Реабилитация ребенка после перелома

У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).

Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.

Особенности переломов костей у детей

Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:

  • надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
  • поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
  • эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
  • апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.

В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.

Виды и последствия переломов у детей

По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.

По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.

По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.

Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.

Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.

Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.

Этапы лечения переломов

Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:

  • припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
  • ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
  • укорочение конечности;
  • видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
  • костный хруст при попытке движения.
Читайте также:  Разработка коленного сустава после перелома видео

До прихода врача нельзя:

  • вправлять отломки при открытом переломе;
  • пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
  • причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).

Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.

Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.

После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.

В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.

Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.

Методы лечения переломов у детей

94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.

При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.

Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:

  • внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
  • при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
  • открытые переломы;
  • неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
  • патологические переломы;
  • повреждение магистрального сосуда или нерва;
  • межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).

При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.

Реабилитационный прогноз и период восстановления

Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.

Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:

  1. Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
  2. Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
  3. Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.

Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.

Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:

  1. Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
  2. Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
  3. Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
  4. Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.

Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:

  1. Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
  2. Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
  3. Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
  4. Упражнения в воде.
  5. Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.

Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.

Читайте также:  Что делать после перелома пальца не сгибаются

В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.

Реабилитация детей после тяжелых переломов

На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.

У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.

Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.

Источник

Реабилитация ребенка после перелома

Случилось несчастье: ребенок упал, ушибся, при осмотре обнаружен перелом, наложен гипс. Сразу же у родителей возникает множество вопросов: что делать, как быть дальше, а вдруг не срастется или срастется неправильно? Итак, реабилитация после детских переломов – тема разговора на сегодня.

Первое и главное — не впадайте в панику! Тревога близких, страх, не­уверенность, бессилие перед свер­шившимся угнетают ребенка, невротизируют его. Процесс выздоровле­ния при переломах костей всегда длительный, поэтому запаситесь терпением, успокойтесь сами, успо­койте ребенка и внимательно слу­шайте советы врача.

Статистика говорит, что в 10% слу­чаев происходит перелом бедренной кости, до 40% составляют переломы костей голени, остальное — перело­мы костей стопы и пальцев. Перело­мы лодыжек у детей встречаются крайне редко. Чаще всего кости ни­жних конечностей ломаются при па­дении или прыжках с высоты. Пере­ломы стопы и пальцев случаются при прямом ударе, падении тяжестей на стопу. Чаще всего это уличная или спортивная травма.

Если после наложения гипсовой повязки или шины (часто ее называ­ют лонгетой) ребенка отпустили до­мой, это уже хорошо. По-видимому, перелом без смещения и его можно лечить в условиях поликлиники. Если же врач предлагает на несколько дней задержаться в больнице, при­слушайтесь. В больнице будет обес­печен более профессиональный уход и уже с первых дней начнутся лечебные и реабилитационные ме­роприятия.

Если лечение проводится дома

В течение первых суток происхо­дит постепенное высыхание гипсо­вой повязки. В это время она непроч­на и может сломаться. Поврежден­ной ноге следует придать возвышен­ное положение — уложить на подуш­ку или сложенное в несколько слоев одеяло, стопа должна находиться чуть выше уровня коленного сустава. Накрывать влажную гипсовую повяз­ку не следует, а для ускорения ее вы­сыхания можно использовать лучи­стое тепло от настольной лампы.

Любое наличие детских переломов сопровождается местными расстройствами кровооб­ращения, которые проявляются оте­ком, изменением цвета кожи, нару­шением кожной чувствительности. Чем значительнее травма, тем более выражен отек. Травматический отек сдавливает ткани, уплотняет их и яв­ляется естественной защитной реак­цией, предохраняющей костные от­ломки от расхождения и смещения. Но, сдавливая сосуды, отек препят­ствует поступлению крови к отлом­кам, замедляя их сращение. Поэтому рекомендуются возвышенное поло­жение конечности, ранние движения пальцами поврежденной ноги.

К концу первой недели отек, как правило, значительно уменьшается, кожа на стопе приобретает обычный цвет, морщинится. Вслед за спадаю­щим отеком может наступить вто­ричное смещение в гипсовой повяз­ке. Поэтому при некоторых видах пе­реломов на 4—5-е сутки врач реко­мендует произвести контрольное рентгенологическое исследование. К концу первой недели все неприят­ные ощущения под повязкой должны исчезнуть.

Правильно наложенная гипсовая повязка плотно охватывает конечность, не давит, придает чувство надежности и защищенности. В это время можно приступать к реабилитации – к обучению ребенка ходьбе с помощью костылей. Дети быстро осваивают эту «науку», мы нередко видим в стационаре, как они бегают с костылями наперегонки.

Не просмотрите осложнения

Длительно сохраняющийся или на­растающий отек, синюшный оттенок подногтевых лож, побледнение и снижение температуры пальцев сто­пы, расстройства чувствительности в виде «онемения» либо «ползания мурашек» сигнализируют о грубых дефектах местного кровообращения и являются основанием для немед­ленного обращения к врачу.

Нельзя оставлять без внимания длительно сохраняющиеся боли вне места перелома. Это бывает связано с давлением гипсовой повязки на плохо защищенные или недостаточ­но смоделированные костные высту­пы и может привести к образованию пролежней. При очередном посеще­нии врача обязательно скажите ему об этом.

Читайте также:  Восстановительный период после перелома пяточной кости

Очень часто под повязкой возника­ет кожный зуд. Он может быть выра­женным, изнуряющим, мешает спать, о чем тоже надо сказать врачу. Если это возможно и не вызовет осложнений, то гипсовую повязку снимут, произведут гигиену кожи, обработают ее и вновь наложат гипс. Самостоятельно выполнять такую манипуляцию не нужно.

С течением времени гипсовая по­вязка «стареет», становится хрупкой, трескается, крошится и ломается. Неизбежная гипотрофия мышц — «усыхание» при длительных сроках лечения — приводит к тому, что по­вязка становится свободной, уже не выполняет свои функции и должна быть заменена.

Сроки реабилитации после детских переломов и сроки сращения костей зависят от возраста ребенка, размеров, массы кости, ее функциональных и анатомических особенностей и характера перелома. Чем крупнее кость и чем старше ребенок, тем больше времени потребуется. Если фаланги пальцев стопы срастаются за 2-3 недели, то для сращения большой берцовой кости может потребоваться 2-3 и до 4-5 месяцев при некоторых переломах бедренной кости.

Начинаем тренировки

В последние недели ношения гип­совой повязки врач может рекомен­довать ходьбу с дозированной на­грузкой и под контролем родителей. Это очень важная деталь, позволяю­щая оценить качество сращения пе­релома. Если ребенок свободно хо­дит и бегает в гипсовой повязке, оте­ка и болей нет, то и потребности в этой повязке уже нет. Дозированную нагрузку увеличивают постепенно: вначале ребенок слегка приступает на поврежденную ногу, используя ко­стыли, затем оставляет один ко­стыль, затем используется трость, и, наконец, ему разрешается полная нагрузка. Ходьба в гипсовой повязке нормализует тонус мышц, улучшает работу сосудистых стенок, способ­ствует функциональной перестройке костного сращения.

У некоторых подвижных и возбуди­мых детей может возникнуть страх перед снятием гипсовой повязки, это связано с привыканием к ней и нарушением глубоких видов чувстви­тельности: нога воспринимается как «не своя». Это явление проходит за 2-4 дня. На это время ногу можно плотно забинтовать.

Перед снятием гипса назначается контрольная рентгенография. Не нужно тревожиться, если после этого врач решит продолжить лечение в гипсовой повязке — сращение дол­жно быть надежным! Некоторые дети начинают ходить раньше, чем им это разрешат. Обыч­но ничего страшного не происходит. Девочка трех лет получила косой пе­релом большой берцовой кости при падении с крыльца. Две недели нога была в гипсе. Все это время папа но­сил ребенка на руках. На третьей не­деле родители засиделись на кухне, а малышка слезла с кровати и при­шла к ним… Представляете состоя­ние родителей?! После осмотра ре­бенка ничего угрожающего обнару­жено не было, разрешена ходьба в гипсовой повязке, а через 10 дней гипс был снят окончательно.

Теперь — на реабилитацию!

Снятием гипсовой повязки лече­ние не заканчивается, а переходит в свою заключительную фазу: восста­новление функции и реабилитация после перелома. Начинать нужно с лечебной физ­культуры в сочетании с массажем и физиолечением. Очень важно убе­дить ребенка самостоятельно зани­маться лечебной физкультурой: об­учающий комплекс упражнений он выполняет в поликлинике под руко­водством инструктора и как мини­мум дважды в день повторяет дома самостоятельно.

В отдаленном периоде при пере­ломах длинных трубчатых костей мы наблюдаем длительно сохраняю­щуюся гипотрофию мышц, которая проявляется уменьшением мышечной массы. Это результат травмы и длительного обездвиживания. Воз­можно некоторое отставание в росте поврежденной конечности, которое не превышает обычно 1,5-2 см и на походке не отражается.

Редко встречается удлинение сло­манной конечности как результат ме­стной перестройки и оживления об­менных процессов, направленных на скорейшее сращение. Особого вни­мания требуют околосуставные и внутрисуставные переломы, восста­новительное лечение при данных повреждениях имеет свои особенно­сти.

Учитывая такое разнообразие ис­ходов и отдаленных результатов ле­чения переломов костей голени и бе­дра, дети с подобными травмами подлежат диспансерному наблюде­нию у врача ортопеда-травматолога в районной поликлинике в течение как минимум года.

Психика тоже страдает

Психологически травма нижней ко­нечности переносится тяжелее, чем травма руки. Резко снижается двига­тельная активность, сужается жиз­ненное пространство, формируется некоторая социальная изоляция. По­этому с первых дней нужно вырабо­тать новый режим дня, обеспечить адекватный уход за ребенком. Надо стараться поддерживать бодрое на­строение, насытить каждый день бо­лезни положительными эмоциями, разрешать встречи с друзьями, од­ноклассниками. Очень полезны при­меры из жизни и литературы, укре­пляющие веру в скорейшее выздо­ровление, формирующие стойкость, терпимость и мужество.

Большое значение имеет диета, рацион ребенка должен включать продукты, содержащие кальций, со­ли фосфора, легкоусвояемые белки, витамины. Рекомендуются мясо пти­цы, телятина, свежая рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Необходимо отрегулировать стул, так как вынужденное положение в гипсовой повязке может вызвать проблемы с кишечником. Только спокойное и уверенное по­ведение родителей, рациональное питание, строжайшее выполнение всех врачебных рекомендаций помо­гут ребенку быстрее справиться с травмой, а семье — пережить нагря­нувшую беду.

Источник