При переломе бедра плеча шина должна захватывать

Инструкция по накладыванию шины при переломе бедра, плеча, предплечья, пальцев.

Огромное значение в скорости восстановления при переломах, является своевременность и правильность оказания первой помощи. Чем скорее она осуществляется, и правильно проводится, тем больше шансов выздороветь гораздо быстрее. В этой статье мы расскажем, какие суставы должна фиксировать шина при переломах.  

Общие правила накладывания шин при переломе

Дело в том, что существует одно общее правило, которое гласит о том, что шина должна фиксировать два сустава, выше и ниже перелома. Шина может представлять собой не что иное, как доску, палку, или какой-то журнал, свернутый в трубочку.

Чаще всего при оказании первой медицинской помощи у людей нет никаких спецматериалов и инструментов. Соответственно шины изготавливается из подручных вещей. Их достаточно просто найти на производстве, а также на улице и в быту. Подойдет любая жесткая, прямая поверхность, которая соответствует длине, и удовлетворяет все требования к шинам.

Советы:

  • Самое интересное, что есть исключения из правил, это перелом плеча, а также бедра. В таком случае шина фиксирует вовсе не два сустава, а всю конечность. То есть три сустава.
  • Стоит обратить внимание, что существуют общие правила накладывания шин. Ни в коем случае нельзя их сильно затягивать, это препятствует нормальному кровообращению. Основная задача шины — обездвижить сустав и сломанное место.
  • Но ни в коем случае она не должна мешать нормальному кровообращению конечности. Именно с этой целью очень часто пальцы ног и рук при переломах оставляют открытыми. Это необходимо для того, чтобы мониторить температуру тела.
  • Если конечности очень холодные, синеют, значит, шина наложена не совсем правильно, а повязки очень тугие, соответственно нет нормального кровообращения. Обратите внимание, что если в области перелома имеется открытая рана или перелом открытый, то необходимо использовать исключительно стерильные повязки, бинты.
  • Если вы находитесь в домашних условиях, то любыми повязками могут служить домашние вещи, разрезанные на куски. Идеальным вариантом станет разрезанная на полоски простынь. Если перелом закрытый, то использование стерильных бинтов в области поражения совсем не обязательно.
  • Подойдет обычная ткань. Необходимо обратить внимание, что ткань должна быть достаточно эластичной и не препятствовать нормальному кровообращению. 

Перелом руки: схема

Какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра?

Инструкция:

  • В случае с бедром, проводится фиксация колена, голеностопа и бедра. Таким образом, длина шины при переломе бедра довольно большая, начинается от подмышечной впадины и заканчивается под стопой.
  • При накладывании шины, в случае перелома бедра, необходимо использовать не одну, а три планки. Первая из них проводит фиксацию и начинается от подмышки, заканчивается в области стопы, изгибается  в форме буквы Г.
  • Таким образом, это препятствует шевелению стопой. То есть сбоку шина должна сгибаться под углом 90 градусов. Касательно задней поверхности, то шина начинается в области под ягодицей, и также спускается в область стопы, изгибается под углом 90 градусов.
  • Что касается третьей шины, то она как раз начинается в области внутренней поверхности бедра, под пахом, и заканчивается также в области стопы. Таким образом, нога получается полностью зафиксированной.
  • Отсутствует возможность согнуть ее в колене, также невозможно пошевелиться, как-то изогнуть ногу в области бедра. Человек оказывается практически обездвиженным.
  • При переломе бедра необходимо всего семь отрезков ткани. Куски пропускаются под поясницей, в области подмышечных впадин, в области паха, над и под коленом, в области щиколотки. Таким образом, необходимо чтобы нога была полностью неподвижная, зафиксированная.
  • Что касается перелома бедра, то очень часто сложно найти несколько довольно длинных досок. Именно поэтому, разрешено фиксировать одну конечность к другой. Таким образом, между ног прокладывается полоса из одеяла, которая складывается в несколько раз и формуется прямоугольник.
  • Таким образом, фиксируются в области голеностопа, под коленом, над коленом, в области паха, в области поясницы. Это необходимо для того, чтобы невозможно было конечность отводить в сторону и тревожить поврежденное бедро. Что касается переломов ребер, то здесь шины не используются. 

Шина при переломе бедраПерелом бедраШина из подручных средств

Шина при переломе плеча: как накладывать?

Что касается перелома плеча, то здесь все довольно сложно, так как шина фиксирует не два сустава, а три, как при переломе бедра.

Инструкция:

  • При этом шина может состоять из двух частей. Необходимо, чтобы получилось что-то похожее на букву Г. То есть это своеобразный прямой угол. При этом, верхнюю часть фиксирует область плеча, до самого локтя.
  • Вторая часть, которая начинается после сгиба угла, фиксируется как раз в области перед кистью. Необходимо, позаботиться и о положении, состоянии пальцев. Чаще всего в области сгиба ладони вкладывается плотный валик из ваты или бинта, пальцы сгибаются, зажимая его.
  • Именно в таком положении фиксируется рука и предплечье. Только таким образом можно добиться быстрого восстановления, и минимизировать количество болезненных ощущений. Обратите внимание, что такая конструкция фиксируется при помощи повязки или косынки, которая надевается на шею.
  • Это можно сделать при иммобилизирующей повязке, которую можно приобрести в аптеке.
  • В случае перелома, который находится в области предплечья или плеча, при отсутствии шин и каких-то твердых поверхностей, проводится фиксация больной конечности непосредственно к туловищу.
  • Конечность выпрямляется по швам, то есть вдоль тела, и фиксируется непосредственно к туловищу, при помощи ткани. Это самый оптимальный вариант, так как он позволяет снизить возможность движения рукой, и дальнейшую травматизацию тканей. 

Перелом рукиПерелом плеча

Шина при переломе предплечья и пальцев

Касательно переломов пальцев, то здесь фиксация проводятся в области двух суставов. То есть выше и ниже поражения.

Советы:

  • Если сломана одна из фаланг пальцев, обычно к пальцу и самой ладони привязывается небольшая шина, или даже обычный карандаш. Таким образом, чтобы палец не мог сгибаться, им невозможно было пошевелить. 
  • При переломе в области предплечья, достаточно зафиксировать только саму кость. При этом шина накладывается от локтя к кисти. При этом сохраняются условия, что в области пальцев укладывается валик, который фиксирует их в определенном положении.
  • Рука закрепляется при помощи обычной косыночной повязки. Стоит обратить внимание, что в качестве шины могут использоваться доски, швабры, даже веник. А при переломах пальцев, часто используются кусочки обычных карандашей или ручек.
  • При этом желательно любой перелом фиксировать с обеих сторон. То есть по бокам необходимо фиксировать больное место при помощи шины. Ни в коем случае нельзя, чтобы ткань находилась непосредственно в области перелома. Необходимо, чтобы все фиксировалось сверху и снизу поврежденного места.

Перелом предплечьяШина при переломе предплечья

Советы по оказанию первой медицинской помощи при переломах

После того, как будет оказана помощь, необходимо поврежденную конечность поднять над уровнем тела. Это будет препятствовать появлению отека, и опуханию конечностей. Стоит отметить, что ни в коем случае нельзя пережимать область перелома или пытаться самостоятельно выровнять кости. Помните, основная задача накладывания шины — это обездвижить место перелома, препятствовать дальнейшему разрушению костей, и повреждению тканей.

Советы:

  • Если человек будет пытаться двигатель поврежденной конечностью, то осколки кости могут повреждать мягкие ткани, оставляя осколки и резаные раны. Таким образом, это усугубит ситуацию и продлится период реабилитации. Обратите внимание, что до приезда бригады скорой помощи, нельзя перекладывать человека с места на место. Основная задача — зафиксировать пораженное место и оставить его в покое. После приезда бригады скорой помощи, доктор определится, каким образом необходимо осуществлять помощь человеку. 
  • Чтобы человек достаточно быстро восстановился, необходимо, чтобы шина накладывалась правильно. Ни в коем случае она не должна нажимать на выпирающие кости и давить на них. Таким образом, между выступающими костями и жесткой шиной необходимо прокладывать кусочек ткани, ваты или бинта.
  • Давление на кости уменьшается. Существуют специализированные шины, которыми пользуется медперсонал. Однако в большинстве случаев доврачебную помощь оказывают близкие люди пострадавшего, или сотрудники по работе. То есть тот, кто оказался в месте осуществления несчастного случая. Именно поэтому, чаще всего для обездвиживания перелома используют подручные средства. 
  • Если несчастье случилось в холодное время года, необходимо позаботиться о сохранении тепла в области пораженных мест. То есть ткани верхней и нижней конечности необходимо укутывать. Ведь иногда, после накладывания шины или повязки, может незначительно ухудшаться кровообращение. Но в купе с низкой температурой воздуха, может ускоряться процесс обморожения.

Перелом плечевой кости

Именно поэтому ни в коем случае не оголяются данные места и до приезда скорой помощи защищаются при помощи одеяла или теплых вещей. При переломах ребер, шина не накладывается. Осуществляется накладывания тугой повязки. 

 ВИДЕО: Шина при переломах

Источник

Иммобилизующие повязки предназначены для удержания той или иной части тела в определенном неподвижном положении и создания благоприятных условий для заживления повреждений.

Обычно неподвижные повязки накладывают на длительный срок, поэтому следует учесть и исключить возможность различных осложнений. Прежде всего необходимо обеспечить хорошее кровоснабжение пораженного участка, поэтому малейшие признаки расстройства кровообращения являются показанием для замены повязки.

При наложении шины нужно помнить основное правило: шина накладывается с таким расчетом, чтобы закрепить два сустава — один выше, а второй ниже перелома. Исключением являются переломы плеча и бедра, когда шина должна фиксировать три, т.е. все суставы конечности.

— шины накладывается поверх одежды, подгоняются по здоровой конечности;

— перед наложением шины дать обезболивающие препараты;

— шины накладываются в функционально выгодном положении для конечности, т.е. в физиологическом положении: для верхней конечности — с небольшим отведением в плечевом суставе и сгибании под углом 90 гр. в локтевом суставе, для нижней конечности — с незначительным отведением бедра снаружи, небольшим сгибанием голени в коленном суставе и в перпендикулярном нахождении стопы по отношению к голени.

— в местах костных выступов прокладывают слои ваты для предотвращения образования потертостей, пролежней;

— фиксация шины производится бинтами, тесемками или другим материалом от периферии к центру осторожно, чтобы не причинять дополнительную боль;

— при фиксации шины не должно закрываться место наложения жгута (при открытых переломах сопровождающихся кровотечением), чтобы была возможность в любой момент ослабить жгут;

— конечность с наложенной шиной перед транспортировкой в холодное время года должна быть обязательно утеплена с целью профилактики отморожений;

— для контроля за кровообращением в конечностях концы пальцев кисти и стопы (если они не повреждены) оставляют свободными от повязки.

Неподвижные повязки делятся на шинные и отвердевающие. В свою очередь, шинные повязки можно разделить на фиксационные (только удерживающие конечность в определенном положении) и экстензионные (сочетающие фиксацию конечности с вытяжением).

Примером фиксационной шины является лестничная шина Крамера, которая изготавливается из мягкой проволоки. Она легка, эластична и вместе с тем достаточно прочна и может применяться для иммобилизации любого отдела конечности.

Существуют и некоторые другие типы фиксационных шин (сетчатая шина Фильберга, транспортная фанерная шина и др.), которые можно применять в тех же случаях, что и шину Крамера.

Своевременное и правильное шинирование на догоспитальном этапе позволяет значительно ускорить период срастания костного повреждения, а также последующий период реабилитации.

Наложение шин при отдельных видах переломов имеет свои особенности.

При переломах костей кисти — шина должна идти от кончиков пальцев до середины предплечья. Пальцы должны быть согнуты, в них вкладывается валик из марли или бинта. Ладонная поверхность кисти несколько повернута к животу. После наложения шины и фиксации кисть подвешивается на косынку или бинт, ремень. 

При переломах костей предплечья — шину располагают от кончиков пальцев до середины плеча. Руку сгибают в локтевом суставе, под прямым углом, ладонь обращена к животу, пальцы полусогнуты, в ладонь вкладывается валик. Прибинтовывают шину на всем протяжении и затем подвешивают на косынку.

При переломе плечевой кости — шина должна захватывать всю конечность от пальцев до надплечья здоровой стороны, фиксируя три сустава. Она пройдет от кончиков пальцев по задненаружной поверхности предплечья и плеча на спину до лопатки на здоровой стороне. При отсутствии одной достаточной длины лестничной шины, можно воспользоваться двумя короткими лестничными шинами. После их наложения и фиксации рука подвешивается на косынке или бинте. При переломе ключицы — фиксацию осуществляют мягкими повязками. Можно осуществить иммобилизацию, подвесив конечность на стороне повреждения на косынку или прибинтовать руку к туловищу с помощью повязки типа Дезо.

При переломе ребер — при изолированных переломах одного или двух ребер наложение иммобилизирующей повязки не требуется. При переломе трех и более ребер на одной или обеих половинках грудной клетки можно применить простую бинтовую повязку на грудь с «портупеей».

При переломах костей стопы — шину располагают от кончиков пальцев стопы до середины голени, изгибая ее в виде буквы «Г». Стопа находится под прямым утлом к голени. Шина накладывается по задней поверхности голени и подошвенной поверхности стопы.

При переломе костей голени — накладывают три лестничных шины: одна — по задней поверхности голени и по подошвенной поверхности стопы, предварительно изогнутую таким образом, чтобы стопа была под углом 90° к оси голени, верхний конец должен доходить до середины бедра; вторая и третья накладываются с наружной и внутренней стороны конечности с основания стопы до середин бедра.

При переломе бедра — требуется особенно тщательная иммобилизация. Для этого используют три лестничных шины: две лестничные шины соединяют, чтобы получилась шина длиной от подмышечной впадины до внутреннего края стопы, изогнутая у стопы в виде буквы «Г», эта шина наружная; вторая шина накладывается на заднюю поверхность конечности от лопатки или ягодицы до кончиков пальцев стопы и так же изогнута; третья шина располагается на внутренней поверхности конечности от промежности до края стопы.

При переломах костей черепа — чаще используют подручные средства, так как произвести иммобилизацию с помощью лестничных шин трудно. Использовать можно слабо надутый подкладной круг и автомобильную камеру, уменьшив ее размеры путем перевязывания с двух сторон. При отсутствии круга и камеры применяют ватно-марлевый «бублик», который изготавливается следующим образом: плотный жгут из серой ваты толщиной 4-5 см обвертывают бинтом, замкнув его концы.

При отсутствии стандартных шин, особенно в условиях летнего или зимнего похода, для осуществления транспортной иммобилизации можно использовать подручные средства. С этой целью применяют рейки, бруски, картон, пучки хвороста. Менее пригодны палки, лыжи, лопаты и др. Не следует применять оружие, металлические предметы и полосы металла.

При отсутствии подручных средств транспортную иммобилизацию осуществляют путем прибинтовывания верхней конечности к туловищу; а поврежденную нижнюю конечность — к неповрежденной конечности.

Источник

Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé

При переломе бедра плеча шина должна захватывать
Ìàòåðèàëû è èíñòðóìåíòû

Òðàíñïîðòíûå (ñòàíäàðòíûå) øèíû Êðàìåðà (60?8 ñì – 4 øò. 110?11 ñì), Äèòåðèõñà, ïíåâìàòè÷åñêèå, äåðåâÿííûé ùèò, âàòíî-ìàðëåâûé èëè ïíåâìàòè÷åñêèé âîðîòíèê, êîëüöà Äåëüáå, íîæíèöû õèðóðãè÷åñêèå, ñòåðèëüíàÿ óêëàäêà ñ íåîáõîäèìûìè èíñòðóìåíòàìè è ïåðåâÿçî÷íûì ìàòåðèàëîì (äëÿ îáðàáîòêè ðàíû), íåïðîìîêàåìûé ïàêåò èëè êîíòåéíåð (äëÿ óòèëèçàöèè îòõîäîâ êëàññà Á), àíòèñåïòè÷åñêèé ðàñòâîð (äëÿ îáðàáîòêè ðóê), äåçèíôèöèðóþùåå ñðåäñòâî, àíàëüãåòèêè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à, áèíòû (ñðåäíèå, øèðîêèå), âàòà ìåäèöèíñêàÿ, ìàðëÿ, êîñûíêà, ìåäèöèíñêàÿ êëååíêà, ñòåðèëüíûé ïåðåâÿçî÷íûé ìàòåðèàë, ëåéêîïëàñòûðü, ïåð÷àòêè íåñòåðèëüíûå, ðåìåíü (äëÿ ôèêñàöèè áåäåð).

Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïðîâîäèòñÿ ñ öåëüþ ïðèäàíèÿ íåïîäâèæíîñòè ïîâðåæäåííîé ÷àñòè òåëà, ïðåäóïðåæäåíèÿ ñìåùåíèé îòëîìêîâ è ïîâðåæäåíèÿ èìè êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, ïåðèôåðè÷åñêîé è öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, âíóòðåííèõ îðãàíîâ è ìÿãêèõ òêàíåé.

Ïðè îòñóòñòâèè ñòàíäàðòíûõ øèí èììîáèëèçàöèÿ ìîæåò áûòü âûïîëíåíà ïðè ïîìîùè ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ.

Äî è ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ïðîöåäóðû íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ãèãèåíè÷åñêóþ îáðàáîòêó ðóê.

Âî âðåìÿ ïðîöåäóðû ñëåäóåò îáÿçàòåëüíî èñïîëüçîâàòü ïåð÷àòêè.

Ïðè òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè íåîáõîäèìî ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ îáùèìè ïðèíöèïàìè:

– Øèíó ñëåäóåò íàêëàäûâàòü íåïîñðåäñòâåííî íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ.

– Øèíà îáÿçàòåëüíî äîëæíà çàõâàòûâàòü äâà ñóñòàâà (âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà), ïðè ïîâðåæäåíèè ïëå÷à è áåäðà – òðè ñóñòàâà.

– Ïåðåä òåì, êàê íàêëàäûâàòü æåñòêèå øèíû, èõ ñëåäóåò îáåðíóòü âàòîé, ôèêñèðîâàòü áèíòîì èëè íàäåòü íà ñòàíäàðòíûå øèíû ÷åõîë èç òêàíè, êîòîðàÿ ìîåòñÿ.

– Åñëè ñ ïîñòðàäàâøåãî íåâîçìîæíî ñíÿòü îäåæäó, íå ñòîèò ïûòàòüñÿ ýòî ñäåëàòü. ×òîáû îñìîòðåòü ïîâðåæäåíèå, ñëåäóåò ðàçðåçàòü åå ïî øâàì.

Ïåðåä òåì, êàê íàêëàäûâàòü øèíó, ñëåäóåò, åñëè åñòü òàêàÿ âîçìîæíîñòü, ïðèäàòü ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ñðåäíåôèçèîëîãè÷åñêîå ïîëîæåíèå.

Êîãäà ýòî íå âîçìîæíî, íåîáõîäèìî ïðèäàòü òàêîå ïîëîæåíèå, ïðè êîòîðîì êîíå÷íîñòü ìåíüøå âñåãî áû òðàâìèðîâàëàñü.

Ìîäåëèðîâàòü øèíó ñëåäóåò, ïðèêëàäûâàÿ åå ê íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè èëè ê êîíå÷íîñòè çäîðîâîãî ÷åëîâåêà, ó êîòîðîãî òàêîé æå ðîñò.

Âïðàâëåíèå îòëîìêîâ íå ïðîâîäÿò ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ. Ïðè ýòîì ñëåäóåò ñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå âðåìåííûìè ñïîñîáàìè.

Íåîáõîäèìî íàëîæèòü ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó, ïðè ýòîì çàôèêñèðîâàòü êîíå÷íîñòü â òîì ïîëîæåíèè, â êîòîðîì îíà íàõîäèòñÿ.

Ïðè ôèêñàöèè øèíû ïîâÿçêîé â ñëó÷àå çàêðûòûõ ïåðåëîìîâ (îñîáåííî ïåðåëîìîâ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé) íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ëåãêîå è àêêóðàòíîå âûòÿæåíèå ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïî îñè.

Íåîáõîäèìî îáÿçàòåëüíî ïðèäåðæèâàòü ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü èëè ÷àñòü òåëà, åñëè ïîñòðàäàâøåãî ñ íàëîæåííîé øèíîé ïåðåêëàäûâàþò íà íîñèëêè.

Àëãîðèòì èììîáèëèçàöèè

Ïîäãîòîâèòåëüíûé ýòàï

Ñ ñàìîãî íà÷àëà ñëåäóåò ïðèäàòü ïàöèåíòó óäîáíîå ïîëîæåíèå.

Çàòåì èäåíòèôèöèðîâàòü ïàöèåíòà, ïðåäñòàâèòüñÿ.

Ïàöèåíò èëè åãî ðîäèòåëè (çàêîííûå ïðåäñòàâèòåëè) (äëÿ äåòåé äî 15 ëåò) äîëæåí áûòü èíôîðìèðîâàí î èììîáèëèçàöèè, ñëåäóåò îáúÿñíèòü õîä è öåëü ïðîöåäóðû.

Óäîñòîâåðèòüñÿ â íàëè÷èè äîáðîâîëüíîãî èíôîðìèðîâàííîãî ñîãëàñèÿ íà ïðîöåäóðó.

Ïðè åãî îòñóòñòâèè ñïðàâèòüñÿ ó âðà÷à î äàëüíåéøèõ äåéñòâèÿõ.

Çàòåì ñëåäóåò ãèãèåíè÷åñêèì ñïîñîáîì îáðàáîòàòü ðóêè, îñóøèòü èõ.

Íåîáõîäèìî íàäåòü ïåð÷àòêè.

Äàëåå íàäî îñâîáîäèòü îò îäåæäû ìåñòî òðàâìû.

Ñ öåëüþ îïðåäåëåíèÿ õàðàêòåðà ïîâðåæäåíèÿ ñëåäóåò òùàòåëüíî îñìîòðåòü ìåñòî òðàâìû.

Ïîäãîòîâèòü íåîáõîäèìûå äëÿ èììîáèëèçàöèè øèíû.

Äëÿ ýòîãî èõ ñëåäóåò ïðåäâàðèòåëüíî îáåðíóòü âàòîé, çàôèêñèðîâàòü áèíòîì (ìàðëåé) èëè íàäåòü íå íèõ ñïåöèàëüíûé ÷åõîë.

Õîä âûïîëíåíèÿ

1. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå êîñòåé êèñòè è ïàëüöåâ

Ïîäãîòîâèòü ëåñòíè÷íóþ øèíó. Äëèíà åå äîëæíà áûòü îò êîíöîâ ïàëüöåâ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè äî ëîêòåâîãî ñóñòàâà.

Çàòåì ñ ëàäîííîé ñòîðîíû íà ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü íàëîæèòü øèíó.

Ñëåäóåò ïðèäàòü êèñòè ôèçèîëîãè÷åñêîå ïîëîæåíèå. Âëîæèòü â ëàäîíü ïëîòíûé âàòíûé âàëèê.

Çàôèêñèðîâàòü øèíó ê êîíå÷íîñòè áèíòîì, îñòàâèâ ïðè ýòîì ïàëüöû îòêðûòûìè.

Ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü èììîáèëèçèðîâàòü ïðè ïîìîùè êîñûíêè.

2. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ

Ïîäãîòîâëåííóþ ïðîâîëî÷íóþ øèíó (äëèíîé ïðèáëèçèòåëüíî 80 ñì) ñìîäåëèðîâàòü îò ïÿñòíî-ôàëàíãîâûõ ñóñòàâîâ äî ñåðåäèíû ïëå÷à ïî êîíòóðó çäîðîâîé ðóêè.

Àêêóðàòíî ñîãíóòü ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü â ëîêòå ïîä ïðÿìûì óãëîì.

Ïðåäïëå÷üå íåîáõîäèìî ïðèâåñòè â ñðåäíåå ïîëîæåíèå ìåæäó ïðîíàöèåé è ñóïèíàöèåé.

Ïðè ýòîì êèñòü ñëåäóåò íåñêîëüêî ðàçîãíóòü, âëîæèâ â ëàäîíü ïëîòíûé âàòíûé âàëèê.

Äàëåå íåîáõîäèìî ïîëîæèòü ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü íà ïîäãîòîâëåííóþ øèíó.

Ñëåäóåò çàôèêñèðîâàòü åå áèíòîì.

Ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü ñëåäóåò èììîáèëèçèðîâàòü ïðè ïîìîùè êîñûíêè.

3. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå ïëå÷åâîé êîñòè

Ñíà÷àëà ñëåäóåò ïîäãîòîâèòü ëåñòíè÷íóþ øèíó íåîáõîäèìîé äëèíû (îò êîíöîâ ïàëüöåâ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè äî ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíû).

Ïðè ýòîì ìîäåëèðîâàòü åå íåîáõîäèìî ïî íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.

 ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàòíî-ìàðëåâûé âàëèê äèàìåòðîì 8–10 ñì, êîòîðûé ñëåäóåò çàôèêñèðîâàòü áèíòîì, ïðîâåäÿ åãî ÷åðåç ãðóäü è çàâÿçàòü íà çäîðîâîì íàäïëå÷üå.

Ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü íåîáõîäèìî ñîãíóòü â ëîêòå ïîä ïðÿìûì óãëîì.

Äàëåå íà âíóòðåííþþ ïîâåðõíîñòü øèíû ïîëîæèòü êèñòü â ñðåäíåì ïîëîæåíèè ìåæäó ñóïèíàöèåé è ïðîíàöèåé.

Ñëåäóåò ïîäëîæèòü ïîä ñîãíóòûå ïàëüöû âàòíî-ìàðëåâûé âàëèê.

Ïî çàäíåíàðóæíîé ïîâåðõíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè íàïðàâèòü øèíó ÷åðåç ïëå÷î íà ñïèíó äî ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíû.

Áèíòîì ñëåäóåò ñâÿçàòü êîíöû øèíû ïî íåïîâðåæäåííîìó íàäïëå÷üþ è ïîäïëå÷íîé îáëàñòè.

Çàòåì ñëåäóåò çàôèêñèðîâàòü øèíó ê êîíå÷íîñòè, íàêëàäûâàÿ áèíò ïî ñïèðàëè äî ëîêòåâîãî ñãèáà èëè ñðåäíåé òðåòè ïëå÷à.

×òîáû ëó÷øå çàôèêñèðîâàòü êîíå÷íîñòü, ñëåäóåò íàëîæèòü ïîâÿçêó Äåçî.

4. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå êëþ÷èöû, ëîïàòêè, ãîëîâêè øåéêè ïëå÷à

1) Èììîáèëèçàöèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì êîñûíî÷íîé ïîâÿçêè

Ñëåäóåò âçÿòü êîñûíêó. Ïðè ýòîì äâà åå êîíöà äîëæíû áûòü äëèííûìè è îäèí êîðîòêèé.

Ñåðåäèíó êîñûíêè íåîáõîäèìî ïîäâåñòè ïîä ïðåäïëå÷üå, ñîãíóòîå â ëîêòå äî 90 ãðàäóñîâ.

Îäèí êîíåö êîñûíêè ðàçìåñòèòü ìåæäó ïðåäïëå÷üåì è òóëîâèùåì è ïðîâåñòè ÷åðåç çäîðîâîå ïëå÷î.

Ïðè ýòîì äðóãîé êîíåö, êîòîðûé íàõîäèòñÿ ñïåðåäè îò ïðåäïëå÷üÿ, ïðîâåñòè ïî ïîâðåæäåííîìó ïëå÷ó.

Îáà êîíöà íåîáõîäèìî çàâÿçàòü ñçàäè íà øåå.

Òðåòèé êîíåö êîñûíêè (åå âåðøèíó) ñëåäóåò çàãíóòü â îáëàñòè ëîêòÿ êïåðåäè è çàêðåïèòü áóëàâêîé.

2) Èììîáèëèçàöèÿ áèíòîâàíèåì

Ñíà÷àëà ïîâðåæäåííóþ ðóêó ñëåäóåò íåìíîãî îòâåñòè â ñòîðîíó.

×òîáû ïîäíÿòü ïëå÷åâîé ñóñòàâ è îòîäâèíóòü åãî îò ãðóäíîé êëåòêè, ïëå÷î ïðèæàòü ê òóëîâèùó è íàëîæèòü ïîâÿçêó â ïîäìûøå÷íóþ îáëàñòü.

Íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàòíî-ìàðëåâûé âàëèê.

Çàòåì ñëåäóåò ñîãíóòü ïîâðåæäåííóþ ðóêó ïîä ïðÿìûì óãëîì è ïðèæàòü ê ãðóäè.

Ïðè ýòîì êðóãîâûìè âèòêàìè áèíòà íåîáõîäèìî ïðèáèíòîâàòü ïîâðåæäåííóþ ðóêó ê òóëîâèùó. Äåëàòü ýòî ñëåäóåò îò çäîðîâîé ñòîðîíû ãðóäíîé êëåòêè ïî íàïðàâëåíèþ ê ïîâðåæäåííîé.

3) Èììîáèëèçàöèÿ êîëüöàìè Äåëüáå

Ñíà÷àëà ïî çäîðîâîìó ïëå÷ó ñìîäåëèðîâàòü äèàìåòð ñòàíäàðòíûõ êîëåö èëè èçãîòîâèòü êîëüöà èç ìàðëè è âàòû.

Ïðè ýòîì âàëèê èç âàòû ñëåäóåò îáåðíóòü ìàðëåé êâàäðàòíîé ôîðìû (60?60 ñì) îò îäíîãî óãëà íà äðóãîé. Íàðóæíûå óãëû ìàðëè, êîòîðûå ñâîáîäíû îò âàòû, íåîáõîäèìî çàâÿçàòü óçëîì â ôîðìå êîëüöà.

Êîëüöà ñëåäóåò íàäåòü íà ïëå÷è ñ äâóõ ñòîðîí (îíè íàïîìèíàþò ëÿìêè ðþêçàêà).

Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî ìàêñèìàëüíî ñâåñòè ëîïàòêè.

Ïëå÷è îòâåñòè íàçàä, à êîëüöà ñâÿçàòü çà ñïèíîé ïðè ïîìîùè áèíòà.

5. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå ðåáåð è ãðóäèíû

1) Èììîáèëèçàöèÿ áèíòîâàíèåì

Ñíà÷àëà íåîáõîäèìî îñóùåñòâèòü íåòóãîå áèíòîâàíèå ãðóäíîé êëåòêè Ïîñòðàäàâøåãî èëè ñòÿíóòü åãî ãðóäü ïîëîòåíöåì.

Íà ãëóáîêîì âûäîõå øèðîêèìè áèíòàìè ïðîâîäÿò òóãîå áèíòîâàíèå.

Íà ãðóäíóþ êëåòêó ìîæíî íàëîæèòü ñïèðàëüíóþ ïîâÿçêó.

Ïðè ýòîì íà âûäîõå òêàíü (ïðîñòûíü, ìàðëþ, ïîëîòåíöå) ñëåäóåò îáåðíóòü âîêðóã ãðóäíîé êëåòêè, çàøèòü êðàé íèòêàìè èëè ôèêñèðîâàòü áóëàâêàìè.

Ñëåäóåò óäîñòîâåðèòüñÿ, ÷òî íåò îòêðûòîãî ïíåâìîòîðàêñà (ñêîïëåíèÿ âîçäóõà èëè ãàçîâ â ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè).

Ïðè ïíåâìîòîðàêñå ïåðåä áèíòîâàíèåì ãðóäíîé êëåòêè íåîáõîäèìî íàëîæèòü ãåðìåòèçèðóþùóþ àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó.

2) Èììîáèëèçàöèÿ ñ ïðèìåíåíèåì ëåéêîïëàñòûðÿ

Íà ìåñòî ïåðåëîìà ñëåäóåò èç ëåéêîïëàñòûðÿ íàëîæèòü ÷åðåïèöåîáðàçíóþ ïîâÿçêó.

Øèðîêèå ïîëîñêè ëåéêîïëàñòûðÿ íåîáõîäèìî íàëîæèòü îò êðàÿ ãðóäèíû äî ïîçâîíî÷íèêà.

Ïðè ýòîì ïîñëåäóþùàÿ ïîëîñêà äîëæíà ïåðåêðûâàòü ïðåäûäóùóþ íà ïîëîâèíó. Ïîâÿçêà äîëæíà çàõâàòûâàòü îáëàñòü äâóõ-òðåõ ðåáåð âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà.

6. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå ëîäûæåê è êîñòåé ñòîïû

Íåîáõîäèìî ïîäãîòîâèòü 2 ëåñòíè÷íûå øèíû íåîáõîäèìîé äëèíû.

Ïðè ýòîì ïåðâóþ øèíó (80?11 ñì) ñëåäóåò ðàçìåñòèòü îò âåðõíåé òðåòè ãîëåíè ïî åå çàäíåé ïîâåðõíîñòè, ïîä ñòîïó äî êîíöà ïàëüöåâ.

Âòîðóþ øèíó (120?8 ñì) íåîáõîäèìî ñìîäåëèðîâàòü â ôîðìå äóãè îò âåðõíåé òðåòè ãîëåíè íàðóæíîé ñòîðîíû ïîä ñòîïó äî âåðõíåé òðåòè ãîëåíè âíóòðåííåé ñòîðîíû.

Íà ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü ñëåäóåò íàëîæèòü øèíû, àêêóðàòíî ôèêñèðóÿ èõ ìàðëåâûì áèíòîì.

7. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ãîëåíè

Ñëåäóåò ïîäãîòîâèòü 3 ëåñòíè÷íûå øèíû íåîáõîäèìîé äëèíû.

Ïðè ýòîì ïåðâóþ (120?11 ñì) ðàçìåñòèòü îò ÿãîäè÷íîé ñêëàäêè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïî çàäíåé ïîâåðõíîñòè áåäðà, ãîëåíè, ïîä ñòîïó äî êîíöîâ ïàëüöåâ.

Âòîðóþ (80?8 ñì) ðàçìåñòèòü îò âåðõíåé òðåòè íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè áåäðà äî íàðóæíîãî êðàÿ ñòîïû è çàãíóòü åå ïîä ñòîïó.

Òðåòüþ øèíó (80?8 ñì) ñëåäóåò ñìîäåëèðîâàòü òî÷íî òàê æå, êàê âòîðóþ, è ðàñïîëîæèòü íà âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.

Ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü íåîáõîäèìî ïîëîæèòü íà ïåðâóþ øèíó, àêêóðàòíî ïîäëîæèâ âàëèêè èç âàòû â ïîäêîëåííóþ ÿìêó è íàä ïÿòêîé.

Îñòàâøèåñÿ äâå øèíû ñëåäóåò ïðèëîæèòü ê íàðóæíîé è âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòÿì ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.

Íàêëàäûâàòü øèíû ñëåäóåò îò âåðõíåé òðåòè áåäðà äî ñòîïû, íåïðåìåííî ôèêñèðóÿ ïðè ýòîì êîëåííûé è ãîëåíîñòîïíûé ñóñòàâû.

Ôèêñèðîâàòü øèíû íà êîíå÷íîñòè ñïèðàëüíûìè òóðàìè áèíòà.

8. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå áåäðà

1) Èììîáèëèçàöèÿ ïðîâîëî÷íûìè øèíàìè Êðàìåðà

Íåîáõîäèìî ïîäãîòîâèòü 3 ëåñòíè÷íûå øèíû íåîáõîäèìîé äëèíû.

Ïåðâóþ øèíó ñëåäóåò ìîäåëèðîâàòü îò íèæíåãî óãëà ëîïàòêè ïîâðåæäåííîé ñòîðîíû ïî çàäíåé ïîâåðõíîñòè áåäðà, ãîëåíè, ïî ñòîïå äî êîíöà ïàëüöåâ.

Âòîðóþ øèíó íåîáõîäèìî ìîäåëèðîâàòü îò ïîäìûøå÷íîé ÿìêè ïî íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè òóëîâèùà, áåäðà, ãîëåíè äî íàðóæíîãî êðàÿ ñòîïû è çàãíóòü ïîä ñòîïó.

Òðåòüþ øèíó ñëåäóåò ðàçìåñòèòü îò ïàõîâîé îáëàñòè ïî âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïîä ñòîïó.

Çàòåì íåîáõîäèìî àêêóðàòíî ïðèïîäíÿòü ïîñòðàäàâøóþ êîíå÷íîñòü è ïîëîæèòü åå íà ïåðâóþ øèíó.

 ïîäêîëåííóþ ÿìêó è íàä ïÿòêîé ñëåäóåò ïîäëîæèòü âàëèê èç âàòû.

Ïðèëîæèòü äâå îñòàâøèåñÿ øèíû.

Çàòåì çàôèêñèðîâàòü øèíû áèíòîì.

2) Èììîáèëèçàöèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì øèíû Äèòåðèõñà

Ñëåäóåò ìîäåëèðîâàòü øèíó ïî çäîðîâîé êîíå÷íîñòè:

– êîðîòêóþ ïëàíêó øèíû ìîäåëèðîâàòü ïî âíóòðåííåé ñòîðîíå êîíå÷íîñòè, åå äëèíà äîëæíà èçìåðÿòüñÿ îò ïàõîâîé ñêëàäêè è áûòü äëèííåå êîíå÷íîñòè íà 10–15 ñì;

– äëèííóþ ïëàíêó øèíû ñìîäåëèðîâàòü ïî íàðóæíîé ñòîðîíå êîíå÷íîñòè è òóëîâèùà, åå äëèíà äîëæíà èçìåðÿòüñÿ îò ïîäìûøå÷íîé âïàäèíû è áûòü äëèííåå êîíå÷íîñòè íà 10–15 ñì.

Êîíå÷íîñòü ñëåäóåò íåìíîãî ñîãíóòü â òàçîáåäðåííîì è êîëåííîì ñóñòàâàõ.

Ïî îòíîøåíèþ ê ãîëåíè ñòîïà äîëæíà ðàñïîëàãàòüñÿ ïîä óãëîì 90 ãðàäóñîâ.

 îáëàñòü ïðîìåæíîñòè â ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó ñëåäóåò óëîæèòü âàòíî-ìàðëåâûå âàëèêè.

Ïðè ýòîì âîñüìèîáðàçíîé ïîâÿçêîé ñëåäóåò îáÿçàòåëüíî ôèêñèðîâàòü ïîäîøâåííóþ ÷àñòü øèíû ê ñòîïå (êðåïëåíèå äëÿ øíóðà íàðóæó).

Íèæíþþ ÷àñòü âíóòðåííåé êîðîòêîé ïëàíêè ñëåäóåò çàâåñòè âî âíóòðåííþþ ñêîáó ïîäîøâåííîé ÷àñòè øèíû. Ïðè ýòîì øèíà äîëæíà íàõîäèòüñÿ íà ðàññòîÿíèè 10 ñì îò «ïîäîøâû», âàëèê øèíû äîëæåí ïðèëåãàòü ê áåäðó è óïèðàòüñÿ â ïðîìåæíîñòü.

Ïîäâèæíóþ ÷àñòü, íàõîäÿùóþñÿ íà òîðöå âíóòðåííåé ïëàíêè ñ îòâåðñòèåì, ñëåäóåò óñòàíîâèòü ïîä óãëîì 90 ãðàäóñîâ.

 îòâåðñòèå íåîáõîäèìî àêêóðàòíî ïðîñóíóòü âåðåâêó îò ïîäîøâåííîé ÷àñòè øèíû.

Íèæíþþ ÷àñòü äëèííîé íàðóæíîé ïëàíêè øèíû ñëåäóåò çàâåñòè â íàðóæíóþ ñêîáó ïîäîøâåííîé ÷àñòè øèíû, à åå øèï – â ïàç òîðöîâîé ïëàíêè, íàõîäÿùåéñÿ ïîä óãëîì 90 ãðàäóñîâ. Ïðè ýòîì øèíà äîëæíà îòñòîÿòü îò ïîäîøâû íà 10 ñì.

 öåëÿõ ïðåäóïðåæäåíèÿ ñäàâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ íåêðîçà ïîä êîñòíûå âûñòóïû (ëîäûæåê, êîëåííîãî ñóñòàâà, áîëüøîãî âåðòåëà è êðûëà ïîäâçäîøíîé êîñòè) ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü ïðîêëàäêó èç âàòû.

Íàðóæíóþ øèíó íåîáõîäèìî ïîëîæèòü âäîëü êîíå÷íîñòè è òóëîâèùà äî ïîäìûøå÷íîé âïàäèíû.

Åå ñëåäóåò çàôèêñèðîâàòü ðåìíåì ÷åðåç ïëå÷î ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíû è ÷åðåç òàëèþ, äðóãèì ðåìíåì – ê òóëîâèùó.

Íåîáõîäèìî ðåìíåì çàôèêñèðîâàòü âíóòðåííþþ øèíó ê áåäðó.

Ïðè ýòîì øèíó â îáëàñòè ãîëåíè ñëåäóåò çàôèêñèðîâàòü áèíòàìè.

Çàêðó÷èâàÿ âåðåâêó, ïðè ïîìîùè ïàëî÷êè, êîòîðóþ íåîáõîäèìî çàôèêñèðîâàòü, ñëåäóåò îñóùåñòâèòü íàòÿæåíèå êîíå÷íîñòè.

9. Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìå êîñòåé òàçà

Íåîáõîäèìî ïåðåëîæèòü ïîñòðàäàâøåãî íà ñïèíó íà äåðåâÿííûé ùèò, òâåðäûå íîñèëêè ñ ïîìîùüþ äâóõ – òðåõ ïîìîùíèêîâ.

Âñå ÷àñòè òåëà ñëåäóåò ïîäíèìàòü îäíîâðåìåííî.

Ïîä êîëåíè ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî ïîëîæèòü âàëèê èç îäåÿëà, ïîäóøêè èëè îäåæäû.

Êîíå÷íîñòè ïðè ýòîì äîëæíû áûòü ïîëóñîãíóòû â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ (ïîçà «ëÿãóøêè»).

Áåäðà ñëåäóåò ðàçâåñòè â ñòîðîíû íà 20–30 ñì è çàôèêñèðîâàòü èõ ðåìíåì, íàëîæèâ åãî â ôîðìå âîñüìåðêè â îáëàñòè íèæíåé òðåòè áåäåð.

10. Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà

Ñëåäóåò ïåðåëîæèòü ïîñòðàäàâøåãî íà äåðåâÿííûé ùèò ïðè ïîìîùè äâóõ-òðåõ ïîìîùíèêîâ.

Âñå ÷àñòè òåëà íåîáõîäèìî ïðè ýòîì ïîäíèìàòü îäíîâðåìåííî.

 îáëàñòè ïåðåëîìà ïîä ïîçâîíî÷íèê ñëåäóåò ïîäëîæèòü ïëîñêèé âàëèê (òîëüêî ïîä ïîÿñíè÷íûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà è ïîä êîëåíè äëÿ ðàçãðóçêè ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà).

Ïðè ïåðåëîìå øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà íåîáõîäèìî íàäåòü íà øåþ ïîñòðàäàâøåãî âàòíî-ìàðëåâûé èëè ïíåâìàòè÷åñêèé âîðîòíèê è çàêðåïèòü åãî çàñòåæêàìè.

Çàâåðøàþùèé ýòàï

Ñëåäóåò ñîîáùèòü ïîñòðàäàâøåìó î ðåçóëüòàòàõ èììîáèëèçàöèè è äàëüíåéøèõ äåéñòâèÿõ, åñëè îí íàõîäèòñÿ â ñîçíàíèè.

Íåîáõîäèìî ïåðåíåñòè ïîñòðàäàâøåãî â ìàøèíó ñ öåëüþ òðàíñïîðòèðîâàíèÿ â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

Çàòåì ñíÿòü ïåð÷àòêè, ïîìåñòèòü èõ â êîíòåéíåð äëÿ äåçèíôåêöèè.

Ãèãèåíè÷åñêèì ñïîñîáîì ñëåäóåò îáðàáîòàòü ðóêè è îñóøèòü èõ.

Ñïðàâèòüñÿ ó ïàöèåíòà î åãî ñàìî÷óâñòâèè, åñëè îí íàõîäèòñÿ â ñîçíàíèè.

Ïðè èììîáèëèçàöèè åãî îáùåå ñîñòîÿíèå íå äîëæíî óõóäøèòüñÿ.

Øèíà äîëæíà îáåñïå÷èòü íåïîäâèæíîñòü äâóõ ñóñòàâîâ, âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà, à ïðè ïîâðåæäåíèè ïëå÷à è áåäðà – òðåõ ñóñòàâîâ.

Ïðè ýòîì ñ ïîñòðàäàâøåãî íè â êîåì ñëó÷àå íåëüçÿ ñíèìàòü îäåæäó.

Ïåðåêëàäûâàòü ïàöèåíòà ñ ïåðåëîìîì ïîçâîíî÷íèêà èëè êîñòåé òàçà ìîæíî òîëüêî îäèí ðàç.

Âòîðóþ òðàíñïîðòèðîâêó äîëæíû äåëàòü óæå â ìåäèöèíñêîì ó÷ðåæäåíèè.

Íåîáõîäèìî ñäåëàòü çàïèñü îá èììîáèëèçàöèè â ñîïðîâîäèòåëüíîì ëèñòå, êîòîðûé ïðèíÿò â ñëóæáå ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.

Источник