Попала в аварию ушибы головы

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.

«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»

— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!

Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.

Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов

— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.

Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.

От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника

— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.

По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.

Ноги оказываются зажаты педалями

— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.

Ребра ломаются о рулевое колесо

— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.

Задний пассажир наносит сокрушительный удар

— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.

Что делать очевидцам и как уберечься?

— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.

У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы

— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.

Все лицо водителя в царапинах

— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.

Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.

Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».

Источник

Хлыстовая травма – это сильный удар, который приводит к тому, что шея и голова внезапно смещаются назад и затем вперед, подвергая шейный отдел позвоночника молниеносным перегрузкам и экстремальным напряжениям мышц.

Хлыстовая травма в динамике

Большинство случаев хлыстовых травм вызвано автомобильными авариями, когда человек был пристегнут в кресле, а машина получила сильный удар. То есть туловище удерживается ремнем, а голова и шея под воздействием внешнего удара получают внезапное ускорение.

Движение головы в автоаварии

Другие потенциальные причины синдрома удара хлыстом, хотя и сравнительно редкие, могут включать падения, прыжки с тарзанки, американские горки, футбол, падения во время катания на лыжах или во время конных соревнований, а также другие скоростные действия, при которых к шейному отделу позвоночника могут применяться экстремальные силы ускорения-замедления.

Обширные симптомы хлыстовой травмы

Наиболее распространенным симптомом хлыстовой травмы является боль в шее, которая может варьироваться от легкого покалывания, как от иголки и булавки, до мучительной боли. Другие симптомы могут включать в себя:

???? скованность шеи или уменьшение объема движений,

???? нестабильность шеи,

???? боль в плече и (или) верхней части спины,

???? головную боль,

???? покалывание, слабость или онемение, которое распространяется на плечо и (или) вниз по руке.

Симптомы хлыстового удара бывают многочисленными, сложными, длительными и трудно диагностируемыми, поэтому их обычно называют расстройствами, связанными с травмой. Одновременно травмы также могут быть симптоматическими:

???? острая боль,

???? сотрясение мозга,

???? радикулопатия (сдавленный нерв с лучевой болью в руке),

???? травма плеча.

Если хлыстовая травма приводит к тому, что у человека снижаются физические или умственные способности, даже если они носят временный характер, это может привести к усилению социальной изоляции.

Удар сзади в автоаварии

Биомеханика хлыстовой травмы

Степень тяжести хлыстовой травмы, полученной в автомобильной аварии, может варьироваться в зависимости от многих факторов, включая угол столкновения. Обычно столкновение происходит сзади, что приводит к хлыстовой травме, процесс которой может рассматриваться как состоящий из 5 основных фаз:

1️⃣ Автомобиль получает удар сзади, в результате чего сиденье толкается сзади. Позвоночник тогда нагружен силами, которые сжимают шейный отдел позвоночника вверх к голове.

2️⃣ Туловище (в контакте с сиденьем) продолжает ускоряться вперед, а голова (пока не соприкасается с сиденьем) — нет. В результате естественная C-форма шейного отдела позвоночника (кривая лордоза) временно становится неестественной S-формой. Неправильные силы сжатия и сдвига могут потенциально повредить межпозвоночные диски, фасеточные суставы и другие структуры шеи.

3️⃣ Голова человека откидывается назад в ускоряющее сиденье. Здесь могут быть повреждены мягкие ткани в передней части шеи, поскольку шея быстро расширяется назад.

4️⃣ Голова отскакивает от сиденья и теперь ускоряется вперед.

5️⃣ Ремень безопасности удерживает тело (вероятно, предотвращая гораздо худшие травмы), и шея быстро сгибается, когда голова наклоняется вперед. Здесь могут быть повреждены мягкие ткани в задней части шеи.

Сила удара и тяжесть травмы шеи взаимосвязаны

Хотя тяжесть автокатастрофы обычно коррелирует с тяжестью хлыстовой травмы, бывают исключения.

Иногда крепкий автомобиль «не бьется в утиль» . Таким образом, не будет значительных внешних повреждений, но силы, которые не были поглощены конструкцией автомобиля, вместо этого передавались через сиденье и вызывали более сильный удар.

Лечение хлыстовой травмы

Большинство людей, перенесших травму шейного отдела позвоночника, полностью выздоравливают в течение 3 месяцев, но некоторые исследования показывают, что у значительного числа людей будет хроническая боль или другие симптомы, которые сохраняются дольше — иногда на годы. После серьезной автомобильной аварии человек может остаться инвалидом.

Факторы, которые приводят к более длительному восстановления здоровья:

???? Сильная боль во время травмы;

???? Посттравматическое стрессовое расстройство;

???? Большой возраст;

???? Женский пол.

Симптомы хлыстовой травмы могут проявиться сразу во время травмы или задержка может составлять до 24 часов, прежде чем они появятся.

Когда хлыстовая травма считается серьезной

Всем, кто испытывает физические симптомы после автомобильной аварии, рекомендуется обратиться к врачу для проверки состояния шейного отдела позвоночника и головы, в том числе. Однако любой из следующих признаков требует экстренной медицинской помощи:

???? Сильная боль;

???? Нестабильность шеи;

???? Боль, покалывание, онемение и (или) слабость, которая распространяется в плечо, руку;

???? Проблемы с балансом или координацией движений;

???? Проблемы психического здоровья, такие как повышенная раздражительность, депрессия, проблемы со сном, снижение концентрации внимания или другие радикальные изменения в поведении;

Рекомендуется начать лечение сразу после хлыстовой травмы. Отсрочка лечения может снизить его эффективность и, в некоторых случаях, повлечь осложнения.

????????????????????????????????????????????

Рекомендуем прочитать статьи:

???? Как влияет Шейный Остеохондроз на Сердце

???? Исключите 3 причины Остеохондроза и будете здоровы

???? Можно ли «Совсем» избавиться от Шейного остеохондроза

???? Боль в Шее и Спине из-за мышечной травмы

???? Почему ШЕЯ хрустит. Причины неприятных звуков

???? Симптомы шейного ОСТЕОАРТРОЗА

???? Малоизвестные причины болей в ШЕЕ

???? Как замедлить старение

????????????????????????????????????????????

▶️ ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!

Будем весьма благодарны за ???? «палец вверх» и ???? «репост» статьи друзьям в соц. сетях.

???? Добра и здоровья всем!

С уважением, FIZRAKURS.RU — легкий путь к Здоровой Спине и Суставам.

Источник

Травмы при дорожно-транспортном
происшествии разнообразны и часто связаны с многочисленными переломами,
повреждениями черепа и го­ловного мозга, порезами и порывами внутренних органов.
Именно от оказа­ния первой помощи зависят сроки выздоровления, а иногда и жизнь.
И если до прибытия «скорой» потерпевшему не оказана необходимая помощь,
пре­дотвратить возможные осложнения и даже смерть порой уже невозможно. Но как
правильно оказать эту помощь? Основной принцип — не навредить, не нанести
пострадавшему новых травм своими неправильными действиями.

В первую очередь,
необходимо выяснить, какую травму получил чело­век. Если он в сознании, то это
можно спросить у самого пострадавшего. Ес­ли без сознания, то прежде чем
перетаскивать, необходимо ощупать его, что­бы определить, как правильнее ему
помочь.

Если человек лежит на проезжей части, его нужно переместить на
обо­чину или тротуар, чтобы избежать повторного наезда другими водителями, не
заметившими лежащего человека. Но нужно не переносить, а перетащить
пострадавшего. Нельзя класть его на спину, за исключением случаев, когда
пострадавшему требуется искусственное дыхание. Голова раненого всегда должна
быть наклонена в сторону. Если ДТП произошло в холодную погоду, не забудьте
постелить что-нибудь на землю, чтобы к ранам не добавилась простуда. Раненого,
находящегося без сознания или в шоковом состоянии, не накрывают (если нет
морозов и осадков), так как это усилит кровообращение и может пострадать
кровоснабжение некоторых органов.

Если же человека, попавшего в ДТП,
необходимо вытащить из автомо­биля, то сначала освобождают доступ к нему
(открыть дверцы, при невоз­можности — выбить стекла; отстегнуть или разрезать
ремень безопасности, освободить ноги). Затем извлекают в той же позе, в которой
он находится (как единое целое). И лучше это делать хотя бы вдвоем. До приезда
«скорой помощи» пострадавшего извлекают из автомобиля, если он находится без
сознания или имеется кровотечение, которое нельзя остановить в машине, а также в
случае, если его жизни угрожает опасность.

Задайте любой вопрос
пострадавшему, чтобы определить уровень соз­нания, одновременно фиксируя ему
голову: большие пальцы — на затылке, указательные — с боков, средние — на углах
нижней челюсти, безымянные -на сонной артерии для определения пульсации.
Необходимо наложить шей­ный воротник, так как при ДТП наиболее вероятно
повреждение шейного от­дела позвоночника.

Чтобы распознать состояние шока,
нужно посчитать пульс. Если при наличии тяжелой травмы пульс 110-120 ударов в
минуту, можно считать, что пострадавший находится в состоянии шока. Если человек
без сознания, то необходимо проверить реакцию зрачка на свет, наличие дыхания и
сердце­биения. При отсутствии сознания, дыхания, сердцебиения и широком зрачке
(признаки клинической смерти) проводят реанимационные мероприятия.

Реанимация по системеABC

Действия по оживлению пострадавшего называют реанимацией и
включают в себя 3 ступени (ABC):

A. Проверить проходимость верхних
дыхательных путей.

B. Искусственное дыхание.

C. Массаж сердца

Если пострадавший без сознания, его голову следует отогнуть
назад и прощупать пульс на шее. При закупорке дыхательных путей (рвотными
мас­сами, кровью, слизью, песком, илом) очищают рот марлей или чистой
тряпоч­кой, намотанной на палец. При этом голова должна быть повернута
набок.

При отсутствии дыхания пострадавшего необходимо положить на спи­ну,
голову запрокинуть назад и произвести вентиляцию легких «рот в рот» или «рот в
нос». Искусственное дыхание лучше произвести при помощи устройст­ва, имеющегося
в автоаптечке, Частота дыхательных циклов 10-14 в минуту. Во время вдувания
воздуха грудь пострадавшего должна приподниматься.

Если пульс на сосудах шеи
не прощупывается и зрачки пострадавшего расширены, одновременно с раздуванием
легких делают непрямой массаж сердца. Пострадавшего укладывают на спину
непосредственно на землю или доску, оказывающий помощь становится на колени с
любой стороны от по­страдавшего и кладет ладонь на нижнюю половину грудины (2
см. выше нижнего края грудины по средней линии). Ладонь другой руки при
макси­мально разогнутой кисти (пальцы веером и не касаются грудной клетки)
на­кладывают поверх первой и энергичными толчками (40-60 в минуту) рит­мично
надавливают па грудину книзу (к позвоночнику), используя не только силу рук, но
и тяжесть тела. Руки прямые.

Вдувание воздуха и массаж сердца чередуют: 1
вдувание — 5 толчков. Лучше это делать вдвоем без перерыва, до появления
самостоятельного ды­хания и восстановления сердечной деятельности. Если помощь
оказывается одним человеком, то на 2 вдоха — 15 толчков. Сужение зрачков,
появление пульса на сонной артерии, улучшение цвета кожи, самостоятельное
дыхание — все это свидетельствует об эффективной реанимации.

Кровотечение

Ранения в ДТП часто сопровождаются кровотечением. Кровотечение
бывает внутренним и наружным. Наружное кровотечение подразделяется на: венозное,
артериальное, капиллярное. Но самое опасное — артериальное -кровь алая, вытекает
из раны толчкообразно или бьет пульсирующей струей под действием давления. В
результате пострадавший за короткий период времени может потерять много крови.
Венозное кровотечение — кровь тем­ная, вытекает обильно, но без пульсации.
Капиллярное — повреждение мел­ких кровеносных сосудов, оно может быть и без
нарушения целостности ко­жи, когда под кожей от сильного удара появляется
синяк.

Сильное, угрожающее жизни кровотечение требует самой неотложной помощи
— прижать кровеносный сосуд пальцами к подлежащей кости. При кровотечении из ран
конечностей лучше всего наложить жгут или закрутку. Жгут накладывается только
при артериальном кровотечении выше раны с умеренной силой на прокладку из ткани,
под жгут обязательно вкладывают записку с указанием времени его наложения, так
как держать его можно не более 1.5 часа, а на морозе или жаре это время
сокращается до 1 часа, после чего начинается омертвление тканей, если за это
время раненого не успели доставить в больницу, то жгут снимают. Вполне возможно,
что кровотечение не возобновится. Если же оно продолжается, то используют
пальцевое при­жатие артерии, а через 10 минут жгут накладывают снова, и к первой
записке с указанием времени добавляется вторая. Для закрутки из подручных
мате­риалов можно использовать крепкий платок, пояс и т.д.

При венозном
кровотечении можно наложить на саму рану тугую да­вящую повязку и придать
кровоточащей области возвышенное положение. При любом повреждении кожи и тканей
необходимо обработать края раны и наложить повязку. При этом рану не промывать,
инородные тела не извле­кать, кожу по краям раны протереть стерильным
материалом, производя движения от раны к неповрежденной коже. Такими же
действиями смазать кожу вокруг раны йодом. Закрыть рану стерильным материалом,
не прикаса­ясь к частям материала, прилежащим к ране. Наложить повязку.

При
подозрении на кровотечение внутренних органов (паренхиматоз­ное), проявляющееся
бледностью кожных покровов, холодным потом, нарас­тающей слабостью, потерей
сознания, пострадавшего укладывают горизон­тально с приподнятыми конечностями.
На место травмы можно положить «холод». Мелкие же порезы и ссадины достаточно
промыть теплой водой с мылом и положить на поврежденное место кусок марли или
носовой платок.

Черепно-мозговая
травма (ЧМТ)
Сотрясение головного мозга
(СГМ)

Черепно-мозговые травмы чаще всего являются причиной смерти при
ДТП, поэтому они считаются особенно опасными. Во многих случаях ЧМТ трудно
поддаются лечению и могут на протяжении всей жизни давать о себе знать в виде
быстрой утомляемости, частой головной боли, головокружения.

ЧМТ различают
закрытые и открытые. Последние наиболее опасны, так как могут быть проникающими,
когда нарушена целостность костей че­репа, и отломки этих костей могут повредить
головной мозг. В таких случаях самое важное при оказании помощи — обеспечить
пострадавшему полный покой в горизонтальном положении и ни в коем случае не
поднимать его го­лову. Можно только зафиксировать ее в неподвижном состоянии
валиками, скрученными, например, из одежды. Извлекать предметы из раны нельзя, а
если есть сильное кровотечение — наложить повязку. Но лучше всего не тро­гать
голову до прибытия врача.

Если ранение непроникающее, но открытое, например,
порез головы, то в таких случаях кровотечение редко бывает сильным. Даже если
поначалу кровь течет обильно, скоро кровотечение прекращается само собой. В
больнице та­кую рану зашьют и вполне возможно, что потом от нее не останется и
следа.

Закрытые ЧМТ — это ушиб и сотрясение головного мозга (СГМ). К ним
нельзя относиться легкомысленно. Как узнать, опасна ли травма головы, и нужно ли
обращаться к врачу? Врачу должен показаться каждый, кто после травмы потерял
сознание, даже если обморок продолжался всего несколько секунд. Это — первый
признак СГМ, равно как тошнота и рвота.

Человека, потерявшего сознание после
травмы головы, лучше всего удерживать в полной неподвижности, даже если он сам
хочет встать. И до приезда «скорой» не следует прибегать к различным средствам
возбуждения, стараясь привести пострадавшего в чувство. Наоборот, необходимо
создать ему покои, удобное положение туловища. Голове следует придать слегка
возвышенное положение. Можно воспользоваться нашатырным спиртом, смочив им ватку
и растерев ею впеки пострадавшего. До прибытия медицин­ских работников следует
воздержаться от каких-либо еще мероприятий по выведению пострадавшего из
бессознательного состояния.

Если пострадавший находится в сознании, но он
очень бледен, болит голова, то можно положить под голову «холод», чтобы снять
отек мозговых тканей и вызвать сужение кровеносных сосудов (снижается
вероятность об­разования гематомы и кровоизлияния).

Особенности ЧМТ у детей
проявляются в том, что вместо вялости или потери сознания ребенок пребывает в
состоянии крайнего возбуждения и ак­тивности. Его необходимо уложить и уговорить
спокойно дождаться врача. Если после удара головой через некоторое время
возникает сильная головная боль — обязательно обратитесь к врачу. Его совет
нужен и в том случае, если после травмы головы человек начинает видеть все в
двойном изображении или мене отчетливо. Если после ушиба головы человек как
будто чувствует себя нормально, но внезапно на пего нападает сонливость и он
крепко засыпает, то это возможно признаки внутреннего кровотечения. Если после
ушиба головы начинается кровотечение из носа или ушей (или истечение желтоватой
жидко­сти) — это может быть признаком перелома одной из костей
черепа.

Возможно, травма головы окажется неопасной и скоро все пройдет, но
мозг’ — слишком важный орган, чтобы можно было позволить относиться к нему
легкомысленно. Гораздо разумнее не рисковать и полежать несколько дней в
больнице, если это советует врач. Через два дня после травмы стано­вится уже
точно известно, нанесен вред головному мозгу или нет.

Другие виды
травм. Переломы.

Кроме СГМ и ЧМТ потерпевший в ДТП может получить самые
раз­личные травмы. Вообще травма — это насильственное повреждение ткани те­ла
или какого-либо органа. Ушибы и ранения мягких тканей, переломы кос­тей — все
это различные виды травм.

На месте ушиба появляется кровоподтек (синяк), к
которому следует приложить лед на 10-15 минут или холодный влажный компресс.
Последую­щее тугое бинтование снимает отек и снижает кровоподтек. Когда человек
по­лучает серьезную травму, бывает трудно на месте сразу же определить, сло­мана
кость или вывихнута. В любом случае оказать помощь необходимо.

Вывих —
смешение костей суставов, при этом может быть рез­кая боль, изменение формы
сустава, невозможность привычных движений.

Перелом — это нарушение
целостности кости. Различаются закрытыe переломы, когда кость сломана, но кожа
не повреждена, и открытые, когда перелом сопровождается раной. Бывают переломы
со смешением отлом­ков кости и без смещения.

Когда перелом открытый, с
вывихом его спутать трудно, а вот закры­тый — вполне возможно. При переломе тоже
ощущается сильная боль, усили­вающаяся при попытке к движению. Может наблюдаться
искривление ко­нечности. В любом случае необходимо создать покой поврежденному
суста­ву или конечности. Вправлять вывихи без врача нельзя. На область сустава
можно положить «холод» и дать обезболивающее средство. При переломе для того,
чтобы обеспечить большую неподвижность поврежденной конеч­ности, накладывается
шина, но только после того, как остановлено кровоте­чение, обработаны края раны
и сделана перевязка. Но помните, что при пере­ломе или наличии в ране инородного
тела (стекла, занозы…) не накладывает­ся давящая повязка.

Шина
накладывается поверх одежды и обуви и должна обеспечить не­подвижность двух
суставов — одного выше, другого ниже места перелома. Например, при переломе
бедра одну шину накладывают на внутреннюю по­верхность конечности, а вторую —
снаружи от подмышечной впадины до пятки. Длинную шину привязывают к грудной
клетке. При переломе плеча и предплечья сначала следует наложить шину на
предплечье, затем согнуть ру­ку пострадавшего под прямым углом в локтевом
суставе и наложить шину от локтя до кончиков пальцев с ладонной стороны,
подложив под ладонь валик. Обе шины должны быть прибинтованы к руке. Рука
подвешивается на пере­вязь через плечо (на косынке, ремне…) и притягивается к
туловищу лентой, ремнем и т.д. Если же нет под рукой шины или подручного
материала, то по­врежденную руку можно примотать к грудной клетке рубашкой или
поло­тенцем, а ногу — к здоровой ноге.

При переломах костей позвоночника и
таза пострадавшего укладывают спиной на твердую поверхность (фанеру, широкую
доску, дверь). При болях в шейном отделе позвоночника закрепляют голову и шею,
обкладывая по бо­кам, например, одеждой.

В жизни может случиться так, что
получивший травму человек будет целиком зависеть от вашей помощи, поэтому
постарайтесь запомнить, что необходимо делать при кровотечениях и переломах, как
оказать помощь при сотрясении головного мозга или находящемуся без сознания. Не
исключено, что когда-нибудь эти знания помогут вам в спасении чьей-то
жизни.

Ваша цель — сохранить жизнь пострадавшего до прибытия медицин­ских
работников, а это значит:

1. Провести реанимационные действия (если
требуется). Остановить наружное кровотечение. Наложить на рану повязку. Дать
обезболивающее лекарство. Наложить шину (при переломе).

2. Вызвать «скорую
помощь» или любого медицинского работника.

Эвакуации
(транспортировка) пострадавшего

Часто минуты решают судьбу пострадавшего на дороге. Цель первой
медицинской помощи — предотвратить дальнейшие повреждения во время
транспортировки, снять боль и своевременно эвакуировать пострадавшего в лечебное
учреждение.

В зависимости от тяжести травмы при переносе пострадавшего
исполь­зуют следующие способы:

1. Если он может передвигаться с посторонней
помощью, то помогающий ему одной рукой должен обхватить пострадавшего за талию,
а другой взять за руку, перекинутую через его плечо.

2. Если пострадавший не
может самостоятельно передвигаться (без созна­ния, в шоковом состоянии, при
подозрении па перелом позвоночника, ре­бер, газа, костей конечное гей и др.). то
его переносят 3-4 человека в гори­зонтальном положении на твердой основе
(носилки, щит. доска). И только в исключительных случаях — в одеяле или на
руках. Значительно легче переноска на специальных носилках, которые позволяют
делать остановки для отдыха. Их легко изготовить из подручных материалов. Для
этого достаточно привязать к шестам одеяло (плащ-палатку, пальто). Носильщики не
должны идти в ногу, так как это раскачивает носилки. Преодолевая неровности
местности, они должны следить за тем, чтобы тело по­страдавшего всегда
оставалось в горизонтальном положении.

3. С более легкими телесными
повреждениями и ранениями пострадавшего могут перенести в сидячем положении 2
человека.

4. В исключительных случаях пострадавшего может перенести 1
человек: на руках перед собой или обхватив пострадавшего со спины двумя руками.
Но в этом случае имеется серьезная опасность усложнить тяжесть травмы или
ранения.

Если ДТП случилось недалеко от населенного пункта, не торопитесь
от¬правлять пострадавшего на первом попавшемся автомобиле. Как показывает
практика, неправильная транспортировка раненого часто оканчивается самы¬ми
печальными последствиями. Для сохранения жизни важна не столько бы¬строта,
сколько правильная доставк