Профилактика ушибов и порезов
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детский эколого- биологический центр «Натуралист»
г. Амурска Амурского района Хабаровского края
Тема занятия:
«Профилактика ушибов, порезов, переломов.
Оказание первой доврачебной помощи».
(Занятие с проблемным обучением)
Педагог дополнительного образования:
Кузьмина Надежда Васильевна
Объединение «Экология здоровья»
г. Амурск, февраль 2019г
Тема занятия: «Профилактика ушибов, порезов, переломов. Оказание первой доврачебной помощи». Занятие с проблемным обучением.
Педагог доп. образования Кузьмина Н.В.
Объединение «Экология здоровья» 18февраля 2019г
Цель занятия: Создание условий для самостоятельного овладения учащимися теоретическими и практическими навыкам оказания первой помощи через проблемное обучение.
Цель проблемного обучения:
Приобретение знаний, развитие умений и навыков.
Развитие компетенций учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности и творческих способностей.
Задачи:
Обучить детей предвидеть и распознать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их;
Формировать навыки быстрого реагирования на ситуации, связанные с бытовыми травмами;
Обучать работать в группах;
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Определять проблемную ситуацию, учить умению быстро находить пути решения проблемы в жизненной ситуации.
Оборудование: Презентация,красный фломастер для рисования раны детям, бинты, йод, спирт, одеколон, фурацилин, борная кислота,марганец,перекись водорода, вата, аптечка.
Тип занятия: Закрепление знаний, выработка умений и навыков.
Тип ситуации: конфликт (ситуация, рассматривающая противоположности)
Методы организации занятия: метод проблемного обучения
Форма занятия: дискуссия
Планируемый результат:
1.Формирование у учащихся сознательной ответственности к своему здоровью и безопасности.
2.Практическое применение знаний путем решения проблемных ситуаций.
Технологическая карта
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Универсально-учебные действия
1.Создание проблемной ситуации
Формулирование вопроса: — Почему так происходит?
Более трех миллионов детских травм регистрируют ежегодно медицинские учреждения России. Таким образом, в больницы в связи с травмами обращается примерно каждый восьмой ребенок в возрасте до 18 лет.
Способность вникнуть в суть решения проблемы
Личностные УУД
-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового
2. Постановка учебной задачи
Формулирование темы занятия и его задачи:
3. Поиск решения
— Почему ребята могли согласиться на такой необдуманный поступок?
— Нет сознательной ответственности за свое здоровье и безопасность.
Коммуникативные
УУД
-умение вести диалог
4. Выражение решения
Вопросы учащимся:
— Каковапричина получения травмы?
— Давайте подумаем, как можно было бы избежать данной ситуации?
— В каком случае этого бы не произошло
Обсуждаем правильность (неправильность) данного выбора и последствия для здоровья в случае неверного действия.
Регулятивные УУД
-умение высказывают свои версии, совместно с
5. Реализация продукта
Изучение нового материала, «открытие нового знания».
Занятия по группам.
Практическая деятельность. Применение полученных знаний.
1.Выполнение перевязки на кисти руки, на пальце.
2.Собрать в аптечку необходимые мед. принадлежности для оказания первой помощи.
Коммуникативные
УУД
— умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться
6. Выражение решения
-.Подведение учащихся к выводу по решению поставленной проблемы
С самого малого детства у каждого школьника должно быть ответственное отношение к своему здоровью и жизни.
Познавательные
УУД
— умение добывать новые знания: извлекать
информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), делать выводы.
Регулятивные УУД
-умение работать по плану, используя разные источники информации
7.Итог занятия. Рефлексия
— Как и где тебе могут пригодиться полученные знания в жизни?
Обсуждения. Выводы. Умозаключения.
Этапы занятия:
I.Определение деятельности и актуализация знаний.
1.Организационный момент.
А) Приветствие всех участников занятия.
В) Мотивация. Постановка проблемы перед детьми.
1.Вводное слово педагога. Привлекательная цель.
Слайд презентации №2-3
Проблема (!)
Более 3 млн детских травм регистрируют ежегодно медицинские учреждения России. Таким образом, в больницы в связи с травмами обращается примерно каждый восьмой ребенок в возрасте до 18 лет.
— Самое дорогое, что есть у человека – это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления.
Слайд № 3 (В чем причина?)
— Давайте разберем проблему всей России на одном примере.
II. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
Слайд презентации №4
В зимний период учащиеся школы играли возле гаражей. Сергей предложил попрыгать с гаража в сугроб. Ребята поддержали его и стали прыгать с гаража. Вдруг Андрей громко закричал. Дети подбежали к нему и увидели, что он не может подняться, правая штанина была вся в крови. Он не мог встать на ногу и плакал от боли. Что необходимо предпринять?
— Каковапричина получения травмы?
— Давайте подумаем, как можно было бы избежать данной ситуации?
— В каком случае этого бы не произошло?
(Мог бы сам не прыгать и убедить других в том, какая может быть опасность. Мальчик сам отвечает за свою жизнь, безопасность и свое здоровье))
После обсуждения причины данной трагедии обсуждаем варианты помощи в случае падения мальчика с гаража. Последовательно открываем возможные варианты и разбираем их правильность.
III. Поиск решения проблемы.
— Почему ребята могли согласиться на такой необдуманный поступок?
(Нет сознательной ответственности за свое здоровье и безопасность)
Слайд презентации №5
После обсуждения причины данной трагедии обсуждаем варианты помощи в случае падения мальчика с гаража. Последовательно открываем возможные варианты и разбираем их правильность.
Обсуждаем правильность (неправильность ) данного выбора и последствия для здоровья в случае неверного действия.
Слайды презентации №6-10
Варианты:
А) Помочь подняться на ноги и довести до дома.
Последствия для здоровья:
Болевой шок и потеря сознания.
Возможен перелом: смешение костей.
Осложнения при дальнейшем лечении.
Б) Вызвать скорую помощь.
— Почему первым вашим действием следует выбрать «Вызов Скорой помощи»?
В) Позвать прохожих, чтоб помогли донести Андрея.
Последствия для здоровья:
Возможен перелом позвоночника или сотрясение мозга. В данном случае беспокоить ребенка нельзя.
Состояние здоровья ухудшится.
Лечение будет более длительным, затяжным.
Г) Сообщить родителям.
— Надо ли сообщать родителям, родственникам, ведь они очень расстроятся и могут наказать товарища за подвергание себя опасности?
Д) Успокоить мальчика.
— Почему вы сочли необходимым успокоить своего товарища?
IV.Выражение решения
Далее характеризуется правильность выбора необходимых мер оказания первой помощи.
— Почему ребята могли согласиться на такой необдуманный поступок?
(нет сознательной ответственности за свое здоровее и безопасность)
Слайд №12 (Вывод)
Решение проблемы:
Травматизм – это последствие необдуманных поступков. Самое дорогое у человека – это жизнь. С самого малого детства у каждого школьника должно быть ответственноеотношение к своему здоровью и жизни. (Соблюдение правил ДД, не дразнить собак, не посещать незнакомые и заброшенные строения, стройки, не находиться на улице до позднего вечера).
V.Реализация продукта
Практическое применение полученных навыков
— Если все-таки с нами случается, что мы получили травму, то должны не паниковать, а уметь быстро принять правильное решение и уметь оказать себе и другим необходимую практическую помощь.
Слайд презентации №13-15
1.Задания по группам: Собрать в аптечку необходимые медикаменты для оказания первой медицинской помощи. Аргументация выбора.
(Двум группам учащихся дается по аптечке для сбора необходимых медикаментов).
Слайд презентации №16
2.Конкурс на лучшую перевязку.
Выполнение перевязки попарно. Один из учащихся делает перевязку, другой объясняет способы обработки раны.
— Давайте проверим, как же вы справитесь с таким заданием, как забинтовать палец своему товарищу, если возникнет такая необходимость.
У вас на парте вы найдете то, что для этого необходимо: кусочек бинтика и ножнички. Определитесь, кто из вас будет врачом, а кто пациентом. Красным фломастером мы отмечаем место ранки у пострадавшего.
Физминутка:
Итак, готовимся к конкурсу. Участники “на старт”. Проверяем готовность: размяли руки (круговые движения), и пальчики (упражнение “веер”, “водопад”)
Сейчас мы посмотрим, кто из вас выполнит перевязку быстро, но и в тоже время качественно, так, чтобы бинтик не спадал. Помните, что действовать нужно быстро.
Слайд презентации №18-19
3.Закрепление пройденного материала. Игра: Отгадай ребус.
Расставь цифры в правильной последовательности.
V.Реализация продукта
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
1.Итоги совместной и индивидуальной деятельности.
2. Применение полученных знаний.
— Как и где тебе могут пригодиться полученные знания в жизни?
3.Подведение учащихся к выводу по решению поставленной проблемы:
Вывод: Слайд 12
С самого малого детства у каждого школьника должно быть ответственноеотношение к своему здоровью и жизни.
Заключительное слово педагога:
Ребята! Надо чаще спрашивать себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно немного потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение, научиться самим, уберечь себя от несчастья.
На следующем занятии мы будем с вами продолжать обучению делать перевязки на других участках тела с возможными повреждениями.
Презентация прилагается
Источник
Методы первой помощи включают в себя следующие этапы:
- промывание раны
- остановка кровотечения
- применение антисептика — вещества, устраняющего микроорганизмы, попавшие в рану
- наложение стерильной повязки
Промывание раны. Самое лучшее лечение для небольших порезов и царапин — промывание чистой водой с мылом при помощи ватного или марлевого тампона, кусочка чистой ткани. Тщательное промывание — ключ к предотвращению инфекции. Хорошо смойте мыло водой. Промывание следует повторять раз в день до тех пор, пока порез полностью не затянется. Сильно загрязненная рана хорошо промывается перекисью водорода, для этого лучше полить рану перекисью водорода, а не использовать для этого бинт или салфетки.
Внимание! Раствор перекиси водорода не следует вводить в глубокие раны — возможна эмболия пузырьками воздуха — попадание пузырьков воздуха в кровеносное русло.
Остановка кровотечения. Источник: pervpomosh.ru |
Остановка кровотечения. Скорейший способ остановить кровь — приложить непосредственное давление. Следует плотно прижать к ране повязку и как следует надавить на нее рукой, а если нужно — держать ее в течение 15 минут. Чтобы уменьшить кровотечение, целесообразно приподнять поврежденную часть тела.
Если через 15 минут кровотечение не прекратилось, необходимо обратиться к врачу!
Если кровь просочилась через первую повязку, необходимо наложить вторую. Добавлять новые повязки надо поверх старых, потому что если убрать повязку, можно повредить уже образовавшийся сгусток свернувшейся крови
Применение антисептика. Для профилактики инфицирования применяются антисептические препараты. Многие з них, кроме антисептического действия, обладают противовоспалительным эффектом, а также способствуют процессам заживления. Наиболее часто используется раствор йода и раствор бриллиантовой зелени. Растворы, содержащие этиловый спирт, при попадании вглубь раны могут вызывать некроз тканей, препятствуя дальнейшему заживлению. Спиртовыми растворами обрабатывают кожу вокруг раны, края раны, а также поверхностные микротравмы.
Внимание! Нельзя засыпать рану, ожоговую поверхность никакими медикаментами (их удаление приведет к еще большей травматизации повреждения).
Наложение стерильной повязки. Источник: sovdok.ru |
Наложение стерильной повязки. После высушивания пореза чистым ватным или марлевым тампоном следует наложить сухую стерильную повязку, чтобы до полного заживления порез оставался чистым. Перед наложением повязки необходимо убедиться, что края пореза чистые, ровные и легко сходятся, после чего края пореза свести вместе, наложить повязку или заклеить порез пластырем, можно бактерицидным. При глубоких ранах при наложении повязки или пластыря не следует слишком плотно сводить края, так как это может создать условия для развития инфекции.
Рана лучше заживает и вероятность попадания инфекции меньше, если ее перебинтовывают как можно реже. Если повязка расслабилась или испачкалась, можно наложить новый слой бинтов поверх старого.
Ссадина заживет быстрее, если ее оставить открытой. Однако если повреждена кожа на значительном участке, можно наложить повязку. Промойте рану и оставьте ее открытой, пока не образуется корочка. Если вы забинтуете ее сразу, бинт прилипнет, тогда нужно его отмачивать, поливая перекисью водорода. Снимая такую повязку без отмачивания, легко содрать корочку, что замедлит процесс заживления.
Перевязывать или заклеивать царапину нужно только в том случае, когда необходимо остановить кровотечение — открытая царапина заживает обычно быстрее.
Ушиб — повреждение, которое наносится коже, подкожно-жировой клетчатке (жировая ткань, находящаяся непосредственно под кожей), реже — мышцам при ударах, падениях. Сразу после получения травмы в месте ушиба возникает боль, так как травмируются нервные окончания, находящиеся в коже. Причем в тех местах, где их больше всего (пальцы кисти, лицо), ощущения боли сильнее по сравнению с теми местами, где нервных окончаний меньше (спина, ягодицы). Поэтому при ушибе пальца боль бывает такая, что «искры из глаз», хотя повреждение само по себе незначительное. При более сильном травмирующем моменте повреждаются кровеносные сосуды, находящиеся под кожей — кровь из поврежденного сосуда изливается в окружающие ткани, возникает синяк. При повреждении более крупных кровеносных сосудов кровь изливается под кожу в значительно больших количествах — это гематома.
При ушибе необходимо приложить к поврежденному месту холод (резиновую грелку или пластиковую бутылку, наполненную холодной водой, если есть лед, нужно положить его в полиэтиленовый пакет, можно воспользоваться замороженным куском мяса из морозильника). Обернув лед чистым полотняным полотенцем, подержите его у места ушиба в течение 15–20 минут. На следующие 15–20 минут приложите к месту ушиба тканевую салфетку или бинт, смоченные холодной водой. В дальнейшем ежедневно осматривайте место ушиба или гематомы. В своем развитии синяк проходит несколько этапов — изменяется его цвет. В начале, когда кровь в тканях еще «свежая», — синяк багровый, затем, когда кровь рассасывается, — он становится синим, затем желтым. Изменения цвета говорят только о времени получения травмы.
Бывают ситуации, когда с током крови из других органов, где имеются хронические очаги инфекции (зубы, уши, нос) в гематому попадает инфекция. Тогда гематома может нагнаиваться. Это опасно, особенно, если гематома расположена на волосистой части головы, на лице. Эти области очень хорошо кровоснабжаются. О возможном нагноении гематомы свидетельствуют: боль в области гематомы (при нормальном развитии процесса она уменьшается с течением времени) не только не стихает, но нарастает с каждым днем; кожа над гематомой становится горячее, чем окружающие ткани (это легко определить, положив руку на место ушиба); кожа над гематомой становится красного цвета. При появлении этих признаков лечение гематомы должно принимать активный характер — приходится вскрывать такие гематомы, давая отток их содержимому.
Источник
Методы первой помощи включают в себя следующие этапы:
- промывание раны;
- остановка кровотечения;
- применение антисептика — вещества, устраняющего микроорганизмы, попавшие в рану;
- наложение стерильной повязки.
Промывание раны. Самое лучшее лечение для небольших порезов и царапин — промывание чистой водой с мылом при помощи ватного или марлевого тампона, кусочка чистой ткани. Тщательное промывание — ключ к предотвращению инфекции. Хорошо смойте мыло водой. Промывание следует повторять раз в день до тех пор, пока порез полностью не затянется. Сильно загрязненная рана хорошо промывается перекисью водорода, для этого лучше полить рану перекисью водорода, а не использовать для этого бинт или салфетки.
Внимание! Раствор перекиси водорода не следует вводить в глубокие раны — возможна эмболия пузырьками воздуха — попадание пузырьков воздуха в кровеносное русло.
Остановка кровотечения. Скорейший способ остановить кровь — приложить непосредственное давление. Следует плотно прижать к ране повязку и как следует надавить на нее рукой, а если нужно — держать ее в течение 15 минут. Чтобы уменьшить кровотечение, целесообразно приподнять поврежденную часть тела.
Если через 15 минут кровотечение не прекратилось, необходимо обратиться к врачу!
Если кровь просочилась через первую повязку, необходимо наложить вторую. Добавлять новые повязки надо поверх старых, потому что если убрать повязку, можно повредить уже образовавшийся сгусток свернувшейся крови
Применение антисептика. Для профилактики инфицирования применяются антисептические препараты. Многие з них, кроме антисептического действия, обладают противовоспалительным эффектом, а также способствуют процессам заживления. Наиболее часто используется раствор йода и раствор бриллиантовой зелени. Растворы, содержащие этиловый спирт, при попадании вглубь раны могут вызывать некроз тканей, препятствуя дальнейшему заживлению. Спиртовыми растворами обрабатывают кожу вокруг раны, края раны, а также поверхностные микротравмы.
Внимание! Нельзя засыпать рану, ожоговую поверхность никакими медикаментами (их удаление приведет к еще большей травматизации повреждения).
Наложение стерильной повязки. После высушивания пореза чистым ватным или марлевым тампоном следует наложить сухую стерильную повязку, чтобы до полного заживления порез оставался чистым. Перед наложением повязки необходимо убедиться, что края пореза чистые, ровные и легко сходятся, после чего края пореза свести вместе, наложить повязку или заклеить порез пластырем, можно бактерицидным. При глубоких ранах при наложении повязки или пластыря не следует слишком плотно сводить края, так как это может создать условия для развития инфекции.
Рана лучше заживает и вероятность попадания инфекции меньше, если ее перебинтовывают как можно реже. Если повязка расслабилась или испачкалась, можно наложить новый слой бинтов поверх старого.
Ссадина заживет быстрее, если ее оставить открытой. Однако если повреждена кожа на значительном участке, можно наложить повязку. Промойте рану и оставьте ее открытой, пока не образуется корочка. Если вы забинтуете ее сразу, бинт прилипнет, тогда нужно его отмачивать, поливая перекисью водорода. Снимая такую повязку без отмачивания, легко содрать корочку, что замедлит процесс заживления.
Перевязывать или заклеивать царапину нужно только в том случае, когда необходимо остановить кровотечение — открытая царапина заживает обычно быстрее.
Ушиб — повреждение, которое наносится коже, подкожно-жировой клетчатке (жировая ткань, находящаяся непосредственно под кожей), реже — мышцам при ударах, падениях. Сразу после получения травмы в месте ушиба возникает боль, так как травмируются нервные окончания, находящиеся в коже. Причем в тех местах, где их больше всего (пальцы кисти, лицо), ощущения боли сильнее по сравнению с теми местами, где нервных окончаний меньше (спина, ягодицы). Поэтому при ушибе пальца боль бывает такая, что «искры из глаз», хотя повреждение само по себе незначительное. При более сильном травмирующем моменте повреждаются кровеносные сосуды, находящиеся под кожей — кровь из поврежденного сосуда изливается в окружающие ткани, возникает синяк. При повреждении более крупных кровеносных сосудов кровь изливается под кожу в значительно больших количествах — это гематома.
При ушибе необходимо приложить к поврежденному месту холод (резиновую грелку или пластиковую бутылку, наполненную холодной водой, если есть лед, нужно положить его в полиэтиленовый пакет, можно воспользоваться замороженным куском мяса из морозильника). Обернув лед чистым полотняным полотенцем, подержите его у места ушиба в течение 15–20 минут. На следующие 15–20 минут приложите к месту ушиба тканевую салфетку или бинт, смоченные холодной водой. В дальнейшем ежедневно осматривайте место ушиба или гематомы. В своем развитии синяк проходит несколько этапов — изменяется его цвет. В начале, когда кровь в тканях еще «свежая», — синяк багровый, затем, когда кровь рассасывается, — он становится синим, затем желтым. Изменения цвета говорят только о времени получения травмы.
Бывают ситуации, когда с током крови из других органов, где имеются хронические очаги инфекции (зубы, уши, нос) в гематому попадает инфекция. Тогда гематома может нагнаиваться. Это опасно, особенно, если гематома расположена на волосистой части головы, на лице. Эти области очень хорошо кровоснабжаются. О возможном нагноении гематомы свидетельствуют: боль в области гематомы (при нормальном развитии процесса она уменьшается с течением времени) не только не стихает, но нарастает с каждым днем; кожа над гематомой становится горячее, чем окружающие ткани (это легко определить, положив руку на место ушиба); кожа над гематомой становится красного цвета. При появлении этих признаков лечение гематомы должно принимать активный характер — приходится вскрывать такие гематомы, давая отток их содержимому.
Источник