При дтп получил только ушиб
Пост опубликован: Февраль 16, 2017
Недавно Верховный суд вынес нестандартное решение относительно выплат страховых компенсаций по полису ОСАГО, которое заинтересует большинство автомобилистов. Теперь даже ушиб мягких тканей, который ранее вообще не рассматривался страховщиками, как вред здоровью, тоже должен быть оплачен в соответствии с полисом. Причем не важно, привела травма даже к временной потере нетрудоспособности, или нет.
Прецедентом к такому решению ВС стала авария, произошедшая в Новосибирске еще в декабре 2014 года. Банальное столкновение не привело к серьезным травмам, но у пассажирки автомобиля, в который врезалась машина виновника ДТП, был зафиксирован ушиб челюсти, который перетек во внушительный синяк, то есть на медицинском языке – отек мягких тканей. Никаких других повреждений диагностировано не было. Тем не менее, водитель авто, а по совместительству муж пострадавшей, решил что раз человек в аварии пострадал, то компенсация должна быть и обратился в страховую компанию виновника аварии. Однако, этот страховщик платить отказался т направил мужчину в его собственную страховую компанию, с которой он заключал договор ОСАГО. С законодательной точки зрения страховщик прав, если в аварии нет пострадавших и участвовали только две машины, то пострадавший должен обращаться по прямому урегулированию убытков в ту фирму, где и оформлял страховку. Но юристы, к которым обратился потерпевший, заявили, что в данной ситуации как раз есть человек, получивший травму в результате ДТП. А значит, прямое возмещение ущерба тут неприменимо.
Однако, страховщик продолжал настаивать на своем отказе в выплатах. Дело дошло до судов. Истец требовал от страховой компании ответчика выплаты непосредственно самого страхового возмещения, неустойки за отказ сделать это в добровольном порядке, штраф в размере 50% от этой суммы и компенсацию морального вреда. Ленинский районный суд Новосибирска встал на сторону страховой компании и в иске отказал, сославшись на то, что ушиб и синяк нельзя квалифицировать как вред здоровью, что подтвердил некий эксперт, предоставленный стороной ответчика. Апелляционная инстанция также подтвердила это решение. Дело дошло до Верховного суда и там уже сочли, что выводы судов низших инстанций расходятся с нормами действующего законодательства. И только там истец смог достучаться до правды и получить удовлетворение по своему иску и страховые выплаты.
Но почему же дело не было решено еще на уровне самих страховых компаний и пришлось ввязываться в продолжительную судебную тяжбу. Как считает Александр Холодов, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора», проблема в том, что страховые компании сегодня в большей мере заинтересованы не в отстаивании прав своих клиентов или честном исполнении своих обязанностей по отношению к ним, а в экономии собственных денег. Если есть хоть минимальная возможность не платить по полису, страховщики хватаются за нее обеими руками.
«Медицинские диагнозы не должны влиять на юридическую сторону и дела и на саму систему выплат по страховым случаям. Сначала регистрируется ДТП с пострадавшим. Потом человек обращается в страховую и потом, пока расследуется дело, ГИБДД запрашивает степень вреда здоровью. Может несколько месяцев пройти до получения результата. По сути, «вред здоровью» это термин, по которому выясняется, стоит ли привлекать водителя к административной ответственности за его причинение, или нет, и это не должно влиять на выплаты по ОСАГО и нельзя использовать степень вреда как основание для отказа по страховке. Необходимо учитывать сам факт, что человек в принципе обратился за медицинской помощью и при выплате исходить из этого, а не от степени полученного вреда».
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 закона об ОСАГО потерпевший должен обратиться к своему страховщику только в случае, если произошло столкновение двух транспортных средств и вред причинен только этим транспортным средствам. В силу ст. 6 Закона об ОСАГО «объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших». Обратите внимание, что про степень нанесения вреда в ней ничего не сказано.
Кроме того, суды первых инстанций при рассмотрении этого дела не учли еще одного важного документа. А именно правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего. Этот документ утвержден постановлением правительства от 15 ноября 2012 года N 1164 и в нем четко прописано, как, за какие повреждения, а главное, сколько должны выплатить человеку, получившему травму в аварии. Фактически , бумага представляет собой некий «прайс-лист» для страховщиков, где четко указаны конкретные суммы выплат за сломанные руки, ноги, полученные вывихи, ушибы, синяки или сотрясение мозга. Именно в этих правилах упомянуто то, что должно было быть принято во внимание при рассмотрении «новосибирского дела». В пункте 43 говорится, что «ушибы, разрывы и иные повреждения мягких тканей отнесены к вреду здоровью потерпевшего и подлежат возмещению страховщиком причинителя вреда». По сути, дело не стоило «выеденного яйца», однако страховщики устроили из него целый бюрократический бенефис. Причина, по мнению Александра Холодова, проста – деньги.
«Любая страховая компания, это коммерческая организация и её цель — извлечение прибыли, причем любым путем. Поэтому страховщики все чаще стараются найти любые, даже нелепые, отказы и причины, чтобы людям не выплачивать деньги. Некоторые страховые компании вообще ведут себя как мошенники, занимаясь юридической казуистикой, от чего страдают автомобилисты. Если раньше страховщики зарабатывали на объемах продаж своих полисов, то сейчас, когда они упали, фирмы стараются «отбить» свою прибыль на занижении выплат по страховым полисам. Именно на это и смещен акцент».
Новосибирская судебная тяжба вокруг выплат по ОСАГО, это далеко не единичный подобный случай. Все чаще пострадавшие в ДТП вынуждены идти в суды, чтобы получить надлежащую им по закону компенсацию за понесенный ущерб. Страховщики привыкли, что из-за синяков, ушибов и легких вывихов мало кто, из попавших в аварию, обращается к ним за выплатой. Тем более, что многие суды до сих пор решают, что ущерб здоровью причинен только в случае потери трудоспособности у пострадавшего. Время, потраченное на обследования в больницах и траты на медикаменты, не учитываются. По мнению экспертов, в устоявшейся судебной практике необходимо провести серьезные изменения и попросту навести порядок. Закон есть закон и если человеку положена компенсация, то он должен её получить в кратчайшие сроки и без всякой волокиты со стороны страховщиков, как бы невыгодно это последним было.
Артем Андриянов
Источник
Ранения при ДТП бывают разнообразными, порой достаточно сложными, но чаще всего существует закономерность: чем выше скорость автомобиля, тем сложнее и тяжелее травмы.
Статистика
Но вначале немного статистики. Все ДТП можно разделить по видам:
- Столкновение ТС друг с другом.
- Опрокидывание автомобиля.
- Наезд одного ТС на неподвижный другой.
- Наезд на пешехода, велосипедиста, животных.
- Наезд автомобиля на статичное препятствие.
- Падение транспортного средства с высоты.
- Прочие дорожно-транспортные инциденты.
Основными причинами, наносящими травму человеку, можно назвать:
- переезд (или наезд);
- сжатие (сдавливание, деформация);
- удар;
- проникновение чужеродных предметов (осколков) в организм человека.
При этом травму может нанести не только сам автомобиль, но и элементы дороги или придорожные конструкции.
Например, широко известен случай, когда пассажир на скорости в 120 километров в час ехал с вытянутой в открытое окно рукой, а близко стоящий к проезжему полотну дорожный знак практически оторвал руку пассажира, когда протянутая рука на большой скорости столкнулась с этим знаком.
Ранения при ДТП бывают разнообразными, порой достаточно сложными, по чаще всего существует закономерность: чем выше скорость автомобиля, тем сложнее и тяжелее травмы.
Самыми тяжелыми при ДТП являются повреждения, полученные при ударе об:
- дверь;
- руль;
- лобовое стекло транспортного средства при лобовом столкновении.
Согласно статистике ДТП, при анализе травм, явившихся причинами смертельного исхода, сотрудники судебной медицины выяснили, что:
- более 52% повреждений, приведших к смерти пострадавшего от аварии, получены в результате деформации кузова автомобиля;
- около 40% — от удара пострадавшего о внутренние части салона.
Кроме скорости ТС, на тяжесть и характер травмы может повлиять форма столкновения:
- по касательной;
- боковое столкновение;
- лобовое;
- марка и масса транспортного средства;
- наличие или отсутствие подушек и ремней безопасности.
Согласно статистическим исследованиям, при использовании ремней безопасности в тяжелых авариях с лобовым столкновением, особенно на большой скорости, количество травматических повреждений, несовместимых с жизнью, зарегистрировано в три раза меньше, чем без ремня безопасности.
Среди участников аварии, не использующих страховочные ремни, ранения по статистике получают около 46 процентов, а гибнут 3 процента участников ДТП.
Картина с использованием ремня совершенно другая – девятнадцать процентов травмированных и около одного процента смертельных исходов из общего числа попавших в аварию.
Самыми многочисленными и особенно опасными являются:
- раны шеи;
- головы, в том числе – тяжелые сотрясения мозга;
- груди;
- ребер;
- органов грудной клетки;
- брюшной полости;
- травмы позвоночника.
Среди основных причин смерти пострадавших при аварии статистика называет:
- сочетание острого обильного кровотечения и шока;
- черепно-мозговая травма;
- повреждения, не совместимые с жизнью.
Кроме тяжелых травм, нередко причиной смертельного исходя становятся:
- временной фактор (правило «золотого часа»);
- невысокий уровень подготовки сотрудников полиции, а также водителей, порой не умеющих и не понимающих, как оказать первую помощь пострадавшему.
Что представляет собой повреждение от дорожно-транспортного происшествия? Это повреждение, причиненное внутренними или наружными элементами движущегося ТС, либо травма, возникшая при выпадении и автомобиля.
Есть несколько видов автотравм:
- удар любым элементом конструкции ТС при столкновении с человеком;
- переезд пострадавшего одним или несколькими колесами;
- выпадение из ТС при движении;
- удар о внутреннюю поверхность автомобиля или сдавливание частей тела частями машины в салоне;
- сдавливание (зажатие) тела между элементами ТС и посторонними предметами;
- комбинированные.
По результатам исследований статистика травматизма при авариях показывает, что различные части тела травмируются по-разному:
- чаще всего пострадавшие получают различные травмы головы (около 60% случаев);
- следующими по частоте повреждений идут переломы или ушибы ног (примерно 10%);
- третьими названы травмы рук (каждая двенадцатая).
Основные причины получения тяжелого вреда здоровью и летальных исходов названы удары о:
- приборную панель;
- ветровое стекло;
- рулевую колонку.
Тяжесть повреждения зачастую зависит от месторасположения пострадавшего в салоне – чем больше рядом конструктивных элементов, о которые человек может удариться, тем большая вероятность получить повреждение, поэтому самыми травмоопасными в автомобиле являются передние места.
Какие травмы можно получить при аварии
Одной из самых распространенных во время аварии травм являются:
- переломы;
- ушибы;
- другие повреждения костей.
Намного реже происходят:
- вывихи конечностей;
- мышечные травмы;
- часто переломам сопутствуют кровотечения, при этом при существенной потере крови резко падает артериальное давление, и, если пострадавшему не будет быстро оказана первая медицинская помощь, он может погибнуть от потери крови;
- случается остановка сердца во время резкого удара грудной клеткой о твердую поверхность, например, о руль, при отсутствии подушки или ремней безопасности.
Опасными можно назвать колотые раны в области плевральной полости, особенно когда воздух при вдыхании пострадавшего начинает поступать через рану в саму полость.
Рисунок. Виды травм у пострадавших при различных видах столкновений ТС.
Таблица степени тяжести травм при ДТП
Вред здоровью подразделяется на:
- легкий;
- средний;
- тяжелый;
- летальный исход.
Любой вред здоровью определяется в соответствии с отдаленными его последствиями: чем тяжелее они, тем более сложный вред здоровью определяется и более суровое наказание ждет виновного в происшествии.
Таблица. Последствия тяжести травм в зависимости от степени тяжести вреда здоровью
Квалификация степени тяжести вреда здоровью | Признаки | Последствия |
Тяжкий | 1.Опасность для жизни. 2.Тяжкие последствия. | Полная слепота. Полная глухота. Полная немота. Потеря органа или стойкое нарушение его работы. Общие тяжелые патологические состояния. Утрата способности к деторождению. Обезображивание лица. |
Средней тяжести | 1.Нет опасности для жизни 2.Хороший прогноз к восстановлению здоровья более, чем на 70% | Продолжительное (более 21 дня) расстройство здоровья. Утрата трудоспособности не более, чем на 30%. |
Легкий | Прогноз к полному восстановлению более, чем на 95% | Непродолжительное расстройство здоровья (менее 21 дня) Утрата трудоспособности не более пяти процентов |
Первая помощь
Промедление при оказании первой помощи пострадавшим нередко приводит к смерти раненого. Первую медицинскую помощь при любой аварии подразделяют на самопомощь и взаимопомощь.
Существует три примерных организационных этапа оказания помощи при аварии, которую смогут оказать водители, пассажиры, очевидцы происшествия:
- • экстренная помощь на месте аварии (извлечение пострадавшего из автомобиля и неотложная помощь при угрозе жизни);
- вызов скорой помощи;
- транспортировка всех пострадавших в медучреждение.
Для минимизации физического вреда при травмах рекомендуется следующий алгоритм действий:
- Прекратить дальнейшее травмирующее воздействие на пострадавшего (оттащить от горящей машины, по возможности вытащить из обломков и т.п.).
- До прибытия скорой помощи поддерживать у раненого жизненно важные функции организма (сердцебиение, дыхание).
- Встретить машину скорой помощи, передать медикам пострадавшего.
- Если медпомощь задерживается и есть возможность эвакуировать потерпевшего самостоятельно – произвести транспортировку.
В критических ситуациях не все могут сосредоточиться и трезво реагировать на произошедшее, не паниковать, не делать неверных шагов.
Последовательность оказания первой помощи следующая:
- остановить кровотечение;
- установить – дышит ли пострадавший самостоятельно, если дыхание отсутствует – делать искусственной или до появления признаков жизни у раненого, или до приезда реанимобиля;
- пощупать пульс, при его отсутствии – проводить непрямой массаж сердца до приезда медиков;
- при переломах – наложить шину или хотя бы зафиксировать пострадавшую конечность подручными материалами;
- обработать раны, наложить повязку.
При проведении неотложных мероприятий стараться, по возможности, не причинять раненому излишней боли.
Как составить исковое заявление для возмещения ущерба
Возмещение ущерба здоровью пострадавшего включает:
- утраченную на время нетрудоспособности заработную плату или иной доход;
- затраты на лечение (сюда включаются дополнительное питание, лекарственные препараты, другие средства ухода за раненым);
- расходы на сиделок, протезирование, лечение в санатории;
- затраты на профессиональное переобучение.
Причиненный дорожно-транспортным происшествием вред здоровью компенсируется только в судебном порядке.
Для инициации процесса необходимо подать иск о возмещении вреда здоровью и приложить к нему копии документов, которые подтверждают факты, изложенные в исковом заявлении.
Компенсацию вреда здоровью выплачивает лицо, признанное виновным в ДТП, причем, по правилам подсудности, иск рассматривает тот районный суд, который выберет заявитель.
Здесь есть три варианта:
- по месту жительства истца;
- по месту проживания ответчика;
- по месту происшествия.
Рисунок 2. Образец искового заявления по возмещению вреда здоровью.
Порядок оплаты травм
Ответственными за причиненный вред при ДТП считаются страховая компания виновника аварии и сам водитель, по вине которого произошла авария.
Раньше, до апреля 2015 года, пострадавший должен был собирать чеки, документы, подтверждающие затраты на восстановление, а страховую премию можно было получить после полного излечения.
Важный нюанс: если в аварию попал автомобиль организации или предприятия при выполнении производственных обязанностей, то будет считаться, что пострадавший водитель получил производственную травму.
В таких случаях пострадавший работник имеет право дополнительно подать иск по производственной травме в результате ДТП в адрес работодателя. Но рассчитывать на какие-либо льготы после производственной травмы, если ущерб здоровью восстановлен полностью, он не может.
Если виновная сторона в ДТП получила травмы, но имеется страховка по ОСАГО, не будет доказательств, что виновник был в состоянии алкогольного опьянения, то он тоже может рассчитывать на возмещение ущерба здоровью по ОСАГО.
Теперь потерпевший может не ждать выздоровления, достаточно будет предъявить в СК справку из медучреждения, где будут указаны полученные повреждения.
Документы, необходимые для получения выплаты по ОСАГО, если при ДТП пострадавший получил вред здоровью:
- паспорт;
- банковские реквизиты, куда необходимо перечислить страховые выплаты;
- справка о ДТП;
- документы из ГИБДД, в которых будет указан виновник аварии;
- медицинские справки, где будут указаны характер травм и их тяжесть;
- заключение судмедэкспертизы о степени утраты трудоспособности.
Страховая компания не вправе требовать от пострадавшего никаких дополнительных документов.
Конечно, лучше не попадать в дорожно-транспортное происшествие. Конечно, лучше водить ТС аккуратно, соблюдая все правила дорожного движения.
Но если уж вы попали в аварию, лучше для всех будет, чтобы участники ДТП имели хотя бы минимальные знания о травмах, как помочь пострадавшему, как впоследствии получить компенсацию ущерба здоровью.
Видео: Смотреть обязательно ВСЕМ. Как помочь при ДТП и почему автоаптечка опасна.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник