Поднадкостничный перелом лучевой кости у детей фото
ÐÑÐ²Ð¸Ñ Ð»Ð¾ÐºÑевого или лÑÑезапÑÑÑного ÑÑÑÑава, а Ñакже пеÑелом локÑевой и лÑÑевой коÑÑей, Ñ Ð´ÐµÑей ÑвлÑÑÑÑÑ ÑамÑми ÑаÑÑо вÑÑÑеÑаÑÑимиÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑеждениÑми ÑкелеÑа. Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ ÑÑаÑиÑÑка обÑекÑивно обÑÑловлена вÑÑокой двигаÑелÑной акÑивноÑÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑей и подÑоÑÑков в бÑÑÑ, занÑÑиÑми в ÑпоÑÑивнÑÑ ÑекÑиÑÑ .
ÐÑобое меÑÑо ÑÑеди ÑÑавм ÑÑки Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð°Ð´ÐºÐ¾ÑÑниÑнÑй пеÑелом лÑÑевой коÑÑи Ñ Ð´ÐµÑей, на Ð´Ð¾Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 50% Ð¾Ñ Ð²ÑÐµÑ ÑлÑÑаев Ñломов пÑедплеÑÑÑ Ð² возÑаÑÑной каÑегоÑии до 14 леÑ.
ÐоднадкоÑÑниÑнÑе пеÑÐµÐ»Ð¾Ð¼Ñ Ð±ÐµÐ· ÑенÑгена пÑÑаÑÑ Ñ ÑÑибами или ÑаÑÑÑже6ниÑми ÑÑÑÑавов
ÐнÑоÑмаÑиÑ, ÑоÑо и видео в ÑÑой ÑÑаÑÑе помогÑÑ ÑодиÑелÑм, бабÑÑкам и дедÑÑкам ÑоÑÑавиÑÑ Ð¿ÑедÑÑавление о Ñом, ÑÑо пÑедÑÑавлÑÑÑ Ñобой поднадкоÑÑниÑнÑе Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð²Ñ Ð¾ÑобенноÑÑи Ð¸Ñ Ð»ÐµÑениÑ.
ÐнаÑомиÑеÑкие оÑобенноÑÑи деÑÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ¾ÑÑей
ÐзвеÑÑно, ÑÑо Ñ Ð´ÐµÑей коÑÑи ломаÑÑÑÑ Ñеже, а ÑÑаÑÑаÑÑÑÑ Ð±ÑÑÑÑее, Ñем Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ Ð¸, Ñем более, Ñ Ð¿Ð¾Ð¶Ð¸Ð»ÑÑ Ð»Ñдей. ÐоÑемÑ?
Ð¡Ñ ÐµÐ¼Ð°ÑиÑеÑкие ÑÑÑÑкÑÑÑнÑе возÑаÑÑнÑе изменениÑ, пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑие в ÑÑÑбÑаÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑÑÑ
ÐÑо обÑÑÑнÑеÑÑÑ ÑледÑÑÑими возÑаÑÑнÑми оÑобенноÑÑÑми:
- ÐеÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾ÑÑÐ½Ð°Ñ ÑÐºÐ°Ð½Ñ ÑпÑÑга и плаÑÑиÑна. Рней, по ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо зÑелой здоÑовой коÑÑÑÑ Ð²Ð·ÑоÑлого Ñеловека, ÑодеÑжиÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸ оÑганиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð²ÐµÑеÑÑв, и менÑÑе неоÑганиÑеÑÐºÐ¸Ñ â калÑÑиÑ, магниÑ, ÑоÑÑоÑа. Тем не менее колиÑеÑÑво поÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ доÑÑаÑоÑно Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑпеÑно и бÑÑÑÑо ÑпÑавиÑÑÑÑ Ñо ÑÑаÑиванием коÑÑей без помоÑи из вне.
- ÐадкоÑÑниÑа Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑей и подÑоÑÑков не ÑолÑко гибкаÑ. Ðна еÑÑ Ð¸ ÑолÑе, и пÑоÑнее, и пÑи ÑÑом, Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾ÑмалÑного ÑоÑÑа, лÑÑÑе ÑнабжаеÑÑÑ ÐºÑовÑÑ.
- Ðа конÑÐ°Ñ ÑÑÑбÑаÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑей, до вÑÑ Ð¾Ð´Ð° из подÑоÑÑкового возÑаÑÑа и оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑа окоÑÑÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð¾Ð½Ñ ÑоÑÑа, еÑÑÑ ÑлаÑÑиÑÐ½Ð°Ñ ÑиÑÐ¾ÐºÐ°Ñ Â«Ð»ÐµÐ½Ñа» ÑоÑÑковой Ñ ÑÑÑевой Ñкани, коÑоÑÐ°Ñ Ð² знаÑиÑелÑной меÑе ÑпоÑобÑÑвÑÐµÑ Ð°Ð¼Ð¾ÑÑизаÑии повÑеждаÑÑей ÑилÑ.
СÑаÑиÑÑика. ÐеÑи ломаÑÑ ÑÑки ÑаÑе, Ñем ноги. ÐÑиблизиÑелÑное ÑооÑноÑение повÑеждений â 7 к 3. Ð Ð²Ð¾Ñ Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ ÑÑаÑиÑÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ°ÑÑина пÑоÑивоположнаÑ.
ЧÑо Ñакое пеÑелом по ÑÐ¸Ð¿Ñ Â«Ð·ÐµÐ»Ñной веÑки»
ÐоднадкоÑÑниÑное повÑеждение коÑной Ñкани и надкоÑÑниÑÑ ÑаÑÑо назÑваÑÑ Ð¿ÐµÑеломом «ивового пÑÑÑа» или «зелÑной веÑки». Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ Ñем ÑмеÑÑна. Ð ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑловленнÑÑ Ð¿ÑиÑодой, вÑÑе опиÑаннÑÑ Â«Ð¿ÑедоÑÑоÑожноÑÑей» Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾ÑмалÑного ÑоÑÑа коÑÑей, деÑÑкие ÑÑÑбÑаÑÑе коÑÑи вÑдеÑживаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑие повÑеждаÑÑие нагÑÑзки.
ÐÑи ÑилÑном ÑдаÑе или неÑдаÑном падении Ñ Ð¿Ð¾Ð¶Ð¸Ð»Ð¾Ð³Ð¾ Ñеловека коÑÑÑ Ð½Ð°Ð´Ð»Ð¾Ð¼Ð¸ÑÑÑ Ñложной линией Ñ Ð¾ÑÑÑÑми конÑами и болÑÑим колиÑеÑÑвом Ð¼ÐµÐ»ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñколков, как ÑÑаÑÐ°Ñ ÑÑÑ Ð°Ñ Ð²ÐµÑка Ñ Ð´ÐµÑева.
ÐÑи ÑилÑном ÑдаÑе
У деÑей же Ñовно ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÑеждаÑÑÐ°Ñ Ñила вÑÐ·Ð¾Ð²ÐµÑ Ð½Ð°Ð´Ð»Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ¾ÑÑного ÑилиндÑа внÑÑÑи и лиÑÑ Ð¼Ð¸ÐºÑоÑкопиÑеÑкое ÑаÑÑÑеÑкивание надкоÑÑниÑÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Â«Ð½Ð°ÑÑнÑÑа» кÑовоизлиÑнием, обÑазовавÑимÑÑ Ð² ÐµÑ ÐºÐ¾ÑÑикалÑном Ñлое. ÐÑо не Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑÑи ÑломаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ, а еÑли вдÑÑг и обÑазÑеÑÑÑ ÑÑеÑина, Ñо она бÑÐ´ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÐµÑеÑной, и в оÑÐµÐ½Ñ ÑÐµÐ´ÐºÐ¸Ñ ÑлÑÑаÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°ÑиÑелÑное Ñгловое ÑмеÑение (на ÑоÑо ввеÑÑ Ñ). ÐейÑÑвиÑелÑно, ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÐºÐ°ÑÑина оÑÐµÐ½Ñ ÑÑ Ð¾Ð¶Ð° Ñо Ñломанной зелÑной веÑоÑкой ивÑ.
Ðа замеÑкÑ. ÐÑли поÑÑавлен диагноз ÐеÑегиб коÑÑи, коÑоÑÑй ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из ваÑианÑов поднадкоÑÑниÑного пеÑелома, ÑодиÑелÑм ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¿ÑигоÑовиÑÑÑÑ Ðº леÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑебÑнка ÑÐ°Ñ Ð¸Ñа или дÑÑгой паÑологии, ведÑÑей к ÑазмÑгÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑÑной Ñкани.
ÐиагноÑÑика
ÐÐ»Ñ ÐºÐ»Ð°ÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¼Ð¾Ð² Ñела лÑÑевой коÑÑи Ñ Ð´ÐµÑей Ñо ÑмеÑением, пÑи ÑÑÐ°Ð²Ð¼Ð°Ñ Ð»Ð¾ÐºÑевого ÑÑÑÑава Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ñм пеÑеломом Ñейки или головки лÑÑевой коÑÑи, а Ñакже пÑи именнÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐоллеÑа или СмиÑа, когда ломаеÑÑÑ ÑиловиднÑй оÑÑоÑÑок лÑÑа, пÑиÑÑÑи Ñ Ð°ÑакÑеÑнÑе ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ â болÑ, оÑÑк, гемаÑома, Ñ ÑÑÑÑ Ð¿Ñи палÑпаÑии.
Ð ÑлÑÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð°Ð´ÐºÐ¾ÑÑниÑного пеÑелома диагноÑÑика кÑайне заÑÑÑднена:
- ÑебÑнок не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¸Ð»Ð¸ не Ñ Ð¾ÑÐµÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð¾ ÑакÑе и подÑобноÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑавмÑ;
- еÑли и еÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»Ñ, Ñо она незнаÑиÑелÑна, и заÑаÑÑÑÑ Ð¾ÑениваеÑÑÑ ÑодиÑелÑми как поÑледÑÑвие ÑÑиба;
- ÑипиÑÐ½Ð°Ñ ÐºÑепиÑаÑÐ¸Ñ (Ñ ÑÑÑÑ Ð¿Ñи пÑоÑÑпÑвании) оÑÑÑÑÑÑвÑеÑ;
- ÑинÑка и оÑÑÑной пÑипÑÑ Ð»Ð¾ÑÑи или Ð½ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе, или они кÑайне незнаÑиÑелÑнÑ.
ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ ÑÑавмаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑиоÑÑиÑов, еÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ название Ñломов по ÑÐ¸Ð¿Ñ Â«Ð·ÐµÐ»Ñной веÑки», оÑÑаÑÑÑÑ Ð½ÐµÑаÑпознаннÑми.
Ðа замеÑкÑ. ÐдинÑÑвеннÑй меÑод, коÑоÑÑй позволÑÐµÑ ÑаÑпознаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð°Ð´ÐºÐ¾ÑÑниÑнÑй пеÑелом â ÑенÑген, но даже он не Ð´Ð°ÐµÑ 100% гаÑанÑии. ÐÑаÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼ÐµÑаÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð¿ÑÑноÑÑÑ, ÑÑÑалоÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ невнимаÑелÑноÑÑÑ. Ðо паниковаÑÑ Ð½Ðµ ÑÑоиÑ. РподавлÑÑÑем болÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев ÑÑи ÑÑÐ°Ð²Ð¼Ñ Ð±ÑÑÑÑо заживаÑÑ Ñами и не оÑÑавлÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвий.
ÐÑÑно оÑÑÐ»Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´ÐºÐ¾ÑÑниÑÑ Ð±ÐµÐ· видимой линии Ñлома (1), клаÑÑиÑеÑкий поднадкоÑÑниÑнÑй пеÑелом (2)
Тем не менее еÑли ÑебÑнок наÑал ÑÑÑанно ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÐµÑÑи, напÑимеÑ, пÑижимаÑÑ ÑÑÐºÑ Ðº гÑÑди или живоÑÑ, непÑоизволÑно гладиÑÑ ÐµÑ, или вÑполнÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ-Ñо движение вдÑÑг моÑÑиÑÑÑÑ, вÑÑ-Ñаки надо ÑводиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ к вÑаÑÑ, и наÑÑоÑÑÑ Ð½Ð° вÑполнении ÑенÑгена.
ÐÐµÐ´Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð°Ñ Ñена игноÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно велика:
- непÑавилÑно ÑÑоÑÑийÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ñй Ñлом Ñела лÑÑа Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к иÑкÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑедплеÑÑÑ;
- оÑÑÑв ÑоÑÑкового Ñ ÑÑÑа гÑÐ¾Ð·Ð¸Ñ Ð¿ÑеждевÑеменнÑм замÑканием Ð·Ð¾Ð½Ñ ÑоÑÑа, ÑкоÑоÑением и Ñгловой деÑоÑмаÑией ÑÑки;
- повÑеждение конÑов лÑÑевой коÑÑи в локÑе или запÑÑÑÑе возможно законÑиÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑением ÑÑнкÑии ÑÑÑÑава.
ÐонÑеÑваÑивное леÑение
ÐеÑÑкие коÑÑи ÑÑаÑÑаÑÑÑÑ Ð² 3-4 Ñаза бÑÑÑÑее ÑломаннÑÑ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ . РзавиÑимоÑÑи Ð¾Ñ ÑÑепени ÑÑжеÑÑи и локализаÑии на ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑйÑи минимÑм 14, макÑимÑм 60 дней.
ÐÑÐ¾Ñ ÑÑок конÑолидаÑии коÑÑной Ñкани Ñакже Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð² пÑÑмой завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑÑ ÑебÑнка â налиÑÐ¸Ñ Ð°Ð²Ð¸Ñаминоза, ÑÐ°Ñ Ð¸Ñа или дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑопÑÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ð¹. ÐÑ Ð° на воÑÑÑановление Ñканей поÑле поднадкоÑÑниÑного пеÑелома лÑÑевой коÑÑи Ñ Ð´ÐµÑей до 7 Ð»ÐµÑ Ð¾Ð±ÑÑно ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐµÑе менÑÑе вÑемени â 7-10 дней.
ÐÑобенноÑÑи иммобилизаÑии
ÐлавнÑм меÑодом леÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð´ÐµÑей пеÑеломов лÑÑевой коÑÑи оÑÑаÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑеÑваÑивнÑй. ÐÑи ÑÑом пÑи пеÑвиÑной ÑепозиÑии не ÑÑебÑеÑÑÑ Ð¾Ñобо ÑоÑного ÑопоÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñломков, Ñак Ñам пÑоÑеÑÑ ÑоÑÑа деÑÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ¾ÑÑей ÑамоÑÑоÑÑелÑно нивелиÑÑÐµÑ ÑмеÑение коÑÑнÑÑ ÑÑагменÑов. Ðднако подвÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸, вÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ и ÑоÑаÑионнÑе ÑмеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑÑ-Ñаки нÑждаÑÑÑÑ Ð² коÑÑекÑии пеÑед вÑполнением ÑикÑаÑии повÑзкой.
ТоÑнÑÑ ÑепозиÑÐ¸Ñ Ð¸ пÑовеÑÐºÑ ÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑолÑной ÑенÑгеногÑаммой ÑекомендÑÑÑ Ð²ÑполнÑÑÑ ÐµÑли пÑи ÑÑавме полÑÑÐµÐ½Ñ ÑледÑÑÑие ÑмеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑÑнÑÑ ÑÑагменÑов:
- по длине â более 2 Ñм;
- по ÑиÑине â более попеÑеÑного ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑÑи;
- по ÑÐ³Ð»Ñ â более 10°.
ÐÐ»Ñ ÑикÑаÑии пеÑеломов Ñ Ð´ÐµÑей ÑекомендÑÑÑ Ð¿ÑименÑÑÑ Ð½Ðµ гипÑ, а ÑовÑеменнÑе полимеÑнÑе маÑеÑиалÑ
ÐÑи надкоÑÑниÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑеждениÑÑ Ð¿Ð¾Ð²Ñзки по ÑÐ¸Ð¿Ñ Ð³Ð¸Ð¿ÑовÑÑ Ð½ÐµÑелеÑообÑазнÑ. Ð ÑÑÐºÑ ÑикÑиÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð½ÐµÐ¹ Ñиной Ð¾Ñ Ð»Ð¾ÐºÑÑ Ð´Ð¾ лÑÑезапÑÑÑного ÑÑÑÑава вклÑÑиÑелÑно, Ñ Ð¾Ð±Ñ Ð²Ð°Ñом конеÑноÑÑи не более Ñем на 2/3, в ÑÑеднеÑизиологиÑеÑком положении. РнекоÑоÑÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ обойÑиÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ повÑзкой Ðезо. Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ Ð¼ÐµÑодика позволÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑовообÑаÑениÑ.
ÐеÑебнÑе ÑизкÑлÑÑÑÑа, маÑÑаж и ÑизиопÑоÑедÑÑÑ
УпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐФРвÑполнÑÑÑÑÑ ÑолÑко по ÑоÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð²ÑаÑом планÑ-конÑпекÑÑ. ÐимнаÑÑика не должна вÑзÑваÑÑ Ñ ÑебÑнка болевÑÑ Ð¾ÑÑÑений, бÑÑÑ ÑмеÑенной и ÑадÑÑей.
ÐÑи леÑении повÑÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо ÑмеÑением, еÑли не ÑоблÑдаÑÑ Ð²ÑеменнÑе ÑекомендаÑии вÑаÑа по ноÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑикÑиÑÑÑÑей повÑзки и даваÑÑ ÑебÑÐ½ÐºÑ Ð½Ð°Ð³ÑÑжаÑÑ ÑÑÐºÑ ÑанÑÑе ÑÑока, возможно вÑоÑиÑное ÑмеÑение оÑломков или полÑÑение повÑоÑного пеÑелома.
ÐÑÑÑий ÑпоÑоб ÑеабилиÑаÑии поÑле лÑбого пеÑелома â занÑÑÐ¸Ñ Ð² плаваÑелÑном баÑÑейне
ÐÑи поднадкоÑÑниÑнÑÑ ÑÑÐ°Ð²Ð¼Ð°Ñ Ð»ÑÑа можно вообÑе не занимаÑÑÑÑ Ð»ÐµÑебной ÑизкÑлÑÑÑÑой. ÐвигаÑелÑной дневной акÑивноÑÑи ÑебÑнка бÑÐ´ÐµÑ Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ доÑÑаÑоÑно, Ñазве ÑÑо паÑÑ Ñаз в Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾ÑÑоÑÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼ 1-2 минÑÑÑ, поднÑв ÑÑки ввеÑÑ , ÑÐµÐ²ÐµÐ»Ñ Ð¿Ð°Ð»ÑÑами и ÑжимаÑ-ÑÐ°Ð·Ð¶Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÐºÑлаÑки.
Ðажно! ÐеÑебнÑй маÑÑаж и ÑизиопÑоÑедÑÑÑ Ð² зоне пеÑеломов пÑедплеÑÑÑ, локÑÑ Ð¸ лÑÑезапÑÑÑного ÑÑÑÑава, Ð´Ð»Ñ Ð»ÐµÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð´ÐµÑей не показанÑ, а запÑеÑенÑ! Ðни вÑзÑваÑÑ ÑазÑаÑÑание паÑологиÑеÑкой коÑÑной мозоли, ÑибÑодиÑÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¸ «окоÑÑенение» ÑвÑзок.
ХиÑÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑеломов лÑÑевой коÑÑи Ñ Ð´ÐµÑей
ÐнÑÑÑикоÑÑнÑй оÑÑеоÑинÑез гибкими ÑпиÑами коÑÑей пÑедплеÑÑÑ Ñ ÑебÑнка 6,5 леÑ
ÐÐ¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ðº вÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¸ÑÑÑгиÑеÑкого вмеÑаÑелÑÑÑва пÑи деÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑÐµÐ»Ð¾Ð¼Ð°Ñ Ð»ÑÑа:
- Ðколо- и внÑÑÑиÑÑÑÑавнÑе ÑÐ»Ð¾Ð¼Ñ Ñ ÑоÑаÑией и знаÑиÑелÑнÑм ÑÑагменÑаÑнÑм ÑмеÑением.
- ÐÑкÑÑÑÑе пеÑÐµÐ»Ð¾Ð¼Ñ Ð»ÑÑевой коÑÑи ÑикÑиÑÑÑÑÑÑ Ð²Ð½ÐµÑними диÑÑÑакÑионнÑми аппаÑаÑами.
- ÐолнÑе пеÑÐµÐ»Ð¾Ð¼Ñ Ñела лÑÑа, еÑли 2-3 кÑаÑÐ½Ð°Ñ ÑепозиÑÐ¸Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð°ÑÑ Ð½ÐµÑÑÑекÑивной, ÑикÑиÑÑÑÑÑÑ ÑпиÑами.
- СопÑÑÑÑвÑÑÑие пеÑÐµÐ»Ð¾Ð¼Ñ Ð»ÑÑевой коÑÑи повÑÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð³Ð¸ÑÑÑалÑнÑÑ ÐºÑовеноÑнÑÑ ÑоÑÑдов, неÑвов и мÑÐ³ÐºÐ¸Ñ Ñканей.
- СлÑÑаи паÑологиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑеломов, вÑзваннÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑ Ð¾Ð»ÐµÐ²Ñм пÑоÑеÑÑом, кÑайне замедленной конÑолидаÑии коÑÑной Ñкани, неÑÑаÑение или обÑазование ложного ÑÑÑÑава Ñ Ð¾ÑÑ Ð¸ ÑлÑÑаÑÑÑÑ Ñ Ð´ÐµÑей оÑÐµÐ½Ñ Ñедко, но Ñакже, как и Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ , ÑÑебÑÑÑ Ñ Ð¸ÑÑÑгиÑеÑкого иÑпÑавлениÑ.
Ð ÑведениÑ. ÐадеемÑÑ, ÑÑо ÑеÑез неÑколÑко Ð»ÐµÑ Ð½Ð°ÑавÑаÑÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð°Ð²Ð½Ð¾ пÑакÑика иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ð¸Ð¾Ð´ÐµÐ³ÑадиÑÑÑÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°ÑеÑиалов Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑÑкого оÑÑеоÑинÑеза ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ доÑÑÑпной ÑиÑоким ÑлоÑм наÑелениÑ. ÐÑ Ð¿ÑеимÑÑеÑÑва неоÑпоÑимÑ. Ðо инÑÑÑÑкÑии они беÑÑледно ÑаÑÑаÑÑваÑÑÑÑ Ð² ÑеÑение 1-2 Ð»ÐµÑ Ð¸ оÑвобождаÑÑ ÑебÑнка Ð¾Ñ Ð¿ÐµÑенеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑаÑии по Ð¸Ñ Ð¸Ð·Ð²Ð»ÐµÑениÑ.
Рв заклÑÑение ÑÑаÑÑи поÑмоÑÑиÑе коÑоÑкое ÑемаÑиÑеÑкое видео, коÑоÑое бÑÐ´ÐµÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑионно полезно не ÑолÑко Ð´Ð»Ñ ÑодиÑелей деÑей, полÑÑивÑÐ¸Ñ Ñлом лÑÑа, но и Ð´Ð»Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ Ð»Ñдей Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ñода повÑеждениÑми.
Источник
У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).
Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.
Особенности переломов костей у детей
Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:
- надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
- поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
- эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
- апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.
В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.
Виды и последствия переломов у детей
По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.
По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.
По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.
Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.
Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.
Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.
Этапы лечения переломов
Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:
- припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
- ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
- укорочение конечности;
- видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
- костный хруст при попытке движения.
До прихода врача нельзя:
- вправлять отломки при открытом переломе;
- пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
- причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).
Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.
Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.
После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.
В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.
Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.
Методы лечения переломов у детей
94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.
При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.
Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:
- внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
- при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
- открытые переломы;
- неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
- патологические переломы;
- повреждение магистрального сосуда или нерва;
- межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).
При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.
Реабилитационный прогноз и период восстановления
Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.
Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:
- Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
- Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
- Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.
Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.
Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:
- Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
- Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
- Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
- Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.
Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:
- Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
- Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
- Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
- Упражнения в воде.
- Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.
Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.
В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.
Реабилитация детей после тяжелых переломов
На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.
У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада спец