Плоскостопие после перелома лодыжки
Плоскосто́пие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.
Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм.
При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, её передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца наружу и молотко-образной деформации среднего пальца. При продольном плоскостопии уплощён продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается.
Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16—25 лет, поперечное — в 35—50 лет. По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую и статическую. Врожденное плоскостопие установить раньше 5—6-летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Однако приблизительно в 3 % всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.
Травматическое плоскостопие — последствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей. Паралитическая плоская стопа — результат параличаподошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствие Полиомиелита).
Рахитическое плоскостопие обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы.
Статическое плоскостопие (встречающееся наиболее часто 82,1 %) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Причины развития статического плоскостопия могут быть различны — увеличение массы тела, работа в стоячем положении, уменьшение силы мышц при физиологическом старении, отсутствие тренировки у лиц сидячих профессий и т. д. К внутренним причинам, способствующим развитию деформаций стоп, относится также наследственное предрасположение, к внешним причинам — перегрузка стоп, связанная с профессией (человек с нормальным строением стопы, 7—8 часов проводящий за прилавком или в ткацком цехе, может со временем приобрести это заболевание), ведением домашнего хозяйства, ношение нерациональной обуви (узкой, неудобной).
Внешний вид пациента с плоскостопием 3 степени
При ходьбе на «шпильках» происходит перераспределение нагрузки: с пятки она перемещается на область поперечного свода, который её не выдерживает, деформируется, отчего и возникает поперечное плоскостопие.
Основные симптомы продольного плоскостопия — боль в стопе, изменение её очертаний.
Диагноз «плоскостопие» выставляется на основании Рентгенографии стоп в 2 проекциях с нагрузкой (стоя). Предварительный диагноз «плоскостопие» может быть выставлен ортопедом на основании физикального осмотра или анализа изображений, полученных при помощи подоскопа. Определяются правильность расположения анатомических ориентиров стопы и голеностопного сустава, объем движений и углы отклонения стопы, реакция сводов и мышц на нагрузку, особенности походки, особенности износа обуви.
В целях медицинской экспертизы плоскостопия решающее значение имеют рентгеновские снимки обеих стоп в прямой и боковой проекции, выполненные под нагрузкой (пациент стоит).
Для экспертизы степени выраженности поперечного плоскостопия производится анализ полученных рентгенограмм.
На рентгеновских снимках в прямой проекции для определения степени поперечного плоскостопия проводятся три прямые линии, соответствующие продольным осям I—II плюсневых костей и основной фаланге первого пальца. Ими формируется
- При I степени деформации угол между I—II плюсневыми костями составляет 10—12 градусов, а угол отклонения первого пальца — 15—20 градусов;
- при II степени эти углы соответственно увеличиваются до 15 и 30 градусов;
- при III степени — до 20 и 40 градусов, а при IV степени — превышают 20 и 40 градусов.
Для определения степени выраженности продольного плоскостопия выполняется рентгенография стоп в боковой проекции. На снимке проводятся три линии образующие треугольник тупым углом направленным вверх.
В норме угол продольного свода стопы равен 125—130°, высота свода >35 мм. Различают 3 степени продольного плоскостопия.
- 1 степень — угол свода равен 130—140°, высота свода 35—25 мм, деформации костей стопы нет.
- 2 степень — угол свода равен 141—155°, высота свода 24—17 мм, могут быть признаки деформирующего артроза таранно-ладьевидного сустава.
- 3 степень — угол свода равен >155°, высота <17 мм; имеются признаки деформирующего артроза таранно-ладьевидного и других суставов стопы.
Осложнения плоскостопия
- Боли в стопах, коленях, бедрах, спине.
- Неестественная походка и осанка.
- Легче согнуться, чем присесть на корточки; присев, тяжело удержать равновесие.
- «Тяжёлая» походка.
- Косолапие при ходьбе
- Деформированные стопы (плоская стопа, искривлённые, непропорциональной длины пальцы ног, «косточка» на большом пальце (hallux valgus), чрезмерно широкая стопа), деформация коленных суставов, непропорциональное развитие мышц ног и голени.
- Плоскостопие предрасполагает к развитию вросшего ногтя.
Согласно действующим приказам МО РФ, основанием для освобождения от службы в армии служит плоскостопие 3 степени.
Источник
Содержание
- Виды плоскостопия
- Основные упражнения, которые рекомендуются при борьбе с плоскостопией
- Упражнения, которые необходимо выполнять для лечения и профилактики плоскостопия у детей
Судя по статистике последних лет, плоскостопием страдают более семи процентов семилетних детей, и более половины взрослых людей.
Человеческая стопа состоит из маленьких косточек, которые соединены мышцами и связками, тем самым образуя два упругих свода, которые пружинят при ходьбе.
Если человек не страдает плоскостопием, то во время ходьбы внутренней свод не касается земли.
Если эти связки расслабляются или наоборот перенапрягаются, то они опускаются и уплощаются. Именно это и называется плоскостопием.
В свою очередь, плоскостопие бывает двух видов: поперечное и продольное.
Врожденное плоскостопие устанавливается у детей, не младше чем в пятилетнем возрасте, поскольку у детей младше имеются элементы плоской стопы. Стоит помнить, что врожденное плоскостопие наблюдается не чаще трех процентов случаев.
Важный совет от редакции
Если хотите улучшить состояние своих волос, особое внимание стоит уделить шампуням, которые вы используете. Пугающая цифра – в 96% шампуней популярных марок находятся компоненты, отравляющие наш организм. Основные вещества, из-за которых все беды, на этикетках обозначаются как sodium lauryl sulfate, sodium laureth sulfate, coco sulfate, PEG. Эти химические компоненты разрушают структуру локонов, волосы становятся ломкими, теряют упругость и силу, цвет тускнеет. Но самое страшное то, что эта гадость попадает в печень, сердце, легкие, накапливается в органах и может вызывать онкологические заболевания. Мы советуем отказаться от использования средств, в которых находится данная химия. Недавно эксперты нашей редакции провели анализ безсульфатных шампуней, где первое место заняли средства от компании Mulsan Сosmetic. Единственный производитель полностью натуральной косметики. Вся продукция производятся под строгим контролем качества и систем сертификации. Рекомендуем к посещению официальный интернет-магазин mulsan.ru Если сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать одного года хранения.
Травматическое плоскостопие возникает после перелома пяточной кости, лодыжек и предплюсневых костей.
Рахитическое плоскостопие появляется при чрезмерной нагрузке тела на слабые кости ног.
Паралитическое плоскостопие происходит после паралича подошвенных мышц стопы и других мышц, которые расположены ниже голени. В настоящее время, такое плоскостопие встречается достаточно часто.
Чаще всего встречается статическое плоскостопие, которое появляется в связи с резким ослаблением мышц стопы и голени. Причин для этого достаточно: , отсутствие физических нагрузок, работа в стоячем положении, увеличение массы тела и так далее.
Во время статистического плоскостопия возникают боли:
- В бедрах
- В пояснице
- В тазобедренном и коленном суставах
- Под наружной и внутренней лодыжками
- На центральной и тыльной части стопы
- У внутреннего края, в центре стопы, на подошве и края пятки
Чаще всего ближе к вечеру боли немного усиливаются
и иногда появляются оттеки. В большинстве случаев меняется походка, носки разводятся в разные стороны, она становится более неуклюжей. На первых стадиях определить плоскостопие практически невозможно. Для того, чтобы определить наличие этой болезни, необходимо намазать стопу жирным кремом и встать на лист чистой бумаги. Если плоскостопия имеется, то получится отпечаток с ровным наружным краем и небольшой выемкой по внутреннему.Затем возьмите карандаш и дорисуйте внутренний край отпечатка проведите прямую линию от подушечки большого пальца ноги к пятке. Из самой глубокой точки выемки опустите перпендикуляр к проведенной вспомогательной линии (см.рис.) и продолжите его до наружного края. Получится линия, пересекающая всю стопу поперек. Так вот, пустое пространство дорисованная вами выемка в норме должно занимать около двух третей этой линии.Если же оно занимает половину линии, то можно говорить о плоскостопии.
По сравнению с продольным плоскостопием, поперечное встречается значительно чаще. Лечение плоскостопия зависит полностью от уровня деформации стопы, а в некоторых случаях бывает даже необходимость операции. Когда стопа только начинает формироваться, операции конечно можно избежать применяя различные ортопедические приспособления, ношения специальных стелек, точно подобранной по ноге обуви и формирование правильной походки. Но самыми чудодейственными способами для борьбы с этой болезнью – это конечно же, специальные различные физические упражнения и постоянная ходьба на цыпочках и босиком по неровной поверхности.
Основные упражнения, которые рекомендуются при борьбе с плоскостопием:
Исходное положение: лежа на спине.
- По очереди и одновременно оттягивать и подтягивать на себя носки, одновременно с этим, поворачивать их внутрь.
- Поочередно и одновременно отрывать пятки от пола, при этом носки должны касаться пола.
- Ноги согнуть в коленях, ноги развести в стороны, соединить стопы друг с другом. Сводить и разводить стопы, как бы хлопая ими.
Исходное положение: сидя на стуле, ноги согнуть в коленях, стопы расположить параллельно друг другу.
- По очереди и одновременно отрывать пятки от пола.
- По очереди и одновременно отрывать носки от пола.
- Одновременно поднимать носок одной ноги и пятку другой.
- Положить голень правой ноги на колено левой, и сделать несколько круговых движений стопой по часовой стрелке и против неё. Тоже самое повторить другой ногой.
- Захватывать стопами ног предметы и перекладывать их с места на место.
- Передвигаться способом гусеницы. Согнуть пальцы ног и подтянуть к ним пятки, потом выпрямить пальцы и опять их согнуть.
- Исходное положение: сидя на полу по-турецки.Подогнуть пальцы обеих стоп и немного наклонить туловище вперед, при этом вставать, опираясь на боковую поверхность стоп.
Исходное положение: Стоя на полу, стопы поставить параллельно друг другу, ноги развести на ширину ступни, руки разместить на поясе.
- Резко встать на носки и потом резко опуститься на стопу.
- По очереди отрывать от пола пятки.
- Встать на пятки, опуститься на всю стопу.
- По очереди каждой ногой поднимать вверх пальцы ног.
- Медленно перекатываться с пятки на носок.
- Перенести весь вес тела на наружные части стоп, вернуться в исходное положение.
Как лечить плоскостопие:
Исходное положение: стоять на гимнастической палке, так чтобы палка лежала поперек стоп. Выполнять приседания и полуприседания.
Ходьба:
- На носках
- На наружной части стоп
- На носках с немного согнутыми коленями
- Косолапя
- На носках, при этом как можно выше поднимать колени
Все вышеперечисленные упражнения необходимо повторять по десять раз.
Упражнения, которые необходимо выполнять для лечения и профилактики плоскостопия у детей
Не смотря на то, что эти упражнения в первую очередь предназначены для детей, они отлично подойдут и для взрослых людей.
- По очереди каждой ногой, стопами катать скалку или мяч.
- Сесть на пол, согнуть колени, крепко прижать стопы к полу и не отрывать их от него на протяжение выполнения всего упражнения. Положить на пол тряпку или салфетку, и с помощью пальцев перетаскивать этот предмет по полу. Выполнять это упражнение необходимо отдельно каждой ногой.
- Сесть на пол, ноги вытянуть, колени расправить. Провести большим пальцем одной ноги по подъему другой, двигаясь по направлению от большого пальца к колену. Каждой ногой повторить по четыре раза.
- Необходимо зажать пальцами ног карандаш и рисовать им на листе бумаге геометрические фигуры, лист придерживать необходимо другой ногой.
- Сесть на пол, ноги согнуть в коленях, немного их развести, а стопы прижать друг к другу. Постараться выпрямить ноги до тех пор, пока Вы сможете держать стопы вместе.
- Сесть на пол, колени выпрямить, рисовать визуально круг стопами по часовой и против часовой стрелки.
- Сесть на пол, ноги согнуть в коленях, при этом стопы развести примерно на двадцать сантиметров. Далее, как бы склонить стопы друг к другу, затем их разводить в стороны, при этом пятки должны оставаться в исходном положении. Повторить это упражнение двадцать раз.
- Сжимать и разжимать стопами обеих ног мягкую игрушку.
- Захватывать двумя ногами мяч и поднимать его как можно выше.
- Перекатиться с носка на пятки и повторить обратно.
- Сесть на стул, стопы поставить на пол, развести и на расстояние двадцать сантиметров друг от друга. Не отрывая пальцы от пола, необходимо сводить и разводить пятки.
- Ходить на пятках, на носках и на наружных частей стоп, при этом сами стопы должны быть параллельны друг другу.
- Как можно чаще ходить по ребристой поверхности, например по гальке, воде или массажному коврику.
Источник
Ïîõîäêà è îñàíêà ÷åëîâåêà çàâèñÿò îò òðåõ ôàêòîðîâ — â ïåðâóþ î÷åðåäü îò ñîñòîÿíèÿ îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, âî âòîðóþ îò ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ÖÍÑ è âîçìîæíîñòè ðåãóëÿöèè ïîçû è ñõåìû äâèæåíèÿ, è â òðåòüþ î÷åðåäü îò âçàèìîñâÿçè è âçàèìîäåéñòâèÿ ýòèõ ñèñòåì (ÎÏÀ è ÖÍÑ).
Îïîðíî-äâèãàòåëüíûé àïïàðàò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðÿä êèíåìàòè÷åñêèõ öåïî÷åê êîñòíî-ìûøå÷íûõ ðû÷àãîâ, ñîåäèíåííûå øàðíèðàìè — ñóñòàâàìè.
1 óðîâåíü — ñòîïû, íàõîäÿòñÿ âíèçó ïîä äëèííûì ñî÷ëåíåíèåì, ñîñòîÿùèì èç íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà è ãîëîâû. Âñå èçìåíåíèÿ, ïðîèñõîäÿùèå íà ýòîì óðîâíå, íåèçáåæíî ïåðåäàþòñÿ ââåðõ äî ïîñëåäíåãî çâåíà ñî÷ëåíåíèÿ, âûçûâàÿ ðàçíîîáðàçíûå èçìåíåíèÿ âî ïðîñòðàíñòâåííîì ðàñïîëîæåíèè ñåãìåíòîâ, âêëþ÷åíèè è áëîêèðîâàíèè ãðóïï ìûøö, íàðóøåíèÿ öèêëà õîäüáû. Ïåðèôåðè÷åñêèå íåðâíûå îêîí÷àíèÿ â ðåçóëüòàòå ïåðåäàþò èìïóëüñû îá ýòèõ èçìåíåíèÿõ, è ÖÍÑ îöåíèâàåò íîâóþ ñèòóàöèþ è îòäàåò ïðèêàçû î êîððåêöèè ïîçû, ïîõîäêè, áàëàíñà, âûðàáîòêå êîìïåíñàòîðíûõ ìåõàíèçìîâ è ò.ä.
Òàêèì îáðàçîì, ëþáûå íàðóøåíèÿ ñòîïû, à òàêæå âìåøàòåëüñòâà â ñòîïó âûçûâàþò öåëûé ñïåêòð èçìåíåíèé, è ÷åì áîëåå ðàäèêàëüíûå èçìåíåíèÿ èëè âìåøàòåëüñòâà, òåì ÿð÷å ýòè èçìåíåíèÿ.
ÁÈÎÌÅÕÀÍÈÊÀ ØÀÃÀ
Ïðèðîäíàÿ êîíñòðóêöèÿ ñòîïû ÷åëîâåêà äàåò íàì âîçìîæíîñòü ñ íàèìåíüøèìè ïîòåðÿìè äëÿ îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà (ÎÄÀ) ïåðåäâèãàòüñÿ íà äâóõ íîãàõ. Íî, ê ñîæàëåíèþ, ñòðîåíèå ñòîïû íå áûëî ïðåäíàçíà÷åíî äëÿ õîäüáû ïî ðîâíûì ïðÿìûì ïîâåðõíîñòÿì,àñôàëüòîâóþ è áåòîííóþ ïîâåðõíîñòü äîðîã, ïî êîòîðûì ìû õîäèì, òåì áîëåå â îáóâè êàê òàêîâîé, îñîáåííî, óçêîé è æåñòêîé, à òàêæå íà âûñîêèå øïèëüêè è ïðî÷èå îáóâíûå «èçûñêè».
 ïîëîæåíèè ñòîÿ ÷åëîâåê íàãðóæàåò êàæäóþ ñâîþ ñòîïó ðîâíî ïîëîâèíîé âåñà ñâîåãî òåëà. Âî âðåìÿ õîäüáû íà ñòîïó äàâèò ïîëíûé âåñ òåëà, âî âðåìÿ áåãà ýòî äàâëåíèå ìíîãîêðàòíî óñèëèâàåòñÿ.
Öèêë õîäüáû ïîëíûé êîìïëåêñ äâèæåíèé îò êîíòàêòà ïÿòêè ñòîïû îïîðû äî ñëåäóþùåãî êîíòàêòà ýòîé æå ïÿòêè. Ïîëíûé öèêë ñîñòîèò èç äâîéíîãî øàãà, âêëþ÷àþùåãî 2 îäèíî÷íûõ (êîðîòêèõ) øàãà. Îäèíî÷íûé øàã, â ñâîþ î÷åðåäü, ñîñòîèò èç äâóõ ïðîñòûõ øàãîâ, çàäíåãî è ïåðåäíåãî. Êîðîòêèé øàã ïðè õîäüáå — ýòî ðàññòîÿíèå ìåæäó òî÷êîé îïîðû ïÿòêè îäíîé íîãè è öåíòðîì îïîðû ïÿòêè êîíòðàëàòåðàëüíîé íîãè.
Ïîëíûé öèêë õîäüáû äëÿ êàæäîé íîãè ñîñòîèò èç ôàçû îïîðû (60% îò öèêëà äâîéíîãî øàãà) è ôàçû ïåðåíîñà (40%). Èìååòñÿ 2 âèäà îïîðû ïðè ïîëíîì öèêëå õîäüáû: äâîéíàÿ îïîðà îïîðà äâóìÿ íîãàìè; îäèíàðíàÿ îïîðà òîëüêî îäíîé íîãîé.
Ó çäîðîâîé ñòîïû äîëæíû áûòü òðè òî÷êè îïîðû: ïÿòî÷íûé áóãîð, ãîëîâêà ïåðâîé è íàðóæíàÿ ïîâåðõíîñòü ïÿòîé ïëþñíåâîé êîñòè. Ñòîïà êàê áû ïåðåêàòûâàåòñÿ ñ ïÿòêè íà íîñîê, ïî âíåøíåé ñòîðîíå, îïèðàÿñü ñíà÷àëà íà ïÿòóþ ïëþñíåâóþ êîñòü, à çàòåì, íà 1-ûé ïëþñíå-ôàëàíãîâûé ñóñòàâ.
Çäîðîâàÿ ñòîïà ñëóæèò ìîùíûì àìîðòèçàòîðîì ïðè óäàðíûõ íàãðóçêàõ, ñìÿã÷àÿ èõ âîçäåéñòâèå íà êîñòè, âíóòðåííèå îðãàíû, ãîëîâíîé ìîçã è äàæå íèæíþþ ÷åëþñòü.
Ïåðåêàò ñòîïû íà÷èíàåòñÿ ñ ôàçû îïîðû íà ïÿòêó. Êîíòàêò ïÿòêè ñ îïîðîé ïðîèñõîäèò íåñêîëüêî ëàòåðàëüíåå ñåðåäèíû çàäíåãî îòäåëà ñòîïû, ýòî ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ âàëüãèçèðóþùåãî âåêòîðà ñèëû, äåéñòâóþùåé íà ïîäòàðàííûé ñóñòàâ â íà÷àëå ðåàêöèè îïîðû. Âñÿ ïÿòî÷íàÿ êîñòü ñìåùàåòñÿ â ëàòåðàëüíîì íàïðàâëåíèè, à åå ïåðåäíèé îòäåë íàêëîíÿåòñÿ â ïîäîøâåííîì íàïðàâëåíèè. Ïÿòî÷íàÿ êîñòü âûâîðà÷èâàåòñÿ íàðóæó èç-ïîä ãîëîâêè òàðàííîé êîñòè, êîòîðàÿ ñìåùàåòñÿ êíóòðè è, óâëåêàÿ çà ñîáîé ìàëîáåðöîâóþ êîñòü, îêàçûâàåò äàâëåíèå íà áîëüøåáåðöîâóþ. Ýòî äâèæåíèå â ïîäòàðàííîì ñóñòàâå íàçûâàåòñÿ ýâåðñèåé.  ýòî âðåìÿ ïðîèñõîäèò ïåðåäíèé òîë÷îê.
Ïîñëå ôàçû îïîðû íà ïÿòêó íàñòóïàåò ôàçà ïîëíîé îïîðû. Ñòîïà ïîä äåéñòâèåì âåñà òåëà îêàçûâàåòñÿ ïðèæàòîé ê çåìëå, à ïëîùàäü êîíòàêòà äîñòèãàåò ìàêñèìóìà. Ïëîòíàÿ ôèêñàöèÿ ñòîïû ê ïîâåðõíîñòè ïîçâîëÿåò îñóùåñòâèòü ñìåùåíèå ãîëåíè ïî áëîêó òàðàííîé êîñòè âî ôðîíòàëüíîé ïëîñêîñòè êïåðåäè. Íà ïðîòÿæåíèè ïåðèîäà îïîðû âñåé ñòîïîé â êîíòàêò ñ îïîðîé ïîñòåïåííî âñòóïàþò ïàëüöû. Ïî ìåðå îòðûâà ïÿòêè îò îïîðû ïàëüöû íà÷èíàþò ðàçãèáàòüñÿ â ïëþñíå-ôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ.
 ôàçå îäèíàðíîé îïîðû ñâîä ñòîïû ñíèæàåòñÿ äî ñâîåé ìèíèìàëüíîé âûñîòû, à ïëîùàäü îïîðû äîñòèãàåò ìàêñèìóìà. Ñíèæåíèå ñâîäà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðåçóëüòàò àìîðòèçàöèè íàãðóçêè, ïðèëîæåííîé ê ñòîïå, è âîñïðîèçâåäåíèå óïðóãîãî ñîñòîÿíèÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû îòòîëêíóòüñÿ îò îïîðû. Ïðè îòòàëêèâàíèè ôîðìèðóåòñÿ çàäíèé òîë÷îê.
Âî âðåìÿ ôàçû çàäíåãî òîë÷êà ïðîèñõîäèò äâèæåíèå, íàçûâàåìîå èíâåðñèåé ñòîïû. Ñ ìîìåíòà îòðûâà ïÿòêè íà÷èíàåòñÿ íàòÿæåíèå ïîäîøâåííîãî àïîíåâðîçà. Ýòîò ïðîöåññ íîñèò íàçâàíèå «ýôôåêò ëåáåäêè». Íàòÿãèâàåìîé ÷àñòüþ ÿâëÿåòñÿ ñàì àïîíåâðîç, à ãîëîâêè ïëþñíåâûõ êîñòåé âûñòóïàþò â êà÷åñòâå áàðàáàíà ëåáåäêè. Íàòÿæåíèå àïîíåâðîçà ïðîèñõîäèò îäíîâðåìåííî ñ íàïðÿæåíèåì òðåõãëàâîé ìûøöû ãîëåíè. Ïÿòî÷íàÿ êîñòü îêàçûâàåòñÿ ðàñòÿíóòîé â äâóõ íàïðàâëåíèÿõ, ÷òî ïðèâîäèò ê ñòàáèëèçàöèè ñòîïû è ïðèäàåò íåîáõîäèìóþ æåñòêîñòü, ÷òîáû âûïîëíèòü ôóíêöèþ ðû÷àãà ïðè îòòàëêèâàíèè îò îïîðû.
 ðåçóëüòàòå èíâåðñèè íà ïîäòàðàííûé ñóñòàâ äåéñòâóåò âàðèçèðóþùèé âåêòîð ñèëû, ïðè ýòîì âñÿ ïÿòî÷íàÿ êîñòü ñîâåðøàåò äâèæåíèå âíóòðü, â ìåäèàëüíîì íàïðàâëåíèè, à òàðàííàÿ êîñòü îòêëîíÿåòñÿ êíàðóæè. Ýòè äâèæåíèÿ íà÷èíàþòñÿ ïðè îòðûâå ïÿòêè îò îïîðû è îêàí÷èâàþòñÿ â ìîìåíò ïîëíîãî îòðûâà ïàëüöåâ îò îïîðû.
Èäåàëüíàÿ ñòîïà õàðàêòåðèçóåòñÿ íåéòðàëüíûì ïîëîæåíèåì òàðàííîãî ñóñòàâà â ñåðåäèíå îïîðíîé ôàçû. Ýòî íåéòðàëüíîå ïîëîæåíèå òðåáóåò íåçíà÷èòåëüíîé ìûøå÷íîé àêòèâíîñòè äëÿ ñîçäàíèÿ ðàâíîâåñèÿ è îáåñïå÷èâàåò ýôôåêòèâíîå ïîãëîùåíèå óäàðíîé ñèëû è ïðîäâèæåíèå âïåðåä.
Ïðîáëåìû áèîìåõàíè÷åñêîãî õàðàêòåðà âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå ÷ðåçìåðíîé èëè îãðàíè÷åííîé ïðîíàöèè âî âðåìÿ îïîðíîé ôàçû.
ÏÐÎÍÀÖÈß È ÑÓÏÈÍÀÖÈß
Èìåííî ñòîïà ïðèíèìàåò íà ñåáÿ ïåðâûé «óäàð» ïðè õîäüáå. Âî âðåìÿ îïîðû íà âñþ ñòîïó ïðîèñõîäèò ïðîíàöèÿ, íåîáõîäèìàÿ äëÿ àìîðòèçàöèè è àäàïòàöèè ñòîïû ê ïîâåðõíîñòè. Âî âðåìÿ îïîðû íà ïåðåäíèé îòäåë ñòîïà ñòàíîâèòñÿ æåñòêîé, ïðîèñõîäèò ñóïèíàöèÿ, èëè, ïðîùå ãîâîðÿ, çàäíèé òîë÷îê.
 íîðìå, â ôàçå ïðîíàöèè ñòîïà ñòàíîâèòñÿ ìÿãêîé, à â ôàçå ñóïèíàöèè òâåðäîé.  ñëó÷àå æå äåôîðìèðîâàííûõ ñòîï, êàðòèíà ñóùåñòâåííî ìåíÿåòñÿ. Óñëîâíî ìîæíî âûäåëèòü äâå îñíîâíûå äåôîðìàöèè ñòîïû:
— ãèïåðïðîíèðîâàííàÿ ñòîïà (÷ðåçìåðíàÿ ïðîíàöèÿ ñòîïû);
— ïîëàÿ ñòîïà (æåñòêàÿ, ïîñòîÿííî «ñóïèíèðîâàííàÿ» ñòîïà).
Ïðîíèðîâàííàÿ ñòîïà
Ïðîíàöèÿ çäîðîâîé ñòîïû îáåñïå÷èâàåò ïðàâèëüíûé øàã çà ñ÷åò áîëüøîãî êîëè÷åñòâà çàäåéñòâîâàííûõ ñóñòàâîâ, ìûøö è ñóõîæèëèé, âïëîòü äî êîëåíà è áåäðà.  íîðìå ïðîíàöèÿ ñòîïû ñîñòàâëÿåò ïîðÿäêà 5 ãðàäóñîâ. Ñàìîå íåáîëüøîå èçìåíåíèå ñòåïåíè ïðîíàöèè ñòîïû ìîìåíòàëüíî ïîâëå÷åò çà ñîáîé âîçíèêíîâåíèå êîìïåíñàòîðíûõ ïðîöåññîâ â ãîëåíîñòîïå, êîëåíå, òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ è ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâûõ îòäåëàõ ñïèíû.
Ãèïåðïðîíàöèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ ñíèæåíèåì âíóòðåííåãî ïðîäîëüíîãî ñâîäà ñòîïû. È ÷åì áîëåå âûðàæåíà ñòåïåíü ãèïåðïðîíàöèè ñòîïû, òåì áîëåå ñèëüíîé áóäåò íàãðóçêà íà îïîðíî-äâèãàòåëüíóþ ñèñòåìó.
Ïðè òàêîé äåôîðìàöèè ïÿòêà îòêëîíåíà êíàðóæè, à âíóòðåííÿÿ ëîäûæêà çàâàëèâàåòñÿ âíóòðü. Â ñòîïå ïðîèñõîäèò ïîäâûâèõ âñåõ ñóñòàâîâ ïëþñíû ñòîïû, à êîñòè ïðåäïëþñíû îòêëîíÿþòñÿ êíàðóæè. Ýòî ïðèâîäèò ê ïåðåãðóçêå âñåãî âíóòðåííåãî êðàÿ ñòîïû, ê ñìåùåíèþ êîñòåé ñòîïû è ãîëåíîñòîïà, ðàñòÿæåíèþ ñâÿçîê, ñóõîæèëèé, íåïîñðåäñòâåííî êàïñóë ñóñòàâîâ.
Íà ñòîïàõ ïîÿâëÿþòñÿ ìîçîëè ïîä ãîëîâêîé ïåðâîé ïëþñíåâîé êîñòè è ïîä ïåðâûì ïàëüöåì. Ïðîãðåññèðóÿ, ãèïåðïðîíàöèÿ ïðèâåäåò ê äåôîðìàöèè ïåðåäíåãî îòäåëà ñòîïû — óâåëè÷åíèþ êîñòî÷êè, îòêëîíåíèþ ïåðâîãî ïàëüöà â ñòîðîíó îñòàëüíûõ, îáðàçîâàíèþ ïÿòî÷íîé øïîðû.
Êðîìå òîãî, äëÿ êîìïåíñàöèè äåôîðìàöèé, ÖÍÑ íà÷èíàåò èñêàòü ïîääåðæêó â äðóãèõ ìåñòàõ áëèçëåæàùèõ ìûøöàõ è ñóñòàâàõ, íå ðàññ÷èòàííûõ íà ïîäîáíûå äîïîëíèòåëüíûå íàãðóçêè.
Ñóïèíèðîâàííàÿ ñòîïà
Íîðìàëüíàÿ ñóïèíàöèÿ ñîñòàâëÿåò ïîðÿäêà 5 ãðàäóñîâ. Ãèïåðñóïèíèðîâàííàÿ, æåñòêàÿ, ïîëàÿ ñòîïà ìíîãèìè îøèáî÷íî âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ñòîïà ñ âûñîêèì ïîäúåìîì -êðàéíå âûñîêàÿ àðêà ñâîäà ñòîïû äëÿ íåñïåöèàëèñòà äåéñòâèòåëüíî âûãëÿäèò êàê âûñîêèé ïîäúåì.
Ó ïîëîé ñòîïû ïîíèæåíà ïðèñïîñîáëÿåìîñòü ïåðåäíåãî îòäåëà ê ïîâåðõíîñòè, â ðåçóëüòàòå ÷åãî óäàðíàÿ ñèëà øàãà áåç ñìÿã÷åíèÿ ïåðåõîäèò âûøå: â êîëåííûé ñóñòàâ è, êàê ïî öåïî÷êå, âïëîòü äî øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà, ÷òî ìîæåò âûçûâàòü ãîëîâíûå áîëè.  ñëó÷àå ïîäîáíîé äåôîðìàöèè â ôàçå ïîëíîé îïîðû íà âñþ ñòîïó íå ïðîèñõîäèò àìîðòèçàöèè, à, ñîîòâåòñòâåííî, è àäàïòàöèè ñòîïû ïîä ïîâåðõíîñòü.
Ó ïîëîé ñòîïû ïÿòêà óõîäèò âíóòðü, àðêà ñâîäà ñòàíîâèòñÿ âûøå, îïîðà ïðîèñõîäèò íà íàðóæíûé êðàé ñòîï. Ïåðåäíèé îòäåë òàêîé ñòîïû ïëîõî èëè âîîáùå íå ïðèñïîñàáëèâàåòñÿ ê îïîðå, îòñóòñòâóåò àìîðòèçàöèÿ.
Âñëåäñòâèå ñîîòâåòñòâóþùåé ïîñòàíîâêè ñòîïû ìîçîëè âîçíèêàþò ïîä ãîëîâêîé ïÿòîé ïëþñíåâîé êîñòè, à òàê êàê îòòàëêèâàíèå îò ïîâåðõíîñòè ïðîèñõîäèò ïåðâûì ïàëüöåì, òî è íà íåì ðàçâèâàåòñÿ ãèïåðêåðàòîç â ðàéîíå ñðåäíåé è äèñòàëüíîé ôàëàíãè.
Òàê æå, êàê è ïðè ïðîíèðîâàííîé, ó ñóïèíèðîâàííîé ñòîïû ïðîèñõîäèò èñêðèâëåíèå ïåðâîãî ïàëüöà è åãî îòêëîíåíèå â ñòîðîíó îñòàëüíûõ ñ äåôîðìàöèåé ïåðâîãî ïëþñíå-ôàëàíãîâîãî ñóñòàâà, íî ïðè äàííîé ñòîïå ÷àùå âîçíèêàåò ìîëîòêîîáðàçíàÿ äåôîðìàöèÿ âòîðîãî, òðåòüåãî è ÷åòâåðòîãî ïàëüöåâ. Áîëåâîé ñèíäðîì ïðè ïîëîé ñòîïå âîçíèêàåò ïî íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè ãîëåíè, òàêæå ÷àùå âîçíèêàþò áîëè â íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè áåäðà.
ÏËÎÑÊÎÑÒÎÏÈÅ
Òàêîé ïîïóëÿðíûé äèàãíîç êàê ïëîñêîñòîïèå â ñèëó ðàñïðîñòðàíåííîñòè óæå äàâíî íå ïðèâëåêàåò ê ñåáå äîëæíîãî âíèìàíèÿ. Îäíàêî íå âñå òàê áåçîáèäíî, êàê êàæåòñÿ. Äëÿ òîãî, ÷òîáû îñîçíàòü âåñü ìàñøòàá êàòàñòðîôû, íåîáõîäèìî ïîíèìàòü, ÷òî ñòîïà ýòî îñíîâíîé îïîðíûé îòäåë íèæíåé êîíå÷íîñòè, íà êîòîðûé ïðèõîäèòñÿ îãðîìíàÿ íàãðóçêà.
Ñâîä ñòîïû îðèåíòèðîâàí â ïðîäîëüíîì è ïîïåðå÷íîì ïîëîæåíèÿõ, îò÷åãî èõ åùå íàçûâàþò ïðîäîëüíûì è ïîïåðå÷íûì ñâîäàìè. Âûñîòà ñâîäà è â ïðîäîëüíîì, è â ïîïåðå÷íîì íàïðàâëåíèÿõ óäåðæèâàþòñÿ çà ñ÷åò ðàçíîîáðàçíûõ ìûøö è ñâÿçîê ñòîïû, ñãèáàòåëåé ïàëüöåâ, è ïîäîøâåííîãî àïîíåâðîçà.
Âèäû ïëîñêîñòîïèÿ è åãî ñòåïåíè
Ïëîñêîñòîïèå ìîæåò áûòü âðîæäåííûì èëè ïðèîáðåòåííûì.  ïåðâîì ñëó÷àå ïðè÷èíû êðîþòñÿ â ïàòîëîãèÿõ âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ñòîï ïëîäà.Ïðè÷èí æå ïðèîáðåòåííîãî ïëîñêîñòîïèÿ äîâîëüíî ìíîãî, èõ ìîæíî ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû:
Íåïîäõîäÿùàÿ îáóâü, èçáûòî÷íûé âåñ, òðàâìû (ïåðåëîìû êîñòåé ïåðåäíåãî îòäåëà ñòîïû, íåïðàâèëüíî ñðîñøèåñÿ ïåðåëîìû ëîäûæåê) ìîãóò ïðèâåñòè ê äåôîðìàöèè ñòîïû â âèäå ïëîñêîñòîïèÿ.
Ñëàáîñòü ìûøö è ñâÿçîê è/èëè ðåçêîå èçìåíåíèå îáðàçà æèçíè ñ ìàëîïîäâèæíîãî íà àêòèâíûé.
Ïðèîáðåòåííîå ïëîñêîñòîïèå ìîæåò áûòü òðàâìàòè÷åñêèì, ïàðàëèòè÷åñêèì è ðàõèòè÷åñêèì. Ýòè âèäû âñòðå÷àþòñÿ îòíîñèòåëüíî ðåäêî, â îòëè÷èå îò «ïîïóëÿðíîãî» ñòàòè÷åñêîãî ïëîñêîñòîïèÿ. Ñòåïåíü ïëîñêîñòîïèÿ îïðåäåëÿåòñÿ ïî ðàçìåðó óãëà ñâîäà ñòîïû.
Äåôîðìàöèÿ ñòîïû ïðè ïëîñêîñòîïèè ïðîõîäèò òðè ýòàïà.  íà÷àëüíîé, ïåðâîé ñòåïåíè ïëîñêîñòîïèå íàçûâàþò ñëàáîâûðàæåííûì. Îíî ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ íåçíà÷èòåëüíûì èçìåíåíèåì âíåøíåãî âèäà ñòîïû, à òàêæå òóïîé áîëüþ â ñòîïå è ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè ãîëåíè. Ïîñëå îòäûõà íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ ïðîõîäÿò.
Íà âòîðîì ýòàïå ðàçâèâàåòñÿ ïåðåìåæàþùååñÿ, óìåðåííî âûðàæåííîå ïëîñêîñòîïèå, ñîïðîâîæäàþùååñÿ áîëåå ñóùåñòâåííûì èçìåíåíèåì âèäà ñòîïû. Ê êîíöó äíÿ ñâîäû ñòîïû ïîíèæàþòñÿ, íî ïîñëå îòäûõà ïðèíèìàþò íîðìàëüíîå ïîëîæåíèå. Òàêæå ïîñëå îòäûõà ïðîõîäèò áîëü, âîçíèêàþùàÿ â ïîäîøâå ñòîïû, ïðåäïëþñíåâîé çîíå è ìûøöàõ ãîëåíè. Íà ýòó ôàçó óêàçûâàåò ïîÿâèâøèåñÿ êîñîëàïîñòü è ãðóçíîñòü ïîõîäêè.
Íà òðåòüåì ýòàïå íàðóøàåòñÿ âçàèìíîå ðàñïîëîæåíèå êîñòåé, âåäóùåå ê ïåðåíàïðÿæåíèþ ñâÿçîê. Äåôîðìàöèÿ ïåðåõîäèò â ôàçó âûðàæåííîãî ïëîñêîñòîïèÿ. Â ýòîé ôàçå, êîãäà ñòîïà óæå ïîëíîñòüþ äåôîðìèðîâàíà, ïðîèñõîäèò íàðóøåíèå ðàáîòû âñåé îïîðíî-äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû.
Äåôîðìàöèè ñâîäà ñòîïû òàêæå äåëÿòñÿ íà ïðîäîëüíîå ïëîñêîñòîïèå è ïîïåðå÷íîå.
Ïðè ïîïåðå÷íîì ïëîñêîñòîïèè ïåðåäíèé îòäåë ñòîïû ñòàíîâèòñÿ øèðå, ïåðâûé ïàëåö îòêëîíÿåòñÿ â ñòîðîíó îñòàëüíûõ ÷åòûðåõ, êîòîðûå, â ñâîþ î÷åðåäü, ïðèîáðåòàþò ìîëîòêîîáðàçíóþ ôîðìó. Ïîÿâëÿþòñÿ «íàòîïòûøè», êîñòî÷êà ó ïåðâîãî ïàëüöà ñòàíîâèòñÿ áîëåå âûðàæåííîé.
Ïåðâàÿ ñòåïåíü òàêîé äåôîðìàöèè íàïîìèíàåò î ñåáå ïåðèîäè÷åñêèì âîçíèêíîâåíèåì áîëåé â ïåðåäíåé ÷àñòè ñòîï. Êàê ïðàâèëî, âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå ïîâûøåííûõ ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê èëè äëèòåëüíîãî âðåìåíè íà íîãàõ è ïðîõîäèò ïîñëå îòäûõà. Ïðè âòîðîé ñòåïåíè áîëü ëîêàëèçóåòñÿ äîâîëüíî ÷åòêî ïîä ãîëîâêàìè ñðåäíèõ ïëþñíåâûõ êîñòåé, ñòàíîâèòñÿ áîëåå ñèëüíîé è ïðîäîëæèòåëüíîé. Ïðè òðåòüåé ñòåïåíè áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ óñèëèâàþòñÿ åùå áîëüøå è ñòàíîâÿòñÿ ïîñòîÿííûìè, ëîêàëèçóÿñü íà ïîäîøâåííîé ïîâåðõíîñòè ñòîïû ïîä ãîëîâêàìè âñåõ ïëþñíåâûõ êîñòåé.
Ïðè ïðîäîëüíîì ïëîñêîñòîïèè ãîëåíîñòîïû çàâàëèâàþòñÿ âíóòðü, à ïÿòêà íàðóæó, ïåðâûé ïàëåö òàêæå çíà÷èòåëüíî ñìåùàåòñÿ â ñòîðîíó äðóãèõ, ïîÿâëÿåòñÿ âûïèðàþùàÿ «êîñòî÷êà», âíóòðåííÿÿ ÷àñòü ñòîïû ÷àñòè÷íî èëè ïîëíîñòüþ îïóñêàåòñÿ.
Ñîïðîâîæäàåòñÿ òàêîå ïëîñêîñòîïèå áîëüþ â ñðåäíåé ÷àñòè ñòîïû, óñòàëîñòüþ è íåïðèÿòíûìè îùóùåíèÿìè â ìûøöàõ ãîëåíè âî âðåìÿ õîäüáû è â êîíöå äíÿ, ÷àñòûìè ñóäîðîãàìè èêðîíîæíûõ ìûøö, îãðàíè÷åíèåì ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ ñòîï, çàòðóäíåíèÿìè ïðè õîäüáå. Âñå ýòè ñèìïòîìû, êîíå÷íî, âîçíèêàþò íå â îäèí äåíü.
Ïðîäîëüíîå ïëîñêîñòîïèå ïðè ïåðâîé ñòåïåíè íå î÷åíü áåñïîêîèò ÷åëîâåêà — íåñèëüíûå áîëåâûå îùóùåíèÿ ïðè ôèçè÷åñêèõ íàãðóçêàõ è ïîâûøåííàÿ óñòàëîñòü â íîãàõ â êîíöå äíÿ îáû÷íî íå âîñïðèíèìàþòñÿ ñåðüåçíî. Îäíàêî ñòîèò ïðèñëóøàòüñÿ ê ýòèì îùóùåíèÿì.
Ïðè âòîðîé ñòåïåíè áîëè óñèëÿòñÿ, âíåøíèé âèä ñòîïû çàìåòíî ïîìåíÿåòñÿ, âûçûâàÿ óæå òðóäíîñòè ïðè ïîäáîðå îáóâè è óñèëåíèå áîëè, êîòîðûå, ïðàâäà, áóäóò ïðîõîäèòü ïîñëå äëèòåëüíîãî îòäûõà.
Ïðè òðåòüåé ñòåïåíè áîëè óñèëÿòñÿ åùå áîëüøå è ñòàíóò ïîñòîÿííûìè. Ïðè ýòîì áîëåâûå îùóùåíèÿ ðàñïðîñòðàíÿòñÿ íå òîëüêî íà ñòîïó, íî è íà ãîëåíü è ïîÿñíèöó.
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
Ïëîñêîñòîïèå ìîæåò ðàçâèòüñÿ äîâîëüíî áûñòðî â ëþáîì âîçðàñòå, äàæå åñëè ñ òî÷êè çðåíèÿ çäîðîâüÿ è íàñëåäñòâåííîñòè íè÷òî íå ïðåäâåùàëî áåäû. Êðîìå òîãî, øàíñû ïîëó÷èòü òàêóþ äåôîðìàöèþ ñòîï îäèíàêîâî ðàâíû è ó òåõ, êòî âåñü ðàáî÷èé äåíü ïðîâîäèò íà íîãàõ, è ó òåõ, êòî ñèäèò çà îôèñíûì ñòîëîì.
Åñëè âû îáíàðóæèëè âñå èëè õîòÿ áû íåñêîëüêî èç ïåðå÷èñëåííûõ ñèìïòîìîâ, òî íå íàäî íàäåÿòüñÿ, ÷òî ïðîáëåìà ðåøèòñÿ ñàìà. Ñïîñîáíîñòü ê àìîðòèçàöèè äåôîðìèðîâàííîé ñòîïû ñâîäèòñÿ ïðàêòè÷åñêè ê íóëþ, è óäàðíàÿ íàãðóçêà íà÷èíàåò íàïðÿìóþ ïåðåäàâàòüñÿ íà ñóñòàâû íîã è ïîçâîíî÷íèê, à ýòî ÷ðåâàòî ñåðüåçíûìè ïîñëåäñòâèÿìè äëÿ çäîðîâüÿ îðãàíèçìà â öåëîì.
Íåîáõîäèìî òàêæå ó÷èòûâàòü, ÷òî ó âçðîñëûõ ïëîñêîñòîïèå êîíñåðâàòèâíî èçëå÷èòü íåâîçìîæíî, íî äîáèòüñÿ ñòîéêîé ðåìèññèè áåç îïåðàöèè î÷åíü äàæå ðåàëüíî, è ÷åì ðàíüøå âû îáðàòèòå âíèìàíèå íà ñîñòîÿíèå ñâîèõ ñòîï, òåì ëó÷øå áóäåò ðåçóëüòàò êîððåêöèè.
Êîìïëåêñíûé ïîäõîä ïðè êîððåêöèè ïëîñêîñòîïèÿ — ýòî ñàìîå îïòèìàëüíîå ðåøåíèå: ïðàâèëüíûé ïîäáîð îáóâè è èíäèâèäóàëüíûõ îðòîïåäè÷åñêèõ ñòåëåê, è, êîíå÷íî, ìàññàæè, ãèìíàñòèêà äëÿ ñòîï. Êîìïëåêñíûé ïîäõîä ê ïðîáëåìå ïîçâîëèò èçáåæàòü òÿæåëûõ ïîñëåäñòâèé òàêîãî, êàçàëîñü áû, ïóñòÿêîâîãî äèàãíîçà.
Ñïàñèáî, ÷òî äî÷èòàëè äî êîíöà. Ïîÿâèëîñü æåëàíèå ïðîâåðèòü ñâîè ñòîïû? Ñòó÷èòåñü â ëè÷êó èëè ïèøèòå â êîììåíòû.
Источник