Рассмотрите рисунки и заполните таблицу первая помощь при ушибах

Окружающий мир 3 класс. Как правильно заполнить таблицу «Первая помощь при повреждениях кожи»?

Как оказать помощь при ранке, ушибе, ожоге и обмораживании?

lady v
[627K]

2 года назад

Каждый человек и даже ребенок обязан знать самые элементарные правила обработки различных повреждений кожи, уметь оказать первичную медицинскую помощь, до обращения к врачу или медицинской сестре.

Например при царапине или открытой ранке ее следует обработать йодом или зеленкой, предварительно удалив загрязнения если они имеются, потом наложить бинт или пластырь.

При ушибе не следует место ушиба ничем мазать, а достаточно приложить к нему что-то холодное, в прошлом часто использовали монетку, если ушиб небольшой.

При ожоге лучше не трогать место ожога и тем более не вскрывать пузыри, если они образовались. Не следует ничем мазать обожженное место, надо просто наложить сухую стерильную повязку.

При обморожении поврежденное место следует растереть или отогреть теплой водой.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

RIOLI­t
[166K]

3 года назад

Края ранки, осторожно обрабатываются «зеленкой и делается перевязка. На место ушиба можно приложить холодный компресс. Ожег можно промыть холодным- чаем и перевязать, избегая последующего натирания, для этого предусмотрен специальный — стерильный пластырь. Обморожение смазать гусиным жиром, нутряным салом, облепиховым маслом,( им и ожоги можно смазывать. Поражениями кожи значительной площади, должен заниматься медик- специалист.

Asene­fa
[56.4K]

3 года назад

Заполнить таблицу «Вид повреждения/ Первая помощь» совсем несложно. Для этого в помощь ученику 3 класса дается учебник. Открываем 132 страницу учебника «Окружающий мир», читаем и заполняем таблицу.

Ранка / Промыть чистой водой, смазать кожу вокруг ранки йодом или зеленкой, перевязать чистым бинтом или приклеить кусочек бинта пластырем

Ушиб / Приложить что-нибудь холодное

Ожог / Полить большим количеством чистой холодной воды

Обморожение / Растереть круговыми движениями сухой варежкой, шарфом, в домашних условиях — отогреть чуть теплой водой, осторожно вытереть и укутать

В любом случае следует обратиться за помощью к старшим, если повреждение обширное, то без вмешательства специалиста не обойтись!

Заполняем поля таблицы следующим образом:

  1. ранка — промыть чисто водой, обработать зеленкой, йодом, спиртом. Наложить бинт или заклеить лейкопластырем.
  2. ушиб — приложить к ушибленному месту холод
  3. ожог — поместить под холодную воду
  4. растереть мягкой тряпочкой, укутать.

Таблица заполнена в соответствие с текстом учебника

Odess­itka
[103K]

2 года назад

Запомним некоторые очень простые правила поведения. при небольших повреждениях кожи. Если повреждения кожи обширные, то обязательно следует обратится к врачу, в медицинское учреждение.

Но если вы просто слегка порезались, содрали кожу, то это место следует обработать зеленкой и наложить бинт.

Если вы ушиблись просто поместите на ушибленное место холод.

Если вас угораздило обжечься, то обожженное место следует закрыть бинтом, мазать ничем не надо.

Если вы чувствуете легкое обморожение, то это место надо растереть, до восстановления кровообращения.

Знаете ответ?

Источник

Источник

imageПервая помощь — это набор простейших и срочных действий, направленных на временное устранение причин, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (внезапно заболевшего), и предупреждение развития тяжёлых осложнений.

Первая помощь при ссадинах и потёртостях

imageСсадина — это нарушение целостности поверхностных сло- ёв кожи, сопровождающееся точечным кровотечением. Ссадины наиболее часто возникают в походах. В большинстве случаев ссадины бывают небольшими и быстро заживают.

image

imageПервая помощь при ссадинах:

■ промыть ссадину перекисью водорода или водой с мылом;

■ смазать рану раствором бриллиантовой зелени (зелёнкой);

■ наложить стерильную повязку, или приложить лист подорожника, или наклеить бактерицидный пластырь.

imageПотёртость — это повреждение верхнего слоя кожи, которое возникает под влиянием трения кожи.

Основной причиной возникновения потёртости в туристических походах является плохо подогнанная обувь или нижнее бельё (трусы, плавки).

imageПервая помощь при потёртостях:

■ промыть поверхность потёртости перекисью водорода;

■ смазать зелёнкой или детским кремом;

■ наклеить бактерицидный лейкопластырь.

Первая помощь при ушибах

imageУшиб — это механическое повреждение мягких тканей тела человека.

Ушиб возникает от удара тупым предметом и сопровождается кровоизлиянием в глубоколежащие ткани, в результате чего образуется синяк. Для уменьшения кровоизлияния и боли к ушибленному месту прикладывают холод. Делают также холодные примочки, которые меняют через 1—2 мин.

Если на коже из-за ушиба есть ссадины, то ушибленное место не следует мочить. Его надо сначала перевязать стерильной повязкой, после этого положить сверху пузырь (целлофановый пакет) с холодной водой.

После примочек на ушибленную часть тела накладывают давящую повязку.

Руку подвешивают на перевязь, а ноге придают горизонтальное положение — обеспечивают пострадавшей части тела полный покой.

При незначительных ушибах хорошо помогает смазывание повреждённого места бутадионовой мазью. Такое смазывание уменьшает боль от ушиба и способствует рассасыванию кровоподтёка.

Первая помощь при вывихах

imageВывих — это смещение кости по отношению к её нормальному положению в суставе. Вывихи обычно происходят при сильном воздействии на сустав, когда головка кости выходит за пределы своего нормального положения. Так, вывих бедра возможен при падении на согнутую ногу, вывих плеча — при падении на вытянутую руку.

Признаки вывиха: боль в конечности, отёк, смещение оси и изменение длины конечности, её вынужденное положение (отсутствие подвижности).

imageПервая помощь при вывихах:

■ зафиксировать конечность в том положении, которое она приняла (на руку наложить бинтовую повязку, на ногу — шину);

■ положить холод (пузырь, целлофановый пакет с холодной водой) на область повреждённого сустава для уменьшения болей, отёка и кровоподтёка.

Во время оказания первой помощи вывих не следует вправлять. Это сделают в больнице после рентгенологического обследования.

Первая помощь при растяжениях и разрывах связок

Растяжения связок возникают, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения или меняет направление движения в несвойственном ей направлении. Такие травмы чаще всего случаются с конечностями. Например, если человек оступился и подвернул ногу.
Мышцы также подвержены растяжениям. Иногда говорят: «Потянул мышцу». Подобные растяжения могут быть вызваны подъёмом тяжестей, резким или неловким движением. Наиболее распространёнными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени.

Признаки растяжения: боль при малейшем движении в суставе или мышце, невозможность выполнения обычных движений, появление припухлости.

imageПервая помощь при растяжениях:

■ наложить на повреждённую часть тела тугую повязку и обеспечить повреждённой руке или ноге неподвижность и покой. Постараться не причинять пострадавшему дополнительной боли;

■ на повреждённое место положить целлофановый пакет с холодной водой для снижения боли;

■ придать повреждённой части тела (руке или ноге) приподнятое положение.

imageЕсли травма серьёзная и требует вмешательства врача, необходимо принять все возможные меры по доставке пострадавшего в населённый пункт, где ему смогут оказать врачебную помощь.

imageПроверьте себя

■ Как следует оказывать первую помощь при ссадинах и потёртостях?

■ Как следует оказывать первую помощь при ушибе, если на ушибленном месте есть ссадина?

■ Как следует оказывать первую помощь при растяжении?

imageПосле уроков

Ваш товарищ по турпоходу вывихнул ногу. Как вы будете ему оказывать первую помощь при вывихе?

image

Составьте перечень средств из вашей индивидуальной аптечки, которые необходимо использовать, оказывая первую помощь при травмах. Укажите, какие лекарственные растения, произрастающие в вашей местности, можно использовать в этих целях и как. При ответе можно использовать сеть Интернет и литературу из библиотеки. Ответ оформите в виде таблицы в дневнике безопасности.

image

Рассмотрите рисунки и заполните таблицу первая помощь при ушибах

Источник

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáàõ, ïåðåëîìàõ êîñòåé, âûâèõàõ ñóñòàâîâ. Ìåòîäè÷åñêèå ðàçðàáîòêè ïî òåìå îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè óøèáàõ è ïåðåëîìàõ. Ïðåäñòàâëåíèÿ î âèäàõ òðàâì ñèñòåìû îïîðû è äâèæåíèÿ, ðàçëè÷åíèå ïîâðåæäåíèé ñóñòàâîâ, êîñòåé, ðàñòÿæåíèé ñâÿçîê.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Ñðåäè äåòåé íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåí áûòîâîé, óëè÷íûé, øêîëüíûé òðàâìàòèçì. Òðàâìû ïðîèñõîäÿò èç-çà ïîâûøåííîé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè: âû áåãàåòå, ïðûãàåòå, íî ïðè ýòîì òîëêàåòåñü, ñïîòûêàåòåñü, ñòàâèòå ïîäíîæêè. Ñàìàÿ ãëàâíàÿ ïðè÷èíà òðàâìàòèçìà — ïðåíåáðåæåíèå ïðàâèëàìè òåõíèêè áåçîïàñíîñòè. Êîëè÷åñòâî òðàâì âîçðàñòàåò â çèìíèé è ëåòíèé ïåðèîäû.

Ãëàâà 1. ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÓØÈÁÀÕ, ÏÅÐÅËÎÌÀÕ ÊÎÑÒÅÉ È ÂÛÂÈÕÀÕ ÑÓÑÒÀÂÎÂ

Óøèáû. Öåëü äîâðà÷åáíîé ïîìîùè ïðè òðàâìå — îáåñïå÷èòü ùàäÿùóþ òðàíñïîðòèðîâêó áîëüíîãî â òðàâìïóíêò, óìåíüøèòü áîëü, èñêëþ÷èòü èíôåêöèþ. Ñåðüåçíóþ òðàâìó ëå÷èòü áóäåò âðà÷. Ïîâðåæäåíèå òêàíåé è îðãàíîâ áåç íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè êîæè íàçûâàþò óøèáàìè.  çàâèñèìîñòè îò ñèëû óäàðà ðàçëè÷àþò óøèáû ëåãêèå, ñðåäíèå è òÿæåëûå. Ïðè ëåãêèõ óøèáàõ âîçíèêàþò íåáîëüøèå êðîâîèçëèÿíèÿ ñ îáðàçîâàíèåì ñèíÿêîâ. Ïðè ñðåäíèõ áûâàþò áîëåå çíà÷èòåëüíûå êðîâîèçëèÿíèÿ ñ îáðàçîâàíèåì êðîâîïîäòåêà. Ïðè ñèëüíûõ óøèáàõ ìîãóò áûòü îïàñíûå äëÿ æèçíè âíóòðåííèå êðîâîòå÷åíèÿ.

Ïðè óøèáå ìîãóò ïîñòðàäàòü íå òîëüêî ïîâåðõíîñòíûå òêàíè, íî è âíóòðåííèå îðãàíû — ïå÷åíü, ïî÷êè è äð. Îñîáåííî îïàñíî ñîòðÿñåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà. Äàæå êðàòêîâðåìåííàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ ïðè ïàäåíèè èëè ðâîòà ïîñëå íåãî òðåáóåò íåìåäëåííîãî îáðàùåíèÿ ê âðà÷ó. Õîäüáà òàêîìó áîëüíîìó ïðîòèâîïîêàçàíà, åãî ëó÷øå äîñòàâèòü â òðàâìïóíêò íà íîñèëêàõ.

Ìåðû ïåðâîé ïîìîùè ïðè óøèáå íàïðàâëåíû ïðåæäå âñåãî íà óìåíüøåíèå áîëè è âíóòðåííåãî êðîâîòå÷åíèÿ. Ñ ýòîé öåëüþ ïðèìåíÿþò õîëîä. Ïóçûðü ñ õîëîäíîé âîäîé èëè ëüäîì íå ðåêîìåíäóþò ïðèêëàäûâàòü ïðÿìî ê òåëó: åãî íàäî îáåðíóòü ìàòåðèåé.

Ïåðåëîìû. Ïîëíîå èëè ÷àñòè÷íîå íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè íàçûâàþò ïåðåëîìîì. Åñëè êîæíûå ïîêðîâû è ìûøöû ïðè ýòîì íå íàðóøåíû, ïåðåëîìû îòíîñÿò ê çàêðûòûì, à åñëè íàðóøåíû — ê îòêðûòûì. Îòëè÷èòü ïåðåëîì îò óøèáà áûâàåò äîñòàòî÷íî ñëîæíî. Ïðèçíàêè, óêàçûâàþùèå íà íàëè÷èå ïåðåëîìà, ñëåäóþùèå: îñòðàÿ áîëü ïðè ïîïûòêàõ èçìåíèòü ïîëîæåíèå ïîâðåæäåííîé ÷àñòè òåëà, ïîÿâëåíèå ïîäâèæíîñòè â òåõ ìåñòàõ, ãäå åå íå äîëæíî áûòü.

Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ âíà÷àëå íàäî îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå è îáðàáîòàòü ðàíó, íàëîæèòü ïîâÿçêó. Íåëüçÿ ïûòàòüñÿ ïðèäàâàòü êîñòÿì èõ åñòåñòâåííîå ïîëîæåíèå, òàê êàê îòëîìàííûå êîíöû êîñòåé ìîãóò ïîâðåäèòü ìÿãêèå òêàíè, ðàçîðâàòü êðîâåíîñíûé ñîñóä, ïîâðåäèòü íåðâ. Ïîñòðàäàâøåé ÷àñòè òåëà íàäî ïðèäàòü íåïîäâèæíîñòü, òî åñòü çàôèêñèðîâàòü åå.

Åñëè ïîâðåæäåíà ðóêà èëè íîãà, íà íåå íàêëàäûâàþò øèíó (ðèñ. 40, À). Äëÿ ýòîãî èñïîëüçóþò ëèáî ñïåöèàëüíûå ìåäèöèíñêèå øèíû, ëèáî ïîäðó÷íûå ñðåäñòâà — äîùå÷êè, êàðòîí. Øèíà äîëæíà çàõâàòûâàòü íå ìåíåå äâóõ ñîñåäíèõ ñóñòàâîâ. Øèíó íàêëàäûâàþò ñî ñòîðîíû íåòðàâìèðîâàííûõ ó÷àñòêîâ òêàíåé. Ïîä øèíîé äîëæíà áûòü ìÿãêàÿ òêàíü — âàòà èëè îäåæäà. Íàêëàäûâàòü øèíó íà ãîëîå òåëî íåëüçÿ. Ïðèáèíòîâûâàåòñÿ øèíà íå î÷åíü ïëîòíî: îíà íå äîëæíà äàâèòü íà ïîâðåæäåííóþ ïîâåðõíîñòü.

Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ïëå÷à, ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè öåëåñîîáðàçíî ðóêó ñîãíóòü â ëîêòå è ïîìèìî øèíû çàôèêñèðîâàòü ðóêó êîñûíêîé. Ìîæíî êîíöû êîñûíêè îáâÿçàòü âîêðóã øåè è ïîëîæèòü â íåå ðóêó ñ øèíîé. Åñëè íåò êîñûíêè, ìîæíî ïîëó ïèäæàêà ñî ñòîðîíû ïîðàæåííîé ðóêè ïðèêðåïèòü áóëàâêîé ê ëàöêàíó ïèäæàêà è â îáðàçîâàâøóþñÿ ñêëàäêó ïîëîæèòü ðóêó.

Ïðè ïåðåëîìå áåäðà èëè êîñòåé ãîëåíè íàêëàäûâàþò øèíó âäîëü âûòÿíóòîé íîãè.  êðàéíåì ñëó÷àå ìîæíî ïðèáèíòîâàòü áîëüíóþ íîãó ê çäîðîâîé.

Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ãðóäíîé êëåòêè (ðåáåð, ãðóäèíû) øèíó íàêëàäûâàòü íåëüçÿ. Ïîñòðàäàâøåìó ïðåäëàãàþò çàäåðæàòü äûõàíèå íà ôàçå âûäîõà è íàëîæèòü òóãóþ ïîâÿçêó.

Ïîñëå ýòîãî åìó ðàçðåøàþò äûøàòü, íî íåãëóáîêî è äîñòàâëÿþò â òðàâìïóíêò.

Ïðè òðàâìàõ ïîçâîíî÷íèêà ïîñòðàäàâøåãî êëàäóò íà ðîâíûé íàñòèë ëèöîì âíèç. Ñàæàòü, à òåì áîëåå ïåðåâîçèòü èëè ïåðåíîñèòü ïîñòðàäàâøåãî â ñèäÿ÷åì ïîëîæåíèè íåëüçÿ.

Ïðè òðàâìàõ ÷åðåïà ïîñòðàäàâøåãî óêëàäûâàþò íà ñïèíó. Ãîëîâó ôèêñèðóþò âàëèêîì èç îäåæäû èëè îäåÿëà. Âàëèê óêëàäûâàþò â âèäå ïîäêîâû, ÷òîáû ãîëîâà áûëà íåïîäâèæíîé. Ëèöî ïîñòðàäàâøåãî äîëæíî áûòü ïîâåðíóòî â ñòîðîíó, íà ñëó÷àé ðâîòû. Êëàñòü ãîëîâó íà ïîäóøêó íåëüçÿ.

Ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê. Åñëè â ðåçóëüòàòå íåîñòîðîæíîãî äâèæåíèÿ ïîäâåðíóëàñü ñòîïà, âûâåðíóëèñü ïàëüöû ðóê, ïðè ïàäåíèè ïîñòðàäàëà êèñòü â ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâå, ìîæíî ïðåäïîëîæèòü ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê. Âíà÷àëå áîëü íåáîëüøàÿ, íî çàòåì îíà íàðàñòàåò, âîêðóã ñóñòàâà îáðàçóåòñÿ ñèíÿê. Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè íàêëàäûâàþò òóãóþ ôèêñèðóþùóþ ïîâÿçêó è ê ïîðàæåííîìó ìåñòó ïðèêëàäûâàþò õîëîä.

Åñëè ïîäâåðíóëàñü íîãà, ñòîïó ñòàâÿò ïåðïåíäèêóëÿðíî ê ãîëåíè è â ýòîì ïîëîæåíèè íàêëàäûâàþò ôèêñèðóþùóþ ïîâÿçêó. Áèíòóþò âîñüìåðêîé, òî åñòü ïîñëå î÷åðåäíîãî õîäà áèíò ïåðåâîðà÷èâàþò íà äðóãóþ ñòîðîíó è íàêëàäûâàþò åãî ïîïåðåìåííî òî íà ñòîïó, òî íà ãîëåíü. Ñòîïà äîëæíà áûòü ôèêñèðîâàíà ïåðïåíäèêóëÿðíî ãîëåíè.

Âûâèõè ñóñòàâîâ. Âûâèõîì íàçûâàþò ñòîéêîå ñìåùåíèå ñóñòàâíûõ êîñòåé, ïðè êîòîðîì ãîëîâêà îäíîé êîñòè âûõîäèò èç ñóñòàâíîé ÿìêè äðóãîé. Åñëè âûõîä ãîëîâêè íåïîëíûé, òî òàêàÿ òðàâìà íàçûâàåòñÿ ïîäâûâèõîì. Ïðè âûâèõå íàáëþäàþòñÿ îòå÷íîñòü è îòñóòñòâèå äâèæåíèé â ñóñòàâå èç-çà áîëè.

Âïðàâëÿòü êîñòè, âûøåäøèå èç ñóñòàâà, ñàìîìó íåëüçÿ. Âî-ïåðâûõ, ìîæåò íàñòóïèòü áîëåâîé øîê ñ ïîòåðåé ñîçíàíèÿ. Âî-âòîðûõ, ìîæíî ïîâðåäèòü ñâÿçêè è ñóñòàâíóþ ñóìêó.

Ãëàâà 2. ÌÅÒÎÄÈ×ÅÑÊÈÅ ÐÀÇÐÀÁÎÒÊÈ ÏÎ ÒÅÌÅ: «ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÐÀÑÒßÆÅÍÈÈ ÑÂßÇÎÊ, ÂÛÂÈÕÀÕ ÑÓÑÒÀÂÎÂ, ÏÅÐÅËÎÌÀÕ ÊÎÑÒÅÉ»

Óðîê ¹1.

Öåëè óðîêà: äàòü ïðåäñòàâëåíèå î âèäàõ òðàâì ñèñòåìû îïîðû è äâèæåíèÿ, íàó÷èòü ðàçëè÷àòü ïîâðåæäåíèÿ ñóñòàâîâ, êîñòåé, ðàñòÿæåíèÿ ñâÿçîê. Íàó÷èòü îêàçûâàòü äîâðà÷åáíóþ ïîìîùü.

Îáîðóäîâàíèå: êîìïüþòåð è âèäåîïðîåêòîð, ýêðàí, äèñê ïî ðàçäåëó «×åëîâåê è åãî çäîðîâüå»; ìîäåëè ñêåëåòà êðîëèêà, ÷åëîâåêà, êîøêè, êðûñû; òàáëèöû «Ñòðîåíèå êîñòåé», «Òèïû ñîåäèíåíèÿ êîñòåé», «Ñêåëåò ÷åëîâåêà», «Ïîâðåæäåíèÿ îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà»;

ðåíòãåíîãðàììû âûâèõîâ è ïåðåëîìîâ; øèíû, áèíòû, äîùå÷êè, êîñûíêè, æãóò, ë¸ä; íà êàæäûé ñòîë — ðèñóíîê ñêåëåòà ÷åëîâåêà, çàäàíèÿ â êîíâåðòàõ äëÿ ðàáîòû.

Õîä óðîêà

Äâèæåíèå ìîæåò çàìåíèòü ïî ñâîåìó äåéñòâèþ ëþáîå ëåêàðñòâî, íî âñå ñðåäñòâà ìèðà íå â ñîñòîÿíèè çàìåíèòü äâèæåíèÿ.

Òèññî

I. Îðãàíèçàöèîííûé ìîìåíò

Äëÿ ïðîâåäåíèÿ óðîêà êëàññ äåëèòñÿ íà 4 ãðóïïû.

Ó÷èòåëü. Êàæäûé æèâîé îðãàíèçì, îòíîñÿùèéñÿ ê ïîäòèïó Ïîçâîíî÷íûå, èëè ×åðåïíûå, â òîì ÷èñëå è ÷åëîâåê, ñïîñîáåí ê äâèæåíèþ. Íà ïðåäûäóùåì óðîêå ìû ðàññìîòðåëè ñòðîåíèå ñêåëåòà ÷åëîâåêà. À ñåãîäíÿ äëÿ ïðîâåðêè âàøèõ çíàíèé ìû ïðîâåäåì òóðíèð çíàòîêîâ.

II. Àêòóàëèçàöèÿ çíàíèé

1. Ïðîäîëæèòå ëîãè÷åñêóþ öåïî÷êó è îòâåòüòå íà âîïðîñ: Î ÷åì èäåò ðå÷ü?

Îáìåí âåùåñòâ, ïèòàíèå, äûõàíèå, âûäåëåíèå, ðàçìíîæåíèå … (Öåïî÷êà çàâåðøàåòñÿ òåðìèíàìè: ðàçäðàæèìîñòü, ðîñò è ðàçâèòèå, ïîäâèæíîñòü. Ðå÷ü èäåò î ñâîéñòâàõ æèâûõ ñèñòåì.)

2. Èç ïåðå÷èñëåííûõ ñèñòåì îðãàíîâ âûáåðèòå òå, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò ïîäâèæíîñòü íàøåãî îðãàíèçìà. Îáîñíóéòå ñâîé âûáîð.

Ïîêðîâíàÿ, äûõàòåëüíàÿ, êðîâåíîñíàÿ, ïèùåâàðèòåëüíàÿ, ñêåëåòíàÿ, âûäåëèòåëüíàÿ, ìûøå÷íàÿ, íåðâíàÿ, ýíäîêðèííàÿ, ñèñòåìà îðãàíîâ ðàçìíîæåíèÿ. (Ñêåëåòíàÿ, ìûøå÷íàÿ, íåðâíàÿ.)

3. Îïðåäåëèòå, êàêèì îòäåëàì ñêåëåòà ñîîòâåò-ñòâóþò êîñòè. (Çàäàíèÿ ðàçäàþòñÿ â êîíâåðòàõ äëÿ êàæäîé ãðóïïû. Ïîñëå çàâåðøåíèÿ îáñóæäåíèÿ, ïðåäñòàâèòåëü îò êàæäîé ãðóïïû äàåò óñòíûé îòâåò.)

1-ÿ ãðóïïà

Ãðóäèíà. (Ãðóäíàÿ êëåòêà.)

Òåìåííàÿ êîñòü. (Ìîçãîâîé îòäåë ÷åðåïà.)

Ëîáíàÿ êîñòü. (Ìîçãîâîé îòäåë ÷åðåïà.)

Ìàëàÿ áåðöîâàÿ êîñòü. (Ñêåëåò íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.)

Ðåáðî. (Ãðóäíàÿ êëåòêà.)

2-ÿ ãðóïïà

Øåéíûé ïîçâîíîê. (Øåéíûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà.)

Ñêóëîâàÿ êîñòü. (Ëèöåâîé îòäåë ÷åðåïà.)

Çàòûëî÷íàÿ êîñòü. (Ìîçãîâîé îòäåë ÷åðåïà.)

Áîëüøàÿ áåðöîâàÿ êîñòü. (Ñêåëåò íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.)

Íèæíå÷åëþñòíàÿ êîñòü. (Ëèöåâîé îòäåë ÷åðåïà.)

3-ÿ ãðóïïà

Ëîïàòêà. (Ñêåëåò ïëå÷åâîãî ïîÿñà.)

Áåäðåííàÿ êîñòü. (Ñêåëåò íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.)

Ïÿòî÷íàÿ êîñòü. (Ñêåëåò íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.)

Êëþ÷èöà. (Ïëå÷åâîé ïîÿñ.)

Íîñîâàÿ êîñòü. (Ëèöåâîé îòäåë ÷åðåïà.)

4-ÿ ãðóïïà

Ëó÷åâàÿ êîñòü. (Ñêåëåò âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.)

Ïîÿñíè÷íûé ïîçâîíîê. (Ïîçâîíî÷íèê.)

Ôàëàíãè ïàëüöåâ êèñòè. (Ñêåëåò âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.)

Ñåäàëèùíàÿ êîñòü. (Ñêåëåò òàçîâîãî ïîÿñà.)

͸áíàÿ êîñòü. (Ëèöåâîé îòäåë ÷åðåïà.)

4. Îò êàæäîé ãðóïïû ê äîñêå âûõîäÿò ïî îäíîìó ÷åëîâåêó. Íà ïðåäñòàâëåííûõ ñêåëåòàõ êðîëèêà, êîøêè, êðûñû, ÷åëîâåêà íàäî ïîêàçûâàòü êîñòè ñêåëåòà, êîòîðûå íàçûâàåò ó÷èòåëü. Îñòàëüíûå âíèìàòåëüíî ñìîòðÿò è èñïðàâëÿþò îøèáêè.

Ïîêàçàòü êîñòè: ãðóäíûå ïîçâîíêè, íèæíå÷åëþñò-íàÿ êîñòü, ãðóäèíà, òàçîâûå êîñòè, ìàëàÿ áåðöîâàÿ êîñòü, ðåáðî, ïëå÷åâàÿ êîñòü, êðåñòöîâûå ïîçâîíêè.

Î ÷¸ì ãîâîðèò íàëè÷èå â ñêåëåòå äàííûõ æèâîòíûõ îäíèõ è òåõ æå êîñòåé? (Î ðîäñòâåííîì ïðîèñõîæäåíèè: âñå îíè îòíîñÿòñÿ ê êëàññó ìëåêîïèòàþùèõ.)

5. Îò êàæäîé ãðóïïû ê äîñêå âûõîäÿò ïî îäíîìó ÷åëîâåêó è ïî æðåáèþ âûáèðàþò äëÿ ñåáÿ çàäàíèå — ïîêàçàòü îòäåë ñêåëåòà ÷åëîâåêà è ñîñòàâëÿþùèå åãî êîñòè. Ó÷àùèåñÿ îòâå÷àþò ïî ñþæåòàì âèäåîôðàãìåíòîâ, èäóùèõ íà ïðîåêöèîííîì ýêðàíå.

1. ×åðåï

Ëèöåâîé îòäåë: ïàðíûå — âåðõíå÷åëþñòíàÿ, ñêóëîâàÿ, íîñîâàÿ, íåáíàÿ; íåïàðíûå — íèæíå÷åëþñòíàÿ, ïðåäúÿçû÷íàÿ.

Ìîçãîâîé îòäåë: ïàðíûå — òåìåííàÿ, âèñî÷íàÿ; íåïàðíûå — ëîáíàÿ, çàòûëî÷íàÿ, êëèíîâèäíàÿ.

2. Ïîçâîíî÷íèê è ãðóäíàÿ êëåòêà

Ïîçâîíî÷íèê: 7 øåéíûõ ïîçâîíêîâ, 12 ãðóäíûõ, 5 ïîÿñíè÷íûõ, 5 êðåñòöîâûõ, 4-5 êîï÷èêîâûõ; ãðóäíàÿ êëåòêà: 12 ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ, 12 ïàð ðåáåð, ãðóäèíà.

3. Ïëå÷åâîé ïîÿñ è ñêåëåò âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé

Ïëå÷åâîé ïîÿñ: 2 ëîïàòêè, 2 êëþ÷èöû; ñêåëåò âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé: ïëå÷î, ïðåäïëå÷üå, êèñòü.

4. Òàçîâûé ïîÿñ è ñêåëåò íèæíèõ êîíå÷íîñòåé

Òàçîâûé ïîÿñ — òàçîâûå êîñòè, ñîåäèíåííûå ñ êðåñòöîâûì îòäåëîì ïîçâîíî÷íèêà.

Ñêåëåò íèæíèõ êîíå÷íîñòåé — áåäðî, ãîëåíü, ñòîïà.

III. Èçó÷åíèå íîâîé òåìû

Ó÷èòåëü. Íåñ÷àñòíûå ñëó÷àè îáû÷íî ïðîèñõîäÿò âíåçàïíî. Êàê æå áûòü, åñëè ïðîèçîøëà òðàâìà îïîðíî-äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû? Íóæíî ëè óìåòü îêàçûâàòü ïåðâóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü ïîñòðàäàâøåìó, êàê âû ñ÷èòàåòå?

Ó÷èòåëü ïðåäëàãàåò ó÷àùèìñÿ ñôîðìóëèðîâàòü òåìó óðîêà, êîððåêòèðóåò åå è ïðåäëàãàåò çàïèñàòü â òåòðàäè. Çàòåì çàîñòðÿåò âíèìàíèå íà ïîñòàíîâêå öåëåé ïðè èçó÷åíèè òåìû è ñîâìåñòíî ñ ó÷àùèìèñÿ ôîðìóëèðóåò èõ.

1. Èçó÷èòü âèäû òðàâì îïîðíî-äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû è èõ ñèìïòîìû.

2. Íàó÷èòüñÿ îêàçûâàòü ïåðâóþ ïîìîùü ïðè òðàâìàõ.

3. Èçó÷èòü ïðè÷èíû äåòñêîãî òðàâìàòèçìà.

Ó÷èòåëü. Ïðî÷íîñòü êîñòåé è ñóñòàâîâ âåëèêà, íî óäàð, ïàäåíèå, ñäàâëèâàíèå ìîãóò ïðèâåñòè ê òðàâìàì. Åñòü ëè â êëàññå ó÷àùèåñÿ, ó êîòîðûõ áûëà òðàâìà îïîðíîé ñèñòåìû? Êàêèå âèäû òðàâì îïîðíîé ñèñòåìû âû çíàåòå? (Ó÷àùèåñÿ ïåðå÷èñëÿþò âèäû òðàâì: ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê, âûâèõè ñóñòàâîâ, ïåðåëîìû.)

Ãðóïïàì ïðåäëàãàåòñÿ çà 3 ìèí ñôîðìóëèðîâàòü îïðåäåëåíèÿ íàçâàííûõ òåðìèíîâ, ó÷èòåëü êîððåêòèðóåò èõ. Çàòåì ó÷àùèåñÿ, ïîëüçóÿñü ó÷åáíèêîì, çàïîëíÿþò â òåòðàäÿõ òàáëèöó «Òðàâìû îïîðíî-äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû», îáðàçåö êîòîðîé çàïèñàí íà äîñêå. Çàïîëíåíèå òàáëèöû ñîïðîâîæäàåòñÿ êîììåíòàðèÿìè. Ïåðåä çàïîëíåíèåì ãðàôû «Ïåðâàÿ ïîìîùü» èäåò ïðîñìîòð ñþæåòà èç ôèëüìà, çàòåì ïðîâîäèòñÿ îáñóæäåíèå. Ïîñëå áåñåäû äåëàþòñÿ âûâîäû.

Ó÷èòåëü.  íàøåì ðàéîíå ñðåäè äåòåé íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåí áûòîâîé, óëè÷íûé, øêîëüíûé òðàâìàòèçì. Òðàâìû ïðîèñõîäÿò èç-çà ïîâûøåííîé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè: âû áåãàåòå, ïðûãàåòå, íî ïðè ýòîì òîëêàåòåñü, ñïîòûêàåòåñü, ñòàâèòå ïîäíîæêè. Ñàìàÿ ãëàâíàÿ ïðè÷èíà òðàâìàòèçìà — ïðåíåáðåæåíèå ïðàâèëàìè òåõíèêè áåçîïàñíîñòè. Êîëè÷åñòâî òðàâì âîçðàñòàåò â çèìíèé è ëåòíèé ïåðèîäû. ×àùå âñåãî ëîìàþò ðóêè — â ïëå÷åâîì ñóñòàâå è ëîêòå. (Ó÷èòåëü çíàêîìèò ñ ñîâåòàìè âðà÷à î òîì, êàê ïðàâèëüíî ïàäàòü.)

Âèäû ïîâðåæäåíèÿ êîñòåé: À — ïåðåëîì; Á — âûâèõ; Â — ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê

Òàáëèöà. Òðàâìû îïîðíî-äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû

Âèäû òðàâì

Ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê

Âûâèõ ñóñòàâîâ

Ïåðåëîì

Ïîâðåæäåíèÿ

Ïîâðåæäåíèå ñâÿçîê, ñîåäèíÿþùèõ êîñòè â ñóñòàâå. Âîçíèêàþò ïðè íåëîâêèõ äâèæåíèÿõ, óøèáàõ

Ñèëüíîå ñìåùåíèå êîñòåé, ïðè ýòîì ñóñòàâíàÿ ãîëîâêà âûõîäèò èç ñóñòàâíîé âïàäèíû

Íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè. Ïåðåëîìû áûâàþò îòêðûòûå è çàêðûòûå, ñî ñìåùåíèåì èëè áåç ñìåùåíèÿ êîñòè, åäèíè÷íûå è ìíîæåñòâåííûå

Ñèìïòîìû

Áîëü. Îòåê âîêðóã ñóñòàâà ñèíþøíîãî öâåòà èç-çà ðàçðûâà êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ è êðîâîèçëèÿíèé

Áîëü. Èçìåíåíèå ôîðìû ñóñòàâà. Ìîæåò áûòü ðàçðûâ ñâÿçîê, ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê. Íàðóøåíèå äâèæåíèé â ñóñòàâå

Ðåçêàÿ áîëü. Ñèëüíàÿ ïðèïóõëîñòü. Íåâîçìîæíîñòü äâèæåíèé. Íàðóøåíèå ôîðìû, äëèíû, èñêðèâëåíèå ïîâðåæäåííîé ÷àñòè òåëà

Ïåðâàÿ ïîìîùü

1. Ïðèëîæèòü ê ïîâðåæäåííîìó ìåñòó ïóçûðü ñî ëüäîì èëè õîëîäíîå, ñìî÷åííîå âîäîé ïîëîòåíöå äëÿ óìåíüøåíèÿ îòå÷íîñòè.

2. Íàëîæèòü òóãóþ ôèêñèðóþùóþ ïîâÿçêó. Íåëüçÿ ãðåòü, äåðãàòü, âûòÿãèâàòü ïîâðåæäåííîå ìåñòî.

Äëÿ îáåçáîëèâàíèÿ ïîäîéäåò ïðîñòîé èëè êîìáèíèðîâàííûé àíàëüãåòèê (àíàëüãèí, ïåíòàëãèí, ñîëïàäåèí).

3. Îáðàòèòüñÿ â òðàâìîïóíêò

1. Ïîëíûé ïîêîé ñóñòàâà. Ïðèëîæèòü õîëîä.

2. Çàôèêñèðîâàòü òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû áûëè íåïîäâèæíû äâà ñîñåäíèõ ñóñòàâà, äëÿ èììîáèëèçàöèè èñïîëüçóþò øèíû, äîùå÷êè, êîñûíêè.

3. Âïðàâëÿòü ñóñòàâ ìîæåò òîëüêî âðà÷

Ïîëíàÿ íåïîäâèæíîñòü ïîâðåæäåííîé ÷àñòè ïóòåì ôèêñèðîâàíèÿ. Øèíà äîëæíà çàõîäèòü âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ó÷àñòêà, åñëè ýòî êîíå÷íîñòè. Ïðè ïåðåëîìå ðåáåð ïîñòðàäàâøèé äîëæåí âûäîõíóòü âîçäóõ èç ëåãêèõ è äûøàòü íåãëóáîêî. Ãðóäíóþ êëåòêó òóãî çàáèíòîâàòü. Ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà ïîñòðàäàâøåãî êëàäóò íà òâåðäóþ ïîâåðõíîñòü è òàê òðàíñïîðòèðóþò â áîëüíèöó. Òåëî íåëüçÿ ñãèáàòü è íàêëîíÿòü. Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ÷åðåïà áîëüíîãî óêëàäûâàþò íà íîñèëêè æèâîòîì âíèç, ïîä ãîëîâó (ëèöî) ïîäêëàäûâàþò ìÿãêóþ ïîäñòèëêó ñ óãëóáëåíèåì èëè âàòíî-ìàðëåâûé êðóã

IV. Çàêðåïëåíèå íîâîãî ìàòåðèàëà

1. Ó÷åáíî-òðåíèðîâî÷íàÿ èãðà

Ó÷àùèåñÿ âûïîëíÿþò çàäàíèå, èñïîëüçóÿ ïîäðó÷íûé ìàòåðèàë è øèíû (ìåòàëëè÷åñêèå ëåñòíè÷íûå, ôàíåðíûå), ïåðåâÿçî÷íûé ìàòåðèàë.

Çàäàíèå äëÿ 1-é ãðóïïû

Îêàæèòå ïåðâóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü, åñëè ïðè ïàäåíèè áûëà ñèëüíî ñäàâëåíà ãðóäíàÿ êëåòêà. Ñâîè äåéñòâèÿ îáîñíóéòå.

Çàäàíèå äëÿ 2-é ãðóïïû

Îêàæèòå ïåðâóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü, åñëè ñëîìàíà ëó÷åâàÿ êîñòü. Ñâîè äåéñòâèÿ îáîñíóéòå.

Çàäàíèå äëÿ 3-é ãðóïïû

Îêàæèòå ïåðâóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü, åñëè ñëîìàíî áåäðî. Ñâîè äåéñòâèÿ îáîñíóéòå.

Çàäàíèå äëÿ 4-é ãðóïïû

Îêàæèòå ïåðâóþ ïîìîùü, åñëè âûâèõíóò ëó÷åçàïÿñòíûé ñóñòàâ. Ñâîè äåéñòâèÿ îáîñíóéòå.

Ôèêñèðóþùèå ïîâÿçêè

2. Âûáåðèòå âåðíûå óòâåðæäåíèÿ.

Åñëè âû ñîãëàñíû ñ óòâåðæäåíèåì — ñòàâèòå öèôðó 1, åñëè íå ñîãëàñíû — 0. (Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà â òåòðàäÿõ.)

1. Ïåðåëîì — ýòî âûõîä ñóñòàâíîé ãîëîâêè èç ñóñòàâíîé âïàäèíû. (0.)

2. Âûâèõè âïðàâëÿþò ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. (0.)

3. Ðåçêàÿ áîëü, ïðèïóõëîñòü, íåâîçìîæíîñòü äâèæåíèé — ïðèçíàêè ïåðåëîìà. (1.)

4. Íàëîæåíèå õîëîäà è òóãîé ïîâÿçêè — ýòî ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê. (1.)

5. Ïðè ïîâðåæäåíèè ïîçâîíî÷íèêà ÷åëîâåêà íóæíî óëîæèòü íà ñïèíó, ïîä ãîëîâó ïîëîæèòü âàëèê è îòïðàâèòü åãî â áîëüíèöó. (0).

Îöåíêè:

— 5 ïðàâèëüíûõ îòâåòîâ — «5»;

— 4 ïðàâèëüíûõ îòâåòà — «4»;

— 3 ïðàâèëüíûõ îòâåòà — «3».

3. Ðàçðåøèòü ñëîæèâøóþñÿ ñèòóàöèþ.

1. Íà óðîêå ôèçêóëüòóðû ìàëü÷èêè ñäàâàëè çà÷åò ïî áåãó íà 60 ì. Ñàøà, ïðîáåæàâ íåñêîëüêî ìåòðîâ, ñîøåë ñ äèñòàíöèè. Ñèëüíî áîëåëà íîãà, íî âñå-òàêè åå ìîæíî áûëî ñîãíóòü è ðàçîãíóòü, ïîøåâåëèòü ïàëüöàìè, ïîñòåïåííî íà÷àë ðàçâèâàòüñÿ îòåê. Êàê ïîìî÷ü Ñàøå? Îïðåäåëèòå ïî ñèìïòîìàì âèä òðàâìû.

2. Èðà è Òàíÿ ïðèøëè íà êàòîê. Êîãäà Èðà êàòàëàñü, åå ñëó÷àéíî òîëêíóë ïðè ïàäåíèè ñòàðøåêëàññíèê. Óäåðæàòüñÿ íà íîãàõ íå óäàëîñü, è äåâî÷êà óïàëà. Îò áîëè Èðà ãðîìêî çàïëàêàëà. Ó íåå áîëåëî ïëå÷î. Ïðè îñìîòðå îêàçàëîñü, ÷òî äåâî÷êà íå ìîæåò ïîøåâåëèòü ïàëüöàìè, âîçíèê ñèëüíûé êðîâîïîäòåê è åñòü èñêðèâëåíèå êîñòè. Äåâî÷êè íå çíàëè, ÷òî äåëàòü. Êàê ïîìî÷ü Èðå? Îïðåäåëèòå âèä òðàâìû.

4. Ðàáîòà ïî ðåíòãåíîãðàììàì.

Ó÷àùèåñÿ ïî ãðóïïàì îïðåäåëÿþò âèäû ïåðåëîìîâ è âûâèõîâ.

V. Èòîãè óðîêà

Ó÷èòåëü ïðåäëàãàåò ïðîâåñòè ñàìîîöåíêó è âçàèìîîöåíêó â ãðóïïå. Çàòåì, êîììåíòèðóÿ, âûñòàâëÿåò îöåíêè â æóðíàë.

Çàäàíèå íà äîì. Âûïîëíèòü óïðàæíåíèå ¹ 76 «Ìåðû ïåðâîé ïîìîùè» (ñ. 31 ðàáî÷åé òåòðàäè ê ó÷åáíèêó Ñîíèíà Í.È. «Áèîëîãèÿ. ×åëîâåê»). ×èòàòü §13 è îòâå÷àòü íà âîïðîñû ê íåìó ïî ó÷åáíèêó Öóçìåð À.Ì., Ïåòðèøèíà Î.Ë. «Áèîëîãèÿ: ×åëîâåê è åãî çäîðîâüå. 9-é êëàññ».

 äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ïîòðåíèðîâàòüñÿ ïðîâîäèòü ïîäðó÷íûìè ñðåäñòâàìè èììîáèëèçàöèþ ïëå÷à, êëþ÷èöû, áåäðà, ãîëåíè ïðè ïåðåëîìàõ.

Ãëàâà 3. ÐÀÇÂÈÂÀÞÙÈÅ ÇÀÄÀÍÈß ÏÎ ÒÅÌÅ «ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÓØÈÁÀÕ, ÏÅÐÅËÎÌÀÕ ÊÎÑÒÅÉ È ÂÛÂÈÕÀÕ ÑÓÑÒÀÂλ

1. Ïðî÷èòàéòå § 16 «Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáàõ, ïåðåëîìàõ êîñòåé è âûâèõàõ ñóñòàâîâ», ðàññìîòðèòå ðèñóíêè è çàïîëíèòå òàáëèöó.

2.Ïðè ïîäîçðåíèè íà ïåðåëîì êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ áûëà íàëîæåíà øèíà, à ñàìà ðóêà çàôèêñèðîâàíà ñ ïîìîùüþ êîñûíêè. Îïðåäåëèòå, êàêóþ îøèáêó äîïóñòèëè ïðè îêàçàíèè ïîìîùè ïîñòðàäàâøåìó. Ê êàêèì ïîñëåäñòâèÿì îíà ìîæåò ïðèâåñòè?

3.Ðåøèòå êðîññâîðä

1.Êîñòü îñåâîãî ñêåëåòà.

3.Êîñòü ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ëåæàùàÿ ñðåäè ìûøö ñïèíû.

Ìûøöû îäíîíàïðàâëåííîãî äåéñòâèÿ.

Òâåðäàÿ îñíîâà òåëà, ñîñòîÿùàÿ èç êîñòåé, õðÿùåé è ñâÿçîê.

II.×àñòü ãðóäíîé êëåòêè.

12.Áîëåçíü ïîçâîíî÷íèêà.

14. ×àñòü êîñòè, îáåñïå÷èâàþùàÿ åå ðîñò â òîëùèíó.

Ïî âåðòèêàëè:

Áîëåçíü íîã.

Ýëåìåíò ñêåëåòà.

Ìûøöû, äåéñòâóþùèå â ïðîòèâîïîëîæíûõ íàïðàâëåíèÿõ.

Òðàâìà êîñòåé.

8.Êîñòü ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ñî÷ëåíÿþùàÿñÿ ñ ãðóäèíîé.

9.×àñòü ìûøöû, ñîåäèíÿþùàÿ åå áðþøêî ñ êîñòüþ.

10.Íàçâàíèå ïîÿñà íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.

13.Âèä òðàâìû.

ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

1. Áðóíîâò Å.Ï., Ìàëàõîâà Ã.ß., Ñîêîëîâà Å.À. Óðîêè àíàòîìèè, ôèçèîëîãèè è ãèãèåíû ÷åëîâåêà. — Ì.: Ïðîñâåùåíè?