгут кладут записку для врача с указанием, в какое время он был наложен).

Венозная кровь (темно-красного цвета) льется из раны спокойно, непрерывной струей. Чтобы остановить венозное кровотечение, надо высоко поднять пострадавшую ногу или руку, а затем наложить на рану давящую повязку.

Довольно часто во время занятий подвижными или спортивными играми (хоккей, футбол, баскетбол, гандбол), боксом, борьбой участники получают травмы, при которых возникает кровотечение из носа. Первая медицинская помощь в этом случае заключается в следующем:

· Если кровотечению предшествовал удар, надо проверить, нет ли перелома;

· Усадить пострадавшего так, чтобы его спина была выпрямлена;

· На 5-10 мин большим и указательным пальцами плотно прижать крылья носа к перегородке;

· Если после этого кровотечение не останавливается, следует ввести в носовые ходы кусочки ваты или марли, смоченные раствором поваренной соли (чайная ложка на стакан воды) или специальные кровоостанавливающие тампоны;

· В том случае, если носовое кровотечение не останавливается в течение 30-40 мин, пострадавшего необходимо в сидячем положении доставить в лечебное учреждение.

УШИБЫ. При ушибе возникает припухлость, изменяется окраска кожи. На место ушиба нужно наложить на 20-30 минут лед, холодный компресс, а затем тугую, давящую повязку. Необходим полный покой. На вторые сутки применяют согревающие компрессы, теплые ванны, легкий массаж.

ССАДИНЫ. Ссадины чаще всего возникают при падениях. Они могут сопровождаться болью и небольшим кровотечением. Место ссадины следует промыть под струей чистой воды или обработать перекисью водорода. Затем для дезинфекции смазать йодом или раствором бриллиантовой зелени («зеленкой»).

ПОТЕРТОСТИ. Повреждения кожи на ступнях происходят из-за трения, давления на нее неудобной обуви или складок неаккуратно надетых носков. В области потертости образуется нагноение в виде пузырька. Первая доврачебная помощь при потертостях та же, что и при ссадинах.

Загрязнение потертостей может привести к воспалению. Тогда кожу необходимо осторожно очистить кусочком марли или ваты, смоченной в перекиси водорода, и наложить на это место стерильную повязку.

РАНЫ. При кровотечении из раны первая помощь заключается в том, чтобы как можно быстрее его остановить. Если кровоточит небольшая ранка на руке или ноге, то надо приподнять конечность, продезинфицировать ранку и наложить на нее стерильную давящую повязку из марли или плотного куска ваты.

РАСТЯЖЕНИЕ МЫШЦ. Растяжение связок и надрыв мышц сопровождается болью и образованием припухлости, а впоследствии – гематомы (синяка). На поврежденное место следует наложить холодный компресс и давящую повязку из эластичного бинта. В этом случае также требуется помощь врача.

ВЫВИХИ. Под вывихом понимают повреждение, при котором суставная часть одной кости в результате разрыва суставной сумки и связок соскальзывает полностью с суставной поверхности другой кости. При подобных травмах возникают припухлость сустава и сильная боль при движении. Поэтому необходимо сразу обеспечить поврежденному суставу покой – зафиксировать его с помощью дощечки, планки, рейки. После этого необходимо немедленно отправиться в травматологический пункт. Самостоятельно вправлять вывихи нельзя!

ПЕРЕЛОМЫ. Переломы костей бывают открытые и закрытые. Открытые переломы характеризуются разрывом мягких тканей и иногда выходом обломков кости из раны. Первая помощь при переломах заключается в том, чтобы обеспечить неподвижность кости в месте травмы. Для этого фиксируют два ближайших к месту перелома сустава с одной и другой стороны шиной, дощечкой, палкой или тугой повязкой. Можно прибинтовать ногу к ноге или руку к туловищу. При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают горизонтально на щит или доску, вызывают машину «скорой помощи» или осторожно транспортируют его в больницу.

СОЛНЕЧНЫЙ УДАР. При длительных занятиях на солнцепеке или в слишком теплой одежде может возникнуть перегрев внутренних органов или систем организма. В таких случаях появляется слабость, побледнение лица, головокружение, потемнение в глазах, тяжесть в ногах и даже тошнота.

Пострадавшего надо перенести в тень, расстегнуть или снять верхнюю одежду, приподнять ему голову и положить смоченную в воде косынку (или платок, марлю) на голову и область сердца.

ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ. Для предупреждения переохлаждения важно правильно одеваться. Во всех случаях, когда верхняя одежда, носки, перчатки, обувь стали влажными или мокрыми, их надо быстро заменить. При очень сильном переохлаждении необходимо как можно быстрее попасть в помещение, согреться с помощью одеял, грелок, а если есть возможность, то и теплой ванны с водой температурой 37-38 градусов, выпить сладкого горячего чая или кофе. Если самочувствие не улучшится, следует вызвать врача.

Источник

Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ òðàâìû èëè ïîâðåæäåíèÿ. Îñíîâíûå ïðè÷èíû ïîâðåæäåíèé èõ êëàññèôèêàöèÿ ïî âèäó âîçäåéñòâèÿ è êðàòêîå îïèñàíèå. Ïîðÿäîê îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè óøèáàõ, ðàñòÿæåíèÿõ, ðàçðûâàõ, ñäàâëèâàíèè, âûâèõàõ, ïåðåëîìàõ è òðàâìàõ ãîëîâû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáàõ, ðàñòÿæåíèÿõ, ðàçðûâàõ, ñäàâëèâàíèè è âûâèõàõ

2. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáå

3. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê

4. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ñäàâëèâàíèè

5. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè âûâèõàõ

6.Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ

7. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè òðàâìàõ ãîëîâû

8. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà

9. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå êîñòåé òàçà

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Àíàòîìè÷åñêèå èëè ôóíêöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ òêàíåé è îðãàíîâ, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå ïîâðåæäàþùåãî äåéñòâèÿ âíåøíèõ ôàêòîðîâ íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà, íàçûâàþòñÿ òðàâìîé, èëè ïîâðåæäåíèåì. Âîçäåéñòâèÿ ìîãóò áûòü ìåõàíè÷åñêèìè (óäàð, ñäàâëèâàíèå, ðàñòÿæåíèå), ôèçè÷åñêèìè (âîçäåéñòâèå òåïëà è õîëîäà, ýëåêòðè÷åñòâà, ðàäèîàêòèâíîãî èçëó÷åíèÿ), õèìè÷åñêèìè (îáóñëîâëåííûõ äåéñòâèåì êèñëîò, ùåëî÷åé, ÿäîâ), ïñèõè÷åñêèìè (èñïóã, ñòðàõ). Òÿæåñòü ïîâðåæäåíèÿ çàâèñèò îò ñèëû è âðåìåíè âîçäåéñòâèÿ ýòèõ ôàêòîðîâ.

Íàèáîëåå ÷àñòî ïîâðåæäåíèÿ âûçûâàþòñÿ ìåõàíè÷åñêèìè âîçäåéñòâèÿìè, ò. å. íåïîñðåäñòâåííûì äåéñòâèåì ìåõàíè÷åñêîé ñèëû (óäàð, ñäàâëèâàíèå, ðàñòÿæåíèå) íà òêàíè îðãàíèçìà. Ìåõàíè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ìîãóò áûòü çàêðûòûìè è îòêðûòûìè. Çàêðûòûìè ïîâðåæäåíèÿìè ñ÷èòàþòñÿ òàêèå, ïðè êîòîðûõ íåò íàðóøåíèÿ öåëîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê. Ê íèì îòíîñÿòñÿ óøèáû, ðàñòÿæåíèÿ, ïîäêîæíûå ðàçðûâû ìÿãêèõ òêàíåé (ìûøö, ñóõîæèëèé, ñîñóäîâ, íåðâîâ). Îòêðûòûå ïîâðåæäåíèÿ — ïîâðåæäåíèÿ îðãàíîâ è òêàíåé, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ íàðóøåíèåì öåëîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ èëè ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê (ðàíû, îòêðûòûå ïåðåëîìû êîñòåé).

Читайте также:  Артроз коленного сустава после ушиба

Ïîâðåæäåíèÿ, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå îäíîìîìåíòíîãî, âíåçàïíîãî ñèëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà òêàíè îðãàíèçìà, íàçûâàþòñÿ îñòðîé òðàâìîé, à âîçíèêàþùèå îò ìíîãîêðàòíûõ è ïîñòîÿííûõ âîçäåéñòâèé ìàëîé ñèëû, íåñïîñîáíûõ ïðè îäíîðàçîâîì äåéñòâèè íàíåñòè òðàâìó — õðîíè÷åñêîé òðàâìîé. Ê õðîíè÷åñêîé òðàâìå îòíîñèòñÿ áîëüøèíñòâî ïðîôåññèîíàëüíûõ çàáîëåâàíèé (ïëîñêîñòîïèå ó ëèö, çàíÿòûõ òÿæåëûì ôèçè÷åñêèì òðóäîì, òåíäîâàãèíèòû ó ìàøèíèñòîê, îçíîáëåíèÿ ó ïðà÷åê, ýêçåìû è ÿçâû íà ðóêàõ ðåíòãåíîëîãîâ è ò. ä.).

1. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáàõ, ðàñòÿæåíèÿõ, ðàçðûâàõ, ñäàâëèâàíèè è âûâèõàõ

Êîæà îáëàäàåò çíà÷èòåëüíîé ïðî÷íîñòüþ è ïðè òðàâìàõ íàðóøåíèÿ åå öåëîñòè ÷àñòî íå ïðîèñõîäèò, â òî âðåìÿ êàê ìÿãêèå òêàíè è êîñòè ìîãóò çíà÷èòåëüíî ðàçðóøàòüñÿ.

Óøèá. Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì ïîâðåæäåíèåì ìÿãêèõ òêàíåé ÿâëÿåòñÿóøèá, êîòîðûé ÷àùå âñåãî âîç-ïèêàï âñëåäñòâèåóäàðà òóïûì ïðåäìåòîì. Íà ìåñòå óøèáà áûñòðî ïîÿâëÿåòñÿ ïðèïóõëîñòü, à ÷àñòî è êðîâîïîäòåê (ñèíÿê). Ïðè ðàçðûâå êðóïíûõ ñîñóäîâ ïîä êîæåé ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ ñêîïëåíèÿ êðîâè (ãåìàòîìû). Óøèáû ïðèâîäÿò ê íàðóøåíèþ ôóíêöèè ïîâðåæäåííîãî îðãàíà. Åñëè óøèáû ìÿãêèõ òêàíåé òåëà âûçûâàþò ëèøü áîëü è óìåðåííîå îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé êîíå÷íîñòåé, òî óøèáû âíóòðåííèõ îðãàíîâ (ìîçã, ïå÷åíü, ëåãêèå, ïî÷êè) ìîãóò ïðèâåñòè ê òÿæåëûì íàðóøåíèÿì âî âñåì îðãàíèçìå è äàæå ê ñìåðòè.

Ïðè äâèæåíèÿõ â ñóñòàâå, ïðåâûøàþùèõ åãî ôèçèîëîãè÷åñêèé îáúåì, èëè ïðè äâèæåíèè â íåñâîéñòâåííîì ñóñòàâó íàïðàâëåíèè âîçíèêàþò ðàñòÿæåíèÿ è ðàçðûâû ñâÿçîê, óêðåïëÿþùèõ ñóñòàâ. Ðàñòÿæåíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì ðåçêèõ áîëåé, áûñòðûì ðàçâèòèåì îòåêà â îáëàñòè òðàâìû è çíà÷èòåëüíûì íàðóøåíèåì ôóíêöèé ñóñòàâîâ. Áîëüøîå çíà÷åíèå â ðàçâèòèè ðàñòÿæåíèÿ è ðàçðûâîâ ñâÿçîê èìåþò âíåçàïíîñòü è áûñòðîòà òðàâìû.

Î÷åíü òÿæåëîé òðàâìîé êîíå÷íîñòè ÿâëÿåòñÿ òàê íàçûâàåìîå ñäàâëèâàíèå, ïðè êîòîðîì ïðîèñõîäèò ðàçìîçæåíèå ìûøö, ïîäêîæíîé æèðîâîé êëåò÷àòêè, ñîñóäîâ èíåðâîâ. Ýòè ïîâðåæäåíèÿ âîçíèêàþò îò äàâëåíèÿ áîëüøèõ òÿæåñòåé (ñòåíà, áàëêà, çåìëÿ) âî âðåìÿ îáâàëîâ, áîìáàðäèðîâîê, çåìëåòðÿñåíèé. Ñäàâëèâàíèÿ ñîïðîâîæäàþòñÿ ðàçâèòèåì øîêà, à â ïîñëåäóþùåì — îòðàâëåíèåì îðãàíèçìà ïðîäóêòàìè ðàñïàäà ðàçðóøåííûõ ìÿãêèõ òêàíåé.

2. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáå

Ïðåæäå âñåãî, íåîáõîäèìî ñîçäàòü ïîêîé ïîâðåæäåííîìó îðãàíó. Íà îáëàñòü óøèáà íåîáõîäèìî íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó, ïðèäàòü ýòîé ÷àñòè òåëà âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïðåêðàùåíèþ äàëüíåéøåãî êðîâîèçëèÿíèÿ â ìÿãêèå òêàíè. Äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëåé è âîñïàëèòåëüíûõ ÿâëåíèé ê ìåñòó óøèáà ïðèêëàäûâàþò õîëîä — ïóçûðü ñî ëüäîì, õîëîäíûå êîìïðåññû.

3. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê

Ïîìîùü òàêàÿ æå, êàê è ïðè óøèáàõ, ò. å. ïðåæäå âñåãî èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè. Ïðè ðàçðûâå ñóõîæèëèé, ñâÿçîê ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ñîçäàíèè áîëüíîìó ïîëíîãî ïîêîÿ, â íàëîæåíèè òóãîé ïîâÿçêè íà îáëàñòü ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà, ÷òîáû ïðî÷íî ôèêñèðîâàòü åãî. Äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëåé ïîñòðàäàâøåìó ìîæíî äàòü 0,25—0,5 ã àíàëüãèíà èëè àìèäîïèðèíà, à ê îáëàñòè òðàâìû ïðèëîæèòü ïóçûðü ñî ëüäîì. Ïðè ëþáîì ðàñòÿæåíèè íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó, òàê êàê ïîäîáíàÿ ñèìïòîìàòèêà ìîæåò áûòü è ïðè òðåùèíàõ êîñòè.

Ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ñäàâëèâàíèÿ: âîçíèêàåò ïðè äëèòåëüíîì ñäàâëèâàíèè òêàíåé. Ñèíäðîì ïîçèöèîííîãî ñäàâëèâàíèÿ — êîãäà ïüÿíûé ïðèæèìàåò ñâîþ êîíå÷íîñòü è ëåæèò äîëãîå âðåìÿ. Êëàññèôèêàöèÿ (ïî Ñàâèöêîìó)- ñäàâëèâàíèÿ êîíå÷íîñòåé, òàçà, ãðóäè, çàòûëêà è äð. Ìîæåò áûòü ñ ñî÷åòàíèåì ïîâðåæäåíèÿ äðóãèõ îðãàíîâ. Ìîæåò áûòü â êîìáèíàöèè ñ îæîãàìè, ñ îòìîðîæåíèÿìè. Îïðåäåëåíèå òÿæåñòè çàâèñèò îò âðåìåíè ñäàâëèâàíèÿ è îò ïëîùàäè ñäàâëèâàíèÿ. Ñàìûå òÿæåëûå ôîðìû, êîãäà ñäàâëèâàíèÿ â òå÷åíèå 6 ÷àñîâ è áîëåå. Ñìåðòåëüíûå èñõîäû íàáëþäàþòñÿ è â ðàííåì è ïîçäíåì ïåðèîäå. Ôîðìû ñðåäíåé òÿæåñòè ðåäêî. Ëåãêèå ôîðìû — ñäàâëèâàíèå äî 4 ÷ è ìåíüøå. Ýòà áîëåçíü êîâàðíà, òàê êàê ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ ñîñòîÿíèå íîðìàëüíîå, à ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé ïîñòðàäàâøèé óìèðàåò. Ðàçëè÷àþò ïåðèîäû: ñêðûòûé ïåðèîä (êîìïðåññèîííûé è äåêîìïðåññèîííûé) — îòåêè, ñíèæåíèå äàâëåíèÿ, ÷òî íàïîìèíàåò øîê; ðàííèé ïåðèîä — ïåðâûå òðè äíÿ: çàòîðìîæåííîñòü, óõóäøåíèå ñîñòîÿíèÿ; ïðîìåæóòî÷íûé ïåðèîä (4-8 äíåé): ÿâëåíèÿ ñî ñòîðîíû ïî÷åê — îëèãîóðèÿ, àíóðèÿ, çàòåì ïîÿâëåíèå ïðèçíàêîì óðåìèè. Ìèîãëîáèí ïðè ýòîé áîëåçíè çàêóïîðèâàåò ïî÷êè, è îíè íå ðàáîòàþò.

Ïîìîùü: îñâîáîæäåíèå îò ñäàâëèâàíèÿ, æãóò âûøå, íîâîêàèíîâóþ áëîêàäó, ÷òîáû çàìåäëèòü âñàñûâàíèå, èììîáèëèçàöèÿ, îáåçáîëèâàíèå. Íà ÌÏÏ — áëîêàäû, íàðêîòèêè, ñåðäå÷íûå, àíòèáèîòèêè. Ïðè îáøèðíûõ ñäàâëèâàíèÿõ íàäî ñäåëàòü ôàñöèîòîìèþ ëàìïàñíûìè ðàçðåçàìè.  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ àìïóòàöèÿ. Ëåòàëüíîñòü äî 60%, â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ äî 30%. Ïîñëåäñòâèÿ — îáðàçîâàíèå ÿçâ, ðóáöîâ, ãàíãðåíû, ñàìîå ÷àñòîå — òÿæåëûå íåâðèòû (65%).

4. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ñäàâëèâàíèè

Îñíîâíîé çàäà÷åé ïåðâîé ïîìîùè ïðè ñäàâëèâàíèè ÿâëÿåòñÿ îðãàíèçàöèÿ ìåð ïî íåìåäëåííîìó èçâëå÷åíèþ ïîñòðàäàâøåãî èç-ïîä îáðóøèâøèõñÿ íà íåãî òÿæåñòåé. Ñðàçó ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ îò òÿæåñòåé äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïîñòóïëåíèÿ ÿäîâèòûõ ïðîäóêòîâ ðàñïàäà â îðãàíèçì èç ðàçìîçæåííûõ òêàíåé êîíå÷íîñòåé íà ïîñëåäíèå íåîáõîäèìî íàëîæèòü æãóòû êàê ìîæíî áëèæå ê îñíîâàíèþ êîíå÷íîñòè, êàê ïðè îñòàíîâêå àðòåðèàëüíîãî êðîâîòå÷åíèÿ, îáëîæèòü êîíå÷íîñòè ïóçûðÿìè ñî ëüäîì èëè òêàíüþ, ñìî÷åííîé õîëîäíîé âîäîé. Ïîâðåæäåííûå êîíå÷íîñòè èììîáèëèçèðóþò ïðè ïîìîùè øèí. Ó òàêèõ áîëüíûõ î÷åíü ÷àñòî óæå â ìîìåíò òðàâìû ðàçâèâàåòñÿ òÿæåëîå îáùåå ñîñòîÿíèå — øîê. Äëÿ áîðüáû ñ øîêîì èëè äëÿ åãî ïðîôèëàêòèêè áîëüíîãî ñëåäóåò òåïëî óêðûòü, äàòü âîäêè, âèíà, ãîðÿ÷åãî êîôå èëè ÷àÿ. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò ââåñòè íàðêîòèêè (îìíîïîí, ìîðôèé—1 ìë 1% ðàñòâîðà), ñåðäå÷íûå ñðåäñòâà. Áîëüíîé ïîäëåæèò íåìåäëåííîé òðàíñïîðòèðîâêå â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå â ïîëîæåíèè ëåæà.

Âûâèõè. Ïîâðåæäåíèÿ ñóñòàâîâ, ïðè êîòîðûõ ïðîèñõîäèò ñìåùåíèå ñîïðèêàñàþùèõñÿ â ïîëîñòè ñóñòàâà êîñòåé ñ âûõîäîì îäíîé èç íèõ ÷åðåç ðàçðûâ êàïñóëû èç ïîëîñòè ñóñòàâà â îêðóæàþùèå òêàíè, íàçûâàþòñÿ âûâèõîì. Âûâèõ ìîæåò áûòü ïîëíûì, êîãäà ñóñòàâíûå ïîâåðõíîñòè êîñòåé ïåðåñòàþò ïîëíîñòüþ ñîïðèêàñàòüñÿ äðóã ñ äðóãîì, è íåïîëíûì (ïîäâûâèõ), êîãäà ìåæäó ñóñòàâíûìè ïîâåðõíîñòÿìè èìååòñÿ ÷àñòè÷íîå ñîïðèêîñíîâåíèå.

Íàçâàíèå âûâèõ ïîëó÷àåò ïî òîé êîñòè, êîòîðàÿ íàõîäèòñÿ äèñòàëüíåå (ïåðèôåðèéíåå) ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà: íàïðèìåð, âûâèõ ñòîïû — ïðè ñìåùåíèè êîñòåé â ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå; âûâèõ ïëå÷à — ïðè âûâèõå â ïëå÷åâîì ñóñòàâå è ò. ï. Âîçíèêàþò âûâèõè â îñíîâíîì ïîä äåéñòâèåì íåïðÿìîé òðàâìû. Òàê, âûâèõ áåäðà âîçìîæåí ïðè ïàäåíèè íà ñîãíóòóþ íîãó ñ îäíîâðåìåííûì ïîâîðîòîì íîãè âíóòðü, âûâèõ ïëå÷à — ïðè ïàäåíèè íà âûòÿíóòóþ ðóêó.

Ñèìïòîìàìè âûâèõà ÿâëÿþòñÿ: áîëü â êîíå÷íîñòè, ðåçêàÿ äåôîðìàöèÿ (çàïàäàíèå) îáëàñòè ñóñòàâà, îòñóòñòâèå àêòèâíûõ è íåâîçìîæíîñòü ïàññèâíûõ äâèæåíèé â ñóñòàâå, ôèêñàöèÿ êîíå÷íîñòè â íååñòåñòâåííîì ïîëîæåíèè, íå ïîääàþùåìñÿ èçìåíåíèþ; èçìåíåíèÿ äëèíû êîíå÷íîñòè, ÷àùå åå óêîðî÷åíèå.

5. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè âûâèõàõ

Ïîìîùü ïðè âûâèõàõçàêëþ÷àåòñÿ â ïðîâåäåíèè ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà óìåíüøåíèå áîëåé: õîëîä íà îáëàñòü ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà, ïðèìåíåíèå îáåçáîëèâàþùèõ (àíàëüãèí, àìèäîïèðèí, ïðîìåäîë è äð.), èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè â òîì ïîëîæåíèè, êîòîðîå îíà ïðèíÿëà ïîñëå òðàâìû. Âåðõíþþ êîíå÷íîñòü ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêå èëè ïåðåâÿçêå èç áèíòà, íèæíþþ — èììîáèëèçóþò ïðè ïîìîùè øèí èëè ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ. Ñâåæèå âûâèõè âïðàâëÿòü çíà÷èòåëüíî ëåã÷å, ÷åì çàñòàðåëûå. Óæå ÷åðåç 3 — 4 ÷ ïîñëå òðàâìû â îáëàñòè ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà ðàçâèâàåòñÿ îòåê òêàíåé, ñêàïëèâàåòñÿ êðîâü, ÷òî çàòðóäíÿåò âïðàâëåíèå. Âïðàâëåíèå âûâèõà — âðà÷åáíàÿ ïðîöåäóðà, ïîýòîìó ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî ñêîðåå äîñòàâèòü ê âðà÷ó. Ïðè âûâèõàõ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé áîëüíûå ìîãóò ïðèéòè ñàìè â áîëüíèöó èëè áûòü äîñòàâëåíû íà ëþáîì òðàíñïîðòå â ïîëîæåíèè ñèäÿ, áîëüíûõ ñ âûâèõîì íèæíèõ êîíå÷íîñòåé òðàíñïîðòèðóþò â ïîëîæåíèè ëåæà.

Читайте также:  Ушиб на пальце вздулась вена

Íå ñëåäóåò ïûòàòüñÿ âïðàâèòü âûâèõ, òàê êàê èíîãäà òðóäíî óñòàíîâèòü, âûâèõ ýòî èëè ïåðåëîì, òåì áîëåå ÷òî ÷àñòî âûâèõè ñîïðîâîæäàþòñÿ òðåùèíàìè è ïåðåëîìàìè êîñòåé.

6. Ïåðåëîìû. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ

Ïåðåëîìîì íàçûâàåòñÿ íàðóøåíèå öåëîñòè êîñòè. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîìû òðàâìàòè÷åñêèå è ïàòîëîãè÷åñêèå. Âîçíèêíîâåíèå ïîñëåäíèõ îáóñëîâëåíî íàëè÷èåì ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â êîñòè (òóáåðêóëåç, îñòåîìèåëèò, îïóõîëè), ïðè êîòîðûõ îáû÷íàÿ íàãðóçêà íà îïðåäåëåííîì ýòàïå òå÷åíèÿ ýòèõ áîëåçíåé ïðèâîäèò ê ïåðåëîìó. Òðàâìàòè÷åñêèå ïåðåëîìû äåëÿòñÿ íà çàêðûòûå (áåç ïîâðåæäåíèÿ êîæè) è îòêðûòûå, ïðè êîòîðûõ èìååòñÿ ïîâðåæäåíèå êîæè â çîíå ïåðåëîìà.

Îòêðûòûå ïåðåëîìû îïàñíåå çàêðûòûõ, òàê êàê åñòü âåðîÿòíîñòü èíôèöèðîâàíèÿ îòëîìêîâ è ðàçâèòèÿ îñòåîìèåëèòà, ÷òî çíà÷èòåëüíî çàòðóäíÿåò ñðàñòàíèå êîñòíûõ îòëîìêîâ.

Ïåðåëîì ìîæåò áûòü ïîëíûì è íåïîëíûì. Ïðè íåïîëíîì ïåðåëîìå íàðóøàåòñÿ êàêàÿ-íèáóäü ÷àñòü ïîïåðå÷íèêà êîñòè, ÷àùå â âèäå ïðîäîëüíîé ùåëè — òðåùèíà êîñòè.

Ïðàâèëüíî è ñâîåâðåìåííî îêàçàííàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíåéøèõ ìîìåíòîâ èõ ëå÷åíèÿ. Áûñòðî îêàçàííàÿ ïåðâàÿ ïîìîùü âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò çàæèâëåíèå ïåðåëîìîâ, ïîçâîëÿåò ÷àñòî ïðåäóïðåäèòü ðàçâèòèå ðÿäà îñëîæíåíèé (êðîâîòå÷åíèå, ñìåùåíèå îòëîìêîâ, øîê è ò. ä.).

Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ÿâëÿþòñÿ: 1) ñîçäàíèå íåïîäâèæíîñòè êîãòåé â îáëàñòè ïåðåëîìà; 2) ïðîâåäåíèå ìåð, íàïðàâëåííûõ íà áîðüáó èëè ïðåäóïðåæäåíèå ðàçâèòèÿ øîêà; 3) îðãàíèçàöèÿ áûñòðåéøåé äîñòàâêè ïîñòðàäàâøåãî âëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå. Áûñòðîå ñîçäàíèå íåïîäâèæíîñòè êîñòåé âîáëàñòè ïåðåëîìà — èììîáèëèçàöèÿ — óìåíüøàåò áîëü è ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì ìîìåíòîì â ïðåäóïðåæäåíèè ðàçâèòèÿ øîêà.

Îñíîâíóþ ìàññó ïåðåëîìîâ ñîñòàâëÿþò ïåðåëîìû êîíå÷íîñòåé. Èììîáèëèçàöèÿ äîñòèãàåòñÿ íàëîæåíèåì òðàíñïîðòíûõ øèí èëè øèíèðîâàíèåì êîíå÷íîñòè ïðè ïîìîùè èìïðîâèçèðîâàííûõ øèí èç ïîäðó÷íîãî òâåðäîãî ìàòåðèàëà. Íàëîæåíèå øèíû íóæíî ïðîâîäèòü íåïîñðåäñòâåííî íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ, è òîëüêî ïîñëå ýòîãî ìîæíî òðàíñïîðòèðîâàòü áîëüíîãî. Øèíû íåîáõîäèìî íàêëàäûâàòü îñòîðîæíî, ÷òîáû íå ñìåñòèòü îòëîìêè è íå âûçâàòü ó ïîñòðàäàâøåãî áîëü. Êàêèå-ëèáî èñïðàâëåíèÿ, ñîïîñòàâëåíèÿ îòëîìêîâ ïðîâîäèòü íå ðåêîìåíäóåòñÿ. Èñêëþ÷åíèåì ÿâëÿþòñÿ ñëó÷àè, êîãäà èìååòñÿ óãðîçà ïîâðåæäåíèÿ êîæè òîð÷àùèì îñòðûì êîíöîì êîñòè. Ïåðåíîñèòü áîëüíîãî íóæíî î÷åíü îñòîðîæíî, êîíå÷íîñòü è òóëîâèùå ñëåäóåò ïîäíèìàòü îäíîâðåìåííî, âñå âðåìÿ, óäåðæèâàÿ íà îäíîì óðîâíå.

Ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå ïåðåä èììîáèëèçàöèåé êîíå÷íîñòè ðàíó íåîáõîäèìî îáðàáîòàòü íàñòîéêîé éîäà èëè äðóãèì àíòèñåïòèêîì è íàëîæèòü àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó. Ïðè îòñóòñòâèè ñòåðèëüíîãî ìàòåðèàëà ðàíà äîëæíà áûòü çàêðûòà ëþáîé ÷èñòîé õëîï÷àòîáóìàæíîé òêàíüþ. Íå ñëåäóåò ïûòàòüñÿ óäàëÿòü èëè âïðàâëÿòü â ðàíó òîð÷àùèå êîñòíûå îòëîìêè — ýòî ìîæåò âûçâàòü êðîâîòå÷åíèå è äîïîëíèòåëüíîå èíôèöèðîâàíèå êîñòè è ìÿãêèõ òêàíåé. Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ðàíû äîëæíû áûòü ïðèìåíåíû ñïîñîáû âðåìåííîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ (äàâÿùàÿ ïîâÿçêà, íàëîæåíèå æãóòà, çàêðóòêè èëè ðåçèíîâîãî áèíòà).

ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû î÷àãîâîãî ïîðàæåíèÿ ìîçãà: íàðóøåíèå ðå÷è, ÷óâñòâèòåëüíîñòè, äâèæåíèé êîíå÷íîñòåé, ìèìèêè è ò. ä.

Ïðè áîëåå òÿæåëûõ òðàâìàõ âîçìîæåí ïåðåëîì êîñòåé ÷åðåïà. Ïîâðåæäåíèÿ ìîçãà ïðè ýòîì ìîãóò áûòü çíà÷èòåëüíûìè íå òîëüêî îò óäàðà, íî è îò âíåäðåíèÿ îòëîìêîâ êîñòåé è èçëèâàþùåéñÿ êðîâè (ñäàâëèâàíèå ãåìàòîìîé). Îñîáóþ îïàñíîñòü ïðåäñòàâëÿþò îòêðûòûå ïåðåëîìû êîñòåé ñâîäà ÷åðåïà. Ïðè ýòîì âîçìîæíî èñòå÷åíèå ìîçãîâîãî âåùåñòâà è, ÷òî îñîáåííî îïàñíî, èíôèöèðîâàíèå ìîçãà.

7. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè òðàâìàõ ãîëîâû

Ïîâðåæäåíèÿ ÷åðåïà è ìîçãà.Íàèáîëüøóþ îïàñíîñòü ïðè óøèáàõ ãîëîâû ïðåäñòàâëÿþò ïîâðåæäåíèÿ ìîçãà, êîòîðûå ìîãóò âîçíèêíóòü äàæå áåç ïîâðåæäåíèÿ êîñòåé ÷åðåïà. Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû ïîâðåæäåíèé ìîçãà: ñîòðÿñåíèå, óøèá (êîíòóçèÿ) è ñäàâëèâàíèå. Ïðè ñîòðÿñåíèè íàáëþäàþòñÿ îòåê è íàáóõàíèå ìîçãà, ïðè óøèáå è ñäàâëèâàíèè åùå è ÷àñòè÷íîå ðàçðóøåíèå ìîçãîâîé òêàíè.

Äëÿ òðàâìû ìîçãà õàðàêòåðíû îáùåìîçãîâûå ñèìïòîìû: ãîëîâîêðóæåíèå, ãîëîâíàÿ áîëü, òîøíîòà è ðâîòà, çàìåäëåíèå ïóëüñà. Âûðàæåííîñòü ñèìïòîìîâ çàâèñèò îò ñòåïåíè è îáøèðíîñòè ïîðàæåíèÿ ìîçãà. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ñîòðÿñåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà. Îñíîâíûå ñèìïòîìû: ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ (îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî ñóòîê è áîëåå) è ðåòðîãðàäíàÿ àìíåçèÿ — ïîñòðàäàâøèé íå ìîæåò âñïîìíèòü ñîáûòèé, êîòîðûå ïðåäøåñòâîâàëè òðàâìå. Ïðè óøèáå è ñäàâëèâàíèè ìîçãà

Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ñîçäàíèè ïîêîÿ ïîñòðàäàâøåìó, åìó ïðèäàþò ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå, äëÿ óñïîêîåíèÿ ìîæíî äàòü íàñòîéêó âàëåðèàíû (15—20 êàïåëü), êàïëè Çåëåíèíà, ê ãîëîâå — ïóçûðü ñî ëüäîì èëè òêàíü, ñìî÷åííóþ õîëîäíîé âîäîé. Åñëè ïîñòðàäàâøèé áåç ñîçíàíèÿ, íåîáõîäèìî î÷èñòèòü ïîëîñòü ðòà îò ñëèçè, ðâîòíûõ ìàññ, óëîæèòü åãî â ôèêñèðîâàííîå, ñòàáèëèçèðîâàííîå ïîëîæåíèå è ïðîâîäèòü âñå ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà óëó÷øåíèå äûõàíèÿ, ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè.

Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ñâîäà ÷åðåïà îñîáîå âíèìàíèå ñëåäóåò óäåëèòü çàùèòå ðàíû îò èíôèöèðîâàíèÿ — íà ðàíó íàêëàäûâàþò àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó.

Ïðè òðàíñïîðòèðîâêå íåîáõîäèìî ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà áîëüíûì, òàê êàê âîçìîæíà ïîâòîðíàÿ ðâîòà, à ñëåäîâàòåëüíî, àñïèðàöèÿ ðâîòíûõ ìàññ è àñôèêñèÿ. Òðàíñïîðòèðîâàòü ïîñòðàäàâøèõ ñëåäóåò â ïîëîæåíèè ëåæà, îáåñïå÷èâ èììîáèëèçàöèþ ãîëîâû ñ ïîìîùüþ âàòíî-ìàðëåâûõ ïîäóøåê, òðàíñïîðòíûõ øèí èëè ïîâÿçêè, ïðîâåäåííîé ïîä ïîäáîðîäêîì è ôèêñèðîâàííîé ê íîñèëêàì.

8. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà

Äàííîå ïîâðåæäåíèå îáû÷íî âîçíèêàåò ïðè ïàäåíèè ñ âûñîòû, çàâàëèâàíèè òÿæåñòÿìè ïðÿìîì è ñèëüíîì óäàðå â ñïèíó (àâòîòðàâìà); ïåðåëîì øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ÷àñòî âûÿâëÿåòñÿ ïðè óäàðå î äíî ïðè íûðÿíèè. Ïåðåëîì ïîçâîíî÷íèêà — ÷ðåçâû÷àéíî òÿæåëàÿ òðàâìà. Ïðèçíàêàìè åå ÿâëÿåòñÿ ñèëüíåéøàÿ áîëü â ñïèíå ïðè ìàëåéøåì äâèæåíèè.

Íàèáîëüøàÿ îïàñíîñòü ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà çàêëþ÷àåòñÿ â âîçìîæíîé òðàâìå ñïèííîãî ìîçãà (ðàçðûâ ñäàâëèâàíèå), ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèåì ïàðàëè÷à êîíå÷íîñòåé (îòñóòñòâèå â íèõ äâèæåíèé, ÷óâñòâèòåëüíîñòè).

Ïîäîáíîå îñëîæíåíèå ìîæåò ðàçâèòüñÿ è ïðè íåïðàâèëüíî îêàçàííîé ïåðâîé ïîìîùè.

Êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàåòñÿ ñàæàòü ïîñòðàäàâøåãî, ñòàâèòü åãî íà íîãè. Ïîñòðàäàâøåìó, ïðåæäå âñåãî, íåîáõîäèìî ñîçäàòü ïîêîé, óëîæèâ åãî íà ðîâíóþ òâåðäóþ ïîâåðõíîñòü (äåðåâÿííûé ùèò, äîñêè). Ýòè æå ïðåäìåòû èñïîëüçóþò äëÿ òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè. Ïðè îòñóòñòâèè äîñêè è áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè ïîñòðàäàâøåãî òðàíñïîðòèðîâêà íàèìåíåå îïàñíà íà íîñèëêàõ â ïîëîæåíèè íà æèâîòå ñ ïîäëîæåííûìè ïîä ïëå÷è è ãîëîâó ïîäóøêàìè.  ñëó÷àå ïåðåëîìà øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà òðàíñïîðòèðîâêó îñóùåñòâëÿþò íà ñïèíå ñ èììîáèëèçàöèåé ãîëîâû, êàê ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ÷åðåïà. Òðàíñïîðòèðîâàòü ïîñòðàäàâøèõ ñ òðàâìàìè ïîçâîíî÷íèêà ñëåäóåò îñîáî îñòîðîæíî. Ïåðåêëàäûâàíèå, ïîãðóçêó â òðàíñïîðò äîëæíû ïðîèçâîäèòü îäíîâðåìåííî 3—4 ÷åëîâåêà, óäåðæèâàÿ âñå âðåìÿ íà îäíîì óðîâíå òóëîâèùå ïîñòðàäàâøåãî.

9. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå êîñòåé òàçà

Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé òàçà — îäíà èç íàèáîëåå òÿæåëûõ êîñòíûõ òðàâì, ÷àñòî ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ è òÿæåëûì øîêîì. Çàäà÷åé ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ ïðèäàíèå ïîñòðàäàâøåìó ïîëîæåíèÿ, ïðè êîòîðîì ìåíüøå âñåãî âîçíèêàþò èëè óñèëèâàþòñÿ áîëè è ïðåäóïðåæäàåòñÿ âîçìîæíîñòü ïîâðåæäåíèÿ êîñòíûìè îòëîìêàìè âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Áîëüíîãî ñëåäóåò óëîæèòü íà ðîâíóþ òâåðäóþ ïîâåðõíîñòü, íîãè ñîãíóòü â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, áåäðà íåñêîëüêî ðàçâåñòè â ñòîðîíû (ïîëîæåíèå «ëÿãóøêè»), ïîä íîãè íàäî ïîëîæèòü âàëèê èç ïîäóøêè, îäåÿëà, ïàëüòî, ñåíà è ò. ä.

òðàâìà ïîìîùü ñïîðòèâíûé ôèçè÷åñêèé

Çàêëþ÷åíèå

Ïðåäñòàâëåííîå âûøå îçíàêîìëåíèå ñ ïðè÷èíàìè òðàâìàòèçìà è ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé, òðåáóåò âíèìàòåëüíîñòè è ïðåäîñòîðîæíîñòè â ïðîöåññå ôèçêóëüòóðíî-ñïîðòèâíûõ çàíÿòèé. Ïðè âîçíèêíîâåíèè òðàâìû, å¸ íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ ìîãóò áûòü ñóùåñòâåííî îáëåã÷åíû áëàãîäàðÿ õîðîøèì çíàíèÿì è óìåíèÿì ïî îêàçàíèþ ïåðâîé ïîìîùè.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Ó÷. «Ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ïðè êàòàñòðîôàõ». Ïîä ðåä. ïðîô. Õ.À. Ìóñàëàòîâà;

2. «Âîåííî-ïîëåâàÿ õèðóðãèÿ». Þ.Ã. Øàïîøíèêîâ;

3. Ò.Å. Îñòðîâåðõîâ «Îïåðàòèâíàÿ õèðóðãèÿ è òîïîãðàôè÷åñêàÿ àíàòîìèÿ»;

4.Ó÷. «Òðàâìàòîëîãèÿ è îðòîïåäèÿ». Ïîä ðåä. ïðîô. Õ.À. Ìóñàëàòîâà, Ã.Ñ. Þìàøåâà;

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник