Сгоряча он не обратил внимания на ушиб

(П.) 2) Костёр горел жарко, с треском. (Ч.) 3) Семён Иванов служил сторожем на железной дороге. 4) Он работал (не)покладая рук. (М. Г.) о) Такой пляски я (ни)когда (не)видывал впоследствии. (Кор.) 6) Антипов побежал (на)верх. (Ю. Трифонов.) 7) Я вижу себя (с)нова в деревне, глубокой осенью. (Бун.)
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Поэтому обстоятельство обычно зависит от сказуемого.
По своим значениям обстоятельства делятся на следующие основные группы: Виды обстоя-тельств Вопросы Примеры Образадействия как? каким о б р а — з о м ? 1) Звонко кукушка вдали куковала. (Н.) (Как куковала?)
Корабль одинокий несётся, несётся (как?) на всех парусах. (Л.) 3) В дом ворвался ветер, хо-лодный (как?) по-зимнему. илисте-пени как? в какой сте-пени? 1) Девочка шла (как?) быстро.
Деревня изменилась (в какой степени?) до неузнаваемости. Места где?
куда?
откуда? 1) Кругом кричали коростели. (Т.) (Где кричали?) 2) Мы въехали (куда?) в кусты. (Т.) 3) Заяц выскочил (откуда?) из лесу и побежал (где?) полем. (П.)
Продолжение
Виды
обстоя- Вопросы Примеры
тельств Времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? 1) Вчера я приехал в Пятигорск. (Л.) (Когда приехал?) 2) Бабушка (с каких пор?) от восхода солнца (до каких пор?) до поздней ночи была занята работой по хозяйству. (М. Г.) 3) Мы стояли на тяге (как долго?) около часу. (Т.) Усло- при При старании вы сможете до- вия каком биться больших успехов. (При усло каком условии?) вии? При-чины почему? отчего? 1) Он на месяц освобождён от занятий физкультурой (почему?) по болезни. 2) Сгоряча он не почувствовал боли. (Почему не почувствовал?)
Цели з а ч е м? Алексей Мересьев был направлен для в Москву (зачем? для чего?)
чего? на излечение. (Пол.)
Уступ- н е- 1) Город, несмотря на позднее ки смотря время, был весь на ногах. (Па-на что? уст.) (Несмотря на что?) вопре- 2) Вопреки ожиданиям ночь бык и ла тёплая. (Арс.) (Вопреки че- чему? му?) ! | | |
Обстоятельства обычно бывают выражены наречиями или существительными в формах косвенных падежей с предлогами или без предлогов.
Кроме того, обстоятельства образа действия, времени, причины, цели и условия могут быть выражены деепричастными оборотами, например: 1) Забрав-
Г 1
шись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт.
почему?
1
1
(Н.) 2) Василиса Егоровна, видя моё упрямство,
при каком условии?
оставила женя в покое. (П.) 3) Не зная броду, не
как?
суйся в воду. (Поел.)’ 4) Бегут, играя на солнце,
с какой цель ю? шумные ручьи. (Сераф.) 5) Мы разбили палатки, желая укрыться от дождя.
Обстоятельство цели может быть выражено неопределённой формой глагола, например: Я приехал (зачем?) повидать тебя, а обстоятельство образа действия — сравнительными оборотами, например: Пруд жестами (как?), как сталь, сверкал на солнце. (Т.)
189. Прочитайте. Найдите обстоятельства, укажите, чем они выражены, каково их значение. Каким способом связаны они со словами, от которых зависят? Спишите, обозначая обстоятельства.
месяцев в город.. Олимпия. Победитель получал в награду венок из ветвей маслины и на родин., ему устраивалась торжественная встреча.
(В)последстви.. стали проводи(т, ть)ся и зимние Олимпийские игры называемое Белыми олимпиадами. Их счёт ведё(т, ть)ся с 1924 года.
В нашей стране Олимпийские игры были проведены в 1980 году. Это были XXII летние Олимпийские игры которые открылись 19 июля в Москве. Со всех континентов приехали в столицу участники и гости Олимпиады.
Прочитайте. Найдите обстоятельства условия, причины, цели и времени. Чем они выражены? Спишите, обозначая эти обстоятельства. О Расскажите о правописании предлогов (в)следстви. (в)течени. (в)продолжени.. . Запишите по одному словосочетанию, в котором зависимое слово присоединялось бы к главному этими предлогами. О Составьте одно сочетание с наречием (в)последстви.
1) При малейшей удаче он необыкновенно ободрялся. (Дост.) 2) В случае нападения зап..райте ворота да выводите солдат. (П.) 3) Из (за) шума падающего дождя (ни) чего (не) было слышно. (Т.) 4) Плавание по реке было опасно (в) следстви.. быстроты течения. (Арс.) 5) (С)горяча он не обратил внимания на ушиб. 6) Санитарный поезд отправлялся в Омск на , ремонт. (Пан.) 7) После мит. .нга Черепа- ремонт нов пригласил Фролова к себе поужи- реставрация нать. (Н. Ник.) (В) продолжени.. дня перебывало в моей хижине более сорока человек из разных деревень. (М.-Мак.) 9) (В)течени.. всего путешествия работы было вдоволь. (Прж.)
Прочитайте, укажите, где глаголы в неопределённой форме служат обстоятельствами цели, где — дополнениями, а где — частью составного глагольного сказуемого.

Прочитайте. Укажите обстоятельства образа действия и степени. Чем они выражены? Спишите, расставляя запятые. О Расскажите о значении и правописании частиц не и ни.
1) Угрожающ.. рокоч..т море. С шумом кат..тся грозные валы. 2) Дует очень холодный ветер. 3) На чёрном как тушь небе (н..) мелькает (н..)одна звёздочка. 4) (Н..)умолкая (н..) (на)миг плещ..т волны. 5) (В)да- ли ж..лтеют как бледные пятна огни фонарей. 6) Выйдя за ворота мы повернули (в) право и побрели (не) спеша по мягкой, пыльной дорог.. . (Ч.)
I. Спишите, расставляя знаки препинания, обозначьте об-стоятельства. О Подберите синонимы к словам опускаются и родник. Найдите метафоры и сравнения.
1) Пр..летев на место гуси шумно опускаются на воду. (Акс.) 2) Грохот ближнего боя ещё осенью поднял медведя из берлоги нарушив его зимн..ю спячку. (Пол.) 3) За Москвой (рекой) алея встал рассвет. (Щ.) 4) Как парус чайка там белеет в высоте.4 (Фет.) 5) Ручеёк поворачивал (на)право и струился вдоль1 болын..го оврага сл..ваясь с другими родниками. (Сол.) 6) Снег у крыльца как песок зыбучий.4 (Ес.)
II. Выпишите из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (строфы 9—10) предложения со сравнительными оборотами.
Прочитайте. Определите, к какому стилю принадлежит этот текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
В. .сна наступила в этом году ранняя дружная и как всегда в Полесье н. .ожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые коричневые сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя
щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи стаями обсыпавшие придорожные вётлы кричали так громко и возбуждённо что н. .чего нельзя было расслышать за их криком.

(По А. Куприну.)
Прочитайте. К какому типу речи принадлежит текст (описание, повествование, рассуждение)? Объясните членение текста на абзацы. Определите стилистическую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ. Объясните постановку тире во втором абзаце текста.
Надо много путешествовать — не обязательно «ногами», переезжая с места на место, из одной страны в другую, но «путешествовать» по книгам, с помощью книг, с помощью музеев.

И первое «путешествие», которое человек должен со-вершать,— это «путешествие» по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями — это всегда радость не-скончаемого открытия нового в знакомом, радость узнавания привычного в новом. Знакомство и ознакомление других (если ты настоящий патриот), бережное отношение к своей старине, к своей истории, ибо своя страна, помимо измерения в пространстве, имеет ещё и «четвёртое измерение» — во времени.
Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого. (Д. С. Лихачёв.)
Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. О Какое общение можно назвать эффективным? Что изучает такая наука, как риторика?
Умение говорить ценилось во все времена и у всех народов. Но только в Древней Греции выразительной убедительной речи стали учить. Главным образом учили публичному красноречию ораторов даже специально нанимали чтобы подготовить речь в суде или в народном собрании. В Древней Греции появилась наука об оратор-ском искусстве — риторика (греч. rhetorike). «Поэтами рождаются ораторами становятся»,— говорили древние. До начала XIX века риторика оставалась обязательным предметом при изучении словесности. Все названия словесных украшений которые используют до сих пор взяты из учебников и трактатов по риторике. Риторика изучает правила построения ораторской речи и — шире — правила эффективно-
красноречие
риторика * —
го общения. 198. Прочитайте текст. Выделите важнейшие признаки ораторской речи. Подготовьте сообщение об особенностях ораторской речи. Определите значение слова пафос. О Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
Ораторская речь всегда рассчитана на публику, на группу лиц, поэтому она обычно включает обращения к слушателям. В ораторских выступлениях обычно ставятся и раскрываются вопросы, имеющие общественную значимость, гражданское звучание.

пафос
Основная задача оратора — воздействие на ум, чувства, действия слушателей. Цицерон говорил: «Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать». Оратор стремится повлиять на поведение, по-ступки людей, убедить их в чём-либо, вызвать у них подъём духа. Ораторская речь поэтому должна отличаться особой эмоциональностью, яркостью, пафосом. Аристотель писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, даже если в его речи и нет ничего основательного.
199. Прочитайте отрывок из речи И. С. Тургенева на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве. Какие особенности ораторской речи отражены в этом тексте? Найдите в речи И. С. Тургенева средства установления контакта со слушателями. Какие средства выразительности речи использует писатель? О Найдите в тексте устаревшие слова и выражения. С какой целью они использованы в ораторской речи?
Сооружение памятника Пушкину, в котором участвовала, которому сочувствует вся образованная Россия и на праздновании которого собралось так много наших лучших людей, представителей земли, правительства, на-
уки, словесности и искусства,— это сооружение представляется нам данью признательной любви общества к одному из самых достойных его членов.
Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом,— так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Будем также надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин! — и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: «Это памятник — учителю».
200. Напишите свободный диктант. Назовите важнейшие признаки хорошей публичной речи, о которых говорит Д. С. Лихачёв.
Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были слишком длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим, это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут вас могут слушать внимательно, вторые пять минут вас ещё продолжают слушать, через пятнадцать минут все только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте перестают делать вид и начинают перешёптываться о своих делах.
Второе правило: чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с интересом для себя рас-сказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно.
Кроме того, постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные. Тогда слушатели будут догадываться, в чём вы хотите их убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы в конце сформулируете вашу основную мысль.
Ф 201. Подготовьте краткий рассказ об истории вашего края (города, местности). Выберите из него наиболее интересные факты. Постройте на их основе небольшое выступление по плану:
Обращение к слушателям.
Определение темы и цели выступления.
Изложение наиболее ярких фактов истории края (города).
Эмоциональное заключение, обращённое к слушателям.
202. Спишите. Проверьте по словарю. О Составьте с выделенными словами предложения. Каким членом предложения является каждое из этих слов?
Слушать оратора, опера композитора Бородина, оп..здатъ из-за ..варии, отправить автомашину в ремонт, газетный к..оск, красочно оформленная в..трина, здания современной арх. .тектуры, р. .ставрировать старинную картину, симв..л дружбы, т. .ржестве. .ая ораторская речь, р..торика, научная лаборатория, компьютерный класс.

источник

Источник

Упражнение 1.

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Над обстоятельствами поставьте вопросы, на которые они отвечают.

I. 1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.

II. 1) Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. (К. Паустовский.) 2) Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка. (Ю. Олеша.) 3) Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной. (Ю. О л е ш а.) 4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс. (Ю. Олеша.)

Упражнение 2.

Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1) Вадим отстал от своих товарищей … (обстоятельство причины). 2) Мы отправились в лес … (обстоятельство цели). 3) Ребята поспешили на речку … (обстоятельство цели). 4) (Обстоятельство места) … поднималось солнце. 5) (Обстоятельство времени) … над лесом занялся пожар.

Упражнение 3.

Запишите предложения, объясните орфограммы; подчеркните члены предложения, определите, какими частями речи выражены обстоятельства.

1) Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в садах и огородах. 2) Отправиться в дальнюю дорогу — значит подвергнуть испытанию свои силы. 3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно.

Упражнение 4.

Запишите предложения, подчеркните обстоятельства, сверху надпишите их вид.

Из темноты сверкнуло созвездие огней и вода под этими огнями заметалась острыми быстрыми вспышками. Долго бродила Олёнка по лесу, болоту в березняках. В ольховых зарослях ручьёв и в низинах появились первые стайки зарянок и запели свои несложные песенки. Под пеньком в хвое и листьях шныряют муравьи, букашки, личинки.

Упражнение 5.

Подчеркните обстоятельства, сверху надпишите, какими частями речи они выражены.

1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх. 2) Мы пошли на вал — возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. 3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк. 4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой. 5) В 1812 г. в России бушевала народная война. 6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками. 7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.

Упражнение 6.

Подберите к глаголам бежать, затянуть обстоятельства разных видов. Укажите вид каждого обстоятельства. Отдельно запишите предложения с этими глаголами, при которых обстоятельства уступки и выраженные деепричастным и сравнительным оборотом выделялись бы запятыми.

Упражнение 7.

Спишите предложение, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, укажите их вид.

1) На горизонте как бисерные нити тянулись журавлиные стаи. (М. Пришвин.) 2) Возле выходной стрелки станции стояла уцелевшая будка стрелочного поста. (А. Платонов.) 3) Пластинка перестала играть остановилась скрипнув иглой. (Ю. Бондарев.)

Упражнение 8.

Запишите, комментируя предложения. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств.

1) В октябре за туманами где-то затерялось недав..е лето. 2) На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки. 3) В самый разгар игры меня зачем (то) позвали домой. 4) Скамейка почернела от времени в саду. 5) Едет парень верхом. 6) Промелькнул, гремя, Чонгарский мост. 7) Струя воды сияет на стекле, как след звезды. 8) Катает ядра гром с небесной светлой кручи. Подуло холодком от подступившей тучи. 9) Зам..рли в ш..ренге, как солдаты, восемь к..парисов у дворца. 10) (Не)быстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. 11) долго мы на берегу стояли.    (С. Щипачев.)

Упражнение 9.

На месте скобок вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания «предлог + существительное».

1. (Обстоятельство времени) ехала (обстоятельство места). 2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места). 3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство) куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой. 7. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели).


Упражнение 10.

Замените фразеологизмы наречиями. Сделайте вывод о синтаксической роли фразеологизмов в данных предложениях.

1. Мальчик бежал во все лопатки. 2. Он сказал не в бровь, а в глаз. 3. Девочка выучила задание назубок. 4. Она пришла ни свет ни заря. 5. Работу он знал как свои пять пальцев. 6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо. 7. До деревни рукой подать. 8. Она работает не покладая рук.


Упражнение 11.

Прочитайте. В каждом предложении (простом и сложном) найдите грамматическую основу (основы) и второстепенные члены предложения. Укажите, чем они выражены. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

Рядом с домом Пушкина под сенью большого двухвекового клена среди кустов сирени акации и жасмина стоит маленький деревянный флигелек. Здесь в светелке жила няня Арина Родионовна. Сюда Пушкин шел отдохнуть душою послушать ее чудесные сказки. Старинные сундуки лавки стол в красном углу покрытый холщовой домотканой скатертью жужжащее веретено все здесь было простое русское деревенское уютное. Тут же русская печь с лежанкой с пучками душистых трав.

Поэт Языков приехав в гости к Пушкину часто навещал няню. Ему здесь нравилось все и природа и соседи в Тригорском и Пушкин и няня. Она привлекала его своей душевной привязанностью к поэту материнской заботой о нем замечательной народной речью пленительными рассказами про старину про бывальщину. Перед отъездом Языкова из Михайловского няня подарила ему шкатулку. В шкатулке он хранил свои сувениры письма и подаренный ему Пушкиным автограф стихов «У лукоморья дуб зеленый…». Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны дошедшая до наших дней и хранящаяся в музее в Михайловском.

(По С. С. Гейченко.)

Тест по теме «Обстоятельство»

1. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются

1) приложениями.
2) определениями.
3) обстоятельствами.
4) косвенными дополнениями.

2. На вопросы где? куда? откуда? отвечают обстоятельства

1) места.
2) условия.
3) причины.
4) образа действия.

3. Обстоятельства цели отвечают на вопросы

1) почему? отчего?
2) зачем? для чего?
3) где? куда? откуда?
4) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

4. Обстоятельства времени отвечают на вопросы

1) зачем? для чего?
2) где? куда? откуда?
3) как? каким образом?
4) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

5. М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году. В этом предложении есть обстоятельства

1) места и цели.
2) цели и причины.
3) места и времени.
4) образа действия и времени.

6. В 1820 году А. С. Пушкин был отправлен в ссылку на юг. В этом предложении есть обстоятельства

1) места и цели.
2) времени и места.
3) времени и меры и степени.
4) времени и образа действия.

7. Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов) В этом предложении есть обстоятельства

1) цели и причины.
2) времени и места.
3) меры и степени и места.
4) образа действия и места.

8. Два обстоятельства места и обстоятельство образа действия есть в предложении

1) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)
2) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
3) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (И. С. Тургенев)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

9. Обстоятельство образа действия есть в предложении

1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)
2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

10. Два разных по значению обстоятельства есть в предложении

1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)
2) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
3) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)
4) Хозяйский глаз повсюду нужен: он вмиг заметит что-нибудь. (А. С. Пушкин)

11. Обстоятельство меры и степени есть в предложении

1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)
2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

12. Обстоятельство меры и степени есть в предложении

1) Я приехал повидать тебя.
2) Дует очень холодный ветер.
3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
4) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)

13. Обстоятельство цели есть в предложении

1) Я приехал повидать тебя.
2) Дует очень холодный ветер.
3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
4) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)

14. Обстоятельство места есть в предложении

1) Я приехал повидать тебя.
2) Дует очень холодный ветер.
3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
4) Волчица сжалась как пружина. (Ч. Айтматов)

15. Обстоятельство условия есть в предложении

1) Дует очень холодный ветер.
2) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
3) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)
4) В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. (А. С. Пушкин)

16. Обстоятельство уступки есть в предложении

1) Он работал не покладая рук. (М. Горький)
2) Несмотря на поздний час, было душно. (С. Антонов)
3) Внук-шофер из-за руля кланяется деду. (А. Твардовский.)
4) Из-за шума падающего дождя ничего не было слышно. (И. С. Тургенев)

17. Предложение с двумя обстоятельствами:

1) С шумом катятся грозные валы.
2) Семен Иванов служил сторожем на железной дороге.
3) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович)
4) Заяц выскочил из лесу и побежал полем. (А. С. Пушкин)

18. Сгоряча он не обратил внимания на ушиб. Это предложение с обстоятельством

1) цели.
2) условия.
3) времени.
4) причины.

19. Сравнительным оборотом обстоятельство выражено в предложении

1) Я стою у дороги, прислонившись к иве. (С. Есенин)
2) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович)
3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев)
4) Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет. (Н. А Некрасов)

20. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели не спеша по мягкой, пыльной дороге. (А. П. Чехов) Словосочетание выйдя за ворота в данном предложении является обстоятельством

1) цели.
2) места.
3) времени.
4) причины.

                                                  Ответы:

Источник